Территориальное расположение организации. Место территориального продукта (географическая и климатическая характеристика, административно-территориальное расположение)
Структура предприятия является важным фактором, влияющим на построение КСЗИ. Очевидно, что КСЗИ должна охватывать нее структурные подразделения и объекты предприятия, осуществляющие работы с информацией ограниченного доступа.
Приведем несколько примеров классификации предприятий исходя из их структуры, которые могут быть использованы при определении параметров КСЗИ.
По внутренней структуре:
однородные (подразделения предприятия изготавливают одинаковую продукцию, применяют однотипные технологии, информационные потоки не имеют значительных различий); КСЗИ на 1аких предприятиях может состоять из типовых блоков, что значительно упрощает процесс управления, подготовку и взаимозаменяемость специалистов ЗИ, уменьшает затраты на проектирование, обеспечение техническими средствами защиты информации;
неоднородные (различных типов, например: первый - конечная продукция производится последовательно, перемещаясь от одного подразделения предприятия к другому, до появления конечного продукта; второй - подразделения производят различные, не связанные между собой технологически и конструктивно самостоятельные виды продукции; третий - подразделения производят различные составляющие одной продукции, сборка осуществляется специальным подразделением и др.); организация КСЗИ на таких предприятиях характеризуется более сложной системой управления ЗИ, требует учета особенностей информации, циркулирующей в каждом из подразделений, увеличивает затраты на проектирование, приобретение и эксплуатацию технических средств защиты информации.
В плане защиты информации территориальное расположение предприятий можно классифицировать по условиям функционирования КСЗИ, оценивая их как благоприятные, обычные и особые.
Существенные факторы, влияющие на оценку:
1) расположение в населенном пункте или вне его, размер населенного пункта, степень плотности и высотность окружающей застройки;
2) наличие вблизи предприятия учреждений, определяющих особые условия защиты государственной тайны (иностранные посольства, консульства, миссии, предприятия и т.п.);
3) протяженность периметра, размеры и условия наблюдения за контролируемой зоной, ее охраны;
4) рельеф земельного участка и окружающих территорий;
5) наличие на территории, вблизи и под ней посторонних коммуникаций, линий связи, электропитания и т.п.;
6) наличие и полнота комплекта конструкторской и технологической документации на здания и коммуникации предприятия;
7) населенность региона, степень урбанизации, качество трудовых ресурсов;
8) расположение в зонах (на территориях) с ограниченным посещением (ЗАТО);
9) удаленность от оживленных транспортных (в т.ч. воздушных) магистралей;
10) наличие подъездных путей, погрузочно-разгрузочных терминалов, возможность просмотра ведущихся на них работ.
Благоприятными можно считать условия, при которых перечисленные и другие возможные факторы способствуют выполнению задач КСЗИ. Обычными можно считать условия, при которых нейтрализация неблагоприятных факторов не требует значительных материальных и финансовых затрат. Особыми можно считать условия, при которых нейтрализация неблагоприятных факторов требует значительных материальных и финансовых ресурсов, а также наличие обстоятельств, изложенных в п. 2.
Законодательством Российской Федерации также установлен ряд правил и ограничений, связанных с созданием и функционированием предприятий, размещенных в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО):
Постановление Правительства РФ от 22 мая 2006 г. № 302 создании и деятельности на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями»*;
Об утверждении перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов».**
ШПОРЫ ПО МЭС
Объект изучения МЭС. Роль МЭС в познании закономерностей развития общества.
МЭС - прикладная наука, объектом исследования к. является экономика в целом, в сов-ти ее отраслей, секторов, форм собственности.
Объекты МЭС :
Макроэк. п-ль произв. продукции
П-ли образования, распределения и использования доходов
П-ль операций с капиталом
П-ль внешне-эк. связей
П-ль активов и пассивов стран
Предметом МЭС явл. кол-ная сторона массовых общ. явлений в неразрывной связи с их кач-ной стороной в конкретных условиях места и времени.
МЭС является общеметодологической наукой, кот. разраб. с-му п-лей стат. хар-ки эк. процессов и их результатов, методику их расчета и направления анализа.
МЭС является важным инструментом механизма управления экономикой, ее реформирования. Она представляет экономику страны на мировом уровне, используется в м/д-народных сопоставлений; служит инструментом государственного управления, разработки и реализации экономической политики страны и регионов, оценки экономической деятельности. Ее информация используется при принятии решений о целесообразности и направлениях инвестирования в экономике, явл. важной составной частью национальных инф. ресурсов. Состояние и развитие МЭС, разрабатываемая ею с-ма п-лей, основные принципы их расчета и анализа влияют на кач-во информации всех ур-й, а также на успех управления эк. процессами и их результаты.
Последовательность познания соц-эк явлений:
общ. явление – стат. п-ли – стат. закономерности – закон развития явления.
Метод МЭС, ее теоретические основы.
Теоретическая основа МЭС – экономическая теория (разраб. эк. категории и законы развития эк-ки, а статистика дает их цифровое выражение и основная цель статистики – выялвение стат. закономерностей.
Методологическая основа МЭС – диалектический метод познания, кот. утверждает, что все явления находятся во взаимосвязи и в непрерывном развитии.
Приемы стат. анализа выражены в этапах стат. исследования:
Стат. наблюдение (сбор первичного стат. материала)
Стат. сводка и группировка
Расчет и анализ обобщ. п-лей: абсолют. и относ. величины, средние, п-ли вариации и выборочного наблюдения, рядов динамики, индексы.
К спец. методам МЭС относят:
СНС – совокупность макроэк. счетов и ведомостей, соотв. требованиям м/д-народных определений и правил учета.
Методы эк. классификаций – деление эк-ки на внутреннюю и национальную, по секторам, по видам эк. д-ти, по формам собственности.
Задачи МЭС. Задачи статистики по применению м/д-народных методолог. стандартов в практ. работе органов гос статистики.
Задачи МЭС:
Разраб-ка сист-х. п-лей развития общ. явлений
Разраб-ка методов анализа
Изучение процессов общ. воспроизводства
Внедрение м/д-народных стандартов в практику статистики.
С целью внедрения м/д-народных стандартов разработан единый гос регистр предприятий и организаций – ЕГРПО, ГСКП – гос система каталогизации продукции (в целях поиска поставщиков и оценки конкурентоспособности продукции).
Классификационные единицы рыночной экономики.
Экономическая деятельность – это деят-ть, направленная на создание товаров и услуг, удовлетв. потребности человека и об-ва.
К неэкономической деятельности относят: бесплатные услуги дом. х-в, хобби и незаконная деятельность.
Производственная деятельность производство товаров и услуг, кот. имеет как рыночный, так и не рыночный характер.
Эк. единицы – формир. классиф. единицы по секторам и отраслям:
1) учетные единицы – субъекты, представляющие инфу по запросам
2) стат. единицы – объекты, о кот. запрашивается инфа с послед. ее разработкой и систематизацией.
Стат. единицы:
Единицы наблюдения – это объекты, по кот. осущ. сбор данных.
Аналитические единицы – обобщ. п-ли.
Разновидности институциональных единиц и их характеристика. Особенности классификации в СНС 2008.
В системе национальных счетов используется специальная единица классификации – институциональная единица.
Признаки институциональных единиц:
Владеет активами
Ведет полный набор бух. счетов
Обладает правом осуществления опред. видам эк. деятельности
Несет ответственность по своим обязательствам и самост. распоряжается собственными ресурсами.
Выделяют 2 группы ИЕ:
Юридические
Без образования юридического лица.
1) корпорации – предприятия коллект. формы собственности, держатели акций: финансовые, нефинансовые. Произв. рын. товары и услуги. Цель: получение прибыли.
квазикорпорации – управляются по типу корпораций, но не обязательно нах. в собственности акционеров. Произв. рын. товары и услуги. Цель: получение прибыли.
Виды корпораций:
Гос. предприятия, занятые произ-вом рын. товаров и услуг
Некорпоративные предприятия – рын. производители, нах. в собственности физ лиц, облад. признаками юр. лиц.
Филиалы зарубеж. компаний, заним. произ-вом товаров и услуг в пределах НЭ.
2) органы гос. управления – проивз. услуги индивид. и коллект. х-ра
Республиканский
Областной уровни
Районный
3) дом. х-ва – группа лиц, кот. объединяют свои доходы с целью организации совмест. проживания и питания.
В СНС дом. х-ва считаются ИЕ в силу того, что имеют общий доход и расходы.
4) некомерч. организ – формир. с целью обслуживания их учредителей
Нерыночные: профсоюзы, партии, благотвор. об-ва. (осущ. взносы, пожертвования, частичное бюджетное финансирование)
Рыночные: сфера образования, наука, здравоохранение.
Экономическая территория страны.
Эк. территория страны – это территория, административно управляемая правительством данной страны, по которой сущ. свободное передвижение товаров, услуг, капитала и раб. силы.
Отличие от географ. территории:
Входит в воздушное пространство
Территориальные территории
Континентальный шельф в м/д-народных водах, где страна имеет исключ. права на добычу пол. ископаемых.
Анклавы за рубежом – это территория в др. странах, использ. правительством данной страны в научных и дипломатических целях.
Определение центра эк. интересов институциональных единиц.
Резиденты – ИЕ, осущ. свою деятельность на эк. территории страны, если
Центр их эк. интересов связан с эк. территорией страны
Зарегистрированы в ЕГРПО
Наличие на эк. территории объектов собственности.
Центр эк. интересов:
1. правительства – территория, на кот. распространяется его юрисдикция. Имеет доход в виде налогов, к. рассм. как плата за услугу коллект. пользования.
2. областных и районных органов – территория, где они зарегистрированы и осущ. управление
3. дом. х-в – территория, на к. они расположены
Исключения: члены посольств, воинских подразделений, студенты-иностранцы – центр их эк. интересов – территория их страны.
Территориальное расположение институциональных единиц.
Если ИЕ осущ. свою деятельность одновременно на эк. территории нескольких стран, то они явл. резидентами той страны, где зарег. в ЕГРПО.
1) корпорации – явл. резидентами той страны, где оно зарег. Территория расположения акционеров не имеет значения.
Корпоративные предприятия могут находиться под контролем и в полном владении резидентов др. стран, от этого они не теряют своего президентского статуса в стране.
2) дом. х-ва – явл. резидентом страны, на к. оно находится
некорпоративные предприятия, принадлеж. дом. х-ву явл. его частью и учит. в составе той же ИЕ.
3) некоммерческие организации – страна, где зарегистрировано.
Зарубежные филиалы неком. организаций, действ. более 1 года, рассм. как резиденты страны, в к. осущ. свою деятельность.
4) гос. учреждения – эк. территория, на к. расположена их юрисдикция.
Общая протяженность границ заповедника около 270 км, из них 185 км в пределах Республики Башкортостан (РБ), 85 км - в пределах Челябинской области. На севере заповедник граничит с Катав-Ивановским лесничеством Челябинской области, на остальной части - с лесничествами РБ: на северо-востоке - с Тирлянским лесхозом, на востоке и юго-востоке - с Белорецким лесхозом, на западе и юго-западе - с Инзерским лесхозом. Часть границы заповедника (около 30 км) проходит по естественным рубежам - рекам Инзер и М. Инзер. 15-километровый участок - по железной дороге, остальная часть границ проходит по лесным квартальным просекам.
Западная граница ЮУГПЗ проходит по правобережью рек Ямашта, Тюльмень и по восточным склонам Сухих гор (г.Саля, г.Глинка, г.Веселая). Восточная граница - по левобережной части реки Большой Инзер, по восточным склонам хребтов Маярдак, Аурсяк и Карагас. Северная граница на протяжении около 40 км совпадает с республиканской границей. В пределах Челябинской области граница проходит между хребтом Нары и Сухими горами.
Заповедник расположен в центральной, наиболее высокой и орографически сложной части Южного Урала. Несколько хребтов - Машак, Зигальга, Нары, Кумардак и горный массив Ямантау образуют здесь самый высокий горный узел Южного Урала с наивысшей отметкой 1639 м над ур. м. Основные черты рельефа заповедника обусловлены его геологическим строением, решающая роль при этом принадлежит литологии. Положительные формы рельефа - хребты сложены устойчивыми к выветриванию породами, а отрицательные - межгорные депрессии, приурочены к выходам малоустойчивых пород.
Самую западную горную цепь в заповеднике образуют в северной ее части горы, входящие в систему так называемых Сухих гор - Веселая, Саля, Россыпная, Круглая и др. Продолжением служат хребты Байрамгул, Каряда и Белягуш. Вторая горная цепь образована средневысотными хребтами с гольцовыми вершинами - Зигальгой (в пределах заповедника находится южная часть хребта с наивысшей вершиной Большой Шолом 1427 м), Нары и М. Ямантау. Следующую, наиболее сложную цепь образуют в северной ее части хребет Машак и горный массив Ямантау, в южной части горной цепи образуют хребты Нараташ, Белятур, Юша, Капкалка и Еракташ. В северовосточной части заповедника горную цепь образуют хребты Кумардак и Бакты (в пределах заповедника находятся их южные окончания. На юго-востоке заповедника, на левобережье реки Б.Инзер горную цепь образуют три коротких хребта - Маярдак, Аурсяк и Карагас.
Речная система заповедника входит в правобережный водосбор реки Белой. Все реки заповедника относятся к категории малых рек, их длина менее 100 км: Малый Инзер - 96 км, Тюльмень - 62 км, Большой Инзер (в пределах заповедника) - 66 км, Юрюзань (в пределах заповедника) - 36 км, Реветь - 20 км. Еще 13 рек имеют длину от 10 до 19 км. Количество мелких речек и ручьев достигает 300j
Реки заповедника отличаются многоводностью. Наибольший показатель модуля стока (18,5 л/сек, км) имеет бассейн реки Тюльмень. К востоку величина снижается до 16 л/сек, км2 для бассейна реки М. Инзер и 11 л/сек. км для бассейна реки Б. Инзер. Больше половины (50-60%) годового стока проходит в период весеннего половодья, продолжающегося со второй половины апреля до конца мая. Летне-осенняя межень длится с июня по октябрь, она неоднократно прерывается дождевыми паводками. Минимальные уровни воды наблюдаются в конце лета - в августе.
Процесс замерзания рек в заповеднике начинается в начале ноября, на реках появляются ледовые образования вдоль берегов, образуются внутриводный лед и шуга. С середины ноября на реках устанавливается ледостав, который сохраняется до второй декады апреля.
Оперативно-тактическая оценка объекта – это всестороннее изучение конструктивно-планировочных особенностей здания, анализ факторов, способствующих и препятствующих развитию и тушению возможного пожара.
Оперативно-тактическая оценка объекта включает в себя:
А. Территориальное расположение объекта:
район выезда;
общая площадь территории предприятия (объекта);
здания и сооружения, расположенные на данном предприятии (объекте);
наружное противопожарное водоснабжение предприятия (объекта).
Б. Конструктивные особенности здания (сооружения):
этажность;
степень огнестойкости;
наружные стены, покрытие, перекрытия, внутренние стены и перегородки, колонны, фермы, балки, противопожарные преграды, световые фонари и т.д.;
наличие горючих материалов в отделке помещений.
В. Технологическая часть:
схема технологического процесса с экспликацией оборудования, станков, агрегатов;
вещества, обращаемые в производстве, их краткая характеристика, степень воздействия на человека при горении этих веществ;
Г. Спасание и эвакуация:
места сосредоточения людей, численность, возрастной состав и их состояние;
пути эвакуации, имеющиеся в помещении, здании, сооружении;
сигнализация и средства оповещения о пожаре, место нахождения пульта управления и порядок их задействования;
порядок проведения спасательных работ при эвакуации людей и материальных ценностей;
привлекаемая для спасания и эвакуации техника, оборудование;
места, представляющие опасность при эвакуации;
места сосредоточения спасенных людей и материальных ценностей;
порядок оказания медицинской помощи пострадавшим.
Д. Водоснабжение:
внутреннее: общее количество внутренних пожарных кранов, количество ПК, которые можно задействовать одновременно, водоотдача сети, наличие и места расположения водомерных узлов и насосов повысителей;
наружное: вид и диаметр водопроводных сетей, количество пожарных гидрантов, расстояние от каждого ПГ до объекта; количество пожарных водоемов, емкость каждого, расстояние до объекта; естественные водоисточники (реки, озера, пруды и т.д.), расстояние до объекта.
Е. Установки пожаротушения:
вид установок пожаротушения, места установки ручного пуска.
Ж. Коммуникации:
электроснабжение: напряжение (силовое, осветительное, аварийное);
вентиляция: краткая характеристика (естественная, приточная, вытяжная, совмещенная), места расположения отключающих устройств;
отопление: вид отопления, температура теплоносителя;
установки дымоудаления: вид установок, места установки пультов управления;
лифты: имеется ли автономное питание и могут ли работать в пожарном режиме.
З. Боевые действия подразделений:
линейная скорость распространения горения;
возможные пути распространения пожара;
организация разведки и направления ее проведения;
применяемые огнетушащие вещества;
интенсивность подачи огнетушащих средств;
средства тушения и защиты: вид и типы применяемых стволов, тип струи;
организация защиты соседних помещений, оборудования, материалов;
необходимость работы личного состава в СИЗОД;
использование внутреннего противопожарного водоснабжения;
возможность использования установок пожаротушения;
необходимость удаления продуктов горения, способы.
Обоснование места возможного возникновения пожара осуществляется исходя из двух основных требований:
реальная возможность возникновения пожара в данном месте объекта;
создание наибольших трудностей для выполнения боевых действий подразделений в максимально усложненной обстановке.