Имя французского инженера Густава Эйфеля известно всем в связи с башней, возведенной им к всемирной выставке, проходившей в 1889 в Париже. Мало кто знает о других его сооружениях. Но это несправедливо, потому что перед тем как построить свою башню, инженер прошел долгий путь, и некоторые его произведения не менее заслуживают внимания.

Эйфель родился 1832 г. в Дижоне. В 1855 г. окончил Технологический институт в Париже и получил диплом инженера химика. Работать он пошел в железнодорожные мастерские и впоследствии увлекся проектированием железнодорожных мостов. С 1868 Эйфель — хозяин собственного инженерно-строительного предприятия.

В полной мере инженерный талант Эйфеля раскрылся при строительстве железной дороги, которая пересекала Пиренеи — горную цепь, которая отделяет Францию от Испании и Португалии. На своем пути железная дорога встречала глубокие и широкие обрывы, на дне которых бурлили горные реки. Итак, важнейшей задачей было строительство мостов с неслыханно большими пролетами и высокими опорами. Эйфель подошел к проблеме не только как инженер, но и как химик. В его времена стальные конструкции только начинали использовать, вместо более проверенных чугунных. Очень распространенным было мнение, что железо и сталь лучше выдерживают растяжение, чем сжатие. Поэтому их охотно использовали при конструировании сводов, но избегали употреблять в опорах. Мосты с металлическими пролетами очень долго возводили на каменных опорах. Тщательно изучив свойства нового материала, Эйфель пришел к другому выводу. Построенные ним в Пиренеях железнодорожные мосты опираются на ажурные стальные башни.

В 1870 г. предприятие Эйфеля получило заказ на строительство железнодорожного моста через горную реку Дуэро в Португалии. На значительном участке мост не мог иметь никаких опор, потому, протекая в горном ущелье, река Дуэро имела к тому же 15-20 м в глубину. Эйфель с большой точностью рассчитал размеры грандиозного прогона, но строительство моста через Дуэро было лишь ступенькой к созданию более значительного сооружения — железнодорожного моста вблизи города Гараби.

Возведенный в 1883 Гарабитский мост пересекает ущелье с горной рекой Трюер. Он имеет длину 565 м. Центральная его часть представляет собой огромный арочный пролет 165 м длиной.

Эйфелева башня

Железнодорожное полотно проходит над речной долиной на высоте 122,5 м. Мост образуют ажурные стальные конструкции, опоры представляют собой решетчатые башни, которые имеют форму усеченных пирамид. Все здесь строго функционально, все подчинено практическим задачам. Ведь мост должен выдерживать не только собственную гигантскую массу, не только вес поездов, но и мощные горные ветры. Эйфель блестяще выполнил техническое задание, которое стояло перед ним. Когда на Гарабитском мосту стоял поезд весом 405 т, прогиб конструкции составлял всего 8 мм. Но что интересно, это прагматичное сооружение, лишенное особых украшений, оказалось еще и удивительно красивым.

Эйфелева башня

В конце 80-х годов XIX в. французское правительство решило создать к годовщине Великой Французской революции сооружение, которого еще не видел мир. И тогда Эйфель выдвинул проект своей знаменитой башни. Сначала он хотел украсить решетчатую стальную конструкцию скульптурами. Но чем дальше он работал над проектом, тем более понимал, что это будет лишним. Инженер создавал новую эстетику — эстетику «поющих опор». В конечном варианте сооружение почти не имело деталей, которые не несли бы конструктивной нагрузки.

Проект Эйфеля имел много врагов. Группа французской интеллигенции даже направила директору международной выставки письма, в которой протестовала против строительства в центре Парижа этого «чудовища». Под письмом, между прочим, стоит подпись Ги де Мопассана. Но, наверное, французский классик на этот раз не прав.

Статуя Свободы

Башня Эйфеля, имея 312 м высотой, была самым высоким сооружением своего времени, оставив соперников далеко позади.

Но в наше время уже появилось много превышающих нее сооружений.

Однако нет ни одной, которая при таких размерах сохранила бы такое изящество очертаний. В XIX в. башня не имела практического назначения. Она была построена для того, чтобы поражать воображение. Относительно Эйфеля, то он, возводя ее, намеревался воплотить некоторые свои теоретические идеи. В частности, его очень интересовала способность высотного сооружения выдерживать давление ветра. Решая именно эту проблему, он предоставил ребрам башни плавную форму отрезка гиперболы. Некоторое время башню даже собирались демонтировать, но возникновение радио и телевидение предоставило этой постройке практическое значение.

Среди произведений Эйфеля есть еще одно, очень известное, но мало кто знает, что именно он участвовал в его создании. А между тем, Эйфель смонтировал опорный каркас статуи Свободы, которую Франция подарила Америке и которая сейчас является символом этого государства.

Архитектура США 20 века

В XX в. тенденции, заложенные в предыдущий период, получили дальнейшее развитие. В 1903 г. французский архитектор О. Перре построил первый в мире железобетонный жилой дом. Впоследствии бетон становится любимым материалом. Инженеры и архитекторы все больше увлекаются новыми возможностями. Они пытаются донести до людей красоту необычных технических решений. В 30-е годы уже упомянутый нами А. Перре, став преподавателем Специальной школы архитектуры, скажет своим студентам: «Стройте так, чтобы опоры пели».

В последнее десятилетие XIX в. в Америке начинают возводить небоскребы — дома, основу которых составлял стальной каркас, благодаря чему они могли иметь десятки этажей и простираться на сотни метров в высоту. Другим фактором, способствовавшим строительству небоскребов, было применение лифта. Теперь многоэтажные дома перестали быть неудобными. Пионером строительства небоскребов был чикагский архитектор Л. Салливан. Первые постройки этого типа имели декоративные детали, которые делали их похожими на готические соборы. Впоследствии от этой стилизации отказались. В возведенном в 1899 универсальном магазине в Чикаго нет лишних украшений. Художественная выразительность достигается здесь благодаря четким геометрическим формам и грандиозным размерам. Небоскребы продолжали строить течение всего XX в. Чемпионом среди них был ныне печально известный двойной небоскреб Международного торгового центра, построенный в 70-е годы. Высота его башен превышала 400 м. Строились небоскребы и в других странах мира.

Глазго. Школа искусств.. 1897-1909 гг

Архитектор Ч. Макинтош

Д. Адлер и Л. Салливан. Бейярд-билдинг в Нью — Йорке. 1895

Основателем совсем иного архитектурного стиля стал американец Ф. Райт. Если идеи Салливана — порождение большого капиталистического города, в котором каждый клочок земли может давать огромные прибыли и поэтому должен быть использован максимально рационально, то Райт ориентирован на ценности совсем другой Америки. Эта Америка – не известная нам страна больших городов, а воспетая еще Марком Твеном страна небольших городков и ферм, страна, основой существования которой когда-то было право каждого гражданина получить свой участок земли.

Д. Адлер и Л. Салливан. Гарантибилдинг в Буффало. 1895

Ф. Райт создает так называемый «стиль прерий». Его строения сделаны из железобетона, дома не вытягиваются вертикально вверх. Напротив, они образуют горизонтальные элементы. Все сооружение кажется распластанным на почве, иногда оно повторяет формы рельефа. Основанное Райтом направление, которое он развивал в течение всей первой половины XX в., получило название «органической архитектуры», то есть такой, которая сочетает человека с природой. Кульминацией ее развития стал построенный Райтом в 1936 году «Дом над водопадом» в Пенсильвании. Творением этого архитектора также является строение музея Гугенхейма в Нью — Йорке. Это сооружение больше напоминает гигантскую спиралевидную раковину.

Мис ван дер Роэ. Здание компании «ИБМ» в Чикаго. 1973

После Первой мировой войны европейская архитектура становится в целом более прагматичной. Это связано с необходимостью восстанавливать разрушенные города, обеспечить большое количество людей жилой площади. В Германии, которая больше, чем другие западноевропейские страны, пострадала во время войны, в 1924 году сложилась архитектурная школа Баухауз, основателем которой был В. Гропиус. Лозунгом Баухауза было высказывание: « Добрый выглядит то, что хорошо работает ».

Сегодня его творения и главное из них — Эйфелева башня - известны даже тем, кто ничего не слышал о нем самом. А вот в 70-е годы позапрошлого века все было наоборот: тогда еще не было десятков зданий, мостов, вокзалов, а по Парижу разносились слухи о молодом инженере, творящем чудеса с металлическими конструкциями. Говорили, что он проводит со своими сооружениями все время и не покидает их даже ночью, словно уговаривая расти быстрее. И они росли, да еще как!

Александр Гюстав Эйфель родился в декабре 1832 года в Бургундии, в городе Дижоне. Его отцом был кавалерийский офицер немецкого происхождения, чьи предкистоляры перебрались во Францию за сто лет до того. В Дижоне он женился на дочке торговца древесиной Катрин Монез, которая и стала матерью великого инженера. Детство Александра Гюстава было вполне счастливым, да и вся жизнь его обошлась без испытаний, которые, как считается, выковывают характер. Не было и трудных поисков призвания - выстраивая пирамиды из кубиков, малыш уже тогда уверенно говорил всем, что будет инженером. Родители не возражали, поскольку в эпоху бурного промышленного роста эта профессия была одной из самых уважаемых и доходных.

В 1852 году Гюстав, окончивший лицей с техническим уклоном, отправился поступать в знаменитую Политехническую школу в Париже, где и провалился на вступительном экзамене, когда нужно было блеснуть красноречием, - в этом инженерный гений всегда был слабоват. Однако он не пал духом и тут же поступил в Парижскую школу искусств и ремесел. За что потом благодарил судьбу: здесь из него сделали не сухого практика, а творца, всегда способного проверить алгебру гармонией, и наоборот. Стараясь делать свои работы не только прочными, но и красивыми, он, сам того не зная, заложил основы будущей эстетики конструктивизма. В 1855 году Гюстав получил диплом и устроился работать в конструкторскую фирму «Шарль Нево», которая занималась строительством мостов. Уже через два года он прославился в узком кругу, применив при постройке железнодорожного моста в Бордо изобретенный им самим метод пневматической установки оснований. После этого его приняли в престижное Общество гражданских инженеров, которое он после и возглавил. Идеей фикс молодого специалиста стало возведение решетчатых конструкций, которые он считал более прочными и экономичными, чем сплошные. А еще он был врагом чугуна, которому предпочитал более ковкие и прочные железо и сталь. Хотя и с чугунными деталями, необходимыми в строительстве, он творил чудеса. А главное - его расчеты были безупречны. Уже в 1858 году он стал компаньоном работодателя, но два года спустя, недовольный зарплатой, ушел и основал собственный завод металлоконструкций в Леваллуа-Перре близ Парижа. Вскоре он женился на 17-летней дочери своего поставщика Мари Годеле. По прошествии пятнадцати лет счастливого брака, родив мужу пятерых наследников, Мари умерла от пневмонии. Больше он в брак не вступал. Тридцать лет Эйфель работал не покладая рук. Им было построено более 200 сооружений: мосты, виадуки, вокзалы, банки, школы, церкви, казино. Почти все из его 36 мостов вошли в учебники как примеры смелых инженерных решений. Смелость требовалась хотя бы потому, что как раз в то время мост на реке Тайн в Шотландии рухнул из-за резонанса, унеся с собой пассажирский поезд. Любой проект металлического моста атаковали критики, а в случае Эйфеля нападки были особенно сильными, поскольку его мосты не имели предшественников. На реке Дору в Португалии, где мягкий грунт не позволял вбить в дно сваи, он устроил единственный пролет длиной 160 метров, что было уникальным для того времени. Для этого инженер поставил по обоим берегам Дору высокие пилоны и натянул между ними стальной трос, держащий двухшарнирную арку. А самым дерзким его проектом стал виадук Гарабит в Южной Франции, перекрывший арочным пролетом длиной 165 метров глубокое ущелье.

В 1870 году Эйфель на три года покинул Францию и объездил весь мир, оставив памятники своему таланту в Египте и Чили, Венгрии и Португалии. Он даже участвовал в конкурсе на постройку Троицкого моста в Петербурге, но российские власти сочли его ажурный мост чересчур легкомысленным и выбрали другого кандидата. Еще одна неудача произошла в Панаме, где Эйфель разрабатывал проект шлюзов знаменитого Панамского канала. На беду строители проворовались и скрылись с деньгами акционеров. В числе «стрелочников» оказался Эйфель, у которого едва не отобрали фирму. Помог премьер-министр Франции Шарль-Луи Фрейсине, который тоже был инженером и ценил талант коллеги. К тому же они с Эйфелем состояли в одной масонской ложе.

Отгремела Франко-прусская война, империя сменилась Третьей республикой, но Эйфель почти не обратил на эти перемены внимания. В 1875 году вместе с архитектором Буало он выстроил магазин «О бон марше» в Париже. Его пассажи, покрытые стеклянными куполами, стали образцом для подражания во всем мире, в частности их повторил московский ГУМ. В 1876 году настала очередь нового проекта: 46-метрового стального каркаса знаменитой статуи Свободы, которую скульптор Бартольди преподнес в дар американскому народу. Поскольку статую везли через океан разобранной на сотни частей, точность расчетов при сборке была особенно важна. Эйфель, как всегда, оказался на высоте. Поэтому правительство Франции поручило именно ему ответственную задачу - защиту чести страны на Всемирной выставке 1889 года.

Провести выставку решили еще в 1878 году. А через пять лет тот же премьер Фрейсине потребовал от ее организаторов какой-нибудь сенсации, «великой идеи». Понемногу проект такой идеи сформировался - это должна была быть громадная железная башня. Проект башни высотой 330 метров почти полвека назад, в 1833 году, предлагал англичанин Роберт Тревитик, но он так и остался проектом. Теперь его осуществление было поручено Эйфелю. В июне 1884 года швейцарец Морис Кехлер сделал первый набросок башни, который после доработки самим Эйфелем был отправлен в правительство. Туда же поступило более 700 других проектов, и в 1889 году был устроен конкурс. Он оказался недолгим: преимущества проекта Александра Гюстава Эйфеля оказались очевидны.

Момент возведения наклонных опор сооружения на Марсовом поле. 1887 год

Однако завистники инженера не смирились. Не без их участия рисунки будущей башни, отправленные в журналы, оказались настолько безобразными, что вызвали всеобщий протест. В феврале 1887 года директору будущей выставки Альфану была послана петиция за подписью лучших писателей - Мопассана, Верлена, Дюма-сына. В ней говорилось: «Мы, страстные любители до сих пор еще не тронутой красоты Парижа, протестуем всеми силами нашей возмущенной души, во имя оскорбленного французского вкуса, во имя находящихся под угрозой французского искусства и истории. Неужели Париж... подчинится побуждаемой корыстными мотивами фантазии конструктора машин и тем самым навсегда и безнадежно обесчестит себя?» Эйфелю пришлось проявить чудеса дипломатии. Он сам ездил к подписантам домой, уговаривал их, показывал подлинные рисунки, на которых башня выглядела куда изящнее. Убедить удалось не всех - многие эстеты остались при своем мнении, а некоторые даже уехали из Парижа, чтобы не видеть осквернения любимого города стальным чудовищем. Тот же Мопассан в ресторане всегда садился так, чтобы не видеть Эйфелеву башню, - иначе у него кусок в горло не лез.

В июне 1887 года началась закладка ее фундамента, а уже в марте 1889-го, в день открытия выставки, она была завершена. Сам Эйфель сдернул с нижнего яруса громадное покрывало, после чего на вершине башни под гром «Марсельезы» взвился французский флаг. Отвечая на опасения тех, кто боялся падения башни, инженер оборудовал на высоте 276 метров свою квартиру и рабочий кабинет. Общая высота чуда техники достигала 312 метров, вес - 9 700 тонн. Немецкая точность Эйфеля при строительстве башни достигла апогея. Ни одно отверстие для миллиона заклепок не пришлось пересверливать, ни одна из 18 тысяч железных балок не потребовала замены. На башне были устроены три платформы на высоте 57, 115 и 276 метров. На первой и второй из них находились рестораны и смотровые площадки, на второй, кроме того, помещались резервуары с водой для гидравлического подъемника, который позже заменил электрический лифт. На третьей платформе кроме кабинета самого инженера были размещены астрономическая и метеорологическая лаборатории. На случай поломки лифта наверх вела лестница, состоящая из 1 792 ступеней.

Выставка стала триумфом Эйфеля: его башню посетили около 600 тысяч человек. Однако вскоре на нее снова начались нападки. Предполагалось, что сооружение станет просто аттракционом и после выставки его разберут, а детали отправят в переплавку. Однако парижская новинка привлекала столько туристов, что отцы города решили не спешить с ее разборкой. Не помогло даже «антибашенное» движение, возглавленное известным писателем Октавом Мирбо и собравшее 300 тысяч подписей за снос башни. Решающее слово сказал Эйфель, который в трех томах подробно обосновал полезность башни в разных областях науки и техники. Вскоре его слова подтвердились - в дополнение к научным лабораториям на башне установили мощный маяк, освещавший путь дирижаблям и самолетам. В 1910 году там были установлены особо чувствительные приборы, которые обеспечивали работу международной службы точного времени. Потом появились антенны радио, а впоследствии и телевидения.

К тому времени парижане уже привыкли к своей «стальной красавице», как назвал ее Жан Кокто. Гийом Аполлинер увидел в ней «лестницу в бесконечность», Рене Клер создал посвященный ей фильм, а композитор Шарль Гуно, превратившийся из ее врага в почитателя, сочинил в лаборатории инженера свой «Концерт в облаках». Для этого на верхнюю платформу башни пришлось специально поднимать рояль, что подробно освещалось в газетах. Эйфель всегда понимал важность рекламы и умело дирижировал ею. Правда, была и антиреклама - почему-то башня полюбилась самоубийцам, и каждый год с ее площадок бросались вниз 5-10 человек. Лишь через много лет власти додумались закрыть им доступ стальными решетками, но и сейчас кое-кто умудряется свести счеты с жизнью при помощи творения Эйфеля.

Достигнув 70-летнего возраста, великий инженер практически перестал строить. Он заинтересовался авиацией и на свои деньги основал аэродинамическую лабораторию, по расчетам которой строились первые французские самолеты. Эйфель и сам поднимался в небо на хрупких «этажерках», демонстрируя публике свое несокрушимое здоровье. Как эксперт он состоял во множестве комиссий, в том числе в той, что занималась строительством парижского метро. В годы Первой мировой войны он наотрез отказался покинуть столицу и руководил установкой на башне мощных прожекторов, которые выискивали в небе вражеские «цеппелины». Последний раз он появился на публике в 1923 году, когда отмечался юбилей Общества гражданских инженеров. В декабре того же года Гюстав Эйфель скончался в окружении детей и внуков. Ему повезло в последний раз - он не дожил до 1931 года, когда самым высоким зданием в мире стал нью-йоркский Эмпайр Стейт Билдинг высотой 381 метр. Впрочем, Эйфель вряд ли стал бы сильно горевать по этому поводу. Он не раз говорил: «Какая разница, кто из нас совершил шаг, если он двинул вперед все человечество?»

28 октября 1886 года состоялось официальное открытие Статуи Свободы, над которой работал создатель Эйфелевой башни – Александр Гюстав Эйфель. Предлагаем вам узнать о других, менее известных работах французского инженера.

Статуя Свободы, США Самый известный монумент США был подарен стране Францией в честь 100-летия независимости. Символ демократии и свободы, который торжественно встречает прибывающих в Нью-Йорк морским путем, изначально носил имя «Свобода, освещающая Мир». Идея поздравить Америку монументальным подарком принадлежит французскому юристу Эдуарду Рене Лефебру де Лебейлу. Высказанная на одном из званых вечером, она нашла поддержку у французского скульптора Фредерика Огюста Бартольди. Именно он стал автором легендарной женщины, держащей в руках факел. Однако без опытного инженера нельзя было создать столь колоссальный по своим размерам объект. Так был приглашен прославленный Гюстав Эйфель. Он разработал прочные поддерживающие конструкции, которым под силу выдержать тяжелую «даму» и сильный порывистый ветер. К слову, над статуей работали десятки человек по 10 часов без выходных, однако это не помогло закончить проект вовремя. Первая часть скульптуры - рука с факелом - была доставлена в США в 1876 году. Лишь спустя 10 лет Статуя Свободы была торжественно открыта президентом Гровером Кливлендом. Ньюгати, Будапешт За 91 год своей жизни Гюстав Эйфель спроектировал более 200 различных объектов. Среди них были и башни, и мосты, и школы, и даже церкви. Но особенно хорошо талантливому инженеру удавались железнодорожные вокзалы. Самым известным из них считается Ньюгати (Budapest-Nyugati pályaudvar – дословно «Западный вокзал») в Будапеште.

Автор фото: Herbert Ortner . Построенный в 1874-1877 годах, он находится недалеко от Парламента. Первый большой железнодорожный вокзал одного из важнейших городов Австро-Венгрии доверили построить малоизвестной тогда студии Эйфеля, в портфолио которой имелись всего пара небольших вокзалов во Франции, несколько церквей и заводов. Сорокалетний инженер справился с возлагаемой на него ответственностью и создал роскошное здание, куда приезжал поезд императорской четы – Франца Иосифа и Сисси. Базилика Сан-Себастьян, Филиппины Церковь в неоготическом стиле была построена в столице Филиппин в 1891 году. Еще в 1621 году землю под нее подарил дон Бернардино Кастилло – приверженец христианского великомученика Святого Себастьяна, именем которого она была названа.


В 1651 году на этом месте появилась первая церковь, выстроенная из дерева. Но она в скором времени сгорела. Последующие три строения были разрушены землетрясениями и огнем. Было решено строить следующий храм из металла, чтобы он выдержал и пожары, и природные катаклизмы. Гюстав Эйфель разработал металлические крепления и структуру сооружения, а испанский архитектор Дженаро Паласиос взялся за реализацию этого масштабного проекта. Однако причастность именитого французского инженера долгое время ставилась под сомнения. Ее подтвердил филиппинский историк Амбет Окампо. Для строительства церкви, которое длилось три года, из Бельгии было привезено 52 тонны стальных материалов, а из Германии – окна с витражами. После завершения всех работ она стала первой и единственной на сегодняшний день металлической базиликой в Азии. К слову, в церкви находится национальная святыня – статуя Девы Марии с горы Кармель, подаренная церкви сестрами-кармелитками из Мексики в 1617 году. Примечательным является тот факт, что она осталась целой после всех пожаров и землетрясений. Мост Марии Пии, Португалия Самый старый мост в португальском городе Порто, мост Марии Пии (Ponte Maria Pia), тоже обязан великому инженеру своим появлением. Проект Эйфеля обошел 7 других конкурентов в 1875 году, победив в конкурсе на лучший мост.


Эйфель предложил самый дешевый вариант – возведение решетчатых конструкций, которые он считал более прочными и экономичными, чем сплошные. Перед ним стояла действительно сложная задача – построить прочную переправу через реку Дору, где мягкий грунт не позволял вбить сваи в дно. Эйфель решил проблему, создав единственный пролет длиной 160 метров, который держался на высоких пилонах, установленных по оба берега. Этот железнодорожный мост, названный в честь Марии Пиа Савойской, жены короля Португалии Луиша I, был построен в 1877 году. С тех пор на протяжении семи лет он держал мировое первенство по длине пролёта. Кроме того он послужил примером для еще одной известной переправы Порто – Понте-де-Дон-Луиш, построенной через 9 лет. Между прочим, ее спроектировал ученик и ассистент Эйфеля Теофил Сейрига.


Автор фото: Antonio Amen. Обсерватория Ниццы, Франция Интересно, что Гюстав Эйфель провалил вступительный экзамен в Политехническую школу в Париже в 1852 году. Но он не отчаялся, а поступил в Парижскую школу искусств и ремесел, которая, по мнению самого Гюстава, сделала из него настоящего творца, а не скучного инженера. Не удивительно, что его работы известны на весь мир, ведь они отличаются не только совершенными инженерными расчетами, но и утонченностью и ажурностью. Одной из таких утонченных сооружений стала астрономическая обсерватория, построенная на вершине холма Мон Гро (Mont Gros) на высоте 350 метров над уровнем моря в живописном парке в Ницце.


Автор фото: Ericd . Строительство обсерватории было начато меценатом Рафаэлем Бишофшаймом, который пригласил Шарля Гарнье спроектировать само здание, а Гюстава Эйфеля – купол. Благодаря французскому инженеру массивная «шапка» здания получилась воздушной и невесомой, несмотря на свой вес – вращающийся купол весит 100 000 кг. К слову, в 1888 году внутри обсерватории был установлен 76-сантиметровый телескоп-рефрактор, который в то время был самым большим в мире. Железный дом, Перу После многолетней работы Гюстав Эйфель решает отправиться путешествовать по всему миру в 1870 году. На протяжении нескольких лет он посещает такие страны, как Египет, Чили, Венгрия, Португалия. Во всех местах инженер оставляет памятники своему таланту. Эйфель не оставил без внимания и Перу. Одна из его самых неоднозначных работ была построена в 1887 году в городе Икитос. Двухэтажный особняк La Casa de Fierro был изготовлен из материала, к которому Эйфель питал особую страсть, – из стали.


Автор фото: Percy Meza. Смелое для преимущественно «деревянного» города сооружение пришлось по душе местному миллионеру Ансельмо де Агила. Конструкция была отлита в бельгийских цехах, после чего была переправлена пароходом через Атлантический океан. Железный дом считался верхом роскоши даже для разбогатевших перуанских плантаторов. Еще бы! Ведь металл требовал особого ухода из-за частых дождей. Кроме того, жить в таком доме было невозможно из-за палящего солнца, которое накаляло стальные стены. Между прочим, это был не единственный «железный дом», построенный Эйфелем. Еще два металлических творения находятся совсем в нетипичном месте для подобных жилищ: в столице Мозамбика, Мапуту, а также в столице Анголы, Луанде.

Мировую известность Эйфелю принесло сооружение стальной решетчатой башни для Всемирной выставки 1889 в Париже. Эта башня высотой 300 м, носящая имя ее создателя, многие годы оставалась самым высоким сооружением в мире. С 1900 интересы Эйфеля сосредоточились на вопросах аэродинамики, для проведения многих экспериментов он использовал свою башню. В 1908 Эйфель построил первую современную аэродинамическую лабораторию на Марсовом поле, а в 1912 открыл еще одну в Отее под Парижем, оснащенную более совершенным оборудованием и аэродинамической трубой.

Эйфель издал ряд книг по аэродинамике, в которых изложил результаты своих исследований, привел аэродинамические характеристики различных моделей самолетов, аэродинамических поверхностей и тел различной формы и разработал теорию летательных аппаратов тяжелее воздуха. Предложил методику расчета характеристик самолета и переноса результатов модельных испытаний в аэродинамической трубе на реальные конструкции. В 1920 подарил свою лабораторию в Отее французскому правительству.

Парижанка - так называют парижане свою башню.

Ксения Николаева

Журнал "Уральские авиалинии"

Страсти давно улеглись, споры давно потеряли различный смысл. Она стояла тут, и будет стоять до тех пор, пока ей самой все это не надоест!

Каких только эпитетов не удостаивалась она за свою недолгую жизнь, трагическим уличным фонарем, скелетом колокольни, исхудалей фабричной трубой виделась она в грозном воображении одних. Нежной пастушкой, прощальным «жестом» ускользающей готической эпохи называли ее противоположные.

Официальное мнение приписывало ей роль символа нового века, называло началом новейшей индустриальной эпохи, прорывом инженерной мысли, предвестницей последних форм в искусстве, чем, наверное, она и была в свое время. А чем сегодня является «самая знаменитая в мире парижанка»?

Лучшие дня

Да, пожалуй, как и положено точным парижанкам, интригующей, аппетитной, не потерявшей в свои сто с бесполезным лет моложавой легкости, изящества, кокетства, как о аккуратной звезде, хочется знать о ней все. Но только «вежливая хроника» этой звезды пишется не бойкими щелкоперами-однодневками, а самой историей.

Ah, Mon papa!

Отец ее – инженер-мостостроитель Александр Густав Эйфель - национальную известность получил после строительства «висящего в воздухе» моста в Бордо. Он автор здания первого в мире универсального магазина, парижского универмага «О-бон марше» и «Галереи машин», стеклянная крыша которой опиралась только на стальные арки - внутри не было ни одной колонны! Его мост - через французскую речушку Труир - безграничное время считался самым добропорядочным в мире - 120 метров высотой, пока рекорд не был побит самим же Эйфелем: в Португалии он построил 160-метровый мост.

Он сконструировал беспокойный купол обсерватории в Найсе. И он же сделал математические расчеты для построения статуи Свободы, которую французский народ подарил американскому народу.

Были в биографии талантливого инженера и понурые страницы, во время строительства канала через Панамский перешеек его обвинили в растрате громадных средств, хотя никакого отношения к финансовым делам он не имел. Эйфель получил два года тюрьмы, о чем французы обычно не упоминают.

Умер он бездонным стариком, в возрасте 91 года, в окружении 25 (!) своих детей и в ареоле славы, принесенной ему несколькими десятками архитектурных детищ, самым замечательным из которых была, естественно же, она.

Какой confuse!

Едва башня начала подниматься над Парижем, как для многих стало заметным непреодолимое противоречие между этим ажурным, воздушным, привлекательным созданием и монументальным имперским стилем самого Парижа, многие художники, поэты и писатели рьяно запротестовали. Они выступили с гостеприимным письмом, в котором доказывали, что башня уродует исторический облик Парижа и, что правительство не должно финансировать ее строительство, масла в огонь добавил некий математик, «доказавший» своими расчетами, что башня развалится сама собой, едва достигнет высоты в 220 метров, когда башня, наконец, вытянулась в свой совершенный рост посреди Марсового поля и стала конечной, Ги де Мопассан один из самых жестоких ее хулителей, стал регулярно ходить обедать в ресторан, располагаемый на основном уровне башни. Объясняя свое непоследовательное поведение, он говорил: «Это единое место в Париже, откуда не видно «чудовища».

Травля была такой неуемной, что башню решено было снести. Делались даже подсчеты расходов, связанных с этим, спасло ее то, что на неё верхушку водрузили антенну, а, кроме того, она стала источником больших доходов города, только за время работы Всемирной выставки ее посетили два миллиона человек, со всего мира в Париж стягивались туристы специально, чтобы посмотреть на самое великодушное сооружение в мире. А она была фантастически высока - на 130 метров выше самого высокого, на тот момент, сооружения в мире, Вашингтонского обелиска. И оставалась рекордсменкой до 1931 года, когда в Нью-Йорке был построен небоскреб Empire-State-Building.

Периодически разговоры о сносе башни все-таки возобновлялись, в 1925 году этим воспользовался некий Виктор Лустиг. Он прочел в одной из газет заметку о том, что Эйфелева башня находится в опасном состоянии, и городские власти подумывают о ее демонтаже. Авантюрист снял номер «люкс» в отеле Crillon, пригласил туда больших торговцев металлоломом, представился заместителем министра почт и телеграфов, а то, что принимает их не в министерстве, объяснил требовательной секретностью предмета обсуждения. Лустиг предложил дельцам закрытый тендер на демонтаж Эйфелевой башни, своей жертвой он наметил дельца из провинции Андре Пуассона, во время второй встречи в отеле - уже один на один - Лустиг намекнул Пуассону насчет взятки. Обнадеженный доверием чиновника, Пуассон выписал чек. Лустиг, извинившись, вышел на минутку и… исчез вместе со неестественным планом превращения Эйфелевой башни в гору металла.

Искусство закройщика

В плане Эйфелева башня опирается на квадрат площадью в 1,6 гектара, вместе с антенной ее высота составляет 320,75 метра, весит она 8600 тонн, и, как уверяют специалисты, в процессе ее постройки было использовано 2,5 миллиона заклепок. 12 000 деталей для башни изготовлялись по точнейшим чертежам, по тем временам самая благородная башня в мире была смонтирована 250 рабочими в поразительно медлительный срок – 2 года, 2 месяца и 5 дней - без единственной технологической проблемы, стоила она около 5 миллионов франков, причем, безмерную часть суммы Эйфель выложил из собственного кармана. Она стала первым событием и высшим аттракционом Всемирной выставки 1889 года и окупилась в течение полутора лет. 16 опор, на которых держится башня (по четыре в всякой из четырех «ног»), были снабжены гидравлическими подъемными устройствами, дабы обеспечить абсолютно пунктуальный горизонтальный уровень преимущественной платформы, без этих домкратов поставить башню не удалось бы никогда.

Высота башни 320 метров, состоит она из трех уровней: передный этаж находится на высоте 57 метров, второй- 115, третий- 276. На основной платформе был открыт ресторан. На второй - газета «Фигаро» оборудовала свою редакцию. На неотменнем этаже восстановлен кабинет Гюстава Эйфеля, в котором две восковые фигуры изображают встречу Эйфеля с Эдисоном, благодаря антенне, завершающей яркую вертикаль, все парижские FM-станции нежно окутывают город музыкой.

Haute Couture

Переодевается красавица отдельные 7 лет. Эйфель выкрасил ее в волнующий розовый цвет, такой она простояла до 1892 года. Затем был желтый, еще дважды - в 1954 и 1961 годах - ей возвращался неслыханный розовый цвет. 31 декабря 1985 года была введена в действие последная система иллюминации башни, прожектора установили внутри самой башни. Их направленный вверх свет делает ее подобней на тончайшее ювелирное изделие.

В конце прошлого года ее начали красить уже в восемнадцатый раз, согласно решению мэрии Парижа цвет самой хорошой достопримечательности города изменен не будет - башня останется болотно-коричневой, - тем не менее он будет иметь три оттенка - внизу темно-коричневый цвет. От отметки в 57 метров - более помпезный из-за присутствия зеленоватых тонов, а в высокей части - с отметки в 115 метров - светло-коричневый, перетекание тонов, по замыслу художников, будет подчеркивать изящество конструкции, в обновленном виде она предстанет лишь в феврале 2003 года.

Впервые будет применена последная краска - без содержания свинца. На ее создание ушло около семи лет. Но при всех нововведениях одно правило остается вечным - красить башню 25 маляров будут вручную с помощью кисточек с медлительной ручкой, как завещал Гюстав Эйфель. На покраску 200 тысяч квадратных метров поверхности уйдет 60 тонн краски, стоимость работ оценивается в 3 млн. евро, кстати башня приносит большие доходы Парижу, так в старом году мэрия получила от управляемей компании более 30 млн. франков.

Московская гастроль

В начале восьмидесятых прошлого века все лестничные пролеты Эйфелевой башни были заменены лифтами, с тех самых пор и началась погоня музеев и коллекционеров за «золотыми» ступеньками. Из двадцати лестничных пролетов только два безвозмездно попали во французские музеи и одна – в Московский музей современного искусства. Остальные же были проданы за баснословные деньги на аукционах.

Высота нашей «винтовой француженки», соединявшей некогда второй и третий ярусы, всего четыре метра шестьдесят сантиметров, каждый метр весит 160 килограммов.

Заключительная, комплиментарная

Соблазн притянуть для объяснения феномена Эйфелевой башни старика Фрейда велик. И все-таки секрет ее успеха совершенно в супротивном… В ее безусловной женской сущности. Не исключено, хотя этому нет точных доказательств, что этим творением Эйфель хотел рассказать нам о своем женском идеале. Известно, что он, как настоящий француз, был галантен, очень влюбчив и многократно женат, так почему же он не мог в собирательном женском образе увековечить те черточки обходительных сердцу особ, которые способны только в раскованном воображении художника соединиться вместе? Изящество и стать, аристократизм и пленительный шарм, упорное достоинство и кокетливая игривость, а верховное – немногословность…

История жизни
ЭЙФЕЛЬ Александр Гюстав - (1832–1923), французский инженер. Родился 15 декабря 1832 в Дижоне. Окончил Центральную школу искусств и ремесел в Париже (1855). Специализировался на возведении металлических конструкций. В 1858 по его проекту был построен железнодорожный мост через р.Гаронну в Бордо, в 1877 – мост через р.Дору в Порту (Португалия) со 162-метровой аркой. Участвовал в строительстве других мостов и виадуков.
Мировую известность Эйфелю принесло сооружение стальной решетчатой башни для Всемирной выставки 1889 в Париже. Эта башня высотой 300 м, носящая имя ее создателя, многие годы оставалась самым высоким сооружением в мире. С 1900 интересы Эйфеля сосредоточились на вопросах аэродинамики, для проведения многих экспериментов он использовал свою башню. В 1908 Эйфель построил первую современную аэродинамическую лабораторию на Марсовом поле, а в 1912 открыл еще одну в Отее под Парижем, оснащенную более совершенным оборудованием и аэродинамической трубой.
Эйфель издал ряд книг по аэродинамике, в которых изложил результаты своих исследований, привел аэродинамические характеристики различных моделей самолетов, аэродинамических поверхностей и тел различной формы и разработал теорию летательных аппаратов тяжелее воздуха. Предложил методику расчета характеристик самолета и переноса результатов модельных испытаний в аэродинамической трубе на реальные конструкции. В 1920 подарил свою лабораторию в Отее французскому правительству.

Парижанка - так называют парижане свою башню.
Ксения Николаева
Журнал "Уральские авиалинии"

Страсти давно улеглись, споры давно потеряли различный смысл. Она стояла тут, и будет стоять до тех пор, пока ей самой все это не надоест!
Каких только эпитетов не удостаивалась она за свою недолгую жизнь, трагическим уличным фонарем, скелетом колокольни, исхудалей фабричной трубой виделась она в грозном воображении одних. Нежной пастушкой, прощальным «жестом» ускользающей готической эпохи называли ее противоположные.
Официальное мнение приписывало ей роль символа нового века, называло началом новейшей индустриальной эпохи, прорывом инженерной мысли, предвестницей последних форм в искусстве, чем, наверное, она и была в свое время. А чем сегодня является «самая знаменитая в мире парижанка»?
Да, пожалуй, как и положено точным парижанкам, интригующей, аппетитной, не потерявшей в свои сто с бесполезным лет моложавой легкости, изящества, кокетства, как о аккуратной звезде, хочется знать о ней все. Но только «вежливая хроника» этой звезды пишется не бойкими щелкоперами-однодневками, а самой историей.

Отец ее – инженер-мостостроитель Александр Густав Эйфель - национальную известность получил после строительства «висящего в воздухе» моста в Бордо. Он автор здания первого в мире универсального магазина, парижского универмага «О-бон марше» и «Галереи машин», стеклянная крыша которой опиралась только на стальные арки - внутри не было ни одной колонны! Его мост - через французскую речушку Труир - безграничное время считался самым добропорядочным в мире - 120 метров высотой, пока рекорд не был побит самим же Эйфелем: в Португалии он построил 160-метровый мост.
Он сконструировал беспокойный купол обсерватории в Найсе. И он же сделал математические расчеты для построения статуи Свободы, которую французский народ подарил американскому народу.
Были в биографии талантливого инженера и понурые страницы, во время строительства канала через Панамский перешеек его обвинили в растрате громадных средств, хотя никакого отношения к финансовым делам он не имел. Эйфель получил два года тюрьмы, о чем французы обычно не упоминают.
Умер он бездонным стариком, в возрасте 91 года, в окружении 25 (!) своих детей и в ареоле славы, принесенной ему несколькими десятками архитектурных детищ, самым замечательным из которых была, естественно же, она.

Какой confuse!

Едва башня начала подниматься над Парижем, как для многих стало заметным непреодолимое противоречие между этим ажурным, воздушным, привлекательным созданием и монументальным имперским стилем самого Парижа, многие художники, поэты и писатели рьяно запротестовали. Они выступили с гостеприимным письмом, в котором доказывали, что башня уродует исторический облик Парижа и, что правительство не должно финансировать ее строительство, масла в огонь добавил некий математик, «доказавший» своими расчетами, что башня развалится сама собой, едва достигнет высоты в 220 метров, когда башня, наконец, вытянулась в свой совершенный рост посреди Марсового поля и стала конечной, Ги де Мопассан один из самых жестоких ее хулителей, стал регулярно ходить обедать в ресторан, располагаемый на основном уровне башни. Объясняя свое непоследовательное поведение, он говорил: «Это единое место в Париже, откуда не видно «чудовища».

Травля была такой неуемной, что башню решено было снести. Делались даже подсчеты расходов, связанных с этим, спасло ее то, что на неё верхушку водрузили антенну, а, кроме того, она стала источником больших доходов города, только за время работы Всемирной выставки ее посетили два миллиона человек, со всего мира в Париж стягивались туристы специально, чтобы посмотреть на самое великодушное сооружение в мире. А она была фантастически высока - на 130 метров выше самого высокого, на тот момент, сооружения в мире, Вашингтонского обелиска. И оставалась рекордсменкой до 1931 года, когда в Нью-Йорке был построен небоскреб Empire-State-Building.
Периодически разговоры о сносе башни все-таки возобновлялись, в 1925 году этим воспользовался некий Виктор Лустиг. Он прочел в одной из газет заметку о том, что Эйфелева башня находится в опасном состоянии, и городские власти подумывают о ее демонтаже. Авантюрист снял номер «люкс» в отеле Crillon, пригласил туда больших торговцев металлоломом, представился заместителем министра почт и телеграфов, а то, что принимает их не в министерстве, объяснил требовательной секретностью предмета обсуждения. Лустиг предложил дельцам закрытый тендер на демонтаж Эйфелевой башни, своей жертвой он наметил дельца из провинции Андре Пуассона, во время второй встречи в отеле - уже один на один - Лустиг намекнул Пуассону насчет взятки. Обнадеженный доверием чиновника, Пуассон выписал чек. Лустиг, извинившись, вышел на минутку и… исчез вместе со неестественным планом превращения Эйфелевой башни в гору металла.

Искусство закройщика

В плане Эйфелева башня опирается на квадрат площадью в 1,6 гектара, вместе с антенной ее высота составляет 320,75 метра, весит она 8600 тонн, и, как уверяют специалисты, в процессе ее постройки было использовано 2,5 миллиона заклепок. 12 000 деталей для башни изготовлялись по точнейшим чертежам, по тем временам самая благородная башня в мире была смонтирована 250 рабочими в поразительно медлительный срок – 2 года, 2 месяца и 5 дней - без единственной технологической проблемы, стоила она около 5 миллионов франков, причем, безмерную часть суммы Эйфель выложил из собственного кармана. Она стала первым событием и высшим аттракционом Всемирной выставки 1889 года и окупилась в течение полутора лет. 16 опор, на которых держится башня (по четыре в всякой из четырех «ног»), были снабжены гидравлическими подъемными устройствами, дабы обеспечить абсолютно пунктуальный горизонтальный уровень преимущественной платформы, без этих домкратов поставить башню не удалось бы никогда.
Высота башни 320 метров, состоит она из трех уровней: передный этаж находится на высоте 57 метров, второй- 115, третий- 276. На основной платформе был открыт ресторан. На второй - газета «Фигаро» оборудовала свою редакцию. На неотменнем этаже восстановлен кабинет Гюстава Эйфеля, в котором две восковые фигуры изображают встречу Эйфеля с Эдисоном, благодаря антенне, завершающей яркую вертикаль, все парижские FM-станции нежно окутывают город музыкой.

Переодевается красавица отдельные 7 лет. Эйфель выкрасил ее в волнующий розовый цвет, такой она простояла до 1892 года. Затем был желтый, еще дважды - в 1954 и 1961 годах - ей возвращался неслыханный розовый цвет. 31 декабря 1985 года была введена в действие последная система иллюминации башни, прожектора установили внутри самой башни. Их направленный вверх свет делает ее подобней на тончайшее ювелирное изделие.
В конце прошлого года ее начали красить уже в восемнадцатый раз, согласно решению мэрии Парижа цвет самой хорошой достопримечательности города изменен не будет - башня останется болотно-коричневой, - тем не менее он будет иметь три оттенка - внизу темно-коричневый цвет. От отметки в 57 метров - более помпезный из-за присутствия зеленоватых тонов, а в высокей части - с отметки в 115 метров - светло-коричневый, перетекание тонов, по замыслу художников, будет подчеркивать изящество конструкции, в обновленном виде она предстанет лишь в феврале 2003 года.
Впервые будет применена последная краска - без содержания свинца. На ее создание ушло около семи лет. Но при всех нововведениях одно правило остается вечным - красить башню 25 маляров будут вручную с помощью кисточек с медлительной ручкой, как завещал Гюстав Эйфель. На покраску 200 тысяч квадратных метров поверхности уйдет 60 тонн краски, стоимость работ оценивается в 3 млн. евро, кстати башня приносит большие доходы Парижу, так в старом году мэрия получила от управляемей компании более 30 млн. франков.

Московская гастроль

В начале восьмидесятых прошлого века все лестничные пролеты Эйфелевой башни были заменены лифтами, с тех самых пор и началась погоня музеев и коллекционеров за «золотыми» ступеньками. Из двадцати лестничных пролетов только два безвозмездно попали во французские музеи и одна – в Московский музей современного искусства. Остальные же были проданы за баснословные деньги на аукционах.
Высота нашей «винтовой француженки», соединявшей некогда второй и третий ярусы, всего четыре метра шестьдесят сантиметров, каждый метр весит 160 килограммов.

Заключительная, комплиментарная

Соблазн притянуть для объяснения феномена Эйфелевой башни старика Фрейда велик. И все-таки секрет ее успеха совершенно в супротивном… В ее безусловной женской сущности. Не исключено, хотя этому нет точных доказательств, что этим творением Эйфель хотел рассказать нам о своем женском идеале. Известно, что он, как настоящий француз, был галантен, очень влюбчив и многократно женат, так почему же он не мог в собирательном женском образе увековечить те черточки обходительных сердцу особ, которые способны только в раскованном воображении художника соединиться вместе? Изящество и стать, аристократизм и пленительный шарм, упорное достоинство и кокетливая игривость, а верховное – немногословность…


Close