Согласные. Парные согласные в русском языке для школьников и малышей Правописание слов с парной согласной в корне
Звуки П, Ф, К, Т, Ш, С
Тихие, глуховатые.
Звуки Б, В, Г, Д, Ж, З
Шумные, звонковатые.
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг,
Звук согласный проверяй,
За ним гласный подставляй:
труД – труДЫ, коТ – коТЫ –
Будешь грамотным и ты.
Парный звонкий согласный звук
С тобою может подшутить.
В середине и в конце слова
Себя может оглушить.
Будь внимателен, мой друг,
Слово родственное представь,
За согласной гласную поставь
(или сонорные: Л, М, Н, Р, или В):
ГриБки – гриБОк, гриБНой,
ГлаЗ - глаЗА, глаЗНой.
Букву нужную пиши,
С нею, братец, не шути!
Первоклашка слово лев
Написал бы с буквой… ф!
Пишет он, как слышит.
И сидит – не дышит…
Я бы так не стал спешить,
Ну зачем народ смешить?
Ведь не то, что слышим,
Мы порою пишем!
Слово изменяется –
Буква проявляется.
Слово так и сяк кручу,
Получить ответ хочу:
ЛьВёнок, лёВа, лёВушка –
Пышная головушка.
Слово трижды изменилось,
Буква трижды проявилась.
А за ней пришла игра.
Эх, любимая пора!
Тоже хочешь поиграть?
Поделюсь словами,
Открывай скорей тетрадь
Да играй-ка с нами!
Напиши-ка: ВинограД.
КоТ. КомпоТ. УтюГ. ПараД.
ПерехоД. ВелосипеД.
ВыхоД. ВхоД. ЗакаТ. МопеД.
Написал? Ну вот, теперь
Слово каждое – проверь! Н. Пикулева
Рифмовки-запоминайки
НиТки, мыШка и тетраДка,
кноПка, скреПка и заклаДка,
коТ, гоД, огороД,
гороД, холоД, парохоД –
Всё напишем правильно
И запомним правило:
Парный в слове проверяй,
За ним гласный подставляй!
ОбеД, завоД, медвеДь, кроваТь,
ОтряД, нароД, этаЖ, тетраДь.
НоЖ, стриЖ, снеГ, гараЖ,
ЛошаДь, труД, пруД, шалаШ.
РыБка, гряДка, круЖка, склаДка,
ТраВка, сеТка и тетраДка.
КрыШка, лаПка, лоДка, скаЗка,
КниЖка, лоЖка и укаЗка.
ЛоЖка, лоДка, рыБка, гряДка,
ШуТка, уТка и тетраДка.
КниЖка, крыШка и рубаШка,
ТраВка, клеТка, неваляШка.
ДруЖки, снеЖки, роЖки, круЖки,
СапоЖки, ноЖки, пироЖки,
ЛуЖки, флаЖки и лоЖки,
СнеЖки и босоноЖки.
МиШка, коШка, глаЗки, лаПки,
ДруЖба, книЖки и тетраДки,
ШуБка, шаПка и сапоЖки,
И берёЗка, и серёЖки.
– Из слов каждой строки составь предложение.
Ш а р а д ы
Авто и самолётом управляю,
Но букву поменяй – и стану я
Страной, которой нет конца и края
(так встарь всегда звалась страна твоя).
Два коротких первых слога
Вы, как штык, наверняка
Не найдёте у бульдога,
Но найдёте у быка.
Третий слог глядит с портрета,
Всё же вместе слово это –
И не овощ, и не фрукт –
Хлебобулочный продукт… (рога, лик)
С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье.
Со звонким на конце он значит
Примерно то же что не стар.
С глухим по наковальне скачет
Звенит в ушах его удар.
Когда я с Т, на мне плывут.
Когда я с Д, меня сорвут.
С Ё – колючий, с У – ползучий.
С буквой О – овраг глубокий,
С буквой У – простор широкий,
Где всё лето каждый год
Ест траву рогатый скот.
С буквой Е – деревья, травы
И пахучие цветы.
С буквой И – хвастун лукавый.
Кто он? Догадался ты?
С буквой Д собака это
(рост её всегда высок).
С буквой Р по всем приметам
То, что носит носорог.
С буквой Р краснеет он,
Если бросить в кипяток.
С буквой М – в саду взращён,
И тогда уже цветок.
Коль меня напишешь с буквой О,
Лягу я под дверью дома твоего.
Коль меня напишешь с буквой И,
На тарелке буду в праздничные дни.
С буквой М я очень сладкий,
И едят меня охотно.
С Л – холодный, скользкий, гладкий,
Для любых коньков – находка.
Я – место отдыха судов
На глади голубой,
Но С прибавь, и я готов
Стать бегом и борьбой.
Я – клык, я мудрый коренной,
Я у тебя во рту,
Но букву замени, друг мой,
И я в дубраве вековой
Шумлю ажурною листвой
И много лет расту.
Я – связка брёвен и плыву
Всегда в согласии с теченьем,
Но с буквою другой я стану
Деревьев и кустов твореньем.
Я – зверёк с названием что надо,
Но лишь стоит букву поменять,
Стану я деталью маскарада,
Чтобы мог любой лицо скрывать.
Я – сладкий, липкий и тягучий,
Но если с буквою другой –
Будь повнимательней на случай,
Когда я под твоей ногой.
Я – насекомое, но стоит
Во мне лишь букву поменять,
И я уже совсем другое,
И слёз тебе не удержать.
Река и море ей под стать,
И не страшно волны движенье,
Но если букву поменять,
К супам и кашам приложенье.
И по реке, и по пруду
Плыву я в ясную погоду.
Но вставь лишь И, я поведу
Стальную птицу к небосводу.
Буква Л пред буквой У
Встала впереди.
Буква Г за буквой У
Встала позади.
И возник пред нами вдруг
Весь в цветах зелёный … . Я. Козловский
Вставь пропущенные парные по глухости-звонкости согласные
и безударные гласные:
Пестрел за лесом яркий лу… .
Охотник взял с собою лу… .
Спит у двери рыжий ко…:
Внутрь попасть мешает ко… .
Построили мы с папой пло… ,
Трудов усердных чудный пло… .
Старый пру… совсем зарос.
Я длинный пру… домой принёс.
Люблю деревню, поле, лу… , но не люблю я чистить лу… !
Озорной волшебник-ма…
Превращает редьку в ма… .
– Где растёт морковь? – Гря…ка! Нет чего?
– На гря…ках. – Нет грядок.
– Буквы пишут где? – А тетра…ка?
– В тетра…ках. – Нет тетрадок.
– Что мы чистим? – Зу..ки?
– Чистим зу…Ки. – Изменяем: зубы.
– Надеваем в холо… ? – Шу…ки?
– Шу…ки. – Проверяем: шубы.
– Любим сне…? – А сне…ки?
Играть в сне…ки? – Летит снежок.
Печь на праздник – Пиро…ки?
пиро…ки? – Съем пирожок.
«Птичья» считалка
Дрофа, стрепет, балобан,
Стерх, погоныш и фазан,
Гага, беркут, сип и гриф
Для считалки просто миф.
Найди лишние слова:
Дру…ки, сне…ки, ро..ки, пры..ки,
Сапо…ки, кро…ки, пиро…ки,
Лу…ки, фла…ки и ло…ки,
Кру…ки и поварё…ки.
Вставь пропущенные буквы:
Шёл Ипат через пру…
Зацепился за пру…
По-над речкой ду… растёт
Вокруг дуба лу… цветёт.
На лугу очерчен кру…
В том кругу посеян лу…
Лу… посеян на лугу
В заповедном том кругу.
Ехал с ярмарки наро… ,
Вё… д…мой поку…ки:
Де… (Ф, ф)едо… – резной комо… ,
Ба…ка (Ф, ф)ёкла – сту…ки. И. Мазнин
Жил в Одессе чёрный ко… ,
Он зале… на парохо… ,
С удовольствием в буфете
Съел с колба…кой бутербро… . Ю. Мориц
На дворе стоит моро …,
Нам морозы надоели.
Стынет ло… и мёрзнет но…,
Все от стужи покраснели.
Покрывает землю лё…,
И по льду скользит прохожий.
А в берлоге молодой медве… ь ревёт,
Что к медведям в гости он пойти не сможет.
За око…ком трескучий моро…,
В коридоре свернулся Барбо….
У плиты умывается ко…
И о чём – то Барбосу поёт.
На дворе никого не видать,
Не выходят ребята играть.
Даже дыму на улицу что-то
Из трубы выходить неохота.
Возле гря…ки – две лопа…ки,
Возле ка…ки – два ведра.
После утренней заря…ки
Мы работаем на гря…ке.
И посадки все в поря…ке,
Их теперь полить пора.
Задач… про к…зу.
Однажды задал я вопро… :
Как превратить к…зу в пять ко… ?
И смех раздался мне в отве… :
Подумаешь, какой секре… !
Привяжем к цифре пять к…зу
И зачеркнём при этом «у».
И п…терых под звон стреко…
Теперь п…сти мы будем ко… . Я. Козловский
Водили звери хорово…
Вокру… зелёной ёлки.
Плясал и кро… , и бегемо…,
Плясали даже волки!
Пустился в пля… и дикобра… . Б. Заходер
Как выходит мама в огоро…,
Так и мне лопа…ку подаёт.
Ждут воробьи у корму…ки кормё…ки.
Принёс им Маркуша в карма…ке моро…ки.
Роет землю серый кро… ,
Разоряет огоро… . С. Маршак
На око…ке кро…ку мо…ку
Ло…ко ловит лапой ко…ка.
Прячет хитрая кедро…ка
В мя…кий мох орехи ло…ко.
Летят три пичу…ки,
Впереди три избу…ки.
Первый лё… и первый сне…
Очень радовали всех.
Чёрной ночью чёрный ко…
Прыгнул в чёрный дымохо… .
Земля, которую разрыли мурав…и, сверху покрылась брусникой. А под яго…кой зародился гри… . Мало-помалу напирая своей упругой шля…кой, он поднял вверх сво… с брусникой и показался на свет. М. Пришвин
Утренний клё… принёс хороший уло… .
На обе… – овощной су…, хле… и зелёный лу… .
Де… Оле… озя… . надел тулу… и повязал шар… .
Допиши сравнения.
Храбрый как …
Неуклюжий как …
Слепой как …
Длинный как …
Изворотливый как …
Подсказка: лев, медведь, крот, жираф, уж.
З а г а д к и
(в конце слова)
Полноватый я слегка
И круты мои бока,
Но зато красива шляпка,
Хоть и ножка коротка. Гриб.
Всем он нравится, и очень,
Потому что добр вполне,
А грибочки и листочки
В норку носит на спине. Ёжик.
Он, как добрый друг, с тобою,
Хоть жара, хоть с неба льёт:
И от солнышка укроет,
И от дождика спасёт. Зонт.
Землекоп слепой копает землю рукой –
Строит толстостенные города подземные;
У тех городов сто ходов, сто выходов. Крот.
Он с пышной гривой и притом
Довольно схож с твоим котом. Лев.
Попроси – и даст он лапку,
Принесёт послушно шапку,
Ловко косточку сгрызёт,
Что ни спрячешь – всё найдёт. Пёс.
Длинноног, красив Высок,
Прячет голову в песок,
Крылья есть, но не летает.
Кто же он, скажи, дружок? Страус.
Какая змея не ядовитая? Уж.
Чёрным, белым я бываю,
И пшеничным, и ржаным,
Людям силы прибавляю
И всегда необходим. Хлеб.
В норе живёт зверёк,
Он толстосум и толстощёк. Хомяк.
(в середине слова)
Колыбельку на колёсах
Можно часто повстречать,
Малышу легко и просто
В ней на воздухе поспать.
Ну а что это такое,
Не хотел бы ты сказать? Коляска.
Целый день она летает,
Всё кричит: ку-ку, ку-ку!
А устанет – отдыхает,
Примостившись на суку. Кукушка.
Сидит на ложке, свесив ножки. Лапша.
Каким музыкальным инструментом можно щи хлебать? Ложкой.
Если в кепке поменяешь,
Словно кубик, КЕ и РЕ,
Сразу сказку ты узнаешь,
Дорогую детворе. «Репка»
На дорожку вышли рожки:
– Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко,
Рожки спрятались опять. Улитка.
Не жалея ни щетинки,
Чистит туфли и ботинки,
Любит ваксу, любит крем
И нужна, конечно, всем. Щётка.
Самодиктант или «Подскажи словечко»
(в конце слова)
Вова Маркин очень рад:
У него есть младший … браТ
Протекает в поле речка,
У реки стоит овечка.
Как ей речку перейти?
Помоги ей … найти. брод
На столе передо мной
Закружился шар земной.
Арктику, экватор, полюс…
Уместил всю Землю … глобус
Высотою с папин шкаф
Цирковой артист … жираф
Врач живёт в стеклянной банке.
Лечит он болячки, ранки.
– Ай, как щиплет! Ой, как жжёт!
Узнаёте? Это … йод
У норы мышонка ждёт,
Щуря глазки, хитрый … кот
Наш огород в образцовом порядке,
Как на параде, построились … грядки.
Словно живая ограда вокруг –
Пики зелёные выставил … лук
Овощ красный, как кровь,
Называется … морковь
Не боимся мы угроз и не страшен нам … мороз
Обижается Барбос:
Шмель Барбосу сел на … нос
Идут полки за рядом ряд –
На Красной площади … парад
Мы с семьёю каждый год
Отправляемся в … поход
Испугался кот собак,
Задом пятится, как … рак
Я вам, не хвастая, скажу:
«Я всех друзей омоложу.
Идут ко мне с морщинами,
Идут ко мне со складками,
Уходят очень милыми,
Весёлыми и гладкими.
Значит, я – надёжный друг,
Электрический … утюг».
(в середине слова)
Я возьму свою лопатку
И пойду вскопаю … гряДку
К нам на длинной мокрой ножке
Дождик скачет по … дорожке
Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным.
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю … зарядку
Вышли дети по порядку,
Встали дружно на … зарядку
Вот соль тебе, вот хлеб и ложка.
Сварилась к ужину … картошка
В них стихи, картинки, сказки,
В них загадки и раскраски,
Попугаи и мартышки.
Что же это? Это … книжки
За рекою, у опушки,
Раздаётся крик … кукушки
Будь то суп или картошка,
Для обеда нужна … ложка
И в лесу мы, и в болоте,
Нас всегда везде найдёте:
На поляне, на опушке.
Мы – зелёные … лягушки
У меня четыре ушка,
Зовусь я … подушка
Каждый день её берут
И под голову кладут.
Дарит людям сновиденья,
Есть у всех без исключенья.
Неразлучна, как подружка,
Очень мягкая … подушка
Не видна из грядки,
Играет с нами в прятки.
И никто бы не нашёл,
Да гляди – торчит хохол!
Потяните крепко – вытащится … репка
Похрустывает вкусно, крепко
Налившаяся соком … репка
Летом у берёзки выросли … серёжки
Аист азбуку учил
И пятёрку получил.
Он сегодня без подсказки
Сам себе читает … сказки
Эти цифры по порядку запиши в свою … тетрадку
Капризные сандалии однажды мне сказали:
«Боимся мы щекотки сапожной строгой … щётки».
Предлагаем вашему вниманию тест с ответами по теме «Парные согласные в корне слова», которые можно использовать в курсе русского языка для 2 класса. Структура теста представлена следующим образом: вопрос, а затем на сером фоне ответ. Для успешного прохождения теста рекомендуем освежить знания по данной теме по этой ссылке .
1. Допиши правило.
Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо изменить слово так, чтобы после_______________________________________.
Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного шёл гласный.
2. Прочитай. Выдели другим цветом слова, в которых пропущенную букву надо проверять. Вставь пропущенную букву:
Тра_ка, погру_ка, ко_илка, гла_кий, наря_ный, моро_ный, лоша_ка, осторо_ный, гото_ить, ду_ки.
Трав ка , погруз ка , коп илка, глад кий , наряд ный, мороз ный, лошад ка , осторож ный, готов ить, дуд ки .P.S. Слова: нарядный, морозный и осторожный не нужно проверять, по той причине, что после согласного, в каждом из этих слов, стоит сонорный согласный «Н».
Непарные звонкие: Н, М, Л, Р, Й имеют дополнительное название — сонорные согласные.
Также следует дополнить правило: чтобы проверить парный согласный, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный, либо сонорный (Н, М, Л, Р, Й), либо буква В.
3.Выдели синим цветом проверяемое слово, проверочное – красным цветом.
Рыбный – рыбка, сказочный – сказка, пирожок – пирожки, трубка – труба, берёза – берёзка, сторожа – сторож, глаза – глазки, тетрадный – тетрадка, прыжок – прыжки.
4. К данным словам подбери и запиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы,
кру_ка — ______ погру_ка -______ бере_ка — ______
морко_ка — ______ ука_ка — ______ кры_ка — ______
фла_ки — ______ зага_ка — ______ ры_ка — ______
переса_ка — ______ ска_ ка — ______ доро_ка -______
Круж ка - круж ечка погруз ка - груз ить берез ка - берёз а морков ка - морков и указ ка - указ ывать крыш ка - крыш а флаж ки - флаж ок загад ка - загад очный рыб ка - рыб а пересад ка - пересад ить сказ ка - сказ очка дорож ка - дорож ек
5.Прочитай. Выбери и вставь в слова нужную букву.
сне__ки (ж, ш), ре__кий (д, т), ю__ка (б, п), бума__ка (ж, ш), остро__ки (в, ф), сапо__ки (ж, ш), бли__кий (з, с), була__ка (в, ф), мя__кий (г, х), сла__кий (д, т)
Снеж ки (ж , ш), ред кий (д , т), юб ка (б , п), бумаж ка (ж , ш), остров ки (в , ф), сапож ки (ж , ш), близ кий (з , с), булав ка (в , ф), мяг кий (г , х), слад кий (д , т)
6.Вставь пропущенные буквы. Напиши в скобках проверочные слова. Спиши текст на отдельный лист, подчеркни изучаемую орфограмму.
Лебе. ь (____________) назван царём всей водяной птицы. Он белый, как снег, с блестящими, прозрачными небольшими гла. ками (_________), с чёрным носом и чёрными ла..ками (__________). У него длинная, ги. кая (____________) и красивая шея. Он прекрасен, когда плывёт по гла. кой (__________) поверхности воды.
Лебед ь (лебед и) назван царём всей водяной птицы. Он белый, как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глаз ками (глаз а), с чёрным носом и чёрными лап ками (лап ы). У него длинная, гиб кая (гиб ок) и красивая шея. Он прекрасен, когда плывёт по глад кой (глад ок) поверхности воды.
- Обведи парные согласные: з н т ч б х р ж ф к
- Выдели проверочные слова. зуб, зубы, зубки, зубок, зубной
- Выдели в тексте слова с согласными на конце, которые надо проверить.
На улице жара. Глеб и Олег отправились на пляж. Вдали виден белый парус. Морская вода моет берег. Мальчики сняли одежду и обувь, и нырнули в воду. Море было теплым. А купание — весёлым.
На улице жара. Глеб и Олег отправились на пляж . Вдали виден белый парус . Морская вода моет берег . Мальчики сняли одежду и обувь , и нырнули в воду. Море было теплым. А купание - весёлым.
Онлайн тест по теме «Парные согласные»
Предлагаем вашему внимание также онлайн-тест, для проверки знаний по теме: «Парные согласные в корне слова».
горо... , выбрав проверочное слово:
Правильно!
Неправильно!
Вставь пропущенную букву в слово бере... , выбрав проверочное слово:
Правильно!
Неправильно!
Вставь пропущенную букву в слово мё... , выбрав проверочное слово:
Правильно!
Неправильно!
Вставь пропущенную букву в слово зу...ки , выбрав проверочное слово:
На этом уроке мы научимся различать звонкие и глухие согласные звуки и обозначать их на письме согласными буквами. Узнаем, какие согласные называют парными и непарными по звонкости - глухости, сонорными и шипящими.
Звонкие и глухие согласные звуки
Вспомним, как рождаются звуки речи. Когда человек начинает говорить, то выдыхает воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где находятся особые мышцы - голосовые связки. Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному.
Проведем опыт: зажмем уши и произнесем звук [п], а потом звук [б]. Когда мы произнесли звук [б], связки натянулись и начали дрожать. Это дрожание превратилось в голос. В ушах немного зазвенело.
Можно провести похожий опыт, положив руки на шею с правой и левой стороны, и произнести звуки [д] и [т]. Звук [д] произносится намного звонче, более звучно. Такие звуки учёные назвали звонкими , а звуки, которые состоят только из шума - глухими.
Парные по звонкости-глухости согласные звуки
Попробуем разделить звуки на две группы по способу произношения. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором - звонкие. Жители первого домика:
[б] | [д] | [з] | [г] | [в] | [ж] |
[п] | [т] | [с] | [к] | [ф] | [ш] |
Эти согласные звуки называются парными по звонкости - глухости.
Рис. 1. Парные звонкие и глухие согласные звуки ()
Они очень похожи друг на друга - настоящие «двойняшки», их и произносят почти одинаково: одинаково складываются губы, одинаково двигается язык. Но у них есть пары и по мягкости - твёрдости. Добавим их в домик.
[б] | [б’] | [д] | [д’] | [з] | [з’] | [г] | [г’] | [в] | [в’] | [ж] |
[п] | [п’] | [т] | [т’] | [с] | [с’] | [к] | [к’] | [ф] | [ф’] | [ш] |
У звуков [ж] и [ш] нет парных мягких звуков, они всегда твёрдые . А ещё их называют шипящими звуками.
Все эти звуки обозначаются буквами:
[б] | [б’] | ||
[п] | [п’] | ||
[д] | [д’] | ||
[т] | [т’] | ||
[з] | [з’] | ||
[с] | [с’] | ||
[г] | [г’] | ||
[к] | [к’] | ||
[в] | [в’] | ||
[ф] | [ф’] | ||
[ж] | |||
[ш] |
Непарные звонкие согласные звуки
Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики.
Во второй домик - непарные звонкие согласные звуки:
Напомним, что звук [й’] всегда только мягкий. Поэтому в нашем домике он будет жить один. Эти звуки обозначают на письме буквами:
[л] | [л’] |
(эль) |
|
[м] | [м’] | ||
[н] | [н’] | ||
[р] | [р’] | ||
[й’] |
(и краткая) |
Звуки второго домика называют ещё сонорными , потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. Слово «сонорный» в переводе с латинского «сонорус» означает звонкий.
Непарные глухие согласные звуки
В третий домик мы поселим непарные глухие согласные звуки:
[х] | [х’] | [ц] | [ч’] | [щ’] |
Вспомним, что звук [ц] всегда твёрдый , а [ч’] и [щ’] - всегда мягкие. Непарные глухие согласные звуки обозначают на письме буквами:
[х] | [х’] | ||
[ц] | |||
[ч’] | |||
[щ’] |
Звуки [ч’], [щ’] - шипящие звуки.
Вот мы и заселили наш город согласных звуков и букв. Теперь сразу понятно, почему согласных букв - 21, а звуков - 36.
Рис. 2. Звонкие и глухие согласные звуки ()
Закрепление знаний на практике
Выполним задания.
1. Рассмотрим картинки и превратим одно слово в другое, заменив только один звук. Подсказка: вспомним пары согласных звуков.
д очка - точка
б очка - почка
ш ар - жар
удочка - уточка
2. Существуют загадки, смысл которых заключён в знании согласных звуков, они называются шарады. Попробуйте их отгадать:
1) С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос
)
2) С глухим — траву она срезает,
Со звонким — листья объедает. (Коса — коза)
3) С «эм» — приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой «эль» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд- лёд)
Для того чтобы развить умение произносить какие-то звуки, особенно шипящие, учат скороговорки. Скороговорку рассказывают сначала медленно, а потом ускоряют темп. Попробуем выучить скороговорки:
- Шесть мышат в камышах шуршат.
- У ежа - ежата, у ужа - ужата.
- Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.
Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть звонкими и глухими и как обозначаются на письме эти звуки.
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. ().
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. ().
- Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
- Fictionbook.ru ().
- Deafnet.ru ().
- Samouchka.com.ua ().
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 38, упр. 2; Стр. 39, упр. 6; Стр. 43, упр. 4.
- Сосчитайте, сколько звонких согласных и сколько глухих в слове неудовлетворительный ? (Звонких согласных - 9 - Н, Д, В, Л, В, Р, Л, Н, Й, различных -6, глухих согласных - 2 - Т, Т, различных - 1.) .
- Прочитайте пословицу: « Умей вовремя сказать, вовремя смолчать». Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки. (Звонкие согласные звуки обозначают в пословице буквы М, Й, В, Р, З, Л.)
- 4* Используя полученные на уроке знания, напишите сказку или нарисуйте комикс на тему «В городе согласных звуков».
Согласные звонкие и глухие. Оглушение и озвончение согласных
По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на звонкие и глухие.
Звонкие согласные образуются при участии голосовых связок и состоят из голоса и шума. Глухие согласные образуются без участия голосовых связок и состоят только из шума.
Большинство согласных образуют пары по глухости / звонкости. Таблица:
[б’] - [п’] |
|
[в’] - [ф’] |
|
[г’] - [к’] |
|
[д’] - [т’] |
|
[з’] - [с’] |
|
Некоторые согласные не образуют пар по звонкости / глухости (они бывают, так сказать, «только звонкими» или «только глухими»).
Непарные глухие согласные: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].
Непарные звонкие согласные: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
В потоке речи в определенных позициях парные звонкие согласные меняются на глухие (оглушаются), а парные глухие - на звонкие (озвончаются).
Звонкие согласные оглушаются в двух позициях:
- На конце слова:
Хлеб - [хл’э́п].
(Много) цветов - [цв’ито́ф].
2. Перед глухим согласным:
Когти - [ко́кт’и].
Ложка - [ло́шка].
Под полом - [патпо́лам].
Глухие согласные озвончаются в позиции перед парными звонкими:
Просьба - [про́з’ба].
Отбой - [адбо́й"].
С другом - [здру́гам].
Согласные мягкие и твердые. Смягчение твердых согласных
По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на твердые и мягкие.
Мягкие согласные образуются при участии средней части языка и имеют особое, «мягкое» звучание. Твердые согласные образуются без участия средней части языка и имеют «твердое» звучание.
Большинство согласных образуют пары по твердости / мягкости.
Некоторые согласные не образуют пар по твердости / мягкости (они бывают, так сказать, «только твердыми» или «только мягкими»).
Непарные твердые согласные: [ж], [ш], [ц].
Непарные мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’].
Твердые согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [и], мягкие согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [ы].
Мужик - [мужы́к] (здесь после твердого [ж] звучит [ы]).
Учил - [уч’и́л] (здесь после мягкого [ч’] звучит [и]).
В некоторых случаях в потоке речи происходит смягчение парных твердых согласных.
Твердый [н] может меняться на мягкий [н’] в сочетаниях [н’ч’], [н’щ’].
Блин - блинчик [бл’и́н’ч’ик].
Смена - сменщик [см’э́н’щ’ик].
Твердые [д], [т], [з], [с], [н] могут смягчаться перед мягкими [д’], [т’], [з’], [с’], [н’].
Свист - сви[с’т’]еть.
Лес - ле[с"н"]ик.
Казна - в ка[з"н"]е.
Бант - ба[н"т"]ик.
Индия - И[н"д"]ия.
Уподобление согласных по звучанию и по произношению, выпадение согласных в труднопроизносимых сочетаниях
Помимо смягчения, озвончения и оглушения в потоке речи согласные звуки подвергаются в определенных позициях и другим изменениям. Отметим некоторые из них.
Звуки [з], [с], [д], [т] перед согласными [ж], [ш], [ч"], [щ"] уподобляются им по звучанию и по произношению.
Сшить - [шшы́т’].
Разжечь - [ражжэ́ч’].
Счет - [щ’щ’о́т].
Расщедрился - ра[щ’щ’]е́дрился.
Подчистить - [пач’ч’и́с’т’ит’].
С жуком - [жжуко́м].
Из шерсти - [ишшэ́рс"т"и].
В глаголах на -ться и -тся звуки [т’] и [с’], взаимно уподобляясь по произношению, совпадают в двойном звуке [цц].
Рваться - [рва́цца].
Годится - [гад’и́цца].
В сочетании ТСК звуки [т] и [с], взаимно уподобляясь по произношению, совпадают в звуке [ц].
Арбатский - [арба́цк’ий"].
Пиратский - [п’ира́цк’ий"].
При труднопроизносимом сочетании согласных звуков может происходить выпадение одного из них.
Властный - вла[сн]ый.
Сердце - се[рц]е.
Поздно - по[зн]о.
Солнце - со[нц]е.
Завистливый - зави[с"л"]ивый.
Чувство - чу[ств]о.
Шестьсот - ше[сс]от.
Голландский - голла[нс]кий.
Гласные ударные и безударные. Редукция безударных гласных
По особенностям произношения, длительности и силе звучания гласные звуки делятся на ударные и безударные.
Ударные гласные имеют в русском языке значительно бо́льшую длительность и силу звучания, чем безударные. Ударные гласные характеризуются более четким произношением, чем безударные.
Ударные гласные образуют в речи ударные слоги , безударные гласные - безударные слоги .
В безударной позиции гласные произносятся менее четко и звучат с меньшей длительностью (т.е. редуцируются).
Гласные [и], [ы], [у] без ударения в целом сохраняют свое звучание.
Пила - [п’ила́].
Дымок - [дымо́к].
Рука - [рука́].
Гласные [о], [э], [а] без ударения меняют качество своего звучания.
После твердых согласных безударные [о] и [а] совпадают в кратком гласном звуке, близком, но не тождественном [а] (в школьном курсе фонетики для этого звука не существует особого значка, используется символ [а]).
Глава - [глава́].
Слова - [слава́].
После мягких согласных безударные [э] и [а] совпадают в кратком гласном звуке, близком, но не тождественном [и] (в школьном курсе фонетики для этого звука не существует особого значка, используется символ [и]).
Дела - [д’ила́].
Пятак - [п’ита́к].
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я в русской графике
Буквы е , ё, ю, я играют двойную роль в русской графике.
Буквы е , ё, ю, я обозначают сразу два звука, если стоят в начале слова, либо после разделительных Ъ и Ь, либо после гласного звука: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а].
Есть - [й’э́с"т"] (буква е обозначает два звука в начале слова).
Прольет - [прал"й"о́т] (буква ё обозначает два звука после Ь).
Уют - [уй’у́т] (буква ю обозначает два звука после гласного).
Буквы е, ё, ю, я , стоящие после мягких согласных, обозначают только гласные звуки [э], [о], [у], [а] и мягкость предыдущего согласного.
Лес - [л’э́с].
Мёд - [м’о́т].
Люк - [л’у́к].
Ряд - [р’а́т].
Данный материал будет посвящен парным согласным и тому, в каких случаях какую из них необходимо использовать. Обучая ребенка правилам русского языка, не забывайте, что самая легкая форма обучения - это игра. Играя, можно добиться быстрых результатов, малышу будет намного проще и интересней изучать новый для него материал.
Звуки и буквы
В русском языке, как и в любом другом, есть буквы и звуки. Буквы - это особые знаки, которые используют в языке для передачи звуков. Звуки образуются в слова. Буквы пишем и видим, а звуки слышим и произносим. В дальнейшем, чтобы различать буквы и звуки, последние (при графическом изображении) будем заключать в квадратные скобки.
Звуки и их особенности
Теперь поговорим о звуках. В русском языке есть согласные и гласные. Первые из них противоположны вторым. При одновременном сочетании согласных и гласных звуков образуются слова. Первые делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие. Есть такие согласные, у которых есть пара, а есть и такие, у которых пары нет. Далее будут показаны различные примеры слов, в которых можно встретить парные согласные.
Демонстрация этих примеров будет сведена к пониманию того, что при их написании и произношении есть различие в восприятии звуков. Итак, чтобы это было наглядно и интересно, вспомним последовательность букв в русском алфавите, расположим первые шесть согласных букв алфавита не по порядку в столбик.
- Б - [Б] - [П];
- Г - [Г] - [К];
- В - [В] - [Ф];
- Ж - [Ж] - [Ш];
- З - [З] - [С];
- Д - [Д] - [Т].
Напротив каждой буквы в квадратных скобках изображен звук буквы. Все эти согласные звуки - звонкие, и у каждого из них есть пара. Второй столбик в данном примере - это парные глухие согласные. Основная проблема в данном случае - определение того, какую букву необходимо писать в слове. А вот образовавшаяся пара букв - это и есть парные согласные звуки. Именно данной тематике, как было отмечено ранее, и будет посвящен данный материал.
Примеры
Приведем примеры слов с парными согласными. Чтобы было интересней, отгадайте загадки, обратите внимание на слова-отгадки, итак:
- Сидит девица в темнице, а ее длинная зеленая коса - на улице (ответ - морковь).
- Шел долговяз, в землю увяз (ответ - дождь).
- В лесу я родилась, а на воде - живу (ответ - лодка).
Итак, получаем такие слова: морковь, лодка, дождь. Общее между ними то, что при произношении данных слов мы слышим один звук, а пишем совсем другую букву. Подобные слова с парными согласными достаточно часто встречаются как в нашей речи, так и при написании текстов. Сейчас мы сможем пронаблюдать оглушение парных согласных как в конце, так и в середине слова.
Правило
В первом случае рассмотрим некоторые слова в конце с парными согласными. Например, произнесем слово «дуб», мы слышим в конце слова звук [п]. Для того, чтобы не совершить ошибку при написании слова, необходимо произнести проверочное слово, для этого нужно после согласной поставить гласную (также можно в некоторых случаях и согласную) или поставить слово во множественное число: дубы. Теперь отчетливо слышим звук [Б]. Или же подобрать однокоренное слово в уменьшительно-ласкательной форме.
Существует еще один способ проверки правописания в этом случае: подставьте мысленно слово «нет». И вот, получаем проверочные слова: флаг - нет флага, клюв - нет клюва, мороз - нет мороза. Иногда приведенные ранее примеры называют парно согласные слова.
Еще примеры
Приведём еще примеры слов. Произнесем слово «зуб», в конце слова слышим звук [п]. Теперь воспользуемся известным нам правилом: поставим слово во множественное число, получим ответ на наш вопрос - «зубы», теперь поставим гласную после согласной буквы и получим такой результат: «зубок», поставим согласную - «зубной». И, наконец, мысленно вставим слово «нет» - «нет зуба».
«Поезд» - «поезда». Слышим «Т» - пишем «Д».
«Таз» - «тазы, тазик». Слышим «С» - пишем «З».
Еще приведём несколько примеров, но в этом случае рассмотрим слова в середине с такими буквами:
«Глазки» - «глаза, глазок, глазной».
«Тропка» - «тропа, тропинка, тропиночка».
Приведем ряд слов в качестве примеров по пройденному материалу.
- Мама купила мне красную юбку (проверочное слово - юбочка).
- Холод был невыносим ранним утром (проверочное слово - холодок).
- Зимой во дворе ребята играли в снежки (проверочное слово - снежок).
- Кружка молока стояла на столе (проверочное слово - кружечка).
- Мы посетили выставку экзотических животных (проверочное слово - выставить).
- В ящике стола я нашел ржавый гвоздь (проверочное слово - гвозди).
- Сад цветет весной (проверочное слово - сады).
- После драки под глазом у Тараса появился синяк (проверочное слово - синяки).
- В гостях мы ели вкусный салат из огурцов (проверочное слово - салаты).
- Белый голубь сегодня утром сел на моё окно (проверочное слово - голуби).
Сказка напоследок - для закрепления материала
Чтобы закрепить ранее изложенный материал, послушаем сказку «О парных согласных». Жили-были парные согласные в «Букваре» у одного школьника: б - п, г - к, в - ф, ж -ш, д - т, з - с. Жили хорошо, дружно, но вот характер у каждого звука был совершенно разный: звонкие согласные были голосистыми да веселыми, а глухие согласные были, наоборот, ворчливые да сердитые.
Звонкие согласные и глухие согласные любили спорить между собой: кто же из них стоит в данном слове. «Б» и «П» спорили, кто же из них должен стоять в конце слова «стол(б) (п)». В свою очередь, «В» и «Ф» тоже спорили - кто будет в слове «тра(в) (ф) кА».
Шел мимо Малыш Крепыш, услышал спор и решил помирить буквы между собой. И сказал он: « В этих словах нужно в конце поставить гласную, или после согласного звука поставьте гласный в середине слова, гласная буква вам подскажет, кто из вас будет стоять в этом слове».
Помирились парные согласные, поблагодарили Малыша да спросили о том, как зовут его. «А зовут меня Малыш Крепыш!» - ответил он. «Ж» и «Ш» заволновались, кто из них будет стоять в конце имени малыша. А малыш и говорит: «Есть еще два способа узнать, какая буква будет стоять: добавь мысленно слово «нет» - и ты получишь ответ. Назови ласково меня - не ошибешься никогда!».