А. В. Шариков, А. А. Мосалов, В. В. Алпатов, Д. А. Шитиков, Т. В. Макарова

Проверочные задания по зоологии. Часть 2. Позвоночные животные

Учебно-методическое пособие по дисциплинам «Зоология» и «География животных»

Рецензент

И. А. Жигарев, заведующий кафедрой зоологии и экологии биолого-химического факультета МПГУ, д-р биол. наук, профессор


© Издательство «Прометей», 2012

Тестовые задания по теме «Классы головохордовые и круглоротые»

1. Сколько видов относят к подтипу бесчерепные?

а) около 50;

б) около 20;

в) около 30;

г) около 40.


2. Функция спирального клапана в кишечнике у миног…

а) ускорение прохождения пиши;

б) придает жесткость кишечнику;

в) замедление прохождения пищи;

г) служит размельчению пищи.


3. Атриальная полость образуется…

а) двумя метаплевральными складками;

б) подхвостовым плавником;

в) из целомической полости;

г) в ротовой полости.


4. У круглоротых венозный синус примыкает…

а) к спинной аорте;

б) к желудочку сердца;

в) к предсердию;

г) к брюшной аорте.


5. Функция миосепт…

а) обеспечивают согласованную работу мышечных волокон;

б) поддерживают венозный синус;

в) прикрепление внутренних органов;

г) опора мышечным волокнам.


6. Ланцетник был впервые описан…

а) Палласом;

б) Северцовым;

в) Дарвином;

г) Шмальгаузеном.


7. У круглоротых орган обоняния…

а) непарный;

б) парный;

в) парный, но располагается в разных участках тела;

г) отсутствует.


8. Предротовая воронка у ланцетника окружена…

а) 100 парами щупалец;

б) 25 парами щупалец;

в) 10–20 парами щупалец;

г) 20–30 парами щупалец.


9. Функция боковой линии…

а) хеморецепция;

б) защитная;

в) светочувствительная;

г) восприятие давления воды.


10. Головной конец хорды ланцетника…

а) выдается за край нервной трубки;

б) немного не доходит до края нервной трубки;

в) сильно не доходит до края нервной трубки;

г) хорда и нервная трубка одинаковой длины.


11. Глазки Гессе располагаются…

а) на поверхности нервной трубки;

б) ближе к внутренней поверхности нервной трубки, граничащей с невроцелем;

в) в невроцеле;

г) на периферических нервах.


12. У круглоротых вольфовы каналы являются…

а) частью пищеварительной системы;

б) половыми протоками;

в) мочеточниками;

г) одновременно и половыми протоками и мочеточниками.


13. Печеночный вырост у ланцетника отходит от…

а) передней части кишки;

б) от ротовой полости;

в) от глотки;

г) задней части кишки.


14. Висцеральный скелет круглоротых представлен…

а) хрящами ротовой воронки и языка;

б) хрящевой решеткой;

в) хрящами языка;

г) хрящами ротовой воронки, языка и хрящевой решеткой.


15. Кровь ланцетника…

а) содержит форменные элементы и пигменты;

б) не содержит форменные элементы и пигменты;

в) содержит форменные элементы и не содержит пигменты;

г) содержит пигменты и не содержит форменные элементы.


16. Движение крови у ланцетника осуществляется сокращением…

а) сердца;

б) спинной аорты;

в) брюшной аорты и спинной аорты;

г) брюшной аорты и жаберных артерий.


17. Жаберные мешки и лепестки круглоротых имеют…

а) мезодермальное происхождение;

б) смешанное происхождение;

в) эктодермальное происхождение;

г) энтодермальное происхождение.


18. В венозный синус у ланцетника кровь попадает из…

а) двух кювьеровых протоков и печеночной вены;

б) кювьеровых протоков;

в) спинной аорты;

г) печеночной вены.


19. Круглоротые имеют…

а) непарный корень аорты;

б) парный корень аорты;

в) три корня аорты;

г) четыре корня аорты.


20. У круглоротых полукружных каналов во внутреннем ухе…

а) всегда 3;

в) всегда 2;


21. У ланцетника нефридии располагаются…

а) вдоль всего тела;

б) в хвостовом отделе;

в) в области глотки;

г) от глотки до хвостового отдела.


22. Головной мозг у круглоротых состоит из…

а) 4 отделов;

б) 5 отделов;

в) 3 отделов;

г) 6 отделов.


23. Жаберные мешки у круглоротых открываются…

а) только в дыхательную трубку;

б) в дыхательную трубку и на поверхность тела;

в) только на поверхность тела;

г) на поверхность тела и в кишечник.


24. Роговые зубцы у миног располагаются…

а) на языке и в кишечнике;

б) на предротовой воронке и на языке;

в) только на предротовой воронке;

г) только на языке.


25. Печеночный вырост ланцетника…

а) гомологичен печени более высокоорганизованных позвоночных;

б) аналогичен желудку более высокоорганизованных позвоночных;

в) аналогичен печени более высокоорганизованных позвоночных;

г) гомологичен желудку более высокоорганизованных позвоночных.


26. У круглоротых хвостовой плавник…

а) протоцеркальный;

б) гетероцеркальный;

в) отсутствует;

г) гомоцеркальный.


27. Кровеносная система ланцетника состоит из…

а) одного круга кровообращения;

б) двух кругов кровообращения;

в) 1–2 кругов на разных возрастных стадиях;

г) незамкнутого круга кровообращения.


28. У круглоротых соединительнотканная оболочка покрывает…

а) только хрящевую решетку;

б) только хорду;

в) только нервную трубку;

г) хорду и нервную трубку.


29. Половые продукты у ланцетника выводятся наружу через…

а) анальное отверстие;

б) через ротовое отверстие;

в) специальное половое отверстие;

г) атриопор.


30. У круглоротых головных нервов…

Тестовые задания по теме «Класс хрящевые рыбы»

1. Какой тип хвостового плавника у хрящевых рыб?

а) процеркальный;

б) гетероцеркальный;

в) гомоцеркальный;

г) ацеркальный.


2. Гемальный канал располагается…

а) в печени;

б) между верхними дугами позвонков;

в) между нижними дугами позвонков;

г) над спинномозговым каналом.


3. Брызгальца у хрящевых рыб – это…

а) рудименты жаберных щелей;

б) рудименты глаз;

в) рудименты слуховых отверстий;

г) рудименты обонятельных отверстий.


4. Первая висцеральная дуга у хрящевых рыб представлена…

а) небно-квадратными хрящами;

б) губными хрящами;

в) меккелевыми хрящами;

г) гиоидными хрящами.


5. Коракоидный отдел хрящевой дуги грудных плавников располагается…

а) выше выступа, к которому крепится плавник;

б) ниже выступа, к которому крепится плавник;

в) входит в состав плавника;

г) входит в состав черепа.


6. Число жаберных щелей у хрящевых рыб …

а) обычно 3, реже 5–9;

б) обычно 6, реже 7–10;

в) обычно 4, реже 5–9;

г) обычно 5, реже 6–7.


7. Парные конечности у хрящевых рыб представлены…

а) брюшными и спинными плавниками;

б) спинными плавниками;

в) грудными и брюшными плавниками;

г) грудными и спинными плавниками.


8. Третья висцеральная дуга у хрящевых рыб представлена…

а) небно-квадратным и меккелевым хрящами;

б) губными хрящами;

в) копулой;

г) гиоидными хрящами.


9. У хрящевых рыб череп платибазальный, то есть…

а) глазницы разделены головным мозгом;

б) черепная коробка состоит из костных элементов;

в) глазницы отделены хрящевыми мостиками от черепной коробки;

г) глазницы разделены костной перегородкой.


10. Хрящевые лучи, служащие опорой для межжаберных перегородок, отходят от…

а) от мозгового отдела черепа;

б) переднего края жаберных дуг;

в) центральной части жаберных дуг;

г) заднего края жаберных дуг.


11. Рострум у хрящевых рыб – это…

а) вырост черепной коробки;

б) выросты над глазницами;

в) небольшой гребень на голове;

г) особая форма нижней челюсти.


12. Плакоидная чешуя и зубы…

а) аналогичны;

б) гомологичны;

в) отсутствуют у хрящевых рыб;

г) образуются только у скатов.


13. Вторая висцеральная дуга у хрящевых рыб представлена…

а) небно-квадратными хрящами;

б) гиомандибулярными хрящами;

в) губными хрящами;

г) копулой.


14. Пояс задних конечностей (брюшных плавников) состоит из непарного хряща, расположенного…

а) в хвосте;

б) в мускулатуре вдоль тела;

в) в мускулатуре поперек тела;

г) вдоль позвоночника, прикрепляясь к нему.


15. Гиостилия – это…

Раздел I. Ботаника в фактах и

событиях.

знаний по истории развития и становления биологии как науки в целом,

а также отдельных ее отраслей; о роли конкретного признака в жизни

различных организмов, а так же знаний анатомии и физиологии организ-

1.Однажды к Луи Пастеру пришел незнакомец и представился секундантом

некоего графа, которому показалось, будто ученый оскорбил его. Граф

требовал удовлетворения. Пастер спокойно выслушал секунданта и сказал:

«Раз меня вызывают на дуэль, я имею право выбрать оружие. Вот две

колбы: в одно возбудитель холеры, в другой чистая вода. Если человек,

приславший вас, согласится выпить содержимое одной из них, я выпью

из другой колбы». Как вы думаете, состоялась ли дуэль? Как можно назвать

такой вид оружия?

(Дуэль не состоялась, оружие – бактериологическое).

2.Жена немецкого сельского врача Роберта Коха Эмма преподнесла ему на

день рождения подарок. Этот дар любимой женщины определил его пос-

следующие научные успехи. С легкой руки Эммы ему крупно повезло: вско-

ре он стал лауреатом Нобелевской премии. Его именем названа бактерия-

возбудительница туберкулеза. Что же подарила Коху его дальновидная суп-

(Подарком был микроскоп. С его помощью Р. Кох открыл также возбудите-

лей холеры, бубонной чумы, сонной болезни и столбняка, чем спас жизни

миллионам людей, Оказалось, что эти страшные болезни можно лечить!)

3.Экспедиция Витуса Беринга подходила к концу, но болезнь наступила на

всех – расшатывались и выпадали зубы. Большая часть экипажа погибла,

погиб и сам Беринг. В живых осталась группа людей, которая стала упо-

треблять в пищу водоросли. Что спасло людей?

(Бурые водоросли).

4.В Германии в одном из баварских болот был обнаружен средневековый

рыцарь в доспехах, а в Австрии, на глубине 1,2 м обнаружили остатки бре-

венчатой дороги, проложенной римлянами, а на дороге – римскую монету

с изображением императора Тиберия Клавдия, датированную 41 г. до н.э.

Как можно объяснить сохранность этих и других находок?

5.Высушенный мох, особенно мох – сфагнум, применяется при строительстве

домов, скотных дворов и других построек в качестве утеплителя стен, по-

толков и пр. Благодаря каким особенностям мох нашел такое применение?

6.В военные годы, при отсутствии ваты при перевязке ран врачи использовали

сухой сфагновый мох. Какие свойства этого растения учитывались при этом,

и не забудьте, что перевязочный материал должен быть стерильным?

7.С папоротником связано много легенд, в каждой из них высказывается вера

в магическую силу папоротника: сделать человека мудрым, принести ему достаток, найти заветный клад. Так, с черным папоротником (страусово перо) связано легенда о том, что в середине лета, в ночь (с 6 на 7 июля) накануне религиозного праздника Ивана Купалы происходит цветение папоротника и что небольшой ярко – красный цветок этого растения обладает волшебной силой. Цветок папоротника своим ярким свечением указывает место, где зарыт клад. Почему никому из людей еще не удавалось увидеть цветок какого – либо папоротника?

(Папоротник не цветет).

8. Как - то в Сибирь поздней осенью приехал малосведущий в лесном деле, но очень самоуверенный ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:

Это хвойный лес?

Хвойный, - последовал ответ.

А где хвоя?

По чьей вине?

По вине самой природы.

Вы мне за природу не прячьтесь. За гибель леса отвечать будете вы…

Из каких деревьев состояла тайга? Какой особенности этих деревьев не знал ревизор?

(Лиственница, единственное листопадное растение среди хвойных деревьев).

9. В 1596 г. Жак Картье отправился в экспедицию на корабле в целях исследования берегов Канады. Весь экипаж заболел цингой. Двадцать шесть матросов умерли к тому времени, когда судно подошло к берегам реки Св. Лаврентия. Высадившись на берег, команда корабля не могла найти в северных лесах ни лимонов, ни овощей. И все же Жаку Картье удалось спасти оставшуюся команду от смерти, послушавшись индейцев.

Какой совет дали индейцы Жаку Картье?

(Пожевать хвою, пить отвар из хвои).

10.В книге «Жизнь растений» К.А. Тимирязев пишет: «Природа здесь прибегла к уловке…Корень при возможно малой затрате строительного материала в состоянии обежать большее число частиц почвы, прийти с ней в возможно тесное соприкосновение…» О какой уловке идет речь?

(Корневые волоски).

Раздел II. Ботаника в задачках.

    В ботаническом саду этикетки на деревья привязаны с помощью проволоки (но свободно!) на высоте 1,3 м от земли. Дерево растет в высоту по 30 см в год. На какой высоте окажется этикетка через три года? Почему этикетки на деревьях привязаны свободно?

    Опровергните такие утверждения о ядовитых грибах:

    от ядовитых грибов темнеет серебро;

    от ядовитых грибов сворачивается сырое молоко;

    от ядовитых грибов буреют головки лука и чеснока.

    Грибы порядка Трюфелевые имеют подземные плодовые тела. Каким образом условия существования влияют на морфологию плодовых тел?

    Ученые заметили, что у некоторых шляпочных грибов температура плодовых тел может быть выше, чем температура окружающей среды. Например, при температуре воздуха 13 ˚C шляпка боровика нагревается до 15˚C, а температура спороносного слоя может достигать 18˚C. Объясните биологическое значение такого повышения температуры.

    Широко известные грибы опята поселяются на пеньках, способствуя их разрушению: древесина становится трухлявой. Когда в грибницу проникает кислород, древесина пня начинает светиться. Замечено, что наиболее интенсивно пни светятся теплыми, влажными ночами. Объясните почему.

6. Шляпочные грибы, используемые человеком в пищу, часто бывают

червивыми. Бывают ли червивыми ядовитые грибы – мухомор,

бледная поганка и др.?

П 7. Почему посещение людьми парков и пригородных лесов пагубно

сказывается на состоянии древостоя, даже если люди не наносят

деревьям прямого вреда?

В 8. Все ли тополя «пушат»? Объясните ответ?

9.У каких растений цветочные стрелки и стебли, несущие цветки, после отцветания сильно растут и что это дает растениям?

(Многие виды зонтичных, колокольчиковых и др. Как приспособление к распространению ветром, птицами).

(Печеночница и кислица цветут весной; околоцветник печеночницы синевато-лиловый; маршанция – мох; плод земляники - многоорешек (фрага); у ромашка не одиночные цветы, а соцветие – корзинка; лютик с оранжево – красным млечным соком – чистотел; белыми цветками цветет «глухая крапива» (яснотка белая из семейства губоцветных), которая не жжется и не употребляется для приготовления щей.

11. Одно яйцо варят 4 мин. Сколько минут надо варить 6 яиц?

Раздел III. Зоология. Задания типа

«Угадай – кто».

    Определите птиц по клювам (рис.1). Подчеркните названия тех птиц, которые встречаются в Украине.

(Фламинго, колпица, тупик, козодой, баклан, шилоклювка, клест).

    Китайцы считают эту птицу символом благополучия, полинезийцы – ночным злым богом, а у древних греков она символизировала мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу «нечистой силой», слугой дьявола. Что это за птица?

    В старой легенде об этой птице говорится, что одна женщина убила своего мужа и за это была превращена Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор эта птица.

Угадайте кто она?

(Кукушка).

    Укажите название птицы, чье имя совпадает с названием струнных музыкальных инструментов.

    У этой птицы необычная внешность: большие округлые глаза, маленькие,не приспособленные к ходьбе ноги, а главное – большой рот. Вечерами эта птица часто вьется над степью, снует возле вымени коз, коров. В Испании эту птицу называют та, что «подставляет» пастухов. А как ее называют в Украине?

(Козодой).

    Что за животные изображены на рисунке (рис. 2)? Каково их систематическое положение?

(Губка – бодяга, гидра, сцифоидная медуза - корнерот).

    В Древней Греции существовала легенда о красавице – ткачихе Арахне, которая в соревнованиях выткала свою ткань не хуже, чем сама Афина. За неслыханную дерзость (не шутка - состязаться с богами!) Афина не признала работу девушки. В отчаянии Арахна хотела повеситься, но мстительная богиня не дала девушке этого сделать и превратила ее в животное, постоянно плетущее паутину. Назовите это животное? Каково его систематическое положение?

Раздел I Ѵ . Грамматика в биологии.

1.Записать переставив буквы местами, названия процессов жизнедеятельности, Учащиеся должны прочесть этот процесс и правильно назвать его

определение:

Девывение – выведение - это…

Лденеие – деление – это…

Торс – рост – это…

Хынадие – дыхание – это…

Софотинзет – фотосинтез – это…

Жазмнорние – размножение – это…

2.Записать слова с пропущенными буквами. После правильного применения

орфограммы учащиеся получат слово:

Французс…ий

Ил…юминация

Шес…надцать

Немец…ий

Р…стение.

Ботаника. Задания на применение знаний.

1.Вставить пропущенные слова:

Основными отличительными признаками покрытосеменных растений

является наличие у них ______ и ______. В цветках находится ______,

в расширенной части которого______ развиваются _______. Семена

находятся внутри ______.

2. Вставьте пропущенные слова в предложениях:

Осевая часть цветка, на которой расположены все остальные части,

носит название ______. Двойной околоцветник состоит из ______ и

Чашечка цветка образована ______, а венчик ______. Околоцвет-

ник выполняет функции______ и ______. Главные части цветка – это

Тычинка состоит из ______, пестик состоит из ______.

3.Какие приспособления имеются у растений, произрастающих на

бедных элементами минерального питания почвах?

(Низкая поглощающая способность корней, высокая степень

развития микориз, малая скорость роста и большая длительность

жизни всего растения, большая биомасса корней, избыточное

поглощение элементов минерального питания как бы впрок,

приспособление к получению элементов минерального питания

не из почвы, высокая степень реутилизации).

4. Каким органам растений и частям цветка могут быть гомоло –

гичны крылатые приспособления у плодов и семян различных

растений?

(Прицветным листьям, чашелистикам, листочкам простого

околоцветника, стенкам завязи плода. Только лепестки и

тычинки не могут видоизменяться в крыловидные образования).

5. В каких целях и с помощью каких приспособлений растения

привлекают насекомых?

6. Какими способами лист цветкового растения может защищаться

по воздуху?

Раздел Ѵ. Зоология. Вопросы

«На систематизацию».

Один из важнейших способов структурирования зоологического знания –

«свертывание» сведений о видах в характеристике надвидовых таксономи –

ческих единиц. Эта особенность зоологии порождает специфический класс

вопросов.

1.Сколько ног у домашней мухи?

2. Сколько артерий отходит от сердца у осетра, снегиря, лося, жабы,

живородящей ящерицы?

3. Как устроены органы выделения тропической стрекозы?

4. Сколько ног у бабочки – крапивницы?

5. Сколько крыльев у мух – дрозофил?

6.Чем отличается живорождение у кролика и у гадюки?

7.Расположите следующих животных – собака, жираф, курица,

лягушка – в порядке снижения кровяного давления. Ответ обья –

8.Чем отличается жало комара от жала пчелы? Что происходит

при укусе комара и пчелы?

9.Как отличить тритона от ящерицы и безногую ящерицу от змеи?

10.Чем вы объясните тот факт, что осы – парализаторы, охотящиеся

на жуков, всегда жалят жертву с нижней стороны?

11.Кто изображен на рисунке 3 – змея или ящерица?

(Изображена голова ящерицы с полузакрытым веком и наружным

слуховым проходом).

12.На рисунке 4 изображена серая ворона. У нее двухцветная окраска –

серая и черная. Заштрихуйте на рисунке те места, где оперение должно

быть черным.

Раздел ѴI. Зоология. Задания

«На эрудицию».

Вопросы, приведенные в данном разделе, условно можно отнести к

одной очень обширной и весьма разнородной группе – вопросам

«на эрудицию». Они проверяют знание вполне определенной области.

Целесообразность таких вопросов связана с важностью этой области.

Если она достаточно обширная и значительная, то интересующийся

биологией школьник наверняка не мог пройти мимо нее, даже если

ею специально не интересовался, и сможет дать вразумительный

ответ. Вопросы «на эрудицию» - лучший индикатор знания зоологии.

Вопросы «На наблюдательность».

1.Подчеркните название самой черной птицы:

а) кулик – черныш;

б) черный аист;

в) черный дятел;

г) тетерев – черныш;

А что у каждой из них не черное?

2.Есть ли разница в том, как пьют воду собака и лошадь?

3.Из воспоминаний известного путешественника В. Горюнова о его

поездке в Индию в 1953 г.:

«…Я пробирался между колючими кустами стреколиста, с ветвей

которого свешивались хищные анаконды, готовые загрызть очередную

жертву. Под ногами у меня шуршал папирус. На фоне общего разнооб-

разия выделялись яркие цветы венериного пояса – хищного тропичес –

кого папоротника. Пару раз тропинку пересекали следы тигра или

гориллы – страшных врагов лесных бизонов. Из гнилого болота в зарос –

лях бодяги выбежал косматый броненосец и с топотом устремился в ча-

щу. Начало припекать. За плечо меня больно укусила пиявка, и я понял,

Что пора возвращаться…»

Какие биологические неточности найдете вы здесь?

4.Художник изобразил на рисунке 5 летучую рыбу(1), миногу (2),

камбалу (3) и акулу (4).Посмотрите, все ли правильно на этих

рисунках. Если найдете ошибки, укажите их и объясните, в чем

они состоят.

5.У каких животных одна, две, три, четыре, пять и больше пар ног?

6.У многих певчих птиц есть сложная видовая песня и, кроме того,

набор коротких сигналов, зачастую сходных у разных видов.

Какова роль того и другого типа сигнализации в жизни птиц?

8.Зачем паукам паутина?

9.Как дышат водные насекомые?

10.Какими способами животные защищаются от хищников?

11.Какие животные и как используют в своей жизнедеятельности

принципы, лежащие в основе использования предметов, изобра –

женных на рисунке 6?

12.Определите в каком направлении двигается машина времени – из

прошлого в будущее или, наоборот, из будущего в прошлое.

Аннотация

к дидактическому пособию по биологии

для учащихся 7-8 классов.

Это пособие – сборник занимательных заданий и вопросов, предназначенный

для школьников, интересующихся биологией.

В работе собраны задачи по разделам 7 и 8 классов, имеющих научно –

практическую направленность на развитие теоретического и логического типа

мышления, интеллекта, стремления к самостоятельности.

Задания для этого сборника заимствованы из разных источников, разделы раз –

личаются стилем изложения, подробностью ответов.

Предлагаемые вопросы можно использовать учителем биологии для развития

интереса к предмету, в качестве «затравки» на проблемных уроках, для система-

тизации материала, для связи нового материала с давно пройденным.

Сборник дидактических заданий

Биология

в

вопросах и ответах

Составитель: Никитина Н.И.

Средняя школа №6

Г. Терновка

2011г.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

ЗАДАЧИ ПО БИОЛОГИИ

ЧАСТЬ 2

РАЗДЕЛ

«ЖИВОТНЫЕ»

ЖИВОТНЫЕ

Известно, что простейшие широко распространены в почве и воде, однако они не могут жить в кипяченой воде. Почему?

Водоем, населенный простейшими, высох. Пошли дожди, за- полнили его, в водоеме вновь появились простейшие. Как объяснить это явление?

Эвглена зеленая всегда плывет из более темной в более освещенную часть водоема; инфузория-туфелька переплывает по мостику между двумя каплями из соленой жидкости в чистую воду. Что общего между этими явлениями?

На предметное стекло микроскопа помещали каплю чистой воды с инфузориями. Затем соединяли ее водяным мостиком с другой каплей, в которой были бактерии. Инфузории стали перехо-дить в каплю с бактериями. Почему?

С давних времен человек страдает от изнурительной болот-ной лихорадки (малярии), особенно распространенной в странах с теплым климатом. Почему долгое время перед ней была бес-сильна медицина?

Осенью с наступлением неблагоприятных условий гидры ис- чезают из водоемов, но затем следующей весной вновь появляются. Откуда они появляются?

Пресноводная гидра (рис. 4) не может обитать в водоемах с быстрым течением, а в водоемах со стоячей водой широко встре-чается. Почему?

Проплывающая дафния задевает гидру. Предположите, что может произойти.

Биологи и медики подробно изучают регенерацию частей тела гидры. Предположите, почему это важно для медицины.

У гидр в водоемах почти нет врагов. Если рыба схватит гидру, то сейчас же вместо того, чтобы проглотить, выпустит ее. Почему?

Какое значение имеет для медузы- корнерот голубоватая окраска?

В тропических морях некоторые виды колониальных поли-пов образуют большие коралловые рифы. Так, длина Большого Барьерного рифа примерно 2000 км. Почему оказалась возможной постройка столь малыми животными таких гигантских сооружений?

Важный продукт питания человека — мясо, однако употреб-ляют его только после специальной кулинарной обработки. Почему необходима такая обработка мяса?

Ученые установили, что существует связь между числен- ностью некоторых видов моллюсков в водоемах около пастбищ и глистными заболеваниями пасущегося там крупного рогатого скота. Объясните эту зависимость.

В Московской области на 1 га богатых перегноем полей живет до 4,5 млн. дождевых червей. Рассчитайте, используя мик-рокалькулятор, сколько почвы за сутки перерабатывают дождевые черви на площади 20 га земли, если один дождевой червь может переработать за это время около 0,5 г почвы. Какова их роль в процессе почвообразования?

Дождевые черви живут в норках, которые они роют во влажной почве; в сухой же почве они сплетаются в клубок. Какое значение имеет в жизни дождевых червей это явление?

Перед одним дождевым червем положили кусочек булки, смоченной в молоке, а перед другим — зубчик чеснока. Предполо-жите, как поведет себя червь и почему.

В морском заливе на площади 30 га собираются разводить двустворчатых моллюсков ; — мидий. Какой урожай можно получить, если в некоторых местах мидии" скапливаются массой до 20 кг на 1 м 2 ? Обоснуйте экономическое и экологическое значение разведе-ния мидий в заливе.

В первые годы жизни раки линяют часто, с пятилетнего возраста—не чаще одного раза в год, а потом совсем перестают линять. Чем это можно объяснить?

Около вашего дома имеется несколько, водоемов (река, озеро, пруд). Вам стало известно, что в некоторых из них водятся речные раки. Где вы будете их ловить и в какое время суток?

103*. В Баренцевом море во время рыболовной путины в пище- варительных органах трески обнаружено большое количество мел-ких рачков. Но треска — хищник, который рачками не питается. Найдите причину существующей зависимости.

У паука-крестовика (рис. 5) имеются ногощупальцы и хо- дильные ноги. Отличаются ли они по строению и функции?

Если положить на паутину чистую бумажку, паук на нее не реагирует, но если на ней была раздавлена муха, то паук нападет на бумажку и опутает ее паутиной. Дайте объяснение поведению паука.

Паук-крестовик твердую пищу есть не может. Но его жерт-вы-насекомые имеют твердый хитиновый покров. Каким образом паук все же питается насекомыми?

Два друга поспорили: один утверждал, что скорпион (рис. 6) —представитель ракообразных, а другой — что скорпионы относятся к паукам. Кто из них прав?

Паук-серебрянка, как и все пауки, дышит кислородом воз-духа. Но в отличие от других паукообразных он живет под водой. Под водой выводится и растет его потомство. Какое приспособле-ние имеет паук-серебрянка, позволяющее ему жить в воде?

Инфекционный энцефалит — тяжелое заболевание голов-ного мозга. Возбудитель этого заболевания передается человеку при укусе таежных клещей. Какие меры предосторожности против этого заболевания вы знаете?

Личинка майского жука питается перегноем, корнями трав и деревьев, а взрослый жук — листьями деревьев. Какое приспо-собительное значение для майских жуков имеют эти различия в питании?

11.1. Почему нельзя уничтожить всех насекомых-вредителей, не- смотря на огромный вред, который они приносят сельскому хо-зяйству?

Многие бабочки питаются нектаром цветков, способствуя перекрестному опылению растений, т. е. приносят пользу сельскому хозяйству. Но в то же время бабочки наносят большой ущерб сельскохозяйственным растениям, и их приходится частично уничто- жать. Объясните, в чем тут дело.

Замечено, что куколки большинства бабочек Сибири зи-муют в почве, а в Европе — в щелях и трещинах коры деревьев. Укажите биологическое значение этого явления.

Многие насекомые, особенно бабочки, пчелы, муравьи, об-ладают высокочувствительными органами чувств. Они способны воспринимать даже слабые запахи, звуковые и световые сигналы. Какое биологическое значение для насекомых имеет высокая чувст-вительность их органов чувств?

Гусеницы капустной белянки встречаются в больших коли- чествах на кочанах капусты. Они сильно объедают листья. Их часто называют «капустными червями». Правильно ли их называть «чер-вями»?

Объясните, почему в районе леса, где были уничтожены гусеницы, хуже стали расти деревья.

117.За сутки одна божья коровка уничтожает до 100 тлей, ее самка за летний период откладывает 1000 яиц, а каждая личинка до окукливания (40 суток) уничтожает до 1000 тлей или 3000 их личинок. Рассчитайте, сколько тлей уничтожают пара жуков и их поколение за летний период (90 дней). Сделайте вывод из этих данных.

118. Самка колорадского жука откладывает до 2400 яиц, из которых выходят мясистые, прожорливые личинки, уничтожающие за свою жизнь до двух граммов зеленой массы картофеля, а взрос-лый жук до четырех граммов. Рассчитайте, какой вред могут на-нести пара колорадских жуков и их потомство в течение двух лет, если за лето развивается до трех поколений жуков.

119: Относительная мышечная сила, т. е. соотношение тяжести поднимаемого груза и массы собственного тела у человека в сред-нем равна 0,86, у жука-носорога —100, а у древесного жука—850. Рассчитайте, какой груз мог поднять человек массой 70 кг, если бы у него было такое же соотношение массы и мышечной силы, как у древесного жука.

Одним из способов борьбы с вредителями плодовых де-ревьев является механический способ борьбы — отряхивание. В ка-кое время суток лучше стряхивать жуков?

Два ученика наблюдали за развитием личинок мух на кусочке мяса. Один -из них утверждал, что мухи питаются непо- средственно мясом, а другой — продуктами его гниения. Кто из них прав?

Современная биологическая наука способна придумать средства, чтобы в отдельных регионах совсем уничтожить комаров, гнуса, мух и других вредных насекомых. Однако ученые ищут дру-гие пути борьбы с вредителями, уничтожая только часть их или защищаясь от них и их вредного воздействия на людей и народное хозяйство. Объясните, почему нельзя уничтожить всех вредных на-секомых. Подумайте, какие могут быть исключения из этого правила.

Довольно много хищных насекомых и насекомых, парази- тирующих на гусеницах, специально разводят в лабораториях. За-чем это делается?

Насекомые — наиболее распространенные животные на Зем- ле. Среди них встречаются виды, ведущие одиночный и общественный образ жизни. Какое преимущество дает некоторым насекомым об-щественный образ жизни?

В общественной организации жизни поведение муравьев более сложно, чем у пчел. На основании каких фактов правомерно это утверждение?

В поверхностном слое океана плавают серебристые рыбы, на глубине 200—400 м — красноватого цвета, еще глубже — фиоле- товые и черные, а вот донные глубоководные рыбы вовсе не окраше- ны. Раскройте биологическое значение различия окраски рыб.

Знаменитый океанолог Жак-Ив Кусто назвал одну из своих книг «В мире безмолвия». Так ли уж он прав? Обоснуйте свой ответ.

Костистые рыбы легко меняют плотность тела за счет изменения объема плавательного пузыря

и благодаря этому регули- руют глубину погружения. Однако у многих хрящевых рыб, напри-мер у некоторых видов акул, его нет. Благодаря чему всплывают и погружаются многие виды акул?

129. Форель может жить в водоеме с медленнотекущей водой, но метать икру уходит в быстро- текущие реки. Можно ли разводить форель в прудовых хозяй-ствах?

130. Горбуша мечет икру, а затем закапывает ее в мелкий гравий, а не в ил. Какое биоло-гическое значение имеет такое по-ведение рыбы?

Среди рыб мало видов с постоянным местом обитания. Большинство совершает более или менее значительные миграции. Объясните это явление в жизни рыб, исходя из особенностей их питания, размножения.

Карпа, отличающегося большой плодовитостью и быстрым ростом, разводили еще в Древней Греции. Сегодня это наиболее распространенная в прудовом хозяйстве рыба. Благодаря каким качествам карпообразным отводится первое место среди «одомаш-ненных» рыб?

В первый год жизни карп в прудовом хозяйстве весит 20 г. На второй год его масса достигает 600 г. Средняя продук-тивность пруда 250 кг с 1 га. Вычислите, сколько килограммов рыбы дает пруд площадью 25 га и сколько приблизительно карпов второго года будет в нем.

Большинство рыб при размножении выметывают очень большое число икринок (например, сельдь —-150 тыс., щука — 100 тыс., треска—7 млн.). Колюшка и морской конек откладывают небольшое число икринок. Какое биологическое значение имеет для рыб выметывание разного числа икринок? Почему оно разное у рыб?

Земноводные получили название за способность жить на суше и в воде. Чего в них больше — «земного» или «водного»?

Кожа лягушки покрыта влажной слизистой пленкой. Какое значение имеет влажность кожи для жизни лягушек?

В процессе эволюции у земноводных сформировались ко- нечности рычажного типа (рис. 7). В чем биологическое значение такого способа передвижения?

Лягушки живут в водной среде и на суше. Как они пере-двигаются в этих разных средах обитания?

Лягушки охотятся за движущейся добычей. Они хватают ее и проглатывают, однако ученые-биологи утверждают, что «ля-гушки едят, используя глаза». Насколько они правы?

Перед лягушкой ученики положили муху с поврежденным крылом, чтобы сфотографировать, как она будет ее есть. Вдруг муха исчезла. Дайте объяснение этому факту.

Во многих селах Украины и России был обычай летом для предохранения молока от скисания опускать в него лягушек. Что вы думаете по этому поводу?

Некоторые люди предпо- лагают, что если трогать лягушек бородавки (рис. 8). В чем несостоятельность этого мнения?

Лягушки могут находиться длительное время на дне водо-ема, при этом не задыхаясь. Дайте объяснение этому явлению.

Лягушки хорошо приспособлены к размножению в воде и откладывают икру в определенных местах. Какие особенности строе- ния икры лягушки и расположения ее в водоеме способствуют сохранению тепла, необходимого для ее развития?

Жаба за ночь теряет до 15% своего веса. Как и чем она"; восполняет недостаток влаги?

Земноводные в большом количестве поедают различных насекомых; некоторые из них, например жабы, охотятся ночью. Чем полезны такие биологические особенности земноводных для народного хозяйства?

Из 6000 видов пресмыкающихся, известных на Земле, боль-шое число видов находится в районах с тропическим и субтропи-ческим климатом, а в средней полосе их значительно меньше. По-чему?

Ящерицы в отличие от большинства земноводных могут жить на суше вдали от водоемов. Почему?

Современные пресмыкающиеся — небольшая ветвь, уцелев- шая от вымирания когда-то процветавшего класса. Представители каких групп пресмыкающихся сохранились в настоящее время?

Если вы схватите ящерицу за хвост, то часть хвоста ос-танется у вас в руках, а ящерица убежит. Какое биологическое зна-чение имеет такое явление в жизни животного?

Некоторые виды современных черепах ведут водный образ жизни. Известно, что их предки были типичными наземными жи-вотными. Докажите, что эти черепахи вторично приспособились в процессе эволюции к водному образу жизни.

Почему в настоящее время большинство ядовитых змей находится под охраной государства? Какое значение они имеют в природе и деятельности человека?

К змее приблизили обернутую черной бумагой холодную электрическую лампочку. Она не обращала на нее никакого внима-ния, но стоило лампочку включить и начать двигать ею, как змея молниеносно бросилась на нее. Как объяснить это явление?

154. Пресмыкающиеся характе- ризуются следующими признаками: сухая кожа с роговым покровом, легочное дыхание, трехкамерное сердце, непостоянная температура тела, внутреннее оплодотворение, яйца с плотной оболочкой и боль-шим запасом желтка. Укажите, какие признаки говорят о более высокой организации пресмыкаю-щихся по сравнению с земновод- ными, какие — о приспособлении этих животных к наземно-воздушной среде обитания и какие признаки являются общими для земноводных и пресмыкающихся.

Птицы — теплокровные хордовые. У них четырехкамерное сердце, два круга кровообращения, кожа лишена желез, тело по-крыто роговыми перьями, передние конечности видоизменены в крылья, челюсти имеют вид клюва. Птицы отличаются разнообраз-ными инстинктами. Какие из этих признаков указывают на более высокую организацию птиц по сравнению с такими позвоночными, как рыбы, земноводные и пресмыкающиеся?

У большинства животных зубы располагаются в ротовой полости и служат для захватывания и размельчения пищи. Почему о птицах говорят: «У птицы зубы в желудке»?

Правильно ли с научной точки зрения выражение: «Пти-цам не так страшен холод, как голод»? Почему?

Часто можно видеть, как птица в холодное время нахохли-вается, делается более пушистой (рис. 9). Объясните значение этого явления.

Замечено, что в новых парках птицы встречаются редко, в то время как в старых их много. Чем объяснить это явление?

Скворчата очень прожорливы. Чтобы прокормить малышей, родители трудятся по 17 ч в сутки, скармливая птенцам более 300 г вредных насекомых. Рассчитайте, сколько насекомых уничто-жит колония скворцов из 25 пар в период выкармливания птенцов (17 дней).

Ласточки (пара) в период выкармливания прилетают к гнезду до 400 раз в день, принося за один раз 0,5 г насекомых. Период выкармливания длится 20 дней. Сколько килограммов на-секомых уничтожают в период выкармливания птенцов три пары ласточек?

Воробьи и другие виды птиц любят купаться в воде, мел-ком песке и пыли дорог. Объясните, почему птицы купаются в пыли.

Часто можно услышать: «Ест мало, как птичка». Насколько обоснованно такое утверждение?

С наступлением весны большинство птиц начинают гнез-диться. Лес заполняется пением птиц, в то время как в конце лета в лесу тихо. Предположите, какое значение играет пение весной в жизни птиц.

Ласточки, стрижи, мухоловки улетают на юг на зиму, а дятлы, синицы, рябчики, тетерева, глухари остаются. Дайте объяс-нение такому поведению птиц.

Насекомоядные птицы — стрижи, ласточки и другие—при-летают в мае — июне, они и улетают первыми, затем улетают зерно-ядные, а водоплавающие рано прилетают и улетают с первыми заморозками. Какие выводы можно сделать из порядка прилета и отлета известных вам перелетных птиц? С чем это связано?

Одни люди считают воробья полезной, а другие — вредной птицей. Объясните, почему появилось такое противоречие.

Стрижи охотятся на большой высоте. Улетают они из сред-ней полосы в конце августа раньше других насекомоядных птиц. Почему так рано улетают стрижи?

Грифы питаются падалью. Почему их нужно охранять?

В природе известно более 8600 видов птиц, а одомашнено 4 вида куриных (куры, индейки, цесарки, павлины) и 5 видов из отряда гусеобразных (2 вида уток и 3 вида гусей). Объясните, почему человек для одомашнивания выбрал именно этих птиц.

Среди всех позвоночных, обитающих на Земле, наиболее высокоорганизованными являются представители класса млекопи-тающих. Докажите правомерность такого утверждения.

У разных млекопитающих степень развития обоняния, зре-ния, слуха, осязания и вкуса неодинакова. Предположите, с чем это связано.

Условные рефлексы — реакции животного, которые выраба- тываются на сигналы о пище, опасности, об изменении во внешней среде (следы, звуки животных, запахи врагов и жертв, появление или исчезновение растений, водоемов). Условные рефлексы легко и быстро вырабатываются у видов с хорошо развитой корой боль-ших полушарий. Какое биологическое значение имеет выработка у млекопитающих условных рефлексов?

Если условия, вызывающие у животного образование ус-ловных рефлексов, изменятся, например из данного района обитания оленей ушли преследующие их хищники, то выработанные условные рефлексы перестают проявляться (тормозятся). Олень не (убегает при звуках, похожих на подкрадывание хищника, и не идет к пересох- шему ручью. Какое значение для животных имеет эта способность утрачивать условные рефлексы?

Кто такой утконос: зверь с птичьим клювом, птица со зве-риным телом или ящер, покрытый шерстью?

Одна землеройка в тече- ние суток съедает такое коли-чество насекомых, которое по весу примерно соответствует массе ее тела (10 г). В лесу, подходящем по условиям обита- ния, на 1 га в среднем прихо-дится 100 землероек. Из всех уничтоженных землеройками насекомых примерно 40% — вредители леса. Сколько вреди-телей уничтожат землеройки за год на 25 га леса?

Летучие мыши и дельфины хорошо ориентируются в темноте. Попробуйте объяснить, какое физическое явление лежит в основе этой способности у лету-чих мышей и дельфинов.

Наиболее надежная защита ежа от хищников — способ-ность быстро свертываться в колючий шар. Однако некоторые из хищных животных могут одолеть свернувшегося ежа. Так, филин разрывает его шкуру когтями, а лиса заставляет развернуться, столкнув его в воду (рис. 10). О чем свидетельствуют такие явления?

Правильно ли с научной точки зрения выражение: «Волка ноги кормят»? Почему?

Отряд парнокопытных насчитывает около 200 видов живот-ных, но только часть из них человек одомашнил. Почему лось, антилопа-канна, изюбрь, пятнистый олень могут быть перспектив-ными для одомашнивания?

Многие считают, что свиньи валяются в грязи, потому что любят грязь, но они с удовольствием купаются и в чистой воде. Предположите, зачем свиньи «купаются» в грязи.

Киты ведут такой же образ жизни, как и рыбы, имеют обтекаемую форму тела, плавники. Однако кит не рыба. Почему?

По каким направлениям ведется селекция лошадей?

При рассмотрении коллекции насекомых или птиц одних и тех же видов видно, что они обладают основными признаками вида, но отличаются размерами, окраской и др. Какие признаки вида наследственные, а какие отражают изменчивость вида?

Ч. Дарвин, опираясь на теорию естественного отбора, был уверен, что наука найдет доказательства происхождения позво-ночных животных. Как вы думаете, на основании каких доказа-тельств можно говорить о происхождении современных позвоноч-ных животных?

На конвертах и наклейках спичечных коробков иногда пе-чатают призыв «Охраняйте полезных животных и птиц» (рис. 11). Что неверно в этом выражении?

Установите цепи питания в луговом сообществе. Предположи- те, к чему приведет их наруше-ние.

В природном сообществе есть производители органического вещества (растения), потреби-тели его (животные) и разруши-тели органических веществ до минеральных солей (бактерии и плесневые грибы). Что произойдет, если эта цепь будет нарушена?

Волков называют справедливо «санитарами леса», но регу-лировать их численность все же необходимо. Почему?

Роль млекопитающих в природе во многом зависит от их численности. Крупных зверей относительно мало, средних и мелких значительно больше. Решите, каких диких животных следует охра-нять и численность каких животных надо ограничивать.

У зародышей наземных позвоночных в определенный период эмбрионального развития имеются жаберные щели. Что это доказывает?

193*. На плантацию мидий напали морские звезды. Были наняты ныряльщики, которые уничтожали морских звезд, разрезая их на части. Через некоторое время плантация мидий была пол- ностью уничтожена морскими звездами, которых появилось видимо- невидимо. Дайте объяснение этому явлению.

194*. Между щупальцами медузы физалии прячутся рыбки немеусы. Здесь они находятся в безопасности, хотя медуза способна парализовать своими стрекательными клетками и более крупное животное. Объясните это явление.

195*. Пойманных раков хранят в корзинах с сочными побегами крапивы, которые обладают бактерицидными свойствами. При других способах хранения раков без воды они быстро погибают. Почему раки при хранении в крапиве могут несколько дней оста-ваться живыми?

196*. Один ювелирный магазин неоднократно подвергался кра-жам со взломом. Владелец магазина нашел способ положить конец нежелательным ночным визитам: он пустил в освещенную витрину крупного тарантула и написал: «Магазин охраняется по ночам тарантулами». Из каких соображений владелец магазина, приобрел таких стражей и насколько он прав?

197*. Жуки-навозники обладают способностью скатывать гро-мадные шары из навоза (в 20 раз больше себя). Древние египтяне считали их священными животными и называли скарабеями. Что в поведении жука могло вызывать удивление и восхищение егип-тян?

198*. Ученые установили, что на пшенице живут 128 различных вредителей, на ржи — 70, на овсе — 42. Использование химических средств борьбы с ними не всегда дает ожидаемый эффект. Появились насекомые, на которых перестали действовать отравляющие хи-мические средства. Какие вы можете предложить способы борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений?

199*. Если побеспокоить упавшую вверх брюшком божью ко-ровку, то на ножках у нее появляются ярко-желтые капельки, обладающие ядовитыми свойствами. Дайте объяснение этому явле-нию. Какое значение имеет яркая окраска божьей коровки?

200*. Муха цеце — неядовитое насекомое, однако укус ее вызы-вает болезнь и гибель лошадей, крупного рогатого скота. Дайте, объяснение такому свойству мухи цеце.

201*. Большинство цветковых растений поражаются насекомыми- вредителями; мхи и папоротники повреждаются ими значительно реже. Объясните эти факты, вспомнив историю развития расти-тельного и животного мира.

202*. Если побеспокоить гусеницу капустной белянки, то она начнет выделять изо рта едкую жидкость, которая отпугивает жи-вотных. Какое значение имеет такое поведение в жизни капуст-ницы?

203*. У млекопитающих и птиц имеется сложная система пе-редачи информации (звуки, позы). Предположите, каким образом сообщают жизненно важную информацию насекомые.

204*. Гибрид белуги и стерляди — бестер при нормальном выращивании в первый год жизни достигает массы 80 г, через два года — в 100 раз больше, а еще через год — в 5 раз увеличивает свою массу. Вычислите массу гибрида на третьем году и составьте график его роста.

205*. Питон отыскивает свою жертву даже ночью в кромешной тьме. Предположите, как это происходит, ведь известно, что змеи видят и слышат очень плохо.

206*. Существует гипотеза о том, что в различных районах суши и водных бассейнах Земли, например в Африке, живут не-которые виды динозавров и других древних животных. Обоснуйте состоятельность данной гипотезы или опровергните ее.

207*. Все птицы схожи по некоторым особенностям скелета, внутреннего строения, размножения, а также по форме клюва, ног, тела, окраске. Как вам кажется, какие признаки больше ука-зывают на сходство по происхождению, а какие на сходство по образу жизни в различных внешних условиях?

208*. Не раз наблюдалось: только вылупившиеся и выпавшие из гнезда птенцы певчих птиц погибали, так как родители на них не обращали внимания; в то же время выпорхнувших из гнезда слепышей родители первое время кормят вне гнезда. Объясните это явление.

209*. Самец белой куропатки издает звуки, похожие на лай собаки. Звуки, похожие на смех, издают филины, сова неясыть, черноголовая чайка. Звуки, похожие на блеяние ягненка, издает бекас, а на рев быка — самец выпи. Могут ли птицы передавать «песню», заимствованную у других птиц или зверей, по наслед-ству?

210*. Летучие мыши летают ночью, не задевая за ветви. Даже если заклеить им глаза, они не станут ориентироваться хуже. Чем объясняется такая способность ориентироваться? Как исполь-зуется в технике это явление?

211*. Охота на дельфинов во многих странах мира запрещена. Выскажите свои соображения по этому поводу.

212*. В пустыне песок раскаляется до 60—70 ° С, а верблюды спокойно ходят по нему и даже ложатся на песок. Почему верблюды не получают ожогов 213*. Киты хотя и живут в воде, но дышат легкими. Несмотря на наличие легких, кит не проживет и часа, если случайно очутит-ся на суше. Почему?

214*. Мелкие животные обладают способностью быстро размно-жаться, а между тем число особей многих видов в среднем остается постоянным. Чем это можно объяснить?

215*. Для простейших углекислый газ не является жизненно необходимым, а в высоких концентрациях даже вреден. Тем не менее инфузории-туфельки всегда плывут в ту сторону, где больше углекислоты. Почему?

216*. Иногда в некоторых регионах в прудах наблюдается кроваво-красное «цветение» воды. Это явление вызывало в старину ужас у населения, как якобы предвестник войны и других бедствий. Найдите объяснение причинам такого явления.

217*. Медузы удивительно точно «предсказывают» шторм (соби- раются у прибрежной зоны). По принципу «уха» медузы сконст-руирован прибор, предупреждающий о приближении шторма. Какие свойства органов медузы помогают им «предсказать» шторм?

218*. Класс млекопитающих составляют наиболее высокоорга- низованные животные, однако многие специалисты считают наиболее «процветающим» среди животных в настоящее время класс насекомых. Приведите аргументы, подтверждающие эту точку зрения.

219*. Случайно занесенный из Европы в США непарный шелко- пряд быстро распространился на огромной территории, оголяя сады и леса, а в Европе эта бабочка менее опасна. Почему?

220*. Среди насекомых-кровососов особенно выделяется слепень из отряда двукрылых, самка которого высасывает за один раз до 200 мг крови. Укусы слепня очень болезненны. Объясните, почему у коров, которым сильно досаждают слепни, снижаются удои.

221*. Оводы из отряда двукрылых ничего не едят; они лишены даже ротового аппарата; живут всего несколько дней, а вред от них огромный. Объясните, почему оводы являются опасными вра-гами сельскохозяйственных животных.

222*. Платяная моль — бабочка, не имеющая рта, наносит боль-шой вред мебели, одежде. В отчете текстильной промышленности Англии сообщалось, что комнатная моль ежегодно съедает 3500 т тканей. Как может моль «съедать» такие несъедобные вещи?

223*. Любопытную историю рассказал известный натуралист К. Брем про одного араба, уснувшего на скале. Когда он на утро проснулся, то оказался совершенно голым; за ночь насекомые съели всю его одежду. О каких насекомых идет речь, какие биологи-ческие особенности позволяют им перерабатывать клетчатку?

224*. Муравей вернулся в свой муравейник, однако на него неожиданно накинулись муравьи, охраняющие муравейник, и вы-тащили его оттуда. Так продолжалось несколько раз. Но через некоторое время муравей без затруднения прошел в муравейник. Объясните, что случилось.

225*. В степи в озере, которое образовалось из талой воды, через некоторое время появились рыбы. Предположите, как это могло произойти.

226*. По отношению к температурному режиму рыбы делятся на холодолюбивых и теплолюбивых. Некоторые холодолюбивые рыбы (например, пестряк, полосатик, широколобик) живут у побережий Антарктиды — в воде, находящейся на грани замерзания. Пред- положите, чем объяснить такую холодоустойчивость этих рыб.

227*. Если в луже находится очень большое количество головас-тиков, то через некоторое время часть из них погибает и остаются наиболее приспособленные особи. Как объяснить это явление?

228*. Насколько справедливо с биологической точки зрения вы-ражение «Проливать крокодиловы слезы»?

229*. Утята и гусята, выведенные в инкубаторе, в первые часы жизни не могут держаться на воде и быстро тонут, а утята, которых вывела утка, сразу начинают плавать. Объясните это явление.

230*. Долгое время ученые были уверены, что основное на-значение хвоста у птиц—изменять направление полета (рис. 12). Позднее выяснилось, что это неверно. Какую же роль играет хвост птицы при полете?

231*. Волки зимой живут стаями, а лисицы и рыси нет (рис. 13). Объясните поведение этих животных.

Рис 13

232*. Гидру можно разрезать на много частей, и из каждой разовьется новое животное. С какой особенностью беспозвоноч-ных животных связано это явление? У каких животных оно еще наблюдается?

233*. Если на десятки квадратных километров вода в океане окрашена в розовый и фиолетовый цвета, то старые китобои го-ворят: «Ищи китов». Почему правы китобои?

Распределение задач по темам программы

Темы программы

№№ задач

1.Общие сведения о мире животных

186-191,193-196,201,214

2.Строение тела животных

3.Подцарство простейшие

83-87,215,216

4.Подцарство много- клеточные животные. Тип кишечнополостные.

88-94,217,231

5.Типы: плоские, круглые, кольчатые черви

95-99

6.Тип моллюски

96,100

7.Тип членистоногие

101-125,196,200,202,219

8.Тип хордовые

126-134,194,225,226

9.Класс земноводные

135-146,227

10.Класс пресмыкающиеся

147-154,205,206,228,

11.Класс птицы

155-169,207,209,229,230

12.Класс млекопитающие

170-183,191,200,203,210,218,221,

13.Развитие животного мира на Земле

182-185,192,201,214

Для составления сборника использован ресурс:

БИОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ.

Демьянков Е. Н., Москва, «Просвещение»,1996г

Лето, ах лето! Мечта каждого школьника! Каникулы целых три месяца! Не надо рано вставать, а главное ходить в школу, учить уроки, к чему-то готовиться. Свобода!

Да, начались каникулы! И, как правило, за этот период снижается уровень учебных знаний, умений и навыков у школьников. Хотя учителя и задают летнее задание (в основном практического содержания), но годовая теоретическая подготовка за три месяца резко сокращается. Да и задание, как правило, делается и оформляется в последнюю неделю (если не в последний день!).

Биологический проект «Играя, вспоминаем!» даёт возможность ученику приступить к непродолжительным занятиям в течение летнего периода (исключая выходные и праздники). Например, календарь занятий на 2014 год. Зеленым цветом выделены занятия по ботанике, оранжевым - по зоологии.

Мы постарались разработать и подобрать ранее изученные материалы так, чтобы повторение не превратилось в скучный процесс, и ученику было интересно. Для этого (не навязчиво) включены несложные задания в игровой форме, но побуждающие «порыться» в уголках своей памяти. Подборка материала включает в себя 17 занятий по курсу «Царство Растения» и 16 по курсу «Царство Животные». Это познавательные вопросы, биологические ребусы, биологические головоломки, небольшие кроссворды и тесты. Включены биологические настольные игры, направленные на повторение внешнего и внутреннего строения растительного и животного мира. Много внимания уделено основным представителям этих двух царств. Выполняя эти задания, ученик не только повторит пройденный учебный материал, но и познакомится с интересными фактами, что позволит значительно расширить кругозор по ранее изученной теме.

Занятия по разделу «Царство Растения»

Занятия по разделу «Царство Животные»

Биологический проект «Играя, вспоминаем!» по нашему мнению, имеет огромный теоретический и практический потенциал не только на период летних школьных каникул. Он также с успехом может быть использован и учителем в течение всего учебного года. Ценность проекта — в его мобильности. Творчески работающий учитель, используя свой наработанный опыт, имеет возможность создать свой собственный (уникальный) проект.

Как я полагаю, в летний период контроль за ребёнком ложится на родителей. Поэтому, прежде всего, сейчас я обращаюсь к Вам — родители! Чтобы работа доставляла не только удовольствие ребенку, но и вам, а так же давала ощутимый результат, позвольте предложить несколько советов.

  1. Работа должна быть системной, поэтому предлагаю сделать собственный удобный (конкретно для вас) график-календарь (его вариант прилагается). Так будет легче ориентироваться. Возможен вариант – вначале выполнить работы по ботанике, а затем по зоологии, или наоборот.
  2. Время работы не ограничено (как в течение дня, так и по продолжительности).
  3. Выполнение работы в любой последовательности (полная свобода действия ребёнка!)
  4. При выполнении задания ребёнок имеет право пользоваться любой учебной, дополнительной, справочной литературой (вплоть до тетради по биологии).
  5. Оценивание работы по договорённости с ребёнком: это могут быть оценочная, зачётная, балловая системы или другие формы поощрения.

И последнее. Проверку выполненного задания следует предложить выполняемому шаблон с ответами. Почему? Ребёнок ещё раз «пробежится» по работе и сам отметит свои неточности (не люблю слово «ошибки»). Но это опять на ваше усмотрение.

Очень надеемся, что наш проект «Играя, вспоминаем!» принесёт вашему ребёнку не только ощутимый результат, но и увеличит время общения с близкими ему людьми. Думаем, что для вас это тоже очень важно!

Все мы подзабыли всенародное изречение наших предков: «Повторение — мать учения!». Включение в рабочую программу уроков темы «Повторение пройденного», в настоящее время — мечта учителя, и не только биолога.

Тест для проверки по курсу «Зоология»

1. Выберите правильную последовательность систематических категорий :

А. Вид, подвид, род, семейство, отряд, класс, подтип, тип, подцарство, царство.

Б. Вид, род, семейство, отряд, класс, подтип, тип, подцарство, царство

В. Род, вид, семейство, класс, подтип, тип, подцарство, царство.

2.Из перечисленных признаков выпишите характерные для класса:

I Саркодовые

II Жгутиковые

А.Способность образовывать цитоплазматические выросты

Б.Наличие жгутиков

В. Передвижение за счёт жгутиков

Г.Захват пищи с помощью ложноножек.

Д.Захвату пищи способствуют жгутики

Е. Передвигаются с помощью псевдоподий

Ж.Тело заключено в раковину

З.Гетеротрофное питание

И. Питание автотрофное, гетеротрофное и миксотрофное (Смешанное)

К. Имеются колониальные формы.

3.Найдите соответствие (Тип кишечнополостные)

Напишите, какие клетки составляют:

I - Эктодерму, II – Энтодерму и какую функцию они выполняют.

Клетки: Функции:

А. Стрекательная 1. Дают начало другим клеткам

Б. Нервная 2. Пищеварение

В. Кожно – мускульная 3. Движение

Г. Чувствительная 4. Чувствительная

Д. Промежуточная 5. Защита и нападение

Е. Железистая 6. Защитная

Ж. Эпителиально - мускульная

Выберите правильный ответ

4.Раздражимостью называют:

А. Любое движение животного В. Защитную реакцию

Б. Способность организма отвечать на воздействие окружающей среды своей деятельностью.

5. Гермафродиты – это организмы с признаками:

А. Мужского организма В. Мужского и женского организма

Б. Женского организма

А. Белая планария В. Бычий цепень Б. Печёночный сосальщик

7. Паренхима – это:

А. Рыхлая соединительная ткань В. Внутренний слой стенки тела

Б. Наружный слой стенки тела

8. Половой диморфизм – это:

А. Внешнее различие самцов и самок

Б. Присутствие мужской и женской половой системы у особи

В. Различие особей в зависимости от строения половой системы.

9. Найдите соответствие между системой органов кольчатых червей и органами, из которых она состоит:

I Пищеварительная

II Кровеносная

III Выделительная

IV Нервная

V Половая

А.Рот

Б. Окологлоточное кольцо

В. Глотка

Г. Сердце

Д. Брюшной кровеносный сосуд

Е. Желудок

Ж. Нефридии

З. Кишечник

И. Спинной сосуд

К. Брюшная нервная цепочка

Л.Пищевод

М. Семенники

Н. Яичники

10. Выпишите характерные признаки для классов моллюсков:

I класс – Брюхоногие А. Спирально – закрученная раковина

II класс – Двустворчатые Б. Гермафродиты

III класс – Головоногие В. Голова хорошо развита, имеет пару глаз и одну – две пары щупалец.

Г. Раздельнополые

Д. Голова отсутствует

Е. Для дыхания используют растворённый в воде кислород

Ж. Имеется перламутровый слой

З. Дыхание лёгочное

И. Нога превратилась в венец щупалец на голове

К. Хорошо развито осязание

Л. Сифон

Выберите правильный ответ

11.Линька – это: А. Смена наружных покровов

Б. Изменение цвета при варке В. Восстановление утраченных частей тела

12. Характерными чертами пауков являются : А. Паутинные бородавки

Б. Фасеточное зрение В. 5 пар ходильных ног

13. Из перечисленных насекомых к отряду чешуекрылых относят : А.Медоносную пчелу

Б. Тутового шелкопряда В. Комнатную муху.

14. К насекомым с неполным превращением относят : А.Бабочку

Б. Кузнечика В. Жука

15. Хорда относится к системе: А.Нервной

Б.Кровеносной В. Опорно – двигательной.

16. Тело ланцетника имеет симметрию : А.Двустороннюю

Б. Лучевую В. Не имеет постоянной формы

17. К костным рыбам относятся:

А.Карась

Б. Акула

В.Скат

18. Для хрящевых рыб характерны признаки : А. Жаберные крышки отсутствуют.

Б. Скелет состоит из хрящей и костей. В. Имеется плавательный пузырь

19. К признакам класса земноводных относят: А. Хитиновый покров

Б. Голую кожу В. Жабры

20.Тело рептилий: А.Имеет множество желёз

Б.Покрыто сухой кожей с роговыми щитками В. Имеет перьевой покров

21. В связи с полётом у птиц имеются : А. Полые кости, наполненные воздухом

Б. Двойное дыхание В. Перьевой покров

Г. Все перечисленные признаки.

22. Вибриссы – это : А. Кожные железы

Б. Название мышцы В. Жёсткие волосы, выполняющие функцию осязания

23.Терморегуляция млекопитающих создаётся : А. Шерстяным покровом

Б. Подкожным слоем жира В. Системой кровеносных сосудов

Г. Все утверждения верны.



Close