76

Дифференциация звуков Ль - Рь


Пол Светлана вымыла, сор из дома вымела.

Ученица-озорница получила единицу.

Проворонила ворона воронёнка.

Покатил Костя в Кострому в гости.

Радуга-коромысло полукругом повисло.

Волки рыщут, пищу ищут.

Иголка, иголка, ты остра и колка.

Шёл Егор во двор, нёс топор чинить забор.

Мама дала Саше сыворотку из-под простокваши.

На окошке крошку-мошку ловко ловит лапкой кошка.

Коси, коса, пока роса.

Роса долой, и мы - домой.

Вол в огород завёл меня.

Галка села на забор,

Грач завёл с ней разговор.

Шла с базара кошка.

У кошки лукошко.

Утром спозаранку

Купил баран баранки.

Надел баранки на рога,

Понес барашкам на луга!

Пошёл спозаранку

Назар на базар.

Купил там козу

И корзину Назар.

Метлу взяла

И двор подмела.

Е. Благинина

Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

Уха была не плоха,

Хороша была уха.

Скажи погромче слово ГРОМ. Грохочет слово, словно гром.

Погода размокропогодилась -Размокропогодилась погода.

Забыл Панкрат

Дома домкрат,

А Панкрату без домкрата

Не поднять на тракте трактор.

Стеша спешила, Рубашку шила, Да поспешила -Рукав не дошила.

Пара птиц порхала, порхала, Да и выпорхнула.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ ЛЬ - РЬ

1. Произнеси звуки Ль - Рь.

Дифференцируя изолированные согласные звуки Ль - Рь, рекомендуется использовать картинки-символы: Ль - само­лётик, Рь - легковая машина.

2. Повтори прямые слоги со звуками Ль - Рь.

ли - ри ри - ли ле - ре ре - ле лё - рё

рё - лё лю - рю рю - лю ля - ря ря - ля

3. Повтори обратные слоги со звуками Ль - Рь.

аль - арь арь - аль оль - орь орь - оль

уль - урь урь - уль ыль - ырь ырь - ыль

иль - ирь ирь - иль ель - ерь ерь - ель

ёль - ёрь ёрь - ёль юль - юрь юрь - юль

яль - ярь ярь - яль

4. Повтори слоги, где звуки Ль - Рь находятся между
гласными.

али - ари але - аре алё - арё алю - арю

оли - ори оле - оре олё - орё олю - орю

ули - ури уле - уре улё - урё улю - урю

ыли - ыри ыле - ыре ылё - ырё ылю - ырю

или - ири иле - ире илё - ирё илю - ирю

5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

кли - кри фли - фри гли - гри дли - дри

кле - кре фле - фре гле - гре дле - дре

клё - крё флё - фрё глё - грё длё - дрё

клю - крю флю - фрю глю - грю длю - дрю

кля - кря фля - фря гля - гря для - дря

6. Повтори слова со звуками Ль - Рьв начале слова.

Лёва - рёва лис - рис лиф - риф

лечь - речь лепка - репка лейка - рейка

7. Повтори слова со звуками Ль - Рь в середине слова.

шалить - шарить валить - варить Валя - Варя малина - Марина Юлик - Юрик солить - сорить жалить - жарить палить - парить блик - бриг

Дифференциация сонорных звуков

А часы стоят на месте.

В. Орлов

Дождик, дождик, дожделей!

Все поля скорей полей!

Не жалей воды, Напои сады.

В. Суслов

Гонит осень в небе тучки, Пляшут листья во дворе.

Гриб, надетый на колючки, Тащит ёж к своей норе.

Е. Александрова

Совята

Взгляни на маленьких совят, Малютки рядышком сидят. Когда не спят, они едят,

Когда едят, они не спят.

С. Маршак

У реки, у реки,

Поют песни кулики.

A. Хмелева

Потешка

Поехали,поехали

За грибами,

За орехами...

Приехали, приехали

С грибами,

С орехами.

Произв. народн. творчества

Считалка

Эники-беники

Ели вареники. Эники-беники: ба! Эники-беники Съели вареники. Эники-беники: ба!
Зайка, заинька косой,

Что ж ты бегаешь босой? Подожди меня в лесу –

Я ботинки принесу.

И. Кузьмин

У речушки, вдоль опушки, Мимо вспаханных полей Шли ленивые лягушки

В гости к бабушке своей.

И. Демьянов

Почтальон

Кто приносит нам газеты

И от бабушки приветы?

Их приносит почтальон.

С толстой сумкой ходит он.

B. Степанов

84 Дифференциация сонорных звуков

Марина варит малину, На кошке сапожки,

А Ирина глядит на Марину. В ушах сережки.

У Марины сварилась малина, Сапожки скрипят,

Глядит на варенье Ирина. Сережки блестят.

Е. Крутий А. Хмелёва

15. Послушай рассказы. Назови слова со звуками Ль - Рь.
Перескажи рассказы.

Как меня называли

Б. Житков

Я был маленький и всех спрашивал: «Почему?» Мама скажет:


  • Смотри, уже девять часов. А я говорю:

  • Почему? Мне скажут:

  • Иди спать!
А я опять говорю:

  • Почему? Мне говорят:

  • Потому что поздно.

  • А почему поздно?

  • Потому что девять часов.
И меня за это называли Почемучкой. Меня все так назы­вали, а по-настоящему меня зовут Алёшей.

Букварь

А. Хмелёва

Маленькой Лене подарили букварь. Лена листает его и говорит: «Эта буква бе - белька , эта буква ви - вилька, эта буква ки - киська». Все засмеялись.

16. Повтори скороговорки.

Суп надо сварить, У маленькой Сани

Дерево надо свалить. Перевернулись сани.

А за скрюченной рекой Подарили Вареньке валенки,

В скрюченном домишке Валеньке - варежки,

Жили летом и зимой Саньке - санки,

Скрюченные мышки. А Сеньке - что и Саньке.

Введение 3

АВТОМАТИЗАЦИЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ

Автоматизация звука Л 4

Автоматизация звука ЛЬ..13

Автоматизация звука Р 21

Автоматизация звука РЬ 30

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ

Дифференциация звуков Л - ЛЬ 35

Дифференциация звуков Р -РЬ 48

Дифференциация звуков Л - Р 58

Дифференциация звуков ЛЬ -РЬ 77


Конспект индивидуального логопедического занятия

с ученицей 1 класса общеобразовательной школы.

Речевое заключение: общее недоразвитие речи III уровня.

Тема: Звуки и буквы Ль - Й.

Этап: Дифференциация звуков в словах, предложениях, в тексте.

Цели:

образовательные:

Уточнить артикуляцию звуков [Й] и [Лʼ],выделяя сходство и различия.

Добиваться чёткой дифференциации звуков на слух и в произношении.

Правильно соотносить звуки с соответствующими буквами.

Обучать осознанному чтению.

коррекционные:

Развивать фонематический слух и анализ.

Работать над развитием полноты зрительных, слуховых и кинестетических ощущений.

Предупреждение дисграфических ошибок.

Развитие мелкой моторики рук.

воспитательные:

Воспитание умения понимать учебную задачу.

Воспитание устойчивого интереса к логопедическим занятиям.

Оборудование: зеркало, профили артикуляции звуков, компьютер, презентация.

План занятия.

I . Орг. момент.

II . Артикуляция и характеристика звуков.

III

IV Дифференциация в фразах.

V . Физминутка.

VII

VIII . Дифференциация в тексте.

IX . Итог занятия.

X . Домашнее задание

Ход занятия.

I . Орг. момент.

II . Артикуляция и характеристика звуков.

Особенности артикуляции звука [Л"]. Особенности артикуляции звука [Й].

Звук [Л"] –мягкий звонкий согласный.


Звук [Й] – всегда мягкий звонкий согласный.



III . Дифференциация в слогах, словах.

Игра «Наоборот».

я – я – я – ля – ля – ля

ё – ё – ё – лё – лё – лё

ю – ю – ю – лю – лю – лю

е – е – е – ле – ле – ле

ай – ай – ай – аль – аль – аль

ой – ой – ой – оль – оль – оль

эй – эй – эй – эль – эль – эль

юг – люк лежи – ежи

йод – лёд полезть – поесть

ямка – лямка ляжка – Яшка

юбочка – Любочка Коля - колья

IV Дифференциация в фразах.



    Прочитай фразы.

бо л ьшо й пче л ины й ро й, да л ёки й горны й кра й, глубокое ущел ье, бал ьный танец

    Закончи фразы (по картинкам).

короб…пл етёный, замок … жел езный, васил ёк …пол евой, тюл ьпан …садовый

Этот кувшин … гл иняный , а этот … - хрустал ьный .

Этот л ес … л иственный , а этот …- хвой ный .

Какие гномы по характеру?

Этот гном … трудол юбивый , а этот - л енивый .

Этот гном … заботл ивый , а этот – … безразл ичный .

V .. Физминутка.

Упражнение для мелкой моторики рук.


Жил и братья , не тужил и,
Но однажды приуныл и.
Стал и думать и гадать,
Как же имена всем дать?(Сгибать пальцы обеих рук)
Я хоть ростом не вел ик,
Но веселый озорник.
Все стоите вы за мной
Буду зваться я Бо л ьшо й . (Крутить большими пальцами обеих рук, остальные пальчики сжаты в кулачок)
Я указывать л юбл ю
На цветы и на Луну,
Очень я внимател ьный
ПалецУказате л ьны й . (Крутить указательными пальцами обеих рук).

Я стою посередине,
Буду зваться я отныне
Средни й пал ец – удал ец
Вот такой я молодец! (Крутить средними пальцами обеих рук)

Меньше всех я братье в ростом.
Ох, как мал еньким непросто!
Но меня л егко узнать,
Пусть Мизинцем будут звать. (Крутить мизинцы обеих рук)
Брат один как ни гадал,
Имя так себе не дал.
Но е го не обижаю т,
Безымянным называю т!

(Показать безымянный пальчик обеих рук, остальные прижать к ладошке с помощью больших пальцев.)

VI . Дифференциация в чистоговорках

«Ой – ой – ой » – стонет мой бол ьной .

Ел ь – ел ь – ел ь – кл юквенный кисел ь.

Л ю –л ю - л ю – тел ефон я свой л юбл ю.

Л ей л ей л ей – ты воды не жал ей .

Ай – ай – ай – хорошенько подметай .

Уй – уй – уй – рисунок нарисуй .

VII . Дифференциация в предложениях.

    Отгадай и заучи загадку.

Конь стал ьной , хвост л ьняной . (иголка)

    Измени предложение по образцу:

любоваться красотой кленовых листьев

Я … Ты … Он … Она … Мы … Вы … Они …

VIII . Дифференциация в тексте.

К. И. Чуковский «Доктор Айболит»

Договори предложения, используя слова: Айболит, лечиться, излечит, исцелит, лиса, клюнула .

Добрый доктор . Он под деревом сидит. Приходи к нему …. и корова, и волчица, и жучок, и червячок,и медведица. Всех.… , … добрый доктор !

И пришла к Айболиту . И пришёл к Айболиту Барбос: « Меня курица … в нос!»

IX . Итог занятия.

Чему мы учились на уроке?

Какое задание было самым сложным?

Нарисуй своё настроение.

X . Домашнее задание (в напечатанном виде вклеивается в тетрадь).

XI . Оценка деятельности учащихся.


Дифференциация звуков ЛЬ - Й в скороговорках

Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме нужное количество одинаковых слогов.

В сумке вкусный ананас, ас-ас-ас, ас-ас-ас.

Косточку принес Барбос, ос-ос-ос, ос-ос-ос.

Стае Сосискин был не трус, ус-ус-ус, ус-ус-ус.

Я на санках еду вниз, ис-ис-ис, ис-ис-ис.

Совы полетели в лес, эс-эс-эс, эс-эс-эс.

Я услышал громкий бас, ас-ас-ас, ас-ас-ас.

На тарелке абрикос, ос-ос-ос, ос-ос-ос.

Там, у пристани, баркас, ас-ас-ас, ас-ас-ас.

Закрепление произношения звука С в различных обратных слогах

Вслед за взрослым четко, не торопясь повтори разные слоговые «свистелки».

ас-ус-ис ис-ос-ас ис-ус-ис ис-ос-ус

ос-ис-ус ус-ис-ос ос-эс-ас ус-ос-эс

ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА С В СЛОВАХ

Закрепление произношения звука С в начале слов. Развитие слуховых внимания и памяти

Уточни значение незнакомых слов. Четко, выделяя голосом звук С, повтори каж­дые 3 слова. Затем назови 5 слов самостоятельно по памяти.

Сад - сок - сом. Суп - сук - сам. Совы - сода - сотня. Сыпать - сытый - сытный. Судак - сухой - сундук. Судно - сумка - сутки. Сухо - сани - садик. Сапог - сынок - станок.

Закрепление произношения звука С в середине слов. Развитие слуховых внимания и памяти

Уточни значение незнакомых слов. Четко, выделяя голосом звук С, повтори каж­дые 3 слова. Затем назови 5 слов самостоятельно.

Оса - коса - лиса. Несу - пасу - в лесу. Босой - косой - лесок. Кусок - носок - песок. Весы - носы - усы. Косы - бусы - усы. Посуда - косынка - посылка. Коляска - маска - пляска.

Закрепление произношения звука С. Формирование навыков звукового анализа

Разложи 8-10 картинок из Приложения 5. Послушай начало слова. Покажи и назо­ви тот предмет, который взрослый загадал. Если ты сумеешь назвать объект, которого нет на картинках , то получишь дополнительный приз!

ли... о... капу... фа...

ком... ана... авто... под...

бу... ве... на... как...

* Старайтесь произносить начало слова так , как оно слышится («висы» , «насок» ), а не как пишется («весы» , «носок» ). Помните , что ребенок ориентируется на звучание сло­ ва , а не на его написание . Выполняйте упражнение до тех пор , пока ребенок не будет стойко определять все слова по их началу .

Закрепление произношения звука С в начале, середине и конце слов. Развитие фонематического восприятия

Разложи картинки из Приложения 5. Отбери сначала те из них, названия которых на­чинаются со звука С. Сложи их стопкой. Четко, выделяя голосом звук С, назови каждый объект по 3 раза. Если ты назвал картинку правильно, отложи ее в сторону. Картинки, названные с ошибками, вновь сложи стопкой и произнеси слова четко и громко 5 раз.

То же самое проделай с картинками из Приложения 5, в названиях которых звук С слышится в середине и конце слова.

Закрепление произношения звука С в повторяющихся словах.

Развитие чувства рифмы

Ответь на вопрос взрослого рифмующимся словом. Затем четко, выделяя звук С, повтори его нужное количество раз так, чтобы получились «отвечалки-повторялки».

Говорит взрослый Говорит ребенок

Я кому даю две миски? Киске, киске, киске, киске.

Ливень льет куда с небес? В лес, в лес, в лес, в лес.

Кто к дивану тапки нес? Пес, пес, пес, пес.

Что ты сам допить не смог? Сок, сок, сок, сок.

Что сосед принес для нас? Квас, квас, квас, квас.

Что добавлю я в фасоль? Соль, соль, соль, соль.

Закрепление произношения звука С в словах. Развитие памяти и логического мышления

Разложи картинки из Приложения 5. Распредели их по группам (животные, растения, средства транспорта, предметы быта и т. п.). Посмотри на картинки из одной группы и постарайся запомнить как можно больше слов. Затем повернись к картинка» спиной и четко, выделяя голосом звук С, назови объекты по памяти.

Закрепление произношения звука С в сочетаниях слов с предлогом у

Возьми картинки мальчика и девочки из Приложения 2. Дай им имена со звуком (Соня и Саня). Затем возьми картинки из Приложения 5 и раздели изображении предметы между детьми так , как ты считаешь нужным. Проговори получившиеся сочетания слов 3-4 раза.

Например: У Сони сумка. У Сони бусы. У Сани самолет. У Сани сабля.

Закрепление произношения звука С в словах различного

слогового состава. Формирование навыков

звуко-слогового анализа

Возьми из Приложения 2 слоговые «вагончики», а из Приложения 5 все картинки. Разложи картинки и проговори все слова, разделяя их на слоги. Посчитай количество слогов во всех словах (для этого подложи ладонь под нижнюю челюсть и считай ее движения). Затем «помести» каждый объект в подходящий слоговой «вагончик».

Картинки рядом с «вагончиками» лучше раскладывать не стопками, а вертикальными рядами. Так и ребенку, и взрослому будет проще проконтролировать правильность выполнения задания.

Закрепление произношения звука С в словах-скороговорках

Уточни значение незнакомых слов. Четко, выделяя звук С, повтори каждое слово 5 раз в быстром темпе, сохраняя при этом громкость и внятность произношения.

Состав, спуск, свист, спрос, самосвал, способный, сосиски, спросонок, спаса­тель, насос, сосульки, космос, сосна, солист.

Закрепление произношения звука С в словах. Развитие логического мышления

Четко, выделяя звук С, назови всех животных (такса, оса, слон, носорог, лиса, соло­вей). Перечисли животных от самого большого к самому маленькому, а затем измени порядок и назови их от самого маленького к самому большому.

Закрепление произношения звука С в начале, середине и конце слов. Формирование навыков звукового анализа

Возьми из Приложения 3 схемы, обозначающие позицию звука в слове. Разложи все картинки из Приложения 5 и проговори их названия, выделяя звук С. Затем положи каждую картинку под соответствующей схемой.

Юлия Скорик
Конспект подгруппового логопедического занятия. Дифференциация звуков [л’] и [й] в слогах, словах, фразах

Тема : Дифференциация звуков "Ль" и "Й".

Цель :

Коррекционно- образовательные :

Уточнить и закрепить артикуляционно-акустическую характеристику звуков "Ль`" и "Й"

Закрепить навыки различения звуков "Ль`" и "Й" в слогах , словах , фразах .

Упражненять в различении звуков на слух и в произношении.

Коррекционно-развивающие :

Развивать фонематический слух и навыки звукового анализа .

Развивать навыки звукового анализа и синтеза .

Развивать внимание, память, мышление.

Коррекционно - воспитательные

Воспитывать уважительное отношение к ответам товарищей, слушать ответ до конца, не перебивая.

Воспитывать навыки поведения на занятии

Оборудование : индивидуальные зеркала, вата, фишки для обозначения звуков , карточки-символы с изображением положения языка при произношении звуков , предметные картинки.

Ход занятия:

Сегодня к нам на занятие пришли два друга звук "Ль" и "Й". Давайте их произнесем и посмотрим на себя в зеркало. Расскажите, где и что делает язычок.

Язычок за верхними зубами. Упирается в них и отскакивает назад.

Расскажите какой звук "Ль"?

Этот звук согласный , потому что произносится с преградой во рту. Он звонкий, произносится с голосом и мягкий, губы в улыбке.

Давайте проверим это. Ещё раз произнесём и увидим в зеркале язычок и губы. А потом почувствуем, как звенят голосовые связки в горлышке.

(Уточнение произношения звука "Й".Работа проводится аналогично.)

Сравните эти звуки , расскажите, чем они похожи и чем отличаются.

Эти звуки похожи тем , что они оба согласные, звонкие и мягкие. Отличаются тем, что когда произносим звук "Ль" кончик языка наверху, а когда "Й" - он внизу.

- Звуки приготовили зарядку для ваших язычков. Сейчас мы ее будем выполнять

Артикуляционная гимнастика :

1. «Маляр»

2. «Качели»

3. «Лопаточка»

4. «Чистим зубки»

5. «Вкусное варенье»

А теперь они хотят с вами немного поиграть и предлагают вам игру в футбол.

Дыхательная гимнастика «Футбол»

Эти звуки очень хитрые и любят вставать на место друг друга, но мы не должны допустить этого, потому что каждый звук должен стоять на своём месте.

Игра “Ладки”

Сейчас мы поиграем в «Ладки» со звуками - будем повторять эти звуки , вот так ль-й ль-й ль-й. Сначала медленно, а потом быстрее.

Игра «Дразнилки»

У вас хорошо получается, а теперь мы можем побаловаться со звуками , немного их подразним.

Игра «Запомни, повтори»

Проверим, как вы запомните слова , которые я сейчас назову. Не забываем про звуки [й] и [ль] .

лилия - аллея - листья

липа – ель – тополь

майка - галька – гайка

Хорошо, молодцы, а теперь я повторяйте за мной

Игра "Повтори”

Ой – ой – ой» – стонет мой больной.

Ель – ель – ель – клюквенный кисель.

Лю –лю - лю – телефон я свой люблю.

Лей – лей – лей – ты воды не жалей.

Ай – ай – ай – хорошенько подметай.

Уй – уй – уй – рисунок нарисуй.

- Звуки очень спортивные , они любят делать зарядку со сказочными персонажами и предлагают нам тоже сделать.

Физкультминутка «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в сторону развёл,

Видно ключик не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

- Звуки "Ль" и "Й"очень любят сказки, а любимые их персонажи это Баба Яга и Леший. Они даже придумали с ними игру.

Игра «Отдай слово Лешему\ Бабе Яге »

Перед детьми лежать картинки со словами в которых есть звук "Ль" и "Й"

Слова со звуком "Ль" - кладут возле Лешего. А со звуком "Й" - возле Бабы Яги.

Зайка - малина

йогурт - лиса

чай - мелиса

попугай - листья

Молодцы! Все правильно разложили. Звуки поделились со мной одной интересной историей про их знакомых котят. Слушайте внимательно и повторяйте

Пальчиковая гимнастика Котята»

Вот пятеро котят. (Ладонь правой руки раскрыта.)

Один ушел - и его нет.

Ну нет его - и нет.

Котят осталось четверо. (Загнуть большой палец.)

Вот четверо котят.

Один ночной порою

На дерево залез -

Котят осталось трое. (Загнуть мизинец.)

Но где-то запищал

мышонок тонко- тонко

Котенок услыхал -

осталось два котенка. (Загнуть безымянный палец.)

Один из них с мячом

исчез в дверях бесследно, (Загнуть средний палец.)

А самый умный - тот,

оставшийся, последний - (Приложить указательный палец ко лбу.)

Он к миске подошел

и, как и должно киске, (Ладони сложить ковшиком.)

Лакать за пятерых

стал молоко из миски. (Языком изобразить лакающие движения)

Ребята, звуки предлагают нам придумать новые слова , давайте ка попробуем :

Игра «Новые слова »

боль - больной

лес - лесной

поле - полевой

пыль - пыльный

стекло - стеклянный

мыло - мыльный

стекло - стеклянный

тополь - тополиный

липа - липовый

клен - кленовый

Молодцы, звуки вас очень хвалят и они уверенны, что вы справитесь и еще с одним заданием :

Игра «Закончи предложение»

(При произнесении предложения логопед выкладывает перед детьми картинку с изображением слова для упрощения работы)

В осеннем парке земля усыпана опавшими. (листьями)

Зимой дети надевают тёплое. (пальто)

Дети пришли на прогулку в хвойный. (лес)

На опушке леса выросли высокие стройные. (ели)

Наталия поливает на клумбе. (тюльпаны)

Подвожу итог занятия :

Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо поработали. Звуки вас очень хвалят , они бы хотели еще поиграть, но им уже пора домой. Давайте с ними попрощаемся.

Расскажите, что вам сегодня больше всего понравилось?

Кто приходил к нам сегодня?

В какие игры мы с ними играли?

Публикации по теме:

Конспект занятия «Автоматизация звука [т] в слогах, словах, фразах» Цель: Коррекционно -образовательные цели: уточнение артикуляции звука «Т». Автоматизация звука «Т» в слогах, словах, предложениях. Закреплять.

Конспект индивидуального занятия в старшей группе «Дифференциация звуков [С-Ш] в слогах, словах» Цели: Дифференциация звуков [С], [Ш]. Задачи: -Развивать мышцы артикуляционного аппарата. -Развивать фонематическое восприятия. -Закрепить.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Л]-[Р]в словах, словосочетаниях, предложениях и скороговорках» Тема: Дифференциация звуков [Л] - [Р] Цели: Коррекционно – образовательные: отработка артикуляционных укладов для сонорных звуков; дифференциация.

Тема занятия: Автоматизация звука [Рь] Цель: автоматизация звука [Рь] Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнить правильную артикуляцию.

Дифференциация Й-Ль


Дифференциация Й-Ль в слогах

Ла-я
лэ-е
лы-и
ло-ё
лу-ю

Ла-ла-я
лэ-лэ-е
лы-лы-и
ло-ло-ё
лу-лу-ю

Ла-я-ла
лэ-е-лэ
лы-и-лы
ло-ё-ло
лу-ю-лу

Ла-я-я
лэ-е-е
лы-и-и
ло-ё-ё
лу-ю-ю

Ай-ай-ал
эй-эй-эл
ий-ий-ил
ой-ой-ол
уй-уй-ул

Ай-ал-ай
эй-эл-эй
ий-ил-ий
ой-ол-ой
уй-ул-уй

Я-я-ла
е-е-лэ
и-и-лы
ё-ё-ло
ю-ю-лу

Я-ла-я
е-лэ-е
и-лы-и
ё-ло-ё
ю-лу-ю

Я-ла-ла
е-лэ-лэ
и-лы-лы
ё-ло-ло
ю-лу-лу

Ал-ал-ай
эл-эл-эй
ил-ил-ий
ол-ол-ой
ул-ул-уй

Ал-ай-ай
эл-эй-эй
ил-ий-ий
ол-ой-ой
ул-уй-уй

Ал-ай-ал
эл-эй-эл
ил-ий-ил
ол-ой-ол
ул-уй-ул
Ай-ал-ал
эй-эл-эл
ий-ил-ил
ой-ол-ол
уй-ул-ул

Дифференциация Й-Ль в словах

Ели, клей, лейка, линейка, белье, талия, клюет, лилия, колея, аллея, Юля, Илья, Ульяна, Емеля, поленья, ульи, июль, колья, веселье, гулянье, клинья.

В действиях:
(я пою - они пели).
пою-пели
танцую-танцевали
катаюсь-катались
хлопаю-хлопали
пью-пили

Выпиливают, отпиливают, подпиливают, отклеивают, наклеивают, подклеивают, вклеивают, заклеивают, подглядывают, выглядывают, заглядывают, обливают, наливают, выливают, поливают, доливают, наблюдают, поехали, отъехали, объехали, съехали, уехали, наехали, подъехали, улетают, удивляют.

Дифференциация Й-Ль в словосочетаниях

Лёгкие поленья. Кленовая аллея. Любимый ельник. Длинная линейка. Купленная ель. Угольная пыль. Липкий фитиль. Новый улей. Постельное белье. Льняное бельё. Малиновая лейка. Легковой автомобиль. Политая лилия. Маленькая Юля. Скользкая колея. Автомобильная колея. Лимонный коктейль. Липкий клей. Далёкая Анталия. Клейкие листья. Целебный бульон. Лебединые клинья. Осиная талия. Тополиные листья. Оленья поляна.

Дифференциация Й-Ль в предложениях

У Лены юбка. У Любы ягоды. У Лени йод. У Левы майка. У Люды яхта. У Яны лимонад. У Яны лимон. У Яны лев. У Яны лейка. У Яны лютики.
Юля и Илья гуляют на поляне. У Ильи линейка, у Юли клей. Илья и Юля гуляют по аллее. Юля выливает воду из лейки. Илья наливает клей в банку.
Лиля и Юля несут белье за калитку. Лиля поливает лилию из лейки. На аллее у Юли ели, липы и клены. Осенью улетают на юг лебеди.
Юля и Илья подклеивают обои обойным клеем. Тетя Лина улетает в Италию.

Дифференциация Й-Ль в стихах

*****
Иней лег на ветви ели,
Ветви ели побелели.

*****
Мой Илья такой лентяй,
Только отдых подавай.
Дали лейку:
- Лить не буду!
- Ну, тогда помой посуду.
Или книги клеем склей,
Котику воды налей!
Но лентяй одно в ответ:
- Нет! Нет! Нет!

*****
Мы ехали, ехали,
К яме подъехали.
Яму объехали
И домой поехали.

*****
У меня есть лейка,
Ой, какая лейка,
Видели вы лейку новую мою?
Ледяной водою, талою водою
Я ее наполню и цветы полью.

*****
Мотыльки летают высоко,
Моль летает низко,
Мотыльки летают далеко,
Моль летает близко!

Дифференциация Й-Ль в текстах

Дикие лебеди
Дикие лебеди летели на юг. Они летели над селеньями, полями и долинами. Летели лебеди всю неделю и утомились. Увидели лебеди поляну. Опустились они на поляну, попили, поели, отдохнули. А потом опять по-летели на юг, в дальние дали.

Мультфильмы
Олег и Толя купили два билета в кино. Они пойдут на новые мультфильмы. Там Олег и Толя увидят кота Леопольда и олененка Бэмби. Будет мультфильм о двух ленивых тюленях, о том, как тюлени не поделили маленькую льдину. Потом Олег и Толя увидят любимый мультфильм «Ну, погоди!».

Лилии
Юля и Оля гуляли в саду. У Оли тяпка, у Юли лейка. За домом липовая аллея. На аллее - лилии. Оля наливает воду в лейку и подает Юле: «Юля, полей ли-лии!» Юля поливает все лилии до одной! Юля и Оля любят свой сад

Баба Люба
У Оли есть баба Люба. Баба Люба давно болеет. Оленька пока маленькая, она не ходит в аптеку. В аптеку ходит Олина мама. Оленька любит бабу Любу. Оля по-дает больной бабе Любе капли, таблетки, воду в бокале. Как-то, увидев много таблеток на столике, Оленька заплакала и сказала: «Бабуля! Я могу выпить за те-бя все таблетки, только ты не болей!»

На катке
Толя и Виталик всегда гуляли вместе. Зимой они катались на ледянках, лепили снеговика, сбивали длинные сосульки. Толя и Виталик сами залили у дома каток. На катке вместе катались дети из соседних домов. Встал на коньки и маленький Леня. Толя и Виталик помогали Лене. Всем детям было весело. Ленина мама ис-пекла для Толи и Виталика вкусный лимонный кекс.

Мобильный телефон
Как-то летом Галя и Лида пошли в лес. Они ходили по лесу, плели венки, искали землянику. В лесу пели птицы, цвели полевые цветы. Галя и Лида долго гуляли по лесу и заблудились. Тут дети вспомнили о мобильном телефоне. Они позвонили домой, Лидиному папе. Папа приехал в лес на автомобиле.

Зайка
Пошла Майка за старый сарай на лужайку и услышала, что в яме у сарая кто-то тоненько плачет. Подошла Майка к яме, а там маленький зайка. Достала Майка зайку из ямы, положила на лужайку. А зайка как припустит со всех ног через лужайку в ельник!
Доступно только для пользователей

Юленька
Юленька маленькая. Она лежит в коляске. Лиля гуляет с Юленькой, катает её в коляске, поёт ей колыбельную:
Люли - люли-люли,
Прилетели гули,
Колыбель качали,
Песню напевали.

Обед
Тётя Валя позвала Лену и Лилю обедать. Девочки вымыли руки и сели на стулья за большой овальный стол. Сначала Лена и Лиля ели бульон с хлебом. После бульона тётя Валя подала им котлеты с подливкой. На десерт Лена и Лиля съели малиновое желе и выпили клюквенный кисель.

Дифференциация Й-Ль в скороговорках

Тень, тень-потетень, есть вдоль улицы плетень.
Вдоль по улице иду я, в дудку длинную я дую.
Коля колья колет, Илья лейку моет.
Есть у калитки Антипа тонкая-тонкая липа.
Мы ели, ели линей у ели, их еле-еле у ели доели.
Мы видели линей, один одного длинней.


Close