В эпоху Средневековья Христианство не имело ограничивающих ее действия рамок. В частности, Римская церковь исполняла не только свою духовную функцию, но и влияла на политическую жизнь многих стран. Вы также можете ознакомиться с темой: борьба Католической церкви с еретиками . Чтоб закрепить свою власть в обществе церковь шла на весьма нехристианские поступки: под знаменами католической церкви развязывались войны, казнили всех, кто в той или иной степени не поддерживал католическую идеологию.

Естественно, рождение и развитие Ислама на Востоке не могли пройти незамеченными Римской церковью. С чем ассоциировался Восток у католического духовенства? Это в первую очередь несметные богатства. Нищая, вечно голодная Европа, прикрывши свои алчные побуждения именем Иисуса Христа, пошла грабительскими походами на Святую землю.

Цель и причины Крестовых походов

Официальной целью первых Крестовых походов было освобождение Гроба Господнего от «неверных» мусульман, которые, как тогда считалось, кощунствуют над святыней. Католическая церковь смогла профессионально внушить участникам Крестовых походов, что их героизм будет вознагражден Богом прощением всех их земных грехов.

Первый Крестовый поход датируется 1096 г. Основной характеристикой его является то, что участники похода были разных социальных классов: от феодалов до крестьян. Участие в Первом Крестовом походе принимали представители Европы и, уже православной на то время Византии. Несмотря на внутреннюю разобщенность, участникам Крестового похода удалось, путем страшных кровопролитий захватить Иерусалим.

За два столетия католической церкви удалось организовать восемь Крестовых походов, большинство из них было направленно не только на Восток, но и на территории Прибалтики.

Последствия Крестовых походов

Крестовые походы имели огромные последствия для Европы. Крестоносцы переняли и принесли в Европу с Восточных стран традицию жестоких казней, которые будут в дальнейшем неоднократно применятся в инквизиционных процессах. Завершение Крестовых походов стало в какой–то степени началом падения в Европе средневековых устоев. Участники Крестовых походов восхищались Восточной культурой, ведь раньше они считали арабов варварами, но та глубина искусства и традиций, которая была присуща Востоку, изменила их мировоззрение. После возвращения домой, они начнут активно распространять арабскую культуру по странам Европы.

Дорогостоящие Крестовые походы фактически разорили Европу. Но открытие новых торговых путей, значительно улучшили ситуацию. Византийская империя, которая помогала Римской церкви в Первом Крестовом походе, в итоге, спровоцировала свое падение: после того, как ее полностью разграбили османы в 1204 году, она уже не смогла достичь бывшего могущества и полностью пала спустя два столетия. После падения Империи, Италия стала единоличным монополистом в торговле Средземноморского региона.

Два века жесточайших конфликтов между католической церковью и мусульманами принесли огромное количество страданий и смертей обоим сторонам. Естественно, алчные желания только пошатнули положение Католической церкви в обществе: верующие увидели ее бескомпромиссность в вопросах связанных с властью и деньгами. В сознание населения Европы начали зарождаться первые несогласия с ее идеологией, что станет основой для создания реформаторских церквей в будущем.

Каждый образованный человек слышал о явлении, которое происходило в XI – XV веках в Западной Европе, о крестовых походах, которые были направлены против мусульман. Официальной версией, которую преследовала католическая церковь, была пропаганда веры. Однако достигалась эта цель варварскими методами. Сегодня речь пойдет ни о причинах или этапах этих кровопролитных сражений, а о последствиях крестовых походов для Европы. Ведь события, которые происходили на протяжении 5 столетий, просто не могли не оказать серьезного влияния на континент, который и положил начало эти ужасным и противоречивым событиям. Перечисляя основные последствия, которые оказали войны католической церкви на Европу, вы поймете, почему абсолютное большинство историков считают XI – XV веков противоречивыми, ведь, несмотря на огромное число людских жертв они оказали и положительный эффект на внутреннее устройство политического строя Европы.

Во-первых, крестовые походы для Европы означали падение средневековых форм (чего). Благодаря быстрому и многочисленному оттоку рыцарского класса на Восток (во время военных походов) королевская власть смогла положить начало борьбы с . Разумеется, это оказало благоприятное воздействие на дальнейшее развитие политического строя в Западной Европе. Во-вторых, крестовые походы существенно ускорили процесс освобождения вилланов от своих хозяев-феодалов. Теперь они приобрели возможность не только убегать от них на Восток, но и накапливать определенную сумму денег, необходимую для выкупа. Бароны были вынуждены вступать в подобные сделки, т.к. после войны остро нуждались в средствах. Несмотря на то, что основной и изначальной целью (официальной от католической церкви) было распространение католической веры и насильственная ее пропаганда на территории Востока, в итоге, война смогла стереть множество национальных и религиозных предрассудков. В походах принимали участие широкие массы людей, разных сословий, культур, национальностей и вероисповеданий, поэтому, за столь длительный промежуток времени они сумели лучше узнать особенности каждого народа, научились с пониманием относиться к выбору каждой нации.

Крестоносцы, проведя огромное количество времени на Востоке, постепенно научились различать в местном населении в первую очередь людей, стали с пониманием относится к их культуре и начали уважать воинственное местное население. Небывалого развития достигло и мореплавание. Ведь, помимо использования морских путей в военных целях, их стали гораздо активнее использовать и для торговли, благодаря чему Европа получила огромный приток денег. Отношения с Востоком, пускай и не миролюбивые, приносили в Европу и множество новых, уникальных предметов, обогащая тем самым культуру стран. Определенные заимствования можно было найти и в архитектуре, в скульптурах, в художественном ремесле и поэзии. Открывая для исследователей совершенно уникальный и изумительный мир восточной поэзии, европейские таланты получали еще и вдохновение в силу самих военных походов.

Подобный симбиоз позволял поэтам того времени при помощи вдохновения создавать настоящие шедевры. Анализируя последствия крестовых походов, нельзя не отметить и огромную трагедию, которую принесли войны в страны Востока. Стоит лишний раз подчеркнуть, что все перечисленные выше итоги крестовых походов рассматривались нами исключительно для Европы. Но и там, человеческие жертвы были огромны, поэтому оценить, какой ценой дались все изменения в политическом строе, экономике и культуре просто невозможно.

Крестовые походы имели важные последствия для всей Европы. Неблагоприятным их результатом было ослабление восточной империи, отдавшее её во власть турок, а также гибель бесчисленного количества людей. Но гораздо значительнее были следствия, благотворные для Европы. Для Востока и ислама крестовые походы далеко не имели того значения, какое принадлежит им в истории Европы: они изменили весьма немногое в культуре мусульманских народов и в государственном и общественном их строе. Крестовые походы несомненно оказали известное влияние (которого, однако, не следует преувеличивать) на политический и общественный строй Западной Европы: они содействовали падению в ней средневековых форм. Численное ослабление барониального рыцарского класса, являвшееся следствием отлива рыцарей на Восток, продолжавшегося почти непрерывно в течение двух столетий, облегчало королевской власти борьбу с оставшимися на родине представителями феодальной аристократии. Небывалое дотоле развитие торговых отношений содействовало обогащению и усилению городского класса, который в Средние века был опорой королевской власти и врагомфеодалов. Затем, крестовые походы в некоторых странах облегчили и ускорили процесс освобождения вилланов от крепостной зависимости: вилланыосвобождались не только вследствие ухода в Святую землю, но и методом выкупа свободы у баронов, которые нуждались в деньгах при отправлении в крестовый поход и поэтому охотно вступали в такие сделки. В крестовых походах принимали участие представители всех тех групп, на которые делилось население средневековой Западной Европы, начиная от крупнейших баронов и кончая массами простых вилланов; поэтому крестовые походы содействовали сближению всех классов между собой, как и сближению различных европейских народностей. Крестовые походы впервые соединили в одном деле все общественные классы и все народы Европы и пробуждали в них сознание единства.

С другой стороны, приводя в близкое соприкосновение различные народы Западной Европы, крестовые походы помогали им уяснить свои национальные особенности. Приведя западных христиан в близкое соприкосновение с иноплеменными и иноверными народами Востока (греками, арабами, турками и так далее), крестовые походы содействовали ослаблению племенных и религиозных предрассудков. Близко ознакомившись с культурой Востока, с материальной обстановкой, нравами и религией мусульман, крестоносцы приучались видеть в них себе подобных людей, начинали ценить и уважать своих противников. Те, кого они сначала считали полудикими варварами и грубыми язычниками, оказывались, в культурном отношении, выше самих крестоносцев. Крестовые походы наложили неизгладимый отпечаток на рыцарский класс; война, служившая ранее феодалам лишь средством к достижению эгоистических целей, в крестовых походах получила новый характер: рыцари проливали свою кровь по идейным и религиозным побуждениям. Идеал рыцаря, как борца за высшие интересы, борца за правду и за религию, образовался именно под влиянием крестовых походов. Самым важным следствием крестовых походов было культурное влияние Востока на Западную Европу. Из соприкосновения на Востоке западноевропейской культуры с византийской и особенно с мусульманской вытекли чрезвычайно благотворные последствия для первой. Во всех областях материальной и духовной жизни встречаются в эпоху крестовых походов или прямые заимствования с Востока, или явления, обязанные своим происхождением влиянию этих заимствований и тех новых условий, в какие стала тогда Западная Европа.

Мореплавание достигло во время крестовых походов небывалого развития: большая часть крестоносцев отправлялась в Святую землю морем; морским же маршрутом велась и почти вся обширная торговля между Западной Европой и Востоком. Главными деятелями в этой торговле являлись итальянские купцы из Венеции, Генуи, Пизы, Амальфи и других городов. Оживленные торговые отношения приносили в Зап. Европу множество денег, а это, вместе с развитием торговли, приводило к упадку на Западе форм натурального хозяйства и содействовало тому экономическому перевороту, который замечается в конце Средних веков. Отношения с Востоком приносили на Запад много полезных предметов, до тех пор или вовсе там не известных, или же бывших редкими и дорогими. Теперь эти продукты стали привозиться в большем количестве, дешевели и входили во всеобщее употребление. Так были перенесены с Востока рожковое дерево, шафран, абрикос (дамасская слива), лимон, фисташки (сами слова, обозначающие многие из этих растений --арабские). В обширных размерах стал ввозиться сахар, вошёл в широкое употребление рис. В значительном количестве ввозились также произведения высоко развитой восточной промышленности - бумажные материи, ситец, кисея, дорогие шёлковые ткани (атлас, бархат), ковры, ювелирные изделия, краски и тому подобное. Знакомство с этими предметами и со способом их изготовления повело к развитию и на Западе подобных же отраслей промышленности (во Франции тех, кто изготовлял ковры по восточным образцам, называли «сарацинами»). С Востока заимствовано было много предметов одеяния и домашнего комфорта, которые носят в самих названиях (арабских) доказательства своего происхождения (юбка, бурнус, альков,софа), некоторые предметы вооружения (арбалет) и тому подобное.

Значительное количество восточных, преимущественно арабских слов, вошедших в эпоху крестовых походов в западные языки, указывает обыкновенно на заимствование того, что обозначается этими словами. Таковы (кроме указанных выше) итал. dogana , фр. douane - таможня, а также «адмирал», «талисман» и др. Крестовые походы познакомили западных учёных с арабской и греческой наукой (например, с Аристотелем). Особенно много приобретений сделала в это время география: Запад близко ознакомился с целым рядом стран, мало известных ранее; широкое развитие торговых сношений с Востоком дало возможность европейцам проникнуть в такие отдаленные и малоизвестные тогда страны, как Центральная Азия (путешествия Плано Карпини, Вильгельма из Рубрука, Марко Поло). Значительные успехи сделали тогда также математика, астрономия, естественные науки, медицина, языкознание, история. В европейском искусстве с эпохи крестовых походов замечается известное влияние искусства византийского и мусульманского.

Такие заимствования можно проследить в архитектуре (подковообразные и сложные арки, арки в форметрилистника и остроконечные, плоские крыши), в скульптуре («арабески» -- самое название указывает на заимствование от арабов), в художественных ремеслах. Поэзии, духовной и светской крестовые походы дали богатый материал. Сильно действуя на воображение, они развивали его у западных поэтов; они познакомили европейцев с сокровищами поэтического творчества Востока, откуда перешло на Запад много поэтического материала, много новых сюжетов. В общем, знакомство западных народов с новыми странами, с иными чем на Западе политическими и общественными формами, со множеством новых явлений и продуктов, с новыми формами в искусстве, с другими религиозными и научными взглядами -- должно было чрезвычайно расширить умственный кругозор западных народов, сообщить ему небывалую дотоле широту. Западная мысль стала выбиваться из тисков, в которых католическая церковь держала до тех пор всю духовную жизнь, науку и искусство. Авторитет римско-католической церкви был сильно подорван неудачей тех стремлений и крушением надежд, с которыми она повела Запад в крестовые походы. Широкое развитие под влиянием крестовых походов и через посредство сирийских христиан торговли и промышленности содействовало экономическому преуспеванию стран, принявших участие в этом движении, и давала простор разнообразным мирским интересам, а это ещё более подрывало здание средневековой церкви и её аскетические идеалы. Ближе ознакомив Запад с новой культурой, сделав для него доступными сокровища мысли и художественного творчества греков и мусульман, развив мирские вкусы и взгляды, крестовые походы подготовляли так называемое Возрождение, которое хронологически непосредственно примыкает к ним и в значительной степени есть их следствие. Этим способом крестовые походы косвенно содействовали выработке нового направления в духовной жизни человечества и подготовили, отчасти, основы новой европейской цивилизации.

Также произошёл рост европейской торговли: из-за падения Византийской империи началось господство итальянских купцов в Средиземном море.

По окончании 1-го крестового похода на территории Леванта были основаны четыре христианских государства:

1. Графство Эдесса - первое государство, основанное крестоносцами на Востоке. Было основано в 1098 году Балдуином I Булонским. Просуществовало до 1146 года. Столицей его был город Эдесса.

2. Княжество Антиохия - было основано Боэмундом I Тарентским в 1098 году после взятия Антиохии. Княжество просуществовало до 1268 года.

3. Иерусалимское королевство, просуществовало вплоть до падения Акры в 1291 году. В подчинении у королевства находилось несколько вассальных сеньорий, в том числе четыре наиболее крупные:

а. Княжество Галилеи

б. Графство Яффы и Аскалона

в. Трансиордания - сеньория Крака, Монреаля и Сент-Авраама

г. Сеньория Сидона

4. Графство Триполи - последнее из государств, основанных в ходе Первого крестового похода. Было основано в 1105 году графом Тулузы Раймундом

IV. Графство просуществовало до 1289 года.

Государства крестоносцев полностью охватывали территорию, через которую шла в то время торговля Европы с Индией и Китаем (“Великий шёлковый путь”, “Путь благовоний”), никакой лишней территории не занимая. Египет оказался отрезан от этой торговли. Доставка грузов в Европу наиболее экономичным путем из Багдада, минуя государства крестоносцев, стала невозможна. Таким образом, крестоносцы приобрели в некотором роде монополию в торговле данного рода. Были созданы условия для развития новых торговых путей между Европой, и например, Китаем, таких как путь по Волге с перевалкой в реки, впадающие в Балтику и волго-донской путь. В этом можно усматривать причины смещения политического центра Руси как раз после первого крестового похода в район, где происходила перевалка международных грузов из бассейна Волги в бассейн Западной Двины, а также причины экономического и политического подъема Волжской Булгарии. Последовавший захват крестоносцами устья Западной Двины и Немана, захват ими Константинополя, через который проходили грузы волго-донского пути и пути по реке Куре, а также попытку шведов захватить устье Невы, можно также расценивать как стремление установить контроль над торговыми путями данного вида торговли. Экономический подъем в то время северо-западной части Западной Европы против южной, стал причиной того, что для европейцев международная торговля с Востоком через Балтику и далее через Северо-Восточную Русь становилась более экономически выгодной. Возможно, именно в этой связи крестовые походы в Святую Землю утратили популярность среди европейцев, и дольше всего крестоносные государства просуществовали именно в Прибалтике, исчезнув лишь тогда, когда европейцы открыли прямые морские пути в Китай и Индию.

Второй крестовый поход

Предпосылки

Главной ошибкой, сопровождавшей политику христианских властей на Востоке, являлось уничтожение византийского господства в Азии и ослабление греческого элемента, на который естественно нужно было рассчитывать в деле уничтожения мусульман. Её итогом стало новое

усиление мусульман в районе Месопотамии, куда они были вынуждены

отступить после I крестового похода.

Один из наиболее сильных мусульманских эмиров, Мосула Имад ад-Дин Занги, начал весьма серьёзно угрожать передовым христианским княжествам. В 1144 году он организовал решительное наступление, которое окончилось взятием Эдессы и падением Эдесского княжества.

Такой удар было сложно оставить без внимания: Эдесское княжество

составляло форпост, о который разбивались волны мусульманских набегов, это был оплот, защищавший весь христианский мир.

В то же самое время, другие христианские княжества находились или в стесненном положении, или были заняты вопросами чисто эгоистического характера и поэтому как не могли ни оказать помощи Эдесскому княжеству, ни заменить для христиан его стратегического и символического значения.

Незадолго до этих событий скончался Иерусалимский король Фульк. Его место главы королевства заняла вдова, королева Мелисенда Иерусалимская, опекунша Бодуэна III. Князья, находившиеся в вассальных отношениях с Фульком, категорически отказались подчиняться королеве, тем самым отняв у неё какие бы то ни было шансы для защиты собственных владений - Иерусалим сам находился в опасности и не мог оказать никакой помощи Эдессе. Что касается Антиохии, то князь Раймунд завязал войну с Византией, кончившуюся для него сокрушительным поражением, т.е. с его стороны Эдессе ждать помощи так же не приходилось.

Но при всём этом, в результате ряда причин, возможности поднять новый крестовый поход в Западной Европе не было.

В 1144 году римский престол занимал папа римский Евгений III . Казалось бы, его прямым долгом было, пользуясь непререкаемым авторитетом церкви, принять под свою руку дело защиты восточно-азиатских княжеств. Однако к этому времени положение папы, даже в самой Италии, было далеко не властное: межпартийные разборки за римский престол и деятельность Арнольда Брешианского, возглавлявшего новое демократическое течение, боровшееся против участия церкви в светской власти серьёзно пошатнули положение ЕвгенияIII .

Германский король Конрад III также был поставлен в затруднительные обстоятельства борьбой с Вельфами (Вельфы (нем. Welfen) - одна из старейших европейских династий франкского происхождения, представители которой занимали престолы ряда европейских государств, в частности различных германских и итальянских княжеств, а также России и Великобритании).

Учитывая всё это, надеяться, что папа римский либо король Германии примет на себя инициативу нового похода было нельзя.

Королём Франции в тот период был Людовик VII . Будучи “рыцарем в душе”, он чувствовал себя связанным с Востоком и был склонен предпринять крестовый поход. Прежде чем решиться на такой важный шаг, как поход в

Святую землю, он спросил мнения у аббата Сугерия, своего воспитателя и советника, который, не отговаривая короля от доброго намерения, посоветовал принять все меры, чтобы обеспечить должный успех предприятию. Евгений III одобрил план короля и поручил святому Бернарду проповедь о крестовом походе, снабдив его воззванием к французскому народу.

В 1146 году святой Бернард Клервоский присутствовал на

государственном собрании в Везеле (Бургундия). Он сел рядом с королем Людовиком, надел на него крест и произнес речь, в которой предложил вооружиться на защиту Гроба Господня против неверных. Таким образом с 1146 года вопрос о крестовом походе был решен с точки зрения французов. Южная и средняя Франция выдвинула многочисленную армию, которая была вполне достаточна для того, чтобы дать отпор мусульманам.

Идеи Второго Крестового похода дошли не только до Франции, но и сами собой распространились в Германии, что вызвало волну антисемитских настроений. Бернарду Клервоскому пришлось лично явиться за Рейн, чтобы порицать священнослужителей, которые позволили появиться таким настроениям. Во время своего визита в Германию, накануне 1147 года, Конрад III приглашает Бернарда на празднование первого дня Нового года. После торжественной мессы Папа Римский произносит речь, которая убеждает германского императора принять участие во Втором Крестовом походе.

Решение Конрада III участвовать во Втором крестовом походе нашло живой отклик среди всего германского народа. С 1147 года и в Германии началось такое же одушевленное общее движение, как и во Франции.

Ход боевых действий

Во главе со своим королём Франция смогла выставить значительные силы. Как сам король Людовик VII , так и феодальные французские князья выказали много сочувствия делу Второго крестового похода. Численность отряда достигала около 70 тысяч человек.

Его главной задачей было ослабление муссульского эмира Занги и возвращение города Эдессы. По оценкам историков, одной лишь французской армии, состоявшей из хорошо обученных и вооружённых воинов, было бы вполне достаточно (особенно если учесть, что по мере продвижения, оно увеличилось почти вдвое, благодаря вливавшимся добровольцам). Но, под давлением союзной германской армии, это ополчение было вынужденно выдвинуться более длинным и опасным путём, чем если бы оно действовало водиночку.

Сицилийский король Рожер II и французский король находились в дружественных отношениях. Вследствие этого, для французского короля было разумнее избрать путь через Италию, откуда он мог бы, воспользовавшись норманнским флотом и флотом торговых городов, удобно и скоро прибыть в Сирию. Кроме того, путь через южную Италию имел за собой ещё то преимущество, что к ополчению мог присоединиться и сицилийский король.

Когда поднялся вопрос о пути и средствах движения, германский король предложил избрать тот путь, которым шли и первые германские крестоносцы, - на Венгрию, Болгарию, Сербию, Фракию и Македонию.

Германцы настаивали на том, чтобы и французский король двинулся этим путем, мотивируя свое предложение тем, что лучше избегать разделения сил, что движение через владения союзного государя вполне обеспечено от всякого рода случайностей и неожиданностей и что с византийским царем начаты по этому вопросу переговоры, в благоприятном результате которых Конрад не сомневался.

Летом 1147 года крестоносцы двинулись через Венгрию: Конрад III шёл впереди, месяцем позже шёл за ним Людовик.

Рожер II Сицилийский, ранее не заявлявший желания участвовать во Втором крестовом походе, но который однако не мог оставаться равнодушным к его исходу, потребовал от Людовика исполнения заключенного между ними договора - двигаться путём через Италию. После долгих колебаний, Людовик выбрал точку зрения Германского короля.

Рожер II понял, что если он теперь не примет участия в походе, то положение его станет изолированным. Он снарядил корабли, вооружился, но не для того, чтобы оказать помощь общему движению. Он начал действовать сообразно норманнской политике относительно Востока: сицилийский флот стал грабить острова и приморские земли, принадлежащие Византии, берега Иллирии, Далмации и южной Греции. Опустошая византийские владения, сицилийский король завладел островом Корфу и, дабы с успехом продолжать свои морские операции против Византии, заключил союз с африканскими мусульманами.

Византийский император Мануил I Комнин боялся, что Конраду III не удастся обуздать своё буйное и непокорное войско, способное грабежом и насилием вызвать беспорядки в столице империи. Поэтому Мануил старался отстранить крестоносное войско подальше от Константинополя и советовал Конраду переправиться на азиатский берег Галлиполи.

Но надежды Мануила не оправдались: уже в сентябре 1147 года у стен Константинополя стояли раздраженные германцы, предававшие все грабежу, через две-три недели нужно было ожидать прибытия французских крестоносцев, которые также не отличались любезностью. В то же время до византийского царя доходили известия о взятии Корфу, о нападениях норманнского короля на приморские византийские владения, о союзе Рожера II с египетскими мусульманами.

В итоге от был вынужден заключить союз с турками-сельджуками, который имел целью обезопасить империю и пригрозить латинянам на

случай, если бы последние вздумали угрожать Константинополю. Оберегая свои личные интересы, Мануил умывал руки, предоставляя крестоносцам действовать собственными силами и средствами.

Таким образом против крестового ополчения составилось два христианско-мусульманских союза: один - прямо враждебный крестоносному ополчению - союз Рожера II с египетским султаном, другой - союз византийского царя с иконийским султаном - был не в интересах

крестового похода.

Германская армия была вскоре перевезена через Босфор. Крестоносцы дали себе первый отдых в Никее, где пятнадцатитысячный отряд отделился от немецкого ополчения и на собственный страх направился приморским путем к Палестине. Конрад с остальным войском избрал тот путь, которого держалось первое крестоносное ополчение, - через Дорилей, Иконий и Гераклею.

Уже первая битва, произошедшая в Каппадокии, близ Дорилея 26 октября 1147 года, немецкое войско, застигнутое врасплох, было разбито наголову. Весьма немногие вернулись с королем в Никею, где Конрад стал поджидать французов.

В это же время Людовик VII приближался к Константинополю. Чтобы поскорее отделаться от них, царь Мануил употребил хитрость. Между французами был пущен слух, что немцы, переправившиеся в Азию, быстро подвигаются вперед, шаг за шагом одерживают блистательные победы. После этого французы требовали переправить их поскорее через Босфор. Здесь уже, на Азиатском берегу, они узнали об участи немецкого войска. В Никее Людовик и Конрад решили продолжать путь вместе, в верном союзе.

Так как путь от Никеи до Дорилея был покрыт трупами, оба короля желали избавить войско от тяжелого зрелища и потому отправились обходным путем, на Адрамитий, Пергам и Смирну. Путь этот был чрезвычайно трудный, замедлявший движение войска. Турецкие наездники держали в постоянном напряжении крестоносную армию, замедляли путь, грабили, отбивали людей и обозы. Кроме того, недостаток съестных припасов и фуража заставил Людовика бросить массу вьючных животных и багажа. Французский король, не предвидя всех этих затруднений, взял с собой многочисленную свиту, в числе которой была и его супруга Элеонора. Крестоносное ополчение двигалось очень медленно, теряя на своем пути массу людей, вьючного скота и багажа.

Провал похода

В начале 1148 года оба короля прибыли в Эфес с жалкими остатками своего войска. В Эфесе короли получили от византийского императора письмо, в котором последний приглашал их в Константинополь отдохнуть. Конрад отправился туда мореи, а Людовик, добравшись до приморского города Анталии, выпросил у византийского правительства кораблей и с остатками войска в марте 1148 года прибыл в Антиохию. В итоге громадные армии королей растаяли под ударами мусульман. Короли, - французский и немецкий, соединившиеся для одной цели, скоро разошлись и стали преследовать противоположные задачи.

Раймунд Антиохийский принял французов очень радушно. Вскоре стало известно, Элеонора вступила в связь с Раймундом. Само собою разумеется, Людовик чувствовал себя оскорблённым, униженным, он

потерял энергию, воодушевление и охоту вести начатое дело.

Пребывание Конрада III в Константинополе в зиму 1147/48 годов сопровождалось охлаждением отношений между ним и византийским императором. Весной 1148 года Конрад отправился из Константинополя в Малую Азию прямо в Иерусалим. Как для Раймунда, так и для Людовика было в высшей степени неприятно известие, что Конрад оставил задачи крестового похода и предался интересам Иерусалимского королевства.

Балдуин III , король Иерусалима, побудил Конрада стать во главе 50-тысячного Иерусалимского войска и предпринять поход против Дамаска. Это была ошибка.

Поход этот закончился весьма печально. В Дамаске, правда, находилась довольно грозная сила, но весь центр тяжести мусульманского Востока, вся сила и опасность для христиан сосредоточивалась в это время не в Дамаске, а в Мосуле, во главе с Нур ад-Дин Махмудом, сыном умершего Занги.

Наступление германского короля привело к образованию анти-христианской коалиции: Дамаск заключил союз с Нур ад-Дином.

После кровопролитной и изматывающей осады, и узнав о приближении Нур ад-Дина, Конрад и Балдуин III были вынуждены снять осаду Дамаска

Энергия и рыцарский энтузиазм Конрада вскоре ослабли, и он решил вернуться на родину. Осенью 1148 года на византийских кораблях он прибыл в Константинополь, а оттуда в начале 1149 года возвратился в Германию, не сделав, в сущности, ничего для дела христиан на Востоке, а, напротив, обесславив себя и немецкую нацию.

В начале 1149 годаЛюдовикVII на норманнских кораблях переправился в южную Италию, где имел свидание с норманнским королем и осенью 1149 года прибыл во Францию.

Это военно-колонизационные движения западноевропейских феодалов, части горожан и крестьянства, осуществлявшиеся в форме религиозных войн под лозунгом освобождения христианских святынь в Палестине из-под власти мусульман либо обращения язычников или еретиков в католичество.

Классической эпохой Крестовых походов считают конец XI — начало XII в. Термин «Крестовые походы» появился не ранее 1250 г. Участники первых Крестовых походов называли себяпилигримами , а походы — паломничеством, деяниями, экспедицией или священной дорогой.

Причины крестовых походов

Необходимость Крестовых походов была сформулирована папой Урбаном после окончания Клермонского собора в марте 1095 г. Он определил экономическую причину крестовых походов : европейская земля не в состоянии прокормить людей, поэтому для сохранения христианского населения необходимо завоевание богатых земель на Востоке. Религиозная аргументация касалась недопустимости хранения святынь , прежде всего Гроба Господня, в руках неверных. Было принято решение о выступлении Христова воинства в поход 15 августа 1096 г.

Вдохновленные призывами папы, многотысячные толпы простого народа не стали дожидаться установленного срока и устремились в поход. До Константинополя дошли жалкие остатки всего ополчения. Основная масса пилигримов погибла в пути от лишений и эпидемий. Турки без особых усилий расправились с оставшимися. В назначенное время в поход вышло основное войско, и к весне 1097 г. оно оказалось в Малой Азии. Военное преимущество крестоносцев, которым противостояли разобщенные войска сельджуков, было очевидным. Крестоносцы захватывали города и организовывали государства крестоносцев. Туземное население попало в крепостную зависимость.

История и последствия крестовых походов

Последствием первого похода явилось значительное усиление позиций . Однако его результаты оказались непрочными. В середине XII в. усиливается сопротивление мусульманского мира. Одно за другим падали государства и княжества крестоносцев. В 1187 г. был отвоеван Иерусалим со всей Святой землей. Гроб Господень остался в руках неверных. Были организованы новые Крестовые походы, но все они заканчивались полным поражением .

Во время IV Крестового похода был захвачен и варварски разграблен Константинополь. На месте Византии в 1204 г. была основана Латинская империя, но она была недолговечной. В 1261 г. она перестала существовать и Константинополь снова стал столицей Византии.

Наиболее чудовищной страницей Крестовых походов был поход детей , состоявшийся около 1212-1213 гг. В это время начала распространяться идея о том, что Гроб Господень может быть освобожден только невинными детскими руками. Из всех государств Европы к побережью устремились толпы мальчиков и девочек в возрасте 12 лет и старше. Многие дети погибали в пути. Оставшиеся добрались до Генуи и Марселя. Плана дальнейшего продвижения у них не было. Они предполагали, что смогут пройти по воде «аки по суху», а взрослые, которые занимались пропагандой этого похода, не позаботились о переправе. Те, кто пришел в Геную, разбрелись или погибли. Судьба марсельского отряда была более трагичной. Купцы-авантюристы Феррей и Порк согласились «ради спасения души» перевезти крестоносцев в Африку и отплыли с ними на семи кораблях. Шторм потопил два судна вместе со всеми пассажирами, остальных высадили в Александрии, где и продали в рабство.

Всего на Восток было совершено восемь Крестовых походов. К XII-XIII вв. относятся походы немецких феодалов против языческих славянских и других народов Прибалтики. Коренное население подвергалось христианизации, нередко насильственной. На завоеванных крестоносцами территориях, иногда на месте прежних поселений, возникали новые города и укрепления: Рига, Любек, Ревель, Выборг и др. В XII-XV вв. организуются Крестовые походы против ересей в католических государствах.

Результаты Крестовых походов неоднозначны. Католическая церковь существенно расширила зону своего влияния, консолидировала земельную собственность, создала новые структуры в виде духовно-рыцарских орденов. Вместе с тем усилилась конфронтация Запада и Востока, активизировался джихад как ответная агрессивная реакция западному миру со стороны восточных государств. IV Крестовый поход еще более разделил христианские церкви, заложил в сознание православного населения образ поработителя и врага — латинянина. На Западе утвердился психологический стереотип недоверия и враждебности не только к миру ислама, но и к восточному христианству.


Close