- (фр. Cathédrale Notre Dame de Chartres) самый известный памятник города Шартра, префектуры департамента Эр и Луар, расположенной в 96 км к юго западу от Парижа. Собор считается одним из прекраснейших готических зданий. Современный готический… … Католическая энциклопедия

Шартрский собор - … Орфографический словарь русского языка

- (лат. Fulcherius Carnotensis, фр. Foucher de Chartres, около 1059 – около 1127) французский священник, хронист 1 го крестового похода. Автор сочинения «Иерусалимская история» (лат. Historia Hierosolymitana), одного из наиболее… … Википедия

Церковь … Википедия

О здании см. Собор Клермон Феррана Папа Урбан II председательствует на Клермонском соборе. Книжная миниатюра XV века. Клермонский собор церковный собор, созванный папой римским Урба … Википедия

ИВО ШАРТРСКИЙ - [Ив, Ивон; лат. Ivo Carnotensis, Carnutensis; франц. Ives, Yves de Chartres] (ок. 1040, близ Бове или в Шартре 23.12.1115, Шартр), св. католич. Церкви (пам. 20 мая), еп. г. Шартр, средневек. канонист. Сведений о происхождении, детстве и юности И … Православная энциклопедия

Шартр - Собор Нотр Дам. Шартр. ШАРТР, город во Франции, на реке Эр. 80 тыс. жителей. Машиностроение, химическая, пищевая промышленность; производство художественного стекла, готового платья. Высшая музыкальная школа. Музей изящных искусств. На холме, над … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Франция - (France) Французская Республика, физико географическая характеристика Франции, история Французской республики Символика Франции, государственно политическое устройство Франции, вооружённые силы и полиция Франции, деятельность Франции в НАТО,… … Энциклопедия инвестора

Город Шартр фр. Chartres … Википедия

- (Chartres), город во Франции, на берегу р. Эр, в 77 км к ЮЗ. от Парижа. 40 тыс. жителей (1999). Центр города сохранил ср. век. планировку, известен собором Нотр Дам, сооружённым в романском стиле (XI в.). Собор был уничтожен пожаром в 1194 г. и… … Географическая энциклопедия

Книги

  • Архитектура
  • Всемирная история архитектуры , Виолле-Ле-Дюк Эжен Эмманюэль. Архитектура формирует всю нашу жизнь: она создает не только облик города, но и самоощущение человека в его пространстве. Как и любое другое искусство, архитектура чрезвычайно разнообразна: за…

Прогулки по одному из самых любимых городов Франции начну с кафедрального собора, что кажется мне вполне логичным. Это величественное сооружение уже несколько десятилетий находится в стадии постоянной реставрации, что в конце концов поможет вернуть церкви средневековый аутентичный облик. Северный фасад был отреставрирован в 1997-99, южный фасад (без порталов) - 2007-08, западный фасад (2008, 2010-2012). Интерьер с 2008-го года также реставрируется. Работы должны завершиться к 2015-му году.

Фотографии сделаны летом 2012 и 2013 годов.

В конце поста фотографии с шоу-подсветки собора.

Первый храм здесь возвели в середине IV века. Он назывался Авентинским собором по имени первого епископа города. Храм был возведен, по всей видимости, у подножья стены галло-римского периода, окружавшей город. Он был разрушен огнем в 743 году, или 753 году вестготскими войсками. После очередной реконструкции, начатой в 859 году, епископ Жильбер превратил церковь в городской кафедральный собор. В это же время король Карл II подарил собору одну из самых значительных реликвий христианства – покров Девы Марии. Во время революции духовенство разделило покров на несколько частей в надежде, что хоть какая-нибудь из них уцелеет. Действительно, когда Франция успокоилась, самый большой кусок вернулся в собор, и до сих пор здесь хранится.

Первый кафедральный собор сгорел в 1020 году и на его месте был возведен романский собор. Работами руководил епископ Фулберт, который организовал знаменитую Шартрскую школу, научный центр Средневековья.

Этот собор простоял до сильного пожара 1194 года. От огня уцелели лишь крипта, часть западного фасада и нижний ярус башен. Чудесным образом не пострадал и ларец с покровом Богородицы.

В этом же году были начаты работы по возведению нового собора. За основу взяли чертежи старого, а его уцелевшие фрагменты были встроены в новое здание. Строительство храма в основном было закончено в 1225 году, и его облик сохранился до наших дней. Только северная башня в начале XVI века была дополнена шатром, украшенным замысловатым каменным кружевом.

Новый собор был освящен в 1260 году в присутствии короля Людовика IX Святого, и в честь Девы Марии получил название Нотр-Дам де Шартр.

Главный фасад собора - западный, обрамленный двумя колокольнями. Здесь было расположено множество статуй: 24 крупные (19 сохранилось) и 300 более мелких фигуративных элементов, создававших декоративное украшение фасада. Стена за спинами статуй покрыта узорами, несущими отпечаток еще не закатившегося романского стиля - плетёнки, колонны, листья аканфа. Портал на этом фасаде носит почетное имя Королевского.

Из-за сложной истории строительства собора две его колокольни выполнены в разном стиле: северная башня носит отпечаток типичной ранней готики (с толстыми нервюрами и конусообразным силуэтом), и увенчивается шпилем в стиле пылающей готики, поставленном в 16 веке. А южная башня имеет более классический готический облик, будучи возведенной в зрелый период стиля. Ее шпиль более прост. Эта разница между двумя колокольнями является уникальной чертой здания. В этой башне находятся 7 колоколов, каждый из которых имеет свое собственное имя и голос.

Северный портал датируется 1230 годом и содержит скульптуры ветхозаветных персонажей.

На северном фасаде расположен портал, носящий название «Ворот Завета». Здесь изображены сцены из Ветхого Завета и жития Девы Марии. На центральной арке высечены эпизоды из Книги Бытия. Правая часть посвящена теме «трудов и дней».

Предположительно, статуи Блаженной Изабеллы и ее отца Людовика VIII на одном из порталов собора.

На северной стороне собора расположены также часы XVI века.

Южный портал, созданный между 1224 и 1250 годами, симметричен северному, рассказывает о Церкви, которая опирается на апостолов (центральная часть), святых (справа) и мучеников (слева).

Собор знаменит, прежде всего, благодаря своему удивительно богатому декору. В интерьере и фасаде насчитывается почти 3 500 статуй, многие из которых являются совершенными образцами готического стиля. Здесь насчитывается 9 резных порталов, самый большой хор во Франции и самая большая крипта в романском стиле. Общая площадь 176 окон-витражей собора составляет 2 600 кв. м.

Отреставрированный деамбулаторий:

Ограда хора отделяет его от деамбулатория. Она полностью скульптурная – 40 групп, насчитывающих 200 статуй, многие из которых сделаны мастером по имени Жан де Бос, который начал работу в начале 16 века. Ренессансная иконография посвящена эпизодам из жизни Иисуса и Девы Марии. В соборе хранится деревянная статуя Девы, датируемая 1540 годом, которая была частью загородки, разрушенной в 18 веке.

Весьма прославлены витражи Шартрского собора - как своей красотой, так и тем, что это самый значительный единый ансамбль окон, сохранившийся с 13 века. В основном их создали в 1205-1240 годах. Большинство окон было сделано в то время, когда собор перестраивался после пожара 1194 года. Древней лишь витражи аббатства Сен-Дени, заказанные аббатом Сугерием в 1144-1151 годах. Три окна на западном фасаде сохранились от предшествующего столетия – вероятно, 1145-1155 годов. Также осталось раннее окно 1180 года – в южной стороне деамбулатория, изображающее Деву Марию. Оно имеет имя собственное – Богородица Красивого Стекла (Notre-Dame-de-la-Belle-Verrière). Это один из главных, самых знаменитых, витражей собора.

Знаменитый витраж Notre-Dame de la Belle Verrière XII века. Именно на нем сохранился изумительный голубой цвет.

Основной цвет шартрских витражей - интенсивно синий, созданный с использованием синего кобальта, секрет воспроизводства которого ныне утерян. Почти две сотни окон являются важными произведениями декоративно-прикладного искусства. Несколько окон были повреждены и восстановлены в последующие века. В 1972 году витражи начали чистить от загрязнений, и работы все еще продолжаются. Сюжеты традиционные - из Ветхого и Нового Заветов, хотя использованы мотивы из «Золотой легенды» Якова Ворагинского. Среди мотивов можно найти знаки зодиака, а также упоминания о цехах, которые, возможно, оплатили создание этих витражей. Повествование в витражах, как правило, читается снизу вверх и слева направо (за исключением цикла Страстей, который читается сверху вниз). Помимо витражей с традиционными евангельскими сюжетами любопытно разглядывать цикл окон с историей Карла Великого, причем этот правитель даже не является канонизированным святым. В Сен-Дени есть окна на аналогичные сюжеты, например, о легендарном путешествии императора на восток, во время которого были обретены реликвии Страстей. Витражи в Шартре придуманы на основе тех же древних манускриптов, но с добавлениями. Истории очень странные и непривычные: например, одно из окон посвящено покаянию Карла Великого за грех кровосмешения со своей сестрой, от которого родился Роланд.

Окно-роза на фасаде северного трансепта изображает Богоматерь с младенцем на троне, в окружении лучей с голубями, ангелами, царями и пророками. Окно-роза южного трансепта посвящено сюжетам Апокалипсиса, а также теологическим толкованиям. В центре находится Христос во славе.

Нетрадиционны также витражи в капелле Вандом, которые были оплачены Луи де Бурбоном, графом Вандомским, после паломничества в Шартр и после битвы при Азенкуре, где он был взят в плен. Часовня была построена в 1417 году. Здесь изображены члены его семьи (в том числе королева Жанна Неаполитанская и Жан де Лузиньян, король Кипра) и их святые покровители. К сожалению, к 1700 году они были уже повреждены, а во время Французской Революции уничтожили изображения членов семьи Вандома. Изображения были переделаны в 1920 году художником Альбером-Луи Бонно по рисункам из частной коллекции. Одна из характерных черт этого витражного цикла – большое количество донаторов, которые вложили средства в создание этих окон. Это не только короли (Людовик VIII, Фердинанд III Кастильский, Людовик IX и Бланка Кастильская), герцоги и графи (Тибо VI, граф Блуа, Симон де Монфор), а также 30 гильдий (плотники, каменщики, пекари, скорняки), которые изображены в бытовых сценках, дающих яркую картину средневекового цехового общества.

Интересно, что деревянная кровля собора сгорела в 1836 году, на следующий год ее заменили медными листами по металлическому каркасу. Современный облик является результатом реконструкции, осуществленной в 1997 году.

Украшения и скульптура собора при подъему на одну из башен:

Крипты храма являются результатом строительных работ разных периодов и носят черты различных архитектурных стилей. Здесь можно посмотреть фрески 12 века, 19 века, а также современные росписи. Внутренняя крипта, вероятно, является частью сооружения, построенного в каролингскую эпоху, в 9 веке. Она носит имя святого Любена и находится под хором нынешнего собора, чуть ниже алтаря. Наружная крипта святого Фульберта (она же нижняя церковь) идет полукругом от одной башни к другой. Датированная 11 веком, она имеет 230 метров в длину и 5-6 метров в ширину, и является самой крупной криптой во Франции. Здесь находится часовня Богоматери Подземной (Notre-Dame Sous-Terre) – пожалуй, одно из древнейших святилищ, посвященных Деве Марии, в Западной Европе. Здесь стоит статуя, датированная 1975 годом, которая воспроизводит древнюю статую, вероятно, сожженную революционерами в 1793 году. Она могла изначально быть статуей Богини-Матери галло-римских времен. Другие капеллы в подземной крипте – три романские и четыре готические (13 век). Здесь также расположен колодец Сен-Фор (Saints-Forts), вода которого, по средневековому поверью, обладала чудотворной силой исцеления. В южной галерее находятся фрески 12 века, изображающие популярных святых – Климента, Эгидия, Мартина, Николая. В конце южной галереи стоит каменная купель романского периода.

Холм, на котором построен Шартрский собор, задолго до появления христианства был культовым местом.

Этот холм был священным задолго до прихода друидов и тысячелетиями служил центром паломничества. Что же притягивало сюда язычников? Что указало друидам и тем, кто был здесь до них, на то, что земля здесь "святая"?

Это genius loci - дух места...

Дух земли проявлялся иногда в виде подземных вод с магнитными свойствами или в том, как, согласно верованиям древних, боги давали о себе знать.

Среди таких мест можно отметить Дельфы, Храмовый холм в Иерусалиме и холм в Шартре. В этих местах можно обнаружить наиболее мощные теллурические силы (энергетические потоки, земные токи).

Это Spiritus Mundi, или дух земли. Spiritus Mundi настолько силен, что может разбудить в человеке некие скрытые силы. Так считалось со времен друидов, когда холм в Шартре называли Холмом сильных или Холмом посвященных...

Этот дух места настолько священен, что никакое физическое воздействие не может его уничтожить. Поэтому ни в коем случае нельзя осквернять холм, который стоит на этом месте. Собор в Шартре единственный собор во Франции, где не был погребен ни один монарх, кардинал или епископ. Холм до сих пор остается неоскверненным, как и Храмовая гора в Иерусалиме.

О наличии в Шартре Spiritus Mundi было известно с доисторических времен. О нем знал и люди, построивший собор на пересечении водных течений, которые усиливают действие «духа места».

Согласно некоторым исследователям, мощь этого мистического энергетического места в Шартре усиливают большая петля подземной реки и сходящиеся в одной точке веерообразно расположенные подземные каналы. В самом соборе есть еще несколько мест, где энергетические силы проявляются так заметно, что это чувствуется физически.

Фотографии с шоу-подсветки собора летом 2013-го года.

В менее сотни километров от Парижа расположен старинный город Шартр , который на весь мир известен памятником архитектуры особой исторической ценности. Речь идет Шартрском соборе Пресвятой Богородицы (Cathédrale Notre-Dame de Chartres), который с 13 века сохранился почти в неизменном виде и представляет собой уникальный образец ранней и чистой готической архитектуры, почти не испорченной влиянием более поздних течений в зодчестве.

Почти любой туристический маршрут, проложенный по чудесным местам Франции, проходит через старинный город Шартр , который расположен на живописных берегах реки Эр. И не только потому, что он находится менее чем в сотне километров от столицы Франции, - загадочного и прекрасного Парижа.

Шартр более славится своим великолепным кафедральным собором, внесенным в 1979 году комиссией ЮНЕСКО в число памятников архитектуры, которые представляют особую историческую ценность. Расположенный на высоком холме, Шартрский собор отлично просматривается со всех сторон, величаво плывя в дымке над городом, и являясь его своеобразной визиткой и символом.

Особую ценность древнему храму придает тот факт, что возведенный еще в начале XIII века, Шартрский собор дошел до наших дней практически в неизменном виде, счастливо пережив бурные потрясения, произошедшие в этих местах за многие столетия. Кажется, что собор заботливо охраняло провидение или же высокие небесные покровители. В любом случае, сегодняшний Нотр-Дам де Шартр представляет собой прекрасный образец ранней и чистой готической архитектуры, почти не испорченной влиянием более поздних течений в зодчестве. Этот факт, как и поразительная красота и величие самого храма, привлекают ежегодно в Шартр сотни тысяч туристов со всех сторон Света.

История храма

Можно смело сказать, что предыстория возведения в Шартре столь известного храма началась еще задолго до официальной даты закладывания первого камня в его основание. Еще в середине первого тысячелетия на месте нынешнего собора стояла большая христианская базилика, построенная на развалинах бывшего языческого капища. Выбор подобных мест для постройки христианских храмов имел глубокий сакральный смысл и ознаменовывал собой победу веры в истинного Бога над заблуждениями язычников.

А сами галльские друиды, ранее облюбовавшие гору для построения своего ритуального комплекса-дольмена, руководствовались необычайной энергетикой, которой славилась гора в Шартре, а также целебными водами источника, который бил из-под земли неподалеку. Таким образом, Шартр со временем стал настоящим центром паломничества друидов со всех уголков Европы, а также местом, где они передавали молодому поколению секреты своей магии.

Однако первый католический храм, возведенный на горе Шартра, не имел такой счастливый судьбы, как его знаменитый преемник. За время своего существования он несколько раз практически полностью разрушался. В 734 году, после разграбления города войсками одного из герцогов Аквитании, храм также был сожжен. Менее чем через сотню лет, в 858 году, его вновь практически полностью уничтожили воинственные племена норманнов.

Как раз после бесчинств, устроенных викингами, местный епископ Жильбер и решил восстановить церковь, при этом значительно перестроив и расширив ее. Строительство нового кафедрального собора, возводимого в романском архитектурном стиле, продолжалось несколько десятков лет, и именно в это время в нем появилась знаменитая реликвия, прославившая Шартр в веках - Покров Девы Марии . Согласно легенде, ее пожертвовал Шартскому собору король Франции Карл II Лысый, а сама сорочка представляла собой часть одежду, которая была надета на Деве Марии в момент рождения ею Спасителя.

Как утверждают историки, в момент передачи Покрова епископу Жильберу, кусок ткани имел в длину более пяти метров. Однако в бурные времена Великой французской революции настоятель собора приказал разделить сорочку на несколько частей, которые затем спрятать в разных местах, надеясь сохранить хотя бы часть христианской святыни от поругания со стороны беснующейся черни.

Сегодня Покров, выставленный в храме, представляет собой кусок ткани бежевого цвета, имеющий в длину около 2 метров при ширине в 46 сантиметров. Кстати, свои чудесные свойства Покров Девы Марии впервые проявил уже в 911 году, когда под Шартром вновь появились орды неугомонных норманнов. Тогда городской епископ Жантельм, после усердной молитвы, вынес на городские стены одеяние Богородицы, вследствие чего, как утверждает легенда, неустрашимые викинги обратились в паническое бегство.

Через некоторое время их предводитель Рольф Ходок уверовал и принял обряд крещения, получив новое христианское имя Роллон. После женитьбы на дочери короля Франции Карла Простоватого Роллон получил в свое владение Нормандию и стал одним из вассалов главы франкского государства. Не меньшей головной болью для строителей храма стала серия разрушительных пожаров.

Первый, произошедший в 962 году, практически не оставил камня на камне от культового сооружения. Восстанавливать храм тогда поручили архитектору Бернаже, знаменитому на то время зодчему. Сам Бернаже принял необычное решение строить башни нового храма, а также объединявший их западный фасад, отдельно от главного тела собора. Это задумка впоследствии сыграла счастливую роль в судьбе храма, сохранив башни нетронутыми во время страшного пожара 1194 года, который уничтожил не только собор, но и почти весь Шартр.

С этим пожаром связано еще одно чудо, явленное Покровом Пресвятой Богородицы. Чудесным образом огонь, бушевавший три долгих дня, не повредил ларец, в котором хранилась христианская реликвия, как и священнослужителей, которые его охраняли.

Уцелевшие священники восприняли свое чудесное спасение как откровенный знак со стороны Небесной Заступницы, которая повелевала им немедленно взяться за сооружение нового собора. Именно этим фактом можно объяснить небывалые для того времени сроки, потребовавшиеся для возведения нового величественного Шартрского собора.

И вот, всего через 31 год в Шартре появился величественный собор, посвященный Деве Марии, который прославил этот небольшой французский городок на весь мир. Такие небывалые темпы строительства храма можно еще объяснить большим числом желающих принять участие в этом богоугодном деле, и прибывавшим в Шартр со всех уголков Франции. От старого романского костела, уцелевшего после пожара, остался только западный фасад, подземная часовня и знаменитый «Королевский портал», украшенный скульптурными группами.

Для строительства нового собора были приглашены самые известные архитекторы из Сен-Дени, которые удачно встроили романские элементы старого храма в новый готический облик собора. Строительные блоки для собора вырезались из высокопрочного песчаника, который добывали в карьере, расположенном неподалеку от города. Общими усилиями, уже в 1220 году новый собор был покрыт полукруглыми сводами, а еще через пять лет в нем появились хоры с галереей, поперечный трансепт и капеллы.

Освящение собора, получившего название Нотр-Дам де Шартр (Notre-Dame de Chartres) , произошло в 1260 году в личном присутствии короля Франции Людовика IX, носившего прозвище «святой». Именно по его распоряжению и на личные средства была изготовлено знаменитое витражное окно-роза, украшенное гербами Франции и Кастилии, откуда родом была супруга Людовика IX.

Архитектурные особенности Нотр-Дам де Шартр

Внешний вид

Сам Шартрский собор по форме представляет собой латинский крест, основа которого имеет длину чуть более 130 метров. Свод главного нефа возвышается над полом на 37 метров при его ширине более 16 метров. Каждый из двух боковых нефов имеет ширину 8 метров и высоту сводов — 14 метров. Форму креста собору придает поперечный трансепт, длина которого составляет 65 метров, при ширине нефа в 46 метров. При этом каждый его фасад оборудован тремя порталами, которые богато отделаны скульптурными группами, принадлежащими к ранней готике.

Как было уже замечено, западный фасад храма украшен двумя величественными башнями, отличающимися между собой как по высоте, так и по архитектурному исполнению. Северная башня, имеющая высоту 113 метров, является более старой, и была построена в первой половине XII века. В своем основании она имеет романскую часть, которая только в XVI веке была увенчана великолепным ажурным каменным шатром, выполненным в причудливом стиле так называемой «пламенеющей готики».

Кстати, сегодня на нее открыт доступ, поэтому любой желающий может полюбоваться великолепными видами Шартра, открывающимися с высоты соборной башни.

Южная башня, которая была закончена через пятнадцать лет после Северной, на 11 метров ниже соседки, и выглядит более сдержанно и строго. «Старая колокольня», как еще иногда называют Южную башню, выдержана в едином архитектурном стиле со всем Шартрский собором, и считается одной из самых красивых башен во всем мире.

Западный фасад собора, соединяющий обе башни, выполнен в тяжеловесном романском стиле и содержит в своем составе три прекрасных портала, которые были врезаны в него немного позже. Центральный тимпан, расположенный над главным, так называемым «королевским порталом», украшен знаменитой скульптурной композицией «Христос во славе». При этом сам Спаситель не обладает чертами строго судии, карающего человечество за грехи. Наоборот, он выглядит как милосердный учитель, желающий привести всех к спасению.

Сам Христос, благословляющий всех поднятыми руками, находится в окружении сонма святых, а также крылатых фантастических животных. Расположение скульптурных групп тщательно продумано и имеет глубокий символический смысл. Так, скажем, внизу под тимпанами расположены скульптуры ветхозаветных персонажей и предков Христа, а на самом центральном и боковых тимпанах, — персонажи из Нового Завета.

В этом случае четко прослеживается духовная связь между поколениями и роль древних пророков, подготовивших своим подвижничеством приход в мир Христа-Спасителя. Не менее интересен и рельеф, расположенный в центральном портале южного фасада храма. Датируемый самым началом XII века, он посвящен чрезвычайно напряженной картине Страшного суда, который ожидает мир в конце земной истории. Данный рельеф вполне заслуженно считается наиболее ярким образцом средневековой готики во всем мире.

Интересной особенностью скульптурных фигур, стоящих на центральном портале северного фасада храма, является тот факт, что, хотя они еще и имеют типичные для романского стиля пропорции (строгое фронтальное обращение и некоторая удлиненность фигуры), но каждая из них уже отличается от другой своими индивидуальными чертами. Боковые порталы того же фасада содержат в себе уже целые скульптурные композиции, объединенные единым библейским сюжетом.

Внутреннее великолепие собора

Изнутри Шартрский собор выглядит не менее потрясающе, чем снаружи. Его необычайно огромные хоры, которые должны были поместить большое количество певчих, привели к необходимости перемещения алтарной части более глубоко в апсиду (полукруглый архитектурный элемент здания храма). Те же хоры потребовали расширения трансепта на три нефа. Однако подобное новшество только усилило внутренне великолепие храма, сделав его более просторным и воздушным.

Оригинально и необычно смотрятся опоры сводов, имеющие вид цилиндрических столбов, укрепленных с четырех сторон полукруглыми колонками. Сами своды и арки храма имеют типичную для готической архитектуры стрельчатую форму.

Следует сказать, что Нотр-Дам де Шартр имеет огромное количество резных фигур. Вместе с наружными скульптурами он насчитывает более 10 тысяч изваяний, выполненных из разных материалов. Только в поразительном по размерам центральном алтаре, который создавался на протяжении двух веков, можно насчитать более чем сорок сцен из жизни Иисуса Христа и Девы Марии, выполненных талантливыми резчиками по дереву.

Огромную популярность среди посетителей собора имеет знаменитый лабиринт , расположенный в центральной части храма, и представляющий собой оригинальный узор, выложенный из разноцветного камня. Лабиринт являет собой круг, диаметром почти в 13 метров, и протяженностью пути в 261 метр. Причем длина лабиринта, который в храмовых книгах называют не иначе, как «Путь в Иерусалим», олицетворяет долгий путь грешной души к спасению, и равняется крестному пути самого Христа на Голгофу.

Поэтому раньше паломники, которые не имели возможности посетить Гроб Господень в Иерусалиме, могли символично пройти на коленях весь лабиринт Шартрского собора, читая при этом покаянные молитвы.

Не меньшую славу Нотр-Дам де Шартр принесли его необычные "окна-розы", выполненные в оригинальном витражном стиле.

Размещенные на предельной высоте над центральным нефом храма, и имеющие в диаметре около 5 метров, эти разноцветные стеклянные розы кажутся огромными светлыми кругами, мечущими разноцветные молнии внутри храма. Причем витражное остекление, которое в данном храме сохранилось практически в неизменном, с конца XII века, виде, является самым большим ансамблем, который дошел до нашего времени. Его общая площадь составляет фантастические 2000 кв. м.! Напомним, что искусство витража, то есть создание наборных окон из разноцветных кусочков стекла, появилось еще в период торжества романского архитектурного стиля. Однако подлинного расцвета оно достигло в период готики.

Витражи Шартра отличаются особенной чистотой красок и широкой тематикой, изображенных на них сюжетов. Наряду с традиционными библейскими композициями, на них можно увидеть около сотни сюжетов, описывающих быт рыцарей, сановников и даже обыкновенных ремесленников того времени. В общем, всех слоев населения, которые жертвовали свои деньги на строительство храма. Всего в соборе имеется 146 витражных проемов, описывающих 1359 разнообразных сюжетных линий.

Святыни Нотр-Дам де Шартр

Во все века Шартрский собор привлекал под свои своды многочисленных паломников не только из Франции, но и со всей Европы.

Кроме знаменитого Покрова Девы Марии в нем до середины XVIII века можно было увидеть изображение святой праведной Анны - матери Пресвятой Богородицы, а также деревянную статуэтку, изображающую Деву Марию в период вынашивания ею Спасителя. Кстати, данное резное изваяние считается одним из самых древних изображений Девы Марии, которое относится, скорее всего, к самым первым векам торжества христианства на французской земле.

Причем некоторые историки даже выдвигают предположение, что эта статуэтка относится к дохристианскому периоду, и была вырезана языческими жрецами под впечатлением от видения, которые они получили во время выполнения своих обрядов. Сама же скульптура погибла в огне Великой французской революции.

Покров Девы Марии, хранящийся в соборе, впоследствии подвергался многочисленным экспертизам, которые четко определили время изготовления ткани - I век нашей эры. Конечно, это не служит неопровержимым доказательством принадлежности ее Богоматери, но, в то же время, вполне допускает такую возможность. Как бы то ни было, но многочисленные чудеса, связанные с данной реликвией, привлекают в Шартрский собор сотни тысяч паломников со всех концов света.

Еще одной из самых загадочных тайн Нотр-Дам де Шартр является применение его строителями знаменитого «золотого сечения» , то есть пропорции 1:1,618, которая считается наиболее гармоничной и обладающей потрясающими способностями воздействия на восприятие человека. Случайно ли у строителей так получилось, или же это был плод гениальной на то время задумки, однако одно можно сказать однозначно, — с давних времен и до нашего времени Нотр-Дам де Шартр является одним из самых поразительных шедевров архитектурного искусства средневековья.

Он и в наше время заставляет всех, рассматривающих его черты, вне зависимости от уровня образованности и развития духовных качеств, замирать в немом благоговении пред величием таланта и мастерством древних зодчих.

Метки: ,

Город Шартр, находящийся примерно в ста километрах от Парижа, всемирно известен расположенным здесь старинным памятником архитектуры. Речь идет о Шартрском соборе , который сохранился в своем первозданном виде и считается уникальным образцом готической архитектуры.

Один из прекраснейших кафедральных соборов, который находится в списке всемирного наследия ЮНЕСКО с 1979 года , безусловно, представляет собой важную историческую ценность. Собор в Шартре хорошо просматривается со всех сторон, так как располагается на высоком холме. Строение является своеобразной визиткой города.

После всех бурных потрясений, которые происходили на этих землях на протяжении многих веков, мы видим Шартрский собор практически неизменившимся. Создается стойкое впечатление, что собор охраняли высшие небесные покровители. Этот поразительный факт, также как и невероятная красота и величие собора, каждый год привлекают в Шартр не одну сотню тысяч туристов со всего мира.

Предыстория возведения в городе Шартр известного собора началась задолго до закладывания первого камня. Прежде на его месте была построена христианская базилика, а впоследствии гора в Шартре, которая славилась необычайной энергетикой и целебными водами, превратилась в центр паломничества друидов, передававшим здесь секреты своей магии более молодым поколениям. На строительство нынешнего храма в Шартре ушло всего 30 лет , и это совсем немного по сравнению с тем, что обычно на строительство таких величественных сооружений уходят века. Сооружение и по сей день поражает своими размерами и силуэтом.

Норт-Дам де Шартр имеет форму латинского креста, основание которого в длину немногим более 130 метров. Каждый фасад собора оборудован тремя порталами, богато отделанными скульптурными группами. Западный фасад здания украшают две величественные башни , которые отличаются между собой не только по высоте, но и по архитектурному исполнению.

Северная башня, увенчанная ажурным шатром из камня, более старая. На сегодняшний день вход на эту башню открыт для всех желающих, поэтому можно с высоты полюбоваться чудесными видами Шартра. Южная башня на 11 метров ниже своей соседки и выглядит более строго, однако выдержана в одном стиле со всем собором, и, кроме того, считается одной из красивейших башен во всем мире.

Внутренний вид Шартрского собора не менее прекрасен, чем снаружи. Его огромные хоры для большого количества певчих привели к вынужденному расширению трансепта на три нефа, однако от этого новшества внутреннее великолепие собора стало еще более просторным и воздушным. Стоит отметить, что здесь очень много резных фигур – вместе с наружными их более 10 тысяч .

Невероятной популярностью среди посетителей Шартрского собора пользуется знаменитый лабиринт в центральной части сооружения. Лабиринт – это оригинальный узор из разноцветного камня, который выложен в виде круга диаметром 13 метров, а длина его пути составляет 261 метр. Лабиринт олицетворяет путь грешной души к своему спасению.

Витражи собора отличаются чистотой красок и различными тематиками изображенных на них сюжетов. На витражах можно увидеть как традиционные библейские композиции, так и быт рыцарей и даже обычных ремесленников. Всего в соборе насчитывается почти 150 витражных проемов .

Одна из загадок Шартрского собора – применение строителями идеальной пропорции 1:1,618 («золотого сечения» ), которая считается самой гармоничной для восприятия. Было ли это случайностью или же плодом гениальной задумки, остается только догадываться.


Close