Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Мадонна» относится к любовной лирике поэта. Данная работа была посвящена будущей избранницы великого поэта Наталье Гончаровой.

Толчком к написанию стихотворения «Мадонна» стало согласие Натальи Гончаровой выйти замуж за Пушкина. Случилось это в 1830 году.

За шесть месяцев до свадьбы Гончарова уезжает в родное имение, а Александр Сергеевич остается в Москве. Поэт начинает активные приготовления к свадьбе и очень скучает по своей Наталье. Он пишет Гончаровой несколько строк, в которых сравнивает ее с «белокурой мадонной» и говорит, что они похожи с ней как две капли воды. Наталья также отвечает теплыми словами поэту и говорит, что скоро часы разлуки пройдут, и они будут вместе.

Стихотворение «Мадонна» написано в форме сонета. С первых слов мы понимаем, что Пушкин давно мечтал обрести настоящую любовь и гармонию. Поэт говорит, что тихая и спокойная семенная жизнь может украсить любой дом и затмить красоту «картин старинных мастеров», что счастливые супруги притягивают взор окружающих не меньше, чем шедевры искусства.

Александр Сергеевич верил в свой идеальный брак. Недаром он отмечает: «Она с величием, он с разумом в очах…» - идеальная пара, которая способна прожить долгую и счастливую жизнь. Пушкин благодарен господу за то, что «тебя мне ниспослал».

К сожалению, Пушкин не мог знать, что уже через некоторое время произойдет первый семейный конфликт. Связан он был с приданым Натальи Гончаровой. Девушка, хоть и относилась к высшему сословию, но была из разорившейся семьи. Вместе с Натальей Пушкину достались огромные долги ее семьи.

Стоит отметить, что стихотворение «Мадонна» стало единственным, которое поэт посвятил своей супруге. После свадьбы отношение Пушкина к Гончаровой изменилось. Теперь он считал ее своей карой. Причиной этому стало то, что во время церемонии венчания Наталья уронила обручальное кольцо Александра Сергеевича, а затем в его руках потухла свеча. Все это поэт расценил, как знаки свыше, как то, что его брак с Гончаровой не будет счастливым.

Возможно, Пушкин был прав, ведь именно из-за Гончаровой он был застрелен на дуэли. Но, не смотря на это, Наталья Гончарова осталась для Пушкина самой любимой и желанной женщиной. Именно за нее поэт отдал свою жизнь.

Все свои любовные переживания, провалы и успехи выкладывал на бумагу Пушкин. «Мадонна» относится к любовной лирике поэта, это одно из стихотворений, посвященных Наталье Гончаровой, жене Александра Сергеевича. Написано оно было всего за полгода до свадьбы, в 1830 году. Пушкин повторно просит свою избранницу стать его женой и в этот раз получает согласие. Поэт пребывает в состоянии эйфории, готовится к свадьбе и предвкушает счастливую и благополучную

Наталья Гончарова вместе с родителями ненадолго уезжает из Москвы, Александр Сергеевич пишет ей письма, сообщая, что повесил в доме портрет «белокурой Мадонны», напоминающей ему о невесте. Девушка отвечает, что вскоре он будет любоваться женой, а не картиной. Эти строчки из письма так вдохновили мужчину, что он написал свою знаменитую работу «Мадонна». Пушкин, стих которого излучает атмосферу гармонии, умиротворения и счастья, всегда мечтал об удачном браке, построенном на любви и взаимном уважении.

В своем стихотворении Александр Сергеевич утверждает, что ему не нужны старинные картины именитых художников. Он мечтает лишь об одной, на которой была бы изображена идеальная супружеская пара - «он с разумом в очах, а она с величием». Прожить со своей избранницей в мире и согласии долгую жизнь - это все, о чем мечтал Пушкин. «Мадонна» - это картина его будущей жизни, которую поэт видит как бы со стороны.

Казалось бы, мужчине и правда повезло, ведь Наталья молода, достаточно образована, умна и красива. Александр Сергеевич благодарит Бога за то, что послал ему такое счастье, при этом не подозревая, что пройдет совсем немного времени, и он готов будет расторгнуть помолвку. Стихотворение «Мадонна» Пушкин написал в ожидании чуда, он надеялся, что его жизнь с появлением семьи кардинально изменится в лучшую сторону. Гончарова была из знатного рода, но обедневшего, поэтому для поэта был неприятной неожиданностью тот факт, что вместе с невестой на него повесят кучу семейных долгов.

Между молодыми произошел крупный скандал, Александр Сергеевич даже написал в письме, что невеста св

ободна от обязательств перед ним. Несмотря на некоторые разногласия, свадьба все же состоялась. Известно, что после бракосочетания ни одно свое стихотворение не посвятил «Мадонна» предстала перед ним уже не такой святой и непорочной, поэтому ее образ существенно померк. Поэт был очень суеверным человеком, и для него стало настоящим ударом то, что во время венчания у него в руках погасла свеча, а невеста уронила его обручальное кольцо. Эти события счел дурным предзнаменованием Пушкин. «Мадонна» так и осталась лишь картинкой счастливой семейной жизни. Поэт любил свою жену, и она до последнего оставалась для него самой желанной женщиной на земле. Но все же Александр Сергеевич относился к браку как к неизбежной каре, а не дару небес, и он не ошибся в своих дурных предчувствиях. Именно из-за Натальи Гончаровой он пошел на дуэль с Дантесом, чтобы отстоять право обладания своей женой. Возможно, если бы не брак, то Пушкин прожил бы более долгую жизнь...

Анализ сонета "Мадонна"

1.Семантический анализ.

1 .В сонете две героини: образ небесной Мадонны сопоставляется с образом земной женщины (чаще всего этот образ связывается с именем Натальей Гончаровой).
В стихотворении царит атмосфера божественности и святости. Все очень гармонично, скульптурно, пластично. Невероятной нежностью и мягкостью сияет образ женщины, ставшей символом целомудрия и величия.
2.
Лексические цепочки:
а) образ небесной Мадонны
«Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали кроткие, в славе и в лучах.»
Б)
образ любимой женщины (Натальи Гончаровой)»внимая важному сужденью знатоков.»,
«Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.»
3.
Сопутствующие образы:
слова: «обитель», «суеверно», «пречистая», «божественный спаситель», «ангелы», «под пальмою сиона» распространяют вокруг себя ауру благоговейного преклонения, возникает иллюзия нахождения в храме;
поэт говорит, что лишь «одной картины» он «желал быть вечно зритель». Мы видим, что «невзирая на то, что Мадонна с младенцем Иисусом купаются «во славе и лучах», они остаются столь же просты и скромны.
4. Исполненный восхищения, восторга,

Преклоняющийся перед высокими нравственными идеалами, лирический герой увидел в недосягаемо высоком облике Мадонны образ

Любимой им женщины.


5. Начав с воспевания женственно-земной стороны любви, поэт все настойчивее стремился к раскрытию ее идеального, духовного смысла. В стихотворениях он показывал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала, Мадонны.

2.Анализ изобразительных средств

1. Выразительные эпитеты (ЧИСТЕЙШИЙ образец, БОЖЕСТВЕННЫЙ спаситель, СТАРИННЫХ мастеров)

Гипербола : Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Метафора : Одни, без ангелов под пальмою Сиона.

Лексический повтор : Одной картины я желал быть вечно зритель, одной…


Подчеркивает эмоциональность, выделяет главную мысль произведения.

Сравнение : Чтоб на меня с холста, как с облаков…

Сила искусства приравнивается героем к божественной силе, к величественным природным явлениям.
2. Сонет по-русски пишется или пятистопным или шестистопным ямбом. Состоит из 14 стихов и разделяется на две части: восемь стихов (два четверостишия) и шесть стихов (два трехстишия). В первой части в двух четверостишиях повторяются одинаковые рифмы – мужские («мастеров» - «знатоков» - «трудов» - «облаков»)и женские («обитель» - «посетитель» - «зритель» - «спаситель»).Необходимость подбирать к слову,кончающему строку, не одну рифму (как обычно), а целых три делает рифму сонета трудной для писания, и надо обладать большим поэтическим мастерством, чтобы эта трудность была незаметна читателю, чтобы рифмующиеся слова звучали естественно, подбирались не только по звукам,но и по смыслу. Последние шесть стихов сонета хотя и обозначаются графически как два трехстишия,но по рифмовке могут делиться и иначе: на четверостишие и двустишие или же, наоборот, на двустишие и четверостишие, как в данном стихотворении.


Инверсия : Исполнишь мои желания. Творец…
3. Пушкинское стихотворение ассоциируется с мадоннами Рафаэля и Леонардо да Винчи (предлагаются репродукции женских портретов художников Возрождения). С этой стихотворной формой связаны два бессмертных имени: Петрарка и Шекспир – гениальные поэты Италии и Англии.
Конечно,только чувство подлинной любви позволяет поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства. Один из виднейших русских религиозных философ С.Соловьев определял смысл любви тем, что она позволяет рассмотреть в любимом человеке его идеальное начало, основу, образ Божий.

Любовная лирика А. С. Пушкина открывает перед читателем те грани поэта, которые незаметны в пресных биографиях. Стихотворение «Мадонна», изучаемое в 9 классе, хранит сокровенные мечты Александра Сергеевича, его представления об идеальной семье. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Мадонна» по плану.

Краткий анализ

История создания – было создано в 1830 г., после того, как Наталья Гончарова согласилась выйти замуж за Пушкина.

Тема стихотворения – мечта об идеальной, счастливой семье; непорочный образ Мадонны.

Композиция – стихотворение написано в форме монолога лирического героя. По смыслу стихотворение делится на три части: рассказ о картине-мечте, описание образов пречистой и спасителя, рассказ об исполнении желания. Форма произведения - сонет (два катрена и два терцета).

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, рифмовка кольцевая АВВА, перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ.

Метафоры «одной картины я желал быть вечно зритель», «взирали… во славе и в лучах», «Творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна».

Эпитеты «старинные мастера», «суеверно дивился», «важное сужденье», «чистейшая прелесть» .

Сравнения «с холста, как с облаков».

История создания

Стихотворение «Мадонна» появилось в блокноте А. С. Пушкина в 1830 г. На написание поэта вдохновило согласие Натальи Гончаровой выйти за него замуж. Известно, что предложение первая столичная красавица приняла только со второго раза. Неудивительно, что Александр Сергеевич очень обрадовался этому.

До получения радостного известия поэт переписывался с Натальей. В одном из писем он признался, что был очарован картиной итальянского художника П. Перуджио. Мадонна, изображенная на нем, очень напоминала поэту его избранницу. В своем же доме Пушкин тоже повесил портрет Мадонны с белыми волосами. Вскоре Наталья ответила, что поэт будет любоваться женой, а не картиной. Так в предвкушении семейной жизни за полгода до свадьбы поэт написал «Мадонну».

Тема

В стихотворении поэт раскрывает две темы, тесно переплетая их между собой: мечта-представление об идеальной семье и образ мадонны. Трудно определить, какая из тем главная. Такое сплетение мотивов необычное для русской литературы. Для раскрытия тем автор создал оригинальную систему образов: лирический герой, мадонна и «спаситель», изображенные на картине, Творец и мадонна-возлюбленная лирического героя. Система образов формируется постепенно, каждая строфа дополняет ее новым героем.

В первых строках лирический герой признается, что не хотел бы украшать свой дом картинами именитых художников, чтобы показывать их гостями и выслушивать сужденья « знатоков ». Его мечта - вечно смотреть на картину, изображающую пречистую и спасителя. В следующих стихах оказывается, что автор говорит не об иконе. Так он представляет идеальную семью: « она с величием, он с разумом в очах» . Сакральные атрибуты на картине символизируют чистые отношения между супругами.

В последнем терцете стихотворения герой рассказывает, что Творец услышал его и исполнил желание. Герой встретил свою Мадонну. Мужчина ни слова не говорит о внешности женщины, зато подчеркивает ее непорочность: « чистейшей прелести, чистейший образец ». Зная биографию А. С. Пушкина и историю создания анализируемого стихотворения нетрудно догадаться, что под образом Мадонны скрывается Наталья Гончарова.

Композиция

Анализируемое произведение - монолог лирического героя, который постепенно раскрывает представление автора об идеальной семье, идеальной женщине. По смыслу стихотворение делится на три части частей: рассказ о картине-мечте, описание образов пречистой и спасителя, рассказ об исполнении желания. Формальная композиция - сонет (два катрена и два терцета).

Жанр

Жанр стихотворения - элегия, так как лирический герой предается мечтам и неторопливым раздумьям. Стихотворный размер - шестистопный ямб. А. Пушкин использовал все виды рифмовок.

Средства выразительности

Поэт не перенасыщает произведение средствами выразительности. Тем не менее, тропы помогают раскрыть тему, показать чувства и эмоции героев. В тексте есть метафоры - «одной картины я желал быть вечно зритель», «взирали… во славе и в лучах», «Творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна», эпитеты - «старинные мастера», «суеверно дивился», «важное сужденье», «чистейшая прелесть» сравнение - «с холста, как с облаков».

Необычное по жанру произведение было создано «опальным» поэтом Александром Пушкиным. Его даже невозможно назвать стихотворение, хотя оно имеет и ритм, и рифму, и размер. Но даже стихотворные тексты имеют свои жанры, поэтому пушкинское произведение с таким прекрасным названием, как «Мадонна» можно отнести к сонету.

Из истории создания пушкинского стихотворения известно, что он не просто так написал его, а оно было создано под воздействием сильнейших чувств. Во время написания стихотворение он был влюблен в прекраснейшую девушку, чистейшее создание - Наталью Гончарову. В то время его возлюбленная считалось самой красивой и прелестной девушкой во всей столице. Но молодой и страстный поэт не только восхищался ею, но для него она стала идеальной женщиной, которая была прекрасна не только внешне, но и духовно. Он нашел в ней родство душ, и это заставило его еще больше любить милое создание - Наталью Николаевну.

Из биографии «опального» поэта известно, что Наталья Гончарова стала его женой, и это радостное и торжественное событие произошло в 1830 году. Пока шло венчание, да и после него Александр был не только счастлив, ходил радостным, но и постоянно находился в восторженном состоянии. Думая о том, как счастлива будет их совместная жизнь с красавицей – женой, он совсем перестал думать о том, что раньше его так сильно заботило и тревожило. В своих письмах к друзьям он делится о том, что наконец-то сбудется его давняя мечта. Ведь, как утверждал сам поэт, всю свою жизнь он мечтал найти женщину, с которой он был бы счастлив, и эта семейная жизнь ему будет нравиться и ему он будет счастлив. В его представлении семейная жизнь - это слияние душ двух людей, которые всю свою жизнь проведут в любви и гармонии. И вот теперь он нашел ту женщину, с которой он действительно будет счастлив.

Но в тот момент, когда Пушкин уже практически счастлив, он не может до конца его почувствовать, так как между ним и его возлюбленной расстояния, которые их как раз и разделяют. В своих мечтах он уже находится рядом с Натальей Гончаровой, и вот однажды он случайно увидел прекрасную картину. Автором этого полотна с невероятно прелестной девушкой стал Пьетро Перуджио. Итальянский художник изобразил Мадонну, прекрасную и прелестную. Она безмятежно сидела и ее великолепный внешний вид, прелестные белокурые волосы напомнили поэту о его невесте.

Александр Пушкин настолько сильно был поражен этим сходством, что в тот же день пишет письмо Наталье Николаевне, где рассказывает о том, какую картину он увидел, и что часами он может любоваться прелестным образом девушки, который очень похож на его возлюбленную. И в такие минуты он забывает о расставании и расстояниях, в своих мечтах он переноситься к ней, и тогда он по-настоящему счастлив.

И эта картина итальянского художника настолько сильно вдохновила художника, что поэт свое стихотворение, которое оказывается не только откровенным, романтичным, но и прекрасным. Ведь стоит только читаться в эти строки! Уже прямо с первых пушкинских строф перед вдумчивым читателем открывается весь внутренний мир поэта, а его первые слова сразу же указывают на всю серьезность его намерений. Теперь он желал видеть перед собой каждый день и каждую минуту лишь только эту картину, где ему так живо представлялась и виделась его прекрасная возлюбленная. Его избранница - это основной смысл всей его новой жизни, счастливой и долгой. И Александр Пушкин теперь меняет свою роль в этой жизни, он видит свое предназначение в том, чего он желает больше на свете - счастливую и крепкую семью, и любимую женщину рядом, чтобы она всегда была рядом с ним.

Лирические герои пушкинского стихотворения – сонета у поэта предстают в необычном для его лирики свете. Они все положительные и счастливые. Прежде всего, это сама его Мадонна, которая сочетает в себе такие качества, как величие, красоту и кротость. Его образ Мадонны - это невеста, которой и посвящено все стихотворение. И в тексте своем поэт, что у Мадонны, главной героине, есть избранник. Он рисует его с разумом в глазах, мудрым, решительным и серьезным. Тем самым, он старается его раз подчеркнуть, что его решение жениться на прекрасной Гончаровой правильное и обдуманное, и он в это уверен. Наконец-то исполнилось его желание, и сам Творец дал ему такую спутницу по жизни, о которой он всегда мечтал. И с такой женщиной он готов провести всю свою жизнь.

Пушкинское стихотворение не только красиво по звучанию, но еще и очень светлое. Но вот как дальше сложиться судьба поэта из сюжета неясно. Но читатель знает, что уже после нескольких счастливых месяцев в браке в семье Пушкиных состоится конфликт, где поэт почувствует себя несчастным и разочарованным. И это потом найдет отражение в его других стихотворных произведениях. А пока он еще счастлив и радостен, он живет в ожидании предстоящей встречи.


Close