Сейчас мы достаточно хорошо посвящены в теорию Юнга и самое время перейти к практическим аспектам учения. Практика без теории слепа, а теория без практики мертва – принцип взаимодополняющих противоположностей работает и здесь. Всякий раз, при каждой удобной возможности Юнг подчёркивал, что архетипы – это не удобная интеллектуальная конструкция, а живая сила бессознательного, соприкосновение с которой ведёт к радикальному изменению личности.

Итак, коснемся практических аспектов учения Юнга. Прежде всего, это анализ сновидений. Для юнгианца мир сновидений столь же ценен, как и мир внешний (но не больше, как у невротичных романтиков). В некоторых психологических группах считается дурным тоном говорить: «Это произошло на самом деле или только приснилось?», правильно этот вопрос должен звучать так: «Это произошло с тобой в мире сновидений или в физической реальности тоже?». Юнг придавал колоссальное значение сновидениям, начиная с самых первых, из раннего детства. Многим ключевым решениям своей жизни, впоследствии оказавшимся полностью верными, он был обязан именно наитию из сновидческого бессознательного.

Впервые к миру сновидений обратился Зигмунд Фрейд, назвав их «королевской дорогой в бессознательное». При некоторой узости подхода Фрейда мы не можем не отдать ему должное, как величайшему первооткрывателю. Поскольку мы уже знаем, что бессознательное – не свалка подавленных желаний, а полноценная активная творческая сила, становится понятно и ироничное перефразирование Фрейда учеником Юнга Джеймсом Хиллманом – «сновидение – королевская дорога к бессознательному с двухсторонним движением».

Согласно гипотезе Фрейда, сны всегда содержат скрытые сексуальные символы. По Юнгу наоборот, даже самые сексуальные сцены сновидения могут символизировать нечто другое. Фрейд обвинял Юнга в пуританстве, но при должном знакомстве с учением Юнга эти обвинения выглядят смешными: человека, который полагал, что в образ бога должно быть привнесено четвёртое, женское, сексуальное начало, а христианское неприятие плоти есть невроз, вряд ли можно обвинить в пуританстве. Дело в другом. Для Юнга, очень рано столкнувшегося с активностью коллективного бессознательного, сведение всего к одному началу, будь даже оно столь важно, как сексуальная функция – нереалистично и ограничено.

Очень долгое время Юнг работал над единой теорией сновидений. Его метод отличается великолепной разработанностью и многослойностью. В отличие от Фрейда и других исследователей того времени, Юнг, зная о необозримой силе бессознательного, утверждал, что сновидения имеют не только редуктивную функцию (как отражение актуальной ситуации), но и конструктивно-синтетическую (то есть в некотором смысле сновидение формирует дальнейшую ситуацию в жизни сновидца). Всякое сновидение в основе своей имеет целью индивидуацию, и только неправильное понимание смысла сновидения может заставить личность регрессировать. В каждом сновидении есть некоторый посыл, который служит расширению сознания и его выходу на принципиально новый уровень.

Это достаточно легко понять, если речь идёт о нейтральном или приятном сновидении, но как быть с кошмарами? Кошмар имеет свою позитивную функцию: он выносит на уровень частичного осознания некий кризисный процесс, доселе находящейся в тьме неведения, и даёт сновидцу возможность осознанно работать с конфликтом, доселе полностью закрытым.

Рассмотрим этот тезис на примере. Мне в 13 лет снился следующий кошмар, который имел столь сильное действие на всю мою жизнь:

«Я и мать находимся в лесу. Внезапно она начинает превращаться в пантеру и совращать меня. Я испытаваю бессилие и бесполезность сопротивления, ощущаю, как с каждой её (полуженщины-полупантеры) лаской я всё больше теряю себя и растворяюсь, мои руки начинают превращаться в лапы пантеры. Я слышу нечто похожее на её голос, она говорит, что теперь мне ничего не будет нужно, я получу величайшее счастье и покой, став зверем. Я испытываю нечеловеческий ужас перед тем, что со мной происходит, и всё же бессилен что-либо изменить. Сквозь всё более сгущающийся мрак ко мне доносится другой женский голос: «Сопротивляйся, пока есть хоть какая-то сила, сопротивляйся». Но увы, всё, что я могу, это только замедлить, отодвинуть неизбежность. В холодном поту я просыпаюсь».

Чтобы понять значение и смысл данного сновидения, необходимо разобраться, из чего же состояла жизнь сновидца до того, как ему это приснилось.

На тот момент я переживал достаточно сильную психологическую регрессию в детство, активно поощряемую матерью. Происходило некое возвращение к симбиотическому единству раннего детства. К тому времени, когда приснился сон, я всё больше терял себя, наполняясь приятными фантазиями, уводящими от мира.

Вялое и безжизненное состояние компенсирует кошмар, который стал подлинным пробуждением. В сновидении я увидел свою актуальную ситуацию и истинную природу фантазий, которые не поверку оказались далеко не так приятны.

Данный сон имеет большое количество архетипических параллелей, которых мы пока касаться не будем. Здесь важно оценить две функции сновидения – редуктивную (то есть символически отражающую актуальную ситуацию) и проспективную (то есть оказывающую влияние на будущее). Отражающей функцией, несомненно, будет сам фон кошмара и потеря себя, что доселе сновидцем упрямо не замечалось, конструктивная же функция выражена в голосе Анимы, которая даже не была проявлена и в данном случае была голосом индивидуации.

Важно вести дневник сновидений, дабы иметь возможность анализировать свои сновидения по прошествии некоторого времени. То, что кажется непонятным или просто было упущено при первом анализе, через некоторое время может стать очевидным.

Каждое сновидение имеет несколько смыслов. Бывает так, что сновидение в символической форме отражает события будущего (отсюда извечный интерес к сновидению как к внутреннему оракулу). Тем не менее, универсального ключа к ним нет, и анализировать сны, ставя акцент на их провидческую способность, ошибочно – можно запросто получить хороший невроз.

По мнению «классических» психоаналитиков, сновидения шифруют, маскируют «истинные», но «запрещённые» желания. Юнг чётко не соглашался с этой гипотезой и утверждал, что изначальный посыл бессознательного – в желании быть понятым, передать некую информацию сознанию. Если происходит непонимание, то потому, что сознание и бессознательное говорят на разных языках. Язык сознания – слова и концепции; язык бессознательного – символы и образы.

С точки зрения фрейдистской школы, нет принципиальной разницы между ножом, посохом, скипетром, огурцом, и, к примеру, ключом – все они символизируют мужской половой член. Разумеется, такой подход к сновидениям трудно опровергнуть, ибо если все длинные предметы определять как мужской член, а все пологие – как женское влагалище, вряд ли найдётся сон, который окажется невозможным вместить в прокрустово ложе подобных интерпретаций. Для юнговской школы меч и ключ являются символами активного принципа бытия – ЯН, но проявляющиеся совершенно по-разному. Несомненно, что психическая ситуация сновидца, который видит, что убивает ножом женщину, и сновидца, который открывает ключом дверь, совершенно разная, и считать эти сны идентичными как проявление желания половой связи по меньшей мере ненаучно. В первом случае мы можем сразу заподозрить определённую невротичность, искаженное восприятие женского. Собственная фаллическая сила сновидца исключительно деструктивна, и любое активное действие (в том числе и половой акт) является актом агрессии и завоевания. Во втором случае мы вполне можем говорить о более организованной янской энергии и предположить, что сейчас сновидец находится в фазе новых открытий себя или мира.

Перейдём непосредственно к методу анализа сновидений. Поскольку мы понимаем, что сновидение ничего не прячет и не скрывает, наша задача при анализе – как можно сильнее расширить поле значений образов сновидения. Существуют два метода, которые великолепно дополняют друг друга. Первый метод – циркомамбуляция (круговое обхождение), выражается в собирании как можно большего количества ассоциаций с образом сновидения. Здесь надо дать волю своему воображению, при этом не позволяя себе уходить от конкретной темы сновидения. Таким образом мы узнаём смысл сновидения для личного бессознательного или «первого этажа» сновидца. Самая обыкновенная банка варения в сновидении может представлять что угодно – от воспоминаний детства до метафоры карьерного роста, и только обильные ассоциации могут прояснить, что же именно означает данный образ.

Другой стороной циркомамбуляции является метод творческой проекции, когда в фантазии мы говорим от лица персонажей сновидения. Кстати, метод творческой проекции рекомендуется применять не только к образам сновидения, но и к любым образам, возникшим вследствие любого вида творческого воображения.

Однако часто значение сна не исчерпывается личным бессознательным и корнями уходит в бессознательное коллективное. В этом случае анализирующий должен снабдить данное сновидение как можно большим количеством параллелей из общечеловеческого наследия: мифов, сказок, легенд и т.д. Это называется амплификация. Если сновидец достаточно образован в мифологии, то по мере обхождения у него неизбежно будут появляться ассоциации, связанные с архетипическим значением сновидения.

Рассмотрим, к примеру, сон, который я наугад выбрал из своей богатой коллекции:

«Я нахожусь на окраине Калуги в районе Тайфун. Еду на машине в аэропорт по запретному району. Я понимаю, что могу не прорваться, но, тем не менее, делаю попытку. Внезапно я вспоминаю, что недалеко от меня ученые открыли дыру в пространстве, войдя в которую сразу оказываешься на Марсе. В эту дыру ученые посылают очень рискованные экспедиции, ибо температура на Марсе +200? и полностью отсутствует кислород. Ученые отправили туда аппараты наблюдения и установили, что сам мир Марса имеет магические возможности и способен исполнять желания тех, кто там оказался. Однако это палка о двух концах, и через какое-то время происходит расплата. Так например, одна женщина захотела быть самой красивой в мире, и это было исполнено, но через год она умерла от рака кожи. Ещё один мужчина захотел получить научную славу во всём мире, но через год погиб в своей лаборатории в ходе безобиднейшего эксперимента. Только те, чей интерес к Марсу был бескорыстен, выжили, причем получили сверхспособности».

Прежде чем приступать к анализу динамики сновидения, необходимо установить значение места, где происходило действие сна. Почему-то из всех районов Калуги бессознательное выбрало для действия именно Тайфун, а в мире сновидений ничего случайным не бывает. Покопавшись в памяти, я вспомнил – там живёт моя первая любовь, отношения с которой закончились для меня крайне драматично. Она представляла первый образ моей анимы, и, следовательно, само место действия можно определить как «мир моей анимы». Причем это достаточно ранняя Анима, которая давно ушла в бессознательное. Как мы знаем, одной из самых важных функций Анимы является функция психопома, проводника. Однако она обретает эту функцию только после того, как Эго, сознание приложит массу усилий к преодолению собственных неврозов и достигнет понимания уровня личной тени. В сновидении этот район является «закрытым», «запретным», то есть те чувства, которые были мною некогда пережиты, блокируются изо всех сил. Однако проникновение в запретные районы всегда дает новые возможности. Весь дальнейший сюжет достаточно сильно напоминает сюжет фильма Тарковского «Сталкер». Появление телепорта, кстати, прямо около дома моей первой любви, говорит о том, что активное взаимодействие с Анимой позволило пробить ход между сознанием и бессознательным.

Таким образом, благодаря сну мы восстановили часть сложной психической динамики, посредством которой начинает пробиваться ось между сознанием и бессознательным. В некотором смысле данное сновидение является первым опытом столкновения с Самостью в чистом виде, и бессознательное предупреждает об опасности злоупотребления этим опытом. Пока в исследовании бессознательного тебя ведёт интерес, любопытство и инстинкт индивидуации – ты защищён и даже получаешь сверхспособности (которые, как знает всякий, кто соприкасался с Самостью, являются не метафорой сновидения, а объективным психическим фактом), но стоит начать злоупотреблять ими и использовать на реализацию инфантильных желаний – расплата будет неизбежной. Ключевой принцип взаимодействия сознания и бессознательного можно выразить следующий фразой: «Сними шляпу, поклонись до земли, но ни в коем случае не вставай на колени».

Часто бывает так, что по одному сну сложно сказать что-то определённое, и необходимо проследить цепочку сновидений. Серии сновидений на определённой временной последовательности особенно хороши для понимания внутренней динамики сновидца. Наблюдая за снами, мы можем составить впечатление о главных внутренних персонажах, действующих в психике, и о природе его конфликта.

Существует некоторый список наиболее распространенных мотивов сновидений, которые в большинстве случаев имеют примерно один смысл. Хочу сразу предупредить, что типические сновидения в некоторых случаях могут нести и другое значение – в зависимости от деталей сновидения интерпретация может значительно варьироваться. Однако есть некоторая азбука сновидений, которую стоит знать. Допустим, сновидения об участии в военных действиях могут означать активность тени. Чтобы понять суть такого сновидения, необходимо как можно подробнее выяснить у сновидца, какие именно качества носит в себе противоборствующая сторона. Например, одному ярко выраженному интроверту часто снилась война России и Америки. Америка – страна денег и бизнеса, где предприимчивость доведена до крайности и превращается в одержимость успешностью, а экстравертная установка доведена до полного абсурда. Очевидно, что активная тень готовилась к прорыву, и, как показало время, это предположение оказалось верно.

Также на мотив тени указывает и тема преследования сновидца враждебной фигурой того же пола. Эта тема отличается от темы войны тем, что происходящее является более близким к сознанию и более локальным психическим процессом. Бессилие против агрессивного нападающего может говорить и о вытесняемой агрессии и перфекционистских установках сознания, ориентированного на суперэго. Так же на перфекционизм указывают сновидения, где тень предстаёт в образе чего-то очень грязного и омерзительного – читая сны викторианских дам, трудно не содрогнуться от омерзения. Участие животных в сновидении говорит, что конфликт происходит не столько в сфере идей и концепций, сколько в инстинктивной сфере – инстинкт проявляется в своём изначальном виде. Кошка в большинстве вариантов будет представлять сексуальность, волк – агрессию, корова – инертность сознания. Народные присказки крайне метко определяют символическое значение тех или иных животных, и нам вовсе не обязательно заглядывать в словарь символов, чтобы понять, что лиса олицетворяет скорее всего животную хитрость.

Распространенным мотивом в сновидениях является смерть сновидца. В большинстве случаев подобные сны можно интерпретировать как позитивный знак грядущего радикального преобразования, трансформации личности. Даже в картах Таро 13 аркан Смерть крайне редко предстает как смерть физического тела – напротив, речь идёт, как правило, о радикальной трансформации и изменениях в судьбе данного индивида. Незадолго до главного переживания в своей жизни – пробуждения кундалини, мне приснился следующий сон:

«Я нахожусь в том же районе дачи и понимаю, что пришло время смерти. Я знаю, что дачный домик – это нечто вроде газовой камеры, и как только я войду в него, будет пущен смертельный газ. Я вхожу в дом с чувством священного ужаса. Всё моё существо готово выбежать, но я из последних сил сдерживаюсь, ибо «предначертанное должно исполнится». Я ощущать поступление газа как приход своей смерти. Я чувствую, как немеет тело, как перед глазами появляются разные цвета радуги, мне становится ясно – всё кончено, пути назад нет, сознание начинает растворяться в потоке. В тот миг, когда растворение кажется полным, я просыпаюсь».

Важно, что смерть в этом сне всецело добровольная и служит некоему высшему процессу. Когда речь идёт об искусственной, принудительной смерти, трансформация может быть не так приятна и даже принудительно навязана бессознательным сопротивляющемуся, консервативному сознанию.

Достаточно сложной темой в сновидениях является секс. Мотив секса имеет огромное поле значений и в меньшинстве случаев является прямым указанием нереализованного сексуального желания. Принято считать, что секс в сновидении указывает на объединение, интеграцию с какой-то частью своей души, но опыт говорит, что это не всегда так.

А вот полёты в снах в большинстве своём имеют именно сексуальную подоплёку, но когда речь идёт о сложном сюжетном сне, где полёт является лишь одним из эпизодов, то столь категорично говорить не стоит.

На мотив инфляции указывают сновидения с кражей, нехваткой денег на жизненно нужную покупку, сдуванием того, что вначале казалось великим (например, мерседес вдруг превращается в игрушечную машину). Вопреки распространенному мнению, инфляция является неизбежной теневой стороной развития и расширения поля сознания. Юнг говорил: «Войти в бессознательное и избежать инфляции так же невозможно, как войти в море и не намокнуть». Однако одержимость инфляцией грозит обратным процессом и возвращением на ту же точку, с которой начинался путь самопознания. Переживая инфляцию, нужно найти в себе силы хотя бы частью своего я оставаться отстранённым наблюдателем процесса, стараясь сохранить объективное видение.

Один из самых распространенных мотивов сновидений – опоздание на поезд и сдача экзамена, который был давно сдан (или не сдан) в прошлом. Такие сны говорят, что сновидец живёт ниже своего потенциала и недоволен своим положением по жизни. Что-то нужно срочно менять, говорят такие сны со всей убедительностью. Так же они могут означать невозможность расстаться с детством, «уехать от него во взрослую жизнь».

Плохо, если действие сновидений происходит в декорациях давно оставленных мест: пейзажи детства, квартиры, с которых вот уже десять лет как переехали, и всё тому подобное. Это говорит о том, что вы во многом остаетесь инфантильны (либо в данной жизненной ситуации регрессировали) и не можете расстаться со своим прошлым.

Распространенной темой сновидений является смерть кого-то из близких и друзей. Фрейд интерпретировал это как подсознательное желание смерти, но, на наш взгляд, это грубое упрощение. Смерть близких означает потерю значимости данного человека для вас (распространенное выражение – «он умер для меня») либо напротив, слишком сильную на этом человеке зацикленность (что бессознательное пытается скомпенсировать).

Мы ни в коем случае не должны отказываться от разбора сна, даже самого типичного – в любом обычном сне могут вскрыться совершенно неожиданные глубины, которые могут привести сновидца к инсайту.

Напоследок я приведу пару примеров из своего опыта, когда сновидения оказываются предсказывающими реальные события. Первый пример был на заре моего анализа у Сергея. Я увидел во сне своего старого знакомого по кличке SS . Уже это показалось мне любопытным, ибо он никогда не был для меня эмоционально значимым – ни в позитивном, ни в негативном смысле. Так вот, мне снилось, что этот самый SS познакомил меня с новой компанией откровенных хулиганов. И во сне, наслаждаясь хаосом в чьём-то доме, я очень боялся, что в компании появится некий Андрей, и все узнают о моём прошлом.

Юмор в том, что буквально через неделю сон сбылся почти до буквы. Мне позвонил SS и пригласил в компанию, которая называлась “Генсек». Это была тусовка, где некий Владимир, играющий сверхтяжелый металл, вознамерился на основе своей музыки, явно переоценив собственную харизму, объединить всех неформалов города. Атмосфера на его собраниях была в точности такая, как в этой компании в сновидении. Более того, сбылась и вторая часть сна – скоро в этом кругу общения оказался Андрей и изрядно подпортил мне крови.

Однако не стоит на основе своих сновидений каждый раз пытаться предсказывать. Прежде всего, сновидение отражает психологический процесс, и если, согласно закону всесвязности, этот процесс будет отыгран вовне, вы сами распорядитесь этим результатом. Сны – это точка опоры, поняв которую, можно перевернуть себя.

Толкование снов по Юнгу

Даже скептики замечают, что сны (даже если их не удалось запомнить) влияют на настроение. Улыбаемся мы или грустим, полны счастья или раздражены – все это отголоски сновидения, которое, хотя и неосознанно, но было воспринято. Однако в повседневной суете мы мало обращаем на это внимание. Лишь когда сновидения становятся очень яркими или повторяются, люди решают истолковать их.

Разгадать сон – дело непростое. Опасность здесь кроется в чрезмерной ограниченности нашего мировосприятия. Мы слишком полагаемся на логику, из-за этого толкования могут получиться неточными или даже ложными.

Юнг полагал, что и сонникам верить крайне неразумно: «Ни один встречающийся во сне символ нельзя отделять от личности его увидевшего, поэтому ни один сон не может быть истолкован прямо и однозначно, как это делает энциклопедический словарь, разъясняя понятие за понятием. У каждого человека столь индивидуален метод компенсирующего и дополняющего воздействия подсознания на сознание, что нельзя быть уверенным в том, что сны и их символика вообще поддаются классификации».

Любое сновидение неповторимо, и рассматривать его нужно соответствующим образом. Индивидуальный подход диктуется неординарностью и уникальностью каждой личности. На сюжет сна в немалой степени влияют возраст, образование и уровень культуры человека. Увлечения, желания, стремления, эмоциональный спад или подъем, окружающая обстановка не подходят под одно общее правило, они единичны и неповторимы. Только проанализировав конкретную ситуацию, можно понять, о чем хотело предупредить подсознание данного человека. То, что актуально для одного человека, для другого может иметь совсем иной смысл и оказаться несущественным сообщением.

Основное значение в толковании сновидений К. Г. Юнг уделял изучению и расшифровке символов: «Нет больше богов, к которым мы могли бы обратиться за помощью. Великие мировые религии охвачены усиливающейся анемией, так из лесов, гор, рек и мира зверей улетучились сверхъестественные силы (приходившие ранее так кстати), а богочеловеки исчезли в глубинах подсознания и там (как нам хочется думать) ведут бесславное существование среди других пережитков прошлого. Наши теперешние жизни подчинены богу, имя которому – интеллект. Он же величайшая и печальнейшая иллюзия…»

Чем бы ни являлось подсознание, это природное явление, генерирующее символы, наделенные, как показали исследования, определенным смыслом. И подобно тому, как мы не можем считать специалистом по микробам человека, ни разу не державшего в руках микроскоп, так и тот, кто не изучал профессионально природную символику, не может считаться компетентным в области психологии…

«Я посвятил более полувека изучению природных символов и пришел к выводу, что сновидения с их символикой вовсе не являются глупостью или бессмыслицей. Наоборот, для тех, кто потрудится над их расшифровкой, они раскрывают интереснейшую информацию».

Митрополит Рафаил

Россиянин Леонид Прокопьев родился в 1947 году в обычной семье. Судьба его складывалась, как у любого парня того времени: был пионером, потом стал комсомольцем, в Бога, как и все, особенно не веровал. Как-то ему приснился необычный сон: «…Меня настолько ошеломил один сон, приснившийся после окончания школы, что я решил немедленно покинуть дом. Подобно витязю на распутье, я раздумывал тогда о выборе жизненной дороги. И неожиданно получил подсказку. Однажды приснилось, что меня в храме рукополагают в священники. Я был необъяснимо испуган явленной мне во сне моей будущностью и решил резко избавиться от пророчества: бежать из Миасса» .

С тех пор Леонид много лет «убегал» от увиденного во сне. Он сделал карьеру военного, дослужился до подполковника, был военным советником командира сирийской пехотной бригады в Ливане. Там же в 1983 году подорвался на мине, был эвакуирован в Москву и после 19 операций стал инвалидом первой группы. Получив звание полковника, Леонид вышел в отставку и в возрасте 43 лет стал глубоко верующим человеком. Общаясь со служителями Православной церкви, он вспомнил о своем сне и понял, что от судьбы не убежишь. Вскоре Леонид стал диаконом, затем священником, епископом. Приняв монашеский постриг, он получил новое имя Рафаил. Так сбылся давний вещий сон: бывший кадровый военный стал архиепископом Московским, митрополитом Всероссийским, Председателем Священного Синода Истинно-Православной церкви.

Из книги Практикум реального колдовства. Азбука ведьм автора Норд Николай Иванович

Реальное толкование снов Вообще, сны условно можно разделить на пророческие, или прямые, сны, требующие толкования, и обычные – проходные. Здесь я приведу несколько наиболее запомнившихся снов из моей жизни, а потом, по ходу повествования, мы поговорим о сути

Из книги Определи свой тотем. Полное описание магических свойств животных, птиц и рептилий автора Эндрюс Тэд

Толкование знаков Природа общается с нами постоянно. С помощью образов, цветовых оттенков, текстуры, запахов и разнообразных проявлений животной жизни она передает нам информацию о мире и нашей жизни. Символизм природы будет меняться в соответствии с его смыслом, так что

Из книги 365. Сны, гадания, приметы на каждый день автора Ольшевская Наталья

52. Толкование снов для больных и здоровых Часто бывает, что одни и те же сны для больных и здоровых людей следует толковать по-разному. Например, как отмечает Е. Цветков, «летать высоко меж звезд для больного – к смерти, а для здорового – к возвышению, славе либо самомнению.

Из книги Внутренний свет. Календарь медитаций Ошо на 365 дней автора Раджниш Бхагван Шри

129 Толкование Мышление – не более чем привычка искать толкования. Когда мышление исчезает, озеро ума безмолвно, спокойно и тихо. Тогда на поверхности больше нет волн, больше нет ряби – ничто не искажается, и отражение луны совершенно. Мышление – как рябь на поверхности

Из книги Психоделический опыт [Руководство на основе "Тибетской книги мертвых"] автора Лири Тимоти

Дань признательности К. Г. Юнгу Психология представляет собой попытку систематического описания и объяснения человеческого поведения, как сознательного, так и бессознательного. Диапазон исследований этой науки широк - он охватывает бесконечное разнобразие видов

Из книги Большая книга тайных знаний. Нумерология. Графология. Хиромантия. Астрология. Гадания автора Шварц Теодор

Толкование Старшие Арканы ДУРАК Прямое положение. Это карта иллюзии идеальной любви, которой в реальности не существует. Она олицетворяет мечту о прекрасном принце на белом коне или спящую красавицу в хрустальной башне.Когда данная карта часто выходит в гаданиях на

автора Фад Роман Алексеевич

Сонник XXI века. Толкование снов Деньги: увидеть во сне мелочь - к непредвиденным денежным расходам, копейки - к слезам, медные деньги - к обману и пустым хлопотам, золотые - к прибыли, серебряные - к ссоре.Если во сне вы слышите звон монет, то вас может ждать невыгодное

Из книги Коды-ловушки для денег. Магия и привлечение автора Фад Роман Алексеевич

Снотолкователь. Толкование снов Деньги: во сне считать деньги означает значительную прибыль; просто видеть деньги - знак досады; деньги серебряные мелкие означают хлопотные дела; деньги золотые знаменуют успех в предприятии; деньги медные предвещают печаль и смущение;

Из книги Коды-ловушки для денег. Магия и привлечение автора Фад Роман Алексеевич

Сонник Цветкова. Толкование снов Деньги: медные - печаль, удача не в том, чего хотелось бы; серебряные - слёзы, прибыль; бумажные - новости, обман; золотые - горе; раздавать - к неожиданному

Из книги Коды-ловушки для денег. Магия и привлечение автора Фад Роман Алексеевич

Украинский сонник. Толкование снов Деньги: снятся деньги - слезы. Говорят, как снятся деньги бумажные, то это красивая примета, скоро что-то может быть интересное, радостное, приятное. Медные деньги - будут какие-то слезы этому человеку. Медные деньги - хлопоты,

Из книги Коды-ловушки для денег. Магия и привлечение автора Фад Роман Алексеевич

Сонник Миллера. Толкование снов К чему снятся деньги: увидеть во сне, что вы нашли деньги, - означает мелкие беспокойства, но большое счастье. Последуют перемены. Выплачивать деньги - к неудаче. Получать золото - это огромные перспективы и неомраченные радости. Потерять

Из книги Коды-ловушки для денег. Магия и привлечение автора Фад Роман Алексеевич

Сонник Хассе. Толкование снов Добыть деньги - большие расходы; фальшивые иметь - утратить наследство; видеть много денег - неожиданное богатство; считать много денег - будешь зарабатывать; потерять - труд не удастся тебе; выдавать - иметь в виду большие расходы; давать

Из книги Ведьма и секс автора Круковер Владимир Исаевич

Сонник - толкование снов с учетом сексуальности. Сны всегда считались чем-то загадочным. Вещи и события, вполне "нейтральные" в реальной жизни, в сновидении могли насторожить, испугать, заставить учащенно биться сердце. Часто приснившиеся предметы несут отчетливо

Из книги Астральные путешествия автора Лобков Денис

Глава 8. Астральный сонник, или Самостоятельное толкование снов Предположим, у вас так и не получилось осознанно войти в астрал. А может быть, вы сами передумали, испугавшись возможных последствий. Но сны-то вы видите, причем, довольно регулярно (ученые и вовсе заявляет, что

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Толкование Растолкуем сначала имена. Машенька и её младший брат олицетворяют мужское и женское начала, причём сказка прямо указывает, что женское начало старше и призвано охранять развивающееся мужское начало. Почему? Потому что наш материальный мир - это мир женщины, а

Из книги Самый универсальный и полный сонник. 150 000 толкований автора Богданова Жанна

Толкование снов по фазам Луны Существует мнение, что наши сны во многом подвластны характеру лунных суток. От Луны зависит, насколько они правдивы, какой ключ необходимо подбирать к их тайным шифрам. Знание характера лунных суток помогает не только понять, о чем говорят

Ещё один гениальный врач, «который имеет дело с болезнями человека и его времени и изыскивает средства, соответствующие природе недуга», как писал он о себе, ученик, сумевший стать равноправным партнёром, своего учителя - это Карл Густав Юнг (1875 - 1961 гг.).

В своей работе «Значение, функции и анализ снов», Юнг рассказывает, что существуют некоторые события, которые мы не отмечаем в сознании; они остаются так сказать за порогом сознания. Эти события имели место, но были восприняты подпорогово, без участия нашего сознания. Мы можем узнать о таких событиях только интуитивно или в процессе глубокого размышления, которое ведёт к последующему сознанию того, что они должны были произойти; и хотя первоначально мы игнорировали их эмоциональное или жизненное значение, оно всё же проступило из бессознательного в виде послемысли. Подобные события могут проявиться, например, в форме снов. Как правило бессознательный аспект любого явления открывается нам во снах, в которых он возникает не как рациональная мысль, а в виде символического образа.

Общим положением в работе Фрейда было то, что сны не являются делом случая, а связаны с сознательными проблемами и мыслями. Фрейд придавал особое значение снам как отправной точке процесса «свободных ассоциаций». Юнг же пишет, что спустя время «он стал чувствовать, что использование богатых фантазий, которые бессознательное продуцировало во время сна, было неадекватным и порой вводящим в заблуждение».

И постепенно Юнг оставил ассоциативный путь, который, как он полагал, уводит от самих содержаний сна. Юнг предпочёл сконцентрироваться на ассоциациях непосредственно с самого сна, полагая, что последний выражает нечто специфическое, что пытается выразить бессознательное.

Юнг считал, что сновидение - это скрытое отражение психики, смысл которого раскрывается эмпирически. Юнг противопоставляет тезису Фрейда антитезис: Я воспринимаю сновидение как то, чем оно является. Ввиду сложного и комплексного характера материала, он не решается приписывать бессознательному тенденцию к введению в заблуждение..

Утраченная гармония между сознанием и бессознательным может быть восстановлена с помощью сновидений. Они приносят воспоминания, инсайты, переживания, пробуждают скрытые качества личности и раскрывают бессознательные элементы в их отношениях. Благодаря их компенсаторному поведению анализ сновидений открывает новые взгляды и пути выхода из тупика.

Юнг разделяет сны на «большие», «средние» и «маленькие», или как мы можем сказать, на важные, средние и незначительные сновидения.

«Маленький» сон - это ночной фрагмент фантазий, которые пришли из субъективной и личной сферы и ограничен влиянием одного дня. Такие сны легко забываются, так как отражают ежедневные флуктуации психического баланса.

В «средних» сновидениях можно выделить структуру, сходную со строением драмы: описание места, развитие интриги, кульминация или перипетии, решение или результат. Сущность сновидческих действий заключается в некоторой компенсации односторонности, ошибок, отклонений или других недоработок сознательной позиции.

Бессознательная функция действует успешно когда выполняет требования сознания в ограниченном количестве. Сновидение может помочь там, где в этом есть необходимость, или подсказать решение тогда, когда наши усилия потерпели полный провал, но бессознательное не занимает доминирующей позиции по сравнению с сознанием.

«Большие» (важные) смысловые сны часто помнятся всю жизнь и отказывают большое влияние на психический опыт. Они содержат символические образы, которые мы встречаем на протяжении всей истории человечества. В этих снах, относящихся к процессу индивидуации, мы находим мифологические мотивы или мифологемы, которые Юнг обозначил как архетипы. Они могут быть поняты как особые формы и группы образов, которые встречались не только везде и во все времена, но и в индивидуальных сновидениях, фантазиях, видениях и иллюзорных идеях. Юнг убежден, что человеческая психика уникальна и субъективна, и в тоже время личностна только частично, так как в глубине своей она коллективна и объективна.

Важные сны поднимается с глубинного уровня коллективного бессознательного, сохраняя свое значение, отличающееся от субъективного выражения, которое оно использует, благодаря пластичности форм. Юнг говорит, что такие сновидения снятся в важные, критические моменты жизни.

Изменение отношения Юнга к снам повлекло изменение самого метода; новый метод принимал во внимание всё широкое разнообразие области сновидений, и при этом исключал все малозначительные идеи и ассоциации.

Рассуждая Юнг пришёл к выводу, что в интерпретации сна должен принимать участие лишь тот материал, который составляет ясную и видимую его часть. Сон имеет собственные границы, его специфическая форма говорит нам, что относится ко сну, а что уводит от него.

Основные положения при работе со сновидениями.

Юнг выделяет два основных положения, которые необходимо учитывать при работе со снами:

  • 1. Сон следует рассматривать как факт, относительно которого нельзя делать никаких предварительных утверждений, кроме того, что сон имеет некоторый смысл.
  • 2. Сон есть специфическое выражение бессознательного.

В рамках разграничения в психике различаются две сферы: прежде всего, та сфера, в которой человек обладает полным «присутствием духа», сфера, в которой однако, возможна и неустойчивость сознания. Наряду с этим существует область, являющаяся обычно недоступной для сознания - «бессознательное». Юнг объясняет: Бессознательное - это не просто неизвестное, но скорее, с одной стороны, неизвестное психическое, то есть то, о чём мы предполагаем, что оно, если бы получило доступ в сознание, ни в чём не отличалось от известных психических содержаний. С другой стороны, мы должны отнести к нему также психойдную систему (имеется в виду сфера, «похожая на душевную»). К этому определению Юнг добавляет: « Всё, что я знаю, однако о чём не думаю в данный момент, всё, что я когда-то осознавал, но теперь забыл, всё, что было воспринято моими органами чувств, но не зафиксировалось в моём сознании, всё, что я чувствую, думаю, вспоминаю, хочу и делаю непреднамеренно и невнимательно, то есть бессознательно, всё предстоящее, что подготавливается во мне и лишь позже достигает сознания, всё это является содержанием бессознательного.»

Юнг считает, что наше подсознание бывает занято множеством временно угасших образов, впечатлений, мыслей, которые продолжают влиять на наше сознательное мышление, хотя и являются потерянными. Приводит пример: «Отвлёкшийся или рассеянный человек пересекает комнату, чтобы что-то взять. На полпути он останавливается в смущении - он забыл, за чем шёл. Он механически как лунатик, перебирает вещи на столе - хотя первоначальное намерение забыто, оно подсознательно движет им. Наконец он вспоминает, что хотел. Подсознание подсказало ему.»

Общая функция сновидений заключается в восстановлении нашего душевного равновесия. Нам снится именно то, что требуется для тонкой регулировки психического баланса. Юнг называет это вспомогательной или компенсаторной функцией сновидений в психической самонастройке.

Таким образом, сны могут иногда предвосхищать определённые ситуации задолго до того, как они произойдут. Это не обязательно чудо или некая форма предзнания. Многие кризисы в нашей жизни имели долгую неосознанную предысторию. Мы приближаемся к ним шаг за шагом, не ведая о накапливающихся опасностях. Однако то, что мы упускаем из виду, часто воспринимается подсознанием, которое может передать информацию посредством сновидений.

Очень важным, возможно решающим, вкладом Юнга в науку, связанным с тех пор с его именем, является открытие коллективного бессознательного. Хотя уже Зигмунд Фрейд признавал существование архаико-мифологического мышления, неоспоримая заслуга открытия этой области психики, которая не ограничивается индивидуумом, но, несомненно, имеет «коллективные» черты, принадлежит Юнгу. Как первооткрыватель «коллективного бессознательного» Юнг значительно опередил Фрейда.

Архетипический подход к сновидениям.

Юнг разработал два основных подхода к анализу материала сновидений: объективный и субъективный. В объективном подходе каждый персонаж сна относится к реальному человеку: мать - это мать, подруга - подруга и т.д. В субъективном подходе каждый персонаж сна представляет аспект самого сновидца. Юнг считал, что хотя сновидцу может быть сперва сложно принять субъективный подход, но в процессе работы над сновидением он сможет опознать в персонажах сна свои черты и неведомые ранее аспекты своей личности. Так, например, если человеку снится, что на него нападает сумасшедший убийца, то сновидец может осознать свои убийственные импульсы. Этот подход расширен гештальт-терапевтами: они считают, что даже неодушевленные объекты во сне могут рассматриваться как воплощения аспектов личности сновидца..

Юнг выделял 3 архетипа: Анима - соответствует женскому началу. Юнг связывал аниму с влиянием эмоций, настроений и направленностью вовнутрь. Анимус- мужское начало, связанное с скатегоричными, жёсткими, чрезмерно принципиальными, направленными во вне решениями. Тень -- описанный К. Г. Юнгом архетип, представляющий собой относительно автономную часть личности, складывающуюся из личностных и коллективных психических установок, не могущих быть принятыми личностью из-за несовместимости с сознательным представлением о себе. Теневые бессознательные содержания воспринимаются через проекцию и подлежат интеграции в целостную структуру личности. В сновидениях Тень проявляется в виде человека одного пола со сновидцем, вызывающего неприятие и раздражение. Тень является частью Эго, но выходит из бессознательного. Игнорирование или незнание Тени может вызывать рассогласование личности.

Архетипы проявляют себя в снах через символы или персонажей. Это может быть старик, молодая девушка или огромный паук, участвующие в сюжете. Каждый воплощает бессознательную установку, по большей части скрытую от сознания. Даже являясь неотъемлемой частью психики сновидца, они зачастую существуют автономно и воспринимаются сновидцем как внешние фигуры. Знакомство с архетипами, проявляющимися в символах сновидений, позволяют человеку лучше осознавать свои бессознательные установки, интегрировать ранее отщепленные части личности и включаться в процесс целостного понимания своей Самости, что является главной задачей аналитической работы.

Юнг предостерегал от слепого приписывания символам сна определенных значений без ясного понимания личной ситуации сновидца. Он описывал два подхода к символам сновидения: причинный подход и финалистический подход. В причинном подходе символ редуцирован до определенных базовых тенденций. Таким образом, меч может символизировать пенис, змея - тоже. В финалистическом подходе интерпретатор сновидения спрашивает: "Почему именно этот символ, а не иной?". Тогда меч может репрезентировать пенис за счет своих качеств: он твердый, острый, неодушевленный и разрушительный. А змея, репрезентируя пенис, указывает на другие качества: нечто живое, опасное, возможно, ядовитое и скользкое. Финалистический подход раскрывает дополнительные нюансы смысла установки, в которой находится сновидец.

Хотя Юнг настаивал на универсальности архетипических символов, его точка зрения противоположна пониманию знака - образа, который имеет однозначно определенное значение. Его подход заключался в том, чтобы распознавать динамику и текучесть, которые существуют между символом и его значением. Символы должны исследоваться как источники индивидуального значения для пациентов, а не сводиться к предопределенным концепциям. Это убережет интерпретатора сновидения от скатывания к теоретическим и догматическим упражнениям, которые уводят процесс от психологического состояния пациента. В поддержку этой идеи он подчеркивал, что очень важно «прилипнуть к сновидению» - раскрывать глубину его смысла через ассоциации клиента к отдельному образу. Такой подход совершенно противоположен свободным ассоциациям Фрейда, уводящим от черт образа.

Юнг подчеркивал важность контекста в понимании сновидения. Он считал, что сновидение надо понимать не просто как сложную загадку, изобретенную бессознательным, которую надо расшифровать для раскрытия каузальных факторов, стоящих за ней. Сновидения не могут служить детекторами лжи, которые раскрывали бы нечестность сознательной установки. Сновидения, как само бессознательное, говорят на собственном языке. Будучи репрезентациями бессознательного, образы сновидений самодостаточны и обладают собственной логикой. Юнг полагал, что сновидения могут содержать важные сообщения, философские идеи, иллюзии, дикие фантазии, воспоминания, планы, иррациональные переживания и даже телепатические прозрения.

Вывод: К.-Г. Юнг, в отличие от З. Фрейда считал, что метод свободных ассоциаций позволяет выявлять лишь личные (индивидуальные) ассоциации сновидца, группирующиеся вокруг комплексов, но не дает приблизиться к смыслу самого сновидения. Сновидение - это средство наладить связь между сознанием и подсознанием и видел в сновидении функцию компенсации позиции Эго. Он выделял «большие», «средние» и «маленькие» сны. Особое значение придавал «большим» сновидениям, это сны, сопряженные с чувством восторга и ужаса. В этих сновидениях К.-Г. Юнг видел высшее духовное руководство, которое исходит из центра человеческого бытия -- Самости. Выделил два основных подхода к анализу материала сновидений: объективный и субъективный. В объективном подходе каждый персонаж сна относится к реальному человеку. В субъективном подходе каждый персонаж сна представляет аспект самого сновидца. Он считал, что архетипы проявляют себя в снах через символы или персонажей. Каждый воплощает бессознательную установку, по большей части скрытую от сознания. Знакомство с архетипами, проявляющимися в символах сновидений, позволяют человеку лучше осознавать свои бессознательные установки, интегрировать ранее отщепленные части личности и включаться в процесс целостного понимания своей Самости, что К.-Г. Юнг считал главной задачей аналитической работы.


Часто в снах мы общаемся с близкими людьми, с семьей и другими родственниками. Нередко во сне рядом с нами родители, либо оба, либо один из них, с которыми нас связывает первое знакомство с этим миром, как и их стремление научить нас своим способам и моделям восприятия этого мира. Эти способы и модели способны были вызывать в нас как восторженные чувства, так и совершенно противоположные, несмотря на свои даже самые благие намерения по отношению к нам. А вместе с этим самые ближайшие родственники становятся причиной унаследованных или ответных реакций и моделей поведения, даже если они и не осознаются до конца самим сновидцем.

Юнг считал, что «судьбоносный этнос», к которому он относил родовое или семейное бессознательное, находится за пределами сознательной компетенции. А также то, что в основе поведения человека лежат определенные архетипы коллективной души, силы, властвующие над жизнью до осознания, а за конкретными образами родителей стоят магические фигуры, вечные образы Отца и Матери. Эти образы выступают в снах первыми архетипами Анимы и Анимуса.

Образ матери во сне имеет отношение к знаку зодиака сновидца, в котором находилась Луна в момент рождения. И если она была в Раке – в обители, или Тельце – в экзальтации, то обычно во сне этот образ символизирует Великую Мать . Если Луна в радиксе была в знаке падения или изгнания (в Козероге, или Скорпионе), то образ матери часто символизирует архетип Ужасной Матери . В других случаях – в зависимости от взаимосвязи аспектов Луна-Солнце в натальной карте.

Мать , может быть одним из символов следующих значений:

Руководство и понимание, либо непонимание в вопросах заботы о личной жизни;
- сострадание, помощь, жертвенность;
- восприимчивость души, помощь в осуществлении и благословении;
- родина, отчизна;
- эгоистическая материнская любовь, опасность инфантилизма, отказ от собственного Я (ужасная мать);
- чувство стыда;
- и если живая мать – символ жизни, которая дается, а она выступает проводником в этот реальный мир; умершая, когда во сне забирает с собой, – символ отбирания жизни.

Отец в сновидении часто символизирует социальные стереотипы в стремлении к успеху, если в реальной жизни он сумел реализоваться. В противном случае, его образ во сне может выступать как символ следования заранее проигрышным программам или целям.

Власти, авторитета, закона, совести и традиции;
- творца, покровителя, наставника, мастерства и профессионализма;
- позитивной сексуальности;
- отцовских чувств или же самого биологического отца;
- предупреждения или чувства вины (при строгости или иронии);
- личных ассоциаций и чувств, которые вы сами испытываете к отцу;
- чувства вины;
- умерший отец может быть символ утраты активности, начиная от сексуальной и до профессиональной.

Бабушка и дедушка во сне по символизируют мудрые, зрелые аспекты нашего Я, это хранители родовой кармы, опыт и терпение, которые помогают разбираться в существующей ситуации в целом.

Братья и сестры являются символами того, что очень дорого, является близким и родным по духу, готово разделить со сновидцем его надежды и понять страхи и то, какой должна бы быть братская или сестринская любовь в идеале. В основном, в зрелом возрасте в снах эти родные люди выступают в качестве именно таких символов, в роли компенсаторной функции, даже, если не все в жизни так идеально, или вовсе не идеально было когда-то.

Но, если в родственных отношениях серьезные проблемы остаются, то тогда братья и сестры подпадают под классификации, описанные в статье: «Знакомые люди во сне», но только с большей долей зависимости от кармы. Старший брат или сестра могут выступать во сне как влиятельные лица, младший, тот, кто нуждается в покровительстве. Иногда старший выступает в роли оппонента.

Муж , мужчина – универсальный символ мужского начала, активности, деятельности, практической и рациональной части Я, Анимус. Мужское начало представляет фокусированное сознание, обычно противостоящее восприятию, приходящему из подсознания. Позитивные, созидательные, творческие силы, придающие определенное направление материи (являющейся женской характеристикой) и выражающие природные качества. Представляют все сознательное, разумное, духовное, волю, агрессию, свет. Тогда как жена , женщина, Анима - символизирует , восприимчивую сторону души, ощущения, эмоции, иррациональную сторону Я. Это та часть жизни, которая связана с чувствами, тем, что важно для души и сердца, и всего что связано с личной жизнью.

Дяди и тети во сне, как и дальние родственники, выступают в роли определенных стереотипов поведения, и толкуются согласно с ассоциациями сновидца.

Дети во сне – символы хлопот и забот, иногда приятных, иногда не очень. Они также являются потенциальными символами заботы и ожиданий о будущем. Девочки - в личной жизни, мальчики – в делах.

Дети - это функции и способности, которые пока еще недостаточно развиты. А по Юнгу, ребенок - это еще и самость сновидца, которая искренняя и естественная. Достаточно часто бывает так, что кто-то из родственников приснится в детском или младенческом возрасте, хотя в настоящем - это реально взрослый сформировавшийся человек, что может символизировать опрометчивость в поступках данного персонажа в реальной жизни.

Родственники во сне выступают в качестве образов коллективного бессознательного, которых индивидуальное бессознательное наделяет их персональными чертами. Безусловно, если во сне мы встречаем родственников, то часто такие сны могут иметь отношение и к ним самим. Но бывает и так, что через их понятные нам образы коллективное бессознательное пытается передать нам информацию о стереотипах восприятия и наличии определенных моделей поведения, поведенческих схемах, воспринятых «по наследству», даже если сами сновидцы этого не замечают.

Происходящие в коллективном бессознательном процессы касаются не только отношений индивидуума в его семье или более широкой социальной группе, но и к человеческому сообществу в целом. Образы родственников, предков во сне воплощают дары или лишения из того, что предлагает судьба, причем личный выбор делаем мы сами уже сознательно. Если мы его не совершаем, если не реагируем на и не пытаемся изменить в первую очередь свои собственные стереотипы, то тогда судьба лишает этой возможности, ставя перед фактом, который достаточно часто бывает совершенно не в нашу пользу, так как тогда ситуация разрешается как передача из бессознательного другого.

Часто в форме таких образов выступают фантомы, призраки семейных фактов, которые не были признаны предками из-за того, что они скрывают тяжелые тайны, скрывающиеся за родовыми мифами. Именно эти предки появляются в образе умерших родственников, но это тема следующей статьи: «Умершие во сне».

Часть I Символика сновидений по К.Г. Юнгу

АВТОБУС - общественная жизнь индивида.

АВТОМОБИЛЬ (легковая машина, новая машина, иномарка) Эго , личность, управляемая психическими инстанциями человека.

АД (преисподняя) – мрак Бессознательного.

АКАЦИЯ – символ жизненной силы, возрождения.

АКРОБАТИКА (акробат) - 1) разрешение критической ситуации, освобождение от условностей; 2) стремление к овладению сверхчеловеческими возможностями.

АЛКОГОЛЬ – 1) ниспровержение запретов и табу; 2) высвобождение творческих сил.

АЛМАЗ – символ твердости, прочности.

АЛТАРЬ (жертвенник, престол для совершения таинств) - 1) место, где приносятся жертвы в качестве даров божеству, дабы умилостивить его, получить его расположение и милость; 2) место захоронения, но одновременно и возрождения, трансформации смерти в вечную жизнь; 3) символическое подчинение силе подсознания (божественным указаниям Самости).

АЛЬПИНИЗМ (восхождение на гору, лазание по скалам) - 1) желание превзойти себя, подняться выше себя, продиктованное либо комплексом (чувством) неполноценности, либо чувством подсознательной вины и самокритики в связи с неприемлемыми поступками в реальной жизни; 2) предупреждение о том, что человек занимается рискованными предприятиями, «ходит по краю пропасти».

АМЕТИСТ – символ твердости.

АНГЕЛ – 1) то же, что и божество (сила позитивного характера); 2) сотрудник (проявления) Супер-Эго ; 3) хранитель, помощник души, личности; 4) аспект четвертой высшей стадии развития Анимуса; 5) проявление Самости; 6) образ евангелиста Святого Матфея.

АНДРОГИН (гермафродит, двуполое бисексуальное существо, Адонис, Бальдр, Таммуз, Либер) – бисексуальный (обоеполый) аспект Самости, Великий человек; двойственность в единстве.

АПЕЛЬСИН – символ плодородия, любви и Солнца.

АРА (попугай) – символ огня, солнца.

АРКА – то же, что и порог.

АТЛЕТ (спортсмен, культурист, силач, Тарзан, Маугли, мускулистый герой-киноактер) – первая, примитивная стадия развития Анимуса (сугубо эротический образ).

АТОМНЫЙ (ЯДЕРНЫЙ) ВЗРЫВ – образ психической диссоциации (расщепления сознания), безумия.

АФРИКА – 1) олицетворение темных, хтонических материнских сил в подсознании; 2) область темного колдовства и суеверий; 3) символ дикости, варварства; 4) колыбель человечества.

АЭРОПЛАН – посредник между мирами (потусторонним нижним, нашим средним и надличностным высшим), т. е. символ-заменитель диких птиц (трансцендентности).

БАБОЧКА (насекомое) – символ души, Психеи.

БАГАЖ – 1) склонности, способности, планы; 2) потеря багажа – беспокойство, неуверенность в себе.

БАЛДАХИН – символ власти.

БАРАН (овца) - 1) символ Христа (агнец Божий); 2) символ египетского бога Хнума – создателя земли и людей; 3) символ размножения, сексуального пыла.

БЕЛОЕ ПОЛОТНО – жертвенное одеяние, саван.

БЕЛЫЙ (цвет, окраска, альбинос) - 1) богоподобие, святость; 2) чистота, невинность, очищение; 3) свежесть, прохлада, молодость; 4) правдивость, ясность; 5) цвет Луны; 6) цвет мира Альбедо.

БИРЮЗА – символ обновления, возрождения.

БЛИЗНЕЦЫ – двойственность, дуальность, противоречия.

БОГ (Всевышний, Господь) - 1) Создатель, Творец всего бытия, в т. ч. и человека; 2) отец, родитель: 3) авторитет (часто непреклонный и непререкаемый); 4) Супер-Эго (Сверх-Я) , совесть; 5) Самость, высшая инстанция – архетип души, человеческой личности.

БОГИНЯ ПРИРОДЫ И ЛЮБВИ (Деметра-Церера, Персефона-Либера, Афродита-Венера, Исида, Астарта-Иштар, Инанна, Деркето, Кибела, Майя) - 1) Самость (у женщин); 2) положительная Анима (высший аспект).

БОГОМАТЕРЬ (Дева Мария, Мать богов, Гуань-Инь, Шакти, Великая Матерь, Кибела, Исида, Астарта, Гера, Гея, Мать-Земля) – 1) третий, духовный уровень развития Анимы (наивысший для большинства мужчин); 2) Самость (у женщин).

БОГОЧЕЛОВЕК (Христос, Кришна, Митра, Гермес-Трисмегист, Будда) – Самость (у мужчин).

БОЖЕСТВО – 1) архетипы, силы подсознательной сферы, внутренние побуждения глубинной природы; 2) проявления Самости.

БОЛЬНОЙ КОРОЛЬ (заболевший, стареющий, дряхлый) – образ пустоты и скуки, душевные метания в поисках себя – первоначальная стадия индивидуации.

БОЛЬШОЙ ДОМ (здание с массой комнат и коридоров) – незнание собственных духовных масштабов и способности их реализовать.

БОРОДА – 1) символ мудрости; 2) Синяя борода – символ ужаса, зверства и низменной сексуальности.

БЫК – 1) мужчина, мужское начало, мужская сексуальность; 2) страх инцеста (у женщин) с отцом; 3) животное начало в человеке; 4) 350 быков Гелиоса – 350 дней в году (по греческому календарю); 5) Апис – бог плодородия, жизненная сила верховного египетского бога Осириса – священный бык, меж рогами которого помещен солнечный диск; 6) Минотавр – полубык-получеловек, чудовище, порождение противоестественной связи (зоофилии, скотоложства) женщины и быка; 7) образ евангелиста Святого Луки.

ВЕДЬМА – 1) Анима (отрицательный образ); 2) Тень (у женщин).

ВЕЛИКАН (великаны и великанши) – 1) родители и взрослые из детских воспоминаний, авторитеты; 2) отсутствие чувства меры, необузданные влечения.

ВЕЛИКИЕ ЛИЧНОСТИ (беседы с ними, общение, видение их подвигов и свершений) - 1) комплекс неполноценности, принижение своих достоинств и способностей; 2) скрытая мания величия, подавленная гордыня, самовозвеличивание.

ВЕНОК – символ вознаграждения, успеха.

ВЕРЕТЕНО – 1) фаллический символ (опасный аспект); 2) символ времени.

ВЕРТОЛЕТ – посредник между различными мирами – нижним, средним и верхним – планами бытия, символ трансцендентности (заменитель диких птиц).

ВЕСЫ – 1) атрибут греческой богини судьбы и возмездия Немесиды; 2) символ равновесия добра и зла, контроля поступков.

ВЕТЕР - 1) дыхание природы, космоса; жизненная энергия; 2) душевное возбуждение, непостоянство, тщеславие.

ВЕТВЬ – символ бессмертия, возрождения, жизни.

ВИНО – 1) божественное откровение; 2) кровь Христова.

ВОДА – 1) символ жизни; 2) Бессознательное; 3) символ чистоты, средство очищения.

ВОДИТЕЛЬ (возничий) – разум, Я , сознательная личность.

ВОЗДУХ – жизненная сила, эманация Духа, одухотворение.

ВОЙНА (сражение, бой, битва) – внутренние разногласия, борьба Эго и Ид .

ВОКЗАЛ (железнодорожная станция) – 1) примитивный образ Самости, центра (психического), где сходятся все дороги; 2) место отправки в путешествие, поездку (т. е. начальный этап индивидуации); 3) место, где соединяются, соприкасаются внешний мир и внутренний, сознание и подсознание.

ВОЛК – символ жестокости, ненасытности, необузданного либидо; темный аспект личности.

ВОЛОСЫ – 1)символ инстинктивных сил, продукт нашего родства с животной природой; 2) символ свободы (бритая голова – несвобода, рабство, заточение).

ВОРОН – 1) создатель людей в индейских мифах (вероятно образ тотема – предка племени); 2) посланник уцелевшего после потопа человека (Ноя), который не возвращается, увлеченный пожиранием утопленников; 3) заместитель (у индейцев) разгневанных богов, вызвавший потоп, истребивший человеческий род, а затем создавший новых людей; 4) в индейской мифологии – богоподобный герой; 5) один из образов (воплощений) духа-покровителя у шаманов; 6) аналог зайца (койота) – персонажа 2-го цикла мифа, культурного героя, преобразователя и хитреца.

ВОСХОЖДЕНИЕ – то же, что и подъем.

ГАВАНЬ – семейный очаг, домашнее пристанище.

ГАЛЕРЕЯ – подсознание, область Бессознательного, Оно (Ид) .

ГАРГУЛЬИ – олицетворение пороков и враждебных сил, мешающих человеку войти в святилище.

ГЕРМАФРОДИТ – то же, что и Андрогин.

ГЕРОЙ (подвиги героя, его странствия и приключения) – процесс индивидуации, развития и обретения индивидуального самосознания под покровительством Самости (мудрые наставники и могущественные покровители героя); символическая смерть героя – достижение индивидуумом зрелости; 1) Герой – развивающаяся сущность (Эго, Я ); 2) Герой – аспект второй стадии развития Анимуса.

ГИЛЬОТИНИРОВАНИЕ (гильотина, обезглавливание) – отказ от привычки «жить только головой, разумом», от тенденции перекоса в сторону чрезмерной интеллектуализации, мыслительной деятельности в ущерб чувственности, спонтанности, чувствам и эмоциям.

ГЛАЗА – познание, бдительность, сверхчувственность.

ГОЛОВОРЕЗ (бандит, главарь шайки, мафиози, гангстер, разбойник, атаман, преступник, злодей) – 1) Тень (у мужчины); 2) Анимус (негативный аспект).

ГОЛУБОЙ (цвет, окраска) – 1) духовность, космический дух, истина, одухотворенность; 2) невинность, миролюбие, спокойствие, благополучие; 3) цвет Юпитера.

ГОЛУБЬ – 1) символ мира; 2) вестник об окончании потопа, принесший оставшемуся в живых человеку (Ною) оливковую ветвь в клюве; 3) символ человеческой души (колумбариями – голубятнями называли хранилища урн с прахом после кремации); 4) символ Святого Духа, божественной мудрости.

ГОРА (вершина, круча) – 1) священное место, святилище, объект почитания (культ высот); 2) высоты Эго (Я) ; 3) вершина горы – центр Вселенной, пуп Земли; 4) высокая круча – опасность.

ГОРБУНЬЯ (девушка-уродка) – символ Анимы, которую необходимо освободить от «заклятья», обезобразившего ее, путем пробуждения души.

ГОРНЫЙ ПЕРЕВАЛ – переходное состояние сознания, ведущее от прежнего типа мышления к новому.

ГОРОД – 1) выразительно расположенный город, желанная цель поисков, путешествий – образ Анимы, которую ищет личность в глубинах своей психики; 2) столица – символ цельности, Самости, психический центр; 3) символ матери, материнской силы и защиты.

ГОСУДАРЬ (король, властелин) – посредник между Богом и людьми, гарант мира и гармонии.

ГРАНАТ – символ плодовитости, изобилия.

ГРИФ (птица) – 1) материнское начало; 2) духовное материнство, девственность.

ГРОТ – то же, что и пещера.

ГРУДЬ (женская) – символ нежности, защиты; материнский архетип.

ГРУША – символ чувственности, эротики.

ГРЫЗУНЫ – трансцендентные символы глубин психики.

ГРЯЗЬ (нечистоты, слякоть, мусор) – 1)символ разложения, распада, низшие инстинкты, мир Нигредо; 2) инертное начало.

ГУСЬ – символ тревоги, предупреждения («гуси спасли Рим»).

ДАЛЬ (вид издалека, дальняя панорама) – события далекого прошлого, временная протяженность, воспоминание из детства.

ДВЕРЬ (дверцы, створки, ворота) – 1) надежда; 2) переход, превращение; 3) открытая – общение; закрытая – изоляция, тайна.

ДВОРЕЦ – 1) три уровня психики – Оно, Я и Сверх-Я ; 2) трехуровневый центр мира – небесный, земной и подземный.

ДЕВА – символ чистоты и непорочности.

ДЕВЯТЬ (число, цифра) – магическое (священное) число, означающее совершенную форму идеальной Троицы в ее трехуровневом вознесении.

ДЕМОН (демон смерти, король троллей, злой гений, злодей, Синяя Борода, демоническая личность) – 1) негативный, разрушительный Анимус; 2) неосознанное безответственное и эгоистичное отношение к мужчинам у женщины, зацикленной лишь на своем собственном удовольствии.

ДЕМОНЫ (бесы, черти) – негативные, худшие аспекты подсознания, отрицательные комплексы, неврозы.

ДЕРЕВО (растение, ствол с ветвями) – 1) древо жизни и бессмертия, и древо познания добра и зла (древо знания и смерти); 2) символ женского божества – Великой Матери; 3) символ смерти и жертвоприношения (распятие Христа на дереве); 4) символ эволюции и духовного роста, психического развития (старое, мощное и древнее дерево); рост дерева – процесс индивидуации; 5) место обиталища духов, божеств (дриад, лешего и т. д.).

ДЕФЕКАЦИЯ (испражнение ) – психическое освобождение от комплексов, чувства вины.

ДЖУНГЛИ – область подсознания, где обитают звери (животные инстинкты).

ДОЖДЬ (ливень ) – 1) священный союз неба и земли; 2) символ очищения, снятия напряжения, повышения плодородия земли; 3) сильный ливень вызывает потоп, наводнение.

ДОМ (здание вообще) – 1) тело, организм, человек; 2) фасад – Персона, Личина, Маска.

ДОМ С ВЫСТУПАМИ (балконы, барельефы, лепнина, лоджии, козырьки, портики) – женщина.

ДОМ С ГЛАДКИМИ СТЕНАМИ (небоскреб, башня) – мужчина.

ДРАГОЦЕННЫЙ КАМЕНЬ – 1) внешний знак богатства и положения; 2) символ Самости.

ДРАКОН (Змей Горыныч) - 1) сфера Бессознательного, содержащая примитивные энергии и влечения; 2) дух зла; битва с драконом – взросление, становление личности (освобождение девы – высвобождение Анимы).

ДУБ – символ долголетия, крепости и выносливости.

ДЫМ – помрачение, затмение сознания.

ЕДИНОРОГ - символ (редкий) Христа; символ чистоты, веры и интуиции; символ мечты.

ЖАБА - 1) животное, связанное с трансцендентными, потусторонними силами; 2) животное-прислужница ведьм, колдуний; 3) воплощение хаоса.

ЖАВОРОНОК – юношеский пыл, ликование.

ЖЕЛЕЗО – символ твердости и надежности.

ЖЕЛТЫЙ (цвет, окраска ) – 1) наука, наблюдения, анализ; 2) богатство, зависть, ревность; 3) мечта, фанатизм, смелость; 4) радость, близость, юность; 5) знак Меркурия.

ЖЕМЧУЖИНА – символ совершенства, долголетия и изобилия.

ЖЕНЩИНА – 1) Анима – женское начало в мужчине; 2) проявление в мужском характере женской сущности, а также присущих ей черт, т. е. подчиненный (мазохистский) характер привязанности к окружающим (в особенности к женщинам); 3) женщина, партнерша.

ЖЕНЩИНА - СФИНКС (принцесса, загадывающая загадки) – негативная Анима, вовлекающая личность в деструктивную (и бессмысленную с точки зрения реальности) интеллектуальную игру.

ЖЕРЛО ВУЛКАНА (кратер) – 1) символ женских гениталий; 2) психотравма, оставившая в памяти глубокий след; 3) священное место религиозного поклонения (у примитивных племен).

ЖИВОТНЫЕ – архетипы, сознательные и неосознанные влечения, инстинкты.

ЖИВОТНЫЕ (союзники, друзья и помощники человека; сказочные, волшебные животные) – 1) инстинктивный аспект Самости, помогающий личности в решении стоящих перед ней задач, в преодолении трудностей; 2) тотемы у туземцев; 3) зооморфизм.

ЖИВОТНОЕ-ДЕМОН (оборотень, языческий идол ) – 1) символ негативного импульса, вытесненного инстинктивного влечения (сексуального или агрессивного) из глубин Оно (бессознательной сферы психики), способного вызвать сильный аффект либо невротический симптом; 2) зооморфный образ божества.

ЖРИЦА – Анима (двойственный отрицательно-положительный образ).

ЖУК – 1) черного цвета – отрицательные (дьявольские) качества души; 2) существо, меняющее кожу, т. е. символ бессмертия, обновления, омоложения; 3) золотой жук (Скарабей) – священный символ египетского бога Солнца Амона-Ра (точнее Хепера – восходящего солнца); 4) майский жук – олицетворение веселья, расслабленности.

ЗАДНИЙ ДВОР – нераскрытый, душевный потенциал психики.

ЗАМОК (здание) – 1) защита, убежище; 2) затруднения в процессе становления личности; 3) глухой, таинственный замок – подсознание.

ЗАМОК (дверной ) – милосердие.

ЗАРЯ (восход солнца ) – высвобождение элемента Бессознательного.

ЗАЯЦ (кролик, койот ) – 1) персонаж 2-го цикла мифа, выступает в роли преобразователя, основателя человеческой культуры; общественное существо, корректирующее свои инстинкты и инфантильные желания; это – стадия ранней юности, период полового созревания, которому присущи безрассудная смелость, подчинение дисциплине; личность еще слаба, но борется за свое взросление и включение во взрослую жизнь, дабы стать социально ответственной, жертвуя своей ребячливостью; более поздняя стадия цикла – поздняя юность, молодость, готовая в своем идеализме на самопожертвование, на чрезмерный риск, пройдя который, личность преодолеет рубеж юности, вступив в зрелость; 2) ложный вестник богов, из-за беспечности, либо злого умысла, которого важное известие богов для человека оказалось извращенным по смыслу; 3) символ плодовитости, плодородия.

ЗВЕЗДА – 1) символ психической трансформации, духовный маяк; 2) перевернутая звезда – знак Сатаны, символ похоти и примитивных инстинктов.

ЗВЕЗДА ДАВИДА (звезда Соломона, гексаграмма, два пересекающихся треугольника) – 1) соединение духа и материи; 2) связь мужского и женского начал; 3) союз Бога и души; 4) символ психической целостности, Самости; единство противоположностей – союз личного, преходящего мира Эго с безличностным и вечным миром не Эго (сознание и подсознание), но здесь целостность – не как результат, а как процесс становления.

ЗВЕРИ (дикие ) – 1) вытесненные, грубые желания, страсти, инстинкты; 2) пережиток тотемизма – идентификация с животным (тотемом); 3) зооморфные образы богов.

ЗЕЛЕНЫЙ (цвет, окраска) – 1) природа, рост, надежда; 2) здоровье, деятельная воля, упорство, постоянство.

ЗЕМЛЯ (почва, грунт) – символ материнства, плодородия и возрождения.

ЗЕРКАЛО (смотреться в зеркало ) – способность подсознания объективно «отражать» личность, открывая внутреннюю сущность человека.

ЗМЕЯ (змей, дракон ) – 1) двойственный символ: мудрость, исцеление и агрессия, страх; 2) символ бога медицины Эскулапа (Асклепия) и, таким образом, символ терапии, исцеления, излечения; 3) символ трансцендентности, представитель подземного мира (подсознания, глубин психики), посредник-психопомп между небом и землей (между сознанием и подсознанием); 4) символ демона-искусителя, злого коварного духа, дьявола; 5) самое хитрое животное на земле; 6) символ бессмертия (сбрасывание кожи и омоложение); 7) ложный вестник богов, Создателя бытия; 8) воплощение мудрости; 9) Урей – символ власти (египетских фараонов); 10) атрибут египетской богини жизни, здоровья и плодородия Исиды; 11) Атрибут римской богини мудрости Минервы; 12) Урборос – змея, кусающая свой хвост, свернувшаяся в кольцо, круг – символ психической цельности, Самости; 13) символ Кундалини (Шакти) – сексуальной энергии в тантризме (тантра-йоге), находящейся у основания позвоночника (копчик) и представляемой в виде змеи, свернутой в три с половиной оборота. Из книги Символы священной науки автора Генон Рене

Осевая символика и символика перехода 50. Символы аналогии Иным могло бы показаться странным, что речь идет о символах аналогии, потому что если, как это часто говорят, сама символика основана на аналогии, то и всякий символ, каков бы он ни был, должен быть выражением

Из книги Забытый язык автора Фромм Эрих Зелигманн

III Природа сновидений Взгляды на природу сновидений сильно изменялись от столетия к столетию и от культуры к культуре. Считают ли люди, что сны – это реальные события, происходящие с душой, лишенной во сне телесной оболочки, либо верят, что сны внушаются Богом или злыми

Из книги Семиотика культуры повседневности автора Махлина С.

Глава 8. Семиотика сновидений Сновидения - это язык ночи. Когда мы засыпаем, мы видим загадочные порождения загадочного мира. Часто они истолковывались как послания богов и с их помощью пытались раньше, впрочем, как довольно часто и в наше время, узнать судьбы отдельных

Из книги Гуманистический психоанализ автора Фромм Эрих Зелигманн

Природа сновидений Взгляды на природу сновидений сильно изменялись от столетия к столетию и от культуры к культуре. Считают ли люди, что сны - это реальные события, происходящие с душой, лишенной во сне телесной оболочки, либо верят, что сны внушаются Богом или злыми

Из книги Символика сновидений, мифов и мистицизма автора Байков Эдуард Артурович

Эдуард Байков Символика сновидений, мифов и мистицизма (Глубинно-психологическая

Из книги Философия. Книга третья. Метафизика автора Ясперс Карл Теодор

Часть II Символика сновидений по З.Фрейду АБАЖУР – мужские гениталии; простая конструкция – нормальное функционирование половых органов, вычурность – комплекс неполноценности. АБОРДАЖ (захват судна, крепости) – символ полового акта (либо желание коитуса, либо боязнь

Из книги Величие и ограниченность теории Фрейда автора Фромм Эрих Зелигманн

4. Интерпретируемая символика и зримая символика - Как только мы начинаем прослеживать мыслью означения, отделяя означение от того, что оно означает, мы попадаем только в нескончаемость универсальной символики. Все может означать все. Это - метания туда и сюда в

Из книги Теория Фрейда (сборник) автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Практикум лидера автора Менегетти Антонио

Из книги Квантовый ум [Грань между физикой и психологией] автора Минделл Арнольд

3. Фрейдовская теория толкования сновидений Величие и ограничения открытия Фрейдом толкования сновидений Если бы Фрейд не создал теории неврозов и не разработал метода их лечения, он все равно был бы одной из самых выдающихся фигур в науке о человеке, потому что открыл

Из книги Мудрость любви автора Сикирич Елена

Роль ассоциаций в толковании сновидений Чтобы дать пример применения фрейдовского метода ассоциаций, приведу содержание сна in extenso (полностью) и его интерпретацию. Это сон, который видел сам Фрейд и который составил часть его самоанализа .«Сон о монографии по

Из книги Проект «Человек» автора Менегетти Антонио

Символический язык сновидений Прежде чем продолжить дискуссию о том, каждое ли сновидение искажено, как полагал Фрейд, полезно провести различие между двумя разновидностями символов: универсальными и случайными. Случайный символ не имеет внутренней связи с тем, что

Из книги автора

5.1. Значение сновидений Чтобы точно управлять самим собой, необходимо знать информацию, которая поступает к нам, в том числе через сны. Особенно когда мы сталкиваемся с важной ситуацией в жизни и на работе. В конце концов, сновидение – это часть нас самих, а значит, оно

Из книги автора

Скорость сновидений Аналогом обычного света в НОР служит квантовое заигрывание, которое, подобно свету, составляет часть более широкого спектра процессов осознания, включающего в себя сновидений, конъюгацию и осознанность. Скорость квантового заигрывания – это

Из книги автора

ЗАГАДОЧНЫЙ МИР СНОВИДЕНИЙ СНОВИДЕНИЕ – ПУТЕШЕСТВИЕ В ГЛУБИНЫ СУЩЕСТВОВАНИЯКак утверждают современные исследователи, треть своей жизни человек проводит во сне, а двенадцатую часть ее заполняют сновидения. Многие наши современники загадочный период сна до сих пор

Из книги автора

4.2.2. Три типа сновидений Тот знает самого себя, кому известно, что с ним происходит ночью. Понимание происходящего с ним ночью человек обретает путем длительного самоизучения, позволяющего постичь собственную психологическую структуру и, в частности, доминирующий


Close