Структура предприятия является важным фактором, влияющим на построение КСЗИ. Очевидно, что КСЗИ должна охватывать нее структурные подразделения и объекты предприятия, осуще­ствляющие работы с информацией ограниченного доступа.

Приведем несколько примеров классификации предприятий исходя из их структуры, которые могут быть использованы при определении параметров КСЗИ.

По внутренней структуре:

однородные (подразделения предприятия изготавливают оди­наковую продукцию, применяют однотипные технологии, инфор­мационные потоки не имеют значительных различий); КСЗИ на 1аких предприятиях может состоять из типовых блоков, что зна­чительно упрощает процесс управления, подготовку и взаимоза­меняемость специалистов ЗИ, уменьшает затраты на проектирование, обеспечение техническими средствами защиты информа­ции;

неоднородные (различных типов, например: первый - ко­нечная продукция производится последовательно, перемещаясь от одного подразделения предприятия к другому, до появления конечного продукта; второй - подразделения производят различ­ные, не связанные между собой технологически и конструктивно самостоятельные виды продукции; третий - подразделения производят различные составляющие одной продукции, сборка осу­ществляется специальным подразделением и др.); организация КСЗИ на таких предприятиях характеризуется более сложной си­стемой управления ЗИ, требует учета особенностей информации, циркулирующей в каждом из подразделений, увеличивает затра­ты на проектирование, приобретение и эксплуатацию техниче­ских средств защиты информации.

В плане защиты информации территориальное расположение предприятий можно классифицировать по условиям функциони­рования КСЗИ, оценивая их как благоприятные, обычные и особые.

Существенные факторы, влияющие на оценку:

1) расположение в населенном пункте или вне его, размер населенного пункта, степень плотности и высотность окружающей застройки;

2) наличие вблизи предприятия учреждений, определяющих особые условия защиты государственной тайны (иностранные посольства, консульства, миссии, предприятия и т.п.);

3) протяженность периметра, размеры и условия наблюдения за контролируемой зоной, ее охраны;

4) рельеф земельного участка и окружающих территорий;

5) наличие на территории, вблизи и под ней посторонних ком­муникаций, линий связи, электропитания и т.п.;

6) наличие и полнота комплекта конструкторской и техноло­гической документации на здания и коммуникации предприятия;

7) населенность региона, степень урбанизации, качество тру­довых ресурсов;

8) расположение в зонах (на территориях) с ограниченным посещением (ЗАТО);


9) удаленность от оживленных транспортных (в т.ч. воздуш­ных) магистралей;

10) наличие подъездных путей, погрузочно-разгрузочных тер­миналов, возможность просмотра ведущихся на них работ.

Благоприятными можно считать условия, при которых пере­численные и другие возможные факторы способствуют выполне­нию задач КСЗИ. Обычными можно считать условия, при кото­рых нейтрализация неблагоприятных факторов не требует значи­тельных материальных и финансовых затрат. Особыми можно счи­тать условия, при которых нейтрализация неблагоприятных фак­торов требует значительных материальных и финансовых ресур­сов, а также наличие обстоятельств, изложенных в п. 2.

Законодательством Российской Федерации также установлен ряд правил и ограничений, связанных с созданием и функциони­рованием предприятий, размещенных в закрытых административ­но-территориальных образованиях (ЗАТО):

Постановление Правительства РФ от 22 мая 2006 г. № 302 создании и деятельности на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностран­ными инвестициями»*;

Об утверждении перечня закрытых административно-территори­альных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов».**

ШПОРЫ ПО МЭС

Объект изучения МЭС. Роль МЭС в познании закономерностей развития общества.

МЭС - прикладная наука, объектом исследования к. является экономика в целом, в сов-ти ее отраслей, секторов, форм собственности.

Объекты МЭС :

Макроэк. п-ль произв. продукции

П-ли образования, распределения и использования доходов

П-ль операций с капиталом

П-ль внешне-эк. связей

П-ль активов и пассивов стран

Предметом МЭС явл. кол-ная сторона массовых общ. явлений в неразрывной связи с их кач-ной стороной в конкретных условиях места и времени.

МЭС является общеметодологической наукой, кот. разраб. с-му п-лей стат. хар-ки эк. процессов и их результатов, методику их расчета и направления анализа.

МЭС является важным инструментом механизма управления экономикой, ее реформирования. Она представляет экономику страны на мировом уровне, используется в м/д-народных сопоставлений; служит инструментом государственного управления, разработки и реализации экономической политики страны и регионов, оценки экономической деятельности. Ее информация используется при принятии решений о целесообразности и направлениях инвестирования в экономике, явл. важной составной частью национальных инф. ресурсов. Состояние и развитие МЭС, разрабатываемая ею с-ма п-лей, основные принципы их расчета и анализа влияют на кач-во информации всех ур-й, а также на успех управления эк. процессами и их результаты.

Последовательность познания соц-эк явлений:

общ. явление – стат. п-ли – стат. закономерности – закон развития явления.

Метод МЭС, ее теоретические основы.

Теоретическая основа МЭС – экономическая теория (разраб. эк. категории и законы развития эк-ки, а статистика дает их цифровое выражение и основная цель статистики – выялвение стат. закономерностей.

Методологическая основа МЭС – диалектический метод познания, кот. утверждает, что все явления находятся во взаимосвязи и в непрерывном развитии.



Приемы стат. анализа выражены в этапах стат. исследования:

Стат. наблюдение (сбор первичного стат. материала)

Стат. сводка и группировка

Расчет и анализ обобщ. п-лей: абсолют. и относ. величины, средние, п-ли вариации и выборочного наблюдения, рядов динамики, индексы.

К спец. методам МЭС относят:

СНС – совокупность макроэк. счетов и ведомостей, соотв. требованиям м/д-народных определений и правил учета.

Методы эк. классификаций – деление эк-ки на внутреннюю и национальную, по секторам, по видам эк. д-ти, по формам собственности.

Задачи МЭС. Задачи статистики по применению м/д-народных методолог. стандартов в практ. работе органов гос статистики.

Задачи МЭС:

Разраб-ка сист-х. п-лей развития общ. явлений

Разраб-ка методов анализа

Изучение процессов общ. воспроизводства

Внедрение м/д-народных стандартов в практику статистики.

С целью внедрения м/д-народных стандартов разработан единый гос регистр предприятий и организаций – ЕГРПО, ГСКП – гос система каталогизации продукции (в целях поиска поставщиков и оценки конкурентоспособности продукции).

Классификационные единицы рыночной экономики.

Экономическая деятельность – это деят-ть, направленная на создание товаров и услуг, удовлетв. потребности человека и об-ва.

К неэкономической деятельности относят: бесплатные услуги дом. х-в, хобби и незаконная деятельность.

Производственная деятельность производство товаров и услуг, кот. имеет как рыночный, так и не рыночный характер.

Эк. единицы – формир. классиф. единицы по секторам и отраслям:

1) учетные единицы – субъекты, представляющие инфу по запросам

2) стат. единицы – объекты, о кот. запрашивается инфа с послед. ее разработкой и систематизацией.

Стат. единицы:

Единицы наблюдения – это объекты, по кот. осущ. сбор данных.

Аналитические единицы – обобщ. п-ли.

Разновидности институциональных единиц и их характеристика. Особенности классификации в СНС 2008.

В системе национальных счетов используется специальная единица классификации – институциональная единица.

Признаки институциональных единиц:

Владеет активами

Ведет полный набор бух. счетов

Обладает правом осуществления опред. видам эк. деятельности

Несет ответственность по своим обязательствам и самост. распоряжается собственными ресурсами.

Выделяют 2 группы ИЕ:

Юридические

Без образования юридического лица.

1) корпорации – предприятия коллект. формы собственности, держатели акций: финансовые, нефинансовые. Произв. рын. товары и услуги. Цель: получение прибыли.

квазикорпорации – управляются по типу корпораций, но не обязательно нах. в собственности акционеров. Произв. рын. товары и услуги. Цель: получение прибыли.

Виды корпораций:

Гос. предприятия, занятые произ-вом рын. товаров и услуг

Некорпоративные предприятия – рын. производители, нах. в собственности физ лиц, облад. признаками юр. лиц.

Филиалы зарубеж. компаний, заним. произ-вом товаров и услуг в пределах НЭ.

2) органы гос. управления – проивз. услуги индивид. и коллект. х-ра

Республиканский

Областной уровни

Районный

3) дом. х-ва – группа лиц, кот. объединяют свои доходы с целью организации совмест. проживания и питания.

В СНС дом. х-ва считаются ИЕ в силу того, что имеют общий доход и расходы.

4) некомерч. организ – формир. с целью обслуживания их учредителей

Нерыночные: профсоюзы, партии, благотвор. об-ва. (осущ. взносы, пожертвования, частичное бюджетное финансирование)

Рыночные: сфера образования, наука, здравоохранение.

Экономическая территория страны.

Эк. территория страны – это территория, административно управляемая правительством данной страны, по которой сущ. свободное передвижение товаров, услуг, капитала и раб. силы.

Отличие от географ. территории:

Входит в воздушное пространство

Территориальные территории

Континентальный шельф в м/д-народных водах, где страна имеет исключ. права на добычу пол. ископаемых.

Анклавы за рубежом – это территория в др. странах, использ. правительством данной страны в научных и дипломатических целях.

Определение центра эк. интересов институциональных единиц.

Резиденты – ИЕ, осущ. свою деятельность на эк. территории страны, если

Центр их эк. интересов связан с эк. территорией страны

Зарегистрированы в ЕГРПО

Наличие на эк. территории объектов собственности.

Центр эк. интересов:

1. правительства – территория, на кот. распространяется его юрисдикция. Имеет доход в виде налогов, к. рассм. как плата за услугу коллект. пользования.

2. областных и районных органов – территория, где они зарегистрированы и осущ. управление

3. дом. х-в – территория, на к. они расположены

Исключения: члены посольств, воинских подразделений, студенты-иностранцы – центр их эк. интересов – территория их страны.

Территориальное расположение институциональных единиц.

Если ИЕ осущ. свою деятельность одновременно на эк. территории нескольких стран, то они явл. резидентами той страны, где зарег. в ЕГРПО.

1) корпорации – явл. резидентами той страны, где оно зарег. Территория расположения акционеров не имеет значения.

Корпоративные предприятия могут находиться под контролем и в полном владении резидентов др. стран, от этого они не теряют своего президентского статуса в стране.

2) дом. х-ва – явл. резидентом страны, на к. оно находится

некорпоративные предприятия, принадлеж. дом. х-ву явл. его частью и учит. в составе той же ИЕ.

3) некоммерческие организации – страна, где зарегистрировано.

Зарубежные филиалы неком. организаций, действ. более 1 года, рассм. как резиденты страны, в к. осущ. свою деятельность.

4) гос. учреждения – эк. территория, на к. расположена их юрисдикция.

Общая протяженность границ заповедника около 270 км, из них 185 км в пределах Республики Башкортостан (РБ), 85 км - в пределах Челябинской области. На севере заповедник граничит с Катав-Ивановским лесничеством Челябинской области, на остальной части - с лесничествами РБ: на северо-востоке - с Тирлянским лесхозом, на востоке и юго-востоке - с Белорецким лесхозом, на западе и юго-западе - с Инзерским лесхозом. Часть границы заповедника (около 30 км) проходит по естественным рубежам - рекам Инзер и М. Инзер. 15-километровый участок - по железной дороге, остальная часть границ проходит по лесным квартальным просекам.

Западная граница ЮУГПЗ проходит по правобережью рек Ямашта, Тюльмень и по восточным склонам Сухих гор (г.Саля, г.Глинка, г.Веселая). Восточная граница - по левобережной части реки Большой Инзер, по восточным склонам хребтов Маярдак, Аурсяк и Карагас. Северная граница на протяжении около 40 км совпадает с республиканской границей. В пределах Челябинской области граница проходит между хребтом Нары и Сухими горами.

Заповедник расположен в центральной, наиболее высокой и орографически сложной части Южного Урала. Несколько хребтов - Машак, Зигальга, Нары, Кумардак и горный массив Ямантау образуют здесь самый высокий горный узел Южного Урала с наивысшей отметкой 1639 м над ур. м. Основные черты рельефа заповедника обусловлены его геологическим строением, решающая роль при этом принадлежит литологии. Положительные формы рельефа - хребты сложены устойчивыми к выветриванию породами, а отрицательные - межгорные депрессии, приурочены к выходам малоустойчивых пород.

Самую западную горную цепь в заповеднике образуют в северной ее части горы, входящие в систему так называемых Сухих гор - Веселая, Саля, Россыпная, Круглая и др. Продолжением служат хребты Байрамгул, Каряда и Белягуш. Вторая горная цепь образована средневысотными хребтами с гольцовыми вершинами - Зигальгой (в пределах заповедника находится южная часть хребта с наивысшей вершиной Большой Шолом 1427 м), Нары и М. Ямантау. Следующую, наиболее сложную цепь образуют в северной ее части хребет Машак и горный массив Ямантау, в южной части горной цепи образуют хребты Нараташ, Белятур, Юша, Капкалка и Еракташ. В северовосточной части заповедника горную цепь образуют хребты Кумардак и Бакты (в пределах заповедника находятся их южные окончания. На юго-востоке заповедника, на левобережье реки Б.Инзер горную цепь образуют три коротких хребта - Маярдак, Аурсяк и Карагас.

Речная система заповедника входит в правобережный водосбор реки Белой. Все реки заповедника относятся к категории малых рек, их длина менее 100 км: Малый Инзер - 96 км, Тюльмень - 62 км, Большой Инзер (в пределах заповедника) - 66 км, Юрюзань (в пределах заповедника) - 36 км, Реветь - 20 км. Еще 13 рек имеют длину от 10 до 19 км. Количество мелких речек и ручьев достигает 300j

Реки заповедника отличаются многоводностью. Наибольший показатель модуля стока (18,5 л/сек, км) имеет бассейн реки Тюльмень. К востоку величина снижается до 16 л/сек, км2 для бассейна реки М. Инзер и 11 л/сек. км для бассейна реки Б. Инзер. Больше половины (50-60%) годового стока проходит в период весеннего половодья, продолжающегося со второй половины апреля до конца мая. Летне-осенняя межень длится с июня по октябрь, она неоднократно прерывается дождевыми паводками. Минимальные уровни воды наблюдаются в конце лета - в августе.

Процесс замерзания рек в заповеднике начинается в начале ноября, на реках появляются ледовые образования вдоль берегов, образуются внутриводный лед и шуга. С середины ноября на реках устанавливается ледостав, который сохраняется до второй декады апреля.

Оперативно-тактическая оценка объекта – это всестороннее изучение конструктивно-планировочных особенностей здания, анализ факторов, способствующих и препятствующих развитию и тушению возможного пожара.

Оперативно-тактическая оценка объекта включает в себя:

А. Территориальное расположение объекта:

    район выезда;

    общая площадь территории предприятия (объекта);

    здания и сооружения, расположенные на данном предприятии (объекте);

    наружное противопожарное водоснабжение предприятия (объекта).

Б. Конструктивные особенности здания (сооружения):

    этажность;

    степень огнестойкости;

    наружные стены, покрытие, перекрытия, внутренние стены и перегородки, колонны, фермы, балки, противопожарные преграды, световые фонари и т.д.;

    наличие горючих материалов в отделке помещений.

В. Технологическая часть:

    схема технологического процесса с экспликацией оборудования, станков, агрегатов;

    вещества, обращаемые в производстве, их краткая характеристика, степень воздействия на человека при горении этих веществ;

Г. Спасание и эвакуация:

    места сосредоточения людей, численность, возрастной состав и их состояние;

    пути эвакуации, имеющиеся в помещении, здании, сооружении;

    сигнализация и средства оповещения о пожаре, место нахождения пульта управления и порядок их задействования;

    порядок проведения спасательных работ при эвакуации людей и материальных ценностей;

    привлекаемая для спасания и эвакуации техника, оборудование;

    места, представляющие опасность при эвакуации;

    места сосредоточения спасенных людей и материальных ценностей;

    порядок оказания медицинской помощи пострадавшим.

Д. Водоснабжение:

    внутреннее: общее количество внутренних пожарных кранов, количество ПК, которые можно задействовать одновременно, водоотдача сети, наличие и места расположения водомерных узлов и насосов повысителей;

    наружное: вид и диаметр водопроводных сетей, количество пожарных гидрантов, расстояние от каждого ПГ до объекта; количество пожарных водоемов, емкость каждого, расстояние до объекта; естественные водоисточники (реки, озера, пруды и т.д.), расстояние до объекта.

Е. Установки пожаротушения:

    вид установок пожаротушения, места установки ручного пуска.

Ж. Коммуникации:

    электроснабжение: напряжение (силовое, осветительное, аварийное);

    вентиляция: краткая характеристика (естественная, приточная, вытяжная, совмещенная), места расположения отключающих устройств;

    отопление: вид отопления, температура теплоносителя;

    установки дымоудаления: вид установок, места установки пультов управления;

    лифты: имеется ли автономное питание и могут ли работать в пожарном режиме.

З. Боевые действия подразделений:

    линейная скорость распространения горения;

    возможные пути распространения пожара;

    организация разведки и направления ее проведения;

    применяемые огнетушащие вещества;

    интенсивность подачи огнетушащих средств;

    средства тушения и защиты: вид и типы применяемых стволов, тип струи;

    организация защиты соседних помещений, оборудования, материалов;

    необходимость работы личного состава в СИЗОД;

    использование внутреннего противопожарного водоснабжения;

    возможность использования установок пожаротушения;

    необходимость удаления продуктов горения, способы.

Обоснование места возможного возникновения пожара осуществляется исходя из двух основных требований:

    реальная возможность возникновения пожара в данном месте объекта;

    создание наибольших трудностей для выполнения боевых действий подразделений в максимально усложненной обстановке.


Close