Экономика государства развивается во многом за счет реализации финансовыми властями страны денежно-кредитной политики. В чем ее сущность? Какие из ее методов наиболее распространены?

В чем заключается сущность денежно-кредитной политики?

Термин «денежно-кредитная политика» обычно рассматривается в контексте деятельности Центрального банка государства или иной структуры, выполняющей те функции, которые соответствуют ЦБ. В частности, такие как:

Регламентация деятельности субъектов финансовой рынка;

Лицензирование коммерческих банков;

Управление инфляцией;

Реализация валютной политики;

Содействие управлению бюджетным капиталом государства.

Иное наименование рассматриваемого понятия - «монетарная политика». Деятельность ЦБ и аналогичных структур, которые ее проводят, имеет определенные цели. Рассмотрим то, в чем они могут заключаться.

Цели монетарной политики

Ключевые цели денежно-кредитной политики, в целом, соответствуют функциям ЦБ РФ, о которых мы сказали выше. Речь идет о таких целях, как:

Сдерживание чрезмерной инфляции;

Обеспечение социальной защиты граждан;

Управление капитализацией ключевых отраслей экономики;

Оптимизация платежного баланса — но за счет увеличения экспорта.

От чего зависит выбор государством той или иной разновидности монетарной политики? Каким образом определяются приоритетные цели денежно-кредитной политики центрального банка?

Как правило, это зависит от текущего уровня стабильности финансовой системы государства, а также динамики развития экономики страны в целом. Если национальное хозяйство относится к развивающимся, то для ЦБ может быть приемлемо выбирать либеральную стратегию: она, как правило, способствует активизации инвестиций, стимулирует деловую активность в условиях незанятых сегментов рынка.

В случае, если в экономике возникнет цели денежно-кредитной политики государства могут измениться. В этом случае может возникнуть потребность в снижении уровня инфляции. Как мы отметили выше, достижению данной цели способствует консервативная денежно-кредитная политика. Цели ее, таким образом, во многом отражают экономическую ситуацию в государстве. Если национальное хозяйство развивается динамично — монетарная политика может характеризоваться одними признаками, при кризисных тенденциях — иными.

Еще один распространенный критерий классификации денежно-кредитной политики — масштабы. Так, выделяют тотальные и селективные методы регулирования экономики. Рассмотрим их особенности подробнее.

Масштабы денежно-кредитной политики

Прежде всего, стоит отметить, что оба изученных выше типа монетарной политики, консервативная и либеральная, могут быть как тотальными, так и селективными. Разница между рассматриваемыми разновидностями финансовой системой предопределяется, таким образом, масштабами юрисдикции решений, которые принимаются Центробанком.

Так, если ЦБ реализует тотальную монетарную политику, то его распоряжения распространяются на все кредитно-финансовые институты, функционирующие в государстве. Цели, методы денежно-кредитной политики могут быть в данном случае связаны с необходимостью стимулирования развития ключевых секторов в экономике, проведения модернизации банковской инфраструктуры государства.

Селективная структур предполагает распространение юрисдикции решений, принимаемых ЦБ, на ограниченное количество кредитно-финансовых структур. Так, ЦБ, реализуя селективную политику, может:

Устанавливать лимиты по расчетам;

Определять нормы кредитования;

Устанавливать отдельные критерии эффективности работы коммерческих финансовых организаций.

В данном случае целью ЦБ может быть оптимизация конкретных элементов кредитной системы государства, улучшение платежной инфраструктуры, совершенствование стандартов, в соответствии с которыми проводятся различные платежные операции.

На практике цели и задачи кредитно-денежной политики государства, то есть, Центрального банка или аналогичных ему институтов, довольно часто меняются. Это связано с постоянными изменениями в экономических процессах внутри государства и за его пределами, с влиянием социально-политических факторов, технологическим прогрессом. Таким образом, ЦБ может регулярно задействовать все отмеченные типы монетарной политики — причем, в разных сочетаниях и очередности.

Безусловно, в отдельные достаточно длительные периоды государство может выбирать приоритетные методы управления экономическими процессами и в меньшей степени интенсивно задействовать альтернативные им. Но при существенном изменении внешней конъюнктуры, влиянии политических факторов ЦБ может пересмотреть собственные подходы к реализации монетарной политики.

Полезно будет теперь рассмотреть конкретные инструменты, посредством которых Центробанк регулирует экономические процессы в стране.

Инструменты монетарной политики государства

Современные экономисты выделяют следующий перечень основных инструментов, о которых идет речь:

Установление норм по резервам коммерческих банков;

Участие ЦБ в сделках на фондовых биржах;

Установление ключевой ставки;

Регламентация деятельности коммерческих кредитных организаций.

Изучим их подробнее.

Резервные требования для коммерческих банков

Первый инструмент из перечня, рассмотренного выше, рассматривается как один из ключевых, поскольку позволяет Центробанку оказать значительное влияние на соотношение спроса и предложения капитала в экономике государства. Дело в том, что объем собственных резервов коммерческого кредитно-финансового учреждения напрямую определяет возможности банка, выступающего субъектом кредитования. Если требования, установленные ЦБ для соответствующего ресурса, высоки, то активность банков в соответствующем сегменте финансового рынка снижается. Как следствие — уменьшается капитализация экономики в части реального сектора, однако, может повыситься с точки зрения капиталоемкости финансовой сферы, депозитов граждан.

Ужесточение требований к резервам коммерческих банков может способствовать снижению инфляции и достижению иных требующих консервативного подхода целей денежно-кредитной политики. Является ли рассматриваемый инструмент эффективным с точки зрения решения стратегических задач в экономике?

В среде экспертов мнения на этот счет разные. Некоторые аналитики считают, что изменение нормативов в части резервных требований должно быть временной мерой, другие полагают, что ЦБ РФ следует регулярно задействовать соответствующий инструмент — особенно часто в условиях кризиса и неопределенности различных процессов в национальном хозяйстве.

Участие ЦБ в операциях на фондовых биржах

Следующий распространенный инструмент монетарной политики ЦБ — регулирование сделок на фондовых биржах. Соответствующие финансовые учреждения являются площадками для открытых торгов. В том числе и тех, что предполагают сделки по купле-продаже ценных бумаг, эмитируемых государством, а также крупнейшими предприятиями, которые осуществляют деятельность в стране.

ЦБ в данном случае может быть активным игроком рынка, покупая или продавая те или иные виды ценных бумаг. Как правило, Центробанк участвует в сделках, отражающих оборот государственных облигаций. В случае, если он их покупает, это свидетельствует о том, что реализуемая им денежно-кредитная политика цели преследует те, что характеризуют либеральный подход к регулированию экономики. То есть, государство или крупнейшие компании, получив капитал от ЦБ, могут направить его на инвестирование в новые проекты (бюджетные, коммерческие), осуществить стимулирование развития тех или иных отраслей.

В свою очередь, продажа ценных бумаг может свидетельствовать о том, что цели денежно-кредитной политики ЦБ связаны с реализацией консервативного подхода к управлению экономическими процессами — поскольку в этом случае капитализация рынка снижается.

Установление ключевой ставки

Следующий инструмент ЦБ — установление ключевой ставки. Данный показатель, как мы отметили выше, предопределяет условия кредитования на рынке в целом.

Так, высокая ключевая может говорить о том, что цели денежно-кредитной политики Банка России — снижение динамики капитализации отдельных отраслей экономики за счет заемных средств, а также уменьшение инфляции. Вместе с тем, высокая ключевая ставка Центробанка, как правило, стимулирует привлечение денежных средств граждан в банки в виде вкладов — под высокий процент. В результате растет капитализация, в свою очередь, кредитно-финансовой организации.

Регламентация финансовых операций коммерческих банков

Еще одно важнейшее направление монетарной политики государства — регламентация, установление стандартов работы коммерческих банков. Оно осуществляется в связи с тем, что финансовым властям необходимо обеспечивать стабильность функционирования банковской системы как одного из ключевых ресурсов для реализации монетарной политики.

Коммерческие кредитные учреждения играют роль важнейших финансовых институтов государства. Они должны обладать устойчивой инфраструктурой и осуществлять деятельность в соответствии со строгими регламентами — так, чтобы их клиенты, граждане, предприятия и бюджетные структуры, имели возможность пользоваться защищенными и доступными услугами. Основные цели денежно-кредитной политики государства также предполагают самое активное задействование данной инфраструктуры. Задача ЦБ — обеспечить эффективное правовое регулирование ее выстраивания и модернизации.

Денежно-кредитная политика Банка России: основные приоритеты

Полезно будет рассмотреть то, каких приоритетов придерживается российский ЦБ в монетарной политике. Выше мы отметили, что Центробанк как главное кредитно-финансовое учреждение государства выбирает тот или иной подход в управлении экономическими процессами исходя из положения дел в национальном хозяйстве, реальных факторов, влияющих на развитие экономики. Соответствующий принцип характеризует и российский ЦБ.

Данная кредитная организация, как показывает практика, реализует преимущественно консервативные стратегии в периоды рецессии и либеральные — при росте экономики государства. Так, в кризис 2008-2009 годов ключевая ставка ЦБ РФ была существенно увеличена: это замедлило рынок кредитования, существенно сократило капитализацию в экономике но, вместе с тем, во многом позволило сохранить инфляцию на приемлемом уровне. После преодоления кризиса ключевая ставка снизилась: ЦБ перешел к либеральной политике управления экономическими процессами.

По причине падения цен на нефть и осложнения международных отношений России в экономике РФ в 2015 году вновь наступила рецессия. ЦБ повысил ключевую ставку и продолжает держать ее на достаточно высоком уровне. Уровень инфляции — если рассматривать его как основной критерий эффективности монетарной политики, как показывают статистические данные, находится в РФ на приемлемом уровне.

Опять же, отметим, что в среде экономистов есть разные оценки подходов ЦБ РФ к регулированию экономики: есть точка зрения, что ключевую ставку нужно снижать и стимулировать кредитование, как следствие — повышать уровень капитализации различных отраслей национального хозяйства.

Резюме

Итак, мы рассмотрели сущность, основные цели и инструменты денежно-кредитной политики государства, которая также именуется монетарной. Главный ее субъект — Центральный банк. В его ведении — регулирование инфляции, платежного баланса, ключевой ставки, регламентация деятельности коммерческих финансовых учреждений, которые также играют важнейшую роль в реализации монетарной политики государства. В зависимости от экономической ситуации внутри страны, за ее пределами, влияния социально-политических факторов ЦБ может выбирать ту или иную монетарную стратегию, а также конкретные инструменты для ее реализации. В общем случае они отражают один из 2 подходов: консервативный — предполагающий сокращение капитализации экономики или ключевых ее отраслей, или же либеральный — характеризующийся стремлением ЦБ стимулировать активный обмен капиталами участников рынка.

При необходимости один подход может сменять другой. Например, при появлении факторов, способствующих экономической рецессии, цели денежно-кредитной политики России, как правило, отражают стремление финансовых властей к сокращению объемов капитализации экономики. Это выглядит как увеличение Центробанком ключевой ставки, в ряде случаев — изменение требований к резервам коммерческих кредитных учреждений. Но как только экономическая ситуация в государстве стабилизируется — ЦБ, как правило, снижает ключевую ставку.

Монетарная (денежно-кредитная) политика - совокупность экономических мероприятий, с помощью которых регулируются денежно-кредитные процессы страны с целью стабилизации экономики (поэтому наряду с фискальной (бюджетно-налоговой политикой является разновидностью стабилизационной (антициклической) политики). Она направлена на сглаживание циклических колебаний экономики и используется для воздействия на экономику, прежде всего, в краткосрочном периоде .

Основные цели монетарной политики следующие :

1. Обеспечение стабильного уровня совокупного выпуска (ВВП);

2. Обеспечение полной занятости ресурсов;

3. Обеспечение стабильного уровня цен;

4. Обеспечение равновесия платежного баланса.

Объектом регулирования выступает денежный рынок и прежде всего денежная масса . Монетарную политику определяет и осуществляет центральный банк государства (субъект регулирования) .

Цели и инструменты, которыми государство осуществляет денежное предложение и регулирование денежной массы, составляет содержание денежно-кредитной политики.

Основными задачами монетарной политики являются :

1. Обеспечение устойчивости национальной валюты в целях эффективного осуществления платежей и расчетов.

2. Выработка правил денежного обращения, их регулирование и контроль за их выполнением.

3. Воздействие на экономическую конъюнктуру путем изменения находящихся в обращении денег.

В рамках кредитно-денежной политики применяются методы прямого и косвенного регулирования кредитно-денежной сферы. Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив центрального банка. Косвенные методы регулирования кредитно-денежной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов и помощью рыночных механизмов.

В мировой практике центральные банки используют следующие инструменты монетарной политики :

1. Изменение норм обязательных резервов коммерческих банков - в соответствии с этой нормой рассчитывается денежная сумма, которую коммерческий банк не имеет права давать взаймы и обязан держать на своем счете в центральном банке. Обязательные резервы выполняют функцию страхования вкладов, - т.е. обеспечивают коммерческим банкам достаточную ликвидность и предотвращают неплатежеспособность их в случае массового изъятия депозитов.

Механизм действия этого инструмента кредитно-денежной политики заключается в следующем :

При повышении нормы обязательных резервов происходит сокращение свободных резервов банков, которые могли бы использоваться при проведении кредитных операций, т.е. уменьшение денежного предложения;

Если есть необходимость увеличить предложение денег, Центральный банк снижает норму обязательных резервов.


Необходимо отметить, что изменение нормы обязательных резервов обладает мощным потенциалом, но на практике этим механизмом пользуются осторожно, так как даже незначительное изменение резервной нормы способно вызвать значительные изменения в кредитной политике коммерческих банков.

2. Изменение учетной ставки процента (по которой центральный банк предоставляет кредит коммерческим банкам). Суть учетной политики состоит в том, что центральный банк устанавливает определенный процент, называемый учетной ставкой или ставкой рефинансирования за предоставление ссуды коммерческому банку для пополнения резервов. Используя этот инструмент кредитно-денежной политики, центральный банк может активно влиять на увеличение или уменьшение количества денег в обращении. Так, при уменьшении процентной ставки коммерческие банки могут увеличивать свои резервы и тем самым расширять предложение денег. И наоборот, увеличение учетной ставки приводит к сокращению банковских резервов, а следовательно, и к уменьшению денежного предложения. Центральный банк старается проводить устойчивую и предсказуемую учетную политику. При проведении учетной политики центральный банк исходит из задач стабилизации экономического развития страны, поэтому в период экономического спада он создает условия для расширения предложения денег, а в период «перегрева» экономической конъюнктуры, наоборот, сдерживает рост денежной массы.

3. Операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами . Политика открытого рынка является основным инструментом денежно-кредитной политики развитых стран мира. Целью этой политики является оперативное изменение денежной массы посредством купли-продажи ценных бумаг. Операции на открытом рынке проводятся центральным банком совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений. Так, например, если на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы, то центральный банк начинает активно продавать государственные ценные бумаги, чаще всего облигации, банкам или населению. Скупка ценных бумаг приводит, в конечном счете, к сокращению банковских резервов, а, следовательно, и к уменьшению предложения денег. При этом процентная ставка растет. Когда на денежном рынке наблюдается недостаток денежных средств, центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения. Это достигается путем скупки центральным банком государственных ценных бумаг у банков и населения по выгодному для них курсу. Такая операция приводит, в конечном счете, к увеличению банковских резервов. При этом процентная ставка снижается.

Таким образом, центральный банк может проводить стимулирующую или сдерживающую политику работы коммерческих банков и кредитно-денежной сферы.

Денежно-кредитная политика государства

Политика любого государства требует постоянного контроля за финансовыми оборотами и своевременным выявлением наличия финансовых трудностей. Это позволяет поддерживать стабильность экономики и жизни. Основной сферой, за которой ведется особо пристальное наблюдение, является финансовая сфера. Для мониторинга разработана денежно-кредитная политика (ДКП).

Она позволяет воздействовать на объем наличности в обороте для поддержания ценовой стабильности, обеспечения занятости граждан и подъема национального производства. ДКП призвана в первую очередь создавать условия для укрепления курса нацвалюты и достижения устойчивого платежного баланса государства.

Что такое денежно-кредитная политика государства?

Это часть экономической политики страны, основная цель которой заключается в стабилизации экономического роста и благосостояния. Рычагами регулирования являются предложение и спрос на финансовом рынке, резервы банков, курс валют, процентные ставки. На разных этапах экономического цикла применяются разные мероприятия ДКП.
В условиях оживления экономики с целью избежания переизбытка товаров государство может ограничивать объем кредитных операций, повышать ставки, сдерживать рост массы денег в обращении. В кризисном цикле, наоборот, начинается стимулирование экономики: снижаются проценты по кредитам, вводятся льготные условия кредитования с целью увеличить товарооборот.

ДКП определяет государство, а ее проводником является ЦБ. Именно он имеющимися инструментами воздействует на объем денег в обращении. В основном здесь используются механизмы воздействия на ставки по вкладам и по кредитам. Почти все инструменты воздействия применяются в комплексе, усиливая эффект друг друга.

Методы воздействия денежно-кредитной политики.

Выделяют три основных метода:

  • Смена нормы обязательных резервов. При увеличении этого показателя кредитные ресурсы банков начинают уменьшаться, что ведет за собой снижение объема заемных средств в обороте. Резервы всех банков хранятся в виде беспроцентных депозитов на счетах ЦБ.
  • Смена учетной ставки. Если учетная ставка снижается, то это ведет к удешевлению кредита и способствует росту кредитной массы в обращении. Люди начинают активно кредитоваться. Учетная ставка связана с ликвидностью государственных ценных бумаг. Повышение УС способствует увеличению доходности госбумаг.
  • Операции на мировом рынке. Чаще всего ЦБ проводит операции РЕПО, когда он продает ценные бумаги с обязательством обратного выкупа по более высокой цене.

Жесткая ДКП заключается в поддержании определенной денежной массы в обороте, а гибкая направлена на поддержание процентных ставок.

Таким образом, ДКП привязана к экономической политике и является ее неотъемлемой частью. Она учитывает взаимосвязь значимых экономических составляющих и способствует росту благосостояния государства. Эффективность ДКП полностью зависит от квалификации руководителей страны, ветвей власти и грамотности ЦБ.

Кем определяется ДКП страны?

Российская ДКП регламентируется ФЗ №86 от 27.06.2002 г. «О ЦБ». Каждый год Центробанк до внесения бюджетного проекта подготавливает документ о направлениях ДКП. По мере рассмотрения проект может корректироваться и дополняться. Финальный вариант должен быть подготовлен до 1 декабря текущего года. В проекте отражаются концепции основ ДКП, описание состояния экономики страны, результаты прошлого периода, прогноз развития событий на следующий год. В расчеты закладываются цены на нефть, объем экспортных товаров, инфляция, размер денежной массы в обороте, сумма ЗВР и др.

В своем проекте Центробанк должен четко указать план будущих мероприятий для стабилизации экономики и исполнения эффективной ДКП. Согласно последнему проекту, основные направления работы ЦБ связаны с выходом на устойчивый рост, преодолением последствий мировой кризиса, снижением инфляции, сокращением влияния на курс нацвалюты, но при этом ее волантильность должна оставаться подконтрольной ЦБ.

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической теории на тему:

Кредитно-денежная политика.

Кутейникова Дарья Сергеевна

Группа:вечер

Факультет Бухгалтерский учет

№09УББ01436

Преподаватель: Зеленков О.И.

Калуга - 2010

Введение 3

    Цели, объекты и субъекты кредитно – денежной политике государства. 4

    Методы и инструменты кредитно – денежной политики государства. 11

    Особенности кредитно – денежной политики ЦБ РФ на современном этапе. 17

Практикум 22

Заключение 23

Литература 25

Введение

В данной работе дается определение кредитно-денежной политики, описываются цели, задачи, функции и используемые инструменты.

Денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели, но на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.
Также денежно-кредитная политика - очень мощный, а потому чрезвычайно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. Центральный эмиссионный банк государства выступает в качестве проводника денежно-кредитной политики. Без правильной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. Сегодня в России рациональная денежно-кредитная политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать курсовые соотношения валютного курса, на экономически обоснованном уровне, стимулируя развитие ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств, существенно пополнить валютные резервы страны.
Тема, выбранная мною, актуальна, что подтверждается изданием множества изданий и публикаций в периодической печати, решением этого вопроса в телевизионном эфире. Но, это вовсе не означает, что денежно-кредитная политика – окончательно исследованная и разработанная система. Целью данной курсовой работы, является исследование процесса формирования и реализации денежно-кредитной политики в России на данном этапе развития.

1.Цели,объекты и субъекты кредитно – денежной политики государства.

Денежно-кредитная политика - действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.

Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. В общем денежно-кредитная политика ориентируется на конкретные цели, которые включают в себя: тактические цели, достижимые путем проведения каждодневных последовательных операций на открытом рынке ценных бумаг, и промежуточные цели, регулирующие значения ключевых переменных в экономической системе на годичных временных интервалах.

Проводником денежно-кредитной политики является Центральный Банк (ЦБ). Центральные банки – это банки, осуществляющие выпуск банкнот и являющиеся центрами кредитной системы. Он выполняет целевые установки правительства, но в то же время не является правительственным институтом. ЦБ имеет определенную степень самостоятельности. Такие права даны ему на основе принципа разделения власти. Центральный банк, осуществляя денежно-кредитную политику, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.

Основной функцией центральных банков первоначально было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее время эта функция ушла на второй план. Хотя не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся оставшаяся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.

Государство с помощью денежно-кредитного регулирования стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

Иными словами, цель денежной политики состоит в том, чтобы исключить избыток, либо дефицит денежной массы с точки зрения потребностей экономики. Целью кредитной политики является регулирование доступности кредита исходя из задач стабильного экономического роста. В целом, насущным требованием цивилизованной экономики является выработка единой политики экономического регулирования. Вырабатываемые решения в рамках какого-либо из подвидов монетарной политики (денежно-кредитной, валютной, ценовой и т.д.) сильно влияют друг на друга. Неправильно разрабатываемое решение способно свести к нулю все остальные мероприятия.

Цели кредитно-денежной политики :

    Экономические цели. После длительного периода экономического роста и полной занятости цели государства в области экономики имеют скорее защитный характер и направлены на поддержание экономической активности и сокращение безработицы.

Это предполагает крупные капиталовложения на переоборудование
промышленных и сельскохозяйственных предприятий и создание
производственных структур, чтобы уменьшить зависимость страны в сфере энергетики, повысить производительность труда на предприятиях, удовлетворить нужды населения в целом, а также обеспечить подготовку специалистов (инженеров, техников) и наладить разработки научно-технических исследований. Необходимость подчинения эмиссии платежных средств экономическим целям ставит проблему согласованности всех мер, принимаемых государственными органами. Поэтому кредитная политика должна быть составной частью общей экономической политики. В этом отношении особую важность представляют собой два явления, наблюдающиеся в настоящее время в развитых странах. Во-первых, это значительное вмешательство государства в экономическую деятельность. Во-вторых, реализация номиналистической концепции денег, которая позволила снять ограничения эмиссии платежных средств, свойственные золотому стандарту.
Кредиты должны направляться прежде всего в те отрасли экономики,
динамизм которых представляется наиболее необходимым для гармоничного развития экономики в целом.

2. Монетарные цели контроля над кредитом. Цель государственных органов в области денежной политики можно сформулировать кратко: экономический рост без инфляции. Важно, чтобы ресурсы, используемые для развития экономики, были застрахованы от потерь; в частности, кредитование с целью увеличения богатства не должно повлечь за собой повышение цен или истощение валютных ресурсов. Здесь проявляется сдерживающая роль внутреннего и внешнего аспектов кредитной политики. Стабильность внутренних цен необходима для нормального функционирования экономики. Общее понижение цен повлекло бы за собой замедление темпов производства и тем самым препятствовало бы экономическому развитию; общее повышение цен таит в себе известные социальные и экономические опасности, оно не только подрывает или ослабляет стремление к накоплению денег и делает неэффективными предпринимаемые усилия, приводя к неоправданному обогащению некоторых слоев населения, оно также ухудшает условия капиталовложений
и снижает их рентабельность. Стабилизация не может быть абсолютной и не исключает изменений в соотношении цен. В определенных случаях могут и должны допускаться изменения, чтобы, например, создать благоприятные условия для приспособления производства к спросу потребителей или к техническим новшествам. Для нормального функционирования экономики требуется также стабильность международных финансовых отношений, которая позволяет поддерживать валютные резервы на удовлетворительном уровне. Такая стабильность позволяет бороться с безработицей и поддерживать высокий уровень жизни населения, поскольку именно от нее зависит регулярность импорта сырья и энергоносителей, необходимых для народного хозяйства.

3. Согласование целей экономической и денежной политики .

Если проследить эволюцию денежной системы на протяжении последних сорока лет, то мы будем вынуждены констатировать, что энергичные меры, которые принимали некоторые правительства для стабилизации денежной системы, не всегда были эффективны. Иногда подобная денежная политика вызывала замедление экономического развития, в частности в Великобритании после двух мировых войн, неоднократно в Бельгии в 1948-1959 гг., во Франции в 1930-1936 гг., а в последние годы иногда в течение непродолжительного времени. В других случаях экономический рост сопровождался обесценением денег; в Великобритании и Франции это явление неоднократно наблюдалось после второй мировой войны. Выработка эффективной денежно-кредитной политики невозможна без знания реальных потребностей экономики. Она представляет собой не только реализацию мероприятий по поддержанию ликвидности банковской системы, но и является важнейшим инструментом государственного регулирования реального сектора. Любые усовершенствования в данной сфере должны осуществляться исходя из данного принципа и не вступать в противоречие с другими составляющими государственной системы регулирования экономики. Денежно-кредитная политика призвана непосредственно влиять на ликвидность банковской системы, и, значит, на деловую активность. Денежно-кредитная политика строится на принципах компенсационного регулирования. Когда перед центральным банком стоит задача стимулировать экономическую активность, он увеличивает объем денежной массы в обращении, что в свою очередь увеличивает кредитные возможности коммерческих банков. Центральный банк проводит политику дорогих денег (рестриктивную), когда необходимо ограничить экономическую активность.

Недостатки и проблемы.

Влияние инвестиций . Это действие кредитно-денежной политики, которое может осложниться и даже временно затормозиться в результате неблагоприятных изменений расположения кривой спроса на инвестиции. Например, политика сужения кредитоспособности банков, направленная на повышение процентных ставок, может оказать слабое влияние на инвестиционные расходы, если одновременно спрос на инвестиции, вследствие делового оптимизма, технологического прогресса или ожидания в будущем более высоких цен на капитал растет. В таких условиях для эффективного сокращения совокупных расходов кредитно-денежная политика должна поднять процентные ставки чрезвычайно высоко. И наоборот, серьезный спад может подорвать доверие к предпринимательству, и тем самым свести на нет всю политику дешевых денег.

Циклическая асимметрия . Если проводить политику дорогих денег, то будет достигнута такая точка, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов, что означает ограничение предложения денег. В то время как политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, т.е. возможность предоставлять ссуды, однако она не в состоянии гарантировать, что последние действительно выдадут ссуды и предложения денег увеличиться. Население тоже может сорвать намерения Центрального банка. Деньги, направленные на покупку у населения облигаций, могут использоваться населением для погашения уже имеющихся ссуд. Эта циклическая асимметрия является серьезной помехой кредитно-денежной политики лишь во время глубокой депрессии. В нормальные периоды повышение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и тем самым к увеличению денежного предложения.

Изменение скорости обращения денег . С точки зрения денежного обращения общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. В связи с этим некоторые кейнсианцы считают, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, чем ликвидирует изменения в последнем, вызванные кредитно-денежной политикой. Иначе говоря, во время инфляции, когда предложение денег ограничивается политикой Центробанка, скорость обращения денег склонно к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, скорость обращения вероятно упадет.

Итак, кредитно-денежная политика, проводимая центральным банком как орудие государственного регулирования экономики, имеет как слабые,так и сильные стороны. К числу последних, относят дилемму целей кредитной политики, возникающую вследствие невозможности для руководящих учреждений стабилизировать одновременно и денежное предложение, и процентную ставку. Исходя из первого вопроса, можно сделать вывод, что правильное применение указанных рычагов для улучшения экономической ситуации в стране реально лишь при точном планировании и прогнозировании влияния кредитной политики Центробанка на деловую внутригосударственную активность.

Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

Виды Монетарных политик

  • Жесткая — направлена на поддержание определенного размера денежной массы.
  • Гибкая — направлена на регулирование процентной ставки.

Различают два вида монетарной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую. Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются: 1) снижение нормы резервных требований 2) снижение учетной ставки процента 3) покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся: 1)повышение нормы резервных требований 2) повышение учетной ставки процента 3) продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

Методы денежно-кредитной политики — совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

  • Прямые методы — административные меры в форме различных директив Центрального Банка касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги — это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.
  • Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.

Так же различают общие и селективные методы:

  • Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.
  • Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

Операции на открытых рынках.

Продажа (покупка) ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческими банками уменьшает (увеличивает) резервы банков, а следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью. Изменение минимальной резервной нормы. Увеличение резервной нормы центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка расширять денежную массу путем кредитования снижается. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.

Изменение учетной ставки.

Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.

Политика дешёвых денег

Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

Политика дорогих денег

Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка.

Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это - кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.

Первым орудием денежно-кредитной политики центрального банка является учетная политика. Учетная ставка (ставка рефинансирования) - ставка процента за кредит, предоставляемый центральным банком коммерческим банкам. Учетно-процентная (дисконтная) политика состоит в регулировании размеров процентной ставки (дисконта), по которой коммерческие банки могут заимствовать средства у центрального банка под определенный залог (например, в виде принадлежащих им ценных бумаг). Назначая единую учетную ставку, центральный банк тем самым определяет низшую границу учетной ставки коммерческих банков (комиссионный процент которых превышает учетную ставку центрального банка, как правило, на 0,5 - 2%).

Так, если произошел экономический спад, и наступила депрессия, то учетная ставка сокращается. Тем самым коммерческие банки поощряются к приобретению дополнительных кредитов и наращиванию денежного предложения. Тем самым стимулируются совокупные расходы. И наоборот, если на гребне подъема ускоряются темпы инфляции, то центральный банк поднимает размер дисконта.

Последнее мероприятие, в свою очередь, порождает 3 эффекта:

  1. некоторым банкам дорогой государственный кредит становится недоступным, что сокращает скорость нарастания денежной массы в обращении;
  2. если коммерческий банк все же берет подорожавший кредит, то он вынуждается повышать эффективность своих операций, кредитовать только наиболее эффективные проекты;
  3. коммерческие банки стремятся перекладывать дорогой государственный кредит на плечи своих клиентов - повышается ставка процента за кредит и у коммерческих банков - сокращение спроса на деньги.

Торможение инфляционных процессов как позитивный результат осуществленных мероприятий имеет, однако, и негативные эффекты на товарных рынках, а также в сфере производства. Чем дороже кредит, тем ниже склонность к инвестированию, тем труднее финансировать капиталовложения, тем медленнее развивается народное хозяйство. Поэтому для того, чтобы борьба с инфляцией не приводила к подавлению инвестиционного процесса, государству необходимо заранее позаботиться о компенсации подобных негативных эффектов, своевременно включив соответствующие амортизаторы: сокращение ставки налога на прибыль, предоставление специального кредита для уплаты налога (налогового кредита) и т.п.

Второе орудие центрального банка - регулирование банковских резервов. Обязательные резервы - это минимальная норма вкладов (депозитов) коммерческих банков и других финансово-кредитных институтов в центральном банке. Соответствующую данной норме денежную сумму коммерческий банк не имеет права давать взаймы и обязан держать на своем счете в центральном банке. Такие вклады коммерческих банков, с одной стороны, выступают средством защиты интересов вкладчиков (на случай банкротства банка), а с другой - значительно облегчают систему безналичных межбанковских расчетов (клиринг). Предположим, клиент А коммерческого банка Х хочет перевести 1000 $ клиенту Б коммерческого банка Y. Для этого банк Х уменьшает размер своего резервного фонда в центральном банке на 1000 $, а резервный фонд банка Y в центральном банке на 1000 $ увеличивается.

Так, в условиях инфляции центральный банк увеличивает норму обязательных резервов. Тем самым ограничиваются возможности коммерческих банков предоставлять ссуды своим клиентам. И, наоборот, при дефляции, когда необходимо увеличить количество денег в обращении, минимальная норма сокращается. При этом коммерческие банки, разморозив часть своих средств, превращают их в кредиты.

При длительном использовании нормы обязательных резервов денежная эмиссия постепенно утрачивает экономическое значение: чем дольше применяется этот способ регулирования, тем больше объем ресурсов коммерческих банков, зарезервированный в центральном банке и тем меньше смысла в печатании новых денег и выпуске их в обращение. Для того, чтобы увеличить (уменьшить) денежную массу, центральному банку достаточно просто уменьшить (увеличить) норму резервов, а эмиссия становится лишь техническим мероприятием, предназначенным для замены износившихся денежных знаков.

Норма обязательных резервов зависит от видов вкладов (срочный, бессрочный), от их величины, от географических (расположение банка в крупном или мелком городе) и институциональных (вид кредитного учреждения) различий. В настоящее время в развитых странах наблюдается тенденция к стиранию географических и институциональных различий в нормативах резервирования. В США регулирование минимальной нормы обязательных резервов проводится с 1933 г., а в 1980 г. был принят закон, по которому резервные требования Федеральной резервной системы были распространены на все депозитные институты страны (ранее им подчинялись лишь коммерческие банки - члены ФРС).

Третьим важнейшим инструментом денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке (преимущественно на рынке ценных бумаг). Политика открытого рынка выражается, прежде всего, в выпуске, продаже и погашении центральным банком долговых обязательств федерального правительства и местных органов власти коммерческим банкам, населению. Иначе говоря, центральный банк в целях регулирования денежной массы ведет куплю-продажу государственного долга. Так, если появляется необходимость увеличения количества денег в обращении, то осуществляется скупка государственных долговых обязательств: владельцы облигаций государственного займа, купившие их, скажем, за 50 руб., продают их центральному банку за 55 руб. При этом деньги за облигацию немедленно попадают в обращение. Например, когда во второй половине 80-х гг. в экономике США наметился длительный подъем, Федеральная резервная система поддержала его массированными закупками государственных облигаций на рынке ценных бумаг. В то время, как масштабы продаж государственных облигаций в этот период составляли лишь 2-4 млрд. дол. в год, их ежегодные закупки составляли 20- 30 млрд. дол. Ставшее результатом данных действий ФРС увеличение предложения денег привело к уменьшению процентной ставки, а также к повышению курса акций, которое тоже стимулировало инвестиционную активность фирм.

Операции на открытом рынке наиболее широко практикуются центральными банками тех стран, где существует емкий рынок государственных облигаций (США, Великобритания, Канада и др.). В российской же экономике сколько-нибудь масштабные операции на открытом рынке до последнего времени отсутствовали (лишь во второй половине 90-х гг. резко расширялся - вплоть до августа 1998 г. - объем операций с ГКО). Неразвитость рынка ценных бумаг в нашей стране не позволяла центральному банку проводить результативную рестриктивную денежно-кредитную политику. В этих условиях доля займов у предприятий и населения в погашении дефицита бюджета оказывалась ничтожной. Дефицит финансировался в основном за счет кредитов центрального банка, т.е. путем выпуска в обращение новых денег. Но за период 1995-98 гг. (до августовского кризиса) масштабы купли-продажи государственных ценных бумаг возросли столь стремительно, что в российской экономике стал интенсивно проявляться эффект вытеснения.

Таким образом, если экономика столкнулась с безработицей и понижением цен, то необходимо увеличение предложения денег для стимулирования совокупных расходов. Для этого используются покупка ценных бумаг центральным банком на открытом рынке, сокращение резервной нормы, сокращение учетной ставки. В этом проявляется политика дешевых денег, цель которой - сделать кредит дешевым и доступным.

Если же излишние совокупные расходы толкают экономику к инфляционной спирали, то реализуется обратная политика дорогих денег. Активно продавая государственные ценные бумаги на открытом рынке населению и резко расширяя их предложение, центральный банк тем самым понижает (например, до 45 рублей) их рыночную цену, что тождественно повышению процентной ставки, доходности ценных бумаг, привлекающей их потенциальных покупателей. Население и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что неминуемо сокращает денежную массу в обращении.

Первый и второй инструменты денежно-кредитной политики включают механизмы косвенного воздействия, в них участвуют и центральный банк, и другие элементы банковской системы. Используя же третий инструмент, центральный банк уже прямо, непосредственно влияет на денежную массу. Поэтому операции на открытом рынке являются наиболее быстродействующим средством регулирования денежной массы. Резервная же норма и учетная ставка носят скорее стратегический, чем тактический характер. Они имеют не только важное практическое значение, но и дают своеобразный информационный эффект, заключающийся в том, что коммерческие структуры получают информацию о содержании и направлениях денежно-кредитной политики, рассчитанной на относительно длительную перспективу.

Все три перечисленных выше инструмента не разрушают денежный рынок, при их использовании не происходит превышение допустимых пределов вмешательства государства в рыночную экономику: коммерческие банки вольны брать или не брать взаймы в центральном банке при повышении процентной ставки; владельца сбережений никто не заставляет продавать (покупать) государственные облигации центральному банку.

Центральный банк способен эффективно использовать данные инструменты лишь в случае независимости от исполнительной власти и подчинения одному только закону. Правительству никогда не хватает денег, и если ему будет подвластен центральный банк, останется лишь найти повод для эмиссии денег (бюджетный дефицит, возникший по "объективным" причинам - типа войны в Чечне). В нашей стране еще недавно не требовалось даже искать удобного предлога для эмиссии: для получения денег из Госбанка достаточно было простого распоряжения правительства. В результате центральный банк превращался в придаток Министерства финансов, а денежно-кредитная политика становилась не заслоном на пути инфляционного процесса, а, наоборот, фактором его дальнейшего нарастания. По нынешней российской Конституции ЦБ подотчетен парламенту и независим от исполнительной государственной власти.

Безусловно, центральный банк не должен держаться в стороне от бюджетных проблем: роль безучастного наблюдателя ему не к лицу. Ведь правительство ничем не хуже коммерческого банка и вправе рассчитывать на кредиты. Но: а) в порядке общей очереди; б) с возвратом; в) под процент.

Определяя условия кредитования, центральный банк должен руководствоваться как пожеланиями правительства, так и обязанностью проводить неинфляционную денежную стратегию.

Кейнсианцы считают главным регулирующим денежную массу инструментом учетную ставку. Однако в современных условиях таковым, скорее всего, следует признать операции на открытом рынке. Ставка рефинансирования менее значима, т.к. количество денежных средств, получаемых коммерческими банками у центрального банка обычно невелико (таким способом обычно приобретаются 2-3% кредитных ресурсов). К тому же нередко именно операции на открытом рынке побуждают коммерческие банки брать ссуды в центральном банке: интенсивная продажа облигаций центральным банком может натолкнуться на нехватку средств у коммерческих банков для их покупки.

Механизм учетно-процентной ставки исправно действовал в начале ХХ века, но затем центральные банки натолкнулись на противодействие банковских монополий, которые устанавливали процентные ставки по сговору, а не под влиянием рыночной стихии. В результате, например, когда центральный банк понижал учетную ставку, коммерческие банки свои рыночные ставки не сокращали, и, как следствие, спад в экономике продолжался. На эффективность дисконтной политики повлияла и интернационализация хозяйственной жизни: понижение процентной ставки центральным банком могло спровоцировать отток капитала из страны.

В России же ставка рефинансирования, особенно на первых этапах рыночных преобразований являлась важным инструментом денежно-кредитной политики (да и сегодня в связи с крахом пирамиды ГКО ее роль весьма велика). Например, в конце 1993 г. она составляла 210%. Коммерческие банки, ориентированные на нее, предоставляли кредиты клиентам под 240-250% (обычно на срок не более 3 месяцев с ежемесячным обслуживанием долга). Следовательно, каждый месяц клиент отдавал банку 20% взятой суммы. Банк реинвестировал полученные деньги в новые кредиты. Доход, оцениваемый по формуле сложных процентов (1,2 в двенадцатой степени = = 8,9) составлял 790% годовых, что соответствовало почти 9-кратному росту капитала и было близким к годовому темпу инфляции.

Меньшая роль изменений резервных требований обусловлена тем, что находящиеся в резерве деньги не приносят процента, а потому более высокие резервные требования негативно сказываются на прибыли банков. Результатом становится явное или скрытое стремление последних выйти из подчинения центрального банка, что ослабляет регулирующий потенциал денежно-кредитной политики.

Первостепенная роль операций на открытом рынке обусловлена тем, что данный инструмент обладает преимуществом масштабности и гибкости: государственные ценные бумаги можно продавать и покупать быстро и в значительных количествах. Так, в США банки, составляющие Федеральную резервную систему, владеют государственными облигациями примерно на 250 млрд. долл., продажа которых теоретически может уменьшить средства коммерческих банков до нуля.

В деятельности центрального банка широко используются не только косвенные, но и прямые методы регулирования. Они связаны, прежде всего, с установлением экономических нормативов для банков - например, минимального размера уставного капитала, предельного соотношения между размером уставного капитала и суммы активов банков, минимального размера риска на одного заемщика, ограничений использования привлеченных депозитов для приобретения акций юридических лиц и др. Так, для замедления роста объемов кредитования в Англии, Франции, Швейцарии, Нидерландах устанавливаются в административном порядке предельные нормы расширения кредитных операций за определенный отрезок времени. Превышение коммерческими банками данных нормативов влечет за собой выплату ими штрафных процентов либо перевод на беспроцентный счет ЦБ суммы, равной объему превышенного кредита. Подобные административные действия центрального банка влекут за собой как позитивные последствия (торможение кредитной экспансии в условиях инфляционного перегрева экономики), так и последствия негативные (ослабляется конкуренция в банковской сфере, сдерживается рост эффективно работающих банков, уменьшается степень гибкости экономики в результате того, что пересмотр норм кредитования не успевает за изменением спроса на кредиты).

В деятельности центральных банков широко используется и простое увещевание, т.е. "дружеское убеждение" коммерческих банков центральным банком не допускать излишнего увеличения или сокращения банковского кредита для противодействия инфляции или безработице.

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильного роста), занятости и уровня цен.

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении уровня производства, приближенного к полной занятости, и стабильности цен.

Хотя денежно-кредитная политика определяется правительством, ее проводником является ЦБ. Основными инструментами денежно-кредитной политики, наиболее часто используемыми ЦБ, являются:

  1. установление обязательной нормы резервирования;
  2. регулирование официальной учетной ставки;
  3. операции на открытом рынке;
  4. административные меры.

Политика обязательных резервов

В настоящее время минимальные резервы - это часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить на счетах Центрального банка.

Минимальные резервы выполняют две основные функции. Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов Центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым Центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране.

Рефинансирование коммерческих банков

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от Центрального банка. Следовательно, изменение учетной ставки (рефинансирование) оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в Центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, т.к. происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Операции на открытом рынке

Этот метод заключается в том, что Центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе, Покупая ценные бумаги на открытом рынке, Центральный банк увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг ЦБ приводит к обратным последствиям. Центральный банк периодически вносит изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяя интенсивность своих операций, их частоту.

Операции на открытом рынке - наиболее действенный и гибкий рыночный инструмент денежно-кредитной политики ЦБ, обеспечивающий эффективное воздействие на денежный рынок и банковский кредит, а следовательно, и на всю экономику. Механизм операций на открытом рынке не сложен, что делает его привлекательным для использования.

Прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы

Наряду с экономическими методами регулирования деятельности коммерческих банков ЦБ может использовать в этой области и административные методы воздействия.

К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. Добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений в настоящее время используется не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще был отменен.

Центральный банк может также устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, ликвидности баланса, максимального размера риска на одного заемщика и еще ряд некоторых дополняющих.

При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов, Центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного воздействия со стороны Центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а может применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

Инструменты денежно-кредитной политики - это операции, способы, при помощи которых Центральный банк может изменять банковские резервы, денежную массу и объемы кредитования экономики. Это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. В основной набор таких инструментов входят:

—операции на открытом рынке — метод, заключающийся в покупке или продаже Центральным банком ценных бумаг на открытом рынке;

—рефинансирование банков и процентные ставки по операциям Центрального банка;

—резервные требования;

—депозитные операции - операции кредитных учреждений по привлечению денежных средств во вклады и их размещение в межбанковские кредиты;

—прямые количественные ограничения.


Close