Тема урока «Тип кольчатые черви. Особенности строения и жизнедеятельности»

Цель урока: изучение нового материала

Тип урока: комбинированный

Задачи урока:

Образовательная: сформировать представления учащихся об особенностях организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группы животных по сравнению с плоскими и круглыми червями, их происхождении от примитивных плоских червей; выяснить роль кольчатых червей в природных сообществах.

Развивающая: продолжить формирование умений узнавать изученных животных, сравнивать их, делать выводы, работать с таблицами, выполнять лабораторную работу по инструкции, наблюдать, решать проблемные вопросы.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе; уважительное отношение к «червякам», к их праву на существование, принимая во внимание сложность их организации, их роль в природе.

Оборудование: таблицы, рисунки с изображением схем строения кольчатых червей, многообразие их видов; видео ролик о кольчатых червях; цифровой микроскоп; микропрепараты; раздаточный материал.

Ход урока:

    Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, настраивает на работу.

    Проверка домашнего задания. Работа на интерактивной доске.

Задание: Повторение темы «Круглые черви»

Вариант 1

Вариант 2

1. Найдите общее понятие:

(для проверки используется прием «передвинь и узнаешь»)

2. Из 4 слов только 3 объединены общим понятием: гермафродиты, раздельнополые, кутикула, половой диморфизм.

Какое слово лишнее? (используется интерактивное средство из коллекции -выбрать один правильный ответ)

    Очистка питьевой воды

(работа с интерактивным средством «Водоворот»)

Сверьте с образцом на доске.

1. Найдите общее понятие:

2. Из 4 слов только 3 объединены общим понятием: рот, стилет, кутикула, анальное отверстие.

Какое слово лишнее?

    Санитарное благоустройство жилищ (водопровод, канализация)

    Санитарный контроль продуктов

    Соблюдение правил личной гигиены

    Обезвреживание фекалий, используемых в качестве удобрений

    Систематические медицинские осмотры

    Очистка питьевой воды

Сверьте с образцом на доске.

3. Изучение нового материала.

    Введение в тему. Беседа.

Учитель: Вы уже знаете, что червеобразность – одна из классических моделей природы – представлена тремя основными вариантами: плоские, круглые, кольчатые.

Как вы думаете. Почему они изучаются в этой последовательности?

Учащиеся: Так в процессе эволюции происходило усложнение их организации.

Учитель: Вспомним по одному представителю каждого типа: планария, аскарида, дождевой червь. Кто из них на ваш взгляд, более всего соответствует обыденному представлению о животных как активных охотниках за пищей? На чем основано ваше мнение?

Активная локомоция у многоклеточных животных требует развития мышц и опорного аппарата для них. Мышечный аппарат всех червей представлен кожно-мышечным мешком, но опорный орган в виде гидроскелета появляется впервые только у круглых червей. Первичная полость нематод, заполнена жидкостью, не отделена от внутренних органов. Представьте, что такая «модель» размером с дождевого червя, а не микроскопическая, как свободноживущие нематоды, проходит испытание на прочность в плотном грунте, ей приходится протискиваться через острые частицы горных пород. Что произойдет при повреждении кожно-мышечного мешка? Полостная жидкость вытечет, кожно-мышечный мешок утратит опору, и организм погибнет.

Эту проблему природа решила 600 млн. лет назад, создав вторичную полость – целом. Современные кораблестроители используют «достижения» природной лаборатории для повышения «живучести» крупных судов, в особенности подводных лодок. Что же это за приспособления? Тело животного разделяется на сегменты, выложенные внутри эпителием. Перегородки между сегментами, а также правой и левой половинками каждого сегмента состоят из двойного слоя клеток. При повреждении кожно-мышечного мешка полостная жидкость вытекает только из одного сегмента. Так трюм корабля разделяется переборками, и пробоина не всегда приводит к гибели судна. Такое строение полсти тела организма оказалось очень удачным. Им обладает самый многочисленный тип животных – Членистоногие, но ближе всего к исходному плану строения – кольчатые черви. Именно с них мы и начнем изучение новой группы животных – высшие беспозвоночные. Они успешно решили проблему активного передвижения.

    Объявление темы урока. Постановка познавательной задачи.

Учитель: Сегодня на уроке, знакомясь с этими животными, мы должны выяснить два главных момента.

Как строение кольчатых червей связано с их образом жизни?

В чем заключается взаимосвязь внутреннего строения и процессов жизнедеятельности кольчатых червей?

- В 1881 году за год до своей кончины, всемирный известный Ч.Дарвин неожиданно для своих коллег, почитателей и противников опубликовал книгу о дождевых червях, которую заключил словами: “Плуг принадлежит к числу древнейших и имеющих наибольшее значение изобретений человека; но еще задолго его изобретения почва правильно обрабатывалась червями и всегда будет обрабатываться ими. Весьма сомнительно, чтобы нашлись еще другие животные, которые в историй земной коры заняли бы столь видное место”.

Что же такое интересного увидел Дарвин в дождевых червях?

3) Решение познавательной задачи.

1. Рассказ учителя. Общие сведения о кольчатых червях и их происхождении.

Они распространены во всех географических поясах. Однако большее число видов обитает в теплых областях.

Тело кольчатых червей вытянутое, круглое или овальное на поперечном разрезе. Тело разделено перетяжками на членики. Дождевой червь, трубочник, медицинская пиявка, нереида, пескожил – все это представители типа кольчатых червей. Тип объединяет несколько классов из них три основных – Многощетинковые(Полихеты), Малощетинковые(Олигохеты) и Пиявки. Мы познакомимся с особенностями образа жизни, строения и процессами жизнедеятельности их на примере дождевого червя – представителя Малощетинковых.

2. Индивидуальная и парная работа. Образ жизни дождевого червя.

Задание: внимательно прочитайте текст об образе жизни дождевого червя, а затем обсудите ответы на вопросы с начало с соседом по парте и потом с учителем.

Текст: Дождевые черви наиболее многочисленны в почве, богатой перегнивающими растительными остатками. На поверхность почвы эти черви выползают в сумерки и ночью. Питаются дождевые черви перегнивающими травинками, опавшими листьями, перегноем. Дождевые черви живут во влажной почве. В сырую погоду, особенно после дождей, черви в большом количестве появляются на поверхности земли, ползают по садовым дорожкам, лежат на дне лужиц. Во время летних засух черви уходят на глубину 40-60 см, свертываются там клубками, иногда буквально завязываясь узлом, выделяют слизь и с ее помощью строят вокруг себя из почвенных частиц довольно прочную капсулу, впадая затем в пассивное состояние. Такая диапауза может продолжаться больше двух месяцев. В зимнее время черви находятся в нижней части своих ходов на глубине примерно 90-150 см.

Вопросы:

    От каких факторов среды зависит жизнь дождевого червя? (в засушливую погоду, при недостатке влаги, процессы жизнедеятельности затруднены и черви погружаются в глубокие и более влажные слои почвы; в зимнее время они стремятся опуститься ниже глубины промерзания почвы)

3. Лабораторная работа «Внешнее строение дождевого червя». (инструктивная карточка)

Задание: Рассмотрите внимательно рисунки, просмотрите внимательно видео фрагмент и выполните задания лабораторной работы в рабочей тетради. Итогом вашей работы должен быть вывод, основа которого дана в инструктивной карточке.

Комментарий учителя к видеофрагменту: Когда дождевые черви передвигаются в рыхлой почве, они передним концом тела раздвигают ее частицы. В плотной почве черви проедают себе дорогу – пропускают почву через кишечник, выбрасывая ее через анальное отверстие. Тело дождевого червя может укорачиваться и утолщаться либо удлиняться и утончаться. Изменения в длине и толщине тела происходят благодаря работе кольцевых и продольных мышц. Путем их попеременного сокращения и расслабления червь передвигается.

Вывод: Дождевые черви имеют……………………… окраску. Тело червя сильно вытянуто в …………… . Передний конец тела более ………………… и по цвету …………………… заднего. Ближе к переднему концу тела заметно утолщение - …………………….. . Он имеет значение при размножении. Тело разделено на большое число колец – члеников. На брюшной стороне каждого членика расположены по четыре пары ………………….. . Они имеют опорное значение при прокладывании ходов в почве. При передвижении дождевого червя его тело либо ……………… и ………………., либо ………………. и ……………… .

4. Парная работа учащихся с текстом; рассказ учителя (о значении кровеносной системы). Внутреннее строение и жизнедеятельность кольчатых червей.

Задание для учащихся: внимательно слушайте одноклассников, записывая кратко особенности внутреннего строения по предложенному алгоритму. Произведите взаимопроверку с соседом по парте, сравнивая ответы с текстом учебника.

Алгоритм

    Полость тела

Учитель: Снаружи тело покрыто тонким слоем кутикулы, которую вырабатывает кожный эпителий. Под ним лежат кольцевые и продольные мышцы. Кожный эпителий и мышцы образуют кожно-мускульный мешок. Наличие кожно-мускульного мешка обеспечивает сложность движений кольчатых червей.

У кольчатых червей, как и у круглых, имеется заполненная жидкостью полость тела, которая расположена под кожно-мускульным мешком. Она образовалась не в результате разрушения клеток паренхимы, а из промежуточного слоя клеток – мезодермы. Такая полсть тела называется вторичной, или целомом.

Пищеварительная система устроена значительно сложнее.

Выделительная система представлена метанефридиями, которые расположены в каждом сегменте. Их воронка обращена в полость тела, а другой конец открывается наружу.

У кольчатых червей впервые появляется кровеносная система. Она представлена спинным и брюшным сосудами. От них отходят многочисленные капилляры, которые несут обогащенную кислородом кровь от кожи ко всем органам и тканям. Кровь червя красного цвета. Движение крови по сосудам обеспечивают так называемые «сердца» - утолщенные поперечные кровеносные сосуды, расположенные в передней части тела. Кровь движется только по сосудам и не попадает в полость тела. Такая кровеносная система называется замкнутой.

Органов дыхания нет. Он дышит всей поверхностью тела.

Нервная система тоже устроена сложнее. Вокруг глотки располагаются соединенные между собой парные надглоточные и подглоточные нервные узлы. Узлы имеются и в каждом сегменте, образуя брюшную нервную цепочку. От нее отходят многочисленные нервы.

Дождевые черви – гермафродиты. Однако оплодотворение у них перекрестное, так как в размножении принимают участие две особи. Развитие дождевого червя прямое. Из яиц выходят маленькие червячки.

Бесполое размножение дождевых червей наблюдается крайне редко. Зато у них хорошо развита регенерация. Они весьма успешно восстанавливают поврежденные части тела и даже достраивают недостающий задний конец, если его отрезать. Передний конец тела восстанавливается редко и с большим трудом.

5. Первичное закрепление.

Учитель: Ребята, проверьте свои знания без текста учебника . Работа на интерактивной доске.

Задание: Установите соответствие между органами, системами органов и их функциями. Соедините линиями, обозначьте цифрами.

Системы органов Функции

Пищеварительнаясистема А. Отвечает на раздражение

питательные вещества

Кровеносная система В. Осуществляет выделение жидких продуктов

обмена

Выделительная система Г. Обеспечивает воспроизведение себе подобных

Д. Управляет работой организма

Система размножения Е. Осуществляет переваривание и всасывание пищи

Части организма

1. Спинной и брюшной кровеносные сосуды 7. «Сердца»

2. Метанефридии 8. Желудок

3. Окологлоточное кольцо 9. Кишка

4. Глотка 10. Рот

6. Пищевод 12. Семенники

6. Фронтальная работа с микроскопом.

Задание: Рассмотрите на малом увеличении микроскопа готовый микропрепарат поперечного разреза дождевого червя. Используя рисунок в учебнике, выясните, какие органы дождевого червя видны на микропрепарате. Чем внутреннее строение дождевого червя отличается от внутреннего строения плоских и круглых червей?

6.Фронтальное решение биологических задач, рассказ учителя. Значение Кольчатых червей в природе и жизни человека.

Учитель читает стих «Памятник червю»:

Есть памятник собаке

Есть памятник лягушке

Коту и обезьянам

И даже голубям

Бизону, долгоносику

И лоцману – дельфину

Но не найдете памятник

Вы дождевым червям.

Ну, почему вы помните

Про комара кусачего

Про зайца длинноухого, про синего кита

Вы их увековечили…

ЧЕРВЯМ поставьте памятник!

Чтоб знало человечество

На ком стоит Земля!

За что дождевым червям нужно поставить памятник?

Задача 1

В лиственном лесу на 1 га насчитывается в среднем 30 000 дождевых червей. В течение года один червь утаскивает в норки и перерабатывает до 800 г листьев. Сколько листьев перерабатывают все черви за год на площади в 1 гектар? (24 т)

Задача 2

В наиболее благоприятных условиях (чаще всего это широколиственные леса) численность дождевых червей достигает 500 – 800 на 1 м кв. рассчитайте, сколько почвы за сутки перерабатывают дождевые черви на площади 20 га земли, если один дождевой червь может переработать за это время около 0,5 г почвы? На основании полученных данных сделайте вывод о роли дождевых червей. (80000 кг или 80 т)

Работа со слайдом «Значение Кольчатых червей»

4. Закрепление. Работа с тренажером.

5. Выводы. Подведение итогов.

6. Домашнее задание.

1) Если остались трудности в изучаемых сегодня вопросах, то прочитайте текст учебника на стр. 128-129 и выполните задание в тетради № 76;

3) Подумайте! Что вы изобразите на памятнике дождевому червю.

Технологическая карта по теме

«Тип Кольчатые черви. Дождевой червь»

Цель: изучить особенности образа жизни и строения Кольчатых червей.

Задание 1: запишите в тетрадь: тему урока, дату урока.

Задание 2: Повторение темы «Круглые черви». Выполните задание в тетради.

Вариант 1

Вариант 2

1. Найдите общее понятие:

Аскарида, острица, ришта, филярия

гермафродиты, раздельнополые, кутикула, половой диморфизм.

Какое слово лишнее?

3. Выберите из предложенного списка меры профилактики аскаридоза:

    Санитарное благоустройство жилищ (водопровод, канализация)

    Санитарный контроль продуктов

    Соблюдение правил личной гигиены

    Обезвреживание фекалий, используемых в качестве удобрений

    Систематические медицинские осмотры

    Очистка питьевой воды

Сверьте с образцом на доске.

1. Найдите общее понятие:

Власоглав, почвенная нематода, мононх-однозуб, аскарида

2. Из 4 слов только 3 объединены общим понятием: рот, стилет, кутикула, анальное отверстие.

Какое слово лишнее?

3.Выберите из предложенного списка меры профилактики энтеробиоза:

    Санитарное благоустройство жилищ (водопровод, канализация)

    Санитарный контроль продуктов

    Соблюдение правил личной гигиены

    Обезвреживание фекалий, используемых в качестве удобрений

    Систематические медицинские осмотры

    Очистка питьевой воды

Сверьте с образцом на доске.

Задание 3: Внимательно прочитайте текст об образе жизни дождевого червя, а затем обсудите ответы на вопросы с начало с соседом по парте и потом с учителем.

Текст: Дождевые черви наиболее многочисленны в почве, богатой перегнивающими растительными остатками. На поверхность почвы эти черви выползают в сумерки и ночью. Питаются дождевые черви перегнивающими травинками, опавшими листьями, перегноем. Дождевые черви живут во влажной почве. В сырую погоду, особенно после дождей, черви в большом количестве появляются на поверхности земли, ползают по садовым дорожкам, лежат на дне лужиц. Во время летних засух черви уходят на глубину 40-60 см, свертываются там клубками, иногда буквально завязываясь узлом, выделяют слизь и с ее помощью строят вокруг себя из почвенных частиц довольно прочную капсулу, впадая затем в пассивное состояние. Такая диапауза может продолжаться больше двух месяцев. В зимнее время черви находятся в нижней части своих ходов на глубине примерно 90-150 см.

Вопросы:

    Почему это животное получило такое название?

    Почему после дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли?

    От каких факторов среды зависит жизнь дождевого червя?

Задание 4: Рассмотрите внимательно рисунки, просмотрите внимательно видео фрагмент и выполните задания лабораторной работы(смотри инструктивную карточку) в рабочей тетради. Итогом вашей работы должен быть вывод, основа которого дана в инструктивной карточке.

Задание 5: Внимательно слушайте учителя, записывая кратко особенности внутреннего строения по предложенному алгоритму. Произведите взаимопроверку с соседом по парте, сравнивая ответы с текстом учебника.

Алгоритм

    Особенности кожно-мускульного мешка

    Полость тела

    Общий план строения пищеварительной системы

    Общий план строения выделительной системы

    Особенности строения кровеносной системы

    Особенности строения дыхательной системы

    Особенности строения нервной системы

    Особенности строения половой системы

Задание 6: Установите соответствие между органами, системами органов и их функциями. Соедините линиями, обозначьте цифрами (смотри карточку).

Задание 7: Рассмотрите на малом увеличении микроскопа готовый микропрепарат поперечного разреза дождевого червя. Используя рисунок в учебнике, выясните, какие органы дождевого червя видны на микропрепарате. Чем внутреннее строение дождевого червя отличается от внутреннего строения плоских и круглых червей?

Подведение итогов урока:

А) Прочитайте цель урока. Достигли ли Вы её? В какой степени? Б) Какие затруднения у Вас возникли? В) Оцените свою работу: «5» - если выполнили все предложенные задания; «4» - если выполнили 1-5 задания; «3» - если выполнили 2-4 задания.

Домашнее задание.

1) Если остались трудности в изучаемых сегодня вопросах, то прочитайте текст учебника на стр. 125-126, 128-129 и выполните задание в тетради № 89-91;

2) Если трудностей нет, то подготовьте сообщение о любом представителе класса Кольчецов.

3) Подумайте! За что дождевым червям нужно поставить памятник?

Карточка с заданиями

Системы органов Функции

Пищеварительнаясистема А. Отвечает на раздражение

Нервная система Б. Доставляет клеткам кислород и другие

4. Глотка 10. Рот

5. Брюшная нервная цепочка 11. Яичники

6. Пищевод 12. Семенники

Системы органов Функции

Пищеварительнаясистема А. Отвечает на раздражение

Нервная система Б. Доставляет клеткам кислород и другие

4. Глотка 10. Рот

5. Брюшная нервная цепочка 11. Яичники

6. Пищевод 12. Семенники

Лабораторная работа

«Внешнее строение дождевого червя»


Брюшные пучки щетинок дождевого червя (при увеличении в 100 и 300 раз)

    Рассмотрите внешний вид дождевого червя.

Определите: - окраску тела,

Длину тела,

Толщину тела,

Передний и задний концы тела,

Поясок.

Сделайте рисунок червя.

    Рассмотрите брюшную часть тела дождевого червя.

Чем она отличается от спинной?

Найдите щетинки. Какова их функция?

Сделайте рисунок щетинки.

    Запишите вывод.

Вывод: Дождевые черви имеют……………………… окраску. Тело червя сильно вытянуто в …………… . Передний конец тела более ………………… и по цвету …………………… заднего. Ближе к переднему концу тела заметно утолщение - …………………….. . Он имеет значение при размножении. Тело разделено на большое число колец – члеников. На брюшной стороне каждого членика расположены по четыре пары ………………….. . Они имеют опорное значение при прокладывании ходов в почве. При передвижении дождевого червя его тело либо ……………… и ………………., либо ………………. и ……………… .

Самоанализ урока

Данный урок является первым в теме «Тип Кольчатые черви» и первым при изучении высших беспозвоночных животных. Материал урока опирается на знания, полученные при изучении двух предыдущих типов червей. Цель урока – изучение нового материала. Тип - урока комбинированный. Структура урока соответствует данному типу. Для раскрытия нового материала были выбраны следующие методы: - по характеру познавательной деятельности учащихся – частично- поисковый; - по виду источников знаний – словесно-наглядно-практический; - по форме совместной деятельности учителя и учащихся использовались частные методы: рассказ с элементами беседы, организация лабораторной работы, самостоятельная работа, работа в парах, фронтальная работа, взаимопроверка и самопроверка.

Разным сочетанием методов поддерживается активность и работоспособность учащихся в течение всего урока. Эти методы способствуют развитию у учащихся умений внимательно слушать учителя, наблюдать, делать выводы, проводить сравнение, адекватно воспроизводить прочитанное.

Развитию мышления учащихся способствуют приемы: - создание проблемных ситуаций; - использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций – анализ, сравнение, обобщение, конкретизация, абстрагирование.

Развитию воображения учащихся способствует образная подача материала. Старалась, чтобы весь урок способствовал общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом.

Все обеспечение урока способствует рациональному использованию времени. На уроке используется созданные мной технологическая карта для учащихся, инструктивная карточка для выполнения лабораторной работы, презентация – интерактивный плакат, управляемый различными кнопками. Он удобен для использования на интерактивной доске. Для урока создан дидактический материал в программе SMART Notebook 10 для работы учащихся на интерактивной доске. Применение компьютерных технологий позволяет в значительной мере оптимизировать образовательный процесс. Использование средств мультимедиа открывает широкие возможности для эффективного наглядно-демонстративного сопровождения на уроке. В созданных мною учебных пособиях сочетаются печатный текст, звук, графика, анимации и видео. Это дает возможность просматривать сложные явления и процессы (передвижение дождевого червя в почве). Использование цифрового микроскопа позволяет получить увеличенное изображение изучаемого объекта; изучать объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно. Это дает ощутимый дидактический эффект в плане мотивации.

Домашнее задание подготовлено всем ходом урока, носит дифференцированный, закрепляющий и развивающий (творческий) характер.

Урок №

Тема: многообразие и значение кольчатых червей. Классы Малощетинковые, Многощетинковые и Пиявки.

Цели:

1) Изучить многообразие кольчатых червей, их распространение и значение в природе;

2) сформировать навыки бережной работы с натуральными объектами (дождевой червь);

3) Развивать познавательный интерес у детей;

4) Воспитывать ответственное отношение к учебному труду.

Оборудование: поднос, дождевые черви, лист бумаги, пинцет, лупа, кусочек репчатого лука, таблица «Дождевой червь», презентация по теме, компьютер, проектор.

Структура урока:

І. Организационный момент. Постановка цели урока (5 мин)

ІІ. Актуализация знаний (5 мин)

ІІІ. Изучение нового материала (15 мин)

ІV. Лабораторная работа (14 мин)

V. Домашнее задание (1 мин)

Ход урока

І. Орг. момент. Учитель здоровается с учащимися, обращает внимание на готовность на их подготовку к уроку. Разрешает сесть, сообщает тему и цели урока.

ІІ. Актуализация знаний.

На прошлом уроке вы изучали внутреннее и внешнее строение кольчатых червей. Давайте немного повторим:

2) Есть ли у кольчатых червей органы чувств?

Краткий ответ

3) Что такое параподии?

Краткий ответ

4) Опишите строение кровеносной системы

Краткий ответ

5) Как дышат кольчатые черви?

Краткий ответ

6) Из каких отделов состоит пищеварительная система дождевого червя?

Краткий ответ

7) Назовите органы выделения кольчецов

Краткий ответ

8) Сколько видов кольчатых червей существует?

Краткий ответ

ІІІ. Изучение нового материала.

1) Многообразие.

Тип кольчатые черви включает, как нам известно, 9 тыс. видов червей. Широко распространены и известны: многощетинковые, малощетинковые черви и пиявки.

А. Многощетинковые черви обитают преимущественно в водной среде. Большинство из них – морские донные животные, ползающие по дну или зарывающиеся в ил или песок, в основном в прибрежной зоне.

Часть полихет ведет сидячий образ жизни, прикрепляясь к камням раковинам моллюсков и др.

Яркими отличительными особенностями многощетинковых червей являются:

1) Щупальца, глаза, усики, расположенные в головном отделе;

2) Парные подвижные боковые выросты тела, усаженные щетинками;

3) Жабры – органы дыхания, которые представляют собой кожные выросты различной формы.

Б. Малощетинковые кольчатые черви обитают преимущественно в почве и на дне пресных водоёмов. Они не имеют всех перечисленных выше признаков. Каждый сегмент этих червей имеет маленькие щетинки, которые расположены пучками (пара боковых, пара брюшных). Кроме этого малощетинковые черви – гермафродиты, тогда как большинство многощетинковых - раздельнополы. Известные нам представители класса – трубочники и дождевые черви.

В. Пиявки – на земном шаре насчитывается 400 видов, их строение разнообразно. Они живут не только в болотах, но и практически в любых типах водоемов , как в пресных, так и солёных. Большинство пиявок – кровососы, но и есть виды, которые кровь сосать не могут и принадлежат к числу хищников, например, ложноконская пиявка поедает более мелких червей и даже нападает на рыб. Тело у них вытянутое, уплощенное в спинно – брюшном направлении. На переднем и задних концах расположены присоски. Параподии, щетинки и жабры отсутствуют. Хорошо известно, что после укусов пиявки раны долго кровоточат. Это объясняется тем, что в раны попадает особое белковое вещество герудин, которое препятствует свёртыванию крови.

Все пиявки – гермафродиты. Оплодотворение внутреннее. Оплодотворенные яйца выделяются в коконах.

2) Значение кольчатых червей

1. Принимают участие в построении пищевых цепей;

2. Участвуют в почвообразовании;

4. Используют в медицине.

ІV. Лабораторная работа №13

Тема. « Внешнее строение дождевого червя»

Цель: Изучить внешнее строение дождевого червя.

Оборудование: поднос, дождевые черви, лист бумаги, пинцет, лупа, кусочек репчатого лука, таблица «Дождевой червь».

Ход работы:

1. Рассмотрите живого дождевого червя, определите форму его тела, окраску, размеры (длину и толщину). Обратите внимание на его кольчатое (членистое) строение тела.

2. По движению тела определите передний и задний концы тела, их толщину и окраску.

3. На переднем (более заостренном конце тела) найдите ротовое отверстие и утолщение – поясок. Посчитайте, из скольких члеников он состоит.

4. На заднем (более тупом) конце тела найдите отверстие, через которое выбрасываются, не переработанные остатки пищи, - это анальное отверстие.

5. Поверните червя брюшной стороной вверх. Определите чем отличается она от спинной. Найдите с помощью лупы щетинки, которыми он упирается в частицы почвы при передвижении.

6. Пустите червя ползать по листу бумаги. Присмотритесь, как он передвигается. Прислушайтесь, как шуршит червь щетинками о бумагу. Смочите стекло водой и пустите червя на него. Посмотрите, как червь передвигается по мокрому стеклу.

7. Проведите пальцем вдоль брюшной стороны от переднего к заднему концу тела. Что ощущаете? А теперь от заднего к переднему и сравните степень сопротивляемости этим движениям. Сделайте вывод.

8. Обратите внимание на кожу червя. Определите, какая она – сухая или влажная? Подумайте, какое значение имеет такая кожа для жизни в почве.

9. Выясните, как дождевой червь реагирует на действия различных раздражителей: прикоснитесь палочкой или пинцетом к различным участкам дождевого червя, поднесите к переднему концу тела кусочек лука, не дотрагиваясь до червя. Как реагирует червь на эти воздействия? Какие выводы можно сделать из данных наблюдений.

10. Опишите результаты наблюдений. Зарисуйте дождевого червя в тетради и сделайте надписи к рисунку. Ответьте на вопрос: каковы приспособления дождевого червя к условиям жизни в почве?

V. Домашнее задание: стр. 128-130, готовиться к тесту

Нет сомнения, что вряд ли есть еще другие животные,
которые сыграли бы столь важную роль в истории мира,
как эти низкоорганизованные существа.
Дарвин Ч.(1881)

Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя, как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • рассмотреть особенности организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группой животных;
  • расширить знания учащихся о прикладном значении животных в природе, значении и роли в природе и жизни человека;
  • Развивающие:
    • продолжить формирование умений выполнять лабораторную работу по инструкции, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать, работать на компьютере;
    • формирование критического мышления;
  • Воспитательная:
    • воспитывать бережное отношение к природе;
    • ответственное отношение к выполнению порученных заданий.

    Тип урока – комбинированный.

    Методы :

    • Методы формирования интереса к учению (рассказ, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования);
    • Методы организации и осуществления учебных действий и операций (рассказ, демонстрации, видеопоказ, выполнение заданий и упражнений, анализ и сопоставление учебного материала);
    • Методы самоуправления учебными действиями (самостоятельная работа с опорными конспектами, выполнение виртуальной лабораторной работы);
    • Методы контроля и самоконтроля (опрос по ходу урока, тестирование).

    Междисциплинарные связи: информатика и ИКТ, экология и история.

    Оборудование: Компьютеры класса Pentium III и СD-диски («Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 класс». Кирилл и Мефодий, 2003 г.», «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс». Республиканский медиацентр, 2004 г.), ЦОР по теме «Лабораторная работа ««Особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве» (диск №56 из комплекта СБППО «Первая помощь 1.0», название файла bio_2007_053_p.oms), Интернет, портрет Ч. Дарвина, опорный конспект (Приложение №1 ).

    Ход урока

    I. Актуализация знаний. Введение в тему.

    Учитель. Ребята, мы с вами изучаем животный мир. На уроке мы познакомимся еще с одной группой организмов. Студентам-биологам они более знакомы как организмы для вскрытия и изучения строения; для рыбаков они - наживка для ужения рыбы; а для обычного человека это просто организмы – обитатели почвы.

    Демонстрация видеоролика «Движение дождевого червя» (Приложение №4 ) (http://wormsmuseum.narod.ru/).

    Учитель. ВОПРОСЫ:

    Каких животных вы видите на экране?

    Многие ли из вас видели их в природе?

    Где они обитают?

    Когда чаще всего встречаются дождевые черви на поверхности почвы?

    (Ответы учеников.)

    Учитель:

    • озвучивает тему урока (демонстрация «Кольчатые черви» слайд № 1) (Приложение №3 .)
    • главный вопрос урока сформулирован в эпиграфе, можно ли подтвердить или опровергнуть слова Ч.Дарвина (На доске эпиграф и портрет Ч.Дарвина)
    • подводит к цели урока (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №2) (ребята предположительно формулируют цели урока)

    По ходу урока ученики заполняют опорный конспект.

    II. Изучение нового материала

    1. Классификация. Учитель. Мы должны познакомиться с систематическим положением изучаемого объекта.

    К типу Кольчатые черви относятся классы Многощетинковые (Полихеты) и Малощетинковые (Олигохеты) черви и Пиявки. (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №3)

    Систематика дождевого червя (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №4)

    Тип Кольчатые черви - Annelida

    Подтип Поясковые - Clitellata

    Класс Малощетинковые – Oligochaeta

    Отряд Высшие олигохеты – Lumbricomorpha

    Семейство Люмбрициды - Lumbricidae

    ВидДождевойчервь – Lumbricus terrestris

    Виды дождевых червей (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №5)

    *** Дополнительная информация:

    Экологические группы (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №6, интернет адрес: http://wormsmuseum.narod.ru/)

    2. Происхождение малощетинковых .

    От многощетинковых червей в связи с переходом к наземному существованию произошли малощетинковые черви.

    Класс Малощетинковые черви объединяет 4-5 тыс. видов. Длина их тела колеблется от 0,5 мм до 3 м.

    3. Образ жизни

    Дождевые черви - существа загадочные: как они, такие мягкие и нежные, живут в почве?

    Почва как среда обитания имеет все необходимые условия для жизни организмов. Назовите, какие это условия? (Ответы учеников).

    Дождевые черви - типичные представители этого класса, живут скрытно во влажных богатых перегноем почвах, ведут подвижный, роющий образ жизни, в теплое время держатся у поверхности, зимой на глубине до 2 метров в норках. Дождевой червь может заглатывать землю и пропускать ее через кишечник, как бы проедая себе ход, усваивая при этом питательные частицы, содержащиеся в почве.

    4. Внешнее строение.

    Мы выяснили образ жизни дождевого червя, а теперь обратим внимание на решение проблемы, действительно ли дождевые черви низкоорганизованные существа. Для решения этого вопроса ученики выполняют лабораторную работу на компьютере.

    Лабораторная работа «Особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве» (ЦОР по теме «Лабораторная работа ««Особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве» (диск №56 из комплекта СБППО «Первая помощь 1.0», название файла bio_2007_053_p.oms).

    Цель : найти во внешнем строении дождевого червя черты приспособленности к жизни в почве.

    Учитель знакомит учеников с ходом работы, регламентом и правилами выполнения ее. Ребята работают в опорных конспектах (задание №1).

    Проверка выполнения лабораторной работы, учитель просит учеников перечислить особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве и ответить на вопрос. Прав ли Ч. Дарвин? (Ответы учеников.)

    5. Внутреннее строение

    Затем идет обобщение материала о внутреннем строении дождевого червя, ученики вместе с учителем разбирают каждую систему органов и сравнивают с системами органов плоских и круглых червей. После завершения разбора и сравнения отвечают на проблемный вопрос. Изучив внутреннее строение дождевого червя, можно ли назвать их низкоорганизованными. Прав ли Ч. Дарвин?

    (Электронный диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс». Республиканский медиацентр, 2004 г).

    Дождевой червь, как представитель типа Кольчатые черви трехслойное, вторичнополостное животное (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №7), тело которых состоит из повторяющихся сегментов, или колец (отсюда и название – кольчатые черви).

    Характерной особенностью внутреннего строения является то, что у дождевых червей хорошо развиты настоящие ткани.

    А) Пищеварительная система: (электронный диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс», пищеварительная система) органы расположены в определенной последовательности, связаны между собой. У дождевого червя пищеварительная система состоит из хорошо выраженных отделов – глотки, пищевода, зоба - вместилище для пищи, мускульного желудка, средней и задней кишок.

    В пищевод впадают протоки известковых желез , секрет которых служит для нейтрализации находящихся в почве кислот. Спинная стенка средней кишки образует впячивание, увеличивающее всасывательную поверхность кишки. Питаются дождевые черви гниющими растительными остатками, в том числе и опавшими листьями, которые затаскивают в свои норки

    Б) Выделительная: (электронный диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс», выделительная система) вредные вещества поступают в целомическую жидкость и оттуда удаляются через метанефридии. В каждом сегменте их пара.

    В) Кровеносная: (электронный диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс», кровеносная система) у малощетинковых и многощетинковых червей по строению сходны (замкнутая кровеносная система дождевых червей отличается тем, что содержит способные к сокращению мускульные кольцевые сосуды – "сердца", расположенные в 7-13 сегментах).

    В отличие от всех рассмотренных ранее животных у дождевого червя есть кровеносная система, состоящая из кровеносных сосудов, по которым движется кровь.

    Г) Дыхание: Газообмен у малощетинковых червей осуществляется всей поверхностью тела. Кожа покрыта слизью и обеспечивает газообмен.

    Д) Нервная система: (электронный диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс», нервная система)

    Е) Размножение: (электронный диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс», система размножения или половая система)

    В отличие от многощетинковых червей малощетинковые – гермафродиты . Половая система их расположена в нескольких сегментах передней части тела. Семенники лежат впереди яичников.

    Оплодотворение: (flash-анимация «Размножение» с диска «Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 класс») у малощетинковых червей перекрестное.

    Учитель . Что такое регенерация? Какое значение она играет в жизни дождевого червя? (Восстанавливает утраченные или поврежденные части тела, защитное значение, размножение.)

    Системы органов равномерно расположены в каждом членике полости тела дождевого червя, поэтому при перерезке тела пополам он не погибнет, так как в каждой половинке сохраняются почти все жизненно важные органы (сегментация мышц, органы выделения, нервные узлы).

    Учитель. Вернемся к эпиграфу урока. Обсуждение. Ответы учеников .

    Приходят к выводу: у кольчатых червей в процессе эволюции появились прогрессивные изменения и среди различных червей кольчатые – наиболее высокоорганизованные.

    6. Роль дождевых червей в природе и жизни человека.

    Учитель . Люди мало знают о дождевых червях, об этих робких и беззащитных обитателях почвы, нередко плохо к ним относятся.

    А какой вред может нанести человек дождевым червям? (Ответы учеников .)

    • использует их для рыбной ловли,
    • в почву вносит химические удобрения и ядохимикаты,
    • строит города, на территории которых лишает червей пищи, уплотняет почву,
    • режет при перекопке земли,
    • скармливает скоту и т.д.

    Некоторые виды дождевых червей занесены в Красную книгу (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №8).

    Учитель: Я приглашаю вас на виртуальную экскурсию по музею Дождевого червя (Интернет адрес: http://wormsmuseum.narod.ru/ ).

    Сообщение «экскурсоводов» (два обучающихся выполнявших опережающее задание):

    1 экскурсовод. Музей Дождевого червя создан по общественной инициативе для просветительских целей. Задача экспозиции - дать посетителю посмотреть на дождевых червей другими глазами и понять красоту и сложность любого проявления жизни. Музей базируется в Москве, но способен путешествовать.

    2 экскурсовод. Этот сайт является электронной версией Музея дождевого червя - передвижной экспозиции, рассказывающей о замечательных животных - дождевых червях. Об их полной риска жизни, сложном поведении, удивительных способностях, друзьях и врагах, о рождении, любви и смерти. А также о том, как они устроены и что значат эти великие созидатели и преобразователи почвы для жизни на Земле. Посетители могут изучить странички:

    Для организации виртуального путешествия обучающиеся делятся на пары и изучают разделы музея . Совершая экскурсию необходимо ответить на вопросы и заполнить задание №3 опорного конспекта:

    1. Какую роль играют представители разных типов червей в природных сообществах?
    2. Какую роль играют дождевые черви в природе?

    Обобщение, ответы учеников (демонстрация «Кольчатые черви» слайд № 9, роль дождевых червей в природе).

    Учитель. Ученые многих стран уделяют пристальное внимание изучению, разведению дождевых червей. Знания об особенностях строения дождевых червей необходимы для их разведения и выведения новых видов.

    В наши дни дождевых червей называют – источником богатства. Большое значение уделяется изучению и разведению дождевых червей.

    Сообщение учеников о научно-исследовательском институте дождевого червя ,расположенном в городе Владимире (Интернет сайт http://www.green-pik.ru/), ученики заполняют задание №3 опорный конспект о роли дождевых червей в жизни человека.

    Данный информационный сайт содержит современную научную и практическую информацию о дождевых червях, их биологии, физиологии, биохимии и молекулярной биологии, а также о роли и месте дождевых червей в экосистеме, о современных технологиях переработки органических отходов с помощью дождевых червей. В нем помещена ценная практическая информацию о том, как выращивать дождевых червей и как ухаживать за ними, как получить вермикомпост из органических отходов.

    В последние годы во многих странах мира наблюдается настоящий бум, связанный с технологией вермикультивирования. Повышенный интерес к дождевым червям обусловлен уникальными свойствами этих представителей природы.

    1. Переработка органических отходов и получение высокоэффективных органических удобрений с их помощью;
    2. По набору биологически активных компонентов, по своей доступности дождевые черви не имеют равных в мире природы. Комплекс биологически активных веществ для сельского хозяйства, ветеринарии, фармацевтики, косметологии и ряда биотехнологических отраслей – вот причина всеобщего внимания.

    Обобщение , (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №10, роль дождевых червей в жизни человека).

    Учитель цитирует слова Ч. Дарвина «археологи, вероятно, не знают, как много они обязаны дождевым червям за сохранение большого количества древних предметов, монет, золотых украшений, каменных орудий. Попадая на поверхность земли, они в течение нескольких лет непременно погребаются благодаря червям и тем самым надежно сохраняются».

    Обращает внимание учеников к эпиграфу и задает вопрос. Действительно ли дождевые черви сыграли важную роль в истории мира? (Ответы учеников.)

    Подведение итога урока. Общий вывод.

    Закончить рассказ, об этих замечательных организмах, я хотела бы словами: «Дождевые черви являются ангелами-хранителями всего живого на земле, хотя и обитают под землёй».

    III . Закрепление – выполнение теста (Приложение №2).

    Домашнее задание (в опорных конспектах).

    Учебник стр.128-13. Заполните таблицу «Внутреннее строение» в опорных конспектах.

    Ответь на вопросы:

    1. На дождевого червя направили лупой «солнечный зайчик». Червь уходит от яркого света в темноту. К переднему концу тела поднесли смоченную в уксусной кислоте палочку. Червь отворачивается от палочки. Чем обусловлены данные реакции дождевого червя? Каково их биологическое значение?
    2. Какую роль играют дождевые черви в почвенных сообществах Мурманской области?

    Список литературы:

    1. Стекольников Л.И., Мурох В.И. Спасибо зверю, птице, рыбе. Минск, «Ураджай», 1982 г.
    2. Бровкина Е.Т., Казьмина Н.И. Уроки зоологии. М.: Просвещение, 1981 г.
    3. Никишов А.И. Биология в таблицах 6-11 классах. «Илекса». 1998 г.
    4. Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор Биология. 1, 2, 3 том. М.: Мир, 1990.
    5. Я иду на урок биологии. Зоология. Беспозвоночные. Книга для учителя. Библиотека «Первое сентября». М.: Первое сентября, 2000 г.
    6. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1982 г.
    7. Хрусталев Ю.П. Эколого-географический словарь. Апатиты, 1996 г.
    8. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс М.: «Дрофа», 2006 г.
    9. Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии. – М.: Просвещение, 1973, с. 19–26, 156.
    10. Э. Хадорн, Р. Венер Общая зоология: Пер. с нем. – М.: Мир, 1989
    11. Харламова М.Н., Луппова Е.Н., Митина Е.Г. Животный мир Мурманской области. Учебное пособие для обучающихся 6-7 классов общеобразовательных учреждений Мурманской области, Мурманск 2007
    12. Глаголев С.М., Беркинблит М.Б. Биология. Часть 1. М.: Мирос, 1997
    13. «Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 класс». Кирилл и Мефодий, 2003 г.
    14. «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс». Республиканский медиацентр, 2004 г.

    Урок 21. Многообразие кольчатых червей

    05.01.2015 5008 0

    Цели урока: изучить многообразие кольчатых червей, их распространение и значение в природе и хозяйственной деятельности человека.

    Оборудование: таблица «Дождевой червь», рисунки червей, опросные листы.

    I. Организационный момент

    II.Актуализация опорных знаний.

    1.Опрос по базовым вопросам (работа в парах).

    1.Из чего состоит кожно-мускульный мешок у дождевого червя?

    2.Как разносится кислород по телу кольчатых червей?

    3.Какого цвета кровь у дождевого червя и почему?

    4.Какие функции выполняет кровь?

    5.Что такое замкнутая кровеносная система?

    6.Каково строение кровеносной системы и как по ней циркулирует кровь?

    7.Какое строение тела называется членистым?

    8.Какие структуры повторяются в каждом членике дождевого червя?

    9.С чем связана высокая способность к регенерации у дождевого червя?

    10.Каково строение пищеварительной трубки у кольчатых червей?

    11.Как происходит процесс дыхания у малощетинковых и многощетинко­вых червей?

    12.Как происходит процесс обмена семенной жидкостью у дождевых червей?

    13.Как осуществляется оплодотворение у гермафродитного червя?

    14.Какие признаки более высокой организации имеются у кольчатых чер­вей по сравнению с плоскими и круглыми червями?

    15.Какого типа нервная система развита у дождевого червя и есть ли у него органы чувств?

    16.Как очищается кровь у кольчатых червей?

    III.Изучение нового материала.

    1.Происхождение кольчатых червей.

    О Изучив материал «Происхождение кольчатых червей в §21, составьте опорный конспект по теме.

    2.М ногообразие кольчатых червей и их значение в природе и жизни человека. Тип Кольчатые черви включает, как нам известно, около 8 тысяч видов

    червей. Широко распространены и известны: многощетинковые, малоще- тинковые черВи и пиявки.

    Многощетинковые черви обитают преимущественно в водной среде. Большинство из них - морские донные животные, ползающие по дну или за­рывающиеся в ил и песок, в основном в прибрежной зоне. Это нереида, нап­ример, и пескожил. Часть полихет ведет сидячий образ жизни, прикрепляясь к камням, раковинам моллюсков и др. (например, серпула). При этом серпула и многие другие прячутся в трубочки, образуемые из затвердевших органичес­ких или известковых выделений кожи. Ряд видов свободно плавает, напри­мер, томоптерис (всех этих червей можно показать на таблице «Дождевой червь»). Известно также небольшое число пресноводных, встречающихся в

    1)щупальца, глаза, усики, расположенные в головном отделе;

    2)подвижные боковые выросты тела, усаженные щетинками;

    3)жабры - органы дыхания, которые представляют собой кожные вы­росты различной формы.

    Малощетинковые кольчатые черви обитают преимущественно в почве и на дне пресных водоемов. Они не имеют всех перечисленных выше призна­ков. Каждый туловищный сегмент этих червей имеет маленькие щетинки, ко­торые расположены пучками (пара боковых и пара брюшных). Кроме этого, все малощетинковые кольчецы - гермафродиты, тогда как большинство многощетинковых - раздельнополы. Известные нам представители класса - трубочники и дождевые черви.

    Познакомимся с классом Пиявки.

    О Прослушав рассказ учителя, составить характеристику пиявок.

    На земном шаре насчитывается около 300 видов пиявок, их строение раз­нообразно, они обитают не только в болотистых водоемах, но и в реках, озе­рах, горных ручьях и даже в морях и океанах. Пиявки-кровососы действительно составляют большинство этого класса, но живут они за счет разных животных (представителей всех классов позвоночных, ракообразных, водных насекомых, червей и др.), а не только млекопитающих и человека. И совсем уж мало кому известно, что многие виды пиявок не могут сосать кровь, а принадлежат к числу хищников, которые целиком или по частям заглатыва­ют мелких животных. Что касается пиявок, сосущих кровь у млекопитающих и человека, то в тропиках их изрядное количество, но в нашей стране таких ви­дов всего 2-3 (из 50 пресноводных видов) и распространены они преимущест­венно в южных районах. Принадлежность пиявок к типу кольчатых червей не вызывает никаких сомнений. Для них характерно большинство основных признаков кольчецов. В то же время для пиявок характерны многие особенности, которые позволяют легко отличить их от других групп типа.

    Хорошо известно, что после укусов пиявок раны долго кровоточат. Это объясняется тем, что в раны попадает особое белковое вещество гирудин (от гр. гирудо - «пиявка»), которое препятствует свертыванию крови. Благодаря гирудину и другим веществам, выделяемым слюнными железами, кровь меся­цами сохраняется в желудке пиявок в жидком состоянии, не подвергаясь гниению.

    Все пиявки - гермафродиты. Оплодотворение внутреннее. Оплодотворен­ные яйца выделяются в коконах. У половозрелых пиявок, как и малощетинко- вых червей, в области половых органов на коже образуется «поясок».

    В пресных водоемах обычно встречаются улитковая пиявка, малая и боль­шая ложные конские пиявки (рисунок 26 на стр. 521 в книге «Жизнь живот­ных» т.1), эти животные на людей не нападают. Кровью человека питается лишь медицинская пиявка, обитающая на Украине и Кавказе. Медицинскую пиявку с давних пор применяют при лечении некоторых болезней для отсасы­вания крови (особенно при кровоизлияниях в мозг, при закупорке вен, при инфаркте миокарда). При использовании пиявок человеком они отсасывают его кровь - давление в сосудах падает, тромбы рассасываются.

    -Какие особенности в строении и образе жизни отличают пиявок от дру­гих кольчатых червей?

    На следующем этапе урока организуется работа учащихся с материалами учебника (§21).

    О Изучив главу «Значение кольчатых червей», составьте 2 репродуктивных вопроса, 3 вопроса, расширяющих знания и 1 проблемный вопрос. Это будет подготовка к пресс-конференции по теме «Значение кольчатых червей в природе и жизни человека».

    Примеры проблемных вопросов: j - Влияние червей на урожайность -- не выдумка. А как доказать это опыт­ным путем? Какие доказательства этому уже имеются?

    -От чего зависит численность дождевых червей на участке?

    -Если на 1 га почвы обитает приблизительно.около 4,5 млн. дождевых червей, то какова будет их масса?

    Примеры вопросов, расширяющих знания:

    -Дождевыми червями питаются кроты, ежи, лягушки, скворцы, а чело­век? Употребляет ли человек в пищу дождевых червей или других пред­ставителей кольчецов?

    -Почему количество трубочников в водоемах, находящихся в черте горо­да, особенно большое?

    Морские черви - это основная пища многих видов рыб, несмотря на это плотность их поселений остается почти одинаковой. Почему?

    -С какой целью акклиматизировали азовских нереид в Каспийском море? Когда это было?

    -Почему при высокой численности дождевых червей на участке хорошо живут растения?

    -С чем связан большой «интерес» рыб к морским и пресноводным коль­чецам, которых они поедают в огромных количествах? и т.д.

    Учитель может назвать свои вопросы, ответы на которые также будут инте­ресны учащимся.

    -О деятельности дождевых червей известно многое. Например, ученые считают, что некоторые остатки сооружений Древнего Рима оказались под землей благодаря работе дождевых червей. Объясните, как это про­исходит?

    -Отсутствие дождевых червей практически всегда принимается за пер­вые признаки неблагополучия почвы. В чем исключительность роли этих организмов?

    После того как вопросы составлены и озвучены, учитель продолжает объ­яснение темы с опорой на наработанные вопросы.

    Домашнее задание

    §21, вопросы после параграфа. В тетради сделать записи о значении коль­чатых червей.

    Дополнительное задание: составить кроссворд, чайнворд по теме «Много­образие кольчатых червей» из 6-8 слов. Повторить материал по теме «Черви», подготовиться к контрольно-обобщающему уроку.


    Close