ПРОЛОГ

Из недописанного дневника, страница первая:

Момент когда все началось, я помню достаточно отчетливо - ожидание автобуса на поселковой остановке, смартфон с открытой книгой, приглушенный разговор покупателя и очередного толи продавца, то ли владельца приостановочного ларька. В какой-то момент времени боковым зрением замечаю некий диссонанс окружающего мира - слишком большую скорость приближающегося большегрузного авто и его опасную траекторию. И в ту же секунду на меня накатывает яркое и необычайно острое ощущение дежавю.

Я как словно наяву пережил, как грузовик сперва впечатал мою тушку в остановочный столб и протащил по стене ларька, круша стекло, пластик и в первую очередь - меня самого, а затем остановился воткнувшись в растущий рядом с остановкой вяз. Ужас и невыносимая боль от разбиваемого в хлам тела затопили сознание, а потом оно банальнейшим образом оторвалось и словно в низкопробном фильме зависло над происходящим. Мыслей не было, я отстраненно, словно происходящее меня и не касалось вовсе, наблюдал как из парящего радиатором, бортового зила выскакивает водила - молодой парнишка, а из полуразрушенного ларька двое мужиков постарше и все они начинает что то там кричать. Как собирается толпа беспрерывно щелкающих гаджетами людей. Как возятся с моей затихающей тушкой, пытаясь то ли помочь, то ли понять живое перед ними лежит тело или уже труп...

А потом меня перекинуло. Не знаю как описать это место, по ощущениям это была какая то тьма, где не было даже пространства, в время остановилось. И в этой тьме присутствовало НЕЧТО. Некая сущность, перед которой я почувствовал себя букашкой на столе энтомолога. Что это было - Бог, коллективный разум, инопланетное существо?! Я не знаю и скорее всего не узнаю никогда. Могу сказать, что только что ЭТО была личность, живой разум.

Помню что был диалог. Слова, рождаясь в глубине сознания, непонятным образам как бы материализовались, а потом так же исчезали. Из той беседы четко запомнились три вещи:

Первая: у меня есть выбор - вернуться туда откуда меня сдернули - в испускающие последние стоны бренные останки. Или пожить еще некоторое время - отправиться в путешествие. Далекое, далекое путешествие длинною в жизнь. Куда то в семнадцатый век и с какой то "миссией". Зачем, почему... что за "миссия"... почему я, буду ли я один или с кем то... почему я то в конце концов, а не какой ни будь спецназовец или крутой технарь, двигатель прогресса?!! Этих подробностей моя память не сохранила.

Выбор, ясное дело был очевиден.

Вторая: у меня будет год чтобы завершить свои дела и хоть как то подготовиться.

Третья: ничего материального взять не получиться. Только то что за сорок с лишним лет накопилось в моей бедной головушке... ну и то что я успею за год туда запихнуть.

Вот собственно и все.

Вспышка, или что то вроде этого и я опять на остановке, за несколько мгновений до начала событий. Упругая воздушная, непонятно откуда взявшаяся стена отбрасывает меня вглубь остановки и в тот же момент знакомый грузовик таранит место где я только что стоял, а затем вписывается в ларек и тормозит врезавшись в дерево. Треск стекла и пластика, крики людей - вся картина смазывается, а на сознание опускается благодатная отрешенность.

Остатков самообладания мне хватило на то чтобы развернуться, дойти обратно до дачи, отзвониться по дороге начальству, проблеяв что мол заболел что то, температура и все такое прочее и пару дней меня на работе не будет (благо начальник - мужик нормальный и понимающий и потому отношения в коллективе ровные и без лишних напрягов) и выпить стакан народного противошокового средства.

После чего я упал на диван и вырубился напрочь.

Из недописанного дневника, страница вторая:

Проснулся с тяжелой головой и ломотой во всем теле. Кое как поднялся "на оправку", сполоснул лицо выпил пару стаканов холодной воды. Стало чуть полегче.

Глянул на часы.

Ого, почти сутки валялся. Память услужливо нарисовала яркую картинку вчерашних событий. Знатно передернуло.

Сижу, пытаюсь осмыслить произошедшее, получается плохо. Со мной приключилось нечто, что именно я решил после довольно долгих умственных упражнений.

Итак меня либо чем то хорошо торкнуло - может галлюцинации, может шок от пережитого. Если это так то это ненадолго и меня рано или поздно (лучше конечно рано) отпустит.

Второй вариант похуже: все по серьезному - я капитально слетел с катушек и меня ждет уютная палата, добрые медбратья со шприцами, рубашка с длинными рукавами и прочие радости дурки. Неприятно, но не смертельно. И тоже рано или поздно закончится.

Ну и третий вариант: все что произошло - произошло в реальности и я попал по настоящему. Впереди год жизни, а затем непонятное продолжение, где я должен куда то отправиться и что то там сделать.

Чтож буду надеяться на первое, но морально готовиться ко второму и (что очень нежелательно) - к третьему варианту.

Спустя сутки (чувствовал себя не таким уж и разбитым - поел, размялся на грядках ну и прочее дачное) позвонил соседу, попросил отвезти в город. По дороге выслушивал рассказ из третьих уст о вчерашних событиях, о том как на зиле с автобазы отказали тормоза и тот снес остановку, как парнишку (неделя за рулем) в полицию забрали, и все сопутствующее. Показал на планшете фотки с места событий.

Рассказал ему под восторженные ахи и охи свою версию событий. С некоторыми купюрами разумеется - все же в дурку неохота никак.

На следующий день на работе честно признался что наврал (накатило что то), сказал что на самом деле чуть не отправился на тот свет из-за аварии и два дня отходил от шока используя народные антидепрессанты. Показал фотки, что переслал сосед, да и в ютубе к тому времени кое что появилось. Был отмечен начальственной похвалой за правдивость отправлен на рабочее место исполнять должностные обязанности.

Из недописанного дневника, страница третья:

Наверно надо о себе рассказать немного (хотя это наверное надо было с самого начала сделать). Фамилию и имя называть не буду - мало ли что, у меня тут остался кое кто все таки). Город по этой же причине тоже не назову.

Биография моя самая что ни наесть обычная - родился, учился, отслужил как все. Работал как все. Женился, не сложилось, развелся, детей не было... повезло правда что бывшая не оказалось стервой и разошлись мы вполне мирно, без зацепок и дележки - у кого что было до брака, тот то и получил. Да и не было что делить то особо, мы тогда и не владели ничем фактически, жили то с моими родителями, то с ее... ну да ладно об этом.

Сейчас мне слегка за сорок, из близких родственников только сестра с племянницами в другом городе. Работаю за разумные деньги системным администратором в небольшой компании. Вот пожалуй и все.

Итог скудный, но уж что есть то есть.

Спустя несколько дней во мне окрепла уверенность что все пойдет по третьему варианту - уж очень яркими и четкими были впечатления и выработался какой то фатализм и словно бы отстраненное отношение. Поразмыслив, я решил готовиться именно такому развитию событий. Тем более особо в этом мире меня особо ничего и не держало - как говорится "ни котенка, не ребенка".

Ну а раз решил, то и время терять не стал - есть у меня такая черта в характере.

Мало кто знает, что гражданская война продожалась почти до конца Великой отечественной, до 1944 года.
Потомки некогда великого народа угров, "железные волки тайги", ханты и манси, а также другие сибирские народы вели партизанскую войну против советской власти в течение десятилетий. У этой войны было своё особое название "Мандолада".
Поражение "мандолады" и террор НКВД сыграли тогда важную роль в уничтожении сибирских народов. Численность их сокращалась, уклад был разрушен. Экспансия нефтянки довершила процесс.
Когда-то в Предуралье жили десятки тысяч манси. Последний манси Пермского края Бахтияров умер или погиб несколько лет назад.

подробности о Мандоладе в тексте Дмитрия Суворова из книги "Неизвестная гражданская война"

Угры - древнейшее коренное население Северного Урала. Почти все географические названия севернее Екатеринбурга - угорские: Нейва, Таватуй, Тагил, Кушва, Каква, Сылва, Сосьва, Ивдель, Оус, Пелым. История контактов русских с уграми насчитывает более тысячелетия - начиная с Господина Великого Новгорода. В освоении Урала - От Строгановых и Ермака до петровской эпохи - роль угров всегда весьма заметна. Известен, к примеру, такой исторический (обросший легендами) факт, как открытие крещёным манси Степаном Чумпиным Гороблагодатского железорудного месторождения (он указал его Татищеву, за что - по легенде - был принесён в жертву языческим богам).
И за всю эту долгую историю практически неизвестны случаи длительного вооружённого противостояния угров русским - даже во время ермаковского похода Угры один из первых в Сибири выказали Ермаку лояльность. Конечно, не всё было так идиллично: и новгородцы жгли городки "югры", и отряды остяцких и вогульских князей в составе войск сибирского хана Кучума атаковали форпосты Строгановых, и войска князя Семёна Курбского по повелению Ивана III вооружённой рукой приводили к покорности угорских владык (последние стойко сопротивлялись, за что заслужили от москвичей прозвище "кровавая самоядь"), и Борис Годунов - рукой царя Фёдора - повелевал "приманить Пелымского князя Аблегирима, да сына его, да племянников его, да внучат всех и лучших людей его, да, приманив, извести до смерти" (что и было исполнено в точности). И всё-таки настоящей непримиримой вражды не было.
Я об этом пишу стол подробно, чтобы оттенить совершенно небывалый в истории этих народов факт - их активное участие в гражданской войне, причём в основном на стороне белых. В чём же тут дело? Причин, на мой взгляд, несколько.
Во-первых, угры ещё с XVII века, со времён вхождения под русскую корону, имели на Северном Урале свои автономии. Так, ханты на современном Тюменском Севере создали Кодское, Ляпинское и Обдорское княжества, а манси объединились в Кондинское княжество со столицей в Ивделе - об этом ещё в "перестроечные" времена писал на страницах центральных газет известный пиатель-манси Юван Шесталов. По его словам, "даже такой деспот, как Николай I, не покусился на мансийскую автономию". Да, где уж там Романовым тягаться с большевиками - те ликвидировали государственные (да-да!) образования угров, не моргнув глазом. Думали, с "отсталыми" сибирскими инородцами сойдёт. И просчитались...
Во-вторых, и это главное, северные народы в царской России пользовались целым рядом законодательных привилегий, принятых ещё в XVII веке. Они не служили в армии, не платили налогов (кроме необременительного "ясака" пушниной), их нельзя было ни под каким видом казнить - даже если они совершили преступление или подняли восстание (а кто при таких привилегиях захочет восставать?). Результатом всего этого было фактическое сохранение традиционного уклада жизни аборигенов. Нет, конечно, их и обворовывали купцы, и притесняла местная администрация, и всё-таки их жизнь шла привычно.
Всё это советская власть, естественно, похерила как "неравноправие" и "угнетение". Результат сегодня известен: привычная структура бытия северных аборигенов разрушена до основания, они спиваются и вымирают. Вот почему тогда взялись за оружие и угры, и якуты, и хакасы, и буряты, и ненцы.
А чукчи - те протестовали пассивно: все, наверное, помнят дурашливый фильм "Начальник Чукотки", где, по сюжету, предприимчивый американец мистер Стентон, начхав на советскую власть, торгует с чукчами. Не все знают, что история сия - документальная. Этот предприниматель - его настоящая имя Олаф Свендсен, он был этнический швед - продолжал свой бизнес на побережье Берингова моря до... 1932 года, несмотря на официальные запреты советской власти. Это могло быть только потому, что чукчи были заинтересованы в этой торговле и предпочитали её "достижениям социализма". Но им, конечно, помогала удалённость от центра (и от карающей руки ОГПУ).
У угров такой возможности не было просто по причинам географического порядка: Урал - не Чукотка, не спрячешься... Выход один - браться за винтовку.
И они взялись. Сейчас почти никто не помнит о том, что угры не только сражались за "белое дело", но и продолжали сопротивление даже после того, как красные "на Тихом океане свой закончили поход". С 1918-го и практически по начало 30-х годов на Севере от Урала до Таймыра полыхала так называемая "мандолада" - всеобщее (то затухающее, то вспыхивающее вновь) антисоветское партизанское движение ханты, манси, селькупов и ненцев. Все эти народы приняли самое активное участие и в массовом восстании в Сибири и в Зауралье в 1921 году. Легендой, фольклором стал среди народа ханты участник "мандолады", руководитель партизанской борьбы с красными, колчаковский поручик, крестьянин из Сургута Леонид Липицкий: он провоевал с карателями НКВД до... 1944 года! А в 1932 году ханты с оружием в руках массово поднялись против советской власти - началось Кизимское восстание. Тогда земли обских угров в административном отношении подчинялись не Тюмени (как сейчас), а Свердловску - угры называли его "Катерины-Царицы-город". И именно из Свердловска направлялись на север карательные войска. Что они там творили - путь лучше за меня скажут слова хантыйской народной песни:

И кто был рулей сражён.
И кто был огненным камнем (гранатой - Д. С.) разорван.
И кто был осиновой дубиной-колотушкой забит.
И кто был на допросе замучен.
Никто до тюрьмы-лагеря не дожил...
Мне добавить нечего. Кроме, пожалуй, следующего: можно встретить в мемуарной литературе упоминания о разных народах, чьи представители пополняли ГУЛАГ. В. Шаламов, например, пишет о массовой гибели якутов на Соловках. Но нигде мне не удалось отыскать упоминания о заключённых-уграх: воистину - никто не дожил... И когда сейчас можно встретить утверждения о том, что имеет место изменение демографического и этнического облика Тюменского Севера (и Свердловского тоже), помните: это результат не только нефтяного бума позднекоммунистических времён, как иногда это объясняют. Это ещё и последствия геноцида 30-х годов.

Момент когда все началось, я помню достаточно отчетливо - ожидание автобуса на поселковой остановке, открытая на смартфоне книга, приглушенный разговор покупателя и очередного то ли продавца, то ли владельца приостановочного ларька. В какой-то момент времени боковым зрением замечаю некий диссонанс окружающего мира - слишком большую скорость приближающегося большегрузного автомобиля и его "неправильную" траекторию. И в ту же секунду на меня накатывает яркое и необычайно острое ощущение дежавю.

Я как словно наяву пережил, как грузовик сперва впечатал мою тушку в остановочный столб, протащил по стене ларька, круша железо, стекло и пластик, а затем остановился, воткнувшись в растущий рядом с остановкой вяз. Ужас и невыносимая боль от разбиваемого в хлам тела затопили сознание, а потом оно банальнейшим образом оторвалось и словно в низкопробном фильме зависло над происходящим. Мыслей не было, я отстраненно, словно происходящее меня и не касалось вовсе, наблюдал как из парящего радиатором грузовика выскакивает водитель - молодой парнишка, а из полуразрушенного ларька двое мужиков постарше. Все кричат, собирается толпа людей, беспрерывно щелкающих камерами на своих телефонах. Возятся с моей затихающей тушкой, пытаясь то ли помочь, то ли просто понять живое перед ними лежит тело или уже труп...

А потом меня перекинуло. Странное место, по ощущениям - некая абсолютная пустота, где не было даже пространства, в время как будто остановилось. И в этой тьме присутствовало НЕЧТО. Некая сущность, живой разум, перед которым я почувствовал себя букашкой на столе энтомолога. Что это было - Бог, коллективный разум, инопланетное существо?! Я не знаю и скорее всего не узнаю никогда. Был диалог. Слова, зарождаясь в глубине разума, как бы материализовались, а потом бесследно исчезали. Беседа запомнилась мне смутными образами, как будто бы сном, который вроде бы видел четко, но проснувшись по сигналу будильника почти не помнишь. Но кое-какие вещи отпечатались в моем сознании отчетливо.

Первое - что-то в мире пошло не так. Что именно я не помню. Было ощущение какой-то неправильности, как будто цивилизация в какой-то момент времени пошла не туда. Даже спустя годы, пытаясь вспомнить и проанализировать я не могу сказать в чем была ошибка, где тот перекресток, миновав который человечество пошло по неверной дороге.

Второе - мне предлагают выбор. Вернуться туда откуда меня выдернули - в испускающие последние стоны бренные останки. Или пожить еще некоторое время, отправившись в путешествие. Далекое, далекое путешествие длинною в жизнь. Туда где еще можно все изменить. Перед моим мысленным взором, словно в невероятном калейдоскопе замелькали времена, страны, народы... Не помню осознанный я делал выбор или выбирал по наитию, но это уже и не важно - выбор был сделан. Восемнадцатый век, Россия - туда мне предстоит отправиться и попытаться стать тем камешком, наехав на который колесо истории вернется на правильную дорогу. Или смелет его в пыль, если камешек окажется недостаточно твердым.

И последнее - у меня будет три года, чтобы завершить свои дела и подготовиться. Ничего материального - ни ноутбуков с базами данных, ни смартфонов-телефонов, ни малюсенько блокнотика со шпаргалками - только собственные знания, умения, навыки и опыт.

Вспышка, затмение... и я опять на остановке, за несколько мгновений до начала случившегося. Упругая воздушная, непонятно откуда взявшаяся стена отбрасывает меня вглубь остановки и в тот же момент знакомый грузовик таранит место где я только что стоял, а затем вписывается в ларек и тормозит, врезавшись в дерево. Треск стекла и пластика, крики людей - вся картина смазывается, а на сознание опускается благодатная отрешенность. Остатков самообладания мне хватило на то чтобы развернуться, дойти обратно до своей дачи, с которой я собирался уезжать в город, принять стакан народного противошокового средства, после чего я упал на диван и вырубился напрочь.

Валялся почти сутки. Проснулся с тяжелой головой и ломотой во всем теле. Кое как поднялся "на оправку", сполоснул лицо, выпил пару стаканов холодной воды. Стало чуть полегче. Память услужливо нарисовала яркую картинку вчерашних событий.

Сижу, пытаюсь осмыслить произошедшее, получается плохо. Итак, со мной приключилось нечто нехорошее. Мало того, что чуть не попал в ДТП с фатальным исходом, так меня еще и чем-то хорошо торкнуло - может шок от пережитого, может галлюцинации. Если это так, то это ненадолго и меня рано или поздно (лучше конечно рано) отпустит.

Второй вариант похуже: все по серьезному - я капитально слетел с катушек и меня ждет уютная палата, добрые медбратья со шприцами, рубашка с длинными рукавами и прочие радости дурки. Неприятно, но не смертельно. И тоже рано или поздно закончится.

Отложив все запланированное почти весь день провалялся на диване, благо законный трудовой отпуск позволял это сделать не перед кем не объясняясь.

Ближе к вечеру оклемался настолько что решил сходить в поселок, прикупить продуктов. Проходя мимо знакомой остановки коснулся покореженного столба и в этот же момент в сознание словно молния ударила и все вчерашние события болезненно отразились в памяти. Отчетливо и рельефно. Пришло понимание того что-то что со мной произошло - реально и это значит я попал по настоящему.

Из недописанного дневника, страница вторая:

Наверно надо о себе рассказать немного (хотя это наверное надо было с самого начала сделать). Фамилию, имя, как и город в котором живу называть не буду - это знание ничего никому не даст.

Биография моя самая что ни наесть обычная - родился, учился (два образования - среднее педагогическое и высшее техническое), отслужил, пошел на работу - все как у всех. Имел две семьи. Одну семью потерял в автокатастрофе, спустя несколько лет опять женился - не сложилось.

Сейчас мне за сорок, из близких родственников только сестра с племянницами в другом городе. Вершин не достиг, злодейств не совершил. Работаю за разумные деньги системным администратором в приличной компании.

Вот пожалуй и все. Впереди еще три года "здесь", а затем непонятное продолжение, где я должен куда-то отправиться и что-то там сделать.

Гурьба друзей во главе, как всегда Миши Соболева, играли в войну возле их любимой Белой горы – предгорья Уральских гор.

Миша! Смотри какой-то странный человек стоит!- показывая рукой в сторону, прокричала Дарья.

Ребята остановились, стали смотреть куда показывала девочка.

Да, действительно,- сказал Илья, в недоумении опустил свой меч.

Миша последовал примеру, стал смотреть на странного человека.

На современный манер он был очень необычный, чем вызвал большой интерес у ребят.

Седые, белее снега волосы спадали по плечам, седые брови, синего, небесного цвета глаза, правильных форм лицо, длинная белая борода почти торкалась земли, белоснежная просторная рубаха, такого же цвета широкие штаны, белые сапоги. В правой руке, он держал длинный деревянный шест.

Сколько лет ему, сказать было трудно. – Вот морщины на лбу,- почему-то подумалось Дарье,- они совсем не портят красоты лица.
Дарье, было двенадцать лет…

Пауза затянулась…

Ребята начали было роптать, собираться уходить, уж больно неординарный случай.

Не бойтесь меня,- наконец сказал он.

Я Хозяин Уральских гор,- продолжал говорить чистым, добрым голосом,- меня зовут так много лет.

Ребята оживились.

Ты Миша, Дарья и вы Илья, Руслан, Дмитрий,- говорил он,- неразлучные друзья. Вы честны, дорожите дружбой, знаете ей цену, вы любите друг друга. Вы те - кому можно доверить тайну.

Ребята подошли к Дарье и Михаилу, стали рядом.

Хозяин Уральских гор внимательно смотрел на ребят.

Если вам страшно, больше не хотите меня слушать - я уйду,- он опёрся о шест, повернулся, и пошёл к пещере.

Остановитесь! Не уходите,- набравшись смелости, громко попросил человека Михаил.

Он остановился, повернулся к ребятам, улыбнулся широкой, открытой, доброй улыбкой.

А какая тайна?- с интересом спросила Дарья.

Наша планета существует миллиарды лет,- потеплел его голос,- в космическом плане современный человек появился не так давно. До него жили здесь самые разные существа, одни динозавры более ста миллионов лет, параллельно с ними жили цивилизации людей.

Цивилизации…. Каждая - отличалась одна от другой. Одни люди были высокие, по теперешним меркам, другие маленькие, третьи, в общем разные. И все погибали. Погибали в основном по одной причине – зло.

Зло пришло на землю, с приходом первой цивилизации.

Подкрадывается незаметно, проникая в сердца и души… Постепенно, не спеша, разъедая изнутри, превращаясь в силу, которую нельзя победить путями, которые мы знаем.

Люди - превращаются в машины, беспощадно уничтожающие себе подобных.

Так погибла Атланта, так погибла цивилизация Индонеи, так погибла цивилизация древнего Египта, и точно так погибла первая цивилизация маленьких людей – называемая Астрала.

Ребята начали посматривать друг на друга, стараясь понять к чему ведет разговор человек в белом.

Вы не понимаете меня,- продолжил свой рассказ Хозяин Уральских гор,- это правильно. Я пришел к вам с просьбой Светлых сил. Я их посланник.

Если вы готовы её выслушать, продолжу, если нет…

Затянулась пауза, ребята мялись, стеснялись.

Мы готовы,- ответила за всех Дарья.

Цивилизация людей в большой опасности,- начал он,- в опасности исчезновения. Силы зла воспряли, сдерживать их практически невозможно.

Они похитили «Покров добра», хранят в небольшой золотой шкатулке, в старинной крепости дремучего леса.

Лес древний, как и крепость, со всех сторон горы. Силы зла тщательно охраняют подступы к замку, даже мышь, не рискует проскользнуть мимо!

Слуги собраны в единую команду, руководит ими не кто иной, как сам - Черный Барб.

Ребята стояли молча, с недоумением поглядывали на человека, называющего себя Хозяином Уральских гор.

Мы просим вас, помочь спасти мир, спасти жизнь, спасти последнюю цивилизацию людей. Если она исчезнет, то человечество больше не появится на планете Земля.

Светлые силы обращаются именно к вам - к тебе Михаил, Дарья, к тебе Дмитрий, к тебе Илья и к тебе Руслан.

Но нас ждут дома родители,- сказала осторожная Дарья,- завтра в школу….

Когда вы переступите границу моих владений, время остановиться. Снова включиться в свой бесконечный бег, только по вашему возвращению.

Вы вернетесь в это мгновение, в это место – продолжать игру рыцарей защиты добра.

Среди ребят Михаил был самый старший, ему тринадцать, его слово имело вес.

Хозяин Уральских Гор, а как мы сможем похитить золотую шкатулку, если её так тщательно охраняют?

Если бы мы могли сами вернуть «Покров добра», мы бы не искали помощи – но это, должны сделать только люди.

– Взрослые нам не верят,- немного помолчав, добавил,- не хотят верить, и нас избегают. Они, слишком заняты своими проблемами, ничего вокруг не замечают, даже приближения конца их цивилизации.

Это трудный путь, но вы сможете его пройти.

На вашем пути, могут встретиться масса разных загадочных тварей и существ.

– Пираты всех мастей и национальностей, татарские полчища, рыцари крестовых походов, лесные разбойники, казаки, турецкие янычары, специальные подразделения времен второй мировой войны...

А если они убьют нас?

Светлые Силы - будут помогать вам!

Подумайте, не торопитесь с ответом – я подожду,- сказал он и исчез.

Ребята молчали. От услышанных страхов, шла голова не то, что кругом, а умчалась в космос!

Что тут думать,- сказал Руслан,- раз мы последняя надежда, надо помочь.

Я тоже так думаю,- поддержал Илья.

А ты, как думаешь?- спросил Михаил у Дмитрия.

Я, как все,- ответил тот.

Мне страшно,- наконец прозвучала правда.

Мне тоже страшно,- сказал Михаил,- но кто-то должен помочь Светлым Силам?

Тогда вперед!- как всегда с задором подхватил Руслан.

Все согласны?- спросил Соболев,- поднимаем руку.

Ребята подняли руки, весело рассмеялись, казалось страх ушёл, интерес превысил все опасности, которые поджидают их в далёкой дороге к заветной золотой шкатулке.

А как мы воевать - то будем против, например пиратов?- спросил практичный Илья,- у нас ни оружия, ни одежды.

Посмотрим,- ответил Михаил.
Хозяин Уральских Гор, стоял на том же месте и улыбался.

Илья,- весело сказал он,- ты не волнуйся, будет у тебя одежда и оружие.

Тогда мы согласны,- ответил Михаил, первым переступая границу.

Впереди шел Хозяин, за ним Михаил, Дарья, Руслан, Илья и Дмитрий.
Дойдя до Белой горы, увидели узкий вход в пещеру.

Никогда не видела здесь пещеры?!- сказала Дарья.

Пещера по мере продвижения, напоминала сказочные залы «Тысячи и одной ночи».

Сталактиты и сталагмиты сверкали яркими цветами радуги, потолок играл лазурным светло зелёным с голубым оттенком светом, лучи солнца проникая неизвестно откуда, изредка слепили глаза путников.

Повеяло прохладой. Широкая, подземная река, тихо несла свои прозрачные воды, в другие залы чудесной пещеры.

Ребята околдованные никогда ранее невиданной красотой, шли молча, разглядывая стены и потолок.

Красиво как,- подумал Михаил, рассматривая дно реки,- действительно, сказочная страна!

Свежий воздух пахнущий цветущими травами, смолой сосны, акации напомнил ребятам, что скоро покажется выход.

Скоро вышли на солнечный свет, оказались на берегу пристани широкой океанской лагуны.

У причала, стоял огромный средневековый боевой корабль, на носовой части которого ниже борта, красовалось имя "Победитель". – Пятьдесят пушек,- быстро посчитал Михаил,- значит с другой стороны тоже пятьдесят.

– Вот это мощь!- подумал он. Вокруг гиганта, были пришвартованы малые речные парусники.

Люди выгружали с них самые разные грузы, складывали на берегу, другие - грузили большой корабль.

Пристань окружали высокие, пологие горы, верхушки которых закрывали тучи.

На них рос лес, уходивший в небо.

Слева от ребят, была почти отвесная скала, с которой каскадами падала вода, издавая негромкий плеск.

Красиво,- громко сказала Дарья,- какие чудные водопады!

Сказочная красота,- поддержал Дмитрий.

Скажите,- обратился к Хозяину Уральских гор, Михаил,- это море?

Это лагуна Северного океана.

Корабль ждёт вас,- сказал он.

Круто,- сказал Руслан.

Круто,- подхватил Илья, или, как его называли ребята – Ильич.

Хозяин Уральских гор шёл впереди. Когда группа приближалась к кораблям, люди оставляли свои занятия, поворачиваясь кланялись.

На их приветствия, человек в белом вежливо отвечал поклоном.

Мощные фок и грот мачты корабля держали огромные паруса, матросы раскрепляли их, готовясь к отплытию.
Три бизань мачты, паруса которых уже наполнились ветром.

Высоко вверху, на главных мачтах и носовой рее, развевались ветром белые флаги с голубыми чайками.

Михаил, с уважением посмотрел на сопровождающего.

По трапу главного корабля сходили три офицера, первый высокого роста, широко и ласково улыбался.

Его уверенный взгляд, походка, доброта его улыбки, внушали доверие, уверенность и спокойствие.

Он подошёл к Хозяину Уральских гор, пожал руку, обнялись.

Познакомься, это Дарья - душа команды.

Дарья покраснела.

Офицер улыбнулся, отдал честь кивком головы.

Капитан команды - Михаил Соболев.

Он пожал руку Михаила, также кивков отдал честь.

Дмитрий - компьютерный гений.

Илья - творческая душа команды.

Руслан - стратег и тактик.

Капитан корабля адмирал Генрих Стивенсон, капитан первого ранга Алексей Михайлов, капитан первого ранга Франциско Орсак.

Капитаны отвезут вас на землю, где хранится «Золотая шкатулка».

Каждый месяц, к концу второй недели, корабль будет приплывать к месту высадки, чтобы забрать вас.

Запомните! Каждую субботу, второй недели месяца, корабль будет приплывать к этой земле, будет ждать до двенадцати ночи воскресенья, независимо - будете ли вы на берегу или нет.

Адмирал Стивенсон объяснит вам, как найти дорогу к замку. Опытные инструкторы научат вас, как обходиться с оружием, которое дадут вам. Как действовать в сложных ситуациях, разбираться в картах, ориентироваться. Как добывать пищу на этой земле, как проходить трудные места, как уходить от преследований и ещё самым разным навыкам и наукам.

Далеко не всегда побеждает сила, есть ещё хитрость, смекалка, дерзость, изобретательность и упорство.

Хозяин Уральских гор подошёл к Стивенсону и его старшим офицерам, пожал каждому руку, поклонился ребятам.

Я буду всегда рядом с вами,- с этими словами, развернулся и пошёл к пещере Белой горы.

Когда заходил в пещеру, оглянулся, поднял правую руку махнул всем, кто смотрел на этого удивительного человека.

Ребята,- весело сказал адмирал,- прошу на мой корабль! Он прошёл много морей и океанов, обогнул много раз Землю.

Он добрый, послушный, любит своих пассажиров, матросов, и всех живых существ путешествующих на нём.

Прошу,- адмирал, пропуская ребят вперед, пошёл следом.

Закончив погрузку корабля, люди, убирали остатки какого - то мусора, приводили в порядок погрузочные средства, складывали тележки, блоки, другие приспособления.

Бригантины подымали паруса, таяли за скалой лагуны Белой пещеры.

Не смотря, что адмирал Стивенсон был шведом, на русском, разговаривал совершенно без акцента.

Сейчас вас разместят, выдадут одежду.

А какого цвета, будет одежда?- спросила Дарья, хмурясь смотрела на капитана "Победителя".

Защитного,- засмеялся адмирал.

Как у военных?

Да,- показывая рукой, куда идти ребятам, ответил он.

Дорогая Дарья, когда вы вернётесь, мы тебя оденем в прекрасное белоснежное платье, ты будешь самой красивой девушкой во всей Вселенной!

Капитаны улыбнулись.

Юрий АСЛАНЬЯН
Одержимые ветром.
Есть на Урале удивительные люди, совершающие рисковые путешествия ради познания истории и жизни северного народа.
Что там, за Саклаимсори-чахль, горным плато, водоразделом Волги, Оби и Печоры? Что там, за бесконечной тундрой, покрытой солнечными ягодами морошки и куропатками? Кто ходил, тот знает, как идти по болоту или преодолевать буреломы, когда тебя живьем ест мошка, ползти на четвереньках вверх по каменным рекам - курумам, замерзать на льду реки, когда вокруг только один свет - звездный, как идти против ветра с риском быть занесенным снежной пургой на горном перевале. Один неверный шаг - и тебя нету. Можно выдержать неделю, даже месяц. Больше - если только иметь базу для отдыха и ночлега, как у геологов. Это территория от Северного Урала до Полярного, тысяча километров, самое необжитое место на планете.
Иногда лишь встретишь в этих диких местах пауль - мансийское селение одной или нескольких семей, да и тех сейчас уже почти нет. Да, только манси, известные под своим старинным названием вогулы, могли жить в столь суровых условиях. Большая часть народа ушла в никуда, меньшая - живет в Ханты-Мансийском автономном округе, другие растворились среди татар и русских. Можно вспомнить, на Вишере есть одна часто встречаемая фамилия, за Уральским хребтом - селение с таким названием, а в Москве мэр с уральским разрезом глаз. Ну не могут они без наших-то Ельцин, то Собянин.

Хозяева Уральских гор.
Но находились люди, которые шли туда только для одного - чтобы исследовать этот народ, его культуру, религию, быт и труд. Несколько лет назад в Перми вышла книга геолога Сергея Михалевича «Хозяева Уральских гор», в которой он рассказал о своих первых встречах с северным народом.
Автор родился и вырос в Перми, в микрорайоне Нагорный, рядом с базой геологоразведочной партии. Что сказалось на выборе профессии, интересах и образе жизни будущего путешественника. Там он начал собирать какие-то камушки, хрусталики, которые геологи выбрасывали из кернохранилища. С этого все и началось. Потом стал посещать клуб юных геологов. Впервые участвовал в экспедиции на берега Вишеры. Учился в Пермском нефтяном техникуме. Служил в армии. Поступил на заочное отделение в Свердловский горный институт на специальность «Геологосъёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых». Работал тут же, в институте, на кафедре общей исторической геологии. Искал золото под Красноуральском. Занимался облицовкой камнем метро в Екатеринбурге. Так и остался в строительстве, в Перми. Только не оставил Север.

Сергей Михалевич - путешественник, исследователь культуры народа манси.


Ещё в начале девяностых начал ходить с друзьями на Ишерим, Тулымский и Молебный камни, что на Северном Урале. Были у горы Чистоп, о которой рассказывают фантастические вещи, - например, люди могут пропасть на несколько дней, а потом появиться снова там, где располагались древние мансийские святилища. Однажды они заплутали и встретились с манси Прокопием Бахтияровым, шедшим по лесу с лайкой. Пообщались - никогда не видели вогулов. Манси показал, куда им идти - по старой нартовой дороге. Пригласил в гости. Обещали, что будут. В тот раз они прошли маршрут через Молебный камень, спустились в долину Вижая, чтобы через Тахту выйти на трассу. В истоках Вижая вышли на старый заброшенный пауль - мансийское селение с большим домом, вполне жилым. Представьте себе дом в тайге, а на чердаке малица - расшитая узорами меховая верхняя одежда, монеты, фотографии, черепа животных…
Только люди отсутствуют, как будто вышли и не вернулись ещё. Сергей был поражен существованием параллельного мира, в котором никого уже нет. Хозяева ушли навсегда или умерли.
Через год они с фотохудожником Виктором Мукановым отправились в гости к Прокопию Бахтиярову. Жили у манси дней пять, ходили по окрестностям пауля и слушали рассказы хозяина о прошлом народа, о традиционном укладе жизни, тысячелетних преданиях, шаманских обрядах. И в последующие годы заходили к Прокопию, чтобы потом уйти дальше на север. Бывали в Тресколье, известном мансийском пауле на Лозьве, где живут потомки Анямовых, Самбиндаловых, Бахтияровых, Пеликовых и Пакиных.
«Я называл Тресколье ставкой мансийских родов , - говорит путешественник, - с каждого большого, некогда многочисленного рода там осталось по одной-две семьи. Мы записывали рассказы, песни и быт вогулов ».
Однажды отправились на озеро Турват, что на территории Ханты-Мансийского автономного округа, где у истоков Северной Сосьвы живет род Самбиндаловых. Они считаются хранителями озера, на берегу которого находилось святилище, и находящегося рядом горного массива - Ялпынг-нер. День шли по болотам, чуть не утонули с Виктором Мукановым, но святилища не нашли. Зато познакомились с семьей Саввы Самбиндалова. Пришлых людей манси видели редко. Поэтому многих помнили из тех, кто к ним приходил. У каждого места в пауле и в окрестностях имелось имя собственное, которое давалось по каким-то мансийским духам или событиям и фактам, которые там случались.

Экстремал.
«Вот эта скала называется Вера Александровна паварам керас» , - сказал Савва. Оказалось, на этом месте подвернула ногу Варсанофьева, первая женщина в России, получившая степень доктора геолого-минералогических наук. Звучало так, будто это произошло вчера, а не шестьдесят лет назад. Потом сказал: «Я вот тут с Заплатиным разговаривал…» .
И опять это ощущение - вчерашнего дня. Хотя встречался с кинооператором давно, когда, будучи мальчиком, пас с отцом оленей в горах Урала. Или такое: «Был тут Виктор Мальцев из Перми…» . «А я о нем ничего не слышал, - рассказывает Сергей, - поэтому сразу заинтересовался, кто он такой, этот Виктор Мальцев . „Он такой человек, что наши отцы сами показывали ему свои святилища, - говорил Прокопий, - водили его туда, где я сам не был. Да, такой он человек! “.
Конечно, это говорило о том, что манси испытывали к Мальцеву крайнюю степень доверия, что случалось очень редко. Мы, например, ходили к Прокопию пять лет, но нам он своего святилища так и не показал. Хотя до разговора о сакральной жизни все равно доходило, поскольку у них все завязано на духах. Но Прокопий сразу замыкался. „Я же к вашим богам не лезу! “ - говорил Прокопий. И на озере мы святилища не видели, хотя знали о его существовании. Спустя годы я увидел это тайное место на фотографиях Виктора Мальцева. Уже позднее, упоминая фамилию Виктора Мальцева, мы удивлялись, что его отлично помнят как своего большого друга манси среднего и старшего поколения».



Путешественник и этнограф Виктор мальцев (на фоне оленьего стада).


Сегодня этого человека называют легендарным и загадочным. Он - художник, этнограф, путешественник-экстремал, на протяжении нескольких десятилетий в одиночку совершал многомесячные летние, а иногда и зимние исследовательские маршруты по Уралу. Несколько раз проходил от истоков Вишеры до побережья Ледовитого океана пешком - около тысячи километров. Обыкновенному человеку этого просто не выдержать. Архивы Виктора Мальцева исчезли. Родители умерли, а сестры живут неизвестно где. Где он сам, на том свете или на этом, никто не знает. Но друзья сохранили письма этого человека.
Вот одно из них, которое он написал геологу Александру Новикову в поселок Полярный Урал:
«Держусь стоически. Передюжим. Таким худеньким (-30 кг) вернулся ещё и потому, что 4 туристов меня ещё на реке Подчерем обокрали (почти все суппакеты - вся основа). Но это ещё до снега - грибов валом, ягоды, рыба - не смерть. Так вот, Урал они не перешли (там уже метели, ураганный ветер: скучно сучкам стало), плыли на катамаране обратно: „Ешь синявки, рыжий! Ха-ха!“… Выманить на берег не удалось: уже через секунды поняли, с кем дело будет у…
Просьбу же погладить за это по головкам отклонили. Камни… Удар за ударом. Топор можно было бы бросить, но я бы его потерял: глубоко. И так лез в воду. „Презервативы“, на которых они плыли, все в крови. Самому разговорчивому больше всех и досталось. Морда, как партбилет, красная стала. Убить мало… Урал перешел почти пустой. Сам перевал - в пургу, ночью. Баба найдена. Ещё! Вот отчего она „Блуждающая“ на всех картах».
Последние слова в письме - о поисках легендарной Золотой бабы, которыми художник занимался тоже. По его мнению, Золотая баба - это название каменных истуканов манси, стоящих в священных местах Уральских гор. Кроме того, Мальцев описывал следы снежного человека, встречавшиеся ему в пути. При этом на маршруте он был один - ни телеоператоров, ни связи, ни спасателей. Он был один в пространстве и времени. Если упадет грудью на каменное ребро, никто не поднимет.
Бывший геолог Валерий Демаков помог единственному оставшемуся на Вишере манси Алексею Бахтиярову построить дом в заповеднике «Вишерский». Сегодня он вместе с Сергеем Михалевичем пытается отыскать следы пропавшего исследователя северного народа. Недавно Валерий побывал в краевой клинической больнице, где сохранились настенные работы Виктора Мальцева, работавшего в этом учреждении художником-оформителем. Но о судьбе самого автора картин здесь ничего не знают.

Экспедиции в параллельный мир.
«В „Хозяевах Уральских гор“ речь шла о манси Северного Урала, но потом появилась мечта рассказать о манси всего Урала, живущих на Северной Сосьве, на Ляпине и дальше. Захотелось проследить, кто там, в северных краях остался. И собрать материал , - продолжает рассказ Сергей Михалевич, - я нашел людей, которые этим занимаются, встретился с Алексеем Слепухиным из Екатеринбурга, возглавляющим „Команду искателей приключений“, который изучает манси, живущих на восточном склоне гор. Эти „искатели“ занимаются не только изучением, но практической помощью вогулам - везут им продукты, лекарства, одежду. Сканируют фотографии, которые хранятся в семьях. Ведь известно, после смерти людей в тайге многое пропадает. Записывают родословные. Я начал собирать очерки людей, которые ходили по Уралу параллельно со мной. Самыми северными манси занимался Илья Абрамов из Соликамска, закончивший географический факультет ПГУ. Он последние годы работал в Фонде сохранения духовного наследия мансийского народа в Ханты-Мансийске. Познакомился с текстами школьных преподавателей Алексея Казанцева и Алексея Карцева из Чердыни, которые уже пятнадцать лет ходят с ребятами на север, изучая остатки былого мансийского присутствия на западном склоне Урала. Знают, что такое нарты, ловушки, знаки на деревьях. Подготовил и свои рассказы о вишерских манси. Познакомился с геологом Александром Новиковым, в начале 90-х работавшим на Полярном Урале, предоставившим переписку с Виктором Мальцевым. При моральной и финансовой поддержке „Команды искателей приключений“ появилась книга “К уральским манси“, вышедшая в этом году» .
В последней книге Сергея Михалевича много снимков, в том числе просто уникальных. Вот Виктор Мальцев, стройный, перехваченный широким офицерским ремнем, с рюкзаком, стоит в горной тундре на фоне величественных останцев Мань-пупу-нера. На одном из фото, уже цветном, хорошего качества, вижу группу из нескольких человек: князь Михаил Романов, Леонид Багратион, рядом - известный общественный деятель русскоязычной общины Финляндии Кирилл Глушков, его жена - писательница Марианна Флинкинберг и их дочь Кира - очаровательная девушка с русским типом красоты. Это экспедиционные товарищи Виктора Мальцева, сфотографированные с представителями царской семьи. Кира - девушка, портреты которой он писал и никому не показывал. Девушка, которая собиралась приехать к нему в Пермь. Но не случилось.
А вот письмо Виктора Мальцева от 5 ноября 1993 года о том, что произошло с ним в поезде: «У меня „исчез“ финский рюкзак с содержимым, убыток - 1 млн. руб. - классно! Переживем: все восстановимо, почти все…
Очень жалко фотопленки. Медведь, лось, лебеди, рыба, скалы, баба, Миснэ, горы, льды, люди замерзающие и замерзшие реки… Ё-моё. Всё снова отсниму: никуда не уйдет! Придется дуть туда снова. В любом случае бы пришлось: отработан материал бегло - снег, холод, туман…
Обгорел, застужен (искупался в пороге на Толье, притоке Вольи), хлебнул горюшка и так и этак. Болею пока. Температура…. Что творится на севере! Едва ли не вымирают! Получаю письма: недоедание, воровство, грабежи, пачками - убийства…
А лес Печоры уже у французов. Из Березова - целый пакет убитых, пропавших без вести» .
Кроме фотографий, опубликованных в книге, у Михалевича хранятся ещё сотни снимков. Я разглядываю их так, будто из машины времени. Именно такие люди, как Мальцев и сам Михалевич, двигали страну на северо-восток и создали эту великую страну - геологи, казаки, купцы, ученые. Как у Николая Гумилева: «Мы рубили лес, мы копали рвы…» .
Фотохудожник и путешественник Вячеслав Мухтаров встречался с Виктором в 80-х годах, несколько раз провожал и встречал его с маршрутов. Рассказывал, что из каждого похода Мальцев нес с собой по двадцать блокнотов без корочек, чтобы были легче, с записями и рисунками. Все страницы были исписаны мелким аккуратным почерком. За несколько десятилетий был накоплен гигантский объем этнографической информации! Где она сегодня? За время подготовки книги к изданию Сергею Михалевичу и Алексею Слепухину удалось найти нескольких человек, с которыми Виктор вел переписку. Один из них, бывший охотовед Владимир Валдайских, поделился с исследователями письмами и фотографиями этнографа.

Герой Уральских гор.
Из разных источников известно, что ещё в юности, после первых встреч с оленеводами в горах Северного Урала, Виктор стал одержимым человеком, посвятившим жизнь изучению северных народов. Со временем главным его интересом становится сакральная жизнь манси, хантов и ненцев, скрываемая от посторонних глаз, окутанная вековой тайной. Его интересовали все стороны мансийской жизни, легенды и были. Привозил из экспедиций по 20–30 заснятых фотопленок. Готовил книгу о северном народе. Им были сделаны тысячи фотографий, исписаны сотни блокнотов, сделаны многочисленные зарисовки карандашом, найдены и описаны таинственные святилища вогулов. В первые свои трансуральские путешествия Виктор отправлялся без палатки и спальника, туристического коврика и ружья, с куском полиэтиленовой пленки, в которую он заворачивался в конце маршрута и без ужина падал на землю после восемнадцати часов ходьбы.


Манси Прокопий Бахтияров в малице в родовом поселении Кимг-Чупа-Пауле ("Селение у глухариного тока"). Фото Сергея Михалевича.


«Несколько раз его, замерзающего в одной штормовке, подбирали оленеводы в занесенной снегом полярной тундре », - пишет Сергей Михалевич. Виктор был настоящим сталкером Севера, с которым проявляли желание выйти на маршрут не только россияне, но и многие иностранцы. Но он предпочитал одиночные путешествия, подвергая себя такой опасности, которая не раз могла кончиться его гибелью.
На фотографиях, сделанных Виктором, можно увидеть сундуки на цепях, тайные святилища со следами кровавых жертвоприношений, фетиши из родовых амбарчиков. Он рассказывал друзьям об удивительных вещах, когда кто-то шел рядом с ним параллельным курсом, было видно, как отгибаются и трещат ветви, при этом там никого нет, точнее - кто есть, того не видно. Или о местах с угнетенной растительностью, откуда хочется бежать в паническом страхе. Обо всем этом можно прочитать в книге, которую собрал Сергей Михалевич и в которую включены очерки семи авторов.
В 1992 году в Финляндии вышла книга Марианны Флинкинберг и Николая Гарина «Земля угров», в которой рассказывается о проводнике Викторе Мальцеве: «Шаман был очень стар, с особым суровым взглядом, которого боялись все из его окружения. Шаман был одет в обычный мансийский мужской ветронепроницаемый анорак, но был подпоясан интересным, вызывающим любопытство поясом: к нему были прикреплены маленькие мешочки, зубы и когти различных животных. Шаман усадил Виктора за стол. На столе находилось три стопки. Шаман выглянул через окно на улицу и, как будто обращаясь к кому-то третьему, пробормотал странные слова. Они были не на языке манси, из чего Виктор решил, что шаман читает заговор. На следующий день, покидая деревню, Виктор почувствовал сильную боль в ногах, такую, что ходьба по отрогам Урала стала невыносимо мучительной, и затем, уже находясь дома, он чувствовал себя обезноженным несколько месяцев. Через несколько лет, приехав в это селение, Виктор столкнулся с удивленными взглядами его жителей. Они полагали, что его уже нет в живых. Они утверждали, что шаман, уже умерший к этому времени, пытался продлить свою жизнь, взяв под свою власть душу Виктора. Мол, шаман до этого уже захватил души порядка 40 человек, чем вызвал их смерть. Вместе с сельчанами они решили, что Виктору удалось удержаться на ногах, поскольку он носит на шее крестик ». (Перевод Анастасии Хорошевой.).
Александр Новиков, готовивший письма Мальцева к публикации, пишет, что один бывший товарищ художника по экспедициям, свердловский автор, в нескольких своих пространных повестях увековечил Мальцева под его собственной фамилией, именем и внешностью в образе расхитителя сокровищ народа манси. «Чем вызвал искреннее недоумение самих жителей тайги и тундры - ханты, манси, коми и ненцев, всех тех, кто знал его лично на протяжении многих лет , - пишет геолог, - этическая сторона этого поступка находится далеко за гранью элементарной человеческой порядочности ».
Авторы сборника утверждают, что в последние годы Виктор Мальцев испытывал нападки не только со стороны старого друга, но и со стороны пермских бандитов, о чем он, кстати, сам упоминает в своих письмах. По этому поводу Александр Новиков приводит слова академика Дмитрия Лихачева: «Может, в каких-то странах обществом и наукой управляют рынок и здоровая конкуренция, но в нашей стране всем управляет Зависть» . «Известно, зависть к таланту - черна и бездонна» , - добавляет геолог.
Может быть, кто-то точно знает, где сегодня находится Виктор Мальцев, человек, одержимый ветром странствий? Была получена информация, что Виктор скончался в 2007 году в возрасте 55 лет в одном из городов Пермского края. Но найти могилу геологам и путешественникам не удалось. Что стало с его архивом - снимками, рисунками, рукописями? Забытый всеми, публично оболганный другом, обворованный, где он теперь, путешественник, художник, этнограф? Может быть, остался лежать в горах Урала или на погосте провинциального города. Хочется надеяться, что ушел в монастырь или стал отшельником.
Дай бог! О, если бы все наши надежды сбывались!

Опубликовано в газете “Звезда” (г.Пермь) № 1(32166) от 4 января 2014 года.

Close