Поэма "Анна Снегина" играет в творчестве поэта особенную роль. В ней отразились как личные переживания Есенина, так и его мысли - предчувствия по пповоду дальнейшей судьбы послереволбционной России. Во многом поэма стала биографичной. Лирический герой, получивший такое же, как и у автора имя Сергей, и от лица которого ведется повествование, приезжает в Родное село Радово в промежуток между двумя революциями 1917 года. Вскользь он замечает: "Тогда над страною калифствовал Керенский на белом коне", давая читателю понять, что Керенский - калиф на час. Возница рассказывает герою о том, что происходило в селе. Первая картина кажется идеальной:

"...Дворы у нас крыты железом,

У каждого сад и гумно.

У каждого крашены ставни,

По праздникам мысо и квас."

Но идеальная картина жизни радовских крестьян была разрушена еще до революции из-за жителей соседней деревни Криуши, где " житье...было плохое - почти вся деревня вскачь пахала одной сохою на паре заезжаных кляч". Главный среди криушан Прон Оглоблин, в одной из сходок с радовцами, убивает их председателя. Возница говорит:

"С тех пор у нас неуряд,

Скатилась со счастья важжа.

Почти что три года к ряду

У нас то падеж, то пожар."

Сасому лирическому герою близок крестьянский народ, близки его чаяния и проблемы, хотя в сердце Сергея все еще жива любовь к местной помещице Анне Снегиной. Вместе с Проном Сергей приезжает в ее поместье в не лучшее для героини всремя - она получает и звестие о гибели мужа. Целью визита является попытка забрать землю помещиков в пользу крестьян. Прон - человек бесшабашный, но выступающий за интересы народа крестьян. После первого революционного переворота он обещает:" Я первый сейчас же коммуну устрою в своем селе". Но во время гражданской войны он гибнет, на его место приходит его же родной брат Лабутя. Самым важным для понимания этого героя является то, что во время расстрела большевиками его брата Лабутя прячется, вместо того, чтобы защитить его. Поэт ощущает, что во время революции уцелели именно такие Лабути. Остались в живых трусы, а не грубые, но смелые люди. Волнует и то, что именно такие перрсонажи чаще всего оказывались не только у народной власти, но и играли первые роли в руководстве государства. Есенин понимал, что при власти, во главе которой стоит Лабутя, мечты крестьян о счастье по образу села Радова никогда не станут явью. И героиня поэмы, чей образ олицетворяет красоту, уезжает из России. В новой России, привратившейся в нищие Криуши, для красоты нет места.

«Анна Снегина»


Уже в самом названии есенинской поэмы «Анна Снегина» имеется намек на сюжетное сходство с романом «Евгений Онегин». Как и в пушкинском произведении, герои любовной истории встречаются с ней через годы и вспоминают юность, жалея о том, что когда-то расстались. К этому времени лирическая героиня уже становится замужней женщиной.

Главный герой произведения - поэт. Его, как и автора, зовут Сергеем. Кроме того, он имеет явное портретное сходство с С.Л. Есениным. После долгого отсутствия он возвращается в родные места. Герой участвовал в Первой мировой войне, но вскоре понял, что ведется она «за чей-то чужой интерес», и дезертировал, купив себе подложный документ - «липу». Сюжет поэмы содержит автобиографические черты. Он навеян воспоминаниями о чувствах С.А. Есенина к помещице JI. Кашиной, в которую он был влюблен в юности.

Помимо любовной линии в поэме дается широкий план современной поэту социальной действительности, включающий в себя как картины мирной деревенской жизни, так и отголоски войн и революционных событий. Поэма написана живым разговорным языком, насыщена диалогами, мягким юмором и глубокими ностальгическими переживаниями.

Патриотическое чувство поэта воплощается в тонкости созданного им среднерусского пейзажа, обстоятельном рассказе о традиционном крестьянском укладе, который бытует в благополучном селе Радове. Символично само название этого местечка. Такая деревня действительно существует в Мещере. К нему явно обращены авторские симпатии. Мужики в селе живут зажиточно. Все здесь делается по-хозяйски правильно, обстоятельно.

Благополучному Радову противопоставлена в поэме деревня Криуши, где царит бедность и убогость: «Житье у них было плохое - Почти вся деревня вскачь Пахала одной сохою На паре заезженных кляч». У крестьян гнилые избы. Символично, что в деревне не держат собак, видимо, в домах нечего воровать. Зато сами жители деревни, измученные тягостной судьбой, крадут лес в Радове. Все это порождает конфликты и междоусобицы. Так, с описания локального конфликта начинает развиваться в поэме тема социальных противоречий. Примечательно, что показ в поэме различных типов крестьянской жизни явился художественным новаторством в литературе того времени, так как в целом бытовало восприятие крестьянства как единой социально-классовой общности с одинаковым уровнем достатка и общественно-политическими взглядами. Постепенно и некогда спокойное и благополучное Радово вовлекается в череду неурядиц: «Скатилась со счастья вожжа».

Важной особенностью поэмы является ее антивоенная направленность. Глядя на светлый весенний пейзаж, на цветение садов родной земли, герой еще острее ощущает ужас и несправедливость, которые несет за собой война: «Я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек. И сколько с войной несчастных Уродов теперь и калек! И сколько зарыто в ямах! И сколько зароют еще!». Жизнь человека уникальна и неповторима. Как счастливы должны были быть герои поэмы, проведя ее вместе среди этих прекрасных садов, лесов и полей родного края. Но судьба распорядилась по-иному.

Сергуха гостит у старого мельника, который вносит свою лепту в рассказ о богатствах Мещеры: «Сим летом грибов и ягод У нас хоть в Москву отбавляй. И дичи здесь, братец, до черта, Сама так под порох и прет». В гостях у мельника благодаря нехитрым реалиям деревенского быта герой погружается в воспоминания о своей юношеской любви. С радостью встречаясь с родными местами, герой мечтает завести роман. Символом любовного чувства в поэме становится сирень.

Важна в произведении и фигура самого мельника, гостеприимного хозяина дома, и его хлопотливой супруги, которая стремится повкуснее накормить Сергея: вечером подает к чаю пирог, а уже на заре печет для дорогого гостя оладьи. Разговор Сергея со старухой передает народное восприятие современной автору эпохи: простые люди, проводящие жизнь в трудах, в близости к миру природы, не понимают высоких революционных идей и светлых романтических порывов, обращенных в будущее. Они живут сегодняшним днем и чувствуют, как прибавилось у них текущих житейских забот. Помимо Первой мировой войны, на которую забрали солдат по селам и деревням, крестьян донимают локальные конфликты, обострившиеся в эпоху безвластья. И даже обычная деревенская старуха способна увидеть причины этих общественных волнений: «Посыпались все напасти На наш неразумный народ. Открыли зачем-то остроги, Злодеев пустили лихих. Теперь на большой дороге Покою не знай от них». С.А. Есенин показывает, как нарушение обычного хода развития событий, те самые революционные преобразования, которые осуществлялись во имя народа, обернулись на деле чередой очередных проблем и тревог.

Символично, что именно жена мельника (хлопотливая хозяюшка и рассудительная женщина, богатая народной практической мудростью) впервые дает характеристику Прону Оглоблину, герою, воплощающему в поэме образ революционно настроенного крестьянина: «Булдыжник, драчун, грубиян. Он вечно на всех озлоблен, С утра по неделям пьян». С.А. Есенин убедительно показывает, что недовольство царским режимом и желание общественных перемен даже ценой жестокости и братоубийственной резни рождалось прежде всего у тех крестьян, кто имел склонность к пьянству и воровству. Именно такие люди, как Оглоблин, с готовностью шли делить помещичье добро.

Сергей заболевает, и Анна Онегина приезжает его навестить сама. В их разговоре вновь слышатся автобиографические мотивы. Герой читает Анне стихи про кабацкую Русь. А у самого Есенина, как известно, есть поэтический сборник «Москва кабацкая». В сердцах героев вспыхивают романтические чувства, а вскоре Сергей узнает, что Анна овдовела. В народной традиции существует поверье, что, когда женщина ждет своего мужа или жениха с войны, ее любовь становится для него своеобразным оберегом и хранит в бою. Приезд Анны к Сергею и попытка продолжить романтическое общение с ним воспринимаются в данном случае как измена. Таким образом, Анна становится косвенно виновной в гибели мужа и осознает это.

В финале поэмы Сергей получает от Анны письмо, из которого узнает, как тяжело переживает она разлуку с родиной и всем тем, что когда-то любила. Из романтической героини со всеми ее внешними атрибутами (перчатки, шаль, белая накидка, белое платье) Анна превращается в земную страдающую женщину, которая ходит встречать на причал корабли, приплывшие из далекой России. Таким образом, героев разлучают не только обстоятельства личной жизни, но и глубокие исторические перемены.

Зачастую факты биографии поэтов, писателей и художников переосмысляются и ложатся в основу созданных ими стихотворений, романов и картин. Так произошло и в самой главной в творчестве Сергея Александровича Есенина поэме - « ».

В 1918 году, после разразившейся в России революции, поэт побывал на малой родине, в селе Константинове, и создал произведение-посвящение произошедшим там событиям.

На литературных критиков это произведение не произвело впечатления, они даже отнеслись к нему крайне негативно. А вот в читательской среде произвело настоящий фурор.

В то время много говорили о сходстве поэмы Сергея Есенина с романом в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», указывали на сходство фамилий главных героев.

На общие моменты у Сергея Александровича указывает, в первую очередь, печальная любовная история, вписанная во временной контекст. Перед взором читателей проходят разные исторические вехи, различные персонажи: Анна, ее мать-помещица, сам герой, Прон Оглоблин и его брат.

Даже возница, словами которого начинается поэма, отсылает нас к первым строкам гениального произведения Пушкина: «Так думал молодой повеса…». Подводя итог, можно смело утверждать, что «Анна Снегина» - грандиозная панорама русской жизни после октябрьской революции.

Действие поэмы Есенина разворачивается в двух деревнях, расположенных по соседству, Радово и Криуша. Драматизм выбранного исторического отрезка слышится во всем, в частности в стихотворном размере – трехстопном амфибрахии. За счет него повествование имеет более весомый и правдивый характер.

Как мы уже отмечали, поэма автобиографична. Это характерно для большинства произведений того времени. Главный герой, от лица которого ведется повествование, - молодой поэт, выходец из крестьян, который добивается призвания в годы, предшествовавшие революции. В этом описании мы с точностью до мелкой детали узнаем самого Сергея Есенина.

А вот за скрывается Лидия Кашина – первая любовь поэта, которая росла в соседнем от него имении. Именно ей он посвятил свои первые романтические стихотворения.

Воспоминания светлой поры детства возникают в самом начале произведения и проходят по нему как символ того счастья, которого уже не возвратить и не воскресить. Жизненные пути главного героя и Анны давным-давно разошлись: он стал известным поэтом, она вышла замуж. Но чувства остались где-то в самой глубине души, и при встрече вспыхивают едва теплящимся огоньком.

В судьбе Анны происходит резкий поворот – убивают мужа. И она обвиняет в этом главного героя, называя его жалким трусишкой. Рассказчик в ее глазах – дезертир. Он здесь, рядом, а муж умер. Возможно, подобное презрение оправдано, и она имеет на него право.

Оплотом революции в поэме становится грубый и озлобленный Прон Оглоблин, этого пьяницу и убийцу Есенин изображает со всей жестокой реалистичностью. Хотя и со своего автобиографичного героя поэт не снимает ответственности, ведь именно он вместе с Проном приходит отбирать землю у Снегиных.

Далее сюжетная линия переносит нас на несколько лет вперед: Гражданская война уже закончилась, Прон погиб, Анна находится в эмиграции. Но лондонское письмо, полученное героем, позволяет понять, что ничего не забыто, не уничтожено временем и всеми произошедшими событиями.

Неповторимость последней и самой важной поэмы в творчестве Сергея Александровича Есенина «Анна Снегина» заключается в широком охвате художественного пространства и в возможности проследить за лучшими движениями человеческой души.

Ни для кого не секрет, что часто факты из личной жизни поэтов, писателей, художников переосмысляются на ином уровне - так, что ложатся в основу поэмы, романа, картины. Широко известна автобиографическая трилогия Максима Горького «Детство . В людях. Мои университеты ». Так случилось и с поэтом ХХ века Сергеем Александровичем Есениным . Побывав в 1918 году, после грянувшей Октябрьской революции, в своем родном селе Константинове Рязанской губернии, он позже создал несколько стихотворений, посвященных переосмыслению происшедших событий, и свою, пожалуй, самую главную поэму «Анна Снегина» . Закончена она была уже перед смертью - к концу января 1925 года.

К сожалению, литературной средой и критикой поэма была встречена равнодушно и даже отрицательно. А вот у рядового читателя имела огромный успех. Многие объясняли эту необычность сходством с романом Пушкина «Евгений Онегин» . Ведь даже сходство фамилий героев - Онегин и Снегина - невольно отсылает читателя к произведению Пушкина.

Как и у Пушкина, печальная любовная история вписана в контекст времени. На глазах читателя сменяются времена, звучат голоса разных персонажей: самого героя, Анны, ее матери, помещицы Снегиной, Прона Оглоблина и его брата Лабути. Даже безымянный возница, ведущий повествование в начале поэмы, невольно вызывает в памяти строки из начала «Евгения Онегина»: «Так думал молодой повеса…». Словом, это новая «энциклопедия русской жизни» - на этот раз постреволюционной.

Действие поэмы Сергея Есенина разворачивается в двух соседних деревнях - Радово и Криуша. Время действия - война и революция. Поэтому драматизм этого исторического отрезка времени проявляется даже в стихотворном размере: если у Пушкина четырехстопный ямб, то Есенин выбирает некрасовский размер - трехстопный амфибрахий , более медлительный, основательный, веский.

Поэма автобиографична, как многие произведения того периода. Герой-рассказчик - молодой поэт из крестьян, ставший знаменитым в предреволюционные годы, как и Есенин. А вот прототипом Анны Снегиной критики считали Лидию Кашину, чье имение соседствовало с селом Константиново, где родился и вырос Есенин. В свое время молодой Сережа Есенин посвятил этой девушке, своей первой любви, одно из ранних стихотворений:

Зеленая прическа, девическая грудь,
О тонкая березка, что загляделась в пруд? …

Образ это светлой поры возникает в памяти героя в начале поэмы и проходит сквозь весь сюжет как знак несбывшегося счастья. Их пути разошлись решительно: он - знаменитый поэт, она - жена другого человека. Но что-то осталось, и, встретив Анну, он чувствует, как снова «полон наплывом шестнадцати лет» .

И вот новая встреча после резкого поворота судьбы: муж героини убит, и она бросает поэту в лицо безжалостные слова:

Вы - жалкий и низкий трусишка.
Он умер…
А вы вот здесь…

Кажется, что у нее есть право на подобное презрение, ведь рассказчик в ее глазах дезертир. Но дезертир он убежденный, что называется, «идейный», и в его понимании «война душу изъела» . Так думают и чувствуют многие - те, с кем герой связан своим «мужицким происхождением» . Например, Прон Оглоблин, «булдыжник, драчун, грубиян» , который «вечно на всех озлоблен» . Однако он в тот момент, когда объявили войну, убил старшину, организовавшего в деревне мобилизацию, топором при «всем честном народе» . В какой-то степени он двойник героя, но не потому, что тоже дезертир. Узнав об Октябрьском перевороте, Прон спешит поздравить героя со случившимся.

Есенин с жестокой правдивостью изображает этого пьяницу и убийцу в роли своеобразного оплота революции. И с такой же честностью Есенин делает ответственным за происходящее и своего автобиографического героя - ведь отбирать землю у Снегиных тот является с Проном вместе.

Далее сюжет сдвигается еще на несколько лет: миновала Гражданская война, нет Прона - погиб от деникинской пули, нет Анны - она в эмиграции. Но герой читает ее лондонское письмо и понимает: в душе по-прежнему живо то, что должно было, казалось, истребиться, уничтожиться временем и событиями навсегда.

Но нет: герой вспоминает о том, как «у той вон калитки» , когда ему было шестнадцать лет, «девушка в белой накидке» сказала ему ласково «нет» . Судя по размышлениям героя, в такие годы все любили, но оптимизма добавляют последние строки о том, что и в ответ они были любимы. Такой эпилог важен для самого поэта: он означал, что и прошлое, и будущее взаимосвязаны для героя. Последняя часть поэмы как будто соединяет все времена в одно, подчеркивая их неразделимость и неотделимость от судьбы родины.

Широта художественного пространства поэмы, ее открытость лучшим движениям души человека и определяют неповторимость последней и главной поэмы «поэтического сердца России» Сергея Есенина.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина

О поэме Сергея Есенина "Анна Снегина"

Художественное воплощение эпохи, в которую жили и творили писатели и поэты, влияло на формирование взглядов не только их современников, но и потомков. Таким властителем дум был и остается поэт Сергей Есенин.

Образ времени со своими проблемами, героями, исканиями, сомнениями был в центре внимания литераторов XIX и XX веков. Сегодня все более укрепляется представление о Есенине как о крупном социальном мыслителе, обладающем обостренным восприятием своего времени. Поэзия Есенина - источник глубоких раздумий над многими социально-философскими проблемами. Это история и революция, государство и народ, деревня и город, народ и отдельная личность.

Осмысливая трагедию России 20-х годов, Есенин предопределил, предвидел все, о чем мы только недавно заговорили вслух после семидесятилетней безгласности. С потрясающей силой запечатлел Есенин то "новое", что насильственно внедрялось в быт русской деревни, "взрывало" его изнутри и привело теперь ко всем известному состоянию. Есенин написал в письме свои впечатления тех лет: "Был в деревне. Все рушится... Конец всему".

Есенина потрясло полное вырождение патриархальной деревни: убогий быт разоренной годами "междоусобного раздора" деревни, "календарный Ленин" вместо выброшенных сестрами-комсомолками икон, "Капитал" вместо Библии. Трагический итог всему этому поэт подводит в стихотворении "Русь советская":

Вот так страна!

Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен?

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Поэма "Анна Онегина", написанная незадолго до смерти поэта - в 1924 году, явилась своеобразным обобщением размышлений Есенина об этом драматическом и противоречивом времени и вобрала в себя многие мотивы и образы его лирики.

В центре поэмы - личность автора. Его отношение к миру пронизывает все содержание поэмы и объединяет происходящие события. Сама поэма отличается многоголосием, что отвечает духу изображаемой эпохи, борьбе человеческих страстей. В поэме тесно переплетаются лирическое и эпическое начала.

Личная тема здесь главная. "Эпические" события раскрываются через судьбу, сознание, чувства поэта и главной героини. Само название говорит о том, что в центре - судьба человека, женщины, на фоне исторического развала старой России. Имя героини звучит поэтично и многозначно. Снегина - символ чистоты белого снега - перекликается с весенним цветением белой, как снег, черемухи и обозначает, по Есенину, символ утраченной навсегда юности. Кроме того, эта поэтичность выглядит очевидным диссонансом на фоне времени.

В поэме тесно связаны тема времени и тема родины. Действие начинается на рязанской земле в 1917 году и заканчивается 1923-м годом. За судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа. Изменения в жизни деревни, в облике русского мужика начинают раскрываться с первых строк поэмы - в рассказе возницы, который доставляет поэта, давно не бывшего в родных местах.

Скрытый конфликт благополучного села Радово ("У каждого сад и гумно") с бедствующей деревней Криуши, которая "пахала одной сохой", приводит к братоубийственной войне. Криушане, уличенные в воровстве леса, первыми начинают побоище: "...они в топоры, мы тож". А дальше и расправа с деспотичным старшиной, который представлял на селе власть:

В скандале убийством пахнет.

И в нашу и в их вину

Вдруг кто-то из них как ахнет! -

И сразу убил старшину.

Время революции и вседозволенности выдвинуло из рядов криушан местного лидера Прона Оглоблина, не имеющего каких-либо жизненных стремлений, кроме как "выпить в шинке самогонки". Этот сельский революционер - "драчун, грубиян", он "с утра по неделям пьян..." Старуха-мельничиха говорит так о Проне, считая его разрушителем, к тому же убийцей. Есенин подчеркивает пугачевское начало в Проне, который, как царь, стоит над народом:

Оглоблин стоит у ворот

И спьяну в печенки и в душу

Костит обнищалый народ:

"Эй вы! Тараканье отродье!

Все к Снегиной! Р-раз и квас

Даешь, мол, твои угодья

Без всякого выкупа с нас!"

"Тараканье отродье!" - вот как обращается к народу герой, в котором многие в былые времена увидели большевика-ленинца. Страшный, в сущности, тип, порожденный переломной эпохой. Пристрастие к спиртному отличает и другого Оглоблина, проновского брата Лабутю, кабацкого попрошайку, лгуна и труса. Он "с важной осанкой, как некий седой ветеран", оказался "в Совете" и живет, "не мозоля рук". Если судьба Прона, при всех его отрицательных сторонах, приобретает в связи с его гибелью трагическое звучание, то жизнь Лабути - жалкий, отвратительный фарс. Замечательно, что именно Лабутя "поехал первым описывать снегинский дом" и арестовал всех его жителей, спасенных впоследствии от скорого суда добрым мельником.

Мельник в поэме - это воплощенная доброта, близость к природе, милосердие и человечность. Его образ пронизан лиризмом и дорог автору как одно из самых светлых и добрых народных начал. Не случайно мельник постоянно соединяет людей. Мельник олицетворяет русский национальный характер в его "идеальном" варианте и этим как бы противостоит поэту, чья душа оскорблена и озлоблена и в ней чувствуется надрыв.

Когда "чумазый сброд играл по дворам на роялях коровам тамбовским фокстрот", когда лилась кровь и разрушались естественные человеческие связи, мы по-особому воспринимаем образ Анны Снегиной. Светло и грустно выглядит ее судьба, выписанной Есениным в лучших традициях русской классики. Героиня предстает перед нами в дымке романтического прошлого - "счастливой были" - и сурового настоящего. Мираж воспоминаний, "девушка в белой накидке" исчезли в "прекрасном далеке" юности. Теперь же героиня, овдовевшая, лишенная состояния, вынужденная покинуть родину, поражает своим христианским всепрощением:

Вам больно, Анна,

За ваш хуторской разор?

Но как-то печально и странно

Она опускала свой взор...

Анна не испытывает к крестьянам, разорившим ее, ни злобы, ни ненависти. Эмиграция тоже не озлобляет ее: со светлой грустью вспоминает она свое невозвратимое прошлое. Несмотря на драматизм судьбы помещицы Анны Снегиной, от ее образа веет добротой и человечностью. Гуманистическое начало звучит особенно пронзительно в поэме в связи с осуждением войны - империалистической и братоубийственной. Война осуждается всем ходом поэмы, разными ее персонажами и ситуациями: мельником и его старухой, возницей, событиями жизни А. Снегиной.

Война мне всю душу изъела.

За чей-то чужой интерес

Стрелял я в мне близкое тело

И грудью на брата лез.

Время перемен предстает в поэме в своем трагическом обличье. Поэтическая оценка событий поражает человечностью, "лелеющей душу гуманностью", ибо только поэт-патриот, испытанный гуманист, видя "сколько зарыто в ямах", сколько "уродов теперь и калек", мог написать:

Я думаю,

Как прекрасна


Close