Пенсионеры или лица, проходившие службу по контракту. Однако им придется поступать на бюджетные места на общих основаниях и учиться потом в течение 5-ти лет (или 6-ти при наличии двухступенчатой системы образования, принятой вузом).

Если вы получили первое высшее на коммерческой основе, вы сможете поступить на второе высшее на общих основаниях и учиться там только на платной основе, согласно новой редакции закона «Об образовании».

Если в вузе введена двухступенчатая система образования, то вы можете, закончив бесплатно бакалавриат или специалитет (в другом вузе, практикующем традиционные формы обучения), поступить в магистратуру по другой специальности также на бюджетной основе.

Проработайте в госучреждении в течение 5-ти лет и более. Если руководство этого ведомства сочтет целесообразным способ повышения вашей квалификации путем получения второго высшего образования, то вас могут направить на обучение бесплатно. Кроме этого, такое направление вы можете получить и от частной фирмы в том случае, если она возьмет на себя все расходы на ваше образование.

Поступите в один из зарубежных вузов, чтобы получить бесплатно второе высшее образование. Однако для того, чтобы обучаться и проживать в другой стране, вам все равно потребуются немалые средства.

В наше время специалисту приходится постоянно совершенствовать свои знания и навыки. Различные семинары, курсы, обмены опытом стали привычны в работе современного служащего. Чтобы быть востребованным на рынке труда, нужно постоянно развиваться и учиться. А уж если вы вдруг решили сменить профессию, то получение второго высшего образования является острой необходимостью.

Инструкция

Кроме того, получают второе образование люди, имеющие дипломы советских вузов. Им, как правило, не хватает знаний в области менеджмента, маркетинга, информационных технологий, бизнеса и инноваций.

Для зачисления в вуз обычно бывает достаточно представить диплом об образовании, а также комплект фотографии, паспорт и другие документы по требованию заведения. Конкурса на получение второго высшего образования нет, поэтому решение о принятии происходит после собеседования и оплаты стоимости обучения за семестр.

Как правило, получение второго образования происходит в более короткие сроки, чем первого, обычно за 2-3 года. Если объем изучения дисциплины совпадает с первым вузом, то она может быть зачтена автоматически.
Такое решение принимается учебной частью образовательного учреждения. Кроме того, некоторые, как правило, коммерческие вузы, предлагают получение второго высшего образования за срок до двух лет.

Обучение происходит без отрыва от работы. Форму изучения дисциплин вы можете выбрать самостоятельно, вечернюю либо заочную. Некоторые вузы предлагают обучение в экстернате или по индивидуальной программе, а также занятия могут проходить по выходным дням.

Если вы выберете заочную форму обучения, то работодатель в соответствии с трудовым кодексом не сможет предоставить учебный отпуск. Он дается только лицам, получающим первое образование.

Видео по теме

Совет 3: Как получить второе высшее образование бесплатно

Если верить статистике, количество желающих получить второе высшее образование ежегодно только растет. И объясняется это отнюдь не повальной тягой к знаниям, а суровыми требованиями реальности. Одним не хватает определенных знаний, чтобы продвинуться по карьерной лестнице, другим – чтобы сменить место работы на более престижное. Определившись с направлением, возникает другой вопрос: «А можно ли получить второе высшее образование бесплатно?»

Вам понадобится

  • - диплом о неполном высшем образовании;
  • - диплом о военном образовании;
  • - диплом бакалавра или специалиста

Инструкция

Получите два диплома о неполном высшем образовании. Выдают его по завершению студентом двухгодичного обучение. Есть мнение, что за этот срок он может получить достаточно знаний для работы по выбранной специальности.

Закончите специалитет (или бакалавриат) и магистратуру. На сегодняшний день реформа в системе образования приводит к тому, что специалитет практически ликвидируется. Его место занимает бакалавриат. Однако это не мешает окончить институт и поступить в магистратуру на бюджетные места. Что в итоге принесет в вашу копилку еще одно высшее образование.

Поступите в зарубежный вуз. Получить бюджетное место в одном из «забугорных» высших учебных заведений вполне реально, вот только необходимо будет доказать приемной комиссии, что именно вы этого достойны. Так как грант на образование дается, увы, не всем желающим.

Видео по теме

Обратите внимание

Если первое высшее образование у вас военное, второй раз, хоть и бесплатно, придется учиться пять лет, вместо положенных трех.

Учтите, что диплом о неполном высшем образовании и академическая справка об обучении в вузе – это два совершенно разных документа.

Срок обучения на бакалавриате составляет 4 года, а в магистратуре – 2.

Получение второго высшего образования за границей нельзя считать бесплатным, даже если в университете вам достанется бюджетное место. Ведь придется выложить немалые деньги на покупку билетов, оплату проживания и визы. С другой стороны, по окончании обучения можно получить престижное место работы в ведущей компании.

Источники:

  • получение второго высшего

Сегодня постоянно растет конкуренция на рынке труда. Одни профессии теряют свою актуальность, тогда как спрос на другие начинает расти. К тому же, в числе условий приема на работу все чаще фигурирует наличие дополнительных знаний и навыков. Поэтому получение второго высшего образования нередко становится жизненной необходимостью.

В России популярность второго высшего образования возрастает с каждым годом. Второе высшее образование – это не только способ расширить кругозор и поднять свой престиж в глазах окружающих. Чаще всего, это необходимая ступень для карьерного роста.

Человек, уже имеющий диплом бакалавра, специалиста или магистра и вновь обучающийся по программе подготовки бакалавра или специалиста, может получить второе высшее образование преимущественно на платной основе.

Кто стремится к получению второго высшего образования

Как правило, к получению второго диплома стремятся люди в возрасте от 25 до 45 лет. При этом они составляют 60-70% от общего числа студентов. Причины, побудившие человека второй раз сесть на студенческую скамью, могут быть самыми разными. Иногда первого высшего образования оказывается недостаточно для успешной профессиональной деятельности. Бывает, что у выпускников вузов возникает интерес к новой профессии, и они начинают ее осваивать. Чаще всего, студенты получают второе высшее образование по заочной или вечерней форме обучения, совмещая учебу с активной трудовой деятельностью.

Самыми популярными направлениями для получения второго образования по-прежнему остаются юриспруденция, экономика, финансы и кредит, бухгалтерский учет, информационные технологии, иностранные языки и т.п.

Преимущества при получении второго высшего образования

У тех, кто хочет получить второе высшее образование, есть определенные преимущества. Как правило, им не приходится снова сдавать вступительные экзамены, зачисление в ВУЗ происходит на основе собеседования или тестирования. Срок обучения также становится короче. Обычно он составляет от двух до трех лет. Как и при первом образовании, выпускник может получить квалификацию бакалавра или специалиста.

При приеме на работу специалист с двумя высшими образованиями всегда будет выглядеть достойно в глазах работодателя. Он сможет быстрее продвинуться по карьерной лестнице, совмещать работу по двум или нескольким специальностям. К тому же, ему проще избежать безработицы, переключившись с одного вида деятельности на другой. И, наконец, он станет многогранной, всесторонне развитой личностью.

Так что, если у человека возникает возможность и желание получить второе высшее образование, ни в коем случае не нужно от них отказываться.

Высшее образование можно получить по очной, заочной, очно-заочной, вечерней или свободной формах обучения, а также в форме экстерната. Причем, в некоторых странах, в зависимости от формы и целей обучения, количества изучаемых дисциплин, уровня подготовки и т. д., происходит деление студентов на «регулярных», «условных», «специальных», «случайных», «вольных» и т. п.

В зависимости от формы обучения, страны, системы и профиля срок обучения для получения высшего образования колеблется от 4 до 9 лет.

История

Выделение высшей ступени образования произошло в странах Древнего Востока более тысячи лет до н. э. Тогда, на этой ступени, молодёжь изучала философию, поэзию, а также известные на тот момент законы природы, получала сведения о минералах, небесных светилах, растениях и животных.

Средневековое высшее образование, в первую очередь преследовало цель обоснования богословских догм. Лишь в XIV -XVI вв. происходит постепенное освобождение науки и образования от схоластики . Этому способствовали крупные научные открытия и успехи в области медицины в эпоху Возрождения в Италии. Среди видных представителей науки того времени - Леонардо да Винчи, Н. Коперник, И. Кеплер, Г. Галилей, Р. Декарт, И. Ньютон, Г. Лейбниц. Резкой критике схоластическая школа подверглась со стороны английского философа - Ф. Бекона. Писатели-гуманисты и педагоги того времени - Витторино да Фельтре, Эразм Роттердамский , Л. Вивес, Ф. Рабле , М. Монтень - выступали против монополизации католической церковью области образования. Они предложили новые методы обучения, основанные на развитии самостоятельного критического мышления.

Исключительно важное значение для развития высшего и образования в целом имело изобретение книгопечатания в в.

Михайловский - Инженерный замок. Где с 1823 года располагалось одно из первых высших инженерных учебных заведений России - Николаевское инженерное училище, сейчас вблизи него на месте основания расположен Военный инженерно-технический университет

Первые высшие Инженерные учебные заведения начали создаваться только после коренного инновационного перелома 1810 года, произошедшего в Главном инженерном училище Российской империи, когда офицеров стали продолжать доучивать дополнительные два года. Первым высшим инженерным учебным заведением России, после добавления старших офицерских классов, в отличие от всех других кадетских корпусов, стало в 1810 году Главное инженерное училище , а ныне Военный инженерно-технический университет , что сделало программу обучения инженеров пятигодичной и породило существующую до сих пор систему двухступенчатого разделения инженерного образования между старшими и младшими курсами. Как писал знаменитый ученый механик Степан Тимошенко в своей книге «Инженерное образование в России», именно эта система Главного инженерного училища позволила обеспечить качественную теоретическую подготовку во время обучения на младших курсах, чтобы позднее приступать к более глубокому изучению инженерных дисциплин на старших курсах. В дальнейшем в течение всего девятнадцетого века продолжился переход наиболее передовых инженерно-технических учебных заведений Российской империи к системе высшего инженерного образования, сопровождавшийся дальнейшим её качественным развитием, прежде всего по причине того, что практически каждое учебное заведение создавало не существовавшую до этого программу своего собственного нового направления или специализации высшего инженерного образования, позитивно заимствуя передовой опыт других, по братски сотрудничая, обмениваясь инновациями и взаимо обогащая друг друга. Выдающимся организатором и символом этого процесса был Дмитрий Иванович Менделеев .

Главный корпус Казанского университета

17 ноября 1804 года в Казани учреждается Казанский университет . Уже в первые десятилетия своего существования он стал крупным центром образования и науки. В нём сформировался ряд научных направлений и школ (математическая, химическая, медицинская, лингвистическая, геологическая, геоботаническая и др.). Предмет особой гордости университета - выдающиеся научные открытия и достижения: создание неевклидовой геометрии (Н. И. Лобачевский), открытие химического элемента рутения (К. К. Клаус), создание теории строения органических соединений (А. М. Бутлеров), открытие электронного парамагнитного резонанса (Е. К. Завойский), открытие акустического парамагнитного резонанса (С. А. Альтшулер) и многие другие.

В 1861 году Содружество Массачусетса одобрило хартию Вильяма Бэртона Роджерса об учреждении «Массачусетского технологического института и Бостонского общества естествознания» (ныне ). Вильям Бэртон Роджерс хотел создать новую форму высшего образования, отвечающего вызовам стремительно развивающейся науки в середине XIX века , на которые классическое образование было патологически не способно дать адекватный ответ. После принятия хартии Роджерс стал искать средства, развивать учебную программу и подбирать подходящее место для института. План Роджерса, как он сейчас известен, базировался на трёх принципах: образовательная ценность полезных знаний, необходимость обучения через действия и объединение профессиональных и гуманитарных наук. МИТ стал пионером в использовании инструкций для лабораторных работ. Его философия - «обучение не в манипуляциях и мгновенных деталях науки, которые можно применить лишь на практике, а в знании и понимании всех основных научных принципов с их объяснениями». Из-за начавшейся несколько месяцев спустя гражданской войны первые занятия в МИТе прошли только в 1865 году в арендованном помещении торгового дома в пригороде Бостона .

Большой толчок к развитию, сближению и гармонизации высшего образования в Европе был дан т. н. Болонским процессом . Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года , когда в городе Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» , или «Болонскую декларацию». В дальнейшем межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005), Лондоне (2007) и Лувене (2009). В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В реализации основных направлений Болонского процесса участвуют вузы России, Украины, Казахстана и всех стран СНГ и Европы.

Высшее образование по странам

Россия

Австрия

Основная статья: Высшее образование в Австрии

Высшее образование в Австрии трёхуровневое и длится от 3 до 9 лет.

Закон об университетском образовании 1966 года и Закон об университетах 1975 года заложили основу высшего образования. Федеральное министерство науки и исследований финансирует и контролирует университетское образования. 23 общественных и 11 частных университетов обладают высокой степенью свободы и предлагают широкий выбор образовательных программ. Обучение в университетах Австрии бесплатно. Но имеются и платные учебные заведения.

Выпускники вузов могут продолжить обучение и получить послевузовское образование, поступив в аспирантуру и затем в докторантуру . Кроме того, возможно прохождение курсов переквалификации и получение второго высшего образования. Обучение бесплатно.

Болгария

Высшее образование базируется на Акте о высшем образовании от 1995 года и состоит из четырёх уровней. Сеть высших школ в Болгарии включает в себя университеты, специализированные высшие школы и колледжи.

Великобритания

После прохождения двухгодичного курса A-levels студенты могут получить либо профессиональное, либо высшее образование.

Профессиональное образование (Further education - FE) включает в себя курсы профессиональной подготовки и некоторые курсы для получения высшего образования (степени бакалавра). Термин «профессиональное образование» используется, чтобы обозначить курсы для тех, кто ушёл из школы в возрасте 16 лет. В Великобритании насчитывается более 600 государственных и частных колледжей дальнейшего образования. Эти учебные заведения предлагают различные программы обучения, включая курсы английского языка, программы подготовки к получению общего свидетельства о среднем образовании и A-levels, профессиональные курсы.

Высшее образование (Higher education - HE) включает в себя программы по получению степени бакалавриата, последипломные программы (магистратура , докторская степень) и MBA . Термин «высшее образование» обозначает обучение в университетах , колледжах и институтах, которые предлагают получение ученой или докторской степени.

Германия

Германская система высшего образования отличается многообразием типов вузов . Всего в Германии 409 вузов, из них 104 университета и 203 вуза прикладных наук. Получение первого высшего образования почти во всех вузах до недавнего времени было бесплатно как для немцев, так и для иностранцев. Плата за учёбу и её размер устанавливается федеральной землёй, например, в Баварии платным является даже первое высшее образование, а в Берлине высшее образование бесплатно. В других землях может взиматься плата со студентов, превысивших предписанный срок учёбы на несколько семестров ("несколько" опять же в каждой земле по разному) или делающих второе высшее. Общее количество студентов в Германии составляет почти 2 млн, из которых 48 % женщины, 250 000 иностранные студенты. Профессорско-преподавательского состава около 110 тыс. человек. Примерно 69 000 немцев учится за границей. До 2010 года в ходе болонского процесса немецкие вузы должны были перестроить свои учебные программы по новому образцу.

Значительное число вузов - государственные и субсидируются правительством. Частных вузов сравнительно немного - 69.

Египет

В Египте имеются как частные, так и государственные высшие учебные заведения . Государственное высшее образование в Египте бесплатное, студенты платят только регистрационный взнос. Частное образование обходится дороже.

Основные университеты Египта: Каирский университет (100 000 студентов), Александрийский университет, Университет Айн-Шамс, Университет Аль-Азхар (старейший ВУЗ Египта с 1000-летней историей).

Ведущие частные университеты Египта: Американский университет в Каире , Немецкий университет в Каире, Французский университет Египта.

Ирландия

Высшее образование в Ирландии называют «образованием третьего уровня» (Third Level education). По окончании ВУЗа выпускнику присваивается степень бакалавра (Bachelor Degree). Получение высшего образования возможно в государственных университетах, различных колледжах.

Италия

Система высшего образования Италии представлена университетами, техническими университетами, университетскими колледжами и академиями. Система образования трёхступенчатая.

Кипр

Молодые люди посещают университеты, другие государственные высшие учебные заведения и колледжи, предлагающие различные программы обучения.

Мальта

Высшее образование на Мальте предоставляется только Мальтийским Университетом, имеющим огромное количество отделений, филиалов и представительств.

Монако

В Монако есть только одно высшее учебное заведение - Международный институт Монако.

Республика Корея

В высшие школы (고등학교, 高等學校 ) Республики Корея поступают в возрасте 17 лет и выпускаются после третьего класса в 19 лет. Школы могут быть разделены на специализированные отделения, соответствующие интересам того или иного студента и совпадающие с его карьерным путём. К примеру, существуют «научные» высшие школы (Science high school), школы изучения иностранных языков и искусствоведческие школы. Все они требуют для поступления сдачи достаточно сложных экзаменов. Высшие школы могут быть также поделены на общественные (публичные) и частные. Такие школы не дают какую-то специальность, но просто готовят своих учеников для поступления в колледж. Для студентов, которые по каким-либо причинам не хотят получать образование в колледже, существуют профессиональные училища, которые специализируются в области технологии, агрикультуры или финансов, куда студенты могут поступить сразу после выпуска из школ. Расписание высших школ зачастую составлено так, что после интенсивной сессии «самообучения» в такой школе студенты возвращаются домой после полуночи. Учебная программа, которая включает около одиннадцати предметов, зачастую признаётся весьма тяжёлой, поэтому некоторые студенты предпочитают поступать в частные академии, называемые «хагвонами» (학원, 學院 ), чтобы приумножить свои академические знания. В перечень основных предметов входят корейский и английский языки, математика, различные общественные и естественные науки. Конкретные предметы и уровень их преподавания могут варьироваться от школы к школе, в зависимости от специализации таких учебных заведений.

В отличие от средней школы получение образования в высшей школе не является обязательным. Тем не менее, по оценкам OECD в 2005 году 97 % молодых корейцев окончили высшую школу. Очевидно, это самый высокий процент среди всех стран.

США

Несмотря на многие проблемы в области среднего образования, высшее образование в США считается одним из лучших в мире. В США более трёх тысяч высших учебных заведений разных видов. В в них учились 515 000 иностранных студентов из 17,5 миллионов в целом, из которых 60 % - из Азии . Однако в последнее время образование в вузах, как частных, так и государственных, становится всё дороже. Плата за год обучения - от 5 000 долларов в университете штата до 40 000 долларов в Гарварде , и хотя бедным студентам даются щедрые стипендии, их часто недостаточно для студентов среднего класса, чьи семьи теряют пропорционально больше всего из своих доходов. С 2002-2003 по 2003-2004 учебный год плата за обучение в вузах штата выросла на 14 %, а в частных - на 6 %, что всё равно больше уровня инфляции за то же время.

В американской разговорной речи все вузы обычно называются college , даже если они не колледжи, а университеты.

Второе высшее образование сейчас актуально как никогда, но процесс его получения вызывает множество вопросов. Законодательство разъясняет будущим студентам, как получить второе высшее образование.

Второе высшее образование: особенности и преимущества

Дополнительное образование дает возможность повысить квалификацию и профессиональный уровень любого гражданина, а также способствует более широкому всестороннему развитию. Поэтому получение второго высшего образования имеет преимущественно достоинства. Единственным минусом можно назвать финансовые потери, поскольку этот вид образования не предполагает бюджетной формы обучения. При этом получение дополнительного образования имеет целый ряд преимуществ, среди которых следующие:

  • меньшие затраты времени : вместо 5-ти лет на прохождение программы потребуется 3,5 года;
  • возможность работать и совмещать учебу с другой деятельностью;
  • более высокий статус и профессиональный уровень специалиста , имеющего два высших образования, соответственно, более высокой будет и заработная плата;
  • получение новых знаний и навыков положительно влияет на уверенность в себе и самооценку самого выпускника.

Перед тем как получить второе высшее образование , важно определиться, какие профессиональные приоритеты стоят в данный момент перед абитуриентом. Это может быть как кардинальная смена профессии, так и освоение новой отрасли уже знакомой специальности.

Нюансы, важные моменты

Абитуриентам важно знать, что срок обучения часто зависит от того, насколько кардинально новая специальность будет отличаться от уже полученной. В большинстве случаев это время составляет около 3-х лет.

Важной особенностью является и то, что несмотря на исключительно платную основу, стоимость второго образования все равно ниже, чем при получении первого образования на контрактной основе.

Поступить учиться во второй раз можно в любом ВУЗе страны , правила в основном одинаковы. Так, абитуриенту после выбора специальности нужно узнать в деканате выбранного ВУЗа, как получить второе высшее образование, все нюансы поступления и перечень необходимых документов. После этого поступающий должен сдать требуемый вступительный экзамен и, дождавшись его результатов, заключить с ВУЗом контракт, оплатив часть оговоренной суммы.

График студентов, получающих второе высшее образование , нередко составляется с учетом индивидуальных пожеланий и возможностей студентов . Это может быть обучение по вечерам или выходным, а также на заочной форме или экстерном.

Редакция "сайт"

Необходимость получения образования неоспорима. Оно является залогом успеха и карьерного роста. Высокая конкуренция на рынке труда заставляет молодых специалистов (и не только) получать дополнительные знания в смежных профессиональных областях. Вчерашние выпускники образовательных учреждений и специалисты со стажем хотят получить второе высшее образование. «Сколько учиться?» - вопрос, который волнует каждого из них.

Кто и зачем получает второе высшее образование?

Существует множество причин, по которым люди получают второе образование. Это или банальная привычка учиться, или жизненная необходимость, или просто от нечего делать («пусть будет»). Если обратиться к статистике, то 61% студентов, получающих второе высшее образование, являются работающими специалистами. Подвигло их к этому желание подняться по карьерной лестнице. Ведь зачастую для построения успешной карьеры нужно иметь знания в смежных областях работы. В число остальных 39% входят те, кому не по душе оказалась первая профессия, кто работает не по специальности, кто надеется на повышение зарплаты и т. д. Например, бухгалтер может получить второе высшее педагогическое образование, поняв, что цифры - это не его призвание, или желая воплотить детскую мечту. Люди стремятся благодаря второму диплому кардинально поменять свою жизнь.

Какую форму обучения лучше выбрать?

Можно выбрать любую: очную, заочную, вечернюю или очно-заочную. Все зависит от намеченных целей и возможностей человека. Чаще всего на дневном отделении обучаются те, кто еще не имеет никакого опыта работы. Вечерняя форма подразумевает под собой трех-четырехдневную в неделю учебу. Время занятий обычно - с шести до девяти. Во время комбинированного обучения занятия проходят как в дневное время, так и в вечернее. Наиболее привлекательная форма получения диплома о высшем образовании - заочная.

Многие желающие получить диплом не могут посещать занятия по разным на то причинам: по состоянию здоровья, из-за территориальной расположенности вуза и т. д. Решить эту проблему можно, получив второе высшее образование дистанционно.

Требования высших учебных заведений

Для поступающих на обучение не существует возрастных ограничений. В любом возрасте можно получить второе высшее образование. Сколько учиться, будет зависеть от многих критериев, в том числе от того, насколько первая специальность и вторая, желаемая, отличаются друг от друга.

Основанием для зачисления является диплом о первом высшем образовании. Стоит заметить, что некоторые вузы устанавливают ограничения. Они принимают лишь тех студентов, которые окончили государственные или аккредитованные коммерческие вузы.

Что касается срока обучения, то при полном перепрофилировании из-за большого количества специальных предметов он может быть увеличен.

При поступлении с учебным учреждением заключается договор, где прописаны сроки, условия обучения, перечень изучаемых предметов и условия оплаты.

Основной трудностью является график обучения, ведь чаще всего люди, получающие второе высшее образование, уже где-то работают. Для таких студентов порой имеется возможность обучаться по индивидуальным планам. Но чаще всего учебные заведения придерживаются стандартных программ.

Второе высшее образование: сколько учиться?

Граждане, уже имеющие на руках один диплом, могут быть зачислены как на первый, так и на последующие курсы. При этом вуз самостоятельно решает, какое количество испытаний и в какой форме будет сдавать абитуриент, желающий получить второе высшее образование.

Сколько учиться, в основном зависит от полученной специальности при первом обучении. Если содержание учебных дисциплин кардинально отличается, то период обучения может достигать и пяти лет.

Также подготовка в вузе может осуществляться по сокращенным образовательным программам. Данное решение принимается учебной частью и зависит от того, какие предметы и в каком объеме человеком были ранее пройдены. При этом срок освоения программы не может быть менее 1,5 года.

В каких случаях увеличивается срок получения образования?

Срок обучения может быть увеличен на год в двух случаях. Во-первых, при разработке индивидуального учебного плана по комбинированной и заочной формам.

Во-вторых, за счет предоставления Он может быть предоставлен при наличии медицинских показаний или в иных исключительных случаях.

Как можно уменьшить срок обучения

При расчете сроков обучения учитываются уже изученные и сданные в ходе первого образования дисциплины. Данный процесс называется перезачетом. Он включает в себя признание и включение в новый академический перечень ранее полученных оценок.

Кроме того, возможность сокращения срока обучения зависит от способностей студента. Существует возможность досрочной сдачи экзаменов. По правилам такое согласие может быть дано конкретным учебным заведением. Для этого необходимо написать заявление на имя ректора, после чего индивидуальный учебный план будет изменен.

Дистанционное высшее образование

Второе высшее образование дистанционное подразумевает под собой традиционную форму обучения, но на расстоянии. То есть, как и при поступлении в обычный институт, можно выбрать как очную, заочную, так и комбинированную форму обучения.

Оно проходит на протяжении всего семестра. Чаще всего зачисление проводится дважды в год: перед началом очередного полугодия. Но встречаются и такие вузы, в которых нет привязки к семестру.

Наиболее популярные направления при получении второго высшего образования

В настоящее время среди множества направлений наиболее востребованными остаются юриспруденция, педагогика и экономика. В соответствии со спросом существует довольно большое количество предложений.

Получить, например, второе высшее стремится большая часть поступающих. Это связано с тем, что повседневная жизнь сталкивает нас с проблемами, при которых бы знание прав и законов упростило их решение. Поэтому и число учреждений, выпускающих дипломированных юристов, увеличивается с каждым годом.

Второе высшее никогда не теряло своей популярности, а уж на фоне появившихся перспектив для стало еще более востребованным. Каждый может выбрать другой профиль по своему усмотрению.

Второе высшее образование в Москве еще меньше десяти лет назад было редкостью. Сегодня же, согласно статистике, 20% специалистов уже получили второй диплом, а 6% на пути к его защите. Это еще раз говорит о желании наших граждан развиваться и идти вперед.

Считается, что второе высшее образование в нашей стране можно получить только за деньги. Но некоторые ушлые студенты умудряются получать по несколько самых настоящих, а не липовых дипломов — и совершенно бесплатно.


АННА ВАСИЛЬЕВА


Магистр других наук


Бесплатно получить государственный диплом о высшем образовании, уже имея один в кармане, можно несколькими законными путями (многие, как это ни прискорбно, идут путем незаконным, но об этом позже).

Самым очевидным способом является магистратура. Студенты, получившие диплом специалиста или бакалавра, могут отправиться в любой другой вуз за дипломом магистра. На сайтах абсолютно всех университетов и институтов, где есть отделение магистратуры, подчеркивается, что магистратура — это возможность получения второго высшего образования бесплатно. "На места, финансируемые из средств федерального бюджета, могут претендовать абитуриенты, получившие высшее образование и обладающие степенью бакалавра или специалиста",— говорится, например, на сайте Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. При этом уточняется, что при поступлении в магистратуру можно выбрать любое направление подготовки, вне зависимости от профиля вашего первого высшего образования. "Возможность сменить направление обучения и овладеть новой специальностью является одним из ключевых преимуществ системы "4+2" (бакалавриат + магистратура)",— подчеркивают в Высшей школе экономики.

Этот путь хорош со всех точек зрения, в том числе и тем, что поступить в магистратуру некоторых вузов бывает легче, чем поступить туда же на первый курс.

"Я мечтал поступить в Высшую школу экономики со школы,— рассказывает 24-летний Руслан Пехов.— Но точно знал, что на бесплатное отделение мне не поступить, слишком высокие требования и конкурс большой. И тогда я пошел в МИИТ, получил там диплом бакалавра и с ним уже поступил в магистратуру в ВШЭ. Вступительные экзамены намного проще, и конкурс минимальный".

Несмотря на то что в магистратуре учиться нужно всего два года, студенты, которые решили кардинально поменять направление в процессе учебы, действительно получают две полноценные профессии. "Я отучилась четыре года в Институте стран Азии и Африки МГУ,— рассказывает 25-летняя Настя Миронова.— Хорошо выучила японский, получила диплом бакалавра. Однако потом поняла, что знание языка — это еще не профессия, работу найти будет сложновато. Поэтому решила, что диплом магистра я получу уже на факультете журналистики МГУ. Сдала документы, прошла конкурс, получила бюджетное место и через два года — второй диплом о высшем образовании. Теперь работаю специальным корреспондентом в Японии и вполне довольна началом своей карьеры".

Но что делать тем, кто уже стал магистром, а учиться все еще хочется?

За чужой счет


Тогда законный путь остается один — гранты. По сравнению с Западом в России тема грантов кажется не очень-то актуальной, тем не менее при желании и способностях образование с их помощью можно получить не только в России, но и за рубежом. Общественных организаций, предоставляющих такие гранты, на самом деле довольно много, стоит только задаться целью их отыскать. Существует, например, Фонд Форда, который ежегодно объявляет конкурс на грант для обучения в магистратуре или аспирантуре в любом университете мира, включая российские. Есть Германская служба академических обменов (DAAD), благодаря которой гранты на второе высшее образование можно получить более чем по 2 тыс. специальностей, причем обучение будет проходить не обязательно на немецком языке.

В этом году Британский совет в России возродил известную многим стипендиальную программу Chevening, обеспечивающую молодым специалистам не только бесплатное обучение в любом выбранном вузе Великобритании в течение 12 месяцев, но и проживание в этой стране. Помимо возможности пройти курс обучения программа предусматривает спонсирование работы специалистов над краткосрочными исследовательскими проектами. От заявителей требуется высокий уровень владения английским языком, диплом о высшем образовании с отличными и хорошими оценками, а также опыт работы не менее двух лет по выбранной специальности. Особый упор делается на намерение претендента на стипендию продолжить трудовую деятельность в России.

Подобные гранты пытаются выделять министерства иностранных дел всех стран, с которыми у России налажены дипломатические отношения. Поэтому, по сути, стоит выбрать страну, зайти на сайт ее посольства и внимательно изучить раздел, описывающий сотрудничество в сфере образования. Так, на сайте посольства Франции опубликован список программ, по которым выдаются гранты, и кажется, что в них отражен весь спектр человеческой деятельности. Здесь есть программа "Коперник", которая рассчитана на молодых экономистов, юристов и инженеров, стипендии, предназначенные для российских студентов, желающих продолжить обучение в рамках второго цикла (мастер), гранты для выпускников вузов, которые хотели бы поступить на государственную службу, и многое другое.

Большинство этих грантов предполагает, что по окончании обучения специалистам будут выданы дипломы, которые приравниваются к официальным документам о получении высшего образования.

Без диплома, но со знанием дела


Всем уже давно понятно, что наличие диплома далеко не всегда свидетельствует о наличии знаний. Поэтому желающим поднять свой уровень образования довольно часто приходит в голову, что куда логичнее выбрать какие-нибудь курсы повышения квалификации или приобрести новые навыки, не связанные с твоей профессией. Количество платных предложений в этой сфере вообще бьет все рекорды, а вот над поиском бесплатных вариантов стоит потрудиться.

Уникальным здесь выглядит Институт медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка", основанный в 2009 году. Цель института — "воспитать новое поколение архитекторов, дизайнеров и специалистов по медиа, от которых будет зависеть облик мира в XXI веке".

Создатели проекта называют институт постдипломной программой, которая предназначена для выпускников высших учебных заведений — молодых профессионалов. "Программа дает возможность поработать с авторами блестящих проектов в области урбанистики, архитектуры и коммуникаций из разных стран мира — опыт, неоценимый для всякого молодого специалиста",— рассказывает директор по коммуникациям института "Стрелка" Александр Острогорский.

"Воспринимать обучение в нашем институте как обычное второе высшее образование все же нельзя. Образовательная программа рассчитана на год, в течение которого студенты работают над проектами, идеи которых связаны с какой-то глобальной и российской проблематикой, например будущим энергетики или сохранением исторического наследия. После обучения студенты получают сертификаты, но мы не выдаем дипломы государственного образца ни по российской, ни по западной системе",— отметил Острогорский.

При этом поступить в "Стрелку" не проще, чем в какой-нибудь западный вуз. При поступлении студенты должны представить портфолио, объяснить, почему им важно это образование, и пройти серьезный конкурсный отбор: на место в прошлом году претендовали 12 кандидатов. После поступления всем студентам предоставляется стипендия, а в случае необходимости — места для проживания.

Обучение абсолютно бесплатное. "Да, у нас есть летние школы для всех желающих, где некоторые воркшопы — платные. Но для наших студентов весь курс обучения абсолютно бесплатен",— уточняет Острогорский.

По его словам, поступить в институт могут не только те ребята, которые уже получили архитектурное или дизайнерское образование. "Наша главная задача — находить пути решения важных для России и всего мира проблем. Поэтому, если к нам придет не архитектор, а, например, физик и скажет, что мечтает применить в России инновационные подходы в области энергетики, мы будем только рады",— подчеркнул Острогорский.

Однако, на его взгляд, для тех, кто хочет совместить учебу с работой, это не лучший вариант. "График обучения очень плотный. В течение года студентам предстоит освоить обширнейшую программу, которая состоит из лекций, мероприятий и обучающих поездок. Поэтому мы против того, чтобы обучение совмещали с серьезной работой, да и вряд ли это может получиться",— считает Острогорский.

Если же стоит задача совместить образование с рабочим графиком, можно попробовать заставить платить за свое обучение работодателя. Некоторые фирмы организуют обучение своих сотрудников на рабочем месте. Это называется корпоративный университет. Такие есть, например, у "Билайна", "Северстали", "Ингосстраха", "Ростелекома", "Вимм-Билль-Данна", "Макдоналдса", Coca-Cola и многих других. Хороши эти заведения тем, что студентам даются практические знания по узкой специальности без отрыва от производства. Как правило, преподавателей приглашают из ведущих бизнес-школ и крупных компаний, а процесс обучения строится на выполнении бизнес-заданий.

Надежда на лучшее


Не исключено, что в будущем учиться второй раз бесплатно в вузе будет проще. Во всяком случае, дискуссии на эту тему среди законодателей ведутся. В 2008 году в Государственную думу был внесен законопроект, в котором депутаты предлагают позволить бесплатно получать второе высшее образование по некоторым специальностям в сфере культуры и искусства. В частности, предполагалось дать возможность еще раз бесплатно отучиться тем людям, которые захотели выбрать в качестве второй профессии такие направления, как режиссура театра, режиссура кино и телевидения, композиция, дирижирование и некоторые другие. Однако номер не прошел.

"Тогда Министерству финансов просто стало жалко денег,— полагает один из авторов законопроекта, депутат от партии "Справедливая Россия" Елена Драпеко.— Конечно, нам объяснили это более благородной причиной: если уж и разрешать бесплатное получение второго высшего образования, то всем". При этом она уверена, что еще не все потеряно, и намерена повторно внести законопроект в ближайшее время. "Многолетний опыт объективно показывает, что в некоторых профессиях, например в профессии режиссера или дирижера, успех достигался только теми, кто поступал на эти специальности в возрасте 23-25 лет. Дирижер — это второе образование по определению, поскольку человек как минимум до того должен получить музыкальное образование и стать, к примеру, отличным скрипачом",— отметила депутат.

Она рассказывает показательную историю про молодого человека, у которого во время обучения на театральном отделении обнаружился редкий талант режиссера мультипликационного кино. "Вот вы мне скажите, много ли у нас режиссеров мультипликационного кино? Да почти никого! А парень действительно талантище. И признают это все. Преподаватели и рады его еще раз бесплатно отучить по новой специальности, но не положено по закону. Вот и приходится собирать деньги по спонсорам,— говорит Драпеко.— Пытаемся найти деньги для талантливых ребят. Но таких грантов мало, далеко не всем желающим и заслуживающим удается их получить".

"Да и кроме того, в этом нет системы,— продолжает депутат.— Это какое-то ручное управление. Мы должны наконец признать, что есть специальности, обучаться которым нужно только взрослым людям".

В обход закона


А пока законопроект ждет своего часа, ушлые студенты решают проблему второго высшего по-своему. Согласно федеральному закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" каждый гражданин России имеет право бесплатно получить профессиональное образование на конкурсной основе и только если он получает образование данного уровня впервые. Однако ответственность за получение второго высшего образования бесплатно в законе не предусмотрена. Не предусмотрен и порядок проверки данных о наличии у абитуриента законченного профессионального образования. И некоторые этим пользуются. Абитуриент, как известно, обязан представить приемной комиссии документ, удостоверяющий личность, гражданство, документ государственного образца об образовании и фотографии. То есть нужно по идее представить и диплом о высшем профессиональном образовании, если таковой имеется. Более того, каждый абитуриент расписывается в том, что получает высшее профессиональное образование впервые.

"Законодательство не предусматривает ответственности за предоставление ложных сведений или непредставление определенных документов при поступлении в вуз,— рассказывает специалист Федерального центра образовательного законодательства Мария Смирнова.— А судебная практика по применению к таким делам ч. 3 ст. 327 Уголовного кодекса РФ о предоставлении заведомо подложных документов пока не сформировалась". По идее ответственность в виде отчисления из вуза может быть закреплена в уставе вуза, но и этого тоже практически не бывает.


Close