БИОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ

1. Почему луковица – побег?

В темном царстве, подземном государстве жила принцесса Луковичка. Нянька принцессы Луковна налюбоваться не могла на свою воспитанницу. А та и впрямь хороша! Сверху одета в плащ, золотистый, блестящий. Это сухие кожистые чешуи. Они защищают мясистые сочные листья. Луковичка старалась своими корешками проникнуть пониже в почву, достать воду и минеральные вещества, а зелеными волосами – листьями фотосинтезировать органические вещества, и в мясистых сочных чешуях накопила много воды и сахара. Все тельце луковички расположилось на крепкой ножке, которая называется донцем. Это плоский стебель. За принцессой хорошо ухаживали, и к осени у нее из придаточных почек появились детки-луковички.
2. Нет повести печальнее на свете

На краю соснового бора одиноко стоял Дуб. Его крона высоко уходила в небо и защищала выступающие кое-где на поверхность земли корни от палящего солнца. И было этому дереву хорошо и спокойно, но очень скучно. Изредка на ствол садился дятел, но не найдя для себя пищи, улетал. Другие птицы также садились отдохнуть на его ветви, но и они вскоре улетали. Приходили кабаны, но их интересовали лишь желуди. А Дубу так хотелось, чтобы кто-то, был с ним постоянно.

И вот как-то раз, пробудившись ото сна, Дуб увидел, что на его коре сидит маленькое существо.

Ты кто? - спросил Дуб.

Я Гриб, - гордо ответил незнакомец.

А где ты живешь?

Пока нигде, - с грустью сказал Гриб.

Дуб задумался на секунду:

А ты не причинишь мне вреда?

О нет! Я ведь не трутовик и не разрушаю древесины.

Услышав такой ответ, Дуб обрадовался и сразу же предложил Грибу поселиться на его коре. Гриб с радостью согласился, и они стали жить вместе. В сухие жаркие дни Дуб давал Грибу воду, а Гриб радовал дерево рассказами о своих путешествиях. Так прошло несколько дней. Гриб очень удобно устроился на грубой, морщинистой коре Дуба.И вот однажды на освещенной поверхности коры рядом с собой Гриб увидел Водоросль. Она была так прекрасна, что он предложил ей жить вместе. Водоросль согласилась. Дуб тоже был не против этого. «Втроем нам будет веселее», подумал он. Водоросль и Гриб так полюбили друг друга, что стали составлять как бы единое целое. Гриб оплел своими грибными нитями (гифами) Водоросль и тем самым оберегал ее от пересыхания и перегрева. Он доставлял ей достаточное количество воды и растворенные в ней соли, которые поглощал из коры дуба и воздуха. Благодарная ему за это Водоросль снабжала Гриб пищей, ведь она была зеленой красавицей и могла производить ее на свету, используя даже то, что давал ей Гриб. А вместе они образовывали вещества, защищающие Дуб от трутовиков-разрушителей.Так прошло несколько лет. Семья стала большая и дружная. Как-то днем два человека, присевшие отдохнуть под Дубом, разговаривали между собой, и один из них, показывая на Гриб и Водоросль, сказал своему спутнику: «Смотри, какой великолепный лишайник! Такие лишайники растут только там, где очень чистый воздух!?». Так Гриб и Водоросль поняли, что не только они чувствуют себя единым целым, но даже люди называют их одним словом - Лишайники.

Больше никто не нарушал спокойствие Дуба и Лишайников, пока на окраине бора не началось строительство завода. Теперь в лесу было так много людей, которые часто приходили, чтобы отдохнуть под Дубом. Лишайники не боялись людей. От своих предков они знали, что люди не должны приносить им вреда. Ведь Лишайники помогают людям излечивать болезни, служат кормом для животных и пищей для людей. Некоторые Лишайники используются человеком для получения красителей и закрепителей аромата в духах. Поэтому некоторое время они жили спокойно и не волновались за свою судьбу. Но когда завод начал работать, в сторону бора потянулись зловещие клубы дыма, копоти и газа.

И Гриб стал замечать, что его подруга Водоросль бледнеет день ото дня. Она стала вялой, хотя влаги было достаточно. И в один из печальных дней она умерла. Этой разлуки Гриб не смог пережить.

С тех пор Дуб снова стоит один, мрачно вдыхая запахи газа, копоти и дыма, а на его коре начинают расти трутовики.

3. Любовь

Былинка полюбила Солнце…

Конечно, на взаимность ей трудно было рассчитывать: у Солнца столько всего на земле, что где ему заметить маленькую неказистую Былинку! Да и хороша пара: Былинка - и Солнце!

Но Былинка думала, что пара была б хороша, и тянулась к Солнцу изо всех сил. Она так упорно к нему тянулась, что вытянулась в высокую, стройную Акацию.

Красивая Акация, чудесная Акация - кто узнает в ней теперь прежнюю Былинку! Вот что делает с нами любовь, даже неразделенная…

4. Крапива

Ах, как возмущалась Крапива, когда мальчишки рвали цветы! И не из-за цветов, нет, - просто Крапиве было досадно, что ее никто не пытался сорвать… А между тем Крапива ничего бы не имела против этого.

Но однажды и ей улыбнулось счастье. Поймав за шиворот вора, Садовник понятно, взрослый, умный мужчина - потянулся не за каким-то цветком, а за ней, Крапивой. И с каким наслаждением стегала Крапива зазевавшегося любителя цветов! Она понимала, что хорошие вкусы надо воспитывать с детства.

5. Костёр в лесу

Костер угасал.В нем едва теплилась жизнь, он чувствовал, что не пройдет и часа, как от него останется горка пепла - и ничего больше. Маленькая горка пепла среди огромного дремучего леса.

Костер слабо потрескивал, взывая о помощи. Красный язычок лихорадочно облизывал почерневшие угли, и Ручей, пробегавший мимо, счел нужным осведомиться:

Вам - воды?

Костер зашипел от бессильной злости. Ему не хватало только воды в его положении! Очевидно, поняв неуместность своего вопроса, Ручей прожурчал какие-то извинения и заспешил прочь. И тогда над угасающим Костром склонились кусты. Не говоря ни слова, они протянули ему свои ветки.

Костер жадно ухватился за ветки, и - произошло чудо. Огонь, который, казалось, совсем в нем угас, вспыхнул с новой силой. Вот что значит для костра протянутая вовремя ветка помощи! Костер поднялся, опершись на кусты, встал во весь рост, и оказалось, что он совсем не такой уж маленький. Кусты затрещали под ним и потонули в пламени. Их некому было спасать. А Костер уже рвался вверх. Он стал таким высоким и ярким, что даже деревья потянулись к нему: одни - восхищенные его красотой, другие - просто, чтобы погреть руки.

Дальние деревья завидовали тем, которые оказались возле Костра, и сами мечтали, как бы к нему приблизиться.

Костер! Костер! Наш Костер! - шумели дальние деревья. - Он согревает нас, он озаряет нашу жизнь!

А ближние деревья трещали еще громче. Но не от восхищения, а оттого, что Костер пожирал их своим пламенем, подминал под себя, чтобы подняться еще выше. Кто из них мог противиться дикой мощи гигантского Костра в лесу?

Но нашлась все-таки сила, которая погасила Костер. Ударила гроза, и деревья роняли тяжелые слезы - слезы по Костру, к которому привыкли и который угас, не успев их сожрать.

И только позже, гораздо позже, когда высохли слезы, деревья разглядели огромное черное пепелище на том месте, где бушевал Костер.

Нет, не Костер - Пожар. Лесной пожар. Страшное стихийное бедствие.

6. Сказка о царице Кукурузе

В некотором царстве в тридевятом государстве жила- была царица Кукуруза: высока, стройна, красива. Не было ей равных на земле. Золотые початки украшали её, мощные придаточные корни удерживали её в почве. Все кругом любили её и поклонялись ей. В початках каждый год созревали драгоценные зерновки. Были они вкусны и полезны для всех.

Было у Кукурузы много родственников, дальних и близких, только об этом она не знала и часто грустила в одиночестве. Приказала она слугам разыскать своих близких и позвать их в гости только с одним условием: они должны доказать своё родство.

И вот однажды со всех концов земли стали приезжать гости и доказывать царице, что они состоят с нею в родстве. Самой смелой оказалась пшеница.

“– Я такая же, как и ты, плод у меня зерновка, стебель – соломина, а уж о знатности моей и так всем известно”

“– А я хоть и по пояс в воде расту, но очень на тебя похож и внешне и внутренне. Посмотри внимательно и убедишься сама” - заявил рис. И тут все вместе заговорили: рожь, овёс, просо, и даже злой сорняк пырей – гроза полей тоже оказался родственником Кукурузы. Поняла Кукуруза, что есть у неё большая и крепкая семья и зовут эту семью Злаки

7.Как царь Горох загадки загадывал

В огороде на грядке жил царь Горох. Родом он был из Индии и гор Афганистана, род его считался одним из самых древних на земле. Не боялся он ни холода, ни голода, только без воды не мог долго обойтись. Царь отличался силой, корни у него были мощные, и по секрету надо сказать, что на корнях тех хранилось несметное богатство в особых клубеньках, о которых он никому не рассказывал. Об этом секрете знали лишь родственники гороха, которые сами этим секретом владели. Очень боялся царь, что все узнают про тайну его рода и тогда пропадёт его сила и могущество. Любил Горох хвалиться своими достоинствами – и цветками-мотыльками, и плодами – лопатками, только стебель у него был слабый и приходилось ему искать опору, цепляться за других. Вот поэтому – то царь и боялся за себя и хранил секрет своей силы и богатства.

8. Лесной карлик

В чаще леса, где сыро и влажно, жил один удивительный карлик. Был он небольшого роста, сверху зелёный, а снизу коричневый. Небольшой его стебелёк, густо усеянный узкими листочками, очень напоминал росток льна. За это его и прозвали кукушкин лён. Почему кукушкин? Да потому, что в чаще леса по соседству жила кукушка и наш карлик подолгу любил слушать её звонкое ку-ку и радовался тому, что кукушка обещала ему долгую жизнь. В конце лета вырастала у него длинная тонкая ножка, на которой возвышалась особая коробочка. Эта коробочка прикрывалась до поры до времени колпачком, похожим на крохотную шляпку с полями. Приходило время и живые пылинки, созревавшие в этой коробочке, отправлялись в путешествие, попадали в подходящее место и прорастали. Так продолжался род карлика. Всё в жизни у него шло гладко, только вот не мог он понять, почему другие растения смотрели на него свысока и не хотели с ним общаться. Ты – не настоящее растение, у тебя даже и корней нет”- говорили они ему и смотрели на него свысока. Не мог с этим смириться кукушкин лён, обижался и постоянно доказывал, что он и его родственники – мхи являются настоящими растениями.

9. Один день из жизни амёбы обыкновенной

В мутной воде старого заброшенного пруда на самом дне жила амёба обыкновенная. Была она крошечная, едва заметная простым глазом, бесцветная и совсем неинтересная. Но она жила, питалась и даже размножалась.В её маленьком водном царстве всё было просто и понятно. Все куда – то спешили, спасались от хищников, искали себе пищу, продолжали свой род. Так проходил день за днём.И вот настал день, когда амёба решила изменить свою скучную жизнь и отправиться в путешествие. Сначала она основательно подкрепилась – вытянула свои ложноножки (псевдоподии) и захватила тех, кто был меньше и оказался неподалёку. Затем, не мешкая, отправилась в путь. Передвигалась она медленно, вытягивая свои ложноножки, и довольно скоро устала. Солнце светило ярко, дул лёгкий ветерок, и внезапно небольшая волна выбросила нашу путешественницу на берег. “ Вот и пришёл мой последний час” - успела подумать амёба и заснула крепким сном.

10. Как дружат деревья и грибы

В молодом осиннике среди шума ещё не опавшей листвы однажды появился крепкий, яркий гриб. Был он настоящим красавцем: на толстой упругой ножке красовалась красная шляпка. Шло время, гриб подрастал и не успевал принимать от лесных жителей многочисленные комплименты. Наконец, он так зазнался, что перестал здороваться со своими соседками - молодыми осинками. Они казались ему уродливыми и скучными. Он говорил, что ему стыдно жить рядом с такими соседями. Не выдержали скромные осинки такой неблагодарности и решили проучить зазнайку. Перестали они его кормить, стал наш гриб на глазах таять, болеть и от его былой красоты не осталось и следа. Собрался он с силами и попросил прощения. Обещал, что никогда не обидит тех, кто помог ему вырасти. С тех пор так и живут они, помогая друг другу каждый по - своему.

11.Приключения майского жука

Задание: найдите ошибки.

Однажды в осенний погожий день на поверхности почвы показался крупный майский жук, расправил все свои 4 крыла, пошевелил всеми своими 4-мя парами ножек и полетел. Встречный ветер обдавал прохладой, свежестью, и майский жук с удовольствием вдыхал лёгкими воздух. Пролетев немного, он решил отдохнуть и перекусить. Майский жук очень любил сладкий сок цветущих растений, он расправил свой длинный хоботок и, найдя красивый цветок, стал лакомиться сладким нектаром. Вдруг он увидел на земле какое-то уродливое, грязно-белое, неподвижное тело, которое слабо шевелилось. Присмотревшись, он заметил, что тело изогнуто в виде дуги, на большой голове 3 пары ног, а в задней части брюшка просвечивает что-то тёмное. Майский жук был очень любопытным. Подобравшись поближе, он решил заговорить с неведомым существом. Существо слабо пошевелилось, тяжело вздохнуло и стало с аппетитом поедать молодую травку.

“Кто ты?” - спросил майский жук.

“Я – твоя личинка” - ответила толстая уродина. “Осенью я появляюсь на свет и питаюсь молодой травкой, а через год я превращусь в такого - же майского жука, как и ты.

“Ну и ну”- подумал майский жук и полетел навстречу приключениям.

Реферат по предмету «Биология», 7 класс

Пресноводная гидра входит в подцарство Многоклеточных животных и относится к типу Кишечнополостных.
Гидра – небольшое полупрозрачное животное размером около 1 см, обладающее лучевой симметрией. Тело гидры цилиндрической формы и напоминает мешок со стенками из двух слоев клеток (эктодермы и энтодермы), между которыми находится тонкий слой межклеточного вещества (мезоглея). На переднем конце тела на околоротовом конусе расположен рот, окружённый венчиком из 5-12 щупалец. У некоторых видов тело разделено на туловище и стебелёк. На заднем конце тела (стебелька) расположена подошва, с её помощью гидра передвигается и прикрепляется.

Эктодерма формирует покров тела гидры. Эпителиально-мускульные клетки эктодермы и образуют основную массу тела гидры. За счёт этих клеток тело гидры может сокращаться, удлиняться и изгибаться.
В эктодерме имеются также нервные клетки, образующие нервную систему. Эти клетки передают сигналы от внешних воздействий эпителиально-мускульным клеткам.

В эктодерме располагаются стрекательные клетки, которые расположены на щупальцах гидры и предназначены для нападения и защиты. Существуют несколько типов стрекательных клеток: нити одних пробивают кожные покровы животных и вводят яд, другие нити обвиваются вокруг добычи.

Энтодерма покрывает всю кишечную полость гидры и состоит из пищеварительно-мускульных и железистых клеток.

Гидра питается мелкими беспозвоночными. Добыча захватывается щупальцами с помощью стрекательных клеток, яд которых быстро парализует мелких жертв. Пищеварение начинается в кишечной полости (полостное пищеварение), заканчивается внутри пищеварительных вакуолей эпителиально-мускульных клеток энтодермы (внутриклеточное пищеварение). Непереваренные остатки пищи выбрасываются через рот.

Дышит гидра растворенным в воде кислородом, который поглощается поверхностью тела гидры.
Гидра обладает способностью полового и бесполого размножения.
Бесполое размножение происходит с помощью почкования, когда на теле гидры образуется почка, состоящая из клеток эктодермы и энтодермы. Почка соединена с полостью гидры и получает всё необходимое для своего развития. У почки появляются: рот, щупальца, подошва и она отделяется от гидры и начинает самостоятельную жизнь.

Когда приближаются холода, гидра переходит на половое размножение. Половые клетки образуются в эктодерме и ведут к образованию на теле гидры бугорков, в одних образуются сперматозоиды, а в других – яйцеклетки. Гидры, у которых сперматозоиды и яйцеклетки образуются на разных особях, называются раздельнополыми животными, а те, у которых эти клетки образуются на теле одного организма, называются гермафродитами.
Гидра обладает способностью легко восстанавливать утраченные части тела – этот процесс носит название регенерация.

Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

Игровые технологии на уроках биологии

(реферат)

Выполнил:

Титовская Елена Васильевна,

учитель биологии

МБОУ «Ясеновская средняя общеобразовательная школа»

Руководитель:

Раевская М. В.,

старший преподаватель

кафедры ЕМО

Белгород

    Введение……………………………………………………………. 3- 4

    Основная часть…………………………………………………….. 5-14

    Заключение………………………………………………………….15-16

    Список литературы………………………………………………… 17

    Приложения:

№ 1………………………………………………………................... 18

№ 2 ………………………………………………………………….. 18

№3………………………………………………………………….... 19-20

№ 4…………………………………………………………………... 21-22

Введение

Формирование мировоззрения человека – одна из главных задач воспитания. Во многом представления человека об окружающем мире, о его собственной природе зависят от полноценности процесса школьного обучения. Одна из важнейших задач развивающего обучения - активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и развития у них навыков самостоятельной работы. У школьников необходимо сформировать умения самостоятельно мыслить, выработать навыки самообразования, пробудить в них желание узнавать новое, проявлять творческую инициативу.

Трудно добиться прочных знаний, если нет у школьника интереса к учебному труду и изучаемому материалу. Важно не только передать учащимся определенную сумму знаний, а развивать у них самих желание искать, находить и использовать необходимую информацию. Творческая деятельность учащихся связана с особым напряжением их сил и способностей. Необходимыми предпосылками творческой деятельности являются познавательный интерес, использование знаний, конструктивное воображение и инициатива. А «изменение целевой ориентации и содержания школьного образования требует совершенствования подходов к оптимальному отбору методов и технологий обучения» (М.И.Ситникова).

Тщательный подбор формы урока необходим и зависит от изучаемого материала, от возможностей детского коллектива, от сложившихся взаимоотношений между учителем и учениками, а также от ряда мелких нюансов, которые, как правило, сугубо индивидуальны в конкретных условиях учебного процесса. Вариативность сочетания различных форм уроков очень велика, что обеспечивает возможность к творческому моделированию учебного процесса.

Принцип активизации деятельности учащихся в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Активизация учебной деятельности является следствием целенаправленных управленческих воздействий и организации урока. Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся. В некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К последним можно отнести игровые технологии. Их использование позволяет удовлетворить требования к современному занятию: сотрудничество между учителем и учащимися, формирование социальных компетенций, изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся.

“В настоящее время идет поиск новых технологий воспитания и обучения, целью которых должно стать создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Этому достойно может послужить именно игра – важнейшая часть досуга, учения, культуры в целом…” (Н.Е.Щуркова.)

Поскольку игровой момент присутствует во всех популярных явлениях культуры, то наиболее естественным способом проникновения в детство, для познания его и для воздействия на него, является игра. Игра для детей является не только средством коммуникации, она - символический язык для самовыражения и может открыть нам, что пережил ребенок, какие желания, мечты и потребности возникают у него и особенно его Я - концепции.

Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом”

Когда спрашиваю у шестиклассников и семиклассников, а именно у них я преподаю уроки биологии, любят ли они играть и хотят ли играть сейчас? слышу громкий единодушный ответ: «Да!». Их ответ подтверждается сияющим блеском загоревшихся глаз. Мы все любим играть, а дети очень азартные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться.

Урок-игра - это одна из форм активного обучения, такие уроки предполагают творческий подход всех участников образовательного процесса, освоение умений учащимися в процессе активной познавательной деятельности. Педагогическая игра, в отличие от других видов игр, обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые являются средством побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности

Привлекательность таких занятий для ребят, и для педагога определяется тем, что они предоставляют более широкие возможности для ознакомления с дополнительной литературой, проявлению творческой фантазии и индивидуальных способностей учащихся. Познавательные задачи в них как бы спрятаны, замаскированы, что смягчает момент «обязательности обучения». Сама атмосфера подготовки к таким урокам, когда нет «зрителей», когда все - участники, рождает оптимизм у самых безразличных к учебе ребят. Знания, данные учителем, объединяются со знаниями, добытыми в процессе самообразования, и становятся особенно прочными при личном участии каждого ученика в познании нового. Задачей педагога становится необходимость приблизить содержание игры к конкретной обстановке, учитывая психологические, возрастные особенности ребят, их способности и потребности.

Основная цель игры - повысить учебную и познавательную мотивацию учащихся на уроках биологии и тем самым повысить эффективность обучения. Биология - это наука о жизни, а жизнь, как известно, у человека одна, и прожить ее любой человек должен так, чтобы ему было легко и комфортно в любой жизненной ситуации. Для учащихся урок-игра - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения, развивать способности адаптироваться в изменяющихся условиях. Поэтому к учебной игре предъявляю психологические требования:

Мотивация игровой деятельности на уроке, т.е., учащимся необходимо испытывать потребность в ней;

Психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре;

Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия педагогу необходимо учитывать характер, темперамент, организованность каждого участника игры;

Игровые действия опираются на знания и умения, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.

Развитию познавательного интереса учащихся способствуют нестандартные игровые уроки. Игра как феномен культуры всегда занимала важное место в деятельности человека. Нам, учителям, часто приходится сталкиваться с нежеланием, неготовностью детей участвовать в трудных, «слишком взрослых» видах коллективной работы, игра же является одним из методов пробуждения интереса к другим видам деятельности, она выступает здесь как способ оформления познания, труда, самообразования. « У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять - советовал А.С.Макаренко.- Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь».

Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения большинства уроков биологии выбираю игру. О неудачах в игре речь не идет, так как каждый ее участник работает в силу своих возможностей, подчас благодаря коллективной работе достигается максимальный результат. Каждый получает поощрение в виде похвалы, значка, грамоты, то есть реализуются подходы гуманистической педагогики.

Реализация игровых приёмов и ситуаций на учебных занятиях происходит в следующем направлении:

Постановка дидактической цели перед учащимися в форме игровой задачи;

Подчинение учебной деятельности правилам игры;

Использование учебного материала в качестве средства, достижения дидактической цели;

Использование в учебной деятельности элемента соревнования, что позволяет перевести дидактическую задачу в игровую;

Успех выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Хочу остановиться на наиболее важных психолого-педагогических особенностях игровой деятельности. Игра - важный стимул в обучении. Посредством игры быстрее идет возбуждение познавательного интереса, потому что человеку по своей природе нравится играть. В процессе игры у ребенка есть возможность реализовать свои потенциальные возможности, получить более высокую оценку.

В то же время в ходе игры у школьников активизируются внимание, воображение, память, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы. Игра позволяет вовлечь каждого в активную работу, в ней реализуется интерес к перевоплощению и импровизациям, создаются особые условия, при которых учащиеся могут осуществлять самостоятельный поиск знаний.

Игра – особый вид деятельности.

Во-первых , потому, что играть приятно, играть легко, играть весело, игре мы проживаем счастливое состояние. В подарок от природы получаем мы предрасположенность и потребность в игре; генетическая программа обеспечивает нашу обязательную игровую деятельность, в ходе которой организм развивается, упражняясь. И ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как игра – деятельность, предписанная самой природой развития человека.

Во-вторых , целевое содержание, расположенное в самой игре, внутри игры (игра есть деятельность, цель которой лежит в самой деятельности) придает весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. Данная особенность игры обеспечивает ощущение легкости. И, хотя все знают, что игра часто требует высочайшего напряжения сил, тем не менее, говорят, что «играть», в отличие от «работать», вовсе не трудно. Зная это, человек вступает в игру открыто, без опасений и боязни, потому что принимает расхожее отношение к игре как к делу несерьезному – такому, что не может поколебать авторитет и подорвать репутацию. Увлеченный ходом игры, он забывает о своем авторитете, перестает заботиться о своем реноме, его вовсе не заботит внешнее впечатление от производимых действий. Он играет взахлеб.

В-третьих , любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает возможностью приобщать человека к какому-то виду деятельности, ещё не освоенному человеком. Вот почему игра дело серьезное с точки зрения развития ребенка: через игру он вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени оснащенным, подготовленным. В игре заложена возможность незаметно овладевать некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. Опытные педагоги эту особенность игры знают и потому в случаях дидактических затруднений вводят в обучение игровые моменты, в ходе которых дети незаметно осваивают то, что было трудным ранее. Многие из педагогов могут сказать, что сначала они играли «в школу», а потом избрали профессию школьную.

В-четвертых , в игре минимальное количество правил, соблюдать их нетрудно, а все остальное – поле для свободного проявления индивидуального «Я». Простая фабула игры позволяет каждому играющему выстраивать свой вариант сюжетного развития игры. Это придает интригу, держит интерес играющих на уровне высокого внимания, а деятельность на уровне высокой активности. О свободе мечтают малыши и старики. Свобода проявления своего автономного мира, с его сложностью и непохожестью, странностью и неповторимостью, доставляет счастливые переживания. В игре каждое «Я» обретает адекватную форму. Поэтому игра по природе своей диагностична.

В-пятых , игра – самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчиненных, равенство гарантируется ролевым распределением и диктатом фабулы. В игре все равны и все испытывают счастье от равенства, которого так недостает в социальном мире. Человек, вступивший в игру, есть играющий человек – не более того, - и все его регалии, должности, звания, достижения, положение забываются всеми играющими, в том числе и самим носителем этих формальных отличий. И ребенок тоже в игре оказывается в демократическом окружении: никто не помнит о его учебных неудачах, плачевном поведении либо блестящих отметках, отменном прилежании. Игра – общение равных.

Отмечу особенности, которые придают игре особое педагогическое значение, наделяя ее ролью чрезвычайной:

1. Игра – фактор развития ребенка ;

2. Игра – способ приобщения ребенка к миру культуры ;

3. Игра – щадящая форма обучения ребенка жизненно важным умениям ;

4. Игра – ознакомление ребенка с широким спектром видов человеческой деятельности;

5. Игра – мягкое корректирование воспитанности ребенка, незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений;

6. Игра – деликатное диагностирование социального развития ребенка ;

7. Игра – профессионально-изящная форма социально-психологического тренинга;

8. Игра – способ педагогической помощи ребенку в разрешении проблем жизни, ставших перед ним в реальной повседневности;

9. Игра – один из простых способов подарить ребенку счастливые моменты проживания радости жизни;

10. Игра – простой и легкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми, один из способов формирования гуманистической атмосферы в группе.

С точки зрения психологов игра - это особая форма активности, вид деятельности в условиях ситуации, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в которой выражается отношение к окружающему миру, к людям, к самому себе.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а так же анализ результатов, в которой личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворение потребности в самоутверждении и самореализации.

В наших руках - учителей биологии, игра становиться элементом воспитания, приобщения учащихся к жизни природы, развития их интеллектуальных и эмоциональных качеств. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали еще с древности. Широкое применение находит игра в народной педагогике и сегодня..

В основе понятия игровая педагогическая технология лежит довольно обширная группа методов и форм обучения. Мне хочется добавить в эту методическую копилку дидактические сказки, игры – путешествия и ролевые игры . Они позволяют установить контакт с ребенком, создать комфортную, соответствующую возрастным особенностям среду, стимулировать детское творчество, «разговаривают» с ребенком на эмоционально насыщенном, близком ему языке метафор, без прямого наставления.

Дидактическую сказку отличает большая эмоциональность и образность, в ней есть свои одушевленные герои. решать задачи за которых могут только учащиеся. Дидактические сказки можно использовать не только при закреплении, но и объяснении нового материале и при опросе.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависит от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Алгоритм дидактической сказки:

    Введение в сказочную страну, в которой живет воодушевленный символ. Рассказ о нраве, привычках, жизни в этой стране.

    Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи, стихийные бедствия, тяжелое эмоциональное состояние.

    Обращение к ребенку. Только человек с пылким сердцем и знаниями может все спасти. Чтобы восстановить справедливость, нужно выполнить определенное задание.

Сказка может быть дополнена наглядными источниками информации (таблицы, плакаты, слайды). На уроках биологии целесообразно использовать различные виды дидактических сказок. Вот несколько из них.

Сказка – повествование . Эти сказки лучше вводить при объяснении нового материала. Здесь необходимо выбрать подходящих героев, повествование о которых включает новые понятия, термины. Примером может служить фрагмент «Сказки про гидру» (приложение №1)

Сказка – ложный рассказ может быть использована при опросе, проведении проверочных работ. Для исправления неточностей в таком повествовании учащиеся должны владеть фактическим материалом по изучаемой теме. Примером подобной сказки может быть «Ложный рассказ об амебе» (приложение №2).

Сказка – задача . На уроках биологии школьники могут решать математические сказки-задачи. Чтобы найти правильные ответы, нужно хорошо изучить материал и проявить творческий подход и сообразительность. Например: «на зеленых волнах качается лодочка с парусом и веслами. В лодочке сидит принц, а вокруг него вельможи. Что за лодочка? Кто такие принц и вельможи? Сколько их?»

Использовать игровые уроки возможно при закреплении пройденного материала, при переходе к изучению новой темы с целью создания проблемной ситуации, в процессе обобщения изученного материала, при проверке знаний. Так при изучении нового материала можно использовать урок - сюжетная игра – сказка «Корень », на котором изучается новая тема, рассматриваются особенности строения корня и корневой системы, зоны корня и их функции.Действуя в необычной ситуации, ученик как бы перешагивает рубеж своих способностей: становиться более раскрепощенным и двигается к поставленной цели без особых усилий. Занимательная форма урока повышает интерес и вызывает желание справиться с заданиями(приложение №3).

Игру – путешествие можно использовать при закреплении пройденного материала, при переходе к изучению новой темы с целью создания проблемной ситуации, в процессе обобщения изученного материала, при проверке знаний. Учащиеся чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и успехи и неудачи. Каждый участник работает в силу своих возможностей и благодаря коллективной работе достигается максимальный результат.

Работа в группах придает элемент соревновательности и повышает познавательный интерес, развивает чувство коллективизма, развивает возможности самостоятельного добывания знаний.

Игра - путешествие учит коллективному поиску ответов на вопросы, взаимной ответственности и взаимопомощи, способствует развитию коммуникативности, стимулирует развитие познавательного интереса.

Предлагается работа в группах, каждая из которых может двигаться по индивидуальному маршруту в соответствии с маршрутным листом.

Такие уроки проходят очень интересно в 6 классе при изучении семейств Покрытосеменных растений (Приложение №4)

Особое место на уроках биологии занимают ролевые игры . Это своеобразная форма совместной жизни детей и взрослых, в которой дети моделируют деятельность взрослых - ее смысл, задачи, нормы отношений. Такая игра оказывает определенное воздействие на формирование личности ребенка. Л.С.Выготский отмечал особенность игры и считал, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, «вообразить то. что он не видел, может представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было».

Деятельностный компонент играет немаловажную роль в школьном биологическом образовании. Именно через умения выполнять определенные действия в природе, прогнозировать последствия своих поступков в окружающей среде, в процессе практической деятельности и формируются биологические знания.

Ролевая игра - это одна из форм активного обучения, такие уроки предполагают творческий подход всех участников образовательного процесса, освоение умений учащимися в процессе активной познавательной деятельности.

Их привлекательность для ребят, и для педагога определяется тем, что, не будучи ограниченны строгими рамками урока, они предоставляют более широкие возможности для ознакомления с дополнительной литературой, проявлению творческой фантазии и индивидуальных способностей учащихся. Познавательные задачи в них как бы спрятаны, замаскированы, что смягчает момент «обязательности обучения». Сама атмосфера подготовки к таким урокам, когда нет «зрителей», когда все - участники, рождает оптимизм у самых безразличных к учебе ребят. Знания, данные учителем, объединяются со знаниями, добытыми в процессе самообразования, и становятся особенно прочными при личном участии каждого ученика в познании нового. Задачей педагога становиться необходимость приблизить содержание игры к конкретной обстановке, учитывая психологические, возрастные особенности ребят, их способности и потребности.

На уроках биологии важно использовать ролевые игры, которые иногда называют играми без правил, театральными, стихийными, свободны ми, самостоятельными. Сюжет таких игр может развертываться на глазах учащихся. Знания, по лученные через эмоциональное восприятие материала, через непосредственное живое участие в процессе деятельности, через возможности многостороннего восприятия учебного материала, усваиваются более эффективно. Подобные ролевые игры-проекты являются основой личностно ориентированного обучения, одним из средств формирования у учащихся опыта творческой деятельности- важного компонента содержания биологического образования.

Заключение

Выучить необходимый материал ученика можно, либо заставив, либо заинтересовав его. Игра предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер. Происходит стопроцентная активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, острейший дефицит времени – все эти игровые элементы способствуют активизации учебной деятельности учащихся, формируют интерес к предмету.

Игра для детей – это способ научиться тому, чему их никто не может научить, это способ исследования пространства и времени, вещей и так далее. Включаясь в процесс игры, дети учатся в нашем символическом мире – мире смыслов и ценностей, и в то же время, исследуют, экспериментируют. Игра – это мостик между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является максимально важной. В игре происходит разрешение конфликтов и передача чувств. Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как наиболее полно выразит и исследовать свое собственное Я. Ребенок непрерывно открывает себя, заново пересматривает свой образ Я, свои возможности, изменения в своих отношениях с миром.

Если традиционный образовательный процесс связан с передачей - получением информации обработкой репродуктивных навыков и познавательным творчеством, то в игре участник сам ставит себе цель, ищет способы её достижения, отбирает материал, при этом он ответственен не только за свое поведение и результаты, но и за успех всей группы.

Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно должна быть построена на интересе, удовольствии. Игра должна вызывать веселое удовлетворение от удачного ответа, быть эмоциональной, доступной и привлекательной. Цель игры должна быть достижимой, а оформление, желательно, красочным и разнообразным. В то же время игра исполняет определенную цель обучения и совершенствует знания и умения. В играх обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся, к четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся. В таких играх завоевание победы или выигрывание – очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности.

Решая ситуационные задачи, учащиеся углубляют знания, учатся применять знания на практике. При этом они понимают, что эти знания носят не только теоретический, но и практический характер. Игровые технологии обучения позволяют включать ребят в процесс добывания знаний. Необычность ситуации порождает интерес, а понимание личной значимости изучаемого материала определяет мотивацию обучения.

Список литературы

    Ситникова М.И. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства (текст): моногр. / М.И. Ситникова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – 320 с.

    Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии (текст) под ред Н.Е. Щурковой – М.: Новая шк., 1998 -207 с.

    Кулицкая Е.В. Дидактические сказки на уроках биологии (текст)/ Е.В.Кулицкая // Биология в школе. – 2005. - № 6. – С.45 - 47.

    Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе (текст) /Н.К.Смирнов/ – 2-е изд., испр. и доп. М.:АРКТИ, 2006. – 320 с.

    Обухова Л.А., Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы (текст) / Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко / – М.: ВАКО, 2007. – 288 с.

    http :// edu - teacherzv . ukoz . ru – игровые технологии в условиях дистанционного обучения.

    http :// thl . narod . ru – игровые технологии на уроке.

    http :// studentbank . ru – технологии, уроки, методическое пособие.

Приложение №1

Сказка – повествование «Про гидру» (7 класс)

На дне небольшого пруда, на стебле растения жила-поживала незаметная маленькая гидра. Была она одна-одинешенька. Но по этому поводу совсем не расстраивалась.

Несмотря на внешнюю безобидность и непривлекательность. Гидра была настоящей хищницей. Целыми днями это животное терпеливо выжидало свою добычу – мелких пресноводных рачков личинок и насекомых и, если вдруг кто-то из них проплывал мимо, хватала их. Для этого у нее имелись щупальца вокруг рта.

Иногда ей хотелось сменить обстановку и подвигаться. Вела она при этом как настоящая гимнастка: изогнув тело и прикрепившись щупальцами к поверхности, подтягивала к переднему концу тела подошву, затем повторяла шагающие движения. Кроме того, гидра умела кувыркаться – для этого поочередно прикреплялась к предметам то щупальцами то подошвой.

(Приложение №2)

«Ложный рассказ об амебе» (7 класс)

Жила-была в почве амеба обыкновенная, была она небольшая, всего 50 сантиметров. А цветами переливалась от желтого до темно-красного. Форму имела постоянную, похожую на шарик или овал. Эта амеба была многоклеточна, все-все ее внутреннее пространство занимала цитоплазма.

Она не могла двигаться, поэтому всегда находилась в покое. Иногда приходилось ей перемещаться – скакала обычно всем телом на 2-3 метра. Питалось животное рыбами и другими крупными беспозвоночными. Переваривание пищи происходило в желудке, а непереваренные остатки выбрасывались наружу в строго определенном месте. Дышала амеба всей поверхностью тела кислородом воздуха. Делилась сразу на четыре части, а неблагоприятные условия и зиму переносила впадая в спячку

Приложение №3

Сюжетная игра – сказка по теме «Корень» (6 класс)

школы № 4 имени Камала Макпалеева города Павлодара

В ходе урока учитель рассказывает сказку, постепенно вовлекая учащихся в работу.

«В некотором царстве, в растительном государстве в деревеньке Мятлик жил был паренек по имени Корешок. Жил, не тужил, вместе со своей семьей корневой системой. Семья была замечательная: все в этой семье были равны, все удалы и сильны, и выделить кого-то главного было нельзя. А в соседней деревне Одуванчик жила другая семья, среди них сразу можно было узнать кто из них Главный Корень. Семьи работали хорошо, дружно и весело, но побывала у них в гостях злая колдунья. Была она злой и завистливой, решила разрушить, заколдовать эти семьи. Наслала на Мятлик и Одуванчик бурю – ураган, который все перепутал и разбросал, и отняла у корешков память».

Чтобы справиться с проклятием и вернуть мир и покой в государство нам нужно справиться с заданиями.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть.

Ну-ка думай, вспоминай,

Корню быстро помогай!»

Задание 1.

Назовите эти семьи и нарисуйте их портрет. Какие растения имеют такой вид корневой системы?

Задание 2.

Помогите каждому корешку в корневой системе вспомнить свое имя. Укажите виды корней на схеме.

Задание 3.

В конвертах лежит изображение корня. Чтобы корешки ожили нужно так собрать корешок, чтобы участки корня (зоны) совпали с выполняемыми функциями. Данные занесите в таблицу.

Зона корня Функция Особенности

Задание 4.

Чтобы узнать удалось ли нам разрушить колдовство, разгадаем кроссворд. Ключевое слово поможет нам это понять. (Ключевое слово СПАСИБО).

1. Корневая система, имеющая главный корень. (Стержневой)

2. Название корня образующегося на стебле. (Придаточный)

3. Зона корня, в которой клетки увеличиваются в размерах. (Роста)

4. Зона корня, имеющая корневые волоски. (Всасывания)

5. Покрывает кончик корня. (Чехлик)

6. Корень, отходящий от главного. (Боковой)

7. Корневая система, в которой нельзя выделить главный корень. (Мочковатая)

«Спасибо, говорят нам корешки. Значит, мы справились со всеми заданиями и разрушили злобные чары. Опять, как и раньше корневые системы будут верой и правдой служить растениям. А пока мы боролись с колдовством, мы выяснили, как устроен и работает корень и корневая система»

(Приложение №4)

Игра - путешествие

на тему «Розоцветные» (6 класс)

(разработана учителями средней общеобразовательной

школы № 4 имени Камала Макпалеева города Павлодара

Выгузовой А.В., Тутубалиной Н.В.)

Сегодня нам предстоит необычное путешествие по удивительному царству растений отделу покрытосеменных, классу Двудольных, где мы познакомимся с известным и знаменитым семейством Розоцветных. Двигаясь по определенному маршруту, нам предстоит найти клад!

Станция первая «Загадкино»

Отгадав загадки, вы узнаете, какие растения относятся к данному семейству.

В сенокос - горька, а в мороз – сладка.

Что за ягода? (Рябина)

Царицей цветов я зовусь, на вид я прекрасна, нежна.

Но тронешь меня невзначай, почувствуешь, как я сильна. (Роза)

Будто снежный шар бела, по весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала, разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черемуха)

Вкус у ягоды хорош, но сорви ее поди-ка:

Куст в колючках будто еж,- вот и назван… (Ежевика)

Стоит дерево древанское:

На нем платье шемаханское,

Когти дьявольские,

Крылья ангельские. (Шиповник)

Кто любит меня,

Тот и рад поклониться.

А имя дола мне

Родная землица. (Земляника)

Станция вторая «Исследовательская»

На каждую парту раздаются законсервированные в солевом растворе цветки сливы, малины, яблони, шиповника, препаровальные иглы, лупы. Необходимо подсчитать количество тычинок, пестиков, лепестков, чашелистиков и вывести общую формулу цветка.

Станция третья «Внимание! Розыск»

Каждой группе предлагается по четыре описания и пять рисунков с изображениями растений. Предлагается по описанию («фоторобату») определить растение, а для пятого составить описание самому, указав:

1. жизненная форма;

2. характер стебля;

3. листорасположение и особенности листьев;

4. особенности расположения цветков;

Составить общую характеристику для Розоцветных.

Станция четвертая «Знайкино»

Используя учебник и дополнительную литературу составить схему - значение розоцветных. Форма произвольная.

Мы завершили путешествие и добыли бесценный клад - знания! Знания о розоцветных и окружающем нас мире. Но это только начало путешествия в огромный мир живой природы.

Нетрадиционные темы сочинений по зоологии

Исходя из этих соображений, я стал предлагать ученикам нетрадиционные темы сочинений по биологии. Благодаря им творческий интерес учеников не ослабевал практически до конца учебного года. Ниже приведу некоторые из них.

1. Тема: «Простейшие»

Возможные темы сочинений:

    Школа простейших.

    Расписание уроков в школе простейших.

    Инфузория Аграфена (Амеба Никодим) идет в первый класс.

: «Постарайтесь пофантазировать, придумать, какие учебные предметы должны быть в школе для одноклеточных, как проходят уроки у разных классов, как устроена столовая в этой школе, как и что в ней могут есть представители разных классов. Придумайте учебные пособия к некоторым предметам, объясните, как ими будут пользоваться разные простейшие. Попробуйте описать учебный день одноклеточного, поподробнее остановитесь на каком-нибудь уроке. Опишите кружки, спортивные секции, медосмотры и вообще все, что придет в голову. Условие только одно: ваши фантазии должны отражать реальные биологические особенности животных».

2. Тема: «Кишечнополостные»

Возможные темы сочинений:

    Сказка про гидру.

    Один день из жизни гидры.

    Мемуары пресноводной гидры.

    Гидра-путешественница.

Примерное пояснение для учеников : «Напишите сказку о неунывающей веселой гидре, о том, как она родилась, путешествовала, какие у нее были приключения. Важно только, чтобы в сказке были отражены реальные биологические особенности животного».

3. Тема: «Плоские черви. Планария»

Возможные темы сочинений:

    Знак зодиака – Белая Планария.

    Наступает год Белой Планарии.

Примерное пояснение для учеников : «Вы наверняка хоть раз в жизни читали гороскоп, знаете свой знак зодиака и символ года рождения. Конечно, вы замечали, что знак зодиака не случайно связан с определенным существом. В характере человека, как считают астрологи, есть что-то от повадок того животного, под созвездием которого он родился. А теперь представьте, что на небе есть созвездие Белой Планарии. Учитывая ее реальные биологические особенности, попытайтесь сочинить гороскоп человека, рожденного под этим знаком».

4. Тема: «Плоские черви. Бычий цепень и печеночный сосальщик»

Возможные темы сочинений:

    Донос бычьего цепня на печеночного сосальщика.

    Донос печеночного сосальщика на бычьего цепня.

5. Тема: «Круглые черви»

Возможные темы сочинений:

    Признание в любви самца аскариды.

    Как аскарид полюбил аскаридочку.

Примерное пояснение для учеников : «Все животные, о которых мы говорили до сих пор, были гермафродитами. Какая между ними может быть любовь?! А аскариды – другое дело. Они не только раздельнополые, но и с половым диморфизмом. Вот и представьте себе, что самец аскариды просто потерял от страсти голову (окологлоточное кольцо). Как он признается в любви своей избраннице? Какие скажет комплименты, что подарит? Придумайте все это, только используйте побольше биологических фактов».

6. Тема: «Кольчатые черви»

Возможные темы сочинений:

    Бухгалтерская книга дождевого червя.

    Отчет червя Колечкина (Малощетинкиной) о проделанной работе в огороде.

Примерное пояснение для учеников : «Дождевые черви, как я уже говорил на уроке, – великие труженики. Допустим один из них, какой-нибудь Колечкин (Малощетинкина) был отправлен в командировку для улучшения огорода. По возвращении он представил отчет, где подробно указал, что и как он сделал и почему огороду это было полезно. В конце отчета он предлагает свои соображения о повышении эффективности работы дождевых червей в приусадебных хозяйствах. К отчету могут прилагаться и данные статистики: сколько своих коллег встретил Колечкин на вверенной ему сотке земли, сколько граммов почвы он переработал за отчетный период, и т.д.»

7. Тема: «Моллюски»

Возможные темы сочинений:

    Инструкция по эксплуатации раковины.

    Магазин на диване предлагает новые модели раковин.

Примерное пояснение для учеников : «Когда мы изучали классы двустворчатых и брюхоногих моллюсков, мы видели, какую колоссальную роль в их жизни играет раковина. Конечно, некоторые моллюски от нее отказались. Но таких меньшинство, да они, может, уже и жалеют. Вот если бы раковины продавались... Но к каждой новой купленной вещи должна прилагаться инструкция по эксплуатации, т.е. по использованию. Вам, конечно, приходилось читать такие «бумажки» к телевизорам, пылесосам и т.д. Попробуйте сочинить инструкцию по использованию раковины – такой нужной и полезной вещи в хозяйстве мягкотелого!»

8. Повторение и обобщение

Возможные темы сочинений:

    Восторженная ода, гимн, песнь красоте и гармоничности изученных животных, их жизненных циклов и т.д.

    Газета объявлений «Всего понемногу от эвглены до осьминога».

    Газета новостей «Вечерний беспозвоночный».

    Жалобная книга беспозвоночных.

1. Не стоит давать слишком общие темы сочинений. Размытые рамки тем делают их однообразными и не поддерживают длительный интерес ученика.

2. Не стоит придавать большое значение орфографическим или грамматическим ошибкам в сочинении. Чрезмерное внимание к правописанию может отвлечь ученика от свободного творчества.

3. Определенной проблемой является оценивание творческих заданий. Оценивать решение проблемного вопроса, выполнение нетрадиционной, творческой или очень сложной работы мне удобно обычными наклейками. Наклейки нужны небольшие, недорогие, желательно биологической тематики (цветы, насекомые, звери, динозавры и т.п.). Ученики вклеивают их в тетрадь на определенное место непосредственно на глазах учителя. Это предотвращает обмен наклейками между учениками (вклеенная, она уже никому не нужна). В 6-х и 7-х классах «отлично» я ставлю за три наклейки, а в 8-х и 9-х классах – за пять наклеек.

Вместе с растениями, необработанным грунтом, водой и чаще всего живыми кормами из природного водоема в аквариум попадают различные животные, многие из которых наносят ощутимый ущерб его обитателям. Эти животные не вызывают у рыб болезней в классическом их понимании, но нередко являются причиной их гибели или гибели их потомства. Однако не спешите причислять их к собственным врагам - они опасны только для обитателей аквариума, а для истинно любознательного человека могут стать объектами наблюдений и даже научных открытий. И, наверное, первой в этом ряду следует назвать гидру.

Гидра - типичный представитель кишечнополостных животных, стоящий у самого основания эволюционного древа многоклеточных животных.

Открыл ее с помощью своих удивительных микроскопов крупнейший натуралист XVII-XVIII веков Антони ван Левенгук. Но это уникальное животное не привлекло внимания усеных. И неведомо, сколь долго гидра пребывала бы в безвестности, если бы в 1740 году тридцатилетний швейцарский учитель Трамбле не обнаружил это удивительное существо. Чтобы лучше ознакомиться с ним, любознательный учитель расчленил его на две части. Из Одного куска, названного им «головой», выросло новое тело, на другом - новая «голова». За четырнадцать дней из двух половинок сформировалось два новых живых организма.

После такого открытия Трамбле занялся глубоким и серьезным изучением гидры. Результаты своих исследований он изложил в книге «Мемуары к истории одного рода пресноводных полипов с руками в виде рогов» (1744 год).

Однако простые наблюдения за поведением и размножением (почкованием) животного, конечно же, не могли удовлетворить натуралиста, и он для проверки своих предположений занялся проведением экспериментов.

Один из известнейших опытов Трамбле состоит в том, что с помощью свиной щетинки он вывернул гидру наизнанку, то есть внутренняя ее сторона стала внешней. После этого животное жило, как ни в чем не бывало, но, как оказалось, вовсе не потому, что после выворачивания внешняя сторона стала выполнять функции внутренней, а потому, что клетки внутреннего слоя, который раньше был внешним, просочились через новый внешний слой и заняли свое прежнее место.

В других своих опытах Трамбле все больше измельчал гидру, но она каждый раз восстанавливалась, и предела этому не было. Теперь-то уже известно, что гидра способна восстановиться из 1/200 части своего тела. А тогда это поражало даже самых маститых ученых и побуждало их заниматься такой проблемой биологии, как регенерация.

Со времени проведения Трамбле опытов над гидрой прошло около 250 лет. О гидре написаны сотни статей и книг, но и по сей день она занимает умы исследователей.

Общеизвестно, что животные никак не реагируют на радиоактивные лучи и, попав в их зону, могут получить смертельную дозу и погибнуть. Опыты с зеленой гидрой (Chlorohydra viridissima) показали, что она каким-то образом ощущает смертельную опасность и стремится уйти от источника излучения.

Гибель гидры вызывает и слишком большая доза рентгеновских лучей, уменьшение дозы оставляет ее в живых, но подавляет размножение. Но совершенно неожиданным образом действуют на животных малые дозировки; у них усиливается процесс почкования, повышается способность к самовосстановлению.

Удивительными оказались результаты опытов с окрашиванием стенки аквариума во все цвета спектра. Выяснилось, что гидры, не имеющие каких-либо органов зрения, различают цвета, причем каждый вид предпочитает свой: зеленые гидры, например, «любят» сине-фиоле.товый цвет, бурые (Hydra oligactis) - сине-зеленый.

Что же представляет собой гидра? Внешне она напоминает перчатку, поставленную вертикально, пальцами вверх, только пальцев-щупалец у нее от 5 до 12. У большинства видов сразу под щупальцами имеется небольшое сужение, отделяющее «голову» от туловища. В головной части гидры имеется ротовое отверстие, ведущее в гастральную полость. Стенки тела гидры, как и у всех кишечнополостных, двуслойные. Наружный слой состоит ec клеток нескольких типов: кожно-мускульных, приводящих гидру в движение; нервных, дающих ей возможность ощущать прикосновения, изменения температуры, наличие в воде примесей и другие раздражители; промежуточных, наиболее активно участвующих в восстановлении поврежденных или утраченных частей тела; и наконец, стрекательных, расположенных большей частью на щупальцах.

Кишечнополостные - единственная группа животных, обладающая таким видом оружия, как стрекательные клетки. Кроме обязательной для всех живых клеток протоплазмы, в стрекательной клетке заключена пузыревидная капсула, внутри которой свернута спиралью стрекательная нить.

Прикрепившись подошвой к какому-нибудь субстрату, гидра расставляет щупальца, которые находятся в постоянном движении, При обнаружении жертвы стрекательная нить каждой из стрекательных клеток стремительно распрямляется и вонзается острым концом в добычу. По каналу, идущему внутри нити, из стрекательной капсулы в тело добычи попадает яд, вызывающий ее гибель. Стрекательная капсула может быть использована только один раз; разряженную капсулу гидра сбрасывает и замещает новой, которая образуется из специальных клеток.

Переваривание пищи осуществляет внутренний слой клеток: они выделяют в гастральную полость пищеварительный сок, под влиянием которого добыча гидры размягчается и распадается на мелкие частицы. Конец клетки внутреннего слоя, обращенный в гастральиуй" полость, снабжен, как у жгутиковых простейших, несколькими длинными жгутиками, которые находятся в постоянном движении и подгребают частицы к клеткам. Наподобие амебы, клетки внутреннего слоя способны выпускать ложноножки и захватывать ими пищу. Дальнейшее пищеварение происходит, как у простейших, внутри клетки, в пищеварительных вакуолях.

Оказались правы те ученые, которые считали, что как истинный хищник гидра питается только животными. Детальными исследованиями установлено, что гидра усваивает жиры, белки и углеводы только животного происхождения.

Размножаются гидры двумя способами - вегетативным и половым. Вегетативное размножение происходит почкованием. Отделившись от материнского организма, молодые гидры начинают жить самостоятельно.

После обильного почкования гидра истощается, и в течение некоторого времени почек на ней не образуется. Но при хорошем питании она довольно быстро восстанавливает свои ресурсы и снова начинает почковаться. За пять летних месяцев она способна произвести тридцать поколений из двадцати пяти молодых гидр каждое. Размножение почкованием происходит при благоприятной ситуации.

С наступлением неблагоприятных условий - при осенних холодах, засухе, заболачивании водоема, избытке углекислого газа - гидра переходит к половому размножению. Большинство видов раздельнополы, но есть виды, в теле которых образуются как мужские, так и женские гонады.

Гонады находятся в наружном слое клеток. У женских особей они имеют вид шарообразных тел, в каждом из которых находится по одной яйцеклетке, похожей на амебу; она быстро растет, поедая окружающие ее промежуточные клетки, и достигает в поперечнике полутора миллиметров. Выросшая яйцеклетка округляется и делится на две неравные части, в результате чего число хромосом в ядре яйцеклетки сокращается вдвое. Созревшее яйцо выходит наружу из гонады через разрыв в ее стенке, но остается соединенным с телом гидры при помощи тонкой ножки.

Одновременно в мужских гонадах других гидр образуются спермии, по внешнему виду напоминающие жгутиковых простейших. Покинув гонады. они плавают с помощью длинного жгута и, наконец, один из спермиев, разыскав яйцо, проникает в него. Сразу после этого начинается дробление.

Зародыш гидры покрыт снаружи двумя оболочками, внешняя из которых довольно толстая и пронизана хитином. Под такой защитой он успешно переносит неблагоприятные условия. При наступлении весеннего потепления, сезона дождей и т. п. молодая гидра разрывает стенку защитной оболочки и начинает самостоятельную жизнь.

Если вы хотите понаблюдать за гидрой, поселите ее в аквариуме, где нет других обитателей, иначе будут съедены мелкие животные, служащие кормом для рыб, а самое главное - уничтожены личинки и мальки. Попав в нерестовик или выростной аквариум, гидра, быстро размножившись почкованием, тут же расправится с молодью рыб.

Но использовать этих животных для борьбы с гидрой в аквариуме нецелесообразно: триходины и планарии такие же враги рыб. а добыть гидрамеб и рачков-анхистропусов непросто. Есть у гидр еще один враг - пресноводный моллюск прудовик. но и он не годится, так как является переносчиком некоторых болезней рыб и к тому же любит полакомиться нежными водными растениями.

Некоторые любители сажают в аквариум, куда попала гидра, голодных молодых гурами. Другие борются с ней, используя особенности ее поведения. Так, гидры любят селиться в наиболее освещенных участках аквариума. Достаточно со всех сторон, кроме одной, затенить аквариум, а к единственной освещенной стенке прислонить стекло, и через двое-трое суток почти все гидры соберутся на нем. Затем стекло надо вынуть и очистить.

Гидры весьма чувствительны к присутствию в воде меди. Один из способов борьбы основан на том, что над распылителем помещают клубок медной проволоки без изоляции. После гибели всех гидр проволоку из аквариума убирают.

С успехом применяют и некоторые химические вещества:

сульфат аммония из расчета 5 граммов на 100 литров воды, однократно,

азотнокислый аммоний - 6 граммов на 100 литров воды, трехкратно, с интервалом в трое суток;

перекись водорода (в аквариуме без растений при достаточной искусственной аэрации) из расчета - две чайные ложки на 10 литров воды. Необходимое количество 3%-ного раствора вначале разводят в 200-300 миллилитрах воды, а затем медленно выливают в аквариум над работающим распылителем.

Чтобы борьба с гидрой была более эффективной, нужно применить не один, а два или даже три способа одновременно.

Список литературы

С.Шарабурин. Гидра.


Close