» «энциклопедией русской жизни», то в первую очередь, конечно, выделял разнообразие сцен и картин общественной жизни, сельского и городского быта, показанных писателем. Но в этой «энциклопедии» заметное место заняли также описания природы, которые появляются на страницах романа то в виде отдельных штрихов и сравнений, то в виде развернутых картин в несколько строф.

Интересно отметить, что пространно описывать родную природу поэт начинает только с четвертой главы, в которой перед нами постепенно раскрывается поэтическая душа Татьяны. Кажется, что автор через восприятие природы пытается раскрыть характер героев. В Лариной сливается особое восприятие мира, любви, жизни через природу. И недаром ведь говорил:

Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму…

Можно догадаться, почему из всех времен года Александр Сергеевич выбрал именно зиму, чтобы подчеркнуть «русскость». Ведь первое, что всегда отмечали иностранцы, жившие в России, - это долгая зима (подобной нет в Европе), русские холода, заснеженность. Это для страны, можно сказать, характерное время года. А вот над летом романист посмеивается:

Но нагие северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет, и нет…

Если, рассказывая о своем «милом идеале», создатель романа дает сочные, вольные описания, то непоэтичный Онегин порой вызывает у него слегка насмешливое отношение к природе. Даже сравнения, которые употребляет Евгений, говорят, насколько он равнодушен к ее красотам. Так, в разговоре с Ленским он сравнивает Ольгу с луной:

Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.
А ведь Татьяна в пятой главе тоже сравнивается с луной, но совсем по-другому: «И, утренней луны бледней…»

Онегин скучал в городе, где «равно он зевал средь модных и старинных зал», также скучно ему и в имении, хотя «деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок».
Сам творец романа в стихах, запертый долгое время в Михайловском, несомненно, и смеялся над надоевшим деревенским однообразием, и рвался в столицу, но одновременно и наслаждался красотами родной природы. Как известно, больше всего он любил осень.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу…

Описания природы в произведении неразрывно связаны с жизнью народа, подчеркивается единство крестьянского быта и природы. Пушкин едко противопоставляет свое «низкое» описание полей и лесов тому, как другие поэты описывают природу «роскошным слогом» в романтическом стиле. Но именно эти картины «низкой природы» удивительно глубоко западают в душу.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке.
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…

Великий художник слова в своих описаниях очень разнообразен. Стиль и язык его описаний постоянно меняются в зависимости от того, какие цели он ставит. Только что я привела бытовую зарисовку. А в сценах сна Татьяны, такого же романтического, как и любовь этой девушки к своему герою, и природа становится таинственной, загадочной.

Пред ними лес; недвижны сосны
В своей нахмуренной красе;
Отягчены их ветви все
Клочками снега; сквозь вершины
Осин, берез и лип нагих
Сияет луч светил ночных;
Дороги нет; кусты, стремнины
Метелью все занесены,
Глубоко в снег погружены.

В L строфе первой главы: Придет ли час моей свободы?

Пора, пора! - взываю к ней;

Брожу над морем {10}, жду погоды,

Маню ветрила кораблей.

Под ризой бурь, с волнами споря,

По вольному распутью моря

Когда ж начну я вольный бег?

Пора покинуть скучный брег

Мне неприязненной стихии

природа – это море. А оно для Пушкина символ свободы, символ романтизма и Байрона. Поэтому здесь важно не само море, а планы и надежды на освобождении, с ним связанные.

LV и LVI строфы первой главы:Я был рожден для жизни мирной, Для деревенской тишины; В глуши звучнее голос лирный, Живее творческие сны. Досугам посвятясь невинным, Брожу над озером пустынным, И far nientе мой закон. Я каждым утром пробужден Для сладкой неги и свободы: Читаю мало, долго сплю, Летучей славы не ловлю. Не так ли я в былые годы Провел в бездействии, в тени Мои счастливейшие дни? LVI Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! я предан вам душой. Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной, - это строфы не автобиографичны, т.к. Пушкин до ссылки в Михайловское никогда так долго не жил в деревне, поэтому тут нет никакого конкретного деревенского пейзажа, а говорится об абстрактной деревне. Иперечисление «Цветы, любовь, деревня, праздность, поля» очень иронично. Лотман пишет, что эти «строфы декларируют два новых для Пушкина и весьма существенных художественных принципа: отказ от лирического слияния автора и героя и разрыв с романтической традицией, требовавшей создания вокруг поэмы атмосферы интимных лирических признаний автора и вовлечения мифологизированной биографии поэта в сложную игру отношений к поэтическим образам». В лирическом отступлении начала седьмой главы: II Как грустно мне твое явленье, Весна, весна! пора любви! Какое томное волненье В моей душе, в моей крови! С каким тяжелым умиленьем Я наслаждаюсь дуновеньем В лицо мне веющей весны На лоне сельской тишины! Или мне чуждо наслажденье, И все, что радует, живит, Все, что ликует и блестит Наводит скуку и томленье На душу мертвую давно И все ей кажется темно? III Или, не радуясь возврату Погибших осенью листов, Мы помним горькую утрату, Внимая новый шум лесов; Или с природой оживленной Сближаем думою смущенной Мы увяданье наших лет, Которым возрожденья нет? Быть может, в мысли нам приходит Средь поэтического сна Иная, старая весна И в трепет сердце нам приводит Мечтой о дальной стороне, О чудной ночи, о луне...) Пушкин искренне, снимая литературную маску, говорит о своих чувствах, он не просто констатирует то, что не любит весну, но пытается понять причину своей подавленности. Лотман считает, что с помощью отказа от жанровой маски и эффектом внутреннего многоголосия Пушкин по-новому разрабатывает традиционные темы романтизма, с которым связывал принципы новой лирики. Наступление весны, обновление природы для Пушкина еще и напоминает о его собственном старении, об ушедшей молодости, а такие поэтические формулы, как «поэтический сон», «иная, старая весна», «чудная ночь» вызывают у нас воспоминание об убитом Ленском, смерть которого застала его на «весне его дней». И может быть, эта отсылка подталкивает нас к сравнению ушедшей юности Пушкина и ушедшей юности, а вместе с ней и жизни Ленского. I В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал, Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал, В те дни в таинственных долинах, Весной, при кликах лебединых, Близ вод, сиявших в тишине, Являться муза стала мне. Моя студенческая келья Вдруг озарилась: муза в ней Открыла пир младых затей, Воспела детские веселья, И славу нашей старины, И сердца трепетные сны.… IV Но я отстал от их союза И вдаль бежал... Она за мной. Как часто ласковая муза Мне услаждала путь немой Волшебством тайного рассказа! Как часто по скалам Кавказа Она Ленорой, при луне, Со мной скакала на коне! Как часто по брегам Тавриды Она меня во мгле ночной Водила слушать шум морской, Немолчный шепот Нереиды, Глубокий, вечный хор валов, Хвалебный гимн отцу миров. В этом лирическом отступлении природа изменяется вместе с периодами творческого и жизненного пути Пушкина.Первая строфа отсылает к началу стихотворения «Демон» и показывает тот период жизни Пушкина, который он сам характеризовал так: «В лучшее время жизни сердце, еще не охлажденное опытом, доступно для прекрасного. Оно легковерно и нежно». В 4-й строфе поэт рассказывает о Южной ссылке и увлечении романтизмом. Определенные географические объекты отсылают к конкретным произведениям: «Скалы Кавказа» - это намек на «Кавказский пленник», «брега Тавриды» - отсылка к «Бахчисарайскому фонтану». В «Путешествии Онегина» Пушкин пишет о своем новом отношении и восприятии природы: Иные нужны мне картины: Люблю песчаный косогор, Перед избушкой две рябины, Калитку, сломанный забор, На небе серенькие тучи, Перед гумном соломы кучи Да пруд под сенью ив густых, Раздолье уток молодых; Здесь природа воспринимается реалистично, на нее поэт смотрит непосредственно, вне условностей литературной традиции. Поэзию он теперь находит в самой действительности. Итак, мы видим, что, в отличие от Онегина, автор в романе на всех этапах своего развития восприимчив к природе, и это восприятие занимает важное место в его внутреннем мире. . Пусть сначала это восприятие было идиллично и романтично, но оно менялось и развивалось. В финале романа автор воспринимает природу как она есть, на есть, видеть в ней поэзию и считать важной и неотъемлемой частью своей жизни, своего духовного опыта.

Отношение Онегина к природе

Первый пейзаж, который мы видим в ЕО находится в конце первойглавы: Как часто летнею порою,

Когда прозрачно и светло

Ночное небо над Невою {8}

И вод веселое стекло

Не отражает лик Дианы,

Воспомня прежних лет романы,

Воспомня прежнюю любовь,

Чувствительны, беспечны вновь,

Дыханьем ночи благосклонной

Безмолвно упивались мы!

Как в лес зеленый из тюрьмы

Перенесен колодник сонный,

Так уносились мы мечтой

К началу жизни молодой.

В этой строфе не говорится прямо об отношении автора и героя к этой картине природы, их разочарование в людях, поэтическое и вольнолюбивое настроение передается, в частности, с помощью поэтических образов («Ночное небо», «лик Дианы») и автореминисценции из «Братьев-разбойников» («В лес зеленой из тюрьмы»).

Следующая строфа, в которой говорится о природе, рассказывает нам о приезде Онегина в деревню:

Два дня ему казались новы

Уединенные поля,

Прохлада сумрачной дубровы,

Журчанье тихого ручья;

На третий роща, холм и поле

Его не занимали боле;

Потом уж наводили сон;

Потом увидел ясно он,

Что и в деревне скука та же,

Хоть нет ни улиц, ни дворцов,

Ни карт, ни балов, ни стихов.

Хандра ждала его на страже,

И бегала за ним она,

Как тень иль верная жена.

Начало строфы напоминает стихотворение «Демон». В «Демоне» после описания радостного и восторженного восприятия жизни идет период сомнений и разочарований. Однако параллелизм в данном случае отрицательный, так как новые впечатления Онегина, оказавшегося в деревне, скоро сменяются привычной для него скукой и хандрой. Они вызваны не столько красотой природы, сколько сменой обстановки. В сущности к природе Онегин относится равнодушно.

Если в этой строфе о природе говорится отвлеченными поэтическими выражениями, то в 1-й строфе второй главы она описана подробно и эта красота и живописность составляет контраст с однообразием скучной и тоскливой жизни Онегина.

Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок;

Там друг невинных наслаждений

Благословить бы небо мог.

Господский дом уединенный,

Горой от ветров огражденный,

Стоял над речкою. Вдали

Пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые,

Мелькали селы; здесь и там

Стада бродили по лугам,

И сени расширял густые

Огромный, запущенный сад,

Приют задумчивых дриад.

Как пишет Лотман, «в этом описании отражены черты Михайловского, однако деревня Онегина является не копией какой-либо реальной, известной Пушкину местности, а художественным образом». Здесь автор указывает на возможность иного отношения к природе, нежели то, на которое способен Онегин. «Друг невинных наслаждений» мог бы радоваться природе, находить в ней источник для душевного подъема. Однако Онегин для таких переживаний закрыт.

Со временем Онегин привыкает к тихой деревенской жизни. В четвертой главе дается описание того, как он проводит время летом:

А что ж Онегин? Кстати, братья!

Терпенья вашего прошу:

Его вседневные занятья

Я вам подробно опишу.

Онегин жил анахоретом:

В седьмом часу вставал он летом

И отправлялся налегке

К бегущей под горой реке;

Певцу Гюльнары подражая,

Сей Геллеспонт переплывал,

Потом свой кофе выпивал,

Плохой журнал перебирая,

И одевался...

Прогулки, чтенье, сон глубокой,

Лесная тень, журчанье струй,

Порой белянки черноокой

Младой и свежий поцелуй,

Узде послушный конь ретивый,

Обед довольно прихотливый,

Бутылка светлого вина,

Уединенье, тишина:

Вот жизнь Онегина святая;

И нечувствительно он ей

Предался, красных летних дней

В беспечной неге не считая,

Забыв и город, и друзей,

И скуку праздничных затей.

Это описание довольно автобиографично и похоже на жизнь самого Пушкина в Михайловском. Но, несмотря на плаванье, прогулки и катанье на лошадях, о самой сельской природе тут не говорится, она – всего лишь обстановка, в которой Онегин теперь живет. Этой деревенской жизни он предался «нечувствительно», то есть не сознавая ценности этой жизни.

Радости жизни в деревне, в близости природе перечислены скороговоркой, что подчеркивает равнодушие Онегина к природе:

«Прогулки, чтенье, сон глубокой,

Лесная тень, журчанье струй…

Последнее упоминание природы в связи с Онегиным есть в конце восьмой главы:

Дни мчались; в воздухе нагретом

Уж разрешалася зима;

И он не сделался поэтом,

Не умер, не сошел с ума.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Работу выполнила Алексеева Татьяна Алексеевна, учитель литературы МБОУ СОШ с. Троицкое им. Героя Советского Союза М. Д. Карасёва Липецкого муниципального района

2 слайд

Описание слайда:

1. Пейзаж в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин. 2. Деревенский пейзаж. 3. Пейзаж как средство характеристики персонажа. 4. Времена года в романе. 5. Роль пейзажа в романе А. С. Пушкина.

3 слайд

Описание слайда:

В примечаниях к роману «Евгений Онегин» Пушкин писал: «Смеем уверить, что в нашем романе время расчислено по календарю». Точные даты, однако, вспомнит лишь достаточно внимательный читатель. А вот сам ход времени восстанавливается в памяти очень легко: летом Онегин отправляется в деревню, скучая, проводит там осень, зимой - после дуэли с Ленским - покидает свое имение, весной Татьяна приходит в имение Онегина. Смена времен года определяет хронометраж действия в романе, а разнообразные сельские виды формируют его художественное пространство. Пейзаж, таким образом, из традиционного живописного фона превращается в важнейший структурный элемент повествования, задавая пространственные и временные координаты действия.

4 слайд

Описание слайда:

Пушкин, как никто другой, остро чувствует тишину, природу, сливаясь с ней целиком. Самые счастливые творческие мгновения дала ему природа. Поэт грустит о несостоявшейся мечте, когда пишет: «Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины; в глуши звучнее голос лирный, живее творческие сны». И далее продолжает: «Цветы, любовь, деревня, праздность, поля! я предан вам душой. Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной». СОДЕРЖАНИЕ

5 слайд

Описание слайда:

Одним из первых пейзажей в романе является описание деревни, «где скучал Евгений». Гармоничный мир природы оказывает влияние на человека, его душевное равновесие. Описывая свое отношение к природе и отношение Онегина, Пушкин акцентирует внимание читателя на том, что сам автор и его герой разные по своей натуре. Два дня ему казались новы Уединенные поля, Прохлада сумрачной дубровы, Журчанье тихого ручья; На третий роща, холм и поле Его не занимали боле...

6 слайд

Описание слайда:

«Уединенные поля», «сумрачная дубрава» - это признаки «приюта» изгнанника света. Благодаря этому становится понятен характер скучающего Онегина. Если поэт расцветает на лоне сельской природы: «Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины», - то Онегин в деревне «скучает» и не видит «прелестного уголка», в котором живет.

7 слайд

Описание слайда:

Простая деревенская картина предстает пушкинскому взору великолепным летним пейзажем: «господский дом уединенный», «огромный, запущенный сад», цветущие луга и нивы золотые, лениво бродящие в лугах стада.

8 слайд

Описание слайда:

Пейзаж в романе выступает как средство характеристики персонажа, подчеркивая пресыщенность Онегина впечатлениями бытия, его холодность и разочарованность, душевную усталость, равнодушие к жизни и природе как неотъемлемой составляющей ее.

9 слайд

Описание слайда:

Татьяна близка автору тем, что она тонко воспринимает красоту полей, лесов, она «дитя природы». Многие писатели отмечали, что девушки, выросшие в глухой провинции, более восприимчивы к красоте. Татьяна жила среди красот русской природы. С помощью пейзажей Пушкин раскрывает и внутренний мир Татьяны: Она любила на балконе Предупреждать зари восход, Когда на бледном небосклоне Звезд исчезает хоровод, И тихо край земли светлеет... Этот романтический пейзаж соотносится с юностью Татьяны, с ожиданием первой любви. Кроме того, уже в этой картине Пушкин определяет душевный склад героини - ее задумчивость, мечтательность, поэтичность

10 слайд

Описание слайда:

Татьяна часто изображается в романе на фоне природных образов - звездного неба, мерцающей луны, восходящей зари. Движение небесных светил пронизывает весь роман. Татьяна предстаёт в романе в первый раз в момент её задумчивости на фоне звёздного неба. Бесконечное звёздное небо и бег луны отражаются в зеркале Татьяны во время гадания. При луне она пишет письмо Онегину.

11 слайд

Описание слайда:

Неразрывную связь Татьяны с миром природы Пушкин подчеркивает и другим пейзажем. Накануне отъезда в Москву она, как с давними друзьями, прощается с полями и «мирными долинами», лесами и «знакомых гор вершинами»: Ее прогулки длятся доле. Теперь то холмик, то ручей Остановляют поневоле Татьяну прелестью своей.

12 слайд

Описание слайда:

Через пейзаж, через соотношение образа Татьяны с природой раскрывается Пушкиным смысл перелома в судьбе Татьяны. Еще никогда внутреннее единство, неразрывность героини с сельской природой не подчеркивалась автором так сильно: Ее прогулки длятся доле. Теперь то холмик, то ручей Останавливают поневоле Татьяну прелестью своей!...

13 слайд

Описание слайда:

Любовь героини ко всему русскому, национальному, чистота и непорочность ее души подчеркнуты ослепительным зимним пейзажем: Татьяна (русскою душою, Сама не зная почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму, На солнце иней в день морозной, И сани, и зарею поздней Сиянье розовых снегов, И мглу крещенских вечеров.

14 слайд

Описание слайда:

Татьяна чутка, у нее хорошо развита интуиция. Такую душу она получила от матери-природы. На всю деревенскую природу: на русскую весну, на русскую осень, на русскую зиму - Пушкин смотрит глазами Татьяны. Так любовно и трепетно воспроизведены гадания при луне или поэзия русских Святок со старой песней о потерянном мужицком рае. Все эти лирические отступления помогают нам лучше понять героев и эпоху, проникнуть в душу самого автора, ощутить полноту и краски жизни.

15 слайд

Описание слайда:

Пейзаж символизирует и возраст героини, перемены в ее судьбе. Так, наступление осени в романе совпадает с эпохой зрелости в жизни Татьяны, с ее замужеством: Настала осень золотая. Природа трепетна, бледна, Как жертва, пышно убрана...

16 слайд

Описание слайда:

Совершенно по-другому соотносится природа с образом Ленского, чувствуется ироническое отношение автора к герою. Описания чувств Ленского к Ольге постоянно выдержаны в элегических тонах. «Луна», «ночь», «уединенье» - стилистический комплекс жанра элегии доминирует в описании: Простите, игры золотые! Он рощи полюбил густые, Уединенья, тишину, И ночь, и звезды, и луну. Ленскому недоступно истинное понимание красоты природы, так как юный поэт увлекается «романтическими розами», а не настоящими. Содержание

17 слайд

Описание слайда:

Описание зимы встречается в романе трижды. В четвертой главе создана картина ранней зимы: «блистает речка, льдом одета». Данное описание лаконично, но жизнерадостно: «Веселый, мелькает, вьется первый снег». В пятой главе Пушкин рисует «низкую природу» с такими деталями, как «дворовый мальчик», «крестьянин на дровнях». Это реалистический пейзаж, не понятный дворянскому читателю, но горячо любимый Пушкиным. В седьмой главе Пушкин любуется «волшебницей зимой» и тем праздничным преображением, которое она несет природе: «Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов». При этом автор романа не забывает отметить и властную попытку зимы остановить всякое движение.

18 слайд

Когда В.Г. Белинский называл роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», то в первую очередь, конечно, выделял разнообразие сцен и картин общественной жизни, сельского и городского быта, показанных писателем. Но в этой «энциклопедии» заметное место заняли также описания природы, которые появляются на страницах романа то в виде отдельных штрихов и сравнений, то в виде развернутых картин в несколько строф.

Интересно отметить, что пространно описывать родную природу поэт начинает только с четвертой главы, в которой перед нами постепенно раскрывается поэтическая душа Татьяны. Кажется, что автор через восприятие природы пытается раскрыть характер героев.

В Лариной сливается особое восприятие мира, любви, жизни через природу. И недаром ведь Пушкин говорил: Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму...

Можно догадаться, почему из всех времен года Александр Сергеевич выбрал именно зиму, чтобы подчеркнуть «русскость». Ведь первое, что всегда отмечали иностранцы, жившие в России, - это долгая зима (подобной нет в Европе), русские холода, заснеженность. Это для страны, можно сказать, характерное время года. А вот над летом романист посмеивается: Но нагие северное лето, Карикатура южных зим, Мелькнет, и нет... Если, рассказывая о своем «милом идеале», создатель романа дает сочные, вольные описания, то непоэтичный Онегин порой вызывает у него слегка насмешливое отношение к природе. Даже сравнения, которые употребляет Евгений, говорят, насколько он равнодушен к ее красотам.

Так, в разговоре с Ленским он сравнивает Ольгу с луной: Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне. А ведь Татьяна в пятой главе тоже сравнивается с луной, но совсем по-другому: «И, утренней луны бледней...» Онегин скучал в городе, где «равно он зевал средь модных и старинных зал», также скучно ему и в имении, хотя «деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок».

Сам творец романа в стихах, запертый долгое время в Михайловском, несомненно, и смеялся над надоевшим деревенским однообразием, и рвался в столицу, но одновременно и наслаждался красотами родной природы. Как известно, больше всего он любил осень. Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу... Описания природы в произведении неразрывно связаны с жизнью народа, подчеркивается единство крестьянского быта и природы. Пушкин едко противопоставляет свое «низкое» описание полей и лесов тому, как другие поэты описывают природу «роскошным слогом» в романтическом стиле. Но именно эти картины «низкой природы» удивительно глубоко западают в душу. Зима!..

Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке. В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно...

Великий художник слова в своих описаниях очень разнообразен. Стиль и язык его описаний постоянно меняются в зависимости от того, какие цели он ставит. Только что я привела бытовую зарисовку. А в сценах сна Татьяны, такого же романтического, как и любовь этой девушки к своему герою, и природа становится таинственной, загадочной. Пред ними лес; недвижны сосны В своей нахмуренной красе; Отягчены их ветви все Клочками снега; сквозь вершины Осин, берез и лип нагих Сияет луч светил ночных; Дороги нет; кусты, стремнины Метелью все занесены, Глубоко в снег погружены. А место, где похоронен Ленский, «поэт, задумчивый мечтатель», убитый приятельской рукой, вновь описано так, чтобы подчеркнуть, каким видел мир этот юноша. Есть место: влево от селенья, Где жил потомец вдохновенья, Две сосны корнями срослись...

Там пахарь любит отдыхать, И жницы в волны погружать Приходят звонкие кувшины... Там у ручья в тени густой Поставлен памятник простой.

Прекрасны пушкинские описания зимы и осени. И мне хочется закончить сочинение не менее чудесным описанием весны, которым начинается седьмая глава: Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса. Еще прозрачные, леса Как будто пухом зеленеют. В романе А.С. Пушкина мы можем встретить небольшие отрывки, отступления, в которых описывается природа.

Такими красивыми строчками автор рисует начало русской зимы. Во многих строках он показывает жизнь деревенских русских людей: Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь... Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив...

Пушкин любит своих героев, поэтому через описание природы он хочет показать яркими их чувства и мысли: Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму... Автор описывает самую тихую, спокойную и грустную пору года - осень. Александр Сергеевич, как мы знаем, очень любил именно это время года. Например, Болдинская осень, когда поэт написал наибольшее количество своих произведений. Осень помогает понять Онегина, который, приехав в глухую деревню, не находит себе нужного занятия и скучает по прежней городской жизни: Вдали пред ним пестрели и цвели Луга и нивы золотые, Мелькали селы; здесь и там Стада бродили по лугам, И сени расширял густые Огромный, запущенный сад, Приют задумчивых дриад. Даже в описании сна главной героини Татьяны автор романа пытается нарисовать зимний лес наиболее точно, чтобы читатель легко смог представить все происходящее: Пред ними лес; недвижны сосны В своей нахмуренной красе; Отягчены их ветви все Клоками снега; сквозь вершины Осин, берез и лип нагих Сияет луч светил ночных... В романе «Евгений Онегин» А.

С. Пушкин точно описал природу, зимний лес, русских людей, характеры главных героев. И читатель вновь и вновь убеждается в том, что этот роман действительно является «энциклопедией русской жизни».

Природа предстает в романе в разных образах: это и пейзажные зарисовки, и естественный, гармонический мир, противостоящий суетности и смятенности человеческой души, умиротворяющий и облагораживающий, и источник выразительных средств для воссоздания различных душевных состояний героев.
Утверждая непостоянство, переменчивость женских чувств, Онегин сравнивает их с быстротекущими природными явлениями:

Сменит не раз младая дева
Мечтами легкие мечты;
Так деревцо свои листы
Меняет с каждою весною.
Так, видно, небом суждено.

Яркие, красочные картины природы, рассыпанные по пестрой сюжетной канве романа, сверкают и переливаются, как драгоценные камни. Многие из них стали крылатыми, обрели жизнь, как самостоятельные произведения. Однако автор изображает природу не восторженно-романтически, а субъективно-реалистически — ведь вечная и многоликая природа объективно совершенна и не нуждается в словесном украшении. Иногда Пушкин даже позволяет себе легкую иронию при описании не самых любимых пор года:

Но наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим...
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Но и в этих ироничных зарисовках удивительная точность, удивительная точность в передаче настроений. Поэт воздал должное всем порам года. Вслед за унылой, исполненной ожидания (“зимы ждала, ждала природа”) порой, когда богатые, яркие краски созревшей природы сменились однотонными черными, серыми, наступает долгожданная зима:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь...

Верный жизненной правде, Пушкин рисует не просто зимний пейзаж, он создает психологический портрет начала поры года, образ зимы, воспринимаемый крестьянами. Природа для народа не только предмет любования, но и благоприятный период для поездок на санях после осеннего бездорожья. Детали крестьянского зимнего быта воссозданы достаточно поэтично: красный кушак на фоне ярко-белого, блистательного снежного ковра, стремительный полет кибитки, взрывающей “бразды пушистые”. И все же поэтизация простых, ничем не примечательных жизненных явлений вызывающе смела для изящной словесности того времени. Но Пушкин демонстративно подчеркивает принципиальность реалистического взгляда на мир:

Но, может быть, такого рода
Картины вас не привлекут:
Все это низкая природа;
Изящного не много тут.

Противопоставляя свой насыщенный реалистическими деталями зимний пейзаж изысканным живописаниям “роскошным слогом” “всех оттенков зимних нег”, поэт отстаивает право на творческую самостоятельность, естественность.
Но Пушкин изменчив и многогранен. Глазами своей любимой героини он воссоздает образ зимы красочной и поэтичной:

Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму,
На солнце иней в день морозный,
И сани, и зарею поздней
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.

Приход весны Пушкин рисует яркими, светлыми красками.
Радость пробуждения природы, обновление жизни передается разнообразными определениями, эпитетами, обилием глаголов:

Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.

Но Пушкин не просто отражает внешний мир, природа — это фон, на котором протекает душевная жизнь человека. Внутренняя жизнь не всегда созвучна изменениям в природе, в этом случае контраст между естественностью природных явлений и душевной смутой подчеркивает настроение героя. Ясное, безоблачное небо, прозрачный воздух делают душевную грусть еще более тяжелой.

Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна! пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!
С каким тяжелым умиленьем
Я наслаждаюсь дуновеньем
В лицо мне веющей весны...

То, что в юности окрыляло, придавало сил и энергии, сейчас вызывает только грусть. Нет в душе той радости открытия мира — есть только тяжесть прожитых лет и незбывшихся надежд.
Прекрасно описал Пушкин летний вечер, залитый лунным светом, наполненный мирными звуками. Каждый звук слышится отчетливо, даже самый тихий. Тишина завораживает гармоничностью отдыхающей природы, покоем и умиротворением.
Правда, погруженная в свои мечты Татьяна в этот раз не любуется красотой природы, душевная боль целиком поглотила ее.

Был вечер. Небо меркло. Воды
Струились тихо. Жук жужжал.
Уж расходились хороводы;
Уж за рекой, дымясь, пылал
Огонь рыбачий.

И наконец — осень. Любимая пора Пушкина, буйство красок созревшей природы, время плодотворной творческом работы, вдохновения. Яркие, насыщенные цвета радуют глаз и душу, но в сердце уже вползает тревога — недолог век расцвета, суровая зима скоро поглотит эту прощальную улыбку природы:

Настала осень золотая
Природа трепетна, бледна,
Как жертва, пышно убрана...
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима.

Образ осени трагичен еще и потому, что воспринимается глазами Татьяны, чувства которой обострены до предела. Она прощается со своими девичьими мечтами, с любимыми сельскими пейзажами. Детство кончилось, ее везут “на ярмарку невест”, а сердце разрывается от неразделенной любви, безысходности.
Природа у Пушкина — мир гармонии, источник внутреннего покоя. Душевная связь с природой — признак глубокой натуры, неприятие ее — черта душевной бедноты, ограниченности человека.

1.

2.

3.

4.

5.


Close