Давно уже в мире большого спорта существует такое направление, как паралимпийское движение. Появилось оно в 1976 году. Люди с ограниченными возможностями могли доказать не только себе, но и окружающим свою волю, выдержку, сильное тело и веру в победу не только на соревнованиях, но и над самим собой.

Параолимпийцы России доказали всеми миру, что они - великолепные спортсмены. Подтверждением этому стали многочисленные победы, кубки и золотые медали, привезенные с разных уголков земного шара.

В статье мы расскажем, кто они, самые выдающиеся параолимпийцы России, как сложилась их жизнь и чего они смогли достичь.

Лебединский Андрей

Родился спортсмен в городе Хабаровске. Мальчуган появился на свет в 1963 году. Уже с детского возраста он увлекался стрельбой, обожал охотиться вместе с отцом, который часто ходил в лес пострелять диких зверей. Именно он давал сыну его первый мастер-класс.

В четырнадцатилетнем возрасте Андрея отправили в специальную секцию по стрельбе. Он умело демонстрировал полученные навыки и удивлял своим талантом, ловкостью и меткостью.

В 15 лет мальчик стал кандидатом, а в 17 Андрей Лебединский - заслуженный мастер по стрельбе.

А в 1984 году происходит трагедия, Андрей остается без ноги. Понадобился целый год для того, чтобы пролечиться и пройти необходимые процедуры для восстановления. Денег на оплату медицинских счетов не хватало, поэтому Лебединский продает все свое дорогостоящее снаряжение.

Прошло время, и врачи позволили молодому человеку вновь заняться любимым делом.

В составе олимпийской сборной он очутился в 1996 году и на первом же выступлении сумел принести стране сразу три медали. Две из них были золотыми и одна - бронзовой.

Вера в победу

Андрей Лебединский, как и остальные спортсмены-паралимпийцы, всегда верил в свою победу и отличался огромной силой воли, невероятным мужеством и напористостью. Он без устали мог тренироваться, забыв о сне и еде. Да и каждый паралимпиец проходил невероятно сложный путь от первой тренировки к победе.

Призер постоянно, все 365 дней в году, целился, стрелял и не замечал, когда проходят ночи и дни. В итоге победа стала его законной наградой за труды и усилия. На Олимпиаде в Сиднее Андрей завоевал две золотые медали.

На данный момент спортсмен проживает в родном Хабаровске, там работает тренером детей. Готовит из них будущих чемпионов страны.

Альберт Бакаев

Успешный паралимпиец родом из Южного Урала. В городе Челябинске он приступил к тренировкам, посещал регулярно местный бассейн, активно плавал.

В семилетнем возрасте он делал первые успехи на данном поприще, а в пятнадцать добился высокого уровня, став мастером спорта. Это было большое достижение в столь молодом возрасте.

Но в 1984 году все изменилось. Бакаев на тренировке повреждает позвоночник. Доктора оказываются бессильными и не в состоянии помочь парню, ему грозит полный паралич.

Многие подумали, что на этом карьера Альберта оборвалась, и он навсегда останется прикованным к постели. Но ошиблись. Сила воли сделала чудо. Бакаев сумел доказать всем и каждому, что еще будет принимать участие в тренировках и получит награду за свое мужество и усердие.

На счету чемпиона множество побед в СССР, а после и на первенствах, проводимых в России.

В 1996 году он стал чемпионом на соревнованиях в Европе и завоевал несколько медалей.

Кроме спорта, Альбер был занят общественной деятельностью. В родном Челябинске он создал комитет для таких людей, как он сам, то есть с ограниченными способностями. К большому сожалению, в 2009 году он умер от сердечного приступа.

Баталова Рима

Девушка с самого детства являлась инвалидом по зрению. Но это никак не остановило ее. Девушка стала чемпионкой.

Еще будучи совсем крохой, она посещала секции по легкой атлетике (специальные, для тех, у кого нарушено зрение).

В 1996 году Риммой был поучен диплом об окончании высшего учебного заведения в Урале по спортивной специальности.

В 1988 году девушка уже выступала за сборную своей страны. Ее первая победа была в Сеуле на соревнованиях паралимпийцев. Баталова завоевала медаль.

В 2008 году спортивная карьера чемпионки завершилась огромной победой в Пекине - золото в беге на длинные дистанции.

Отменим и то, что Рима Баталова занесена во всемирно известную Книгу рекордов Гиннеса. Указано, что спортсменка является 13-тикратной победительницей среди паралимпийцев и 18 раз одержала победу в международных соревнованиях.

Владыкина Олеся

Не все параолимпийцы России были инвалидами с рождения. Милая девочка Олеся появилась у родителей здоровенькой в 1988 году, в Москве.

С детских лет родители водили малышку на плаванье, где она демонстрировала всем на зависть потрясающие успехи. Спустя время Владыкиной дали звание мастера спорта.

В 2008 году Олеся Владыкина отправилась на отдых в Таиланд и пригласила с собой подругу. При путешествии на экскурсионном автобусе они попали в страшную аварию. Подруга погибла сразу, а чемпионка получила массу повреждений и травм, вследствие которых ей пришлось ампутировать руку.

Дабы как-то отвлечь себя от тягостных мыслей, Олеся Владыкина принимает важное для себя решение - возобновить занятия спортом. Она начинает усиленно тренироваться и спустя полгода выигрывает золото в Пекине.

В Лондоне Олесе удается продублировать свои достижения и установить мировой рекорд.

Савченко Оксана

Не исключением среди паралимпийцев, имеющих в своей коллекции множество государственных наград, стала наша героиня.

Молодая призерша с детства страдала от плохого зрения, но это не помешало ей достигнуть всех поставленных целей.

Родилась чемпионка Оксана Савченко на далекой и заснеженной Камчатке. При выписке из родильного отделения врачи не обратили внимание на какие-либо отклонения от нормы в организме девочки. А вот в три месяца ей диагностировали глаукому.

Мама девочки приложила массу усилий, и они не прошли даром, дочь прооперировали в одной из московских больниц, но тем не менее восстановить зрение на правом глазике не удалось. Левым девочка видела, но плохо. Тогда и было принято решение отвести ребенка на плаванье.

На данный момент Оксана Савченко имеет три золотые награды, завоеванные в Пекине, а также еще три, привезенные из Лондона.

Также спортсменкой Оксаной Савченко был получен диплом об окончании университета по специальности "физическая культура" башкирского учебного заведения и диплом по пожарной безопасности в университете Уфы.

Бугаев Алексей

В 1997 году в городе Красноярске появился на свет мальчик Алеша. Это самый молодой чемпион в мире паралимпийцев за последнее время.

Известность молодой человек приобрел благодаря прошедшим Олимпийским играм в Сочи. Он завоевал золото в слаломе (горные лыжи).

При рождении Бугаеву поставили диагноз: аномалия правой кисти. Родители все свои силы направили на борьбу за полноценную жизнь сына. Было принято решение отдать его в спорт. Благодаря этому Алексей окреп и смог достичь невиданных вершин.

В четырнадцать парень уже был участником паралимпийской сборной и принес ей немало успехов.

Лысова Михалина

Эта девушка - яркий пример упорства и целеустремленности. Попала в спорт Михалина Лысова с подачи своих родителей и сестры. Именно она отвела девочку на тренировку.

Будущей спортсменке так все понравилось, что она также решила посвятить спорту свою жизнь.

Из-за плохого зрения девушке приходилось сложнее остальных, но именно сила воли давала потрясающие результаты, об этом вспоминает тренер Лысовой. Он никогда не делал ей поблажек и давал задания такие же, как и здоровым детям.

Успех пришел гораздо позже. В Сочи Михалина Лысова стала сразу трехкратной чемпионкой.

Кауфман Алена

Познакомитесь, это юная биатлонистка и талантливая лыжница, она еще малоизвестна широкому кругу поклонников паралимпийского спорта, но уже достигла немалых успехов.

Недавно Алена Кауфман родила дочь, но это не мешает ей усиленно заниматься и бороться за победу.

С детских лет у Кауфман диагностировали слабый хватательный рефлекс, но родители-спортсмены не дали дочери расслабиться и поставили ее на лыжи. Также девушка великолепно стреляет. Это самая сильная ее сторона. На соревнованиях в Сочи Алена выиграла золото.

Все параолимпийцы России - это сильные личности, достигшие успеха упорством, трудом и верой в победу. Пожелаем каждому из них удачи и побед, как спортивных, так и личных!

На катке Академии фигурного катания проходит тренировка детей-спецолимпийцев.

«Так, хорошо! Теперь «тулуп». Наташа, покажи всем, как надо», - командует тренер Галина Мельникова. Дети на льду старательно выполняют упражнения и заискивающе смотрят на тренера: все ли правильно? В группе спецолимпийцев 15 человек. Самому младшему из них всего восемь лет. Старшей фигуристке Наталье Акимовой - 36. Наталья - мать троих детей и олимпийская чемпионка по фигурному катанию. Она неразлучна с коньками уже больше двадцати лет, а теперь водит на тренировки уже свою дочь. Наталья - самая опытная спортсменка, она помогает тренеру объяснять движения новичкам.

Семнадцатилетняя Настя Шкиперова - самая лучезарная девочка в группе. Она постоянно улыбается и подбадривает новичков. Настю воспитывает бабушка. В прошлом году юная спортсменка завоевала бронзу в парном катании на Международных играх Специальной Олимпиады в Австрии. «В следующий раз будет лучше, - обещает Настя, - будем тренироваться и возьмем золото!» Золотые медали на Международных играх завоевали Алина Бармашева и Даша Акифьева. «Даша - настоящий мастер перевоплощения, - рассказывает тренер Галина Мельникова, - она достойно выступала под музыку Мусоргского, изображала Бабу Ягу».

«Лучшие представители нашего общества»

Тренировки проходят два раза в неделю и начинаются в восемь часов утра. Иногда ребята устают, но никогда не жалуются, даже если у них не сразу что-то получается. «Моего сына нигде не хотели брать, - вспоминает мама самого маленького спортсмена, восьмилетнего Феди, - говорили, что он не может найти общий язык с тренером. Сюда мы начали ходить недавно, но Феде очень нравится заниматься, он старается. Такие дети, как наши - особенные, и это настоящее чудо, что у нас есть возможность водить их на фигурное катание». Федя пока не умеет выполнять трюки, он просто ездит кругами по катку. Глаза мальчика сияют от восторга. Ради этих тренировок он готов вставать в шесть утра и, превозмогая усталость, заниматься спортом. После тренировки Феде предстоят уроки дома, а вечером мама повезет его на развивающие занятия - у мальчика очень насыщенная жизнь.

В сфере спорта для инвалидов очень мало денег. Директор единственной в мире Академии фигурного катания разрешила фигуристам дважды в неделю тренироваться на катке и в спортивном зале. Когда дети-инвалиды начали заниматься в Академии, другие дети в раздевалке показывали на ребят пальцами и громко обсуждали их. Спортсменам неприятно такое обращение. Отношение к спортменам-инвалидам в нашей стране невозможно резко изменить. «Я считаю, что главная национальная идея - это сближение всех людей, - считает генеральный директор Специального Олимпийского комитета Сергей Гутников, - в том числе - развитие спорта для инвалидов. Об этом нужно говорить. Нужны спонсоры, потому что в комитете не хватает денег, а мы и так проводим более 200 спортивных мероприятий в год для детей-инвалидов. Прекрасно, что в 60 городах нашей страны существуют Специальные комитеты, что проводятся Олимпийские игры. Не стоит искать новые проблемы в стране - их очень много. Необходимо решать существующие, ведь дети, спортсмены-инвалиды - лучшие представители нашего общества».

«Одна большая семья»

Над катком висит большой плакат с изображением Евгения Плющенко. Юные спортсмены мечтают добиться таких же результатов в фигурном катании. Детей в группу набирают из коррекционных школ и интернатов. Любовь Маковицкая, учитель физкультуры школы №499, привела в секцию несколько ребят и даже сама встала на коньки, чтобы подать своим ученикам пример. «Такие дети очень отзывчивы и открыты, - уверена педагог, - о чем их ни попросишь, они все сделают, с готовностью помогают. Это добрые ребята с большим сердцем. Все они талантливы, ведь если в какой-то области человеку не хватает, то в другой он будет лучше всех».

Тренировка у детей-инвалидов длится час, затем они переходят в спортзал и еще час упражняются в гимнастике и растяжке. На тренировке в зале спортсмены ведут себя более расслабленно - они уже немного устали и иногда отвлекаются, но все равно стараются изо всех сил. «К ним нужен особенный подход, - делится тренер Галина Мельникова, - программа у них точно такая же, как и у обычных спортсменов, просто усваивается она медленнее. Я не срываюсь на своих подопечных, но иногда с ними нужно быть построже. Мы здесь - одна большая семья, я очень привязана к своим детям».

Случаи, когда спортсмены после травмы, полученной на тренировках или соревнованиях, становились инвалидами, к сожалению, не редки.

В списке самых травмоопасных видов спорта лидируют контактные командные игры, такие, как футбол, хоккей, регби, баскетбол, волейбол, гандбол. В этот список в последнее время вошла и спортивная гимнастика.

Известная гимнастка, абсолютная чемпионка мира 20-летняя Елена Мухина 3 июля 1980 года, за 16 дней до открытия Московской Олимпиады, на тренировке получила тяжелейшую травму - перелом шейного отдела позвоночника и навсегда осталась прикованной к инвалидному креслу. В декабре 2006 года ее не стало.

В 1992 году, во время Чемпионата страны по спортивной акробатике, обладатель Кубка мира Сергей Погиба на разминке попытался выполнить упражнение, но в воздухе потерял ориентацию и вместо ног приземлился на голову. Сергея Погибу парализовало, нижняя часть туловища у него остается без движения.

Футболист Юрий Тишков ("Динамо" Москва) 5 июля 1993 года получил тяжелую травму. На 13-й минуте матча 1/16 финала Кубка России в Коломне игрок местного "Виктор-Авангарда" Бодак, пытаясь сделать подкат, врезался двумя ногами сзади в нападающего "Динамо" Юрия Тишкова. Перелом малой берцовой кости фактически поставил крест на карьере талантливого нападающего.

По окончании карьеры он работал телекомментатором на каналах ТВЦ и "Россия". Был тренером СДЮШОР "Торпедо-ЗИЛ" имени Валерия Воронина. Возглавлял гильдию спортивных журналистов "Медиа Союза". Трагически погиб 11 января 2003 года.

Знаменитая румынская гимнастка, чемпионка Олимпиады в Атланте, Александра Маринеску в 1997 году на тренировках повредила позвоночник, была вынуждена покинуть спорт в 15 лет. Чтобы избежать полного паралича, она перенесла три серьезнейшие операции и осталась инвалидом на всю жизнь.

17-летняя китайская гимнастка Сань Лань 21 июля 1998 года во время Игр доброй воли в Нью-Йорке получила травму на разминке перед соревнованиями. В опорном прыжке она крайне неудачно оттолкнулась от снаряда и, потеряв ориентир, упала головой на маты. Семичасовая операция, так же как и в случае с Еленой Мухиной, стабилизировав состояние спортсменки, не смогла восстановить ее двигательные функции.

15 сентября 2001 года в тяжелейшую аварию попал Алессандро Дзанарди , известный итальянский автогонщик, выступавший в сериях Формула-1. В гонке на трассе Лаузитцринг в Германии, одном из первых европейских этапов в истории "Чамп-кара", Дзанарди потерял управление и его Reynard развернуло поперек трассы. В следующую секунду в него врезался болид канадца Алекса Тальяни. Машину итальянца разрубило пополам, и он потерял обе ноги до колена.

Врачи изготовили Дзанарди протезы ног, на которых он смог ходить. Пройдя программу реабилитации, Дзанарди вернулся к гонкам, используя специально оснащенные ручным управлением автомобили.

Одна из самых перспективных гимнасток России, серебряный призер чемпионата мира в команде Мария Засыпкина в ноябре 2001 года, тренируясь на подмосковной базе «Озеро Круглое», получила тяжелейшую травму, в результате чего оказалась парализованной.
Позже Мария Засыпкина окончила институт физкультуры, работала в студии танцев преподавателем, а сейчас стала тренером в родной гимнастической школе.

Немецкий гимнаст Йохан Хаблик в ноябре 2002 года в результате падения сломал шейный позвонок и с тех пор его левая рука парализована.

Один из лидеров сборной Германии по спортивной гимнастике Ронни Цисмер в июле 2004 года во время подготовки к предстоящим Олимпийским играм, получил травму. Выполняя вольные упражнения, он сделал свой коронный элемент - двойное сальто - и приземлился прямо на голову. В результате спортсмен получил перелом шейного позвонка и серьезное повреждение позвоночника. У Ронни действуют только мышцы лица, а все тело ниже шеи полностью парализовано.

Капитан футбольной команды клуба "Фредрикстад" Дагфинн Энерли в октябре 2005 года во время матча между "Фредрикстадом" и "Стартом" из Кристиансанда получил тяжелейшую травму в столкновении с игроком "Старта". Энерли стал инвалидом, у него обездвижено тело ниже шеи.

20-летняя российская бобслеистка Ирина Скворцова получила многочисленные переломы тазобедренного сустава и позвоночника в результате столкновения, произошедшего на санно-бобслейной трассе в немецком Кенигзее 23 ноября 2009 года. По прогнозам врачей, с бобслеем Ирине придется проститься. Более того, не исключено, что Скворцова останется инвалидом.

Классификация спортсменов с ограниченными возможностями имеет важное значение. Для того, чтобы обеспечить справедливое состязание между спортсменами-инвалидами, имеющими различные нарушения и отклонения Оргкомитет XI летних Паралимпийских игр 2000 года в Сиднее разработал порядок распределения спортсменов на шесть групп: лица с ампутациями и с прочими двигательными нарушениями (они относятся к I Международной спортивной организации инвалидов - ISOD), с церебральным параличом (Международная ассоциация спорта и рекреации лиц с церебральным параличом - СР-ISRA), с нарушением зрения (Международная спортивная ассоциация слепых - ISPA), с нарушением интеллекта (Международная спортивная федерация для лиц с нарушением интеллекта INAS-FID) спортсмены на колясках (Международная Сток-Мэндвиллская спортивная федерация колясочников - ISMWF).
В каждой из групп спортсмены распределяются по классам - в соответствии с функциональными возможностями, а не категориями инвалидности. Такая функциональная классификация основывается, прежде всего, на тех способностях спортсмена, которые позволяют спортсмену или спортсменке соревноваться в определенной спортивной дисциплине, а потом уже - на медицинских данных. Это означает, что спортсмены, относящиеся к различным нозологическим группам, могут оказаться в одном функциональном классе, так как они имеют одинаковые (или похожие функциональные возможности.
Иногда, например, в соревнованиях по марафонскому бегу, спортсмены, относящиеся к различным функциональным классам, соревновнуются вместе. Однако занятые ими места определяются в соответствии с их функциональными классами.
Каждая из пяти упомянутых международных спортивных организаций совместно с международными спортивными паралимпийскими федерациями (IPSF) установила свои правила для установления классификации спортсменов, которую производят назначенные ими международные классификаторы.
Класс, в который определяется спортсмен, может со временем меняться - в зависимости от того, улучшилось или ухудшилось функциональное состояние спортсмена. У каждого из спортсменов, прибывших на Паралимпийские игры, проверяются классификационные документы - и те спортсмены, которые нуждаются в переклассификации, приглашаются на комиссию, где международные специалисты или подтверждают имеющийся у спортсмена класс или присваивают ему новый.
Так, в 2002 году Международный паралимпийский комитет (IPC) запретил спортсменам с умственными недостатками участвовать в зимней Паралимпиаде. По результатам проведенных исследований, в Сиднее две трети спортсменов с умственными недостатками не смогли подтвердить принадлежность к группе инвалидов. К примеру, 10 из 12 членов испанской баскетбольной команды были здоровыми людьми и в итоге вынуждены были вернуть золотые медали. В марте IPC временно отстранил Федерацию атлетов с умственными недостатками от участия в зимней Паралимпиаде 2002 года. Исполнительный директор IPC Ксавьер Гонсалез потребовал, чтобы все спортсмены прошли повторное освидетельствование у врачей.

Сложные случаи классификации

В 2007 году южноафриканский легкоатлет Оскар Писториус, без обеих ног, на специальных карбоновых протезах соревновался на равных со здоровыми атлетами, приняв участие в этапе престижной серии «Золотая лига». В Риме в одном из забегов на дистанции 400 м Писториус стал вторым с результатом 46,90 сек., проиграв победителю итальянцу Стефано Брачола 0,18 сек. Но в данном случае не столько важен результат, сколько участие спортсмена-инвалида в состязаниях здоровых.
Из-за врожденных дефектов берцовых костей в 11 месяцев ему ампутировали обе ноги. Родители сделали все, чтобы сын не потерял веру в жизнь, и изготовили специальные протезы, на которых Оскар научился ходить, бегать и даже лазить по заборам. В 2005 году благодаря сделанным в США новым карбоновым протезам стоимостью 3 тыс. долл. юноша стал добиваться сенсационных результатов. Кстати, за год до этого он стал чемпионом Паралимпийских игр. А на прошедших в этом году в ЮАР соревнованиях побил свои мировые паралимпийские рекорды на дистанциях 200 м (22,66 сек.) и 400 м (46,56 сек.). Писториус является единственным бегуном на протезах, который преодолел стометровку за 10,91 сек. Целью южноафриканского легкоатлета является отобраться в олимпийскую сборную ЮАР и в следующем году выступить на Олимпийских играх в Пекине.
Случай Писториуса ставит перед спортивными специалистами непростые вопросы. В современной медицине довольно успешно развивается такое направление, как бионика (от греческого слова «бион» - ячейка жизни). Бионика занимается изучением строения и жизнедеятельности организмов в целях постановки и решения новых инженерных задач. Тот же искусственный зуб может служить наглядной иллюстрацией того, чем, к примеру, занимается бионика. Понятно, что зубопротезированием это направление в медицине не ограничивается, а затрагивает весь комплекс задач, связанных с так называемыми имплантатами.

Перспективы развития классификации

Как быть с искусственными суставами, которые изготовлены из специальных, очень прочных материалов и имеются у многих спортсменов? Или с порванной связкой, сшитой нитью, сделанной на основе передовых нанотехнологий? Или пример с известным гольфистом Тайгером Вудсом, который всю жизнь страдал близорукостью и недавно сделал операцию на глазах. Не надо объяснять, какую важную роль играет зрение для гольфистов. Как быть с этим? Можно ли рассматривать все это как некие преимущества?
По мнению спортивных врачей, само понятие «здоровый» по отношению к спортсменам, которые выступают на высшем уровне, участвуют в чемпионатах мира и олимпиадах, является весьма условным. Обследование любого олимпийца выявит у этого «здорового спортсмена» целый комплекс или, как говорят медики, букет хронических заболеваний, что не является препятствием для выступлений. Однако надо понимать, что многие из этих болезней спровоцированы запредельными физическими нагрузками и постоянными стрессами, как та же пресловутая «спортивная астма», которая не имеет ничего общего с обычным одноименным заболеванием.
Никакой астматик не сможет пробежать 50-километровую дистанцию на лыжах или марафон. При этом никто не вправе запретить спортсмену, если он готов стартовать и выполнил необходимый норматив, участвовать в соревнованиях. Другое дело, что при принятии такого решения должен превалировать здравый смысл.
Многие эксперты, отдавая должное упорству и мужеству 20-летнего южноафриканца, тем не менее придерживаются мнения, что здоровые спортсмены и инвалиды должны соревноваться отдельно, поскольку многие приспособления, которые используют атлеты с ограниченными физическими возможностями, создают неравные условия для соперников. Условно говоря, сегодня ученые придумали такие «ноги», завтра их усовершенствуют, и в результате за один шаг можно будет преодолевать метра три. А послезавтра появится умелец, который изобретет пропеллер, другой мастер предложит длинные и сильные «руки», благодаря которым можно будет бить рекорды в прыжках с шестом.

Основные принципы классификации

Классификация спортсменов с ограниченными возможностями требует скрупулезного подхода и осуществляется по двум направлениям - медицинскому, основанному на определении у спортсменов «остаточного здоровья» (или степени имеющегося поражения функций), и по спортивно-функциональному, предполагающему разделение участников состязаний на классы с учетом спецификации двигательной деятельности в каждом конкретном виде спорта.
В настоящее время в мировом сообществе сложилось несколько направлений функционирования адаптивного спорта. Наибольшее распространение и признание мировой общественности получили три из них: паралимпийское, сурдолимпийское и специальное олимпийское. В качестве квалификационного признака выделения этих видов до 1986 года выступали нозологические группы (виды заболеваний, инвалидности) участвующих в них спортсменов.
К наиболее значимым принципам классификации спортсменов-инвалидов относятся:
- максимально возможное уравнивание шансов спортсменов на победу в рамках одного класса, то есть осуществление подбора лиц в один класс с примерно одинаковыми функциональными ограничениями или, по-другому, с равными функциональными возможностями (принцип справедливости);
- максимальный охват лиц обоего пола с различными видами патологии и степенью ее тяжести (принцип максимального вовлечения);
- периодическое переосвидетельствование спортсменов, дефекты которых не носят необратимого характера (принцип постоянного уточнения).
В спортивных играх принципы справедливости и максимального вовлечения являются основанием для требования одновременного участия в состязании инвалидов с различной степенью тяжести поражений (в тех видах адаптивного спорта, где учитывается тяжесть поражения).
В отечественной литературе чаще всего используются следующие понятия:
1) медицинская классификация;
2) спортивно-функциональная классификация.

Медицинская классификация

Медицинская классификация предусматривает распределение лиц с ограниченными возможностями здоровья на классы (группы) или выделение в отдельный класс (группу), исходя из наличия у них оставшихся структурных и (или) функциональных возможностей или, что по процедуре выявления то же самое, исходя из степени (тяжести) поражения.
Распределение на классы или выделение в отдельный класс, дающий основание для участия в соревновательной деятельности по конкретному виду адаптивного спорта или их группе, осуществляется в медицинской классификации именно по медицинским критериям без учета специфики самой спортивной деятельности. Отсюда и ее название - медицинская.
В паралимпийском движении используется второй вид классификации - спортивно- функциональная, которая предусматривает распределение спортсменов на классы, исходя из особенностей конкретного вида адаптивного спорта, специфики его соревновательной деятельности, но с учетом предшествующей ей медицинской классификации. Другими словами, спортивно-функциональная классификация, по существу, формирует классы спортсменов для участия в состязаниях по конкретному виду адаптивного спорта с опорой на показатели медицинской классификации.
Порядок, процедура и условия классификации спортсменов по степени их функциональных возможностей, заявленных для участия в соревнованиях, указываются в правилах соревнований по паралимпийским видам спорта. Указанные порядок, процедура и условия классификации не могут иметь существенных отличий от соответствующих порядка, процедуры и условий классификации, принятых Международным паралимпийским комитетом и (или) его уполномоченными для этого структурами, и (или) соответствующими международными спортивными федерациями инвалидов.
Число классов спортсменов для участия в соревнованиях в каждом паралимпийском виде спорта определяется комитетом (комиссией) по этому виду спорта национального паралимпийского комитета и соответствующей федерации по паралимпийскому виду спорта на основе решения соответствующих комитетов (комиссий) Международного паралимпийского комитета или международных спортивных федераций инвалидов.
Изменение числа классов может осуществляться на основании изменений (увеличения или уменьшения) функциональных различий спортсменов, выявленных в ходе соревнований, в также изменений числа спортсменов в пределах одного класса. В соответствии с классификацией степень функциональных возможностей определяется в каждом паралимпийском виде спорта в отдельности.
Полномочия международным классификаторам на Паралимпийских играх предоставляются соответствующими международными спортивными организациями в области паралимпийского спорта. Полномочия классификаторам национального и регионального уровня предоставляются соответствующими национальными спортивными федерациями по паралимпийским видам спорта.
Каждая спортивная федерация по паралимпийским видам спорта и ее региональные отделения (представительства) должны иметь по всем признанным и функционирующим видам спорта регистр уполномоченных (имеющих соответствующую лицензию) классификаторов. Все уполномоченные классификаторы, вне зависимости от уровня их полномочий, должны исполнять свои обязанности в рамках норм поведения для классификаторов, определенных Международным паралимпийским комитетом.
Медицинскую и спортивно-функциональную классификации, используемые в адаптивном спорте, уместно сравнить с двумя видами классификаций состояний человека, разработанных Всемирной организацией здравоохранения. Это Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-й пересмотр (сокращенно Международная классификация болезней 10-го пересмотра - МКБ-10), определяющая этиологическую структуру болезней (болезнь, расстройство, травма и т. п.), и Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (сокращенно Международная классификация функционирования - МКФ), дающая характеристику функционирования и ограничений жизнедеятельности, связанных с изменениями здоровья.
Между МКБ-10 и МКФ (так же, как и между медицинской и спортивно-функциональной классификациями) имеются частичные совпадения. Обе классификации начинаются с систем организма. Нарушения относятся к структурам и функциям организма, которые обычно являются составляющими «процесса болезни», и в связи с этим используются в качестве факторов, формирующих «болезнь», или иногда как причины для обращения за медицинской помощью, в то время как в МКФ они рассматриваются как проблемы функций и структур организма, связанных с изменением здоровья.
Существует много классификационных признаков для разделения спортсменов, занимающихся адаптивным спортом, на те или иные группы (классы). Два из их уже были рассмотрены при классификации основных направлений развития адаптивного спорта. Это вид заболевания, инвалидности (нозологической группы) спортсмена и модель соревновательной деятельности, которую он реализует. По этим основаниям могут быть разделены не только основные направления развития адаптивного спорта, но и сами спортсмены.
В соответствии с первым признаком атлеты, занимающиеся адаптивным спортом, разделяются на лиц: с поражением зрения, опорно-двигательного аппарата (которые в свою очередь, делятся еще на четыре группы), слуха, интеллекта; перенесшие инфаркт миокарда, операции по пересадке тканей и органов (трансплантанты); имеющие заболевания органов дыхания, например астму и др. Количество таких групп с каждым годом становится все больше.

Новые модели состязаний

Второе основание деления позволяет распределить всех спортсменов на две группы - тех, кто использует традиционную модель соревновательной деятельности (паралимпийцы, сурдлимпийцы, трансплантанты и др.), и тех, кто применяет нетрадиционные модели состязаний (специальные спортсмены в программе Специальной олимпиады, люди с ограниченными возможностями в спартианской модели культурно-спортивной деятельности, инвалиды, играющие в «мягкие игры», игры и спорт, основанные на сотрудничестве, и др.).
Важнейшим классификационным признаком в адаптивном спорте, позволяющим провести разграничительную линию между теми, кто может участвовать в соревнованиях по различным его видам и кто - нет, является наличие у человека так называемого минимального уровня поражения. Если такого уровня поражения нет, то спортсмен не допускается к соревновательной деятельности в адаптивном спорте.
Для спортсменов, имеющих поражение различных органов и систем, устанавливаются различные критерии минимального уровня поражения:
1) для лиц с ампутациями конечностей - ампутация одной конечности проходит, по крайней мере, через запястье (для верхних конечностей) или голеностопный сустав (для нижних конечностей);
2) для спортсменов, отнесенных к категории «прочие», - уменьшение мышечной силы верхних и нижних конечностей на 15 баллов (по результатам мануально- мышечного тестирования - ММТ);
3) для лиц с церебральным параличом - а) минимальная форма гемиплегии или квадриплегии, позволяющая бегать без асимметрии; б) плохо выраженное заболевание руки или ноги; в) могут иметь место физические недостатки в легкой форме с отсутствием координации движений; г) спортсмен должен доказать реальный и объективный функциональный физический недостаток (если ненормальность может быть выявлена только детальной неврологической проверкой и вряд ли явно проявляется в процессе классификации и не очевидно, что воздействует на выполнение движений, то атлет не допускается до соревнований);
4) для лиц с последствиями травм позвоночника и спинного мозга - 70 или менее баллов по результатам мануально-мышечного тестирования (ММТ) мышечной силы нижних конечностей (максимальный показатель для нижних конечностей 80 баллов - по 40 баллов для каждой ноги, что характерно для здорового человека);
5) для лиц с поражением зрения - острота зрения ниже 6/69 (0,1) и/или при концентрическом сужении поля зрения менее 20 градусов;
6) для лиц с поражением интеллекта по версии INAS-FID - а) уровень интеллекта в баллах не превышает 70 IQ (коэффициент интеллектуальности) (средний человек имеет 100 IQ); б) наличие ограничений в овладении обычными навыками (общение, социальные навыки, самообслуживание и т. п.); в) проявление умственной отсталости до достижения возраста 18 лет;
7) для лиц с поражением слуха - ослабление слуха до 55 децибел;
8) для лиц с отклонениями в умственном развитии по версии SOI - соответствие одному из следующих критериев: а) специалист или уполномоченная организация установила, что согласно критериям, применяемым на данной территории, данный человек имеет отклонения в умственном развитии; б) данный человек имеет задержку в развитии когнитивных (познавательных) функций, что может быть определено стандартизированными показателями (например, коэффициент интеллектуальности IQ) или иными показателями, которые в стране проживания человека воспринимаются специалистами в качестве убедительных свидетельств наличия задержки в развитии когнитивных функций; в) наличие функциональных ограничений как в действии общих познавательных функций (например, IQ), так и в адаптивных навыках (таких как отдых, работа, независимая жизнь, самонаправленность или забота о себе).
Однако люди, чьи функциональные ограничения основаны исключительно на физических или эмоциональных отклонениях, развитии органов чувств или познавательных функций, отклонениях в поведении, не могут принимать участие в мероприятиях Специальной олимпиады в качестве специальных спортсменов.

Классификационные признаки

Следующий классификационный признак, позволяющий разделить всех занимающихся адаптивным спортом на две группы, исходит из наличия или отсутствия дифференциации спортсменов на классы после отнесения их к лицам, имеющим право участвовать в соревнованиях по адаптивному спорту.
К первой группе спортсменов по этому основанию деления относятся лица с поражениями опорно-двигательного аппарата и зрения.
Ко второй группе - лица с поражениями слуха и интеллекта (как по версии INAS-FID, так и по SOI).
У лиц с поражениями опорно-двигательн ого аппарата в зависимости от вида патологии выделяется различное количество классов:
- у инвалидов с врожденной или приобретенной ампутацией конечностей выделяется девять классов;
- у лиц, отнесенных к категории «прочие», - шесть классов;
- у лиц с церебральными поражениями (нарушениями мозговой двигательной системы) - восемь;
- у лиц с последствиями травм позвоночника и спинного мозга - шесть, однако первый класс подразделяется на три подкласса (А, В, С), а шестой класс является подклассом пятого и выделяется только для плавания.
- у лиц с поражением зрения выделяются три класса.
Значительную специфику имеют спортивно-функциональные классификации в игровых видах адаптивного спорта, где предусмотрена процедура дифференцирования спортсменов на классы после установления у них максимального уровня поражения. Так, например, в баскетболе в колясках каждому спортсмену присваиваются баллы от 1. 0 до 4. 5 в зависимости от уровня развития физических функций; в волейболе стоя они распределяются на три класса - А, В и С; в футболе для лиц с последствиями церебрального паралича - на четыре класса - СР5, СР6, СР7, СР8. Так реализуется принцип справедливости.
Далее, в баскетболе в колясках баллы спортсменов складываются, образуя командную сумму, которая не должна превышать 14 баллов на пять игроков; в волейболе стоя в любое время игры команда может иметь на площадке максимум одного игрока класса А (спортсмен с минимальным уровнем поражения, влияющего на функции, необходимые для игры в волейбол) и должна иметь минимум одного игрока класса С (спортсмен с наивысшим уровнем поражения); аналогично в футболе - на протяжении всей игры на поле должен находиться игрок класса СР5, СР6 (если такого игрока нет, то команда вынуждена играть шестью спортсменами вместо семи), количество игроков класса СР8 на поле не должно превышать трех человек. Так реализуется принцип максимального вовлечения, то есть включения в команду игроков с различной тяжестью патологии.
В спортивных играх для незрячих спортсменов (например, в голболе, в футболе 5x5 спортсменов) во время соревнований всем игрокам закрываются глаза темными очками, чтобы все игроки были в равных условиях.
В зависимости от того, является ли тот или иной дефект постоянным (например, ампутация конечности, некоторые виды слепоты и т. п.) или может корректироваться в результате реабилитационных мероприятий, все спортсмены разделяются на две группы:
а) те, кто должен проходить периодическое переосвидетельствование (переклассификацию);
б) те, кто имеет постоянный класс.

Основные группы спортсменов, занимающихся адаптивным спортом

В качестве магистрального направления совершенствования процедуры классификации в адаптивном спорте необходимо выделить более широкое использование таксономической теории и философии и принципов Международной классификации функционирования (МКФ) (S. M. Tweedy, 2002).
К наиболее важным проблемам классификации в адаптивном спорте относятся:
- определение минимального уровня поражения, позволяющего участвовать в соревнованиях по адаптивному спорту;
- выделение спортивных классов в различных видах спорта;
- определение процентов гандикапа (форы) при участии в состязаниях спортсменов различных функциональных классов;
- противоречие между необходимостью совершенствования функциональных способностей занимающихся для достижения победы на соревнованиях и неизбежностью «понижения» уровня спортивно-функционального класса спортсменов в связи с улучшением функциональных показателей;
- дисквалификация спортсменов в системе Специальной олимпиады в случае значительного превышения в финальных соревнованиях результатов по сравнению с предварительными состязаниями.

Классификация распределения спортсменов с ограниченными возможностями

Чтобы обеспечить справедливое состязание между спортсменами, имеющими различные отклонения и нарушения, в каждой международной спортивной организации инвалидов спортсмены распределяются по классам в соответствии с их функциональными возможностями, а не группами инвалидности. Такая функциональная классификация основывается, прежде всего, на способностях спортсмена, которые позволяют ему сорев-новаться в определенной спортивной дисциплине, а также на медицинских данных. Это означает, что спортсмены, относящиеся к различным нозологическим группам (например, спортсмен с церебральным параличом и спортсмен, имеющий спинномозговую травму) могут оказаться в одном функциональном классе в такой дисциплине как плавание вольным стилем на 100м, так как они имеют одинаковые функциональные возможности. Это делается с той целью, чтобы спортсмен мог соревноваться с другими спортсменами, имеющими равные или похожие функциональные возможности.
Иногда, например, в соревнованиях в марафонском беге, спортсмены, относящиеся к различным функциональным классам, соревнуются вместе. Однако занятые ими места определяются в соответствии с их функциональными классами.
Каждая из международных спортивных организаций (CP-ISRA, IWAS, IBSA, INAS-FID) установила свои правила для определения классификации спортсменов, которую производят назначенные ими международные классификаторы.
Класс, в который определяется спортсмен, может со временем меняться в зависимости от того, улучшилось или ухудшилось его функциональное. Поэтому спортсмен на протяжении своей спортивной карьеры проходит через процесс определения класса не один раз.
У каждого спортсмена, прибывшего на Паралимпийские игры, проверяются классификационные документы, и те спортсмены, которые нуждаются в переклассификации, приглашаются на комиссию. Там международные специалисты или подтверждают имеющийся у спортсмена класс или присваивают ему новый.
Во избежание накопления большого количества спортсменов, нуждающихся в классификации, из числа прибывших на Паралимпийские игры, международные федерации совместно с Оргкомитетом Паралимпийских игр стараются проклассифицировать более 80% спортсменов до начала Паралимпийских игр.
Далее приводятся определения функциональных классов у спортсменов, выступающих в летних видах спорта, входящих в программу Паралимпийских игр.

1. Распределение на функциональные классы спортсменов с нарушением зрения

(Международная спортивная ассоциация слепых - IBSA)
Спортивная классификация незрячих спортсменов универсальна для всех видов спорта, а применение ее для разных соревнований может зависеть от вида спорта. Например для борьбы дзюдо спортсмены выступают без учета спортивного класса, имеются только особенности судейства для класса В1, а для плавания и лыжных гонок важно строгое соответствие спортивному классу.
Классификация учитывает состояние двух основных зрительных функций органа зрения: остроты зрения и периферических границ поля зрения.
Критерии спортивной медицинской классификации международной ассоциации спорта слепых
Спортивные классы
Состояние зрительных функций
Класс В 1
Отсутствие светопроекции, или при наличии светопроекции неспособность определить тень руки на любом расстоянии и в любом направлении.
Класс В 2
От способности определить тень руки на любом расстоянии до остроты зрения ниже 2\60 (0.03), или при концентрическом сужении поля зрения до 5 градусов.
Класс В 3
От остроты зрения выше 2\60, но ниже 6\60 (0.03-0.1), и\или при концентрическом сужении поля зрения более 5 градусов, но менее 20 градусов.
*классификация проводится по лучшему глазу в условиях с лучшей оптической коррекцией. Счет пальцев определяется на контрастном фоне. Границы поля зрения определяются с меткой, максимальной для данного периметра.
Спортсмены, которые имеют остроту зрения выше 0. 1 и периферические границы поля зрения шире 20 градусов от точки фиксации, не допускаются к международным соревнованиям инвалидов по зрению.
Согласно принятым правилам IBSA спортсмены, выступающие в классе В1, во время соревнований должны иметь светонепроницаемые очки, которые контролируются судьями.
Классифицировать слепых и слабовидящих спортсменов должны врачи-офтальмологи. Проводить спортивную классификацию инвалидов по зрению рационально еще на этапе обучения в школах слепых и слабовидящих, так как при этом легче решать вопросы как тренерской работы (наполняемость в группах, выбор соответствующего оснащения и т. д.), так и проводить наблюдение за динамикой состояния зрительных функций.
2. Распределение на функциональные классы спортсменовс нарушением опорно-двигательного аппарата

2. 1. Спортсмены с поражением опорно-двигательного аппарата (Международная спортивная организация инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата - IWAS)

Классификация спортсменов с ампутациями

Класс А1. Двусторонняя ампутация бедра (независимо от длины культи).
Класс А2. Односторонняя ампутация бедра; односторонняя ампутация бедра в сочетании с ампутацией стопы другой ноги по Пирогову; односторонняя ампутация бедра в сочетании с ампутацией стопы другой ноги на различном уровне; односторонняя ампутация бедра в сочетании с ампутацией голени другой ноги.
Класс А3. Двусторонняя ампутация голени; односторонняя ампутация голени в сочетании с ампутацией стопы другой ноги по Пирогову; двусторонняя ампутация стопы по Пирогову. Основной принцип отнесения к данному классу - потеря двух опор, даже если сохранился один коленный сустав.
Класс А4. Односторонняя ампутация голени; односторонняя ампутация голени в сочетании с ампутацией стопы другой ноги; двусторонняя ампутация стопы по Пирогову (хорошая опора на пятку).
Минимальный физический недостаток для допуска к соревнованиям - ампутация должна проходить, по крайней мере, через голеностопный сустав.
Класс А5. Двусторонняя ампутация плеча (независимо от длины культи); двустороннее вычленение плечевого сустава.
Класс А6. Односторонняя ампутация плеча в сочетании с ампутацией стопы по Пирогову; односторонняя ампутация плеча в сочетании с ампутацией стопы на различном уровне.
Класс А7. Двусторонняя ампутация предплечья; ампутация предплечья в сочетании с ампутацией плеча с другой стороны.
Класс А8. Односторонняя ампутация предплечья; минимальный физический недостаток - ампутация проходит по лучезапястному суставу; ампутация предплечья в сочетании с ампутацией стопы по Пирогову и другими ампутационными дефектами стопы.
Класс А9. Смешанная ампутация верхних и нижних конечностей; односторонняя ампутация предплечья в сочетании с односторонней ампутацией бедра; ампутация плеча в сочетании с ампутацией бедра; односторонняя ампутация предплечья в сочетании с ампутацией голени.

Классификация спортсменов, отнесенных к группе «прочие»

Класс 1. Значительное ограничение функций четырех конечностей.
Класс 2. Функциональные ограничения трех или четырех конечностей.
Класс 3. Ограничены необходимые функции, по меньшей мере, двух конечностей.
Класс 4. Ограничены двигательные функции двух или более конечностей, но ограничения менее значительны, чем в классе 3.
Класс 5. Ограничены функции одной конечности.
Класс 6. Незначительные ограничения необходимых функций.
Лица с врожденными недоразвитиями конечностей (отсутствие кисти, стопы, плеча, голени, бедра и т. п.) приравниваются по классификации к ампутантам и классифицируются по вышеизложенной схеме.
При комбинированных ампутациях следует подходить индивидуально и классифицировать спортсменов в зависимости от вида спорта, в котором они участвуют.

Классификация спортсменов с поражением спинного мозга

Класс А. Поражение верхнего шейного отдела спинного мозга (С4-С7 сегменты). Трехглавая мышца не функционирует, не оказывает сопротивления (не более 0-3 баллов при мануально-мышечном тестировании ММТ).
Класс В. Поражение среднего шейного отдела спинного мозга (С8 сегмент). Нормальная сила трехглавой мышцы (4-5 баллов ММТ), слабые мышцы предплечья (0-3 балла ММТ). Функция сгибателей предплечья не нарушена.
Класс Ю. Поражение нижнего шейного отдела спинного мозга (Т1 сегмент). Нормальная сила трехглавой мышцы, сгибателей предплечья. Хорошие мышцы предплечья (4-5 баллов ММТ). Межкостные и червеобразные мышцы кисти не функционируют. Ослаблена сила мышц туловища и ног.
Класс II. Поражение верхнего грудного отдела спинного мозга (Т2-Т5 сегменты). Межреберные мышцы и мышцы туловища не функционируют, в положении сидя равновесие не удерживается, наблюдается спастический парапарез или параплегия.
Класс III. Поражение нижнего грудного отдела (Т6-Т10 сегменты). Мышцы туловища и грудные мышцы ослаблены (1-2 балла ММТ). Снижена сила мышц живота, имеется спастический парапарез, параплегия. Возможно удержание равновесия.
Класс IV. Поражение поясничного отдела (Т11^3 сегменты). Мышцы туловища сохранены (более 3 баллов ММТ), слабые разгибатели голени и приводящие мышцы бедра (1-2 балла ММТ). Суммарная сила нижних конечностей - 1-20 баллов ММТ. К этому классу могут быть отнесены спортсмены с последствием травм и заболеваний нижних конечностей, при условии, что при мануально-мышечном тестировании при оценке силы мышц нижних конечностей они набирают не более 20 баллов. Спортсмены с последствием полиомиелита также могут быть включены в этот класс, если при тестировании они набирают 1-15 баллов.
Класс V. Поражение крестцового отдела (L4-S1). Четырехглавая мышца функционирует (3-5 баллов ММТ), остальные мышцы ног ослаблены. Результаты ММТ - 1-40 баллов. Сюда же относятся спортсмены с последствием травм или заболеваний нижних конечностей, набравшие 21-60 баллов ММТ, и лица с последствием полиомиелита, набравшие 16-50 баллов ММТ.
При проведении соревнований по плаванию выделяется еще один класс - VI, куда относятся спортсмены с поражением органов опоры и движения с оценкой 41-60 баллов ММТ и с последствиями полиомиелита - 35-50 баллов ММТ.
2. 2. Спортсмены с последствиями церебрального паралича (Международная ассоциация спорта и рекреации лиц с церебральным параличом - CP-ISRA):
СР1, СР2, СР3 и СР4 - к этим классам относятся те спортсмены с церебральным параличом, которые на соревнованиях используют коляски (за исключением плавания).
СР1 - спортсмен с ограниченными движениями и слабой функциональной силой рук, ног и туловища. Он использует коляску с электроприводом или постороннюю помощь при передвижении. Не в состоянии вращать колеса кресла-коляски. Спортсмен соревнуется сидя в коляске.
СР2 - спортсмен со слабой функциональной силой рук, ног и туловища. Он в состоянии самостоятельно вращать колеса кресла-коляски. Спортсмен соревнуется сидя в коляске.
СР3 - спортсмен демонстрирует способности к движениям тела при передвижении на коляске, однако наклоны тела вперед при этом ограничены.
СР4 - спортсмен демонстрирует хорошую функциональную силу с минимальными ограничениями или проблемами контроля в руках и туловище. Демонстрирует слабое равновесие. Спортсмен соревнуется сидя в коляске.
СР5, СР6, СР7 и СР8 - к этим классам относятся те спортсмены с церебральным параличом, которые на соревнованиях не используют коляски.
СР5 - спортсмен имеет нормальное статическое равновесие, но демонстрирует проблемы в динамическом равновесии. Небольшое отклонение от центра тяжести приводит к потере равновесия.
Спортсмену требуется приспособление для ходьбы, однако при положении стоя или во время движений в метании может не нуждаться в помощи вспомогательных средств (метательные дисциплины в легкой атлетике). Спортсмен может иметь достаточные двигательные возможности для бега по легкоатлетической дорожке.
СР6 - у спортсмена нет способности сохранять неподвижное положение; он демонстрирует непроизвольные циклические движения и как правило, у него поражены все конечности. Спортсмен может ходить без посторонней помощи. Обычно спортсмен имеет проблемы контроля над руками, а ноги функционируют лучше, чем у спортсмена класса СР5, особенно при беге.
СР7 - спортсмен имеет непроизвольные мышечные спазмы с одной стороны тела. У него имеются хорошие функциональные возможности в доминирующей половине тела. Он может ходить без посторонней помощи, но часто прихрамывает на одну ногу по причине непроизвольных мышечных спазм. При беге хромота может исчезнуть почти полностью. Доминирующая сторона тела лучше развита и хорошо выполняет движения при ходьбе и беге. Кисть и рука поражены с одной стороны тела, в то же время с другой стороны тела демонстрируется хорошая подвижность руки.
СР8 - у спортсмена минимальные непроизвольные спазмы в одной из рук, ног или половине тела. Чтобы соревноваться в данном классе, спортсмен должен иметь диагноз церебральный паралич или другое не прогрессирующее поражение головного мозга.

3. Распределение на функциональные классы спортсменов с нарушением интеллекта

(Международная спортивная федерация для лиц
с нарушением интеллекта - INAS-FlD)
Чтобы быть допущенным к соревнованиям спортсмены с нарушением интеллекта должны соответствовать хотя бы минимальным критериям, которые в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) выражаются следующим образом:
- уровень интеллекта в баллах не превышает 70 IQ (средний человек имеет около 100 IQ)
- наличие ограничений в овладении обычными навыками (такими как общение, социальные навыки, самообслуживание и т. п.)
- проявление умственной отсталости до достижения возраста 18 лет.

Наименование международной спортивной организации инвалидов Группа III Группа II Группа I
CP-ISRA (Международная ассоциация спорта и рекреации лиц с церебральным параличом) CP8, CP7 CP6, CP5 CP4, CP3, CP2, CP1
IWAS (Международная спортивная ассоциация колясочников и ампутантов) A2, A3, A4, A5, A6, A7, A8, A9 III, IV, V, A1 IA, IB, IC, II
IBSA (международная ассоциация спорта слепых) B3 B2 B1
CISS (Международный спортивный комитет глухих) слабослышащие полная потеря слуха
INAS-FID (Международная спортивная ассоциация лиц с нарушением интеллекта) +
SOI (Международная специальная олимпиада для умственно отсталых лиц) +

Примечание:
* Поскольку Международная спортивная ассоциация колясочников и ампутантов (IWAS) до настоящего времени не опубликовала новой системы распределения спортсменов на функционально-медицинские классы, в данной таблице предлагается старая система, которая использовалась международными спортивными организациями ISOD и ISMGF.

Рекомендации по распределению спортсменов на группы в соответствии с функционально-медицинскими классами в отдельных видах спорта
(Дополнение к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 12. 12. 2006 г. № СК-02-10/3685)

Наименование вида спорта Группа III Группа II Группа I
1 Армспорт В3, А2, А3, А4, А5, А6, А7, А8, А9, СР7, СР8, слабослышащие В2, А1, III, IV, V, CP5, CP6, глухие В1
2 Бадминтон I, II, CP1, CP2, CP3, CP4
3 Баскетбол, 4. 5 балла, INAS-FID, 3. 0; 3. 5; 4. 0 балла, 1. 0;1. 5; 2. 0; 2. 5
в т. ч. на колясках слабослышащие SOI, глухие балла
4 Биатлон B3, LW2, LW3, B2, LW9, LW12, LW5/7, B1, LW10; LW10, 5;
LW4, LW6, LW8, глухие LW11;, LW11, 5
слабослышащие
5 Бильярд А2, А3, А4, А5, А6, А7, А8, А9, СР7, СР8, INAS- FID, слабослышащие А1, III, IV, V, CP5, CP6, SOI, глухие I, II, CP1, CP2, CP3, CP4
6 Борьба вольная В3, слабослышащие В2, глухие В1
7 Борьба греко-римская слабослышащие глухие
8 Боулинг В3, А2, А3, А4, А5, В2, А1, III, IV, V, CP5, В1, I, II, CP1, CP2, CP3,
А6, А7, А8, А9, CP6, SOI, глухие CP4
СР7, СР8, INAS-FID,
слабослышащие
9 Бочче
(паралимпийский вид)
- - ВСІ, ВС2, ВС3, ВС4
10 Велоспорт В3, LC1, LC2, LC3, LC4, В2, дивизион 2, В1, СР дивизион 1,
СР дивизион 4, INAS- СР дивизион 3, НС НС дивизион А, НС
FID, слабослышащие дивизион С, SOI, глухие дивизион В
11 Водное поло слабослышащие глухие
12 Волейбол сидя Все спортсмены с поражением опорно- двигательного аппарата
13 Волейбол стоя А, В, С, INAS-FID, слабослышащие, SOI, глухие
14 Гандбол слабослышащие глухие
15 Гимнастика спортивная В3, INAS-FID, слабослышащие В2, SOI, глухие В1
16 Гимнастика художественная INAS-FID, слабослышащие SOI, глухие
17 Гиревой спорт В3, А2, А3, А4, А5, В2, А1, III, IV, V, CP5, В1, I, II, CP1, CP2, CP3,
А6, А7, А8, А9, CP6, SOI, глухие CP4
СР7, СР8, INAS-FID,
слабослышащие
18 Голбол В3 В2 В1
19 Горные лыжи B3, LW2, LW3/1, LW3/2, B2, LW1, LW12/2, B1, LW10, LW11,
LW4, LW6/8, LW9/1, LW5/7, SOI, глухие LW12/1
LW9/2, INAS-FID,
слабослышащие
20 Городки В3, А2, А3, А4, А5, В2, А1, III, IV, V, CP5, В1, I, II, CP1, CP2, CP3,
А6, А7, А8, А9, CP6, SOI, глухие CP4
СР7, СР8, INAS-FID,
слабослышащие
21 Гребля академическая LTA (за исключением спортсменов классов В1, В2) ТА А
22 Дартс А2, А3, А4, А5, А6, А7, А8, А9, СР7, СР8, INAS- FID, слабослышащие А1, III, IV, V, CP5, CP6, SOI, глухие I, II, CP1, CP2, CP3, CP4
23 Дзюдо В3, слабослышащие В2, глухие В1
24 Конный спорт В3, уровень IV В2, уровень III, SOI B1, уровень II, уровень I
25 Лыжные гонки B3, LW2, LW3, LW4, B2, LW5/7, LW9, LW12, B1, LW10; LW10, 5;
LW6, LW8, INAS-FID, глухие LW11; LW11, 5
слабослышащие
26 Легкая атлетика T13, T20, T37, T38, T12, T35, T36, T45, F12, T11, T32, T33, T34,
T42, T43, T44, T46, F35, F36, F45, F55, F56, T51, T52, T53, T54, F11,
F13, F20, F37, F38, F40, F57, F58, SOI, глухие F32, F33, F34, F51, F52,
F42, F43, F44, F46, F53, F54
слабослышащие
27 Парусный спорт В3, классы 5, 6, 7 В2, класс 4 В1, классы 1, 2, 3
28 Пауэрлифтинг В3, А2, А3, А4, СР7, СР8, спортсмены с ПОДА, относящиеся к категории «прочие», INAS-FID, слабослышащие В2, А1, III, IV, V, СР5, СР6, SOI, глухие В1, СР3, СР4
29 Плавание S13, SB13, SM13, S12, SB12, SM12, S5, S11, SB11, SM11, S1,
S14, SB14, SM14, S8, S6, S7, SB5, SB6, SB7, S2, S3, S4, SB1, SB2,
S9, S10, SB8, SB9, SM5, SM6, SM7, SOI, SB3, SB4, SM1, SM2,
SM8, SM9, SM10, глухие SM3, SM4
слабослышащие
30 Регби на колясках - 2. 5; 3. 0; 3, 5 балла 0. 5; 1. 0; 1. 5; 2. 0 балла
31 Спортивное В3, А2, А3, А4, А5, В2, А1, III, IV, V, CP5, В1, I, II, CP1, CP2, CP3,
ориентирование А6, А7, А8, А9, СР7, СР8, INAS-FID, слабослышащие CP6, SOI, глухие CP4
32 Спортивный туризм В3, А2, А3, А4, А5, В2, А1, III, IV, V, CP5, В1, I, II, CP1, CP2, CP3,
А6, А7, А8, А9, CP6, SOI, глухие CP4
СР7, СР8, INAS-FID,
слабослышащие
33 Стрельба из лука ARST, ARST-С ARW2 ARW1, ARW1-C
34 Стрельба пулевая SH1, слабослышащие SH2, глухие В1, SH3
35 Танцы на колясках - LWD2 LWD1
36 Теннис настольный ТТ8, ТТ9, ТТ10, слабослышащие ТТ4, ТТ5, ТТ6, ТТ7, SOI, глухие ТТ1, ТТ2, ТТ3
37 Теннис, А2, А3, А4, А5, А6, А7, А1, III, IV, V, CP5, CP6, Игроки «Quad", I, II,
в т. ч. на колясках А8, А9, СР7, СР8, INAS- FID, слабослышащие SOI, глухие CP1, CP2, CP3, CP4
38 Торбол Класс В3 Класс В2 Класс В1
39 Фехтование на колясках Класс А Класс В Класс С
40 Футбол INAS-FID, слабослышащие SOI, глухие -
41 Футбол 5х5 - - Класс В1
42 Футбол 7х7 СР7, СР8 СР5, СР6 -
43 Футбол ампутантов А2, А4, А6, А8 - -
44 Футзал В3, INAS-FID, слабослышащие В2, SOI, глухие -
45 Шахматы В3, А2, А3, А4, А5,
46 Шашки В3, А2, А3, А4, А5,
А6, А7, А8, А9, СР7, СР8, INAS-FID, слабослышащие
В2, А1, III, IV, V, CP5, CP6, SOI, глухие В1, I, II, CP1, CP2, CP3, CP4

Примечание к таблицам 2-б, 2-в:
К группе III относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничены незначительно, в связи с чем они нуждаются в незначительной посторонней помощи во время занятий или участия в соревнованиях.

- нарушение зрения (класс В3),
- нарушение слуха,
- умственная отсталость выше 60 IQ (как правило, спортсмены INAS-FID),
- общие заболевания,
- ахондроплазия (карлики),
- детский церебральный паралич (классы С7-8),

- одной или двух нижних конечностей ниже коленного сустава,
- одной или двух верхних конечностей ниже локтевого сустава,
- одной верхней конечности ниже локтевого сустава и одной нижней конечности ниже коленного сустава (с одной стороны или с противоположных сторон),
- контрактура суставов,

К группе II относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничиваются умеренно выраженными нарушениями.
К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно из перечисленных ниже поражений:
- нарушение зрения (класс В2),
- полная потеря слуха,
- умственная отсталость от 60 до 40 IQ,
- детский церебральный паралич (классы С5-6),
- ампутация или порок развития:
- одной или двух нижних конечностей выше коленного сустава,
- одной верхней конечности выше локтевого сустава,
- одной верхней конечности выше локтевого сустава и одной нижней конечности выше коленного сустава (с одной стороны или с противоположных сторон),
- прочие нарушения опорно-двигательного аппарата, ограничивающие функциональные возможности спортсменов в мере, сопоставимой с вышеперечисленными.
К группе I относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничены значительно, в связи с чем они нуждаются в посторонней помощи во время занятий или участия в соревнованиях.
К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно из перечисленных ниже поражений:
- полная потеря зрения (класс В1)
- детский церебральный паралич
(классы С1-4, передвигающиеся в креслах-колясках),
- поражение спинного мозга, требующее передвижения в кресле-коляске,
- высокая ампутация или порок развития: четырех конечностей, двух верхних конечностей.
- прочие нарушения опорно-двигательного аппарата, ограничивающие функциональные возможности спортсменов в мере, сопоставимой с вышеперечисленными.
Распределение спортсменов на группы по степени функциональных возможностей для занятий определенным видом спорта возлагается на учреждение и осуществляется один раз в год (в начале учебного года). Для определения группы по степени функциональных возможностей спортсмена с поражением опорно-двигательного аппарата приказом учреждения создается комиссия, в которую входят: директор учреждения, старший тренер-преподаватель (или тренер-преподаватель) по адаптивной физической культуре, врач (невролог, травматолог, спортивный врач). Если у спортсмена уже имеется класс, утвержденный классификационной комиссией субъекта РФ, комиссией спортивной федерацией инвалидов общероссийского уровня, или международной комиссией, то отнесение спортсмена к группе по степени функциональных возможностей осуществляется на основании его международного функционально-медицинского класса.
В случае необходимости объединения в одну учебную группу занимающихся, разных по возрасту, функциональному классу или уровню спортивной подготовленности, разница в степени функциональных возможностей не должна превышать трех функциональных классов, разница в уровне спортивной подготовленности не должна превышать двух спортивных разрядов. В игровых видах спорта комплектование учебных групп производится с учетом композиции функциональных классов в команде в соответствии с правилами соревнований.


Close