Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего. Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы.


Тогда как фарисеи и книжники порочат чудеса Господа, жена, лицо бесхитростное и простое, прославляет Его. Где те, кои говорят, что Господь явился призрачно? Ибо вот свидетельство, что Он и сосцами питался! А Он ублажает тех, кои соблюдают слово Божие, впрочем, отнюдь не с тем, чтобы Мать Свою лишить ублажения, но с тем, чтобы показать, что и Она не получила бы никакой пользы от того, что родила Его и питала сосцами, если бы не имела всех прочих добродетелей. Говорит это вместе и потому, что идет ко времени. Поскольку завидующие Ему и неслушающие слов Его поносили слушающих, то Он вопреки им особенно ублажает слушающих. Может быть, Он говорит это и ради исцеленного глухого, чтобы и он, выслушав слово, соблюдал оное, чтобы (дарованная ему) способность слышать не послужила ему в осуждение. - Когда народ стал сходиться во множестве, Господь начал обличать неразумных. Между ними было несколько таких, кои желали, чтобы Иисус совершил знамение с неба; ибо говорили: знамения, какие Он творит, суть от земли, и Он творит их силой веельзевула, князя мира, имеющего власть над землей; а знамения с неба Он не может сотворить, потому что Он не есть Сын Отца Небесного. Поскольку некоторые так говорили, то Господь обличает их и говорит: дастся вам знамение, которое докажет, что Я - истинный Сын Небесного Отца. Какое же? Знамение Ионы, то есть знамение Воскресения. Ибо как он провел три дня во чреве китовом, так и Я пробуду три дня во чреве кита, великого животного, то есть ада, и воскресну. Когда Иона, выброшенный китом и как бы снова оживший, начал проповедовать, то ниневитяне послушались; а Мне и после Воскресения Моего род сей не поверит. Поэтому они будут осуждены за то, что не подражали ниневитянам, хотя здесь больше Ионы. Ибо Мое достоинство и способ проповеди представляют большое различие. Я - Владыка, он - раб. Я проповедую Царство Небесное, он - спасение от угрожающей погибели, Я совершаю чудеса, он не сотворил никакого чуда. - Равным образом и царица южная осудит род сей, ибо она приходила с конца земли слушать премудрости Соломона. - Под "царицей южной" разумей, пожалуй, и всякую душу, сильную и постоянную в добре. Объяснюсь. Север, когда служит символом местопребывания противника, Писанием не одобряется, потому что он холодит и наводит омертвение и оцепенение; а юг (как противоположный северу) одобряется, потому что южный ветер приносит теплоту, оживление, отогревает и оцепеневшие части. Поэтому и в Песни песней невеста, прогоняя север, говорит: "Поднимись с севера и принесись с юга" (Песн.4:16), и пророк опять говорит: "И пришедшего от севера удалю от вас", то есть сатану (Иоил.2:20). Итак, душа, царствующая на юге, то есть в благодатной стране духовной жизни, и окрепшая чрез упражнение в деятельности, приходит слушать премудрость, то есть восходит к созерцанию. Ибо премудрость Соломона, мирного царя, есть созерцание Господа и Бога нашего, которого никто не достигнет иначе, если чрез упражнение в деятельности не сделается царем и владыкой в добродетельной жизни.


3. НАСТАВЛЕНИЕ ИИСУСА ОТНОСИТЕЛЬНО МОЛИТВЫ (11:1-13)

Лук. 11:1 . Во всех важных случаях Своей жизни Иисус молился. Он молился, когда принимал крещение (3:21). И когда избирал Себе учеников (6:12). Он часто молился, оставшись один (5:16; 9:18), и молился на людях (9:28-29). Он молился о Симоне (22:32), Он молился в Гефсиманском саду перед крестным Своим страданием (22:40-44). И даже на кресте возносил Он молитву Отцу (23:46). Как-то один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться…

а. Образец Иисусовой молитвы (11:2-4) (Матф. 6:9-15)

Лук. 11:2-4 . Эта молитва начинается интимным обращением к Богу: Отче наш… Именно так Сам Иисус обращался к Богу (сравните 10:21). Далее следует изложение пяти просьб. Первые две из них подразумевают "интересы" Самого Бога. Да святится имя Твое (хагиастето от хагиазо - "быть отделенным" и в этом смысле - "освященным"); здесь, однако, тот смысловой оттенок, что люди "да будут почитать" имя Божие как святыню.

Вторая просьба: Да приидет Царствие Твое. Иоанн Креститель, Христос, Двенадцать Апостолов и 70 учеников проповедовали приближение Царства Божиего. Молясь об этом, верующий свидетельствует о принятии им благовестия Иисуса и Его последователей.

Третья просьба: Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день. Ибо это необходимо для поддержания физической жизни людей.

Четвертая просьба: И прости нам грехи наши… - направлена на осуществление правильных отношений человека с Богом, которые были бы невозможны без прощения грехов. Прежде Лука показал, что прощение их зависит от веры (7:36-50). Прося о прощении, человек выражает веру в то, что Бог простит ему его грехи. И во свидетельство своей веры выражает готовность простить виновных перед ним.

Пятая просьба: И не введи нас во искушение. Но почему, казалось бы, просить об этом, если мы знаем, что Бог итак не хочет, чтобы человек впадал в грех? Смысл этой просьбы, очевидно, в следующем: последователи Христа просят Бога не допустить в их жизни таких обстоятельств, которые толкали бы их на совершение греха. Ибо, в отличие от законников, Его ученики сознают, насколько легко, по природе своей, могут они впасть в грех, и насколько, соответственно, велика их нужда в том, чтобы Сам Бог помогал им жить праведной жизнью.

в. Поучение о молитве в притчах (11:5-13)

Лук. 11:5-8 . Первая притча - о неотступности в молитвах. Поучение (как тут) доброму, "отталкиваясь" от дурного, характерно для Евангелия от Луки (сравните 16:1-9; 18:1-8). Казалось бы, "назойливость" (в греческом тексте буквально так, а не "неотступность"), какую проявляет пришедший посреди ночи к своему другу просить хлеба, не может быть приятной, но Богу она угодна (11:9-10). Иисус прямо призывает людей к настойчивости в молитвах - не ради того, чтобы добиться от Бога изменения Его решения, но для того, чтобы ценой упомянутой настойчивости получить по действительной нужде своей.

Лук. 11:9-13 . Вторая притча - о том, что Отец Небесный дает Своим детям только то, что есть благо для них, и не дает того, что может послужить им во вред. Иисус продолжает побуждать Божий народ просить ("искать", "стучать"). Для этого и существует неотступная молитва. Он замечает, что и земные отцы, будучи грешны (злы), дают добрую пищу своим детям, а не такую, которая могла бы повредить им. (Приводимые Христом сравнения основаны на том, что некоторые рыбы напоминают по виду змей, а тело крупного белого скорпиона может быть принято за яйцо.) Насколько же больше земных отцов расположен к даяниям благим… просящим у Него Отец Небесный, - восклицает Иисус. О Духе Святом, Которого предстоит получить Его ученикам (Деян. 2:1-4), Господь говорит как о лучшем из "благих даяний". Однако Небесный Отец раздает как небесные, так и земные благословения.

Верующие наших дней не имеют необходимости просить о низведении на них Святого Духа, поскольку об этом уже молились ученики Христа, и Бог ответил на их молитву в день Пятидесятницы (Рим. 8:9).

4. ВСЕ БОЛЬШЕЕ ЧИСЛО ЛЮДЕЙ ОТВЕРГАЕТ ИИСУСА (11:14-54)

В описании Луки отвержение Христа и Его благовестия достигает здесь своей высшей точки. Рассказав о нем, евангелист записывает поучения Иисуса Его последователям относительно того, как им следует держаться в подобной ситуации.

а. Обвинение Иисуса в действиях бесовской силою (11:14-26) (Матф. 12:22-30; Мар. 3:20-27)

В Евангелии от Луки многократно встречаются упоминания о "бесах" и "злых нечистых духах". Иисус неизменно одерживал верх над ними, чем свидетельствовал о Себе как о Мессии (7:21; 13:32). Да и сами бесы признавали Его власть над собой (4:31-41; 8:28-31), как, впрочем, и враги Христа (11:14-26). Власть над силами зла Он давал и другим (9:1), и эти Его способности постоянно приводили народ в изумление (4:36; 9:42-43).

Лук. 11:14-16 . Однажды Иисус изгнал из одержимого беса немоты, и среди удивлявшегося народа некоторые стали говорить, что Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского, т. е. они заявляли, что Иисус одержим сатаною.

Имя "Веельзевул" первоначально означало что-то вроде "господина князей", но потом, видоизмененное посредством каламбура, стало произноситься как "бог мух" (о "веельзевуле" в 4-Цар. 1:2).

Другая группа в толпе, искушая Иисуса, требовала от Него знамения с неба.

Лук. 11:17-20 . Иисус дает враждебно настроенным к Нему людям двоякий ответ. Это было бы нелогично, следует из Его слов, чтобы сатана сам же изгонял своих бесов, - ведь тогда царство его, разделившись в себе, утратило бы свою силу. Затем Он указывает на непоследовательность Своих обвинителей. Если принадлежащие к их среде (сыновья ваши) изгоняют бесов силой Божией (из риторического вопроса Христа в стихе 19 следует, что они в этом не сомневались, то, очевидно, той же силою изгоняет их и Он. И тогда Царствие Божие "приблизилось" к ним.

Лук. 11:21-22 . Притчу о сильном и сильнейшем толкуют по-разному. В контексте вышесказанного (стихи 17-20) напрашивается вывод, что сильный - это сатана, а сильнейший - Христос. Под "нападением" Христа на сатану и Его "победой" над ним Лука мог иметь в виду искушение Христа в пустыне, или Его воскресение из мертвых, либо последнюю и окончательную победу Его над сатаною, когда тот будет скован. Но главная мысль здесь та, что Иисус, будучи сильнее сатаны, разделит похищенное у него. Другими словами, установит Свою власть над людьми, освобожденными из-под власти диавола; среди "освобожденных" - и бывшие бесноватые.

Лук. 11:23-26 . (Матф. 12:43-45). Иисус говорит о том, что человек не может оставаться на "нейтральной позиции" в борьбе между Христом и сатаною. Каждый человек обязан принять ту или иную сторону. Думавшие, что Христос изгонял бесов силою бесовскою, несомненно выступали против Него.

Дальнейшие слова (стихи 24-26) с трудом поддаются в этом контексте пониманию. Возможно, Иисус имел в виду того человека, из которого только что изгнал беса, и делает его символом всякого одержимого. Душу, освобожденную от бесов. Он уподобляет дому… выметенному и убранному. Но если владеющий им человек не признает Христа своим Мессией, то останется беззащитным перед силами зла, и изгнанный из него нечистый дух возвратится к нему в сопровождении еще семи. И положение такого человека станет хуже прежнего. Матфей приводит эту притчу в несколько ином контексте, добавляя, что именно это и случится "с этим злым родом", слышащим, но отвергающим Его благовестие (Матф. 12:45).

б. Иисус - о необходимости соблюдать слово Божие (11:27-28)

Лук. 11:27-28 . Нечто подобное Иисус говорил в 8:19-21; здесь та же мысль - что родственные связи это не самое главное в жизни. Женщина в толпе воскликнула, что счастлива та, которая родила Иисуса. Физическому родству предавалось в те дни особое значение. Весь еврейский народ гордился своим происхождением от Авраама (Иоан. 8:33-39). Иисус же ответил на возглас женщины, что не кровная связь определяет "меру блаженства": счастливее Его матери слышащие слово Божие и соблюдающие его. Лука, как уже говорилось, постоянно подчеркивает, что Евангелие дано не только евреям, но всем, кто доверится Христу.

в. Иисус отказывается дать знамение (11:29-32) (Матф. 12:38-42; Мар. 8:11-12)

Лук. 11:29-32 . Лука не уточняет, кто именно требовал от Иисуса знамения с неба (стих 16); у Матфея и Марка записано, что это были фарисеи (сравните Матф. 12:38 и М ар. 8:11). Под "знамением" понималось совершение чуда в подтверждение истинности сказанного. Из стиха 29 мы узнаем о реакции на эти требования Христа. Он сказал, что знамения им дано не будет, кроме знамения Ионы пророка. Это знамение толковалось двояко.

Предполагали, что им было самое появление перед ниневитянами Ионы, чья кожа потеряла свой цвет, сделавшись неестественно белесой под воздействием желудочного сока кита. Но в контексте дальнейших слов Христа такая трактовка "не работает". Так что "знамением Ионы", очевидно, явилась его проповедь (стих 32).

Призывая ниневитян к покаянию, он рассказывал им, как Бог чудесной силой Своей сохранил ему жизнь во чреве кита. И слушавшие его верили ему, даже если "физического доказательства" его слов не было налицо. Последующие слова Христа о царице Южной говорят в пользу именно такого толкования. Ибо она проделала долгий путь, чтобы послушать мудрых речей Соломона (3-Цар. 10 гл.).

И, слушая его, она не требовала подтверждений его мудрости "свыше". Вывод ясен: род сей, слушавший речи Иисуса, не имел в себе и такой веры, какую имели некогда язычники, слушавшие слово Божие в прежние эпохи. В этом смысле и говорится, что ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, не покаявшийся и от проповеди Иисуса, тогда как они покаялись от проповеди Иониной. Иисус был больше Соломона и больше Ионы (Лук. 11:31,32). То, что здесь употреблен средний род: "и вот здесь больше Соломона"; и "вот здесь больше Ионы" - по-видимому, означает, что Иисус подразумевал Царство Божие, представляемое Им.

г. Иисус говорит об ответственности слушающих Его (11:33-36)

Лук. 11:33-36 . Смысл сказанного Христом в этих стихах в том, что знамения - ни к чему, потому что Он принес с Собой свет Божественного откровения, которое при желании могут видеть все. Нужно только здоровое духовное видение (если око твое будет чисто, чтобы этот свет воспринять и жить в соответствии с ним (то и все тело твое будет светло). (толкование на 8:16-18.)

д. Фарисеи обвиняют Иисуса (11:37-54) (Матф. 23:1-36; Мар. 12:38-40)

Лук. 11:37-41 . Один фарисей просил Его к себе обедать и был удивлен тем, что перед обедом Иисус не совершил ритуала омовения рук. Отвечая ему, Иисус обличил фарисеев в жадности и посоветовал им более заботиться о внутреннем "очищении", нежели о "внешнем". Свидетельством внутреннего очищения (очищения души) явилась бы раздача милостыни бедным. Своих грехов они бы этим не искупили, однако показали бы, что верно понимают Закон и находятся в правильных взаимоотношениях с Богом.

Лук. 11:42-44 . Далее Иисус трижды провозглашает фарисеям горе (осуждение) за несоблюдение ими справедливости ("суда") и любви Божией. Они связали себя по рукам и ногам неукоснительным исполнением ритуалов и обрядов, давая десятину, к примеру, и с небольшого количества специй. Но это лишь свидетельствовало об их лицемерии (сравните 12:1).

Исполненные самомнения и гордости, они любили занимать наиболее почетные места в синагогах и слышать, как народ почтительно приветствует их. Таким образом, вместо того, чтобы указывать людям правильный путь, они вводили тех, кто слушал их, в заблуждение. Иисус сравнивает их в этом смысле с гробами скрытыми, т. е. никак не "обозначенными" (обычно гробницы красили в ярко-желтый, "предупреждающий" цвет - от ред.); ходившие по "скрытым" могилам, не зная того, подвергались ритуальному осквернению (Чис. 19:16).

Ритуальной нечистоты фарисеи боялись, но Иисус дает им понять, что жадностью своей, гордостью и недобротой они духовно оскверняли весь народ, шедший за ними.

Лук. 11:45-52 . Затем Иисус трижды возвещает горе учителям Закона (стихи 46-47, 52). Требуя от людей скрупулезного исполнения его, они налагали на них бремена неудобоносимые, ничего не делая, чтобы помочь им (и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них). Они строили гробницы пророкам. Слова Иисуса, что тем они как бы отождествляли себя со своими отцами, пророков побивавшими, не следует понимать так, что Он осуждал поддержание гробниц в порядке; скорее Он осуждал Своих современников за то, что те ограничивались возведением памятников пророкам, слов же их не исполняли.

Бог в премудрости Своей знал, как будут поступать иудеи в отношении посылаемых им пророков и Апостолов. И по воле Его взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом (подразумевается убийство всех невинных служителей Божиих). Первой такой жертвой был Авель (Быт. 4:8), а священник (не пророк) Захария был последним мучеником Ветхого Завета (2-Пар. 24:20-21; в евр. Библии именно эта книга является завершающей).

В стихе 52 Христос осуждает "знатоков закона" за то, что они, овладев "ключом" к разумению истины, не только сами не пользуются им, но и народ не допускают к спасающему познанию этой истины, т. е. Его учения (сравните Лук. 13:14).

Лук. 11:53-54 . Фарисеи и законники, исполненные самых недобрых чувств, стали приступать к Иисусу, надеясь сбить Его с толку вопросами и уловить в чем-нибудь.

Б. Наставления Иисуса Его последователям в свете отвержения Его истины (12:1 - 19:27)

Поначалу Христос преподал ряд истин узкому кругу Своих учеников (12:1-53), затем Он наставлял по различным вопросам народ (12:54 - 13:21). Он учил о людях Царства (13:22 - 17:10) и о том, как должны держаться и действовать Его ученики в свете приближения Царства (17:11 - 19:27).

 1 Как молиться? «Отче наш»; «просите, и дано будет вам». 14 Силою веельзевула или перстом Божиим? Сильнейший победит сильного. Выметенный дом. 27 Блаженны слышащие и соблюдающие. Знамение Ионы. «Больше Соломона». 33 Светильник тела; свет и тьма. 42 «Горе» фарисеям; законники, их ненависть к Иисусу.

1 Случилось, что, когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.

2 Он сказал им: когда молитесь, говорите: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твоё; да придёт Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе ;

3 хлеб наш насущный подавай нам на каждый день ;

4 и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» .

5 И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: «друг! дай мне взаймы три хлеба ,

6 ибо друг мой с дороги зашёл ко мне, и мне нечего предложить ему» ;

7 а тот изнутри скажет ему в ответ: «не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе» .

8 Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит .

9 И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам ,

10 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят .

11 Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?

12 Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?

13 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него .

14 Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.

15 Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.

16 А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.

17 Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падёт ;

18 если же и сатана разделится сам в себе, то как устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов ;

19 и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями .

20 Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие .

21 Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение ;

22 когда же сильнейший его нападёт на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него .

23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает .

24 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: «возвращусь в дом мой, откуда вышел» ;

25 и, придя, находит его выметенным и убранным ;

26 тогда идёт и берёт с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже первого .

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его .

29 Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка ;

30 ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего .

33 Никто, зажегши свечу, не ставит её в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет .

34 Светильник тела есть око; итак, если око твоё будет чисто, то и все тело твоё будет светло; а если оно будет худо, то и тело твоё будет темно .

35 Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?

36 Если же тело твоё всё светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло всё так, как бы светильник освещал тебя сиянием .

37 Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришёл и возлег.

38 Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом.

39 Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства .

40 Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?

41 Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто .

42 Но горе вам, фарисеям, что даёте десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять .

43 Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях .

44 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы – как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того .

45 На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь.

46 Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них .

47 Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши :

48 сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы .

49 Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят ,

50 да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира ,

51 от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего .

Случилось, что, когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.

Он сказал им: когда мо́литесь, говорите: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого».

И сказал им: положим , что кто‐нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: «друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему»; а тот изнутри скажет ему в ответ: «не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе». Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.

И Я скажу вам: проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучи́те, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него.

Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился. Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского. А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.

Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет; если же и сатана разделится сам в себе, то ка́к устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов; и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями. Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.

Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.

Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: «возвращусь в дом мой, откуда вышел»; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого.

Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего. Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы.

Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.

Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? Если же тело твое всё светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло всё та́к, как бы светильник освещал тебя сиянием.

Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег. Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом. Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее? Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто.

Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять. Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы - как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.

На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь.

Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них. Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы. Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят; да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего. Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.

Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое, подыскиваясь под Него и стараясь уловить что‐нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его.

11:1- 4 Образец молитвы христианина к Богу:
1 Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.
Молитва Иисуса отличалась от молитвы книжников и фарисеев, иначе ученики не стали бы просить его научить их молиться, ведь книжники и фарисеи молились публично при всём народе и во всеуслышание, их молитвы при желании можно было бы давно выучить наизусть.
Однако учеников Христа, судя по всему, молитвы фарисеев не привлекали.

2 Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
П
о содержимому и характеру молитвы - и сегодня, думаем, можно отличить христианина: христианин ждёт освящения имени Бога Иеговы, прихода Его Царства и исполнения воли Его на земле, просит прощения за грехи и защиты от искушений, благодарит Бога за всё необходимое, подаренное для жизни.
Фарисей же всё больше разглагольствует о своих заслугах пред Богом и просит Его обратить на это внимание.

Заметим ещё одну интересную деталь: согласно Библии, Отец Иисуса Христа не сразу всех назовёт Своими зрелыми сыновьями и меньшими братьями первенца Христа (Мтф. 25:33,40): кто-то достигнет зрелости сыновей Божьих - ещё в этом веке (Римл.8:15), а кому-то надлежит возрастать до этого духовного возраста ещё целую тысячу лет при помощи меньших братьев Христа (Евр. 11:39,40;Откр. 21:4,7)

Однако считать Отца Иисуса - и своим Отцом небесным, возрождающим к вечной жизни - могут абсолютно все христиане независимо от того, смогут они в этом веке достичь духовного совершенства Христа или нет.
Не сказал Иисус молиться своему будущему Отцу, но сказал молиться своему Отцу - в настоящем времени: как взрослые сыновья, так и ничего не смыслящие младенцы - все равно дороги Отцу.

3 хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;
4 и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Бог не создаёт искушений для нас, но оставляет за ними право на существование. Просьба «не введи нас в искушение» означает просьбу о помощи для того, чтобы не согрешить и выстоять в моменты искушений.

См. также разбор Мтф. 6:9-15

11:5-8 Притча о неотступности прошений показана для примера неотступности молитвы к Богу:
5 И сказал им: [положим, что] кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба,
6 ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему;
7 а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.

Иисус наглядно показывает, что ожидать мгновенной реакции и помощи от Бога в ответ на молитвенные просьбы к Нему - нет оснований. Понятно, не потому, что Бог занят, Ему некогда или Ему не хочется напрягаться, отвечая на просьбы сразу же - пример не это показывает.
Притчей Иисус показывает важность настойчивости в молитве к Богу: настойчивость и неотступность показывают Богу, что они христиане очень сильно нуждаются в помощи, что они не шутят.
Если бы друг попросил хлеб один раз и на этом остановился, успокоив себя тем, что «ну не получилось» - его просьба не была бы удовлетворена

8 Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.
Только для того, чтобы друг отстал от него и дал покой - друг просителя даст необходимое при настойчивой просьбе и неотступности.
Такой же подход должен быть и в молитве к Богу:

11:9 И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,
Здесь показан принцип
прикладывания немалых усилий для того, чтобы добиться положительного результата в каком –либо действии: в молитве или в делах, неважно. Без усилий результат ожиданий может быть нулевой.

Однако христиане должны понимать, что не всякую просьбу Бог пожелает выполнить: в притче друг просил о хлебе, о том, что насыщает и приносит пользу. Подразумевается, что по пустякам проситель не стал бы беспокоить друга ночью и будить его, только очень важная потребность побудила его обеспокоить друга.
Христиане должны научиться различать, что из просимого принесёт им пользу, а что нет, ибо Бог не станет помогать в бесполезном.

11:10 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Как возможно обрести помощь от Бога? Например, просим о помощи в том, чтобы научиться излагать доступным языком благую весть и не иметь страха пред людьми. Молимся о помощи и ОДНОВРЕМЕННО действуем в этом сами - в соответствии со своей просьбой к Богу о помощи в этом: идём в проповедь и пытаемся говорить. Не один раз, и не два. Настойчиво и неотступно. И однажды настанет день, когда мы ощутим, что добились своего: перестали бояться говорить с людьми.

То же - в борьбе с плохими привычками: просим помочь оставить их и ОДНОВРЕМЕННО - прикладываем усилия, чтобы подавлять желание согрешить и не согрешать. Не раз и не два. Неотступно и настойчиво. И однажды настанет день, когда само по себе желание плохой привычки отпадёт: об этом позаботится Бог, видя наши настойчивые усилия покончить со злом.

Бог много дал человеку ещё при сотворении, нам остаётся только приложить усилие, и воспользоваться тем, что Он дал.
Не получим положительный результат только в трёх случаях: если не по воле Его просим (не для пользы Его интересов); если сомневаемся, что получим и если не трудимся сами над тем, чтобы получить.

11:11-13 Притча о том же, только с другой стороны: Бог в ответ на просьбы христиан не станет давать им то, что не принесёт им пользы:
Какой из вас отец, [когда] сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, [когда попросит] рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?
12 Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?

Что самое важное в жизни христианина? Наличие Божьего духа в нём, поэтому более всего христианин должен направлять свои просьбы к Богу о том, чтобы Он дал ему вместить святой дух, понять Божье мироощущение, Его чувствования и Его образ мыслей:
13 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.

Заметим, Иисус сравнил необходимость в получении святого духа для христианина - с необходимостью хлеба и рыбы для голодных. То есть, христианину должно быть естественно и свойственно просить у Отца прежде всего – святой дух, помогающий видеть жизнь глазами Бога и понимать её соответственно также.
Всё остальное его не сильно заботит.

11:14,15 Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.
15 Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.
Чудо исцеления иудеи почему-то поспешили приписать силе действия дьявола: будучи настроенными против Иисуса и относясь к нему с подозрением, они не могли без предвзятости воспринять доброе дело.

Женевская:
Веельзевул - имя языческого божества (4 Цар. 1,2), которое израильтяне по созвучию воспринимали как "господин навоза", "господин мух" и применяли к предводителю сонма бесов.

11:16 А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.
А кто-то так и не понял, что чудо исцеления - как раз знамение с неба и есть

11:17,18 Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, [разделившийся] сам в себе, падет;
Иисус показал абсурдность предположения об изгнании бесов силою повелителя бесов: если в его бесовской империи дело дошло до того, что бес беса гоняет, то плохо дело, не устоит империя дьявола:
18 если же и сатана разделится сам в себе, то как устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов;

11:19 и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями. Иисус приводит второй аргумент абсурдности такого предположения: ведь их сыновья точно так же, как и он, тоже исцеляли больных, как они сами считали. Если Иисусу выдвинули такое обвинение, то и их сыновьям можно было предъявить точно такое же обвинение, с чем они, естественно, не согласились бы. Значит, и Иисуса обвинять в сговоре с дьяволом - нет никаких оснований.

11:20 Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. Иисус показывает, что если его нельзя обвинить в бесовщине, то остаётся только один вывод: исцеление проведено благодаря действию Божьей силы (перст Бога обозначает, что действие Бога ч ерез Иисуса - внешне проявилось исцелением больного)

11:21,22 Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение;
22 когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.

Здесь Иисус показал, что дьявол – хотя и силён, но приходит сильнейший - Иисус - и отбирает оружие дьявола, на которое тот надеялся: бесы бессильны против силы Божией.

11:23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
Для того, чтобы не быть с Христом, не обязательно непременно разрушать построенное Богом. Но достаточно ничего не делать для того, чтобы Божье - строилось.
Многие говорят: «да разве я против Христа? Живу себе мирно, зла никому не делаю». И искренне так и считают, что этого достаточно для того, чтобы быть с Христом.
Но у самого Христа другое мнение на этот счёт: кто не собирает с ним людей для Бога, кто не сеет с ним слово Бога, тот - ПРОТИВНИК ему.

11:24-26 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел;
25 и, придя, находит его выметенным и убранным;
26 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого.

Н
едостаточно изгнать демонов (просто перестать творить зло). Необходимо начать после этого творить добро. Если перестать делать злое, но не наполнить свою жизнь делами Божьими, то вскоре в пустой дом может вернуться зло с увеличенной силой.
Рано или поздно, но нам всё равно придётся сделать выбор, стать холодными или горячими, или этот выбор будет сделан за нас.

11:27,28 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
Ж енщина чисто по-женски и по-матерински представила, как, должно быть, счастлива мать Иисуса, родившая ТАКОГО сына. Восхваление Марии продолжилось и после её смерти: много икон и молитв посвящено деве Марии, и многие ищут чудодейственной силы и покровительства от неё или от лика других людей, возведённых в ранг святых, пытаясь получить благо благодаря их праведности. И того не разумеют, что благо по слову самого же Христа –можно и нужно получить благодаря собственному стремлению к праведности и вере в искупление им:

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Ничья праведность не поможет нам, если мы сами не станем стремиться к праведности. Сколько бы мы не пели дифирамбов и не восхваляли тех, кто получил у Бога доброе имя, это не поможет нам спастись. А вот соблюдение слова Божьего - поможет.

11:29,30 Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения
Лукавость рода, не желающего верить тому, что Христос - посланник Бога, проявлялась в бесконечном требовании чудес - и это при том, что Иисус их совершал в большом количестве. То есть, не чудеса нужны были этому роду на самом деле, а поиск повода, при помощи которого возможно было бы «опустить» авторитет Иисуса

и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; как для Ниневии знамением было исчезновение Ионы на три дня, а затем возвращение его из небытия, так и для рода сего знамением должно было стать возвращение Иисуса из небытия - воскресение его на третий день после смерти (исчезновения):
ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего.

11:31 Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. Царица Савская, приехавшая издалека (территория современного Йемена) - проделала такой огромный путь ради того, чтобы услышать Соломона, Божьего избранника в Израиле. А в Иудее большего «Соломона» - Иисуса Христа, рядом живущего и никуда ездить не надо - не воспринимали серьёзно и не желали интересоваться мудростью его.
Естественно, её интерес к мудрости Божьей - не останется незамеченным у Бога, а за отсутствие интереса к Иисусу Христу - Иудеи пострадают

11:32 Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы. Жестокая языческая Ассирия - и та восприняла слово Божьего пророка, а называющие себя Божьими праведниками - пренебрегали и словом Божьим и большим, нежели Иона, пророком Божьим

11:33 Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.
Иисус - свет, источник просвещения знаниями от Бога. Абсолютно бессмысленно было бы Иисусу «зажигать свечу» (просвещать христианина) для того, чтобы спрятать ее под кроватью: там она не осветит путь никому и не принесет никакой пользы.

Поэтому все, кто зажёгся от Христа и взял от него Духа просвещения, показывающего путь спасения, - и сами должны светить СОБОЮ: своим поведением, образом жизни, мыслей и правильными знаниями от Бога.

11:34 Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно.
Глаз - это своего рода «окно», через которое в человека проникает духовный свет. От состояния окна зависит, светло ли в комнате или темно. Если окно чистое и не разбитое, вся комната освещена хорошо и возможно сделать её чистой, увидев грязь.
Если окно грязное или намёрзшее - комната будет освещена плохо, сделать чистой такую комнату – сложнее.

Свет или тьма взгляда человека зависит от того, насколько его понятие о добре (о светлом) и зле (о тёмном) - согласуется со взглядом Бога.

11:35 Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?
Ч
еловек имеющий в себе свет – не может не светить: христианин должен быть заметен окружающим добрыми делами, в Боге соделанными, и чистыми помышлениями.
Но Иисус предупредил, что не всякий источник света – человек, считающий, что представляет на земле Божий свет - на самом деле излучает свет Божий. Всё зависит от «глаза», от источника правильного или неправильного вИдения положения вещей. Если у глаза вИдение правильное – Божье или Христово, то и свет от человека (его дела, поступки, образ мыслей, знания) будет исходить Божий. Если нет, то и «свет» может насамом деле оказаться тьмой.

11:36 Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием.
То же относится и к чистоте тела христиан, не имеющего «пятен» греха на себе : если есть тёмное пятно в христианине, то светильник Бога не имеет возможности в полной мере светить через затемнённое тело христианина, так как тёмные пятна имеют свойство поглощать свет, и такой христианин поневоле будет светить искажённым светом.

Если подытожить информацию Христа по возможности христианину светить в мире Божьим светом, то получится примерно такая формула:
правильное восприятие положения вещей + праведный образ жизни = возможность светить светом Бога.

Обличение фарисеев и законников:
11:37
Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег.

Христос не пренебрегал возможностью общаться ни с кем из тех, кто изъявлял желание с ним поговорить. Даже заведомо зная, кто перед ним и каков будет конец разговора - он просто делал своё дело, сея слово Божье повсюду, не взирая на лица и конечный результат, ибо знал, что любой результат, даже отрицательный - это тоже результат по разделению человечества на принимающих слово Бога и отвергающих его.

И сегодня, сея слово Божье в мире, не стоит проявлять лицеприятие, разделяя людей по своему усмотрению на тех, кто достоин нашего внимания, а кто - нет: по замыслу Бога весь мир должен услышать слово Его (Мтф.24:14).

11:38,39 Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл [рук] перед обедом.
Странно фарисею было узнать об Иисусе такую деталь: он, оказывается, не соблюдал церемониальный ритуал мытья рук, установленный толкователями заповеди «будьте святы» (чисты). Смысл ритуала фарисеи свели к следующему,
Женевская
:
речь идет о ритуальном омовении рук от скверны, которая могла пристать ним при прикосновении к предметам, почитавшимся нечистыми. Нечистые руки могли осквернить пищу, а та, в свою очередь, попав внутрь человека, сделать нечистым все его тело.

Если бы Иисус согласился умыть руки церемониальным образом по "преданиям старцев", то, тем самым, он утвердил бы эти предания, а все ревнители "преданий человеческих" получили бы повод в будущем требовать их исполнения иот других христиан на основании всего лишь того, что это делал сам Господь.
Некоторые конфессии и сейчас в качестве аргумента для соблюдения преданий своих "старцев" используют стих Матф 23:3:
итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают.

Однако, тем, что Иисус не только не стал мыть руки, но и объяснил своё отношение
к человеческим обременительным заповедям, он чётко показал, что его совет "все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; " относится НЕ к соблюдению любых заповедей человеческих, а к соблюдению Моисеева закона, который на тот момент ещё не был отменён.

Итак, Иисус Христос не помыл руки перед едой, как того ожидал от него фарисей. С учениками - понятно, рыбаки и люди некнижные, что с них взять. Но тот, кто говорил о себе, что он сын Бога - по мнению фарисея должен был бы непременно мыть руки перед едой, ведь повеление «будьте святы» - это повеление его Отца, стало быть, не умывающий рук своих - не может быть сыном того, кто дал заповедь о чистоте.

Почему Иисус не умывал рук? Нарушал ли он этим заповедь Отца своего о соблюдении чистоты? Нет, потому, что, во-первых, заповедь о чистоте и святости - прежде всего к внутренней сущности человека относится: человек должен быть внутренне праведным для того, чтобы отражать сущность Божьих детей. А во-вторых, ритуал этот с соблюдением строгой последовательности омовения каждой части запястья - не Богом был установлен, а людьми, толкователями Его закона на свой взгляд.

Не умыв рук, Иисус не умыл их не потому, что не был чистоплотным, но для того, чтобы обратить внимание фарисея на сей факт и получить прекрасную возможность разъяснить, в чём же фарисей неправильно понимает эту заповедь Бога о святости:

39 Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства.
То есть, фарисей должен был бы понять, что содержать в чистоте внутреннюю сущность - для Божьего служителя гораздо важнее, нежели чрезмерного беспокойства о чистоте внешности.

11:40,41 Далее Иисус разъясняет, в чём именно такой подход к пониманию заповеди Бога о святости - неразумен:
Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?
41 Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто.
То есть, если мыть руки и всё тело своё, и всю посуду и весь дом свой до стерильности, но при этом - не быть добрым, милосердным и сострадательным к людям, оскверняя свои внутренности злом - то нет в такой внешней чистоплотности никакой пользы для человека.

11:42 Далее Иисус ещё глубже вскрывает проблему фарисеев: все фарисеи по внутренней своей сущности (не по вероисповеданию) воспринимают поклонение Богу - как всего лишь соблюдение внешней стороны пунктов Его закона (буквы), которые заметны со стороны и помогают выглядеть праведниками. Однако они пренебрегают внутренней стороной Божьих требований (Его духом), в несоблюдении которых трудно уличить со стороны:
Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией:
Ведь кто может знать сердце фарисея? Кто может знать о том, что его суд - несправедливый? Или о том, что исполнительный и щепетильный по доставлению пряностей фарисей - презирает бедных соверующих, к примеру? Никто. Поэтому в глазах людей фарисеям удавалось приобретать репутацию праведников, и этого им было достаточно. А какая там у них внутренняя сущность - об этом они не беспокоились, и обновлять свою личность, превращая её в любящую - они даже и не планировали, ибо не понимали, что именно это - самое важное в поклонении Бога.

сие надлежало делать, и того не оставлять. Однако, говоря о преимуществе чистоты внутренней, Иисус не хотел сказать, что внутренне чистый может и не исполнять заповеди Бога по приношению в храм пряностей. Он показал лишь, что Божий человек - прежде позаботится о чистоте внутренней, а чистота внутренняя - побудит исполнять закон Бога во всём вообще, даже в мелочах.

11:43 Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях. Желание иметь авторитет в глазах людей - полностью поглотило фарисеев, их жизнь свелась исключительно к приобретению народного права занимать почётные места в присутственных местах. Но почему в этом - тоже горе для фарисеев? Потому, что если идти по пути приобретения человеческого признания и достигать почёта у людей, то путь к Богу будет утерян: слишком разные направления пути- у приобретения славы Божьей и у приобретения славы человеческой. И если человек решил идти исключительно «в люди», то к Богу он не придёт, и весь их вид показного благочестия - им не поможет спастись.

11:44 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы - как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.
Маскирующееся под Божьих праведников фарисейство - явление опасное для людей, так как их истинная сущность скрыта от большинства под маской праведника, в них сложно увидеть противников Бога, как сложно увидеть могилы под ногами и не наступить на них, чтобы не оскверниться.
Женевская:
Прикосновение к месту погребения, согласно закону Моисея, оскверняло человека (Чис. 19:16), поэтому могилы у евреев всегда были четко отмечены. Незаметная, "скрытая" могила таила в себе угрозу нечаянного осквернения. Таким образом, Иисус открыто говорит фарисеям, что они сами - источник осквернения.

Поэтому и идущие за фарисеями и подражающие им, думая, что идут к Богу - могут так же не прийти к Богу в итоге, как и они сами, осквернившись от них, даже не зная об этом.

11:45 На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь. К сожалению, этот законник не увидел в словах Иисуса ни шанса стать учеником Христа, ни пользы для себя лично с возможностью исправиться, став другим человеком с учётом замечаний Христа.
Он не советы Христа увидел и не шанс спастись, а личное оскорбление: то, что он воспринял обличение Христа и на себя - говорило о том, что и он был таким же, как хозяин дома - фарисей, к которому обращался Иисус.

Почему он воспринял слова Христа именно так? Потому, что не понимал, о чём Христос говорил: восприятие внешней стороны закона Бога мешало ему понять духовную сущность слов Христа; для него сравнение с гробами и упоминание о лицемерии прозвучали просто как оскорбления, ведь он считал себя праведником и не считал, что добиваться славы человеческой, мыть только руки, «не умывая» при этом сердце - этого плохо.

11:46 Возмутившийся был законником, и Иисус переключился на обличение и этих «праведников» в народе Бога, ничуть не больше приблизившихся к Богу в своём виртуозном понимании закона, чем щепетильные фарисеи:
Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.
Эта категория Божьих служителей, отвечающая за толкование и применение законов в народе Бога, нарастила на законы Бога - ещё и свои требования, обложив народ Бога предписаниями излишними и трудными для выполнения, из-за чего народ считал, что никогда не сможет стать праведным (как, например, расписали длительный ритуал по омовению рук вместо того, чтобы остановиться просто на мытье рук).
Сами же законники часто не исполняли того, что требовали от людей, находя лазейки для себя в своих же требованиях.

11:47,48 Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: 48 сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы.
Если законники с фарисеями, желая возвыситься в глазах народа и строя гробницы пророкам, говорили о том, что, дескать, «пророков убили отцы наши, а мы пророков любим и ценим, как видите» - то этим они признавали, что являются сыновьями именно тех отцов, которые убивают Божьих пророков.
Если бы они на самом деле их любили и ценили, то они не смогли бы назвать убийц Божьих пророков - своими отцами.

11:49 Потому и премудрость Божия сказала: Имеется ввиду, что Бог чрез Христа рассказывает истинную картину вещей в отношения принятия Божьих пророков, посылаемых к начальствующим в народе Бога с целью обратить его от злых путей:
пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят,
Иисус предсказывает, что те «праведники, кто так старательно возводит гробницы убитым пророкам, посланным к их отцам - по примеру отцов своих убьют и Божьих посланников, посланных к ним (2Прлпмн.36:14-16)

11:50,51 да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира,
51 от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего.

Бог через Христа предсказывает также, что «праведному» роду сему, во все времена появлявшемуся в Божьем народе и убивающему Божьих пророков, посланных к ним для вразумления - не сойдёт с рук ни одна капля крови, пролитая святыми по вине рода сего (он же - род лукавый и прелюбодейный, всё время ищущий знамений сверх уже представленных. Он же - род, который не пройдёт в народе Божьем и перед тем, как Иисус придёт во второй раз –Мтф.23:34-36)

11:52 Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.
Законники и книжники "взяли ключ разумения" - звучит почти что как "взяли на себя руководство" Божьим народом.
То есть, они взяли на себя ответственность разъяснять слово Бога - Его народу. Но не оправдали этой ответственности потому, что и сами не поняли суть Божьего закона.
Вот и выходило, что они не только сами не вошли в число одобренных Богом, но и желающим войти в одобрение Бога - помешали своим неправильным разъяснением Божьих требований. Почему? Потому, что, идя неверным путём к Богу сами, они уклонили от пути к Богу и тех, кто доверчиво пошёл за ними.

Сегодня всем христианам не помешает держать в голове этот пример неудачного руководства Божьим народом древности и помнить о том, что берущие сами на себя руководство – сильно отличаются от тех, кому Бог даёт умение руководить и поручает Божий народ (Моисей, например, Христос, Апостолы). Следует сверять руководство тех, кто сам на себя берёт ответственность руководить народом Бога - с руководством тех, кому Бог лично доверил эту ответственность. Как это возможно?

Все, кому Бог лично дал эту ответственность - записали требования Бога к Своему народу, и сегодня о них можно узнать через исследование Писания. Проверяя по Библии учения и требования тех, кто сегодня сам берёт на себя ответственность руководить Божьим народом - можно сравнить, насколько они согласуются со словом Бога и всё,
что с ним не согласуется - не принимать для себя в качестве руководства к действию. Только так возможно не уклониться от пути к Богу: всегда проверять по Библейским указателям путь, по которому нас ведут к Богу взявшие на себя эту ответственность.

11:53, 54 Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое,
Книжники и фарисеи забрасывали Иисуса Христа множеством вопросов, но, увы, не для того, чтобы обогатиться его знаниями, а исключительно для того, чтобы найти повод избавиться от него:

54 подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его. Книжники и фарисеи, относящиеся к руководителям в народе Бога 1 века, имели власть над Иисусом весь период его проповеди и запросто могли его исключить из синагоги или убить. Оставалось только найти - ЗА ЧТО.
И они искали.

Надо сказать, что их стремление к славе человеческой помогли Иисусу Христу продержаться с проповедью ровно столько, сколько ему было нужно для исполнения своей миссии: несмотря на цинизм и корысть - внешние приличия подобия справедливости фарисеи и книжники всё же стремились соблюсти, без повода им не хотелось обвинять Иисуса, чтобы из-за этого не испортить свою репутацию праведников.


Close