К субъектам инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, относятся:

1) инвесторы (физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности, и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные инвесторы).

К юридическим лицам относятся: хозяйственные товарищества и общества; акционерные общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия; некоммерческие организации.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством РФ. Среди инвесторов – юридических лиц выделяются:

– предприятия и организации как самостоятельные инвесторы ;

институциональные инвесторы (финансово-кредитные учреждения, различные финансовые и инвестиционные фонды, общественные организации). Отличие их в том, что капитал, который они инвестируют, предварительно аккумулирован у других инвесторов (физических и юридических лиц);

2) заказчики – уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. Они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиком также могут быть инвесторы.

Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством РФ;

3) подрядчики – физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом;

4) пользователи объектов капитальных вложений – физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объеди нения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.

Отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности налоговая и амортизационная политика государства

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности:

1) РФ с иностранными государствами разрабатывает, утверждает и финансирует инвестиционные проекты;

2) из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ финансируются приоритетные инвестиционные проекты;

3) Правительство РФ формирует и утверждает перечень строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд, финансируемых из федерального бюджета;

4) предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам из средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ;

5) размещение на конкурсной основе средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ для финансирования инвестиционных проектов;

6) проведение экспертизы инвестиционных проектов;

7) защита организаций РФ от поставок некачественных и устаревших техники, технологии и т. п.;

8) выпуск облигационных займов для финансирования инвестиционных проектов и др.

Амортизационная политика регулирует начисления и использования амортизационных отчислений. Проводя амортизационную политику, РФ регулирует темпы и характер воспроизводства (повышает обновление основных фондов). Правильная амортизационная политика позволяет пред приятиям иметь необходимые инвестиционные средства для воспроизводства основных фондов.

Налоговая политика – система экономических, финансовых и правовых мер государства в формировании налоговой системы страны с целью реализовать те или иные задачи, стоящие перед обществом.

Принципы построения налоговой политики: соотношение косвенных и прямых налогов; применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессивности или преобладание пропорциональных ставок; дискретность или непрерывность налогообложения; доступность применения налоговых льгот, характер и их цели; степень единообразия налогообложения для разного рода доходов и налогоплательщиков; налоговой базы методы формирования; соотношение федеральных, региональных и местных налогов.

Цели налоговой политики: участие государства в экономике, общественном воспроизводстве, направленное на стимулирование или ограничение хозяйственной деятельности; обеспечение потребностей власти в финансах, достаточных для проведения социальноэкономической политики, для выполнения органами власти и управления возложенных на них функций; обеспечение государственной политики регулирования доходов.

Инвестиционная деятельность это осуществление инвестиций и практических действий чтобы эти вложения приносили прибыли либо добивались того эффекта, который необходим для инвестора.

Также каждому инвестору необходимо знать в той стране в которой он планирует осуществлять инвестиции.

Существуют распространенные , которые встречаются в подавляющем большинстве инвестиционных проектов. Знания таких проблем способно обезопасить капитал инвестора от потерь и минимизировать реальные риски.

Примеры инвестиционной деятельности

Обладает специфическим характером и некими конкурентными преимуществами благодаря активам, которыми банк уже обладает, а также набору финансовых и не только инструментов, которые играют весомую положительную роль в их инвестиционной деятельности.

Особенна тем, что источниками для вложения выступают страховые резервы. Также особняком стоит и цель инвестиционной деятельности страховых компаний. Главной целью является неполучение прибыли, а поддержание стабильного финансового состояния благодаря инвестициям.

Субъектами инвестиций являются реципиенты - предприятия, организации, использующие инвестиции. Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые, посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица (в том числе иностранные), а также государства и международные организации.

Основной субъект инвестиционной деятельности - инвестор - осуществляет вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивает их целевое использование. В качестве инвесторов могут выступать:

  • органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами;
  • российские физические и юридические лица, предпринимательские объединения и другие юридические лица;
  • иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации.

Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух или нескольких участников. Допускается объединение средств инвесторами для осуществления совместного инвестирования.

Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функции любого другого участника инвестиционной деятельности.

Рыночная экономика рассматривает в качестве хозяйствующих субъектов организации (предприятия) и индивидуальных частных лиц. Государство и организации выступают как юридические лица в различных организационно-правовых формах. Хозяйствующие субъекты имеют в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении определенные хозяйственные объекты, имущественные комплексы, капитал.

Объектами инвестиций могут быть:

  • строящиеся, реконструируемые или расширяемые предприятия, здания, сооружения (основные фонды), предназначенные для производства новых продуктов и услуг;
  • комплексы строящихся или реконструируемых объектов, ориентируемых на решение одной задачи (программы). В этом случае под объектом инвестирования понимается программа федерального, регионального или иного уровня;
  • производство новых изделий (услуг) на имеющихся производственных площадях в рамках действующих производств и организаций;
  • разработка новых изделий;
  • внедрение новой техники в действующее производство.

Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства Российской Федерации, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность.

Термин "инвестиции" стал широко использоваться в Российской Федера­ции после перехода на путь рыночных реформ. Это более широкое и емкое по­нятие, чем понятие «капитальные вложения».

Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Фе­дерации, осуществляемой в форме капитальных вложений>> от 25.02.1999 N 39-ФЗ определяет инвестиции как денежные средства, ценные бумаги, иное иму­щество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятель­ности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффек­та. В федеральном законе определены следующие понятия в связи с инвестиционной деятельностью:

Инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций и осуществле­ние практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Капитальные вложения - это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконст­рукцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобрете­ние оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объемами сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необхо­димая проектная документация, разработанная в соответствии с законодатель­ством РФ и с утвержденными в законном порядке регламентами (стандартами, нормами, правилами), а также описание практических действий по осуществ­лению инвестиций (бизнес-план).

Инвесторами, осуществляющими вложение собственных, заемных, при­влеченных средств на создание и воспроизводство основных фондов в форме капитальных вложений (по Федеральному закону), могут быть:

Органы уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами;

Организации и предприятия, предпринимательские объединения, общественные организации и другие юридические лица всех форм собственности;

Международные организации, иностранные юридические лица;

Физические лица (граждане РФ и иностранные граждане).

Заказчиками (застройщиками) могут быть инвесторы, а также иные физические и юридические лица, уполномоченные инвесторами осуществлять реа­лизацию инвестиционных проектов по строительству. ­

Источниками финансирования инвестиций могут быть:

Собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные финансовые резервы инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накоп­ления и сбережения граждан и юридических лиц);

Средства, выплачиваемые органами страхования для возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий;

Заемные финансовые средства инвестора или переданные им средства (облигационные займы и др.);

Привлеченные финансовые средства инвестора (средства от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, граждан, юридиче­ских лиц);

Финансовые средства, централизуемые объединениями (союзами) пред­приятий в установленном порядке;

Средства внебюджетных фондов;

Средства федерального бюджета, предоставленные на безвозвратной и возвратной основе;

Средства бюджетов субъектов Российской Федерации;

Средства иностранных инвесторов.

В состав инвестиций могут включаться:

Денежные средства и их эквиваленты (целевые вклады, оборотные средства, паи, доли в уставных капиталах организаций, ценные бумаги, кре­диты, займы и т. п.);

Остаточная стоимость имущества (здания, сооружения, машины, обору­дование, приборы, инструменты и т. п.);

Стоимость права использования земли;

Имущественные права, которые могут быть оценены денежным эквивалентом (лицензии, патенты, товарные знают, сертификаты, свидетельства на модели средств труда и т. п.).

Инвестиции подразделяются на:

Капиталообразующие (прямые инвестиции), обеспечивающие создание и воспроизводство основных средств движимого и недвижимого имущества;

Портфельные, т. е. средства, помещаемые в финансовые активы. Инвестиционно-строительный процесс включает в себя объекты и субъекты деятельности.

Объектами в инвестиционно-строительной деятельности выступают:

Денежные вклады;

Ценные бумаги;

Имущественные права и права интеллектуальной собственности;

Научно-техническая продукция и другие объекты собственности;

Производство различных видов продукции без ввода в эксплуатацию новых средств труда;

Комплексы строящихся и реконструируемых объектов;

Строящиеся здания и сооружения;

Имущественная часть вновь создаваемой организации как нового юридического лица.

Субъектами (участниками) инвестиционно-строительной деятельности выступают: инвестор, заказчик и застройщик, подрядчик и проектировщик, банковские, страховые и посреднические организации, поставщики строймате­риалов и оборудования, а также пользователи объектов инвестиционной дея­тельности.

Субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать установлен­ные законом нормы и регламенты, требования государственных органов и должностных лиц, предъявляемые в пределах их компетенции.

Основным правовым документом, регулирующим производственно ­хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятель­ности, является договор (контракт) между ними.

Участники инвестиционного процесса, выполняющие оговоренные дого­вором виды работ и услуг, должны иметь лицензию или сертификат на право осуществления данного вида деятельности.

Инвестор - это субъект инвестиционной деятельности, юридическое или физическое лицо, осуществляющее из собственных, привлеченных или заем­ных имущественных, финансовых, интеллектуальных и других средств финан­сирование строительного проекта на территории РФ и обеспечивающее их це­левое использование. Инвестор имеет юридические права на полное распоря­жение результатами инвестиций. Инвестор самостоятельно определяет сферу приложения инвестиций, разрабатывает условия контрактов на строительство объекта, принимает решение относительно организационных форм строитель­ства в целях выбора проектировщика, подрядчика, поставщиков путем объяв­ления торгов или частных предложений, осуществляет финансово-кредитные отношения с участниками инвестиционного процесса. Инвестор может высту­пать в роли заказчика, кредитора, покупателя строительной продукции, а также выполнять функции заказчика-застройщика. Инвестор по договору предоставля­ет право распоряжаться выделенный государственными институции: заказчи­ку-застройщику, государственному заказчику, заказчику, или застройщику.

Застройщик - это в соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, ка­питальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строи­тельства, реконструкции, капитального ремонта.

Он распоряжается денежными средствами инвестора (инвесторов), переда­ваемыми для финансирования строительства производственных объектов, жи­лых домов, объектов социально-культурной сферы и коммунального хозяйства; имеет почтовый адрес, счет в банке и печать со своим наименованием.

Застройщик - лицо, которое организует строительство, реконструкцию и ремонт жилых домов (с комплексом инженерной и социальной инфраструкту­ры или без него), в том числе для собственного проживания, предоставления в наём, аренду, либо для продажи. По определению ФЗ «О товариществах собст­венников жилья>> от 24 мая 1996 г. застройщик - это любое физическое или юридическое лицо, включая органы государственной исполнительной власти и местного самоуправления, либо группа лиц, действующих совместно, которые приобретают, строят или реконструируют недвижимое имущество с целью соз­дания консилиума и передачи прав собственности на помещения в нем раз­личным домовладельцам.

Заказчик-застройщик на конкурсной основе, как правило, через подрядные торги, поручает реализацию выделенных инвестором бюджетных средств на строительство объекта (по утвержденной целевой программе) организации подрядчика на условиях, определяемых договором подряда на строительство. Заказчик-застройщик осуществляет следующие функции:

Выдает исходные данные для разработки проектной документации;

Размещает заказ на разработку всей необходимой для строительства объекта документации;

Проводит ее согласование в установленном порядке;

Осуществляет поиск подрядчиков, заключает договора подряда на разработку документации и выполнение всего комплекса строительных, монтаж­ных и пусконаладочных работ, поставку оборудования и материалов;

Осуществляет приемку, учет, надлежащее хранение находящегося на складах оборудования, изделий и материалов, передачу их в монтаж;

Выполняет все необходимые работы по подготовке строительной площадки;

Осуществляет надзор за соблюдением норм и правил при производстве СМР, приемку законченных работ и подготовку объекта к передаче в эксплуатацию;

Обеспечивает рациональное и экономное расходование выделенных на строительство средств, своевременно осуществляет платежи за материалы, оборудование, выполненные работы и т. д.;

Принимает меры к сокращению сроков строительства.

В частности, при финансировании объектов строительства из внебюджет­ных источников субъектами инвестиционной деятельности могут отдельно вы­ступать как заказчик, так и застройщик. Заказчик-застройщик также может вы­полнять функции государственного заказчика.

Заказчик - это субъект инвестиционной деятельности, уполномоченный на то инвесторами, юридическое или физическое лицо, осуществляющее реализа­цию инвестиционных проектов, имеющее финансовые средства и представив­шее по требованию подрядчика поручительство о своей платежеспособности. Заказчик может передать право управления договором подряда другому юри­дическому или физическому лицу (специализирующемуся на выполнении та­кого вида работ), которое является доверенным лицом заказчика, действует от его имени и представляет его интересы в течение всего инвестиционного цик­ла. Обязательствами заказчика являются: своевременная передача подрядчику пригодной для производства работ строительной площадки, документов об от­воде земельного участка под строительство, своевременная передача проектной документации на выполнение работ в соответствии с требованиями техниче­ских регламентов , утвержденной в установленном порядке, своевременная оп­лата выполненных подрядчиком работ в соответствии с договором.

Государственный заказчик - государственный орган, обладающий необ­ходимыми инвестиционными ресурсами, или организация независимо от форм собственности (служба заказчика), наделенная соответствующим государст­венным органом правом распоряжаться бюджетными инвестиционными ресур­сами для реализации государственной целевой программы или конкретного инвестиционного проекта.

Государственным заказчиком может быть юридическое лицо любой орга­низационной и правовой формы, зарегистрированное в установленном порядке на территории РФ, или структурное подразделение инвестора, наделенное не­обходимыми полномочиями для выполнения возложенных на него функций.

В сферу деятельности государственного заказчика включаются строитель­ство новых объектов, реконструкция, расширение, техническое перевооруже­ние действующих предприятий и сооружений, капитальный ремонт.

Взаимоотношения между заказчиком и другими субъектами инвестицион­ной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственно­го контракта, заключенного между сторонами в соответствии с действующим законодательством.

Технический заказчик обладает следующими основными признаками:

Является физическим лицом, действующим на профессиональной основе, или юридическим лицом;

Имеет полномочия от застройщика;

Заключает договоры от имени застройщика.

Технический заказчик осуществляет следующие функции:

Заключает договоры от имени застройщика о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконст­рукции, капитальном ремонте объектов капитального строительства;

Подготавливает задание на выполнение работ;

Представляет лицам, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства материалы и доку­менты, необходимые для выполнения работ;

Утверждает проектную документацию;

Подписывает документы, необходимые для ввода объекта в эксплуатацию;

Осуществляет иные функции , предусмотренные Градостроительным кодексом.

Функции технического заказчика могут осуществляться застройщиком са­мостоятельно.

Подрядчик (генеральный подрядчик) есть физическое и юридическое лицо (организация, фирма), которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, осуществляющим строитель­ство. Лицами, осуществляющими строительство, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора фи­зическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям законодатель­ства, предусмотренным частью 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ.

Он выполняет по договору подряда на капитальное строительство (под­рядный контракт) обязательство по строительству объектов, монтаж и наладку технологического оборудования и прочие связанные с ними работы и услуги.

Генеральный подрядчик с согласия заказчика может привлекать к выполнению своих обязательств отечественные и иностранные фирмы, оставаясь при этом ответственным лицом за выполнение работ субподрядчиками. Генеральный подрядчик участвует в сдаче заказчику объекта в целом. Для выполнения дого­вора подряда генеральный подрядчик обязуется:

Выполнять все работы в объеме и в сроки, предусмотренные в договоре;

Производить работы в полном соответствии с проектной документацией, сметами, рабочей документацией и требованиями технического регламента;

Поставлять на строительную площадку необходимые материалы, обо­рудование, изделия, конструкции, строительную технику, за исключением ма­териалов и оборудования, поставляемых заказчиком;

Возводить собственными силами и средствами на территории строи­тельной площадки все временные сооружения для хранения материалов и вы­полнения работ по договору;

Информировать заказчика о заключении договоров подряда с субподряд­чиками с указанием предмета договора, наименования и адреса субподрядчика;

Нести ответственность перед заказчиком за надлежащее исполнение ра­бот субподрядчиками, за координацию их деятельности;

Обеспечивать на строительной площадке необходимые мероприятия по технике безопасности, охране окружающей среды, охране зеленых насаждений и земли во время проведения работ, а также установить освещение;

Согласовывать с органами государственного надзора порядок ведения работ на объекте и обеспечивать соблюдение его на строительной площадке;

Осуществлять охрану строящегося объекта, страхование строительных рисков;

В установленный срок со дня подписания акта о приемке завершенного строительного объекта вывезти за пределы строительной площадки, принадле­жащие ему строительные машины и оборудование, транспортные средства, ин­струменты, приборы, инвентарь, оставшиеся строительные материалы, изде­лия, конструкции, временные здания и сооружения и другое имущество, а так­же строительный мусор в места, указанные заказчиком.

Проектировщик (генеральный проектировщик) - это физические или юри­дические лица, которые соответствуют требованиям законодательства Россий­ской Федерации, предъявляемым к лицам, осуществляющим архитектурно­строительное проектирование (лица, осуществляющие подготовку проектной документации). Лицами, осуществляющими подготовку ПД, могут являться застройщик либо привлекаемое на основании договора застройщиком или за­казчиком физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям законодательства (ст. 57 Градостроительного кодекса РФ). Он несет полную ответственность за качество ПД, технико-экономические показатели объекта строительства, правильность выполнения подрядной организацией проектных решений; осуществляет авторский надзор за соблюдением проектных решений.

Пользователи объектов капитальных вложений - это физические и юри­дические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, ор­ганы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты, в том числе и инвесторы.

В инвестиционном процессе создания строительного объекта участвуют несколько независимых организаций, имеющих разные цели и задачи в дости­жении экономического эффекта. Основной целевой задачей инвестора и заказ­чика является строительство объекта и ввод его в эксплуатацию при мини­мальных капитальных вложениях в наиболее короткие сроки в целях получе­ния в дальнейшем дохода.

Основной целевой задачей подрядчика является максимум рентабельных работ за счет увеличения расценок на СМР (удорожания строительства) или за счет технического прогресса. Первый путь более легкий, но он находится в противоречии с главной задачей инвестора и заказчика. Для преодоления этих противоречий необходимы определенные стимулы и договоренность, объеди­няющие интересы всех участников инвестиционного процесса, фиксируемые в контракте (договоре подряда).

  • Предмет и система курса
    • Предпринимательская деятельность как предмет правового регулирования
      • Соотношение понятий «предпринимательская деятельность», «экономическая деятельность», «хозяйственная деятельность», «коммерческая деятельность»
      • Формы и виды предпринимательской деятельности
    • Понятие предпринимательского права и его место в структуре российского права
    • Принципы предпринимательского права
      • Основные принципы предпринимательского права
    • Методы предпринимательского права
    • Правоотношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности
  • Источники предпринимательского права
    • Понятие и виды источников предпринимательского права
      • Предпринимательское законодательство и основные направления его совершенствования
      • Система предпринимательского законодательства
    • Обычаи делового оборота как источник предпринимательского права
    • Применение норм международного права
    • Роль судебной практики в правовом регулировании отношений в сфере предпринимательской деятельности
  • Правовой статус отдельных субъектов предпринимательской деятельности
    • Субъекты предпринимательской деятельности: понятие и виды
    • Индивидуальная форма предпринимательства
      • Правоспособность индивидуального предпринимателя
      • Лицензирование индивидуальной формы предпринимательства
    • Коллективные формы предпринимательства
      • Полные товарищества
      • Товарищество на вере
      • Общества с ограниченной ответственностью (ООО)
      • Акционерные общества (АО)
      • Производственные кооперативы (ПК)
      • Государственные и муниципальные унитарные предприятия
    • Субъекты малого предпринимательства
      • Предпринимательские объединения
        • Классификация холдингов
        • Способы создания холдингов. Система участия
    • Финансово-промышленные группы
    • Иные формы предпринимательских объединений
    • Некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности
  • Создание и прекращение деятельности субъектов предпринимательства
    • Порядок и способы создания субъектов предпринимательства
    • Государственная регистрация субъектов предпринимательства
    • Реорганизация субъектов коллективного предпринимательства
    • Ликвидация субъектов коллективного предпринимательства
  • Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности
    • Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
      • Критерии банкротства
      • Признаки банкротства
    • Правовой статус участников правоотношений несостоятельности (банкротства)
    • Правовой статус кредитора
    • Правовой статус арбитражного управляющего
    • Арбитражный суд как участник правоотношений несостоятельности (банкротстве)
    • Процедуры несостоятельности (банкротства)
      • Наблюдение. Понятие наблюдения. «Нейтральность» процедуры
      • Финансовое оздоровление
      • Внешнее управление. Цели и основания введения внешнего управления
      • Конкурсное производство
      • Мировое соглашение. Мировая сделка в банкротом и исковом процессах
  • Правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
    • Понятие и виды имущества субъектов предпринимательской деятельности
    • Правовые формы принадлежности имущества субъектам предпринимательской деятельности
    • Правовой режим отдельных видов имущества
      • Правовой режим денежных средств
      • Правовой режим ценных бумаг
      • Правовой режим прибыли
  • Приватизация государственного и муниципального имущества
    • Понятие и основные цели приватизации
    • Законодательство о приватизации
    • Субъекты и объекты приватизационных правоотношений
    • Порядок и способы приватизации
  • Механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности
    • Государственное регулирование предпринимательской деятельности: понятие, виды, основания и пределы
    • Методы, средства и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности
    • Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
  • Государственное регулирование функциональных видов экономической деятельности
    • Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности
      • Субъекты конкуренции
      • Антимонопольное законодательство
      • Понятие и виды монополий
      • Монополистическая деятельность субъектов конкуренции
      • Антимонопольные органы
      • Санкции за нарушение антимонопольного законодательства
    • Техническое регулирование
      • Технические регламенты
      • Стандартизация
      • Подтверждения соответствия
      • Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов
    • Государственное регулирование ценообразования
      • Ценообразование как вид экономико-правовой деятельности
      • Законодательство о цепах и ценообразовании и основные направлении его совершенствования
      • Публично-правовой режим осуществления ценообразования
    • Государственное регулирование инновационной деятельности
      • Источники правового регулирования инновационной деятельности
      • Субъекты и объекты инновационной деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления инновационной деятельности
    • Государственное регулирование инвестиционной деятельности
      • Субъекты инвестиционной деятельности
      • Объекты инвестиционной деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления инвестиционной деятельности
      • Особенности отдельных форм осуществлении иностранными инвесторами деятельности на территории Российской Федерации
    • Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
      • Источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности
      • Субъекты и объекты внешнеэкономической деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления внешнеэкономической деятельности
  • Государственное регулирование отраслевых видов предпринимательской деятельности
    • Государственное регулирование банковской деятельности
      • Понятие и структура банковской системы Российской Федерации
      • Источники правового регулирования банковской деятельности
      • Правовое положение кредитных банковских организаций
      • Публично-правовой режим осуществления банковской деятельности
    • Государственное регулирование биржевой деятельности
      • Источники правового регулирования биржевой деятельности
      • Субъекты биржевой деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления биржевой деятельности
    • Государственное регулирование страховой деятельности
      • Источники правового регулирования страховой деятельности
      • Субъекты страховой деятельности (страхового дела) и участники страховых отношений
      • Объекты страхования
      • Публично-правовой режим осуществления страховой деятельности
    • Государственное регулирование профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
      • Источники правового регулирования профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
      • Субъекты профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
      • Публично-правовой режим осуществления профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
    • Государственное регулирование аудиторской деятельности
      • Виды аудита
      • Источники правового регулирования аудиторской деятельности
      • Субъекты аудита
      • Публично-правовой режим осуществления аудиторской деятельности
    • Государственное регулирование оценочной деятельности
      • Источники правового регулирования оценочной деятельности
      • Субъекты и объекты оценочной деятельности
      • Публично-правовой режим оценочной деятельности
  • Предпринимательский договор
    • Предпринимательский договор: понятие, виды и сфера применения
    • Особенности порядка заключения предпринимательского договора
    • Особенности изменения и расторжения предпринимательского договора
    • Исполнение предпринимательского договора: понятие, принципы
  • Ответственность в сфере предпринимательской деятельности
    • Понятие, виды и основания для применения ответственности
    • Неустойка: понятие, виды и порядок взыскания
    • Убытки: понятие, виды и порядок взыскания

Субъекты инвестиционной деятельности

Начнем с того, что следует обратить внимание на соотношение понятий «субъект инвестиционной деятельности», «субъект предпринимательской деятельности», «субъект хозяйственной деятельности». Данные понятия пересекаются, но их нельзя рассматривать как род и вид.

В любом случае не каждый субъект инвестиционной деятельности является субъектом предпринимательства. Равным образом едва ли можно считать физическое лицо, участвующее в инвестиционном процессе, хозяйствующим субъектом (разве что в самом широком смысле).

Термин «субъекты инвестиционной деятельности» используется в двух федеральных законах: Законе об инвестиционной деятельности и Законе об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений. В Законе об иностранных инвестициях это понятие не употребляется, однако сказанное не означает, что ему нет места в законодательстве об иностранных инвестициях. Ведь понятно, что наряду с иностранными инвесторами существуют заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности и т. д.

В соответствии со ст. 4 Закона об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Как видим, перечень субъектов инвестиционной деятельности является открытым.

Закон об инвестиционной деятельности (п. 1 ст. 2) относит к числу субъектов инвестиционной деятельности поставщиков, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и других участников инвестиционного процесса.

Теперь более подробно остановимся на характеристике отдельных субъектов инвестиционной деятельности. В этом ряду инвестор - наиболее яркая и колоритная фигура, определяющая, по сути, содержание инвестиционного процесса и инвестиционных правоотношений в целом.

Инвесторы - субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование (п. 3 ст. 2 Закона об инвестиционной деятельности). Далее отмечается, что в качестве инвесторов могут выступать: органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами; граждане, предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица; иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации.

Нельзя не заметить, что Закон называет в качестве инвесторов органы государственной власти и местного самоуправления, которые по российскому законодательству не обладают правоспособностью, необходимой для участия в инвестиционных правоотношениях. Более правильно рассматривать в качестве таковых не соответствующие органы, а публичные образования. Кроме того, предпринимательские объединения (ФПГ, холдинги) также не наделены статусом юридического лица, а потому с точки зрения Гражданского кодекса они не могут быть самостоятельными участниками оборота.

Другой вопрос - правовой статус иностранного инвестора. В силу ст. 2 Закона об иностранных инвестициях иностранными инвесторами являются:

  1. иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;
  2. иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;
  3. иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;
  4. лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;
  5. международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;
  6. иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.

Таким образом, в отношении иностранных инвестиций российский закон допускает возможность участия в инвестиционной деятельности как инвестора организации без статуса юридического лица. Главное требование при этом заключается в том, что в соответствии с законодательством иностранного государства эта организация вправе осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации.

В литературе спорным является вопрос о правовом режиме деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. По мнению одних ученых, иностранные инвесторы должны обладать равным режимом с деятельностью национальных инвесторов. Как считает другая группа ученых, для иностранных инвесторов должен быть определен режим наибольшего благоприятствования.

Анализ международных договоров с участием Российской Федерации о поощрении и взаимной защите инвестиций показывает, что в таких договорах, как правило, закреплен режим наибольшего благоприятствования для иностранных инвесторов. В связи с этим выскажем свое мнение по данному вопросу.

Необходимо сблизить режимы правового регулирования иностранных и национальных инвестиций, в том числе в отношении льгот. Мы согласны с мнением о том, что льготы следует устанавливать с целью различия правового положения иностранных инвесторов и прочих иностранных юридических и физических лиц. Если иностранное лицо вкладывает средства в российскую экономику, то российский закон должен быть к нему более благосклонен, нежели к остальным иностранцам.

Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функции любого другого участника инвестиционной деятельности (п. 3 ст. 2 Закона об инвестиционной деятельности, п. 6 ст. 4 Закона об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений). Причем данное правило применяется не только в отношении инвесторов, но и других субъектов инвестиционной деятельности (заказчиков, исполнителей и др.).

Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную хозяйственную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы (п. 3 ст. 4 Закона об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений).

Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством. Однако указанные средства не переходят в собственность заказчика.

Подрядчики - физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, заключаемым с заказчиками. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом.

В договорах строительного подряда (ст. 740 ГК) функции генерального подрядчика выполняет коммерческая организация, отвечающая перед заказчиком за строительство объекта в целом. В свою очередь, генеральный подрядчик вправе привлечь для выполнения отдельных видов работ или строительства отдельных строительных объектов субподрядные строительные, монтажные и специализированные организации.

Пользователи - физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. В инвестиционном процессе обособленная фигура пользователя появляется лишь тогда, когда инвестор предоставляет определенному лицу права по использованию объекта.

Возможно совмещение инвестора и пользователя в одном лице (п. 5 ст. 2 Закона об инвестиционной деятельности; ст. 4 Закона об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений). Если пользователь объекта инвестиционной деятельности не является инвестором, отношения между ним и инвестором определяются договором (решением) об инвестировании.


Close