Каждый день человек сталкивается с множеством образов, информацией, эмоциями и впечатлениями. О том, чтобы это оставалось без напряжения в памяти мечтают многие. Память – это кладезь и богатство, и ее значение в нашей жизни невозможно переоценить.

Многие считают, что способность запоминать без лишних усилий – врожденный дар, ген, который мы имеем как данность. Однако, это не совсем так.

Описание феномена

В психологии есть понятие, как фотографическая память (или эйдетическая память) – что означает способность человека запоминать информацию посредством визуальных образов, не осмысливая ее.

Информация остается в сознании как «картинка», при возникновении ассоциаций или осознанном желании вспомнить, она оживает.

В чем разница между обычной и фотографической памятью?

  • Обычная память действует по принципу «наполнения» свободных ресурсов, поэтому события нашей жизни мы помним с каждым годом хуже, т.к со временем сознание наполняется новыми впечатлениями и старые вытесняются. Также, специфика обычной памяти в том, что она фиксирует значимые события, или эмоционально окрашенные.
  • Эйдетическая память – фиксирует образ и, соответственно, он не смешивается с новыми событиями. Образ не зависит от настроения или ассоциаций-когда вы пытаетесь что-то вспомнить, вы видите перед собой образ целиком и можете воспроизвести в памяти даже мелочи.

Исследование феномена

Первым в психологии о понятии «эйдетизм» рассказал ученый из Сербии В. Урбанчич, а в 20-х г. прошлого столетия Э.Йеншем проведены первые экспериментальные исследования. Им была разработана классификация по степени выраженности феномена. Затем, эйдетика изучалась российскими и зарубежными психологами - М. П. Кононовой, м, С. Л. Рубинштейном, В. А. Артёмовым, А.Р. Лурией. В частности, А. Р. Лурия и совместно работающие с ним ученые, доказал, что образы из памяти могут быть сильнее реальных образов восприятия, а иногда даже влиять на физиологию человека и менять его состояние.

Упражнения

В психологии считается, что фотопамять характерна для детей до 16 лет. Затем эта способность утрачивается, но ее можно улучшить и сохранить на долгие годы, но для этого придется потрудиться.

Как развить фотографическую память? Специалисты советуют уделять этому в день не менее 15 минут минимум на протяжении месяца. Спустя месяц тренировка внимания может осуществляться реже, но окончательно бросать занятия не стоит .

Принцип эффективности упражнений для развития эйдетической памяти – систематичность. Один пропущенный день может стоить вам долгих тренировок.

  1. Упражнение «непрерывное наблюдение». Этот метод заключается в непрерывном сосредоточении внимания на предмете в течение 5 минут. Вы можете моргать, но нельзя отводить взгляд. Рассмотрите детали в мельчайших подробностях, стремитесь удерживать внимание на нужном объекте. Такое упражнение доступно онлайн.
  2. Упражнение «ритмичное наблюдение». Посмотрите внимательно на предмет или текст в течение нескольких секунд, сохраняя ровное дыхание. Закройте глаза, сделайте глубокий выдох и отдалите образ предмета из сознания. Затем сделайте вдох и снова внимательно изучайте предмет. Повторить это упражнение 50 раз. В сети есть похожие упражнения онлайн.
  3. Упражнение «мысленное видение». Посмотрите внимательно на предмет (текст) в течение нескольких минут, стремясь запомнить каждую мелкую деталь. Закройте глаза и пробуйте воспроизвести картинку перед собой с мельчайшими подробностями. Поначалу образ будет мутный, и части предмета утеряны, но со временем восприятие станет четче и более приближенным к реальности. Когда вы научитесь запоминать предметы – пробуйте проделывать тоже с картинами и текстами, каждый раз усложняя задачу. Этот метод еще называют-метод Айвазовского. Данная эйдотехника в том числе и тренировка внимания.
  4. Упражнение «видеоскоп». Сосредоточенно посмотрите на предмет или текст в течение минуты. Затем переведите взгляд на другой предмет и так же изучите его. Закройте глаза и в воображении соедините эти два предмета. Эффективность упражнения повышается при повторении 5-7 раз с разными предметами, формируется так называемая видеопамять.

  1. Упражнение «Таблица Шульте». Суть этого упражнения – быстро и последовательно находить числа в таблице, где они изначально расположены хаотичным образом. Этот метод-тренировка внимания, наблюдательности, задействована зрительная память, так как происходит запоминание не только места нужной ячейки, но и других ячеек. Такое упражнение еще и интересное-можно играть наперегонки и помимо сосредоточения внимания формируется скорость реакции.
  2. Упражнение «Игра в спички». Бросьте хаотично на стол несколько спичек, затем посмотрите внимательно на них и запомните в мельчайших подробностях как они расположены. Затем отвернитесь и с помощью других спичек и в другом месте воспроизведите их положение.
  3. Упражнение «мгновение, остановись». Этот метод можно делать в любое время – на учебе, работе или прогулке. Выберете предмет, посмотрите на него внимательно и, закрыв глаза, нарисуйте его в своем воображении.
  4. Упражнение «пустое сознание». Нарисуйте точку, расположите перед собой. Смотрите на нее до тех пор, пока не начнут возникать мысли. Когда вы почувствовали их приближение–закройте глаза и сконцентрируйтесь на предмете, стараясь его представить наиболее полно, не допуская себе возникновения мыслей. Идея этого упражнения в том, что наличие мыслей (или «шумов», как их называют психологи), приводит к ухудшению качества запоминания и яркость изображения стирается.

Если позволяет время, лучше сделать в один промежуток времени поэтапно несколько упражнений из этого списка, но, если нет возможности, даже малая тренировка со временем даст результат, поэтому можете каждый день делать простейший метод под номером семь.

Возможности эйдетизма

Фотографическая память дает множество возможностей для человека – стоит вспомнить людей, обладавших этим талантом:

  • Максим Горький – обладал навыком скорочтения и запоминал прочитанные книги на долгие годы;
  • Алексей Толстой – прежде чем написал свои книги, «видел» их содержание и текст образно;
  • Лев Вершинин – со студенческих лет знал наизусть текст Советской Исторической Энциклопедии;
  • Рональд Рейган – с одного взгляда мог запомнить целиком какой-либо текст.

Развитая эйдетическая память открывает перед человеком новые возможности – успехи в учебе, профессии, хобби напрямую зависят от того, насколько быстро и качественно вы запоминаете новую информацию.

Однако, в своем стремлении развить фотографическую память и стать эффективнее, умнее и лучше не забывайте, что важно не навредить себе. Чрезмерное увлечение эйдетизмом в конечном итоге может грозить «затмеванием» внутренними образами реальности.

Что такое фотографическая память?

Для того чтобы разгадать секрет фотографической памяти, мы должны понимать, как в принципе работает память каждого из нас. Существует научная гипотеза о том, что эмоции, слова, события, образы, люди, места, запахи, вкусы и сны формируют память человека уже после третьего месяца внутриутробного развития. Это работает как механизм для записи, хранения и классификации информации. Когда мы видим или узнаем что-то новое, это записывается в память через одно из пяти чувств, а затем становится тем, что мы называем воспоминаниями. Они формируют сеть нервной ткани мозга. Чем больше воспоминаний накапливается, тем больше мы забываем или, по крайней мере, вспоминаем сложнее. Новые связи между нейронами (сформированные последними воспоминаниями) являются наиболее доступными и активируются быстрее, именно поэтому мы вспоминаем легче ту информацию, которая зашифрована в них.

Это и есть естественный механизм нашей памяти - научиться забывать, чтобы узнавать новое. На первый взгляд, звучит совсем не логично, но это действительно один из ключевых принципов нашей памяти, сформулированный известным профессором Стэнфордского университета Робертом Бьорком.

Роберт Аллен Бьорк (Robert Allen Bjork)

Профессор Стенфордского университета. Доктор философских наук. Почетный профессор психологии в UCLA (Distinguished Professor ). Создатель парадигмы направленного забывания (Directed Forgetting Paradigm ). Специализации Роберта Бьорка: память и обучение.

Это можно проиллюстрировать следующим примером. Представьте, что вы не помните, где припарковали машину. Если бы наш мозг не имел такого механизма забывания, при первой же попытке вспомнить место парковки, вы бы получили все воспоминания, связанные с парковкой автомобиля в вашей жизни. Поиск в памяти был бы похож на электронный поиск файлов с ключевыми словами «парковка автомобиля». Конечно, это запутало бы еще больше, а полученную информацию все равно невозможно было бы использовать, чтобы найти машину. Таким образом, мозг производит классификацию информации и воспоминаний, делая менее важную информацию недоступной и оставляя ту информацию, которая наиболее важна для ежедневного выживания.

В отличие от обычной памяти фотографическая память фиксирует изображение любой сцены жизни, книжной страницы, лица (любой информации, которую можно воспринять зрительно) точно так же, как это делает фотоаппарат. При этом несущественные детали не удаляются, изображение не меняется с течением времени, а ранние изображения не вытесняются новыми. Можно сказать, что память «считывает» изображение так, как если бы оно находилось перед глазами каждый раз, когда вы пытаетесь вспомнить. Также фотографическая память может хранить тысячи разных изображений абсолютно нетронутыми, независимо от прошедшего времени. Теоретически, человек, обладающий такой памятью, может хранить целый архив документов и книг в голове - и использовать его в любое время. Если представить фотографическую память на линии графика с двумя противоположными концами, то на одном из них расположилась бы амнезия, а на другом фотографическая память. Подавляющее большинство людей находятся где-то между и имеют обыкновенную память, и только у единиц развивается фотографическая память.

В истории существует лишь несколько подтвержденных случаев обладания фотографической памятью. Например, Ким Пик, вдохновивший писателя Барри Морроу и режиссера Барри Левинсона на создание фильма «Человек дождя», мог прочитывать книжные страницы за 4 секунды и запоминать всю информацию. В конце жизни он помнил более 12 000 страниц.

Ким Пик (Kim Peek)

Американец с феноменальной памятью: запоминал до 98% прочитанной информации, за что получил прозвище «Ким-пьютер». Прототип героя Дастина Хоффмана в фильме «Человек дождя».

Ученый Джон фон Нейман мог запомнить текст любой сложности, включая ссылки и номера страниц, и в любой момент прочесть по памяти какой угодно параграф, словно книга все еще была перед его глазами.

Джон фон Нейман ()

Венгеро-американский математик. Сделал важный вклад в квантовую физику, квантовую логику, функциональный анализ, теорию множеств, информатику, экономику и другие отрасли науки. Создатель архитектуры современных компьютеров, а также теории игр и концепции клеточных автоматов. Участник Манхэттенского проекта.

Хотя свидетельства существования фотографической памяти неоспоримы, ученые не находят четких объяснений этому явлению, но при этом практически все согласны с тем, что фотографическую память нельзя развить с помощью тренировок или специальных упражнений.

Мнемоника или «искусство запоминания»

Тем не менее, существуют специальные техники, которые позволяют значительно улучшить память за очень короткое время и практически навсегда запомнить большой объем информации: несвязанных данных, цифр, текстов, иностранных слов. Это возможно благодаря методам мнемоники (слово «mneumonica» происходит из греческого языка и означает «искусство запоминания»).

Практически все мнемонические методы основаны на создании для запоминаемой информации ассоциаций с очень яркими, гротескными образами, которые сложно стереть из памяти.

4 шага для запоминания ассоциативным методом:

  1. Кодировать информацию в яркие образы.
  2. Создавать гротескные ассоциативные связи между образами.
  3. Запоминать последовательность связей через гротескный сюжет или сцену.
  4. Мысленно визуализировать сюжет или сцену для закрепления последовательности связей.

Этот метод используется для запоминания такой информации как не связанные между собой данные, длинные номера, исторические даты. Освоив эту технику, вы можете запомнить все эти данные в считанные секунды и практически навсегда сохраните их в памяти. Чудо? Нет, это просто еще одна врожденная способность нашего мозга - возможность создавать ассоциативные связи между воспоминаниями.

Память запоминает простые образы, которые используются в качестве точек опоры, чтобы воссоздать более сложные изображения или сцены. Говоря на языке информатики, такие образы являются корневым каталогом для нашей памяти.

Чем более простыми и гротескными являются образы, в которые кодируется информация, тем лучше они будут удерживаться в памяти и никогда не смешаются с похожими изображениями. Можно проиллюстрировать применение этого метода на практике с помощью наглядного примера. Вам необходимо запомнить, каким клиентам вашей фирмы и в каком порядке нужно позвонить в течение дня. Даже если вы запомните имена клиентов, все еще будет трудно вспомнить, в какой последовательности вы должны пообщаться с ними. Предположим, вы потратите немалое время для того, чтобы выучить последовательность телефонных звонков, но уже на следующий день не сможете точно вспомнить всю информацию, а через неделю забудете даже последовательность из четырех клиентов. Если же вы проявите креативность и создадите яркие образы, которые ассоциируются с каждым из клиентов, а затем придумаете ассоциативную связь, то без труда вспомните все спустя месяц и даже год.

Предположим, в списке телефонных звонков клиенты находятся в такой последовательности: Мария (домохозяйка), Петр (адвокат в юридической фирме), Люсия (продавец цветов), Андрес (пилот самолета), Моника (секретарь консалтингового холдинга), Николас (инженер), Изабель (водитель автобуса), Кармен (профессор психологии).

  • Шаг первый: кодируем информацию в образы.

Мария (домохозяйка): можно представить себе девушку в купальнике с огромной МАРкой на спине (начальные буквы слова помогают запомнить имя), летящую на метле вдоль берега (метла ассоциируется с ведением домашнего хозяйства). Редко можно увидеть на море девушку с метлой, не так ли? Это и есть гротескный образ, который воспринимается нашим сознанием очень легко. Его не спутать с реальным изображением из жизни.

Теперь нужно построить гротескный образ для следующего клиента, Петра. Можно представить одетого в старинную мантию мужчину с ПЕТухом в руке (ассоциация по начальным буквам имени). Одежда, в которой мы представляем Петра, сразу ассоциирует его с профессией адвоката. Чтобы еще лучше запомнить образ, можно добавить больше деталей (например, необычная прическа или выражение лица).

  • Шаг второй: создаем ассоциативную связь между созданными образами.

Например, Петр хочет поймать и защитить Марию, так как ее разыскивает инквизиция по подозрению в колдовстве. Это гротескная связь, которая вряд ли бы была возможна в реальном мире, поэтому наша память не сможет спутать ее с реальным событием.

  • Шаг третий: запоминаем последовательность связей путем построения сюжета.

Теперь нужно придумать конкретное действие, которое свяжет персонажей в определенной последовательности. Это должно быть именно действие, а не статичное изображение, если мы хотим надолго запомнить всю цепочку клиентов в определенной последовательности. Например, мы можем представить, что Петр бежит вдоль береговой линии, выпустив впереди себя петуха, чтобы догнать Марию, которая летит впереди на метле.

  • Шаг четвертый: мысленно визуализируем сцену.

Представляем придуманный сюжет как кино на экране. Получившаяся сцена должна быть яркой, со всеми деталями, которые мы придумали для персонажей. Это позволит запомнить всю цепочку на очень долгое время, если не навсегда.

Метод может показаться сложным, но если каждый раз, когда необходимо запомнить не связанную информацию с разными параметрами (как в описанном примере), вместо зубрежки использовать образы и связи, вы сможете развить свою креативность настолько, что на продумывание сюжета будет уходить несколько минут. Кроме улучшения памяти, это еще и развивает творческие способности, что высоко ценится сегодня в любой профессии.

Другой метод мнемоники называется метод локации (Method of Loci ) , или метод дворца памяти (Memory Palace ) . Его суть в том, что необходимо представить себе очень хорошо знакомое помещение или маршрут и «расставить» данные, которые нужно запомнить, в определенных местах помещения или маршрута, использовав гротескные образы. Пример: предположим, вы должны запомнить список и последовательность покупок. Представьте себе дорогу (место), которую вы знаете во всех деталях. Это может быть ваша комната, дом, путь на работу или в университет. Затем расставьте все объекты из списка покупок на определенных местах, связав их гротескными образами с объектами, которые там уже находятся. Например, «разместите» корову со стаканом молока у двери вашего дома, мысленно «развесьте» стаканчики с йогуртом на заборе. Представьте плавающую рыбу в затопленной автобусной остановке. Вообразите, что, садясь в машину, вы видите цыпленка вместо пассажира на переднем сиденье и т. д. Теперь проделайте в уме известный вам путь из дома на работу: вы выходите, видите забор, идете по улице, видите остановку, садитесь в машину, едете в офис. Создав гротескные образы, вы уже наверняка не запутаетесь, что и в какой последовательности нужно купить.

Уточним, что этот метод хорошо работает, только если вы почти наизусть знаете дорогу или место, которое используете для создания гротескных сцен и запоминания информации. Несмотря на кажущуюся простоту, благодаря этому методу можно запоминать практически неограниченное количество данных в определенной последовательности.

Техники мнемоники многообразны и не ограничиваются методами, о которых мы рассказали. Существуют более сложные методики, такие как численно-буквенный код, ассоциации с помощью рифм и т. п. Они требуют гораздо больше времени и усилий для освоения, но вместе с тем позволяют запоминать большие объемы информации в самых разных областях. Но даже сделав первый шаг и научившись применять ассоциации, вы почувствуете, что память намного улучшилась, стала более ясной. Вы также сможете без труда визуализировать идеи, а это очень полезно в бизнесе и карьере.

Приветствую вас, мои дорогие читатели! Легко ли вы запоминаете новую информацию, можете сейчас вспомнить что было на уроке по химии в девятом классе, сможете ли детально описать, как выглядела ваша воспитательница в детском саду? Память - одна из важнейших способностей человека. И сегодня я хочу поговорить о том, как развить фотографическую память быстро. Ведь многие уверены, что это просто миф.

Что такое фотографическая память

Если вас интересуют различные техники запоминания, вы хотите собрать целую базу упражнений, то вам очень пригодится книга Станислава Матвеева «Феноменальная память ». Из нее вы узнаете, что человеку мешает быстро и легко запоминать, кроме того, автор раскрывает несколько мифов и предлагает задания, которые пригодятся вам в различных сферах жизни.

Как мы уже поняли с вами, память - это важнейшая способность человека сохранять и воспроизводить информацию. Как это все работает? Существует несколько способов восприятия: визуальный, тактильный, обонятельный и другие. Именно так человек воспринимает окружающий мир и запоминает.

Например, когда я вспоминаю детство, то у меня в голове возникают яркие зрительные образы родителей, до меня доносится запах бабушкиного пирога и я слышу, как тарахтит мопед соседа.

Когда человек видит что-то новое для себя, то он воспринимает это через одно из чувств, информация записывается в памяти, что в дальнейшем образует целую сеть в нервной ткани нашего мозга. Не удивительно, что одни воспоминания ярче, а другие тусклее. Так, старые воспоминания куда более блеклые. И этому есть объяснение.

Например, вы забыли куда положили паспорт и пытаетесь вспомнить. Так вот, если бы все воспоминания с паспортом были одинаково яркими и свежими, то это значительно затруднило бы поиски в данный момент. Если сравнить работу мозга с компьютером, то вы просто бы ввели запрос «потеря паспорта» и вам выдались все случаи, из которых пришлось бы выискивать последний. Чтобы запоминать новую информацию, нам приходится забывать что-то из прошлого.

Фотографическая память или как ее еще называют эйдетическая - это запоминание картинки, страницы текста, цифрового ряда с точностью до каждой мелочи. Это безошибочное запоминание. Сравнить можно и правда с фотоаппаратом. Но обладателем такой памяти стать невозможно.

Если мы с вами возьмем фотографическую память как последнюю точку на горизонтальном графике, то на другом конце окажется полная амнезия. Тогда как посередине и находится обычная память человека.

Можно ли развить свою память, научиться быстро сохранять и воспроизводить информацию? Можно. Для этого существует огромное количество мнемотехник, специальных упражнение и заданий.

Если вам тяжело выработать график упражнений самостоятельно, то вам отлично поможет ресурс - brainapps.ru . Это приложение, которое разработано с целью помогать людям развивать и улучшать память, мышление и внимание. В нем вы найдете простые и забавные упражнения, справится с которыми не составит труда. Не расстраивайтесь, если вы получите низкий результат, ведь вы только в начале своего пути по достижению феноменальной памяти!

Работа на результат

Первое, что вы должны сделать - это заручиться внутренней . Иначе вы сделаете несколько упражнений, пройдет три дня и вы забросите это занятие, как и многое другое, например, утренние пробежки или зарядка по утрам. Найдите свою мотивацию, чтобы каждый день выполнять задание.

Ведь чтобы добиться необходимого результата вам и правда придется заниматься каждый день, пусть и по пятнадцать минут, но обязательно без пропусков. Что вам даст хорошая память, для чего вы решили этим заняться, чем вы себя наградите, когда получите хороший результат?

Далее, вы составляете расписание. Каждый день у вас должно быт отведено от пятнадцати до шестидесяти минут на задание. Подумайте, если случится форс-мажор и вы не успеете выполнить задание вовремя, как вы сможете это исправить? Например, сделать упражнение дома за час до сна. Я предложу вам несколько техник, упражнений и заданий, из которых вы и скомпонуете свое расписание.

Мнемонические техники

На чем основываются подобные задания? На создании ярких, гротескных и простых образов, которые помогут быстро и легко запомнить несвязанную между собой информацию (номер телефона или банковской карты, список покупок, имена клиентов и так далее).

Начать, пожалуй, следует с более бытового и простого примера. Вы собираетесь в магазин за покупками. Вот перед вами лежит список: носки, сахар, цыпленок, салфетки и хлеб. Теперь вам предстоит представить себе свою дорогу от дома до работы или спальню. Выберете то место, которое вам очень хорошо знакомо. И теперь расставляйте все предметы из списка покупок на пути от дома до работы.

Вот вы выходите из подъезда и на лавочке лежат яркие красные носки. А дорожка до вашей машины усыпана белым как снег сахаром. Вы садитесь в машину, а рядом с вами на пассажирском сиденье сидит смеющийся цыпленок и салфетками трет окна. Когда вы подъезжаете на работу, то там вас встречают с красной ковровой дорожкой и хлебом.

Вот все необходимые покупки, которые теперь связаны яркими образами. Очень важно, чтобы вы действительно хорошо знали дорогу от дома до работы.

Если вам нужно запомнить имена клиентов, с которыми вы завтра встречаетесь и их последовательность, то и тут можно прибегнуть к созданию ярких, гротескных образов.

Давайте представим, что у вас завтра четыре встречи: Елена (банковский работник), Константин (риелтор), Светлана (курьер) и Василий (водитель). Для начала представляем себе Елену с огромной ЕЛью в руках, что помоет запомнить имя девушки. Елена с елью в руках купается в бассейне, наполненном монетами, что отсылает нас к ее профессии.

Вы часто встречаете девушку с елью в руках, которая купается в бассейне полном денег? Верно, нет. Это и есть создание гротескного образа.

Далее, мы создаем образ для Константина риелтора. Представляем себе мужчину в майке, на которой нарисована огромная голова КОНя (отсылка к имени), и мужчина этот сидит верхом на коттедже (его профессия). А теперь мы создаем связь между первым объектом и вторым. Например, к девушке с елью в руке, в бассейне из денег приходит мужчина в майке, с головой коня, верхом на коттедже и выгоняет ее оттуда.

Мнемонических техник существует огромное количество и они больше направлены на запоминание несвязных между собой объектов. Соглашусь, что придумывать подобные образы не так-то просто, но если тренироваться, то вы станете не только быстрее запоминать информацию, но и будете развивать свои творческие способности.

«Чанкинг»

Простой прием, который поможет вам задержать в памяти несвязные между собой числа, предметы или слова. Например, когда вы идете за покупками, то разделяете свой список на категории: салат (помидоры, огурцы, сметана), суп (курица, картошка, лук, морковка, лапша) и так далее.

Когда необходимо запомнить комбинацию цифр, то вы разбиваете ряд на боле мелкие. Вам надо запомнить следующий ряд: 8129090743589. Разбиваете его следующим образом: 812-9090-743-589. Запомнить маленькие секции куда более эффективно, тем более, если эти цифры будут иметь под собой некий образ: 812 — код города; 9090 — последние цифры телефона; 743 - номер квартиры; 589 - номер машины.

Визуальная память

Предлагаю вашему вниманию два упражнения для улучшения зрительной памяти, и как следствие развитию фотографической памяти. Конечно, вначале результат не будет таким потрясающим, как бы хотелось. Но если продолжать тренироваться, заниматься каждый день и прилагать усилия, то вы сможете легко и быстро запоминать предметы, картины или даже текст.

Упражнение 1. Выберете любой предмет (банка с кремом, линейка, ручка, монетка). Смотрите на предмет и старайтесь запоминать все мелочи и детали, изгибы, линии и штрихи, цвет, форма, зазубрины. Закрывайте глаза и мысленно представляйте себе предмет во всех деталях.

Вначале образ может быть расплывчатым и неясным. Ничего страшного. Откройте глаза и посмотрите на предмет еще раз. Снова закрывайте глаза и вспоминайте. Конечно, бесконечно подглядывать нельзя. Открыть глаза можно пять/шесть раз.

Учитесь сначала запоминать пять деталей, потом семь, девять и так далее. Не спешите и не пытайтесь сразу идеально запомнить предмет. Это задание можно выполнять каждый день по пятнадцать минут.

Упражнение 2. Во время дороги домой с работы, например, вы можете тренировать свою зрительную память. Когда вы стоите на остановке, оглянитесь и выберете какой-то объект: фонарь, вывеску магазина, скамейку и так далее. Закройте глаза и старайтесь воспроизвести этот объект в своей голове.

Помоги себе сам

Кроме ежедневных тренировок, вам следует учитывать некоторые факторы, которые могут помешать вам. Плохой сон, сильные физические или психологические нагрузки негативно влияют на память. Как и вредные привычки (курение и алкоголь). Нездоровая пища, кислородное голодание, нервные срывы. Любой из этих факторов может служить причиной снижения у вас памяти.

И здесь только вы сами можете помочь своему организму. Добавьте в рацион больше рыбы, орехов и меда. Проветривайте помещение, в котором долго работаете, гуляйте хотя бы два раза в неделю, хорошо высыпайтесь.

Использовали ли вы какие-либо приемы для запоминания в школе и университете? Что вам сейчас сложнее всего запомнить?

Удачи вам и терпения!

Память человека так же индивидуальна, как и лицо, мы все похожи друг на друга но в тот же час имеем отличительные черты. Память можно развить в любом возрасте –начинать игровые занятия с маленькими детьми или тренировать в взрослой жизни. Внимательность и наблюдательность никогда не будут лишними, а наоборот очень пригодятся в решении повседневных задач.

Что такое фотографическая память?

Эйдетизм – способность человеческого мозга сохранять и воспроизводить ранее запечатлённые образы, предметы, явления и обстоятельства с точными деталями. Его ещё принято называть . Слово эйдетизм имеет греческие корни - «эйдос» значит образ, облик, внешний вид. До сих пор эйдетизм в психологии – реальный необъяснимый феномен отдельно взятых людей, иногда он сопровождается высокими вычислительными способностями – выше, чем у современных компьютеров последнего поколения.

Можно ли развить фотографическую память?

Фотографическая память может быть врожденной особенностью или приобретенной методом системных тренировок. Психологи объясняют, что такая память позволяет эйдетику воспроизводить минувшие события с подробными мельчайшими деталями, где основой является картинка, но к ней подключаются другие виды памяти – тактильная, слуховая и даже обонятельная. Человек воспроизводит в голове сюжет, как будто попадает реальную ситуацию.

Эйдетическая память имеет свойство вырезать минувшие моменты, заменяя их сюжетами на основе испытанных в то время эмоций или переживаний. Ученые утверждают, что фотографическая память присуща всем с раннего детства, но с годами она теряет свои свойства. Преднамеренно развить в себе способность к данному виду памяти, и обладать ею как прирожденные эйдетики, к сожалению нельзя, но достичь высоких результатов и повысить способность к запоминанию можно.

Как быстро развить фотографическую память?

Для того чтобы выработать фотографическую память и развить ее, как минимум, до уровня известного Шерлока Холмса, надо приложить большие усилия. Научиться не просто видеть картинку, а тренироваться замечать мельчайшие детали. Сконцентрированное разглядывание окружающих предметов, учитывая мелочи на сознательном уровне – первый шаг к развитию супер памяти. Тренировка и развитие памяти на начальном этапе будет проходить осознанно, через определенный период времени такое изучение плавно перейдет на бессознательный уровень.

Изучение и воспроизведение минувшего дня или просмотренного фильма в мельчайших деталях с правильной последовательностью, должно производиться в сознании каждый день – это поможет развить данный вид памяти быстрее. Детальный анализ картин или картинок методом внимательного изучения подробностей на протяжении 30 сек., в самом начале тренировок должно быть систематичной привычкой, обычным явлением. Целесообразно уменьшать интервал изучения, после каждого успешного раза.

Как развить фотографическую память - упражнения

Тренировка фотографической памяти – это работа мозга, он не должен простаивать в бездействии. Привычным занятием для людей, которые хотят развить память, должно быть разгадывание кроссвордов, головоломок, логических задач изучение иностранных языков – занятия нейробикой. Гениальный Леонардо да Винчи развивал свои способности, изучая стены с брызгами красок, но современная методика предлагает начать упражнения с элементарных задач по запоминанию, которые помогут развить заложенные задатки эдейтизма:


Игры на развитие фотографической памяти

Игры на развитие фотографической памяти – способствуют . Задачи, которые развивают фотографическую память в любом возрасте:

  1. Читать задом наперед. Следует начать с простых слов, потом тренироваться на словосочетаниях и фразах.
  2. Подслушать чужой разговор. Находясь в общественном месте надо уловить отрывок чужого разговора, потом воспроизвести все услышанные слова и интонацию - изобразить чужие эмоции.
  3. Проводить ассоциации – сравнивать предметы и обстановку с привычными и стандартными вещами.
  4. Изучение стихов хорошо помогает развить память.
  5. Чтение вслух с интонацией и расставленными акцентами, текст не должен звучать монотонно в нем должна быть передача мыслей и переживаний.
  6. Кидание спичек – произвольно бросить спички на стол или пол, отвернуться и воспроизвести такую же расстановку.

Как развить фотографическую память? Память, в том числе и фотографическая память, это способность запоминать информацию. А как развивают любую способность? Правильно! Ее тренируют. Следовательно, чтобы развить фотографическую память, ее нужно тренировать. Но каким образом это делать?

Обычно самые простые решения являются самыми лучшими и самыми эффективными. Самое простое решение в вопросе развития фотографической памяти, это взять любую картинку и попытаться за короткий промежуток времени (5-10 секунд) как можно лучше, во всех деталях ее запомнить. Затем воспроизвести запомненный образ на мысленном экране и сравнить с оригиналом.

Вполне естественно, что поначалу это будет получаться не очень хорошо. Попробуйте запоминать сначала 5-6 деталей и их положение на картинке. Затем запоминайте 7-8, затем 9-10 и так далее, пока не научитесь запоминать всю картинку в целом.

Сказать конечно проще чем сделать, но ведь никто и не говорил, что будет легко. Зато результат превзойдет все ожидания. Ведь развитая фотографическая память - это огромнейшее преимущество в любой области деятельности. Кем бы Вы ни были, где бы Вы ни работали - фотографическая память будет Вашим «секретным оружием», обуславливающим значительное превосходство над людьми, у которых фотографическая память не развита.

Прежде чем перейти к тренировке фотографической памяти я рекомендую сесть за стол и записать несколько причин, по которым Вы решили это сделать. Например: «Развитие фотографической памяти даст мне...» или «Я тренирую фотографическую память для того, чтобы...» и так далее. Это нужно для самомотивации. Без мотивации Вы потренируетесь день-два, ну максимум три, и на этом все закончится. Останется лишь горечь от еще одного дела, не доведенного до конца.

Теперь, когда Ваш пыл будет остывать и тренироваться будет лень, прочитайте список причин, по которым Вы решили развивать фотографическую память. Это поможет не отказаться от своей цели и продолжать тренировки.

Рекорды памяти

Слюсарчук А. Т. - установил ряд рекордов по запоминанию больших объёмов чисел, последовательностей геометрических фигур, а также текстовой и другой информации. В частности, запомнил 30 миллионов знаков числа Пи. Методика запоминания Слюсарчука основана на использовании фотографического восприятия информации.

Ким Пик — читал со скоростью 4-5 секунд на страницу текста. К концу жизни Ким Пик практически наизусть знал более 12 тысяч ранее прочитанных им книг. Он помнил карты почти всех городов и автомагистралей США. Оперировал днями недели в календаре за последние 2000 лет!

Леонард Эйлер помнил первые шесть степеней всех чисел от 2 до 100.

Наполеон помнил многих своих солдат в лицо и по имени. Кроме того, он запоминал качества людей. Кто храбр, кто труслив, кто умен, кто глуп.

Замечательная память была у брата А.С. Пушкина. Однажды Пушкин потерял пятую главу поэмы «Евгений Онегин» и пожаловался на это брату. Через некоторое время брат прислал ему текст потерянной главы с точностью до запятой (он один раз ее слышал и один раз читал).

Уроженка Индии Шакутани Дэви могла мгновенно извлекать корни 6-й степени из 9-значных чисел.

Академик А. Ф. Иоффе пользовался таблицей логарифмов по памяти, а великий русский шахматист А. А. Алехин мог играть «вслепую» по памяти с 30-40 партнерами одновременно.

Уильям Клайн помнил таблицу умножения до ста тысяч, квадраты всех чисел до ста пятидесяти и все простые числа до десяти тысяч. Он неоднократно присутствовал при испытании компьютеров английских фирм. Однажды компьютеру дали задание извлечь корень квадратный из числа 555555555555. Пока в компьютер вводили задание, Клайн выдал результат: «745356». Позже компьютер дал ответ: 745355,9924.

От всего сердца желаю Вам как можно быстрее развить фотографическую память. Надеюсь приведенные выше рекорды памяти будут помогать и вдохновлять Вас на это!


Close