22 октября (1 ноября по григорианскому календарю) 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы. 26 октября (5 ноября по григорианскому календарю) командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц. На следующий день (27 октября) гарнизон сдался. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых.

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября (по юлианскому календарю), был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение трех столетий вплоть до 1917 года.

Согласно православному церковному календарю в этот день отмечается «Празднование Казанской иконе Божьей Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)», приходящееся на 22 октября по юлианскому календарю. Из-за увеличения за прошедшие века разницы между юлианским и григорианским календарём этот день сместился на 4 ноября. Именно эта дата — 22 октября по юлианскому календарю, или 4 ноября по григорианскому календарю — выбрана в качестве дня государственного праздника.

История установления праздника

Непосредственной причиной введения нового праздника была запланированная правительством отмена празднования 7 ноября, которое в сознании людей связано с годовщиной Октябрьской революции 1917 года.

Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года.

Она была поддержана думским комитетом по труду и социальной политике и, таким образом, приобрела статус думской инициативы.

29 сентября 2004 Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», — заявил Патриарх Алексий.

4 октября эту же инициативу публично поддержал первый зам. руководителя фракции «Единая Россия» Валерий Богомолов. В интервью РИА «Новости» он заявил, что «в 1612 году Россия освободилась от польских захватчиков, закончились „времена смуты“».

28 октября 2004 года в Саратове на Театральной площади по инициативе Общественной палаты области и Молодёжного парламента области прошёл 8-тысячный митинг молодёжи и представителей общественных организаций в поддержку курса реформ, проводимых Президентом Российской Федерации В. В. Путиным. В выступлениях прозвучала поддержка инициативы установить празднование 4 ноября как Дня национального единства, что было внесено в Обращение участников митинга к Президенту Российской Федерации В. В. Путину.

23 ноября 2004 на рассмотрение Думы был внесён законопроект, предполагающий внесения поправок в Трудовой кодекс РФ: отмену празднования 7 ноября — годовщины Октябрьской революции и 12 декабря — Дня Конституции, увеличения новогодних каникул с 2 до 5 дней, а также введения нового праздника 4 ноября. Авторы законопроекта — Валерий Богомолов, Олег Еремеев (Единая Россия) и Владимир Жириновский (ЛДПР).

В тот же день члены президиума Межрелигиозного совета России обратились к председателю Госдумы Борису Грызлову с просьбой рассмотреть заявление Совета, посвящённое установлению в качестве праздничного дня даты 4 ноября. Совет поддержал инициативу введения нового праздника. Соответствующее обращение вместе с текстом заявления было распространено в Думе в связи с рассмотрением в первом чтении поправок в Трудовой кодекс РФ, связанных с пересмотром праздничных дат.

«Мы полагаем, что день трагического разделения России — 7 ноября — не стал днём примирения и согласия», — говорится в обращении. Члены Межрелигиозного совета России считают, что последовавшие за ним события «привели к гибели миллионов наших сограждан, в то время как освобождение Москвы от иноземных захватчиков в 1612 году объединило народ и прекратило братоубийственное кровопролитие».

На заседании Думы законопроект был принят в первом чтении. Против выступили коммунисты.

27 декабря 2004 года проект был принят в третьем чтении и стал законом. 327 депутатов проголосовали «за», 104 (все коммунисты) — против, двое воздержались.

Отношение к празднику

Реакция прессы и СМИ на введение нового праздника была неоднозначной. Введения праздника трактовалось как заведомо неудачная попытка заменить популярное 7 ноября. Однако одновременно с этим праздник характеризовали и как «сплотивший народы».

Накануне первого празднования Дня народного единства в 46 регионах страны был проведён социологический опрос. 33% респондентов считали, что 4 ноября в России отмечается День согласия и примирения, 8% собирались праздновать День народного единства, а 5% — «День освобождения от польско-литовских интервентов». Тот же опрос показал, что большинство россиян (63%) отрицательно отнеслись к отмене 7 ноября.

Еще интереснее результаты опроса 2009 года. Вопрос был сформулирован так: «Что за праздник отмечается в России 4 ноября?» Более 30% опрошенных затруднились с ответом. 45% ответили, что будут отмечать День народного единства, а 6% сказали, что 4 ноября — это день Казанской иконы Божией Матери. Чуть более 10% населения считают, что в ноябре страна отмечает годовщину Октябрьской революции.

1 ноября лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский заявил, что поддерживает отмену празднования 7 ноября, так как, по его словам, это являлось оправданием насильственного захвата власти, и поддержал празднование 4 ноября как «Дня национального единства». Он назвал этот праздник «днём гражданского общества», так как, по его словам, именно гражданское общество единственный раз стало главной силой в ликвидации Смуты.

В то же время, во многих городах России праздник стал неизменно проходить на фоне митингов и шествий различных патриотических и националистических движений, что вызывает отрицательное отношение либеральных СМИ и политиков.

Леворадикальные политические течения критиковали «День народного единства» как праздник, пытающийся примирить бедных и богатых, угнетенных и угнетателей. Союз Революционных Социалистов выпустил листовку против этого праздника, в которой провозгласил лозунг «нет единству с буржуями».

День народного единства в России - это государственный праздник, который ежегодно отмечается 4 ноября. Дата эта была выбрана отнюдь не случайно. Несмотря на свою кажущуюся молодость, исторически День народного единства связан с далекими событиями начала 17-го века, когда в 1612 году Москва, наконец-то, была освобождена от польских интервентов. Именно 4 ноября (22 октября по старому стилю) народное ополчение под предводительством нижегородского воеводы Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского успешно штурмовало Китай-Город, вынудив командование польской армии подписать немедленную капитуляцию. Первым в освобожденный город вступил Дмитрий Пожарский со священной иконой Казанской Божьей Матери в руках. Именно она, как свято верили на Руси, и помогла защитить Государство Московское от польского нашествия.

В 1625 году Дмитрий Пожарский в честь Казанской иконы Божьей Матери и победы над поляками на собственные средства возводит на Красной Площади деревянную церковь. Каменный Казанский Собор появился только в 1635 году, он был построен на месте сгоревшей во время пожара Москвы деревянной церкви. В 1649 году царь Алексей Михайлович издал указ, что 4 ноября - это государственный праздник, день Казанской иконы Божьей матери. Праздник отмечали в России вплоть до Революции 1917 года.

День народного единства России в наше время

В честь дня Казанской иконы Божьей матери и славной победы русской армии над польскими интервентами, президент РФ В. Путин в 2005 году подписал указ об учреждении в России 4 ноября нового государственного праздника, Дня народного единства. А сама идея отмечать праздник именно в этот день принадлежит Межрелигиозному совету России. Поэтому День народного единства является не только светским, но и межрелигиозным праздником, который отмечают все жители страны и представители разных религий и конфессий.

Традиции Дня народного единства России

Было бы ошибкой считать, что День народного единства в России заменил собой всеми любимое 7 ноября. Но, как и 7-го ноября, в этот торжественный день проходят концерты, демонстрации и массовые шествия, благотворительные акции. Также в этот день обязательно устраивается торжественный правительственный прием в Большом Кремлевском зале, на котором награждаются люди, внесшие большой вклад в развитие и процветание России. Вечером 4 ноября стало доброй традицией устраивать визуальные шоу и фейерверки, праздничные гуляния и концерты.

Сейчас в России День народного единства становится все популярней. Ведь гордость за свою Родину, за ее прошлое и настоящее, и вера в ее счастливое будущее - это то, что неизменно объединяет людей и делает их единым народом.

4 ноября Россия отмечает один из главных государственных праздников – День воинской славы - День народного единства. славной даты изгнания народным ополчением из пределов отечества польских интервентов уходит вглубь веков, а именно в век XVII – год 1612 (или, как считали в те времена – 7120 от сотворения мира).

Так уж вышло сегодня, что, несмотря на достаточно широкое празднование Дня народного единства в России с 2005 года, которое проводится с использованием, если можно так выразиться, и государственного административного ресурса, далеко не каждый житель нашей страны успел проникнуться историографическими нюансами того события. Как показывают социологические опросы последних лет, лишь каждый пятый опрошенный житель России может достоверно назвать историческое событие, которое и положило начало новому празднику в нашей стране. При этом около 40% (опрос от 2015 года) респондентов не смогли назвать не только историческое событие, но и точное название праздника. Вариантов было много: от «дня независимости» до «годовщины революции».


Несмотря на то, что праздник носит название Дня народного единства, за 11 лет с момента своего появления в календаре, днём настоящего единения для россиян он так и не стал. К сожалению. Правда, это вовсе не означает, что в России сегодня вместо народного единства «разброд и шатание».

А не стал праздник полноценно всенародным, возможно, потому, что определённая категория россиян считает выбранную дату попыткой заменить празднование упомянутой выше Октябрьской революции. В этой связи и возникают своеобразные претензии к властям, чаще всего исходящие от старшего поколения граждан нашей страны, которые просто по определению успели привыкнуть к тому, что главный праздник ноября – именно праздник очередной революционной годовщины. На этом же основании в преддверии 4 ноября всякий раз возникает полемика, в ходе которой свою позицию обозначает уже другая категория россиян – те граждане РФ, для которых 7 ноября – как день революции – трагическая дата в истории России. Вторые обвиняют первых в рефлексии по дню, который окончательно похоронил Российскую империю, первые обвиняют вторых в том, что те оправдывают похороны уже Советского Союза. Оправдывают или нет – вопрос отдельный, и попытки на него ответить вторыми в адрес первых приводит к новым идеологическим боданиям, свидетелями которых можно нередко стать и при прочтении комментариев на нашем информационно-аналитическом портале.

В общем, хотели как лучше, получилось... то, что получилось. День народного единства в календаре есть, но о его существовании не все россияне знают, хотя с момента введения даты в праздничный календарь прошло больше десятилетия.

Говоря о празднике народного единства, необходимо отметить, что в 2014 году на сайте публикации петиций была обнародована петиция по поводу перенесения Дня народного единства на 18 марта – на дату, которая стала эпохальной для воссоединения Крыма с Россией.

С одной стороны, эта дата в последнее время действительно стала фактически отправной точкой единства, консолидации общества. Но всё же есть здесь и определённые подводные камни. К Крыму и крымчанам они никоим образом не относятся. Дело в том, что если фривольно обращаться с датами государственных праздников, всякий раз их то перенося, то переименовывая и переиначивая, страна явно не приблизится к большему единству, чем то, которое есть сегодня. Свидетелями всех «прелестей» того, как закреплённые на государственном уровне праздники решили одним росчерком пера отправить в небытие в соседней Украине, мы все сегодня и становимся. А потому – лучше уж предпринимать попытки искать истину относительно целесообразности даты праздника в цивилизованной полемике, нежели переходить на скачки государственного уровня, которые мы и сами переживали в 90-е. Скакать не скакали, но страну, в которой родились, потеряли, и это факт.

Народное единство – по сути, это основа для развития России. Можно сколько угодно говорить о поиске национальной идеи, принятии или непринятии законов о российской нации, но именно в единстве и общественном консенсусе (вне зависимости от этнической и конфессиональной принадлежности) заключается всё то, что даёт возможности для России двигаться вперёд. За всю историю существования Россия успела накопить колоссальный опыт, связанный с тем, как в мире и согласии сосуществуют представители самых разных национальностей. При этом Россия неоднократно сталкивалась с внешними и внутренними попытками определённых сил это единство проверить на прочность. И нередко, как сейчас принято говорить, у «партнёров» и внутренних «друзей России» это получалось. А получалось в те исторические моменты, когда народы, населяющие страну, и даже отдельные группы одного и того же народа, решали, что «есть равные, а есть равнее», что «есть сильные, а есть сильнее», что есть те, кто «кормит за свой счёт всю страну, а страна его недооценивает».

А потому в этот день хотелось бы пожелать всем нам – гражданам Великой страны, включая руководство государства – того, чтобы мы умели слушать и слышать друг друга, сознавать, что есть не только личные, но и общественные интересы, жить и созидать в мире и согласии. Пусть внешних недругов России (а их во все времена всегда хватало) это доводит до истерики, но это уже их проблемы и совсем другая история.

И давайте будет выстраивать единство народов страны не только раз в году.

С праздником, Россия!

Много лет назад великий писатель Салтыков-Щедрин устами одного из своих персонажей обосновал необходимость двух обязательных праздников в России. Первый, отмечаемый по весне, должен был подготавливать народ к грядущим трудностям и лишениям, второй же, осенний, служить напоминанием о перенесенных бедах. И если с ролью первого праздника до поры до времени успешно справлялись на пару масленичные да пасхальные гуляния, предварявшие весеннюю бескормицу и тяжкие сельхозработы, то осенью, несмотря на наличие многих почитаемых церковью дней, такого же всенародного праздника не было.

Предпосылки к появлению осеннего всероссийского празднества появились на Руси на рубеже XVI и XVII веков. Это было так называемое Смутное время, когда пошатнулись сами основы русской государственности. Смерть Ивана IV и пресечение династии послужили причиной глубокого национально-государственного кризиса. Появление многочисленных самозванцев, народные мятежи, иностранная интервенция довели русский народ до того, что никто толком не знал – куда бежать и к кому прислониться. Стране грозил полный распад и разорение.

Как водится, в такой ситуации просто обязан был появиться герой, который возьмется разгрести всю эту кучу проблем. В данном случае героев оказалось двое – первым стал нижегородский торговый староста Кузьма Минин, призвавший организовать народное ополчение и решивший вопрос его материального обеспечения, вторым – местный князь Дмитрий Пожарский, которого убедили это ополчение возглавить. У них всё получилось, и 22 октября 1612 года (по старому стилю) польских интервентов попросили вон из Москвы. Под дулами ополченческих пушек поляки были вынуждены принять настоятельное предложение.

Легенда гласит, что князь Пожарский входил в город с иконой Казанской Божьей матери, она же впоследствии была перенесена в построенный стараниями князя Казанский собор. Но только через 37 лет после знаменательных событий царем Алексеем Михайловичем дата 22 октября была учреждена днем Казанской иконы Божьей Матери, ставшим одновременно и церковным, и государственным праздником России. Он символизировал объединение народа поверх сословных и имущественных барьеров, был важным звеном русского национального самосознания.

Праздник обрел популярность в народе, хотя постепенно его первоначальный смысл и отошел на второй план. Среди рабочего люда, занятого на отхожем промысле, этот день означал завершение строительных работ и расчет с хозяином. Была даже поговорка «На Казанскую мошна у хозяина худеет, а у работника толстеет». Возвращавшихся работников встречали гуляниями, повсюду варили пиво, в предвкушении барышей оживлялись купцы, устраивая торжища и ярмарки. Впрочем, служители культа не давали народу совсем забыть историю этого дня, напоминая о ней во время богослужения. И длилась этакая идиллия до 1917 года…

После отмены новой властью всех пережитков прошлого Казанская сохранилась только как религиозный праздник, нигде не афишируемый и соблюдаемый только верующими, число которых постепенно уменьшалось. Отмечать даты истории проклятого царского времени было не принято, но нужда в празднике на осень никуда не делась. Очень удачно им оказался день Великой Октябрьской революции, и разница-то с прежним составила всего три дня. Возможно, те, кто новый праздник устанавливал, читали уже упоминавшегося Салтыкова-Щедрина и запомнили, что сей день в его трактовке отличался от будней усиленными маршировками. Идея прижилась, и колонны войск на площадях вкупе с демонстрациями слегка хмельных работяг стали неотъемлемым атрибутом 7-го ноября.

Время шло, страна менялась, и к концу XX века упоминать Октябрьскую революцию стало не модно. 7-е ноября переименовали в День примирения и согласия, толком не разъяснив, с кем надо соглашаться и с чем примиряться. Однако в таком виде он просуществовал недолго и в 2005 году был отменен. Было решено вернуться к старому празднику, отмечать который полагалось 4 ноября с учетом 13-тидневной разницы между григорианским и юлианским летоисчислениями. Название ему придумали «День народного единства» и включили в число Дней Воинской славы России.

Народ в России поначалу отнесся к новому старому празднику, что говорится, «никак», восприняв его лишь как попытку замены весьма популярного 7 ноября. Многие были недовольны тем, что при СССР праздновать давали два дня, а теперь один. Впрочем, появившаяся тенденция «пристегивать» к праздникам ближайшие выходные несколько сгладила это недовольство. Тем не менее, социологические опросы 2005-го года показали, что две трети россиян не обрадованы таким переносом и даже затрудняются вспомнить название торжественного дня. Зато праздник приняли «на ура» националистические силы, приурочившие к нему свой всероссийский «Русский марш».

Ситуацию требовалось срочно менять, и были приняты все меры для популяризации Дня народного единства. Основная роль в этом принадлежала работникам масс-медиа, которые в печати и телепрограммах разъясняли населению суть праздника, знакомили с полузабытой историей России. В городах организовывались различные шоу и концерты, проводились крестные ходы, в которых настоятельно рекомендовалось участвовать главам местных администраций. Был снят фильм о событиях тех времен, энтузиасты-реконструкторы устраивали показательные представления, имитирующие сражения Смутного времени. Это дало успех – всего через четыре года уже почти половина (45%) опрошенных знали, в честь чего они сегодня гуляют.

В последние годы праздник стал пользоваться все большей народной любовью. Как и несколько десятков лет назад, в начале ноября города и села расцвечиваются яркими флагами и транспарантами, только колер их сменился. Тысячи человек выходят на улицы, чтобы принять участие в шествиях и демонстрациях под лозунгом «Мы едины». В Кремлевском дворце проводится обязательный торжественный прием, во время которого вручают награды тем, кто приложил усилия для укрепления российской государственности, процветания и развития нашей страны. Ну и повсеместные концерты творческих коллективов - как же без них. Добрая традиция, заложенная четыре века назад, продолжается…

Сегодня мы отмечаем День народного единства. У всех радостное настроение, ведь впереди выходные, однако далеко не каждый знаком с историей появления данного праздника. Собственно, давайте разберемся, а что мы сегодня празднуем?

Все началось с Ивана Грозного, который косвенно породил проблему престолонаследия. Казалось бы, какой еще кризис, когда у него есть сыновья? Самый старший, Иван, являющийся законным наследником престола, погиб еще при правлении своего отца в 1581 году. И смерть его настигла совсем не от руки Ивана Грозного, как это принято считать и соотносить со знаменитой картиной Репина.

Еще в 1963 году было установлено, что в останках Ивана содержится огромное количество отравляющих веществ: мышьяк, свинец, ртуть. Доподлинно неизвестно, откуда появилось такое количество вредных материалов, однако некоторые предполагают, что тогда поголовно употребляли мышьяк и ртуть.

После царевича Ивана на престол взошел второй сын Грозного – Федор «Блаженный». Слабое правление «Блаженного» привело на трон Бориса Годунова, который, собственно говоря, и стал главной причиной смутного времени. Царевичу Дмитрию, третьему сыну Ивана Грозного и законному наследнику престола, выжить не удалось. Многие считают, что именно Годунов, желая остаться у власти, убил его, однако это так и не доказали.

Положение Бориса Годунова на престоле было шатким. Он был умен, хитер и осторожен, однако были те, кто также претендовал на трон. За пределами государства у Годунова было множество врагов, среди которых, в частности, были и поляки, которые нашли весьма необычный способ подорвать позиции нового царя и укрепившегося за долгие века Русского Царства.

Лжедмитрий 1 – засланный казачок поляков, который должен был ослабить государство. Сделали самозванца легитимным, помогли обосноваться на вражеской территории, а там осталось дело за малым. К Лжедмитрию тогда присоединились многие: и проходимцы, и аферисты и адекватные люди, которых наглым образом обманули. Однако удержаться у власти ему не удалось, ведь он не обладал ни политическим, ни военным талантом. Но, не смотря на это, Лжедмитрию удалось фактически уничтожить государство: он растратил казну, полностью разрушил инфраструктуру и экономику многих областей. Естественно, за это и был наказан впоследствии.

Однако таких Лжедмитриев государство повидало немало. Люди устали, однако полякам это не помешало полякам полностью обосноваться в Москве, где они устроили геноцид русского населения. На юге орудовали татары, на севере – шведы. В условиях опасности было организовано первое ополчение Ляпунова, закрепившееся в пригородах Москвы. Но это не помогло, и Ляпунова впоследствии убили. Второе ополчение собрали Минин и Пожарский. Тогда полякам даже выслали подкрепление, но они пали. 1 ноября 1612 года Москва была освобождена, а польские интервенты бежали в Кремль, где в скором времени сдались. В общем-то, именно этот день мы сегодня и отмечаем.

Но это еще не все. После изгнания поляков из Москвы пошли неудачи: русско-шведская война 1610-1617 годов была проиграна, русско-польская 1609-1618 отняла у Руси много земель, но помогла отстоять независимость. Сыграли свою роль и внутренние проблемы, однако не взирая на все это, Русь в конечном итоге вернула назад все утраченное за долгие годы войны, а также ввела в ужас своих врагов.

Спустя годы в России появился новый праздник – День народного единства, как символ окончания смутного времени и демонстрации героизма, сплоченности народа, не смотря на религию и статус в обществе. Праздник пришел к нам только в 2005 году, многие считали, что он не приживется. Однако это могло произойти лишь в том случае, если бы народ не знал историю возникновения данного праздника и его истинное предназначение.

Считают, что мы должны помнить подвиги наших героев, которые ВМЕСТЕ спасли наше государство от гибели. Рассказывайте о празднике своим близким, будьте чуточку добрее и помните, что только сообща, вместе, можно добиться результатов и чего-то стоящего. Взаимопомощь - вот чего нам не всегда хватает в решение каких-либо важных проблем.


Close