Сюрреалистическое движение было основано в 1920-х годах в Париже небольшой группой писателей и художников, которые экспериментировали с новым способом передачи необузданной фантазии подсознания. Сюрреализм в искусстве стал международным интеллектуальным движением. Художники изображали нелогичные сцены с фотографической точностью, создавали странных существ из повседневных объектов и при этом считали свою работу выражением философского движения.

Группа единомышленников

Слово "сюрреалист" было придумано Гийомом Аполлинером, и впервые оно появилось в предисловии к его пьесе. А в движение было официально признано в 1924 году, когда Андре Бретон написал свой манифест о сюрреализме. В нем он предположил, что художник должен стремиться получить доступ к собственному подсознанию и именно в нем и черпать вдохновение.

Андре формирует вокруг себя группу единомышленников. Это были люди, которые не понаслышке знали, что такое сюрреализм. Картины их становятся популярными у широкого круга зрителей. Это известные художники Жан Арп и Макс Эрнст. Но были среди них также литераторы и поэты, такие как Филипп Супо, Луи Арагон и многие другие. И эти люди считали своей задачей не только создать новое но изменить саму жизнь и переделать весь мир.

Наиболее известные представители направления

Теоретик сюрреализма - считал, что это направление уничтожит некую грань между действительностью и мечтами, и вследствие этого возникнет сверхреальность. Он постоянно пытался объединить одной целью сюрреалистов, но между ними возникали бесконечные споры, различные разногласия, многие предъявляли друг другу взаимные обвинения, а зачастую даже исключали из своих рядов протестующих и несогласных.

Сюрреализм был основан на которая включает в себя метод ассоциаций, при помощи них и осуществляется переход из мира сознания в подсознание. И тем не менее, картины в стиле сюрреализм имеют значительные отличия в зависимости от автора. Дали, например, с фотографичной точностью старается передать каждую деталь своего произведения, которое зачастую напоминает кошмарный сон.

Макс Эрнст писал свои полотна как будто автоматически, абсолютно отключая разум. Он при этом воссоздавал какие-то произвольные образы, в основном создающие впечатление некой абстрактности. А вот у Жана Миро, еще одного художника, который поддерживал сюрреализм, картины отличались не только своим разнообразием, но и жизнерадостностью красок.

Два течения, слившиеся воедино, или Методы написания картин

Особое распространение сюрреализм получил во время Первой и Второй мировых войн. Тогда его последователи эмигрировали в разные страны и появлялись не только в Европе, но в Соединенных Штатах. Немаловажное значение в образовании сюрреализма имеет течение дадаизм, которое возникло в Цюрихе в 1916 году. Дадаисты первыми использовали метод набрасывания красок на хост, предоставляя им возможность растекаться хаотичным образом. При этом получались разнообразные конфигурации, которые и выражали мысли художника.

А уже в 1920-х годах дадаисты объединяются с сюрреалистами в единое течение. Но известные мастера, которые писали картины в стиле сюрреализм, не хотели использовать примитивные методы выражения мыслей в своих произведениях. Они все-таки предпочитали добиваться такого внутреннего состояния, когда происходит полное отключение разума, что-то типа самогипноза. И именно в эти периоды создавать свои шедевры. Эти же методы использовал и известный художник Сальвадор Дали, который предпочитал писать картины сразу же после сна, когда мозг еще не освободился от ночных впечатлений. А зачастую просыпался и посреди ночи, чтобы создать очередной шедевр.

Сюрреализм: картины Сальвадора

Не было темы, которую бы не затронуло творчество Дали. Это и и гражданские войны, наука, искусство и даже обычное приготовление пищи. И практически все он превращал в нечто немыслимое, что не укладывалось в понимании любого здравомыслящего человека.

Многие произведения Сальвадора сочетали в себе образы совершенно не связанные между собой, при этом сюжет полотна больше напоминал параноидальное явление. Например, картины "Бесконечная загадка" и "Замок Гала в Пуболе". Тем не менее, стоит отметить, что любая работа Дали имеет приятные сочетания оттенков и цветов.

Основная цель сюрреализма

Создание какого-то причудливого образа, не соответствующего общепринятым стандартам, и была основная цель, которую приветствовал сюрреализм. Картины, написанные в этом стиле, должны были представлять зрителям именно сюрреалистические образы. То, как автор произведения видит тот или иной предмет в сверхъестественной реальности, а не в повседневной жизни.

Современный сюрреализм все так же приковывает взгляды многих зрителей своими необычными и красочными образами. Уже более полувека существует этот стиль в мировом искусстве, и художники по-прежнему стараются создавать все более сверхъестественные образы, которые обращают на себя особое внимание почитателей этого стиля.

В начале XX в. возникло новое направление в живописи, явившее собой своеобразное перевоплощение символизма, - сюрреализм (от французского surrealite - искусство сверхъестественного). Предметы и фигуры людей и животных выведены на картинах представителей этого направления как нечто необычное, порой напоминающее странное и ужасное видение. Эти пугающие образы могли возникнуть только в мозгу спящего, находящегося в гипнотическом состоянии или трансе человека.

В сюрреалистических композициях нет порядка, в них все случайно. Появление подобного направления связано с существовавшей в начале XX в. медицинской теории, утверждавшей, что в подсознании человека присутствуют темные силы, стремящиеся подчинить себе сознание. Картины сюрреалистов отразили увлечение художников этой идей. Своей живописью они пытались доказать публике, что в создании их произведений участвует неведомая сила, скрытая в глубинах мозга.

Предшественниками сюрреализма можно считать И. Босха и Ф. Гойю с их причудливыми и странными образами. Большую роль в появлении сюрреализма сыграл дадаизм (от французского dada - деревянная лошадка для детей), литературно-художественное движение, сформировавшееся в Цюрихе в годы Первой мировой войны в среде эмигрантов. В творчестве дадаистов выразился страх человека перед кровавой бойней. Представители этого течения отвергали цельность и планомерность композиции, выстраивая свои произведения с помощью случайных предметов. Их картины, напоминавшие пародию на творчество, шокировали зрителей. Крупнейшими мастерами дадаизма были М. Дюшан, Ф. Пикабиа, М. Эрнст, К. Швиттерс, Х. Арп.

Еще до появления дадаизма черты сюрреализма появились в творчестве итальянца Джорджо Де Кирико и жившего во Франции выходца из Белоруссии Марка Шагала.

Полотна Шагала наполняют беспорядочные образы, рожденные воспоминаниями художника о родине, городе Витебске, и впечатлениями от парижской жизни. Фигуры людей, животных, предметы, растения и деревья на его картинах как будто парят в воздухе.

Джорджо Де Кирико

Итальянский художник Джорджо Де Кирико родился в 1888 г. в Греции. В 1899-1905 гг. он учился живописи в Афинах. В 1906 г. после смерти отца художник вместе с семьей переехал в Мюнхен, где поступил в Академию художеств. В Германии Де Кирико увлекся сочинениями А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. В раннем его творчестве заметно влияние живописи А. Бёклина и М. Клингера («Битва лапифов с кентаврами», 1909). В 1910-1911 гг. Де Кирико посетил Италию. Под впечатлением красоты архитектурных памятников Милана, Флоренции и Турина он создал свои «картины-таинства». Вместе с братом Андреа, получившим известность как писатель Альберто Савиньо, художник с 1911 по 1915 г. жил в Париже. Здесь он представил свои картины на Осеннем салоне и Салоне независимых. Французская публика положительно встретила творения Де Кирико.

В начале Первой мировой войны Де Кирико вместе с братом приезжает в Италию. Здесь он создает метафизические композиции, предопределившие возникновение сюрреализма. В картинах Де Кирико зритель видит пустынные улицы и площади, заполненные античными скульптурами, куклами, роботами. Кое-где встречаются живые люди, как будто спящие на ходу. Ощущение тревоги и страха перед грядущим вызывают длинные тени, отбрасываемые фигурами людей и предметами («Красная башня», 1913; «Награда ясновидца», 1913; «Тайна и меланхолия улицы», 1914) . Застывшие статуи и манекены кажутся героями какой-то пугающей драмы («Философ и поэт», 1914; «Пророк», 1915, «Великий метафизик», 1917) .

В 1919 г. художественная манера Де Кирико резко изменилась. Из произведений исчезли странные и загадочные образы. Теперь его живопись приобрела черты классического искусства. Отход от метафизической живописи явился причиной разногласий с сюрреалистами, с которыми художник познакомился в Париже в 1920-е гг. Они не приняли новую манеру Де Кирико, назвав ее упаднической.

Потеряв интерес к метафизической живописи, художник стремится возродить в своем творчестве традиции классицизма. Он пишет картины в духе старых мастеров, заимствуя из работ Рафаэля, Тициана, Тинторетто, Рубенса, Ватто, Фрагонара образы, сюжеты и целые фрагменты («Падение Фаэтона», 1954; «Лукреция», 1922). В этот период мастер создает множество вариантов своих метафизических композиций, стараясь улучшить их. Стилизация под классическое искусство нередко приводила к появлению в живописи Де Кирико элементов примитива и пародийности («Спящая Диана в лесу», 1933; «Пейзаж с богиней», 1936). В 1970-е гг. живопись Де Кирико в духе классицизма имела большой успех у публики.

Кроме живописи, художник занимался печатной графикой, скульптурой, театральными декорациями. В 1929 г. он издал автобиографическое сочинение, а в 1945 г. - «Мемуары».

Умер Де Кирико в 1978 г. в Риме.

Как направление сюрреализм сформировался в начале 1920-х гг. Крупнейшим представителем этого искусства стал испанский художник С. Дали.

Сальвадор Дали

Сальвадор Дали родился в Каталонии в 1904 г. Учился в мадридской Академии художеств. Большое влияние на формирование его стиля, а также воззрений на искусство оказала необычная живопись Де Кирико и сочинения З. Фрейда.

В 1929 г. Дали приезжает в Париж, где входит в круг художников-сюрреалистов. С этого момента в его картинах преобладают странные образы, словно рожденные больной фантазией пациента психиатрической клиники. Фигуры, несмотря на свой фантастический вид, кажутся осязаемыми и живыми - настолько оптически достоверно художник изображает их.

Чудовищные монстры на полотнах мастера поражают своим устрашающим и нелепым обликом («Мрачная игра», 1929) . В работах Дали часто повторяются странные символы и детали, вероятно связанные с личной жизнью художника, его чувствами и интимными переживаниями. Это мягкие, словно сделанные из материи, часы и рояли, костыли, зубы, разлагающаяся человеческая плоть, режущие инструменты, огромные кузнечики и муравьи («Постоянство памяти», 1931; «Женщины с цветочными головами, обнаруживающие на пляже останки рояля», 1936; «Сон», 1937). Так, в картине «Великий мастурбатор» (1929) закрытые глаза на женском лице обращают зрителя к области подсознательного, где простой кузнечик становится воплощением детского страха быть съеденным, а также боязни сексуальных проблем. Позднее образ Великого мастурбатора появится и в других произведениях Дали.

Нередко сюжеты, связанные с агрессией, сексуальными извращениями и органическим распадом, пронизаны страхом перед социальными потрясениями и войнами. Таковы полотна «Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны» (1936), «Осеннее каннибальство» (1936-1937), «Изобретение монстров» (1937).

Во многих произведениях Дали, относящихся к 1930-м гг., повторяются многозначные образы, смысл которых очень трудно разгадать («Призрак Вермеера Дельфтского, который можно использовать как стол (феноменологическая теория «мебели-пищи») », 1934; «Метаморфоза Нарцисса», 1937; «Рынок рабов с невидимым бюстом Вольтера», 1940).

С 1934 г. отношения между Дали и другими художниками-сюрреалистами осложняются, а в 1939 г. происходит полный разрыв, связанный с политическими убеждениями Дали, симпатизировавшего лидерам тоталитаризма. Сыграло также свою роль и упрощенное понимание испанским мастером эстетических воззрений и программ сюрреализма.

Разорвав отношения с бывшими соратниками, Дали по-прежнему считал себя настоящим и единственным сюрреалистом. В 1940 г. художник уехал в США. Умело использовав рекламные акции, шоу, а также свою деятельность в области прикладного искусства художник завоевал необыкновенную популярность не только в США, но и во всем мире.

С 1948 г. Дали вновь живет в Испании. Он обращается к католицизму и выполняет несколько полных мистического чувства религиозных композиций в духе барочного искусства («Мадонна де Порт-Льигат», 1950; «Христос Хуана де ля Круса», 1951; «Тайная вечеря», 1955). В таком же стиле написаны картины на сюжеты из истории и античной мифологии («Атомная Леда», 1949; «Открытие Америки Христофором Колумбом», 1958-1959). Нередко моделью для полотен Дали служила его жена Гала (Елена Делувина-Дьяконова).

В 1970-е гг. в творчестве мастера появляются черты романтического искусства («Дикий пейзаж с обнаженными», 1970). Кроме живописи, художник занимается графикой, скульптурой, прикладным искусством, литературным творчеством. Работает он также в области театра и кино.

В 1973 г. Дали основал в родном Фигерасе свой музей. Здесь он и жил с 1986 г. до самой смерти. Умер Дали в 1989 г.
Представителями сюрреализма были: бельгиец Рене Магритт, писавший наполненные странными символами полотна; француз Ив Танги с его пугающими и непонятными фигурами, похожими на бобы; испанец Хоан Миро, в картинах которого изображены удивительные существа и знаки, напоминающие древние письмена. В духе сюрреализма некоторое время работал швейцарец Пауль Клее.

Джорджо де Кирико «Две маски», 1926 Частная коллекция Аллегория, сюрреализм «То, что я слышу, не имеет значения; важно то, что я вижу, особенно когда закрываю глаза.» Джорджо де Кирико

Сальвадор Дали «Портрет миссис Мэри Сиголл», 1948 Сюрреализм

Леонор Фини «Женщина сюрреализма?» Леонор Фини родилась в Буэнос-Айресе в 1907 г. После развода, мать годовалой Леонор переезжает с ней в Италию. Отец девочки едет за ними, чтобы похитить Леонор и увезти назад в Аргентину. Но ее мать не сдается и перехищает свою дочь (без малейшей помощи со стороны правоохранительных органов), после чего она вынуждена…

Сальвадор Дали «Великий сюрреалист» 11 мая 1904 года родился всемирно известный художник Сальвадор Дали. Талант в рисовании проявился у него с ранних лет, в школьных учебниках и тетрадях на полях он часто рисовал карикатуры, чтобы рассмешить маленькую сестру. Друг семьи Рамон Пишо был художником-импрессионистом, он заметил способности мальчика и помог ему развиваться в этом направлении….

Рене Магритт «Удар с сердце», 1952 Сюрреализм Кто розу нежную любви привил К порезам сердца, — не напрасно жил! И тот, кто сердцем чутко слушал бога, И тот, кто хмель земной услады пил! Омар Хайям

Сальвадор Дали «Незримый человек», 1929-1932 Сюрреализм Хотя Сальвадор Дали начал картину в 1929 г., закончил ее он только в 1932г. Это его первая работа, где он начал изображать двойственные изображения, которые заполнили более поздние работы художника, во время его параноидально-критического метода. На картине иллюзия, созданная Дали видна сразу. Двойственность изображения здесь удалось ему не так…

Рене Магритт «Человек в котелке», 1964 Сюрреализм Магритт изображал человека в котелке в нескольких своих картинах. Эта возможно, не так хорошо известна, как другие картины Магритта, тем не менее ее легко отнести к живописи Магритта, она напоминает хорошо известную картину «Сын человеческий» (1964). Обратите внимание на детали картины. Лицо мужчины закрыто так, словно голубь влетел…

Сальвадор Дали «Первые дни весны», 1929 Музей Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг Сюрреализм В 1929 году, после того как Дали присоединился к сюрреализму, он пишет «Первые дни весны», «настоящий эротический бред», как называет эту картину сам художник. Писатель Робер Деснос сказал, что «это нечто невиданное» и что, находись он в ином материальном положении, с удовольствием приобрел бы…

Жоан Миро «Ферма». 1921-1922 Национальная галерея искусства, США Сюрреализм Хотя художник родился в Барселоне, он всегда был связан с сельским миром, особенно с городом Монт-Роч-дель-Камп. На его ранних работах уже видно влияние пейзажей. Картина была продана Хэмингуэю за пять тысяч французских франков. Хемингуэй писал в 1934 году в журнале Cahiers d’Art: «Я не поменяю „Ферму“…

Стиль родился в послевоенное время во Франции. В начале XX века сюрреализм обозначился в литературе и других видах искусства, сочетая несочетаемые предметы и явления, играя ассоциативным мышлением, гранью сознания в первые минуты после пробуждения, вовлекая в мир другой реальности. Сюрреализм переводится с французского языка как сверх-реальность, воплощая воображаемые образы в разных ипостасях сознания.

Впервые термин был введен писателем Андре Бретоном в его сюрреалистическом манифесте в 1924 году. Уверенное влияние литературы на театр, фотографию, музыку, живопись сделало сюрреализм популярным явлением, интересным публике в течение несколько десятилетий. Стремительно развиваясь, стиль объединял талантливых художников. Уже в 1925 году состоялась первая выставка работ сюрреалистов в Париже. Наряду с новыми именами, в ней прозвучало имя уже известного художника, проповедующего кубизм , Пабло Пикассо.

Описание и основные техники стиля

Работы сюрреалистов наполнены скрытым смыслом, особенной философией. Влияние на проявление бессознательного в их сюжетах оказал автор теории психоанализа Зигмунд Фрейд. Именно внутренний мир, разложенный на отдельные сегменты, парадоксально сочетающиеся друг с другом, заполняет пространство живописных полотен. Стремясь ухватить тонкую грань проявления воображаемых конструкций, сюрреалисты нередко погружались в состояние гипноза, наркотического или алкогольного опьянения.

Испытывая проявление иллюзорных сюжетов в своих видениях, сюрреалисты изобретали новые методы, с помощью которых их можно запечатлеть. Так возникли:

    техника автоматического письма (записывают или автоматически зарисовывают все приходящие в голову ассоциации с предметом);

    текстурирование поверхности (графитом или пастелью заштриховывают лист, приложенный к текстурной поверхности, например, дерева или камня);

    коллаж (из вырезанных частей газет, картин, журналов создают полноценные сюжеты);

    соскабливание (готовые картины размещают поверх текстурной поверхности и соскабливают часть краски, способствуя проявлению рисунка);

    фьюмаж (на бумаге создают фантастические образы копотью свечи);

    декалькомания (расплескивают колер на большое полотно из ведра, создают брызги при помощи крупных кистей).

Картины сюрреалистов часто сложно соотнести с каким-либо жанром, настолько нереально и парадоксально изображение. Чаще всего темой для своих работ они выбирают сновидения, магию, эротику, сверхъестественное, религию.

Известные художники-сюрреалисты

Имена художников, создававших картины в период между Первой и Второй мировой войной, стали известны всему миру благодаря широте взглядов, мастерству и поднимаемой проблематике. Это Рене Магритт, Макс Эрнст и другие.

Наиболее значимой, известной и неординарной фигурой эпохи сюрреализма стал Сальвадор Дали. Его произведениям свойственны проявление иррационального, отрицание каких-либо рамок и ограничений. Талант художника проявился в живописи, дизайне, архитектуре, музыке, драматургии. Индивидуализм и самоуверенность повлияли на исключение Дали из кружка сюрреалистов, однако его творчество оказало влияние на становление и развитие стиля.

В период надвигающегося на Европу немецкого фашизма, сюрреалисты перебрались в США, где продолжили работу над картинами. Благодаря их творчеству общество смогло наконец понять и оценить более сложный кубизм , экспрессионизм и абстрактное искусство .

Современный сюрреализм в живописи

Идеи сюрреализма популярны в современном искусстве. Они находят выражение в неординарных работах талантливых художников. Основные черты стиля четко прослеживаются в полотнах, выполненных акрилом, пастелью, маслом. Наша галерея предлагает своим клиентам купить любую из представленных в каталоге работ в качестве эксклюзивного подарка или декора интерьера. На картину в стиле сюрреализма можно смотреть много раз, находя в ней тайный смысл и новые образы снова и снова.

Отличительной особенностью сюрреализма является использование парадоксальности сочетаний форм и иллюзий. В нем умело совмещается сон и реальность, настоящее и вымышленное.

Художники-сюрреалисты вдохновились идеей – революцией собственного сознания.

И искусство выступило, по их мнению, инструментом для этого.

Смесь философских учений является характерной особенностью теории сюрреализма.

Интуиция (по утверждению философа Анри Бергсона) есть единственное средство в познании истины и на этой идее появляется искусство, где окружающая нас реальность воспринимается в форме «индивидуального виденья», а не как логическое понятие. Сам процесс творчества имеет мистический, иррациональный характер. Модное в то время учение о психоанализе Зигмунда Фрейда оказало большое влияние на эстетику сюрреалистов.

В 1917 году французский поэт Гийом Аполнер впервые упоминает понятие «сюрреализм». Но лишь в 1924 году сюрреализм получает теоретическое обоснование в «Первом манифесте», который написал Андре Бретон.

Художники сюрреалисты

По теории сюрреализма истинную человеческую сущность и окружающее его мироздание могут отразить «только интуитивные, бессознательные чувства».

Галлюцинации, бред, сны – вот то, что можно по мнению сюрреалистов объединить с действительностью, получив при этом абсолютную реальность – сверхреальность.

Одним главным приемом творчества сюрреалистов является «соединение несоединенного», сближение образов и изображений, которые чужды друг другу. В сюрреализме огромным смыслом обладают символика образов и магические значения вещей. Прогрессивную, ищущую молодежь, которая стремиться к преобразованиям в обществе, объединяет сюрреализм. Опостылевшая действительность отступает от желания иметь полную свободу творчества и мысли. Многим казалось, что сюрреализм преодолеет разрыв между обществом и художником, возвышая второго над действительностью.

«Чистый психологический автоматизм» — это то, что стало основополагающим методом в сюрреализме, при котором художники переносили на полотна отрывочные изображения вымышленных и реальных предметов в самых невообразимых сопоставлениях. Создавая на картинах надуманные иррационалистические представления, художники лишили картины эмоциональности, внутреннего содержания.

Этот подход стимулирует изобретение нового приема изображения: расклеивание, натирание, снятие верхнего слоя красок на картине, копчение и т.д.

Благодаря технике «ready-made » и коллажам создаются образы абсурдные и противоречивые.

К ведущим мастерам сюрреализма на начальном этапе становления этого направления в искусстве (20-е годы ХХ века) относят Макса Эрнста, Жоана Миро, Андре Массона и Ива Танги. Десятилетие спустя сюрреализм приобретает признание в мировом искусстве. Ряды пополняются такими именами как Магритт и Дали.

Кризис движения вызвала Вторая мировая война. Большинство художников эмигрируют в США. После окончания войны сюрреализм вновь активизирует свою деятельность. Главное первенство принадлежит Сальвадору Дали.


Close