Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Саратовский госуд арственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Факультет социальной работы

Кафедра социальной работы

Контрольная работа

Дисциплина: Методика исследования в социальной работе

Тема: Вид опроса. Достоинства и недостатки

Выполнила студентка:

3 курса 31 группы

Ильина О.А.

Проверила:

Кандидат педагогических наук,

доцент Родькина Е.В.

Балашов 2008 г.

Виды опроса. Достоинства и недостатки.

Социологический опрос -- это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы.

Суть метода сводится к общению исследователя прямо или косвенно через его представителя (интервьюера, анкетера) с совокупностью людей (респондентов) в форме вопросно-ответного диалога. Особенность этого общения состоит в том, что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим требованиям научной процедуры, а с другой -- исходить из того, что источником информации выступают рядовые участники изучаемых процессов, осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта.

Выбор вида опроса определяется целями исследования, его организационно-экономическими возможностями, а также требованиями к достоверности и надежности искомой информации. В зависимости от того, какие условия и формы общения опосредуют связь исследователя с совокупностью опрашиваемых, различаются две основные формы опроса: анкетирование и интервьюирование.

При анкетировании опрашиваемый самостоятельно воспринимает текст вопросника и сам его заполняет. В случае интервьюирования в роли посредника между текстом вопросника и респондентом выступает интервьюер, который представляет авторов исследования и реализует цели исследования в ситуации опроса. Интервьюер задает вопросы, выслушивает ответы респондента и фиксирует их содержание в соответствии с процедурой, предусмотренной инструкциями.

Социологический опрос занимает важнейшее место в социологических исследованиях. Его основное назначение состоит в получении социологической информации о состоянии общественного, группового, коллективного и индивидуального мнения, а также о фактах, событиях и оценках, связанных с жизнедеятельностью респондентов. По подсчетам некоторых ученых, с его помощью собирается практически 90 % всей эмпирической информации. Опрос является ведущим методом при изучении сферы сознания людей. Этот метод особенно важен в исследовании социальных процессов и явлений, малодоступных непосредственному наблюдению, а также в случаях, когда изучаемая сфера слабо обеспечена документальной информацией.

Социологический опрос в отличие от других методов сбора социологической информации позволяет "уловить" через систему формализованных вопросов не только акцентированные мнения респондентов, но и нюансы, оттенки их настроения и структуры мышления, а также выявить роль интуитивных аспектов в их поведении. Поэтому многие исследователи считают опрос наиболее простым и доступным методом сбора первичной социологической информации. В самом деле, оперативность, простота, экономичность этого метода делают его весьма популярным и приоритетным по сравнению с другими методами социологических исследований. Однако эта простота и доступность нередко являются кажущимися. Проблема состоит не в проведении опроса как такового, а в получении качественных его данных. А для этого необходимы соответствующие условия, соблюдение определенных требований.

К основным условиям опроса (что проверено практикой социологических исследований) относятся:

1) наличие надежного инструментария, обоснованного программой исследования;

2) создание благоприятной, психологически комфортной обстановки опроса, что далеко не всегда зависит только от подготовки и опыта лиц, его проводящих;

3) тщательная подготовка социологов, которые должны обладать высоким интеллектуальным быстродействием, тактом, умением объективно оценивать свои недостатки и привычки, что прямо сказывается на качестве опроса; знать типологию возможных ситуаций, тормозящих проведение опроса или провоцирующих респондентов на неточные или неверные ответы; обладать опытом составления анкет по социологически корректным методикам, позволяющим перепроверять достоверность ответов, и т. д.

Соблюдение указанных требований и их значимость во многом предопределяются видами социологического опроса. В социологии принято различать опросы письменные (анкетирование) и устные (интервьюирование), очные и заочные (почтовые, телефонные, прессовые), экспертные и массовые, выборочные и сплошные (например, референдум), общенациональные, региональные, локальные, местные и др. (табл. 1).

В социологии, как показывает анализ, чаще других используются два основных вида анкетного опроса: сплошной и выборочный.

Анкетирование. По числу опрашиваемых различают групповое и индивидуальное анкетирование. По месту проведения выделяют анкетирование дома, на работе и в целевых аудиториях (посетители магазинов, выставок и т. п.).

По способу распространения анкет выделяют раздаточную (раздается респондентам самим анкетером), почтовую (рассылается по почте), прессовую анкеты (публикуется в газете или журнале). Различные сочетания названных признаков образуют множество разновидностей анкетного опроса.

Что такое социологическая анкета? Это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах.

Анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей. Первая -- вводная -- представляет собой непосредственное обращение к респонденту. В нем кратко говорится о целях и задачах исследования, подчеркивается его значение, сообщается о том, как будут использованы результаты. Здесь же приводятся правила заполнения анкеты и обязательно гарантируется анонимность ответов.

Вторая часть анкеты -- основная. Она содержит вопросы (их блоки), направления на получение необходимой информации. Поскольку анкета должна способствовать решению нескольких задач, то лучше, если каждой из них будет соответствовать свой блок вопросов. Вначале рекомендуется поставить «конкретные» вопросы -- простые, доходчивые, рассчитанные вызвать интерес, расположить респондента к активному заполнению анкеты. Это могут быть вопросы о конкретных ситуациях, фактах. Затем приводятся более сложные вопросы на выявление мотивов, установок, мнений, оценок.

В третьей части анкеты -- так называемой «паспортичке» (она иногда помещается вначале) -- выясняются социально-демографические характеристики опрашиваемых: их пол, возраст, семейное положение, образование, социальное происхождение, профессия, место учебы или работы. В заключении выражается благодарность респонденту за заполнение анкеты (в ряде случаев это делается во вводной части).

Таблица 1 . Классификация видов социологического опроса

Разновидностью сплошного опроса является перепись, при которой опрашивается все население страны. С началаXIX в. переписи населения регулярно проводятся в европейских странах, а сегодня они используются практически повсеместно. Переписи населения дают бесценную социальную информацию, но чрезвычайно дороги -- даже богатые страны могут позволить себе подобную роскошь лишь один раз в 10 лет. Сплошной анкетный опрос, таким образом, охватывает всю совокупность респондентов, принадлежащих к какой-либо социальной общности или социальной группе. Население страны -- самая крупная из таких общностей. Однако есть и более мелкие, например персонал фирмы, участники афганской войны, ветераны ВОВ, жители небольшого города. Если опрос проводится на таких объектах, он также называется сплошным.

Выборочный опрос (в отличие от сплошного) является более экономичным и не менее надежным методом сбора информации, хотя требует изощренной методики и техники проведения. Его основа -- выборочная совокупность, которая представляет собой уменьшенную копию генеральной. Генеральной совокупностью считают все население страны или ту его часть, которую социолог намеревается изучить, а выборочной -- множество людей, опрашиваемых социологом непосредственно. В сплошном опросе генеральная и выборочная совокупности совпадают, а в выборочном -- расходятся. Например, Институт Гэллапа в США регулярно опрашивает 1,5-2 тыс. чел. и получает достоверные данные обо всем населении (ошибка не превышает нескольких процентов). Генеральную совокупность определяют в зависимости от целей исследования, выборочную -- математическими методами. Так, если социолог намеревается взглянуть на выборы Президента Украины глазами его участников, то в генеральную совокупность войдут все жители Украины, имеющие право голоса, но опрашивать ему придется небольшую часть -- выборочную совокупность. Для того чтобы выборка точно отражала генеральную совокупность, социолог придерживается такого правила: любой выборщик независимо от места жительства места работы, состояния здоровья, пола, возраста и других обстоятельств, затрудняющих доступ к нему, должен иметь одинаковую возможность попасть в выборочную совокупность. Социолог не имеет права опрашивать специально подобранных людей, первых встречных или наиболее доступных респондентов. Правомерны вероятностный механизм отбора и специальные математические процедуры, обеспечивающие наибольшую объективность. Считается, что случайный метод -- наилучший способ отбора типичных представителей генеральной совокупности.

Необходимо отметить, что искусство анкетного опроса состоит в правильной формулировке и расположении задаваемых вопросов. Первым к научной постановке вопросов обратился древнегреческий философ Сократ. Совершая прогулки по улицам Афин, он в устной форме излагал свое учение, подчас ставя прохожих в тупик своими хитроумными парадоксами. Сегодня опросным методом помимо социологов пользуются журналисты, врачи, следователи, учителя. Чем же отличается социологический опрос от опросов, проводимых другими специалистами?

Первая отличительная особенность социологического опроса -- количество опрашиваемых. Специалисты имеют дело, как правило, с одним человеком. Социолог же опрашивает сотни и тысячи людей и лишь затем, обобщив полученную информацию, делает выводы. Почему он так поступает? Когда опрашивают одного человека, то узнают его личное мнение. Журналисту, интервьюирующему эстрадную звезду, врачу, определяющему диагноз пациента, следователю, выясняющему причины гибели человека, большего и не нужно, поскольку им необходимо именно личное мнение опрашиваемого. Социолог же, опрашивающий множество людей, интересуется общественным мнением. Индивидуальные отклонения, субъективные предубеждения, предрассудки, ошибочные суждения, намеренные искажения, обработанные статистически, взаимно погашаются. В результате социолог получает усредненную картину социальной реальности. Опросив, например, 100 менеджеров, он выявляет среднетипичного представителя данной профессии. Вот почему в социологической анкете не требуется указывать фамилию, имя, отчество и адрес: она анонимна. Итак, социолог, получая статистическую информацию, выявляет социальные типы личности.

Вторая отличительная особенность социологического опроса -- достоверность и объективность получаемой информации. Эта особенность фактически связана с первой: опрашивая сотни и тысячи людей, социолог получает возможность обрабатывать данные математически. А усредняя разнообразные мнения, он получает более достоверную информацию, нежели журналист. Если строго соблюдены все научно-методические требования, эту информацию можно называть объективной, хотя получена она на основе субъективных мнений.

Третья особенность социологического опроса заключается в самой цели опроса. Врач, журналист или следователь не стремятся к обобщенной информации, а выясняют то, что отличает одного человека от другого. Конечно, все они добиваются правдивой информации от опрашиваемого: следователь -- в большей степени, журналист, которому заказали сенсационный материал, -- в меньшей. Но ни один из них не нацелен на расширение научного знания, обогащение науки, выяснение научной истины. Между тем полученные социологом данные (например, о закономерностях связи труда с отношением к работе и формой досуга) освобождают его коллег-социологов от необходимости еще раз проводить обследование. Если подтвердилось, что разнообразный труд (например, руководителя-менеджера) предопределяет разнообразный досуг, а однообразный труд (например, рабочего на конвейере) связан с однообразным, бессодержательным времяпрепровождением (выпивкой, сном, просмотром телепередач), и если такая связь теоретически доказана, то мы получаем научный социальный факт, универсальный и всеобщий. Однако журналиста или врача подобная универсальность мало удовлетворяет, поскольку им нужно раскрыть индивидуальные особенности и отношения.

Интервьюирование -- это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента.

Преимущества метода интервью перед анкетированием заключаются в следующем:

* при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента;

* этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, вопросы;

* опытный социолог может видеть, искренне или нет отвечает респондент, в силу этого интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации.

Однако и у этого метода есть свои недостатки. Интервьюирование -- сложный, трудоемкий процесс, требующий от социолога наивысшего профессионализма. Кроме того, возможно искажение результатов за счет взаимного, социально-психологического влияния интервьюера и респондента.

Виды интервью. Интервью может проводиться по месту работы (учебы) или по месту жительства (дома) -- в зависимости от характера проблем и поставленной цели. По технике проведения интервью подразделяется на формализованное (стандартизированное) и свободное (нестандартизированное).

Формализованное интервью предполагает детальную разработку всей процедуры на основе заранее сформулированных вопросов и вариантов ответов. Но формулировки вопросов должны быть рассчитаны скорее на беседу, чем на чтение. Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера, здесь царит раскованная беседа по поставленной проблеме.

Структура процесса интервьюирования во многом напоминает структуру анкеты. Интервьюер представляется, говорит о целях и задачах исследования, гарантирует полную анонимность. Затем следует установление контакта с респондентом, создание благоприятной атмосферы для интервью. Задаются первые вопросы по содержанию изучаемых проблем. Когда интервьюер почувствовал, что полностью «вошел» в беседу, она может приобретать более сложный характер. Здесь возможны и указания на противоречия в суждениях респондента.

Анализ публикаций, содержащих результаты социологических исследований, показывает, что почти 90 % имеющихся в них данных получены с помощью той или иной разновидности социологического опроса. Поэтому популярность этого метода обусловлена целым рядом достаточно веских причин.

Во-первых, за методом социологического опроса стоит большая историческая традиция, в основе которой -- проводившиеся издавна статистические, психологические и тестовые исследования, что позволило накопить огромный и уникальный опыт.

Во-вторых, метод опроса отличается относительной простотой. Поэтому именно ему нередко отдается предпочтение в сравнении с другими методами получения эмпирической информации. В этой связи метод опроса стал настолько популярным, что его часто отождествляют с социологической наукой вообще.

В-третьих, метод опроса обладает определенной универсальностью, что позволяет получать информацию, как об объективных фактах социальной действительности, так и о субъективном мире человека, его мотивах, ценностях, жизненных планах, интересах и т. д.

В-четвертых, метод опроса можно эффективно применять при проведении как крупномасштабных (международных, общенациональных) исследований, так и для получения информации в малых социальных группах.

В-пятых, метод социологического опроса весьма удобен при количественной обработке полученной с его помощью социологической информации.

Список используемой литературы

Ю.П. Сурмин Н.В. Туленков "Методология и методы социологических исследований"

Г.В. Щекин "Система социологического знания"

Н.П. Лукашевич Н. В. Туленков "Социология"

Подобные документы

    Основные методы сбора информации. Виды и особенности опроса. Понятие интервьюирования: его достоинства и недостатки. Виды интервью. Порядок проведения и использования результатов интервьюирования. Соблюдение методических принципов интервьюирования.

    реферат , добавлен 01.09.2012

    Сущность опроса как метода сбора социологической информации. Структура анкеты и типы вопросов, используемых в ней. Основные разновидности анкетирования, типы опроса. Интервьюирование и его основные типы. Особенности применения опроса в оперативных целях.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2012

    Специфика социологического опроса как диалога социальных общностей. Становление познавательных возможностей метода опроса Статистическая традиция метода опроса. Качественная традиция. Взаимосвязь количественного и качественного подходов в методе опроса.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2009

    Краткая характеристика метода, этапы и процедуры опроса. Логические и социально-психологические критерии построения вопросов. Качества, знания, умения интервьюера. Типичные ошибки и трудности в проведении опроса. Применение интервьюирования в туризме.

    курсовая работа , добавлен 11.08.2014

    Природа метода опроса в социологическом исследовании. Два основных класса опросных методов: интервью и анкетирование. Принципы построения анкеты по В. Ядову. Контент-анализ: возможности использования; техника проведения; преимущества; недостатки.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2011

    Специфика метода опроса в социологии. Достоинства и недостатки наблюдения. Анкетирование и интервьюирование как разновидности опроса. Анализ документов как широко применяемый метод сбора первичной информации. Социологическое исследование аудитории радио.

    контрольная работа , добавлен 03.06.2009

    Интервью как опросный метод социологического исследования. Достоинства и недостатки глубинного интервью. Общая, конкретная и психологическая подготовка к опросу. Сценарий проведения глубинных интервью с сотрудниками агентств недвижимости города Пенза.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2011

    Условие обеспечения конкурентоспособности продукции, соответствие ее качества требованиям потребителей. Анкетирование потенциальных потребителей. Постороение анкеты с учетом требований опроса. Изобретательская активность. Установление профиля требований.

    курсовая работа , добавлен 03.12.2008

    Особенности проблемы качества образования. Методика опроса потребителей образовательных услуг как один из этапов совершенствования системы менеджмента качества. Экспертный опрос как разновидность социологического опроса. Его практическое применение.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2014

    Функции института образования в обществе и их образовательные модели. Специфика использования метода анкетного опроса как инструмента диагностики проблем в образовательной системе Республики Беларусь. Отношение студентов к образованию в Беларуси.

В психологии существуют различные способы получения информации, материала для исследования. Одним из таких методов является опрос. Он популярен в различных областях. Есть у метода опроса в психологии и плюсы, и минусы, о которых рассказано ниже.

Что это такое?

Опрос - это один из психологического исследования. Его особенность состоит в том, что человек получает информацию за счет ответов на вопросы. Метод опроса в психологии используют в следующих случаях:

  • Когда некоторые факторы с трудом поддаются контролю со стороны.
  • Если для учета некоторых факторов нужно длительное и тщательное исследование.

Метод опроса в психологии основывается на задавании людям специально составленных вопросов. Полученные ответы позволяют узнать нужную информацию и проанализировать ее. Характерной особенностью является его массовость, потому что психологу нужно получить сведения о группе людей, а не одного индивида. Ниже представлена краткая опроса в психологии.

Существует несколько разновидностей данного метода:

  1. Стандартизированные - имеют определенные рамки, которые позволяют получить общие сведения об исследуемом предмете.
  2. Нестандартизированные - не имеют строгих ограничений, есть возможность варьирования вопросов в зависимости от ответов респондента.

После обработки данных специалист сообщает респонденту о результатах исследования на понятном ему языке.

Преимущества и недостатки

К достоинствам метода опроса в психологии можно отнести следующие:

  1. Стандартизация - участникам исследования задают одинаковые вопросы.
  2. Простота - опросники можно отправить по почте, не используя различные технические средства.
  3. Возможность проведения тщательного анализа.
  4. Возможность использования статистических методов и обработки данных на компьютере.

Но кроме перечисленных плюсов, есть и один существенный недостаток - это субъективность в анализе данных. Это может получиться за счет социально-психологического взаимодействия специалиста и респондента.

Разновидности

Существует несколько видов метода опроса в психологии:

  • анкетирование;
  • метод лестницы - используется для маркетинговых исследований;
  • свободный;
  • устный;
  • письменный;
  • стандартизированный;
  • интервью.

У каждого из них имеются свои особенности, которые нужно учитывать при выборе определенной разновидности.

Также метод опроса в психологии классифицируют по способу взаимодействия с респондентом:

  • опрос личный - вопросы задают при прямом контакте;
  • дистанционный - участие исследователя необязательно.

Все более популярным становится интернет-опрос - это позволяет провести исследование с большим количеством людей с минимальными затратами.

Анкетирование

Одной из разновидностей метода опроса в социальной психологии является анкетирование. Для получения информации используют анкету - это специально составленный список вопросов. Общение с психологом - минимальное.

Это один из наиболее эффективных способов получить информацию о большом количестве числа респондентов. Этот метод опроса позволяет узнать мнение большого количества людей за короткий промежуток времени. Анкетирование по числу респондентов может быть:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • аудиторное;
  • массовое.

По типу контакта со специалистом:

  • очное;
  • заочное.

Большой популярностью пользуется онлайн-анкетирование: на многих сайтах можно найти самые разнообразные анкеты.

Интервью

Оно относится как к методу опроса в социальной психологии, так и к методу беседы. Вопросы составляют по типу анкетирования, которые задают в ходе разговора. Психолог во время интервью не вступает в активное взаимодействие с интервьюируемым, не высказывает своего мнения и не дает личной оценки.

Главная задача специалиста при использовании метода беседы в опросе и интервью в психологии - это сведение своего внимания к минимуму и создание благоприятной расслабленной атмосферы. Существует нескольких разновидностей интервью:

  • Стандартизированное - вопросы задают в составленной формулировке и определенной последовательности.
  • Ненаправленное - специалист составляет лишь общий план, задавая вопросы, ориентируясь на ситуацию. Благодаря этому психолог устанавливает контакт с респондентом.
  • Полустандартизированное - совмещает в себе особенности стандартного и ненаправленного интервью.

Также оно может быть:

  • предварительным - используется на стадии подготовки к исследованию;
  • основным - используется для сбора основной информации;
  • контрольным - используют для проверки спорных результатов.

Интервью делят по количеству участников:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • массовое.

Интервью является распространенным методом опроса в психологии.

Требования к проведению беседы

Важно создать подходящие условия для проведения беседы. Специалист должен позаботиться о создании благоприятной атмосферы.

  1. Нужно определить цель беседы, но о ней не нужно говорить собеседнику.
  2. Определить главные вопросы - интервьюер должен распределить вопросы по степени их значимости и правильности и точности формулировок.
  3. Составить вопросы для поддержания беседы исходя из индивидуальных особенностей собеседника.
  4. Создание благоприятной атмосферы.

Все это позволяет раскрыться собеседнику, чтобы интервью получилось удачным.

Тесты

Одной из разновидностей опроса являются тесты. Они позволяют получить точную характеристику объекта исследования. Существуют следующие разновидности тестирования:

  • личностные - позволяют оценить личность человека;
  • шкалы установок и стандартизированные анкеты - позволяют дать оценку интересам респондента;
  • объективные тесты - позволяют создать ситуацию для оценки действий и поведения респондента;
  • ситуационные - направлены на оценку поведения человека;
  • проективные тесты - позволяют оценить реакцию человека на стимульный материал.

Тесты позволяют получить более объективные и точные данные о человеке. В некоторых подразумевается наличие одного ответа, в других - допустимо более двух вариантов ответа. Тестирование также является одним из способов сразу охватить большую группу людей, а его результаты достаточно просто обработать. Поэтому оно является одним из популярных разновидностей опроса.

Другие разновидности

Для опроса используют и и балльную систему - их применяют для решения задач, характерных для определенной группы людей. Для обработки берут статистические методы.

Устный опрос позволяет наблюдать за реакцией человека на вопрос. Но для успешного проведения нужна специальная подготовка. Письменный вариант используют тогда, когда нужно охватить большую группу людей. Но это не дает возможности проанализировать реакцию человека на вопросы. Свободный опрос не ограничен строгими рамками, что позволяет наличие вариативности ответов.

Как правильно составлять вопросы?

Успешность использования метода опроса зависит от того, насколько правильно составлены вопросы.

  1. Они должны быть логичными и отдельными.
  2. В них не должно быть узкоспециализированных терминов, малораспространенных слов.
  3. Они должны быть заданы в краткой форме.
  4. Если к вопросу должно быть дано пояснение, то оно должно быть лаконичным.
  5. Вопросы должны быть конкретными.
  6. В вопросах не должно содержаться подсказок.
  7. Вопрос должен быть составлен так, чтобы респондент не давал шаблонные ответы.
  8. Язык, на котором составлен вопрос, не должен быть слишком экспрессивным.

Какие бывают вопросы?

Вопросы различаются в зависимости от поставленных задач:

  1. Закрытые (структурированные) - ответ выбирают из списка. Они могут быть как односложными, так и предлагать более 2 вариантов ответа. Ответы на такие вопросы легко обработать. Но высока вероятность получения неточных ответов.
  2. Открытые (неструктурированные) - их задают на подготовительной стадии исследования. Они позволяют отследить динамику мнений респондентов. Но их немного труднее обработать.
  3. Субъективные - учитывается личное мнение респондента.
  4. Проективные - в них спрашивают о третьем лице, не учитывая респондента.

От правильно выбранных и составленных ответов зависит точность опроса.

Причины неточности в исследовании

Метод опроса не является способом получения точной информации. Из-за некоторых ошибок и неточностей результаты могут быть не совсем точными.

  1. Неполучение ответов - это делает выборку ответов более предвзятой.
  2. Ошибки в ответах - это может быть из-за недостаточно точной формулировки вопроса. Некоторые респонденты могут давать другие ответы, чтобы изменить Это повышает субъективность анализа полученной информации.
  3. Неточная формулировка вопроса.
  4. Неправильный подбор группы людей для исследования.

Перечисленные факторы влияют на результат обработки информации, из-за чего метод опроса не стоит считать полностью объективным как в психологии, так и в социологии.

Области использования

Применение метода опроса в психологии довольно распространено, особенно в социальной. Его используют на подготовительной стадии исследования для сбора нужной информации. Опрос также позволяет уточнить и расширить данные для исследования.

Но в отличие от социологии, в социальной психологии метод опроса не является основным инструментом в работе. Его также применяют, чтобы выяснить о взаимодействии между представителями различных групп людей. Опрос помогает узнать мнение общества по каком-либо важному вопросу и ценностные ориентиры людей.

Все это позволяет определить возможные пути развития общества и предложить варианты решения каких-либо задач. Но опрос не является полностью объективным методом, поэтому в особо важных исследованиях используют и другие методы для получения и обработки информации для исследования.

Для его проведения не нужен большой штат специалистов, что является одним из его преимуществ. Несмотря на все достоинства и недостатки метода опроса в психологии, он является одним из самых популярных. Все сильнее развивается такое направление, как интернет-анкетирование. Это позволяет быстрее получить и обработать нужную информацию для исследования. Успех применения опроса зависит от того, какая была выбрана разновидность и как вел себя специалист. Важно соблюдать рекомендации по составлению вопросов, чтобы результаты опроса получились наиболее точными.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение 2
  • 3
  • 5
  • 15
  • Заключение 19
  • Список использованной литературы 21

Введение

Анкетирование - одна из основных разновидностей метода социологического опроса, при котором общение между исследователем и респондентом, являющегося источником желательной информации, опосредуется анкетой. Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляемая при помощи специально составленных анкет и происходящая без непосредственного контакта исследователя с респондентом. Анкета - упорядоченный по последовательности, содержанию, содержанию и форме набор вопросительных суждений, воплощенный в виде опросного листа и предназначенный для сбора эмпирической социологической информации в форме письменных ответов опрашиваемых (респондентов) по сформулированной исследовательской проблеме. Наиболее эффективно применение данной формы опроса в случаях.

Актуальность - изучение анкетирования позволит пополнить профессиональный багаж знанием эффективной и востребованной методики социологических исследований.

Объект работы - виды опроса.

Предмет - анкетирование как разновидность опроса.

Цель: проанализировать метод анкетирования.

Поставленные задачи:

- рассмотреть понятие анкетирования, его достоинства и недостатки;

- изучить основные требования к анкете;

- проанализировать проведение анкетирования.

1. Понятие анкетирования: его достоинства и недостатки

анкетирование социологический опрос респондент

Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляемая при помощи специально составленных анкет и происходящая без непосредственного контакта исследователя с респондентом. Наиболее эффективно применение данной формы опроса в случаях: Харчева В. Основы социологии: Учебник. М., 2007. С. 133.

- большого количества респондентов, которых нужно опросить за короткое время;

- необходимости продуманных ответов, которая достигается наличием отпечатанного вопросника перед глазами.

Процесс анкетирования осуществляется следующим образом:

- респондент получает специальным образом (по почте или непосредственно от анкетера) анкету;

- изучает инструкции по ее заполнению;

- читает и заполняет ее.

Анкета может заполняться как в присутствии анкетера, так и без него.

Различают следующую классификацию анкетирования:

- по степени контакта исследователя с респондентом:

- прессовые анкеты - анкеты, которые печатаются в журналах и газетах;

- почтовые анкеты - анкеты, рассылаемые по почте;

- раздаточные анкеты - исследовать раздает анкеты респондентам при непосредственном контакте, проводит инструктаж по правилам заполнения анкет;

- месту проведения анкетирования:

- месту жительства;

- месту учебы или работы;

- в зависимости от масштаба анкетирования:

- сплошное анкетирование - анкеты заполняются всеми лицами изучаемой генеральной совокупности людей;

Выборочное анкетирование - анкеты заполняются только частью генеральной совокупности, которая называется выборкой. При таком виде анкетирования может быть допущена ошибка репрезентативности, при которой полученные данные на основе выборки могут не соответствовать данным, которые были бы получены в результате изучения генеральной совокупности. Харчева В. Основы социологии: Учебник. М., 2007. С. 139.

Анкетирование имеет следующие достоинства:

- анкетирование позволяет собрать необходимую информацию за короткое время;

- информация об исследуемом объекте, получаемая с помощью анкетирования, представляет массовую картину;

- полученные ответы являются индивидуальными мнениями респондентов, на которые не влияют ни личность интервьюера, ни его взгляды;

- для проведения анкетирования респондентам необязательно быть высококвалифицированными специалистами;

- респонденты дают более обоснованные ответы за счет уверенности в анонимности проводимых исследований и отсутствия исследователя;

- время и скорость заполнения анкеты подбираются респондентом самостоятельно в зависимости от своих личных качеств.

Анкетированию присущи следующие недостатки:

- возможность подмены респондента, особенно часто это встречается при почтовых опросах;

- потеря индивидуальности ответов (иногда респонденты дают ответы, советуясь с тем, кто находится поблизости в данный момент);

- низкий возраст анкет (при почтовых опросах). Каменева Н.Г., Поляков В.А. Маркетинговые исследования: Учеб. пособие. М., 2010. С. 97.

2. Основные требования к анкете

Никакие научные принципы не гарантируют получение оптимальной или идеальной анкеты. Творчество, навыки и опыт исследователя играют здесь главную роль. Тем не менее, существуют некоторые указания, направленные на то, чтобы содействовать исследователям в процессе разработки анкеты и помочь им избежать основных ошибок.

Указания, направленные на повышение эффективности разработки анкеты, представлены в виде 10 шагов: Курбатов В. И. Социология. М., 2007. С. 162.

Определите, какая информация необходима

Определите метод опроса

Определите состав отдельных вопросов

Разработайте вопросы так, чтобы преодолеть неспособность и нежелание респондента дать ответ

Примите решение по поводу структуры вопросов

Определите формулировку вопросов

Расположите вопросы в должном порядке

Выберите форму и дизайн

Растиражируйте анкету

Устраните ошибки путем предварительного теста

В ходе разработки анкеты исследователь маркетинга вдумчиво отбирает вопросы, продумывает их формулирование и последовательность. В общем случае структура вопросов анкеты состоит из трех элементов:

1. Целевые повременные - содержат данные анкеты, которые непосредственно связаны с главной целью исследования. Они обычно описывают отношение, знание товара и поведение потребителя.

2. Классификационные повременные - включают данные, описывающие респондентов.

3. Управляемые переменные - используются для того, чтобы помочь исследователю провести анкетирование. Курбатов В. И. Социология. М., 2007. С. 175.

Форма вопроса может повлиять на ответ. Все вопросы, используемые при составлении анкет, можно классифицировать следующим образом:

- о фактах сознания - вопросы, в основе которых лежит цель раскрытия мнений, пожеланий, ожиданий респондентов;

- фактах поведения- вопросы, задаваемые для обнаружения поступков, действий и результатов деятельности респондентов;

- личности респондента - вопросы, задаваемые с целью получения личных данных респондента (пол, возраст, место рождения и т. д.);

- форме:

- открытые - вопросы, не содержащие вариантов ответа. Там же. С. 179.

Это позволяет исследователю узнать более полную информацию по интересующему его вопросу. Отвечая на такие вопросы, респонденты выделяют то, что волнует их больше, и проявляют свой образ мысли. Но данные вопросы имеют и недостатки. При высказывании ответов изменяется граница суждений и акцент: доминирующая информация может оказаться на втором плане и наоборот. При анализе данных, полученных в результате использования открытых вопросов, исследователь сталкивается с трудностями расшифровки и обработки. Для обработки полученных данных исследователю требуется произвести дополнительную группировку, классификацию, контент-анализ и т. д.;

- закрытые - вопросы, включающие варианты ответов.

Респонденту требуется выбрать один из вариантов предложенных ответов. Это позволяет исследователю сопоставлять полученные данные в равных условиях. При построении закрытых вопросов исследователю главное предусмотреть все возможные варианты ответов. При формулировке вариантов ответов на первое место следует поставить наименее вероятные варианты, так как респондент чаще выбирает первые версии ответов. Варианты ответов должны быть примерно одинаковой длины, так как респондент склонен к экономии времени, а усвоение длинных версий ответов требует больше времени. Варианты ответов должны быть конкретными, так как абстрактные версии ответов обусловливают неясность ситуации, что ведет к раздражению респондентов. Количество вариантов ответов не должно быть большим, так как в процессе продвижения респондента к концу версий ответов наблюдается усталость респондента и инертность в его ответах;

- полузакрытые - вопросы, к которым наряду с определенными вариантами ответов предполагают возможность респонденту сообщить свое мнение;

- прямые - вопросы, которые вызывают у респондента критическое отношение к себе, окружающим людям и т. д. Респонденты, как правило, не отвечают на такие вопросы или дают недостоверную информацию;

- косвенные - вопросы, для ответа на которые респонденту предлагается воображаемая ситуация, которая не вызывает оценку его личных качеств;

- выполняемой вопросами функции:

- основные - на основе этих вопросов собирается информация конкретно об объекте исследования;

- неосновные - вопросы, которые не относятся к объекту исследования. Задаются с целью налаживания контакта между исследователем и респондентом, создания мотивации участия в опросе у респондентов, знакомства с целью исследования, инструктажа по вопросам заполнения анкеты, проверки искренности ответов.

- оговариваются цели проведения данной анкеты, кто проводит исследование (но не уточняются авторы составления анкеты);

- гарантируется анонимность ответов (если требуется), каким образом будут использованы результаты ответов;

Содержательный раздел, который является основным при проведении исследования и от которого зависят результаты проводимого исследования. Он составляется в зависимости от вида анкеты, видов вопросов, порядка их размещения, места проведения анкетирования. Раздаточные анкеты рекомендуется составлять негромоздкими, для того чтобы респондент, отвечая на них, не утомился и заполнил анкету до конца и не проявил небрежности при заполнении. Почтовые и прессовые анкеты можно сделать длиннее, так как у респондентов имеется больше времени для ответа на них. Короткие анкеты создают у респондентов мнение о несерьезности проводимого исследования. Рекомендуемое время, предоставляемое для заполнения анкеты, составляет 20-30 минут. При нарушении этого временного порога снижается внимание к анкете и наступает утомляемость респондентов;

- заключение («паспортичка»), которое состоит из социально-демографических вопросов. Данный раздел необходим для проверки надежности собранной информации, анализа полученных данных и т. д. Курбатов В. И. Социология. М., 2007. С. 181. Он включает в себя вопросы о личности респондента:

- пол;

- возраст;

- образование;

- место работы и стаж;

- место жительства;

- семейное положение и др.

Состав и последовательность вопросов анкеты также не должна носить произвольного характера и при их определении следует руководствоваться следующими требованиями:

1. Следует избегать вопросов, носящих праздный характер.

2. В целях проверки искренности и устойчивости позиции опрашиваемого, в анкете следует предусмотреть несколько контрольных вопросов, позволяющих выявить возможные противоречия в его ответах.

3. Последовательность вопросов должна учитывать их логическую взаимосвязь, в основе которой следует положить принцип «от общего -- к частному».

4. Вопросы, классифицирующие опрашиваемых и направленные на выяснение личных качеств, помещаются в самом конце анкеты, т.к. при их постановке возрастает вероятность отказа опрашиваемого продолжать беседу.

5. Первые вопросы анкеты должны быть простыми, не носящими личного характера, т.к. призваны расположить опрашиваемого к беседе и вызвать у него интерес. Трудные и личные вопросы не следует задавать в начале интервью.

6. Следует избегать вопросов (без крайней необходимости) о точном возрасте, точном доходе и точном месте жительства. Следует ограничиваться указанием «вилки».

7. Количество вопросов в анкете не должно быть слишком большим (обычно стараются ограничиться 10-15 вопросами), т.к. чем длиннее анкета, тем вероятнее, что она будет отвергнута.

Поскольку реакции респондентов в процессе их работы над анкетой остаются скрытыми не только от исследователя, но и зачастую от анкетера, при подготовке анкетирования чрезвычайно важно максимум усилии приложить и анкетеру, и составителю анкеты для создания у респондентов установки на сотрудничество.

Некоторым социологам, озабоченным содержательными аспектами их исследования, анкета представляется неким нейтральным средством измерения, все сложности с которым заключаются лишь и определении се содержания. Такое отношение к анкете -- одна из весьма часто встречающихся ошибок, связанных с недооценкой активности сознания респондентов. Ошибочным по тем же причинам будет и представление об анкетере, который якобы просто раздает и собирает анкеты. Поэтому для любого вида анкетирования чрезвычайно важно учитывать психологию респондента и режиссировать исследование с учетом особенностей опосредованного взаимодействия.

Самостоятельность работы респондента с анкетой заставляет социолога делать ее более простой по сравнению с вопросником, заполняемым интервьюером.

Кроме того, самостоятельность работы респондента предполагает включение в анкету для самозаполнения -- неважно, в одиночестве ли ее заполняет респондент или участвует в групповом опросе, почтовом или в прессе, -- следующих компонентов, отсутствующих в вопроснике и предшествующих собственно вопросам:

а) обращения к респонденту;

б) сообщения об организации, проводящей опрос;

в) сообщения о целях исследования;

г) инструкции о заполнении.

Инструкция к анкете преследует две цели: убедить респондента в посильности задачи и рассказать о том, как ее выполнять.

Готовя эту инструкцию, мы должны представлять себе наиболее вероятную последовательность действий респондента. Прежде чем начать работать, человек берет анкету в руки, листает, приблизительно прикидывая, какая работа предстоит. Учитывая это, для достижения первой цели составители иногда ограничиваются указанием на объем предлагаемой работы и пишут, например: «Заполнять анкету несложно», «Заполнение анкеты не потребует много времени». Но в некоторых случаях в инструкции указывают, сколько примерно времени может понадобиться для работы с анкетой (скажем, просят респондента выделить для этого один час). Однако делать это в большинстве случаев нежелательно. Исключением Могут стать только, скажем, опросы учащихся в учебное время или опросы по месту работы лиц, чье рабочее время строго регламентировано. Связано это с тем, что ограниченный во времени человек Может сразу же отказаться от заполнения анкеты, не захотев уделить столько (указанного) времени на предлагаемое занятие. Кроме того, ограничение во времени, если о нем заранее сообщается, заставляет человека постоянно иметь в виду это обстоятельство, что отвлекает от содержательной стороны дела, рождает определенную нервозность. Харчева В. Основы социологии: Учебник. М., 2007. С. 199.

В инструкции необходимо подчеркнуть важность самостоятельного выражения оценок, ценность личного мнения респондента. Формированию установки на сотрудничество также способствует и такое сообщение -- призыв к добросовестному заполнению анкеты.

В инструкции указываются правила работы с анкетой. Для этого респонденту сообщаются, например, такие сведения.

Чтобы облегчить респонденту ориентацию в предстоящей работе, можно задавать вопросы, касающиеся фиксации ответов, и давать примеры. Это особенно желательно, если респонденты представляют не самую образованную аудиторию.

В инструкции также желательно назвать принципы отбора респондентов (хотя, конечно же, анкетер это им тоже сообщает). Тот факт, что их участие в исследовании предопределено не чьей-то прихотью, а обосновано научно, как бы более обязывает к работе над анкетой, выступает в глазах респондентов еще одним аргументом в пользу добросовестного участия в исследовании.

В целом инструкция должна быть корректной и выдержанной в вежливом тоне.

Так, если для обработки данных в анкете содержится значительное число различных цифр, не все из которых должны быть помечены респондентом, необходимо пояснить, что следует, а что не следует обводить, подчеркивать и т.п.

Трудности восприятия печатного слова

Анкета рассчитана на чтение не вслух, соответственно, в ней могут использоваться несколько иные, менее разговорные формулировки, более длинные фразы; допустимы иногда сложноподчиненные предложения, причастные и деепричастные обороты и т.п. Однако многословные формулировки обычно затрудняют процесс восприятия и вопросов, и вариантов ответов; многие респонденты могут не до конца их дочитывать; вряд ли целесообразно использование аббревиатур (за исключением, разумеется, самых распространенных, типа «вуз», но и здесь надо иметь в виду, что многие сокращения создают впечатление поспешности, неосновательности создателей анкеты).

В тех случаях, когда предполагается получение нескольких ответов, следует это указывать после каждого вопроса, ответ на который отличается по каким-то признакам от ответов на другие вопросы («Можно дашь любое количество ответов», «Просим написать первые три ответа, которые пришли Вам в голову» и т.п.). Такой текст (инструкцию к конкретному вопросу) целесообразно напечатать иным шрифтом, отличным от шрифта вопроса, например, курсивом. Харчева В. Основы социологии: Учебник. М., 2007. С. 204.

Ожидания составителей анкеты относительно степени подробности свободно формулируемых ответов респонденты угадывают, видя, сколько строк для этих ответов отведено. Однако если человек видит несколько страниц подряд с пустыми строчками, которые ему предлагают заполнить, это может испугать. В принципе большим количеством свободного места еще нельзя обеспечить подробные ответы. Предпочтение респондентов почти всегда отдается более кратким вариантам. Но в тоже время, если в ответ ожидают получить хотя бы словосочетание, вряд ли целесообразно для ответов резервировать лишь одну строку. Это связано с тем, что некоторым людям очень трудно вписывать что- то мелким почерком.

Размер анкеты

Какой бы опрос ни планировался -- почтовый, пли групповой, или индивидуальный (интервью), социолог не имеет права злоупотреблять вниманием, терпением и временем респондентов.

Для массовых опросов используются анкеты самой различной длины. Так, встречаются анкеты из 3-5 вопросов и из 100 и более. И хотя определение допустимого числа вопросов может выходить за рамки компетенции организатора, ему следует помнить, что громоздкие анкеты вызывают большее число отказов от ответа, что люди, заполняя их, чаще проявляют небрежность, лаконичнее отвечают на открытые вопросы. Короткие анкеты, в свою очередь, создают у респондентов впечатление о незначительности обсуждаемого предмета или самого факта обращения к мнению людей.

В практике выработаны некоторые нормы, связанные не столько с размером анкеты, сколько со временем, необходимым на ее заполнение. Так, считается, что 20-30 минут -- это тот срок, который одновременно позволяет респонденту и высказаться, и не утомиться. Кроме того, если опрос проводится по месту жительства и анкета остается у респондентов, скажем, на сутки или если это почтовый опрос, то считается допустимым сделать ее длиннее, чем для аудиторного или индивидуального опроса. Харчева В. Основы социологии: Учебник. М., 2007. С. 207.

После разработки анкеты важно провести ее опробование в реальных условиях, т.е. провести тестирование с ее помощью небольшого количества людей, относящихся к той же категории, которая подлежит исследованию. Необходимость этой работы обусловлена стремлением исключить возможные двусмысленность, недостаточную ясность для опрашиваемых или некорректность с их точки зрения включенных в анкету вопросов. Опыт показывает, что даже если разработка анкеты производилась высококвалифицированными и опытными специалистами, ее опробование позволяет им выявить отдельные недостатки и на этой основе произвести ее доработку. Игнорирование же этой работы может привести к неожиданным трудностям в сборе информации, к искажениям ответов и даже росту числа отказов от участия в опросах. В конечном итоге это приводит к потерям, несоизмеримым с затратами на проведение пробного тестирования.

Вопросы, которые могут вызвать неприятные чувства, например стыд, недовольство или желание приукрасить реальность, лучше всего ставить в косвенной форме, например: вместо вопроса «Имеете ли вы автомобиль?» можно задать вопрос «Кто в вашей семье имеет автомобиль?». При исследовании реальных мотивов и мнений часто используются методы проекции и ассоциации. В первом случае тестируемому лицу предлагается описать какую-либо ситуацию или выразить возможную реакцию третьего лица на эту ситуацию. На принципе ассоциации основан тест, выясняющий, что напоминает испытуемому то или иное слово, например: что ассоциируется со словом «лето». Ту же основу имеет тест дополнения предложений, в ходе которого опрашиваемый заканчивает неполное предложение, например: «Спортивным автомобилем владеют люди, которые...». Время ответа в обоих случаях должно быть ограничено, чтобы получить спонтанные суждения. Харчева В. Основы социологии: Учебник. М., 2007. С. 210.

3. Порядок проведения анкетирования

Анкетирование -- этот метод сбора информации только с виду кажется чем-то элементарным.

Основные этапы проведения анкетирования: Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М., 2008. С. 84.

2. Разработка анкеты;

3. Расчеты параметров выборок, т.е. необходимо определить кого и в каком количестве необходимо опросить, чтобы результаты были пригодны для анализа;

Определение необходимого и достаточного размера выборочной совокупности - большая и серьезная проблема. Исследовательская практика доказывает, что использование аппарата математической статистики позволяет снизить неопределенность, но не решить проблему.

4. Формирование выборок;

Теоретические расчеты и исследовательская практика доказывают, что для получения достоверных данных о мнении и предпочтениях населения крупного города достаточно опросить 700-800 человек. Большинство опросов населения проходят на выборках объемом до 1500 человек. Однако, утверждение, что чем больше человек опрошено, тем лучше результаты, не совсем соответствует действительности. Точность и достоверность результатов зависят, прежде всего, не от объема выборки, а от ее состава или структуры. Состав (структура) выборки определяется способом ее формирования. Способ формирования гораздо более значимая характеристика выборки, чем объем.

6. Проведение анкетирования;

Необходимо, чтобы кто-то грамотно и честно реализовал разработанную программу исследования. Необходимы анкетеры, т.е. люди, непосредственно занимающиеся сбором первичной информации.

Залог качественной работы анкетеров - достойная оплата их труда и жесткий контроль. Текучесть кадров в штате анкетеров - большой минус. Опыт работы - плюс.

8. Формирование сводных баз или электронных таблиц (ввод информации в компьютер);

9. Обработка и анализ результатов;

Необходимо посчитать общие распределения, определить зависимости и т.п.

10. Написание отчета.

Окончательный отчет имеет целью представить результаты опроса в наиболее ясной и наиболее достоверной форме. В любом случае автор не должен поддаваться влиянию своих собственных убеждений. Речь идет не о доказательствах, но об изложении фактов со скрупулезной точностью.

И так, в начале проведения анкетирования определяются цели и задачи исследования, порядок обсуждения и утверждения программы и инструментария исследования; формирование и подготовка группы сбора первичной информации; проведение пробного исследования; внесение корректив в программу и инструментарий сбора первичной информации по итогам пробного исследования; размножение инструментария (анкеты и др.).

В ходе проектирования анкетирования помимо разработки программы и плана его осуществления готовятся также вспомогательные документы, делаются расчеты временных, организационно-технических, материальных и иных затрат в соответствии с имеющимися нормативами. Нормативные показатели особенно целесообразно использовать тогда, когда нужно четко представить, сколько понадобится времени для проведения исследования, анкетеров для сбора первичной информации, за какой срок она должна быть собрана, закодирована и обработана. Учет нормативов при планировании исследования не загромождает работу, а, наоборот, делает ее более осознанной, упорядоченной, способствует как бы дополнительному контролю, самопроверке готовности к обработке всех элементов социологического исследования.

Далее фиксируются в плане все организационные и методические виды работ, обеспечивающие четкое проведение полевого исследования, т. е. массовый сбор первичной социологической информации. Здесь предусматривается и выбор соответствующего места и времени для опроса, и предварительное информирование опрашиваемых о целях, задачах и практических «выходах» исследования, и централизованный сбор заполненных анкет или других видов инструментария.

Следующий этап охватывает совокупность операций по сбору первичной информации и ее подготовке к обработке. Предварительно осуществляется кодировка открытых вопросов, выбраковка негодных анкет.

Завершающий этап включает все виды работ, связанные с анализом результатов обработки полученных данных, обсуждением предварительного и итогового отчетов, выработкой рекомендаций. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М., 2008. С. 89.

Анкетирование может проводиться 4 способами: Харчева В. Основы социологии: Учебник. М., 2007. С. 233.

- анкета заполняется в присутствии интервьюера индивидуально;

- групповое заполнение в присутствии интервьюера;

- опрашиваемые самостоятельно заполняют и для сохранения анонимности одновременно сдают анкеты;

- «почтовое» анкетирование, когда анкета раздаётся или рассылается на дом, а затем опрошенным возвращается по почте.

С целью повышения эффективности опроса перед массовым анкетированием, как правило, проводятся пробные опросы (50-100 анкет) для выбраковки неудачных («неработающих») вопросов.

Применение анкетирования: определение объема и долей рынка, оценка потенциала рынка конкретного продукта, характеристики рынка и тенденций его развития (комплексное исследование), регулярный мониторинг рыночных показателей, портрет и поведение потребителей, изучение отношения потребителей к товарам, торговым маркам, производителя, сегментирование потребителей и выбор целевого рынка и т.д. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М., 2008. С. 96.

Заключение

Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляемая при помощи специально составленных анкет и происходящая без непосредственного контакта исследователя с респондентом.

Указания, направленные на повышение эффективности разработки анкеты, представлены в виде 10 шагов: определите, какая информация необходима; определите метод опроса; определите состав отдельных вопросов; разработайте вопросы так, чтобы преодолеть неспособность и нежелание респондента дать ответ; примите решение по поводу структуры вопросов; определите формулировку вопросов; расположите вопросы в должном порядке; выберите форму и дизайн; растиражируйте анкету; устраните ошибки путем предварительного теста.

Анкета состоит из следующих разделов:

- введение, в котором указываются в основном организаторские вопросы:

- оговариваются цели проведения данной анкеты, кто проводит исследование;

- гарантируется анонимность ответов, каким образом будут использованы результаты ответов;

- предоставляется инструкция по заполнению анкеты;

- выражается благодарность за заполнение анкеты;

- содержательный раздел, который является основным при проведении исследования и от которого зависят результаты проводимого исследования.

- заключение.

Основные этапы проведения анкетирования:

1. Знакомство с предметной областью;

2. Разработка анкеты;

3. Расчеты параметров выборок;

4. Формирование выборок;

5. Инструктаж анкетеров (постановка задачи);

6. Проведение анкетирования;

10. Написание отчета.

7. Контроль качества выполнения процедур сбора информации;

8. Формирование сводных баз или электронных таблиц;

9. Обработка и анализ результатов.

Применение анкетирования: оценка потенциала рынка конкретного продукта, характеристики рынка и тенденций его развития, регулярный мониторинг рыночных показателей, портрет и поведение потребителей, выбор целевого рынка и т.д.

Список использованной литературы

1. Березин И. Маркетинг и исследования рынков. М.: Русская деловая литература, 2009. 273 с.

2. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Издательство «Финпресс», 2008. 177 с.

3. Каменева Н.Г., Поляков В.А. Маркетинговые исследования: Учеб. пособие. М.: Вузовский учебник, 2010. 307 с.

4. Курбатов В. И. Социология. М.:АРТ, 2007. 330 с.

5. Нереш Малхотра Маркетинговые исследования и эффективный анализ статистических данных. К.: ООО «ТИД «ДС», 2008. 114 с.

6. Харчева В. Основы социологии: Учебник. М.: Инфо, 2007. 309 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Интервью как опросный метод социологического исследования. Достоинства и недостатки глубинного интервью. Общая, конкретная и психологическая подготовка к опросу. Сценарий проведения глубинных интервью с сотрудниками агентств недвижимости города Пенза.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2011

    Специфика метода опроса в социологии. Достоинства и недостатки наблюдения. Анкетирование и интервьюирование как разновидности опроса. Анализ документов как широко применяемый метод сбора первичной информации. Социологическое исследование аудитории радио.

    контрольная работа , добавлен 03.06.2009

    Использование анкетирования в психологии с целью получения информации. Основные виды анкетирования, правила построения анкеты. Способы проведения анкетирования. Повышение эффективности опроса, проведение пробных опросов для выбраковки неудачных вопросов.

    контрольная работа , добавлен 18.08.2010

    Природа метода опроса в социологическом исследовании. Два основных класса опросных методов: интервью и анкетирование. Принципы построения анкеты по В. Ядову. Контент-анализ: возможности использования; техника проведения; преимущества; недостатки.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2011

    Наблюдение как метод сбора социальной информации путем непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях. Разновидности метода наблюдения, их особенности и характеристика. Основные достоинства и недостатки метода наблюдения.

    контрольная работа , добавлен 31.10.2010

    Определение и принципы метода фокус-группы, его специфика, достоинства, недостатки. Правила и требования к проведению фокус-групповых исследований. Определение эмоциональной и поведенческой реакций потенциальных потребителей на позиционирование шампуня.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2015

    Понятие контент-анализа в социологии, общая характеристика метода. Методология и технология интервью. Сущность анкетирования, типы анкетных вопросов. Социологическое наблюдение: особенности применения. Основные положения социологического эксперимента.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2011

    Специфика социологического опроса как диалога социальных общностей. Становление познавательных возможностей метода опроса Статистическая традиция метода опроса. Качественная традиция. Взаимосвязь количественного и качественного подходов в методе опроса.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2009

    Характеристика метода анкетирования как письменной формы опроса, сущность, содержание, структура, виды, правила составления и проверки анкет, обработка материала и оформление выводов. Социологическое исследование вредных привычек, имеющихся у молодёжи.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2011

    Основные методы сбора информации. Виды и особенности опроса. Понятие интервьюирования: его достоинства и недостатки. Виды интервью. Порядок проведения и использования результатов интервьюирования. Соблюдение методических принципов интервьюирования.

Анкетирование — один из аспектов современного маркетингового исследования. В наше время очень удобно проводить различные опросы в сети Интернет — это намного быстрее и продуктивнее, чем стандартные опросы на улицах мегаполисов.

Интернет удобен тем, что он сближает анкетируемого и интервьюера, ставит их на один уровень. Также при помощи современных технических средств обработка анкет проходит намного быстрее, чем раньше, ведь сейчас на это тратится несколько часов, а раньше было необходимо обрабатывать анкеты в течение нескольких дней. Это — несомненный плюс данного виду проведения опросов.

Естественно, наряду с плюсами существует ряд минусов. К ним относится и целевая аудитория Интернета. Во-первых, глобальной сетью даже в наше время пользуется далеко не каждый человек, особенно среднего и пожилого возраста. Так, например, компании, желающей знать мнение не только молодежи, но и пенсионеров, необходимо проводить обычные опросы или же комбинировать Интернет-анкетирование и опросы на улицах. Но, если же вы желаете узнать мнение именно пользователей Интернета, удобнее конечно разместить свой опрос на одном из сайтов, связанных тематикой с рядом ваших вопросов. Также существует проблема смещения выборки при Интернет-опросах.

Естественно, чем больший процент населения страны проводит время в Глобальной Паутине, тем меньшим будет смещение. Так, например, в Америке эта проблема не столь остра, ведь более 69% населения этой страны являются активными пользователями Интернета. Но все же серьезные базовые исследования стоит проводить не только online, но и в режиме реальной жизни.

Подведем итоги
Итак, Интернет-анкетирование является удобным, быстрым и недорогим способом проведения исследований. Но такие опросы, возможно, не покажут нам всей картины, так как не все люди пользуются Интернетом. Использование online анкетирования часто удобно для экспресс-опросов. Проведение же крупных исследований должно включать как опрос пользователей Интернета, так и той части аудитории, которая не пользуется Интернетом.

Число пользователей глобальной сети в России, по разным оценкам, составляет от 2-6% всех жителей. Для сравнения в США Интернетом пользуется около половины населения.

Часто Интернет-опросы используются для раскрутки сайтов или для заработка денег. Так, например, западные компании платят за заполнение анкет, потому что для них этот способ является наиболее территориально-удобным исследованием рынка. На Западе этим занимаются определенных социологические компании, в обязанности которых входит опрос аудитории, обработка данных и предоставление их клиентам. Существует множество сайтов, на которых можно пройти подобные опросы и получить за это деньги. Между прочим, в зарубежных странах не проводят опросы по телефону, так популярные в нашей стране. Иностранные маркетологи считают их менее достоверными и неудобными.

В России интернет-анкетирование еще не настолько развито, но уже набирает обороты. Оно очень популярно среди современных рекламных агентов и маркетологов, знакомых с проблемами рынка и относящихся к людям, посещающим Интернет ежедневно.

13.08.2008

Очень часто фирме-новичку в отрасли бывает трудно определить удачную ценовую политику для продвижения товара или услуги. И, на этом этапе необходима помощь специалиста по маркетингу, который сможет разработать правильное направление ценовой...

Финансово-управленческий консалтинг нужен для принятия верных решений в сфере любого бизнеса. Это обусловлено тем, что в любом бизнесе со временем появляется конкуренция и необходимость выйти из кризиса. Консалтинг поможет выявить правильные причин...

С наступлением лета промоутеры начинают активно атаковать нас, потенциальных и реальных потребителей... на улице. Это может быть обычная раздача листовок, агитирующих купить какой-либо продукт по специальной цене; предложения по дегустации...

Нужна яркая, запоминающаяся промокампания? А, бюджет ограничен... решение есть! Ведь в арсенале рекламных агентств имеется партизанский маркетинг – нестандартный и в большинстве случаев малобюджетный инструмент продвижения. Партизаны XXI века...

Итак, вы решили сделать для своих потенциальных клиентов почтовую рассылку. Вы обращаетесь в ДМ-агентство и ждете от него эффективной рассылки... деньги потрачены, а клиенты не повалили. Что это? Непрофессионализм партнера или тухлая база? Сегодня...

Анкетирование позволяет исследователям быстро и оперативно анализировать состояние и тенденции изменения общественного сознания больших групп людей. В настоящее время если исследовательский инструмент выполнен корректно, а выборка рассчитана правильно, т.е. опрос репрезентативен, то результаты предварительного изучения, скажем, электоральных предпочтений населения того или иного региона или населения страны в целом будут отличаться от результатов реального голосования не более чем на 3–4% (так называемая ошибка выборки). Специфика российского общества в этом плане (его мнимая непредсказуемость) состоит не в том, что плохо профессионально обучены социологи, и уж тем более не в том, что народ в принципе не способен к устойчивым оценкам, а в том, что к пиаровским технологиям мобилизации или зачастую прямого манипулирования общественным сознанием общество пока не адаптировано, не выработало "противоядия". Однако думается, что процедуры демократических выборов и развитие гражданского контроля уже в ближайшие годы выведут электоральные прогнозы социологов из области их профессионального риска.

Помимо оперативности анкетирования и возможностей этого метода в изучении больших массивов респондентов к его достоинствам можно отнести сравнительную экономичность и организационную простоту. При сравнительно небольшой квалифицированной аналитической группе проведение анкетного опроса предполагает активный и грамотный менеджмент.

К недостаткам анкетирования относится зависимость качества получаемой информации от восприятия текста анкеты респондентом, а также от его аккуратности и внимательности. Нужно учесть и такие особенности анкетирования, когда человек не может или не хочет отвечать на задаваемые ему вопросы. Нужно учесть и такие особенности анкетирования, когда человек не может или не хочет отвечать на задаваемые ему вопросы.

В целом анкетный опрос не предназначен для выяснения глубинных причин какого-либо явления. Полученные данные скорее фиксируют феноменологическую сторону общественно-политических процессов и нуждаются в дальнейшей концептуальной интерпретации и теоретическом объяснении.

Особое место занимает контент-анализ , которому принадлежит важнейшая роль в изучении политических коммуникаций. Его исследовательские возможности и границы применимости заключаются в том, что он предназначен для выяснения степени интенсивности и преобладающих форм репрезентации каких-либо заранее обозначенных фрагментов информации (так называемых единиц анализа, или смысловых единиц) в общем объеме изучаемых текстовых материалов.

Этот метод позволяет в процессе статистической обработки информационного источника дать обоснованное заключение, к примеру, об особенностях информационного сопровождения той или иной избирательной кампании, о преобладающих и доминирующих элементах в образах лидеров, воспроизводимых в политической рекламе, о типичных претензиях к органам управления, содержащихся в письмах, с которыми жители обращаются в СМИ, и т.п.

Основные процедуры контент-анализа состоят из следующего.

1. Выбора информационных источников. Общий их спектр по проблемам политической жизни необычайно широк. Деятельность важнейших политических институтов и реальные политические процессы в жизни общества отражены во множестве разнохарактерных документов, часть которых чрезвычайно сложна для общего концептуального анализа и интерпретации.

Весь массив информационных источников (как объектов контент-анализа) по характеру материального носителя информации условно можно разделить на три группы.

В первую группу входят текстовые материалы, отражающие позицию СМИ, в том числе электронные. Сюда относятся: книги, газеты, журналы, всевозможные плакаты, реклама, листовки, аудио- и видеозаписи, телевизионные сообщения, фильмы, фотографии и т.п.

Вторую группу составляют документы ограниченного обращения: внутриведомственные приказы и распоряжения, протоколы собраний, инструкции, отчеты и пр. И наконец, к третьей группе относятся личные архивные документы (письма, различного рода свидетельства, записи воспоминаний и дневники, семейные фотографии). К этой же группе можно отнести так называемые тексты культуры, фиксирующие повседневные социокультурные практики людей: одежду и визуальные составляющие политической, потребительской и другой деятельности (скажем, семантически насыщенные предметы демонстрационного, престижного потребления), материально-вещественную среду, окружающую человека (оформление жилища и места работы), внешний дизайн массовых собраний, митингов, пикетов. В частности, значительный интерес представляют политические граффити – всевозможные лозунги и надписи на стенах домов и оградах, распространяющиеся в период избирательных кампаний.

В зависимости от цели проводимого исследования социолог должен прежде всего определить набор и объем информационных источников, подлежащих изучению. Ориентирами при этом могут быть: общий тираж; объем и частота выпуска того или иного издания, время и место его распространения; предполагаемая читательская аудитория – адресат издания. Непременным условием применимости контент-анализа является доступность для социолога выборочно привлеченных источников.

2. Определения смысловых единиц анализа. В соответствии с поставленной проблемой выбирается основной объект контент-аналитического исследования. В простейшем случае это могут быть понятие, термин или имя, название учреждения, организации, политической партии и т.п. Скажем, социолог может определить, насколько часто в политическом издании упоминаются названия молодежных организаций, при каких обстоятельствах и преимущественно в каких контекстах (следует иметь в виду, что в ряде случаев исследователю могут помочь компьютерные поисковые программы по ключевым словам). Другой смысловой единицей контент-анализа может быть какая-либо тема, представленная в определенных объемах текста или телевизионного времени.

Аналитик может проследить, когда, в каких контекстах и при каких условиях в том или ином издании появляется, нарастает в объемах или, напротив, исчезает тема, к примеру, дискриминации социальных меньшинств или гендерного неравенства. Контент-анализ весьма продуктивен, если необходимо выявить механизмы и интенсивность информационного представления, сопровождения и рекламы какого-либо события, случая, факта, произведения, образа.

3. Интерпретации результатов контент-анализа. В ходе его выполнения исследователь обычно составляет кодировочную таблицу, в которую заносятся выделенные заранее признаки-индикаторы выбранных смысловых единиц, обнаруженные в тексте. После сбора информация обрабатывается, обсчитывается и классифицируется. Для увеличения надежности полученных результатов весьма полезно предоставить возможность другому аналитику проделать какую-либо часть работы для того, чтобы сопоставить полученные данные и найти общие критерии оценки.

Прежде чем переходить к обобщениям и интерпретациям, необходимо убедиться в том, что:

  • – отобранные для контент-анализа тексты достаточно представительны (репрезентативны) для всего массива информационного источника;
  • – выделенные индикаторы наличия той или иной смысловой единицы остаются неизменными на протяжении всего объема анализируемых текстов и истолковываются исследователями единообразно.

Следует также иметь в виду, что контент-анализ указанных выше "текстов культуры" во многом совпадает с процедурой формализованного наблюдения и надежность его применения в этих случаях прямо зависит от сотрудничества нескольких аналитиков, действующих независимо друг от друга, но по согласованной методике.


Close