Литературное чтение 2 класс

С.А. Есенин. «Поет зима - аукает...», «Береза»

Цели урока: ознакомить детей с краткой биографией и стихотво рениями С.А. Есенина; дать понятие метафоры, продолжать формировать умение видеть образные языковые средства; со вершенствовать умение читать стихотворное произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления на примере сравнения картин и стихов; прививать любовь к родной природе.

Оборудование: репродукция картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», П.И. Чайковский «Февраль» из цикла «Времена года».

Ход урока

I . Организационный момент

II . Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворения Ф.И. Тютчева.

III . Постановка цели урока

- Попробуйте услышать в стихотворении фамилию русского
поэта. Описать отношение к картинам зимы.

В этом имени - слово «есень».

Осень, ясень, осиный свет,

Что-то есть в нем

От русских песен -

Поднебесье, тихие веси,

Сень березы

И синь - рассвет.

Что-то есть в нем

И от весенней

Грусти, юности

И чистоты...

Услышали ли вы эту фамилию?

Только скажут -«Сергей Есенин», всей России встают черты... (H. Браун)

    Какой прием использовал Николай Браун в своем стихо творении? (Звукопись.)

IV . Изучение нового материала

1 . Рассказ учителя.

Сергей Есенин родился и вырос в селе Константиново под Рязанью, на берегу Оки.

Закончил 4 класса в сельском училище, затем церковно-учительскую школу. Он очень любил природу и воспевал ее в своих стихотворениях.

2. Первичное чтение учителем стихотворения «Поет зима -
аукает...»

    Понравилось ли вам стихотворение?

    Какие картины вы увидели? (Лес, а над лесом плывут об лака. Метелица стелется по двору. Воробышки жмутся к окну, замерзли.)

    Прочитайте первые три строчки. Как вы их понимаете?

    Какие образные средства использовал поэт? (Олицетворе ние и метафору, придуманное слово - стозвон: звон 100 сосен.)

    Прочитайте следующие три строчки. А какой главный прием для создания картины здесь использован? (Олицетворение и тоже есть метафора - седые, с тоской глубокою.)

    Как вы представляете себе воробышков. Нарисуйте сло вами эту картину. Опишите дом, окно, воробьев, погоду, природу, передайте настроение.

    Как вы считаете, эта зима суровая или мягкая?

Что важнее для создания картины суровой и холодной зимы - написать о метели, холодной вьюге, или написать о воробышках? (И то, и другое, без воробышков.мы не поймем, насколько холодно.)

3. Выразительное повторное чтение детьми.

- Прочитайте это стихотворение так, чтобы передать свое

V . Физкультминутка

VI . Работа над стихотворением «Береза»

1. Первичное чтение.

- Прочитайте стихотворение «Береза» тихо, «жужжащим»
чтением.

2. Беседа после чтения.

    Подумайте, есть ли здесь метафоры и зачем их употребляет поэт? (Три строки из второго четверостишия, две послед ние строки из третьего, последняя строка четвертого. Для создания образа.)

    Есть ли здесь другие выразительные средства языка - срав нения или олицетворения? (Сонная тишина, лениво обхо дя, обсыпает - олицетворения.)

    Какие слова показались вам непонятными?

    Почему поэт сказал «принакрылась»? (Имеется в виду не закрылась совсем, только чуть- чуть.)

3. Работа по вопросам учебника на с. 197.

(Дети читают вслух по одному вопросу и отвечают на него).

4. Выразительное чтение стихотворения.

- Прочитайте это стихотворение так красиво, чтобы все уви
дели нарядную, тихую сияющую березу.

VII. Закрепление нового материала

    Сегодня вы научились замечать метафоры в стихотворе ниях.

    Посмотрите на картину Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь». Вспоминая о времени написания картины, художник писал: «Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба».

    Что значит лазурь? (Это цвет: светло-синий.)

    Что напоминает вам узор веток, сплетение белого на синем фоне? (Кружево.)

    Послушайте, как описал Грабарь февральские дни, в которые писал эту картину: «Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».

- Какие образные выражения запомнили? Как называется
этот прием? (Метафора).

VIII. Итог урока :

    Со стихотворениями какого поэта мы сегодня познакоми лись?

    Какие стихотворения прочитали?

    Знаете ли вы, что стихотворение «Береза» - это первое опубликованное стихотворение С. Есенина. Произошло это в 1914 году. Поэту было тогда 19 лет.

    Что такое метафора?

Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение «Береза».

Тема урока: С. Есенин «Берёза», «Поёт зима аукает».

Цели: - Приобщать детей к миру поэзии, развивать поэтический слух, наблюдать над звукоподражанием;

Учить детей представлять себе картины природы, изображенные поэтом.

Учить детей словесному рисованию, учить высказывать свои впечатления, делиться своими представлениями с товарищами, расширять словарный запас слов, кругозор

Воспитывать сочувствие к зимующим птицам, желание им помочь.

Регулятивные универсальные учебные действия:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений);
- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке.
Познавательные универсальные учебные действия : 
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.
- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др.;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- осознанно и произвольно
 строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, учебная игра, диалог);

- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах;

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки со стихотворением с пропусками, рисунок берёзы на ватмане.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворений А. Пушкина и Ф. Тютчева.

  1. Речевая разминка.

В этом имени слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет,

Что-то есть в нём от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Сень берёзы

И синь – рассвет.

Что-то есть в нём

И от весенней

Грусти, юности

И чистоты… (слайд 1)

Как вы думаете, о какой фамилии какого поэта идёт речь? Ответить на этот вопрос вам помогут звуки этого стихотворения.

Только скажут –

«Сергей Есенин»,

Всей России встают черты…

(Николай Браун) (слайд 2)

  1. Постановка целей урока.

Ребята, вы наверное догадались о чём мы поговорим на сегодняшнем уроке?

Что вы знаете о Сергее Есенине? (слайд 3)

Сергей Есенин великий русский поэт, который своим творчеством прославил нашу страну. Он очень любил свою Родину, её природу. И это отразилось в стихах Есенина. Мы сегодня познакомимся со стихотворением «Белая Берёза». Оно было опубликовано первым в Московском детском журнале «Мирок», когда Сергею Есенину было только 19 лет.

5. Работа по теме урока.

Прежде чем мы начнём работать по теме я хочу вам напомнить, чтобы выразительно прочитать стихотворение, показать всю необыкновенную красоту слова, нам необходимо его прочувствовать и разгадать все загадки. А для этого нужно внимательно слушать.

Учитель читает стихотворение под музыку Чайковского «Декабрь». (слайд 4)

Понравилось ли вам стихотворение? На мой взгляд в нём есть что-то сказочное и это помогает передать музыка П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь»..

Какой перед вами предстала берёзка?

Обратите внимание на выделенные слова. Найдите в словарике нашего учебника их значение.

Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете.

Особенно интересно в стихотворении описание инея, найдите это описание.

Какой художественный прием использует автор? Сравнение.

Как говорит о кистях берёзы?

О чем ещё мы так говорим? Цветы.

Как называется такой прием? Сравнение.

Найдите ещё в тексте сравнения. Зачитайте.

Какое время дня рисует поэт? Утро.

Почему вы так решили? Заря.

Солнечное это утро, или пасмурное? Горят в золотом огне.

Прочитайте, как занимается заря зимой.

Какой литературный приём использует автор в создании образа берёзы? Олицетворение.

Докажите это строчками из стихотворения.

Где ещё используется этот прием?

Какое чувство, настроение создал поэт? Волшебное, спокойное, радостное ожидание чуда.

Когда у вас возникает похожее настроение? Перед новым годом.

Да, это стихотворение создаёт нам праздничное настроение в преддверии нового года.

Где по - вашему нужно немножко приостановиться?

У вас действительно получилось создать отличное новогоднее настроение!

Понравилось ли вам работать с этим стихотворением?

Хотелось бы вам поработать ещё с одним стихотворением Есенина?

И это осуществимо, потому что впереди у нас работа со стихотворением Сергея Есенина «Поёт зима, аукает», но сначала отдохнём.

6. Физкультминутка.

Как вы думаете, легко ли поэтам сочинять стихи?

Сейчас мы ощутим, какого это. Перед вами стихотворение «Поёт зима, аукает, но с пропусками. Постарайтесь их заполнить.

(Дети получают карточки со стихотворением и работают самостоятельно)

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес ________
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
__________облака.

А по двору метелица
Ковром ___________стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки____________,
Прижались у окна.

Проверим, что у вас получилось. (Заслушивается несколько ответов, а затем сверка с образцом) (слайд 5)

Легко ли быть поэтом?

А теперь послушайте это стихотворение. (Читает учитель или включается аудиозапись)

Какие картины представили?

Какие звуки зимы услышали?

Повторние чтение (вслух) по смысловым частям. Комментированное чтение (комментирует учитель).

Сергей Есенин

Поёт зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка. (Представили себе мохнатый сосновый лес под снегом? Он звенит на морозе, деревьев много – и поэт нашёл удивительное слово – «стозвон». Метель убаюкивает лес…)

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака. (Увидели эти облака? «Седые» - значит какого они цвета? (Грязно-белого, сероватого, тусклого). О чём тоскуют облака?)

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна. (Послушайте ещё раз: «А по двору метелица ковром шелковым стелется,

но больно холодна…» Звук «л» повторяется и как бы усиливает ощущение холода; и ковёр шёлковый, сравнение это не случайно: шёлк – прохладаная, холодящая ткань…)

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые.

Прижались у окна.

. (Представили себе этих мёрзнущих воробушков? Какое сравнение нашёл поэт? (Он жалеет этих маленьких пташек, как и сиротливых деток.)

- Представили эти картины?)

Подготовка к выразительному чтению (по смысловым частям)

1. Воет ветер в лесу (напевно, убаюкивающе)

2.А по двору метелица (красота, холод зимы, суровость)

3. Озябли пташки малые (сочувствие к пташкам, жалость, волнение)

4. А вьюга с рёвом бешеным (рёв вьюги, холодные звуки зимы)

5. Снится красавица весна (мечтательно, с грустью, надеждой)

Ребята, а ведь у этого стихотворения есть продолжение, хотите послушать?(слайд 6)

7. Рефлексия.

- Ребята посмотрите у нас тоже в классе есть берёзка, только она не белая, но это пока.

У вас на столах снежинки разных размеров. Если вам на уроке было интересно и познавательно, то возьмите самую большую снежинку и украсьте ею нашу берёзку. Если, не совсем довольны своей работай на уроке, но в целом вам понравилось, то украсьте берёзку снежинкой средней по размеру. А если вам урок не понравился, вам было скучно и непонятно, то что ж не оставлять же берёзку голой. Прикрепите на неё самую маленькую снежинку. Слайд 2

Только скажут – «Сергей Есенин», Всей России встают черты… (Николай Браун)

Сергей Александрович Есенин (1895 - 1925)

Поет зима - аукает, Мохнатый лес ___________ Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую __________облака. А по двору метелица Ковром ___________стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки____________ , Прижались у окна. баюкает седые шелковым сиротливые

Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна.


Тема : С. А. Есенин "Поет зима, аукает"

Цели :

Продолжить знакомство учащихся с творчеством С. Есенина;

Учить слушать лирический текст;

Формировать читательские навыки: умение определять тему, жанр произведения;

Формировать навыки анализа лирического текста;

Учить формировать свое отношение к прочитанному;

Воспитывать чувство любви к русской поэзии;

Воспитывать чувство любви к родному краю.

Планируемые задачи :

Уметь находить в стихотворении выразительные средства речи;

Уметь определять тематику, описывать лирического героя;

Развивать навыки выразительного чтения.

Оборудование : портрет С. Есенина музыкальная запись романсов, рисунки, кластер, лексический словарь, раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы с вами узнали много интересного о жизни и творчестве замечательного русского поэта С. Есенина. Давайте вспомним, что вы знаете о его жизни и творчестве.

Игра "Шапка вопросов". В шапке скатанные рулончиками листы бумаги с вопросами. Учащиеся вытягивают по одному вопросу и отвечают.

1. Назовите годы жизни С. Есенина?

2. Где родился поэт?

3. Кто занимался воспитание будущего поэта?

5. Как называл себя сам Есенин?

6. Как назывался первый поэтический сборник Есенина?

3. Актуализация знаний

Стихотворения Есенина мелодичны. Они знакомы нам с самого детства. Давайте вспомним, какие произведения поэта нам уже знакомы?

Игра "Продолжи стих"

1. Белая береза под моим…

2. Черемуха душистая с весною ….

3. Вот уж осень улетела и примчалася…

4. Нивы сжаты, рощи голы, от воды….

В поэзии Есенина описание русской природы занимает огромное место. Есенин, будучи выходцем из деревни, с раннего детства впитывал красоту окружающего мира. Его пейзажной лирике присуща особая напевность, трогательность и музыкальность. Не случайно многие композиторы обращались к творчеству Есенина.

Учащиеся слушают романс на стихи Есенина "Отговорила роща золотая".

4. Подготовка к восприятию темы

Трудно сказать, какое время года было любимым у Есенина. Есть чарующие строки, посвященные весне, нежный и звонкие стихи о лете, грустные и печальные об осени. А есть и о зиме.

Скажите, а как вы представляете себе зиму? Ответы учащихся

Если бы вы были поэтами, какое настроение вы вложили бы в стихотворения о зиме? Почему?

Составление кластера по ответам учащихся.

5. Объявление темы и целей урока

Тема урока: Стихотворение С. Есенина "Поет зима, аукает".

Мы попробуем разобраться, какие приемы использует автор, чтобы передать нам зимнее настроение.

6. Первичное знакомство с текстом

Выразительное чтение стихотворения учителем (или в записи)

Обратите внимание на наш кластер. Какие слова лучше всего опишут эмоции этого произведения? Почему вы так думаете?

7. Работа над анализом текста

А) Лексическая работа

Найдите в тексте слова, которые вам непонятны. Объясните их лексическое значение, используя словари.

Стозвон, сосняк, ставни, озябли, метелица.

Б) Анализ выразительных средств

Найдите в тексте образы, которые рисуют нам картину зимы.

Слова выписываются на доске (зима, лес, метелица, воробышки, вьюга, весна)

Это "главные герои" стихотворения. С их помощью автор обозначил главные акценты.

Прочтите первые три строки. Попробуйте представить зиму в образе человека. Кто вам представляется: злая старуха, шаловливый ребенок, веселая девушка или заботливая мать? Почему? (Зима представляется в виде заботливой матери, которая поет и баюкает лес, словно свое дитя)

Прочтите следующие три строки. Опишите картину, которое рисует вам ваше воображение. (Бесконечное, бескрайнее небо, по которому медленно и важно плывут седые облака)

Почему Есенин использует эпитет "седые"?

Следующий образ - метелица. С каким сказочным героем вы бы сравнили ее: со Снегурочкой, Снежной королевой или снежной бабой? Почему?

Как вы понимаете выражение "ковром шелковым стелется"? Как называется этот прием? (метафора)

Следующие строки описывают нам стайку воробьев. Подчеркните все глаголы, которые использует автор (прижались, озябли, жмутся)

Подберите синонимы к слову "озябли" (замерзли, продрогли, застыли)

Какими вы представляете себе воробышков? Давайте их изобразим.

Учитель читает текст, а группа учащихся изображает стайку воробьев .

Теперь на сцене появляется вьюга. Нарисуйте образ вьюги. Как бы вы описали ее характер? (злая, озлобленная, жестокая, суровая). Какие слова помогают автору передать эту злость вьюги? (стучит, с ревом бешенным, злится).

Как называется этот прием?

Теперь разберем последнюю строфу.

Почему пташки дремлют? (Как и вся живая природа, они зимой засыпают)

Какой образ появляется в конце стихотворения? (образ весны)

Найдите слова, которыми Есенин характеризуют весну? (в улыбках солнца, прекрасная, красавица)

В) Анализ лирических образов стихотворения

Работа с изображениями

Обратите внимание, что перед нами пронеслись три образа зимы: сначала она - заботливая мать, затем - Снежная королева, теперь - злобная и жестокая дама.

На доске появляются картины.

Почему так меняются характеры? Ответы учащихся.

А в самом конце перед нами красавица весна. (Учитель добавляет в галерею картину с изображением девушки-весны) Для чего автор вводит образ весны? (Это дает надежду, что бесконечные холода и вьюга закончатся, начнется новый сезон года, и маленькие птички еще будут радоваться и петь).

8. Работа над выразительным чтением

Вернемся к нашему кластеру. С каким настроением надо читать строки о:

Седых облаках; (грустно, печально)

О метелице; (тревожно)

Воробьях; (нежно)

Вьюге; (зло, напористо)

Весне? (радостно).

Несколько учащихся выразительно читают стихотворение.

9. Прослушивание романса

Мы уже говорили, что стихи Есенина легли в основу многих романсов. Обратите внимание на темп музыки в романсе "Поет зима, аукает"

Звучит запись романса "Поет зима, аукает" в исполнении Л. Луценко.

10. Подведение итогов урока и выставление оценок

11. Домашнее задание

1. Выучить стихотворение наизусть

2. Написать сказку по мотивам стихотворения

Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова по учебнику В.А.Лазаревой 2 класс.
Учитель: Пивоварова Наталья Дмитриевна МКОУ «СОШ №7» г.Михайловки Волгоградской области
Тема: Работа над рассказами-миниатюрами Г.М.Цыферова «Как лягушки чай пили».
Цели:
Познакомить с особенности прозы современного автора.
Формирование представлений учащихся о способности автора изображать в художественном тексте «внутренний мир» героев рассказа и сказки.
Работа над умением соотносить словесные и изобразительные образы, над развитием эмоционально-образной сферы воображения обучающихся, навыков анализа художественного текста.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные УУД:
- интерес к учебному материалу,
- внимательное отношение к окружающему миру;
- уважительное отношение к собеседнику;
- понимать необходимость товарищеского сотрудничества.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- умение определять проблему и формулировать проблемные задачи на уроке;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- оценивать правильность выполнения действий;
- осуществлять пошаговую самооценку по результату деятельности;
ПознавательныеУУД:
- развитие умение осмысливать заглавие произведения, объяснять его связь с содержанием, главной мыслью;
- поиск и выделение необходимой информации из текста, определение основной и второстепенной информации;
- работа с дополнительными источниками информации – словарем, энциклопедией;
- развития умения работать по алгоритму.
Коммуникативные УУД:
- развитие умения аргументировать свою точку зрения, выражать отношение к героям, событиям, языку произведения;
- слушать и понимать речь одноклассников, вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, учиться работать в паре, группе, в круге.
Оборудование:
- учебник, презентация к уроку;
- выставка книг;
- словарики характеристик «спасательный круг»;
- карточки для индивидуальной работы с цепочками слов;
- толковый словарь С.И.Ожегова;
- энциклопедия о животных;
- индивидуальные листы успешности;
- принадлежности для рисования;
- рисунок к истории про лягушек;
- нераскрашенный рисунок, детали для «дополнения» рисунка: лягушки, кувшинки, коряга.
Ход урока:
Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность учащихся.
1.Сообщение темы. Постановка учебной задачи.
Сегодня мы будем читать произведение Геннадия Михайловича Цыферова.
Познакомимся с этим писателем поближе, чтобы лучше понять особенности его произведений, как необычно он воспринимает окружающий мир.
Слайд
Рассмотрите портрет писателя.
Геннадий Михайлович был воспитатель-педагог, работал с детьми, тогда и начал писать свои рассказы и сказки. Корней Иванович Чуковский высоко оценил его работу и посоветовал заняться детской литературой. По его произведениям сняты более 25 мультфильмов: «Паровозик из Ромашково, «Мой зелёный крокодил», «Как лягушонок искал папу», «Лошарик», «Как стать большим» и многие другие.

Слайды
У Геннадия Михайловича есть очень интересный персонаж – цыплёнок. Он сочинил про него много удивительных историй, который назвал удивлениями.
Послушайте первую сказку, которая называется «Про меня и про цыплёнка», чтение ее нам подготовили ребята.
Слайд (музыка)
Когда я был маленький, я знал очень мало и всему удивлялся, и любил сочинять. Летит, например, снег. Люди скажут осадки. А я подумаю: наверное, где-то на синих лугах отцвели белые одуванчики. Или, может, ночью на зеленой крыше присели отдохнуть веселые облака и свесили белые ножки. И если облако потянуть за ножку, оно вздохнет и полетит. Далеко полетит куда-то.
- Что мы обычно представляем при слове снег?
- А Геннадий Михайлович представил, что снег – это одуванчики и белые ножки облачков. Интересно?
К чему я тебе все это рассказываю? А вот к чему. Вчера в нашем курятнике случилась удивительная вещь: из белого куриного яйца проклюнулся желтый цыпленок. Вчера он проклюнулся, а потом весь день, всю неделю всему удивлялся. Ведь он был маленький и все видел впервые.
Вот о том, как он был маленький и все видел впервые, я и решил написать книжку. Хорошо быть маленьким.
А еще лучше – все видеть впервые!
Геннадий Михайлович пишет: «Хорошо быть маленьким.»
Как вы думаете почему?
То, что видишь впервые, воспринимается по-особому, в каком-то другом изображении, так как незнакомые явления не умеешь объяснить.
- Что вы можете сказать об авторе, какой он человек?
Каким он вам представился?
Каково ваше первое впечатление?
Кому нужно можно воспользоваться «спасательным кругом» - словариком характеристик.
Слайд
Геннадий Михайлович наблюдательный, любознательный человек, всему удивляется, у него богатое воображение, поэтому окружающий мир он воспринимает необычно. Во взрослой жизни он остался мальчишкой и окружающий мир воспринимает по-детски. У него богатая натура, красивая и добрая душа, в обыденных вещах он видит необычное. Все, что происходит вокруг, считает великим чудом, а все увиденное впервые загадочным и удивительным. Читают двое учащихся.
Снежинки, сугробы, снеговики.
Маленькие все видят впервые и им очень интересно познавать мир.
любознательный
добрый
богатое воображение
наблюдательный
весёлый
фантазёр
2.Предвари-тельное чтение.
Работа с цепочками слов.
Работа в паре.
Прежде чем приступить к чтению тексов, поработаем с цепочками слов.
Слайд
Прочитайте слова, значения каких слов вам непонятны?
Где мы можем узнать о значении этих слов?
Заранее я попросила ребят найти разъяснения в словаре. Давайте их послушаем.
Поработайте в паре, составьте цепочки слов.
Какие слова вы подобрали?
Сравните со слайдом. Слайд
солнце – солнышко
свет – светофор – светофорчик
красный – покраснел
взгляд - заглянул
диво – удивился
лужа – лужица
шарить – пошарить
стужа – студеный
Как вы думаете, о чем мы будем читать произведения Геннадия Михайловича? Выскажите свои предположения.
Слайд


Подбирают слова:
солнце –
свет –
красный –
взгляд –
диво –
лужа –
шарить –
стужа –
В толковом словаре Ожегова мы нашли значение слова «шарить» - это разговорное слово, означает искать ощупью, или перебирая, или перекладывая что-то;
«стужа» - это разговорное слово, которое означает сильный холод, мороз.
Оценка работы:

Работали, смогли подобрать слова.

Старались, но не все смогли составить цепочки.

Испытывали затруднения в составлении цепочек.
3.Постанов-ка проблемы.
Формулиров-ка целей урока. Работа с первой историей.
Рисунок:
Формулиров-ка цели. Прочитайте заголовок первой истории. Что вы можете о нем сказать?
Слайд
«Как лягушки пили чай»
- Прочитайте первую историю.
Слайд
Вечером у синей-синей реки из белых-белых кувшинок пили чай зелёные лягушки.
- Как вы думаете, эта маленькая история – сказка или это рассказ о жизни самых обыкновенных лягушек? Почему?
Слайд
- Это художественный или научно-популярный текст? Докажите.
- Чем отличается художественный текст Цыферова?
Словами автор передаёт чувств а и настроения своих героев.
Я попросила вашего одноклассника найти описание лягушек в детской энциклопедии. Послушаем его.

Чем научно-популярный текст отличается от художественного?
Предложу вашему вниманию рисунок, выполненный мальчиком из другого класса к этому тексту.
Как вы думаете, внимательно он прочитал эту маленькую удивительную историю Геннадия Михайловича? Почему?
Какие неточности заметили?
А эти проблемы у нас возникают? Всегда мы внимательно читаем произведения автора, обращаем внимания на детали. Почему это важно? Детали помогают нам лучше понять главную мысль произведения и представить образ, созданный автором?
- Над чем мы будем работать на уроке? Какие цели мы подставим перед собой?
Слайд
Мы узнаем о творчестве Геннадия Михайловича Цыферова и понимать созданные им образы, соотносить словесные и зрительные образы.
А помогут нам в этом рисование и аппликация. Поэтому поблагодарю этого мальчика за его рисунок, за то, что он помог сформулировать наши проблему и задачи на уроке.
Давайте создадим этот удивительный образ чаяпития лягушек, придуманного Геннадием Цыферова.
Учитель вывешивает схематический рисунок реки.
- Дополните рисунок, аппликацию, выберите недостающие детали.
- Какие «рисующие» слова вам помогли «дополнить» рисунок? (синей-синей, белых-белых).
А вот иллюстрация к книге Геннадия Цыферова «Как лягушки чай пили»
Слайд
А как можно продолжить эту историю?
Что может происходить с лягушками дальше. Можно фантазировать сколько угодно и у нас получиться новая сказка, а это уже другая история.
Слайд
Итак, сегодня на уроке будем продолжать учиться внимательно читать истории Цыферова, представлять картины, нарисованные автором, по его словесным образам создавать зрительные образы в рисунке.
Слайд
Оцените свою работу на шкале успешности по этапам урока:

Увидели проблему, но испытывали затруднения в формулировке целей урока.


Удивительное название, что-то необычное. Такое в жизни не бывает, это может быть в сказке.
Чтение про себя.
Автор как бы оживил лягушек, они стали как люди пить чай.
Это художественный текст.
Автор рисует словами как красками сказочный образ лягушек, очеловечивает их, как бы «оживляет»: «пьют чай и болтают, как девчонки».
Лягушки – это земноводные, то есть те, которые могут жить и на суше, и в воде. Лягушки, которые живут в реках и озёрах в Европе, в основном буро-зеленого цвета. У них влажная и бугристая кожа. Благодаря тому, что у лягушек есть крепкие и гибкие задние лапы, передвигаются они с большой скоростью короткими прыжками.
В этом тексте описывается всё как в жизни.
- Невнимательно прочитал текст, неточности в рисунке, так как не обратил внимания на «рисующие» слова, мелкие детали: солнышко, цвет воды, кувшинок.
Помогают лучше понять о чём пишет автор.
Будем учиться вчитываться в текст, видеть внутренний мир героев произведений, представлять образы, развивать свое воображение, представлять словесные образы и создавать зрительные.
Дети помещают заранее припасённых лягушек и кувшинки, раскрашивают воду, объясняя выбранный цвет «синий-синий», обращая внимания на «рисующие слова», авторские повторы как художественное средство.с зрительными.
Оценка работы:

Увидели проблему, смогли сформулировать цели урока.

Испытывали затруднения в формулировке целей урока.

Не смогли сформулировать цели урока.
4.Работа над поставлен-ной проблемой.
Работа по алгоритму. Работа в группах. Наша задача учиться внимательно прочитать текст и нарисовать к нему рисунок, как можно точнее изобразить словесный образ автора.
Для этого мы распределимся в три группы. У вас три текста. Обратите внимание – перед текстом три звёздочки *** . Как вы думаете, зачем автор их разместил перед историей?
Предлагаю это сделать вам.
Прежде чем приступать к работе над произведениями Геннадия Цыферова, давайте вспомним алгоритм работы с текстом.
Слайд
Алгоритм работы с текстом:
Прочитай текст.
Подумай над сюжетом.
Определи героев.
Подумай над названием.
Подумай над деталями образа, определи «рисующие» слова.
Выполни рисунок.
Приступайте к работе, распределите обязанности.
Приступаем к обсуждению выполненных работ по плану:
1. чтение истории
2. название
3. рисунок
Слайд
1 группа:
Покраснел помидорчик на один бок. Теперь - как маленький светофорчик: там, где солнышко взойдёт, бок красный; где луна – зелёный.
Какое интересное сравнение у автора?
А почему вы нарисовали такой маленький помидорчик, а не во весь лист? Докажите.
Как спеет помидорчик? Что он предпочитает?
А что его делает светофорчиком? Таким необычным? - Это автор не стал придумывать названия к своим историям.
Работа по группам.
Название: Помидорчик.
Рисунок: маленький помидорчик один бок красный, другой ещё зеленый.
(помидорчик – светофорчик) (маленький светофорчик)
Солнышко. Неравномерно и не сразу.
Солнышко и луна.
Физминутка. Слайд
Учитель называет предмет, а дети пытаются его изобразить.
Воробышек – быстро машут согнутыми руками, орел – медленно машут вытянутыми руками, солнышко – улыбаются, руки в стороны, медведь – медленно переваливаются с ноги на ногу, лисичка – мелкие осторожные шаги, зайчик – пугливые взгляды, прыжки. Работа по группам Слайд
2 группа.
Вышел звёздной ночью гулять ослик. Увидел в небе месяц. Удивился: «А где же ещё половинка?» Пошёл её искать. В кусты заглянул, под лопухами пошарил. Нашёл её в саду в маленькой лужице. Посмотрел и тронул ножкой – живая.
В чем необычность этого текста?
Как вы представили, что половинка месяца живая?
Как ослик относится к своей находке? Мы можем сказать о бережном отношении к окружающему миру.
О самом ли ослике история? Перечитаем историю и отметим действия ослика.
Слайд
Вышел звёздной ночью гулять ослик. Увидел в небе месяц. Удивился: «А где же ещё половинка?» Пошёл её искать. В кусты заглянул, под лопухами пошарил. Нашёл её в саду в маленькой лужице. Посмотрел и тронул ножкой – живая. Название: Про ослика. Где половинка? Живая!
Рисунок: звездное ночное небо, месяц, ослик, кусты, листья лопуха, деревья, маленькая лужица, отражение луны, ножкой касается лужи.
Автор оживил месяц.
Поверхность воды шевельнулась, когда ослик коснулся лужицы. Очень бережно.
История о его любознательности: гулял, увидел, удивился, искал, шарил, нашел, посмотрел, тронул.
Ослик наблюдательный и любознательный.
Физминутка. Слайд
Давайте встанем и изобразим как гулял ослик, увидел месяц, удивился, стал искать, шарил, увидел, тронул ножкой. Работа в группах. Слайд
3 группа.
Весна уже, а ночами холодно. Мороз студит. Показала верба почки-пальчики и надела на них меховые варежки.
Что вас удивило в этой истории? Как автор оживил вербочку?
Какую проблему мы озвучили в начале урока?
Какие задачи мы ставили на уроке?
Слайд
Давайте оценим свою работу на уроке. Получилось у нас вчитываться в текст, увидеть удивительные образы, созданные Геннадием Цыферовым. Точно ли представили образы автора в своих рисунках.
Слайд
Оцените свою работу на шкале успешности по этапам урока:

Точно изобразили словесный образ в рисунке.

Старались, но допустили неточности в изображении образа.

Невнимательно вчитались в текст, допустили несколько неточностей.
Уточните, как лучше назвать прочитанные тексты: сказки или рассказы? Почему?
Название: Про вербочку.
Рисунок: веточки вербочки, вместо почек варежки.
Настала весна, днем тепло, пригревает солнышко, у вербочки показались почки. А ночью еще мороз, холодно и она как девочка надела варежки. Они меховые, потому что почки покрыты пушистыми волосками.
Не всегда внимательно читаем.
Будем учиться внимательно вчитываться в текст,
развивать свое воображение, сравнивать словесные образы со зрительными.
Оценка работы:

Работали активно, точно изобразили на рисунке словесный образ.

Старались, но допустили неточность.

Допустили несколько
неточностей.
Это сказки или сказочные истории, так как в них много фантазии, автор оживляет предметы и животные своим поведением похожи на людей.
5.Итог урока.
Ресурсный круг. Выскажите свое мнение, чем для вас интересны эти истории?
В чем необычность этих текстов, того мира, который увидел автор?
Слайд
Для этой работы встанем в круг.
(Учитель и дети находятся в круге. Учитель первый называет свой ответ на вопрос и передает слово жестом стоящему слева ребёнку. Второй ученик говорит свой ответ. Учитель помогает сформулировать ответы ребят.)
Автор помогает увидеть мир глазами растений и животных. Сказки учат любить природу. Истории помогают внимательно всматриваться в окружающий мир, видеть необычное в обычном. Произведения Геннадия Михайловича помогают увидеть красоту природу и беречь ее.
Давайте возьмёмся все за руки в круге и поблагодарим друг друга за урок. Все вместе мы учились и помогали друг другу быть внимательными читателями.
Присаживайтесь и оцените свою работу в круге на шкале успешности.
Слайд
Оцените свою работу на шкале успешности по этапам урока:

Смогли высказать своё мнение, было интересно слушать ребят.

Были затруднения в высказывании своего мнения.

Не получилось высказать своё мнение.
Автор «оживил» предметы, вызвал наше удивление самыми обыкновенными вещами, помог нам увидеть красоту там, где мы ее обычно не замечаем.
Истории яркие, в них картины природы живые. Эти сказки добрые.
Дети берутся за руки и говорят: «Спасибо!»
Оценка работы:

Смогли высказать своё мнение.

Затруднялись в высказывании.

Не смогли высказать своё
мнение.
6.Домашнее задание по выбору. Слайд
Предлагаю вам домашнее задание на выбор:
- чтение другие истории из книги «Как лягушки чай пили» на страницах 87-88 учебника;
- найти и прочитать другие истории из этой книги Геннадия Цыферова;
- нарисовать рисунки к историям;
- придумать продолжения рассказов Геннадия Михайловича;
- сочинить свою удивительную историю про самые обычные предметы. 7.Рефлексия. Слайд
Просмотрите свои оценки на всех этапах урока. Оцените свои достижения за весь урок на шкале успешности.

Слайд: «Спасибо за урок!» Оценка работы:

Работали активно, всё понятно.

Старались, не всё было понятно, не всё получалось.

Работали неактивно, мало старались.
Уважаемые коллеги, прошу и вас на шкале успешности оценить, насколько урок был значим для вас.
Оцените значимость урока для вас на шкале успешности:

Урок полезен, соответствует ФГОС.

В уроке есть интересные моменты, но все формы и методы работы использую в своей работе.

ХОД УРОКА

Прозвенел звонок для нас!
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.

Сегодня утром вы шли в школу. А вспомните, какое оно, сегодняшнее утро? Постарайтесь найти самое яркое, точное определение для его описания.

Вспомните, благодаря чему наше лицо может отражать самые разные чувства и настроения (мимика).

Попробуйте с помощью мимики показать сегодняшнее настроение.

Я тоже радуюсь! Мне радостно от встречи с вами. А ещё мне радостно и волнительно потому, что сегодня нам предстоит удивительная встреча с прекрасным миром поэзии, где вы откроете для себя новую и интересную страничку.

А сейчас давайте представим, что наш класс превратился в литературную гостиную, уют, которой придаёт замечательная музыка русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Что такое гостиная?

Учащиеся . Это комната, где принимают гостей.

Правильно. А почему она называется «литературной»?

Учащиеся . Предположения учеников.

- Встречать гостей в литературных гостиных было очень популярно в жизни Петербурга 19 начала 20 столетий. На такие вечера приглашали в гости поэтов, писателей, музыкантов, где они исполняли для присутствующих свои произведения. Но и другие гости с удовольствием читали стихи, делились своими мыслями, настроениями, впечатлениями и музицировали.

Вот и мы с вами попадем в такую гостинную. Представьте, здесь тепло и уютно, потому что кругом столько замечательных друзей. Тихо звучит музыка и замечательные стихи.

Давайте определим, о чем мы сегодня будем делиться своими мыслями, на какую тему начнем читать стихи.

Ребята прочитайте слова. Они помогут определить тематику этого и нескольких последующих уроков.

вьюжная

морозная снежная

суровая нарядная

студеная

На фоне музыки П. И. Чайковского из альбома «Времена года», «Зима. Декабрь. Ученики определяют тему раздела и последующих уроков по опорным словам.

Люди пытаются изображать зимнюю природу по-разному. Композиторы «рисуют» её с помощью звуков. Художники это делают с помощью красок, а писатели и поэты - с помощью слов, используя разнообразные литературные приемы. Зимняя природа побуждает людей творить. Она привлекает и манит.

Но только ли положительные эмоции вызывает в людях зима?

Любите ли вы сами зиму?

Мы сегодня постараемся с вами представить зимнюю красоту природы, услышать её звуки.

Как вы думаете, а всякий ли человек может писать о природе? (нет)

А каким должен быть этот человек? (наблюдательным, который любит природу, умеет видеть прекрасное, умеет её понимать).

Несколько дней назад вы получили задание: побыть сочинителями и художниками. Одна группа должна была показать словом, какой она представляет себе зиму, другая в виде рисунка. Давайте посмотрим, что получилось.

Чтение детьми мини-сочинений, рассматривание иилюстраций.

В какой форме ваши произведения? Проза и стихотворение.

Легко давать описания природы?

Рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека могут представители разных направлений искусства, но прежде всего поэзия. Поэт – волшебник, художник слова.

Как узнать, любят ли поэты и писатели, произведения которых мы будем читать на уроках зиму?

Какие чувства, эмоции испытывают они к зиме?

Сегодня на уроке нас ждёт встреча с таким мастером слова - великим русским поэтом - Сергей Александрович Есенин.

Рассказ учащегося.

Родился Сергей Есенин 3 октября 1895 г. в селе Константинове (ныне село называется Есенино) Рязанской губернии в небогатой крестьянской семье.

Будущий поэт окончил четырёхклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу. Учился он хорошо, особенно ему удавалось чтение стихов наизусть. Старшие хотели, чтобы Сергей стал учителем, однако сам Есенин мечтал о литературе, ведь стихи он начал сочинять рано.

«Стихи писать начал лет с девяти, - вспоминал он позже.

Решив связать свою жизнь с литературой, в 1912 году Есенин приехал в Москву. Здесь он работает в типографии, вступает в литературно-музыкальный кружок. В 1915 году поэт едет в Петроград (нынешний Санкт – Петербург), где быстро приобретает громкую славу среди поэтов своего времени. Есенин становится любим и известен не только в России, но и за рубежом. Любят стихи Есенина за теплоту, лиричность, удивительную образность. Поэзия Есенина мелодична и музыкальна.

Поэт Николай Браун посвятил Есенину своё стихотворение.

В этом имени – слово «есень».

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Синь берёзы

И синь – рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней

Грусти, юности, чистоты…

Только скажут –

«Сергей Есенин»,

Всей России встают черты…

Послушайте стихотворение с закрытыми глазами и постарайтесь увидеть картины, которые рисует нам автор.

Что вы увидели «внутренним взором»?

Какое настроение у вас вызвало стихотворение?

Как вы думаете, для чего поэт его написал, чтобы мы грустили? Или он хотел показать что-то другое? (Хотел показать природу зимой).

В процессе чтения, мы будем разбираться, с помощью каких изобразительных средств, поэт создает образы, а также определим,

Вспомним средства выразительности, которые мы с вами изучали. Я буду давать определение, а вы показывать нужное средство выразительности на карточке.

– Сопоставление одного явление или предмета с другим. (Сравнение).

- Образное определение, выражающее сущность предмета или явления, дающее ему дополнительную характеристику в виде скрытого сравнения. (Эпитет ).

Специальный подбор звуков для создания определённой картины, более точного изображения художественного образа. (Звукопись, аллитерация).

– Воплощение чего-нибудь в образе живого существа. (Олицетворение) .


- Перенесение свойств одного предмета на другой. (
Метафора ).

Ребята, в стихотворении есть слова, значение которых, как я думаю, вам, наверно, не совсем ясны. Эти слова лежат в конверте №1. Возьмите этот конверт. Прочитайте слова. Попробуйте объяснить значение этих слов друг другу.

А теперь возьмите другой конверт №2. В этом конверте также на карточках записаны значения этих слов. Попробуйте соотнести слово с его лексическим значением. А потом мы проверим.

    Поет – сильно дует

    Аукает – перекликается

    Сосняк – собирательное, сосновый лес.

    Ковром шелковым – мягким ковром

    Сиротливые – без родителей

    Озябли – сильно замерзли

    Ставни – дощатые створки для прикрытия стекол

    Вихри – порывистые круговые движения ветра

Переверните листы на своих столах. Это текст стиховорения. Сколько в нем строф, т.е. частей? (4)

В стихотворении 4 строфы – это 4 картины. И в каждой свои герои, чувства, ключевые слова, средства выразительности.

Давайте попробуем разобраться в этом, чтобы понять основную идею стихотворения и научиться выразительно его читать.

Прочитайте 1-ю строфу. Кто главный герой? (Зима) .

Как выглядит зима?
- Какой прием использует Есенин, создавая образ зимы? (поёт, аукает, баюкает - Олицетворение)

Как изображены облака?

Значит, глубокая тоска – это настроение первой строфы. («1.Глубокая тоска».)

Сочетания каких звуков позволяет представить, как плавно плывут облака по небу? (ПЛЫвут в страну даЛЁкую седые обЛАка ).

Как вы думаете, почему облака седые?
- Можно ли сказать, что облака очеловечены?

Какое слово использует поэт, показывая лес? (мохнатый)

Что значит это слово? (засыпан пушистым снегом, снега в лесу очень много).

Какое изобразительное средство использует автор? (эпитет)

Что передает поэт, используя прием ЗВУКОПИСИ в строчке «СтоЗвоном СоСняка»? (^ Звон стволов промёрзших сосен ).

Давайте, запишем в таблицу, какой в этом строфе нам автор показывает зиму, и какое настороение создает.

Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете-
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!

Представьте. Выпал снег. Он засыпал ваши парты. Давайте подуем, чтобы убрать его. Теперь можем работать дальше.

Прочитайте первое предложение 2 строфы.

Кто главнй герой? (метелица)

Чем необычен образ метелицы у поэта? (ковром шелковым стелется).

Какие литературные приемы здесь использует автор? (олицетроврение, метафора).

Какова роль союза но в образе метелицы? (зима легкая, воздушная, но холодная)

Назовите эпитеты. (Игривые, сиротливые).

Почему С.Есенин применил именно такое сравнение и эпитеты? (Он хотел, чтобы мы пожалели воробышков, потому что тревожится за них).
- Какое главное чувство здесь испытывает автор? (Тревога).

- Запишем в таблицу образ зимы, настороение и чувства.

Прочитайте вторую строфу, передавая любование природой и тревогу за воробьев.

Какие нежные слова находит поэт для пташек?
-Какой литературный прием использует? (эпитеты).

Почему же пташки бедные и голодные? (зима сердитая и злая).

Почему они жмутся поплотней? (от холода и им немного страшно).

Найдите прием звукописи, чтобы передать, как воробышкам холодно.

Почему им может быть страшно? (вьюга злится, бешенно стучит).
-Как вы относитесь к воробышкам? А поэт? (с жалостью и сочувствием).

(Стучит, злится – олицетворение; с рёвом – метафора; с рёвом бешеным – эпитет).

Какие звуки передают злость вьюги в последних двух строках? (С-З).

Какой приём применил автор? (Звукопись).
- В 3 строфе появляется более мощный образ зимы: была метелица, теперь уже вьюга. Как вы думаете, для чего это автор делает? (Для усиления холода зимы, для усиления чувства жалости к воробышкам)

Для чего Есенин рассказывает в своём стихотворении о холодной метелице, седых облаках, снежных вихрях? (показать власть зимы, её силу и могущество)

Подготовьтесь к выразительному чтению третьей строфы, передавая дрожь и страх воробышков и бешенство вьюги.

Прочитайте последнюю строфу и подумайте, о чём мечтают воробышки?
(О весне).

Где нашли приют воробышки, прячась от вьюги? (у мёрзлого окна)

- «Мёрзлое окно» - объясните значение этого выражения (окно, покрытое морозными узорами)

Как вы думаете, какой сон им снится? Попробуйте нарисовать словесную картинку.

Какой показал поэт зиму в этом отрывке? (невсесильная, весна сильнее)

Какой приём он использует, противопоставляя зиму и весну? (приём противопоставления, контраста в живописи) (противопоставление)

Для чего автор использует этот литературный приём? (чтобы лучше, полнее и ярче показать их различие, что всё равно весна победит зиму, всё в природе меняется; грусть и тревога сменится на радость – есть надежда; он успокаивает птичек)

Запишем в таблицу образ зимы, а также настроение и чувства этой строфы.

Давайте, посмотрим на таблицу, какой образ зимы представил нам автор?

Парус – интонация, она передает настроения и чувств; соблюдение тнеобходимых пауз.

штурвал – ключевые слова, которые мы выделяем, голосом при чтении, т.е. делаем логическое ударение.

винт – скорость чтения.

Обозначим паузы, поставим логическое ударение.

Какую скорость чтения мы будем соблюдать?

Помните, в лирических стихотворениях присутствует некая задушевность, задумчивость.

Что обязательно нужно понять, когда читаешь стихи? (Настроение, чувства автора, основную мысль произведения).

Какова же основная мысль этого произведения?

(Красота природы, разнообразие характар зимы)

Вы, на протяжении всего урока вели большую исследовательскую работу, как самые настоящие литературоведы. Я хочу предложить вам ещё одно интересное задание.

Вы обратили внимание, что в стихах Есенина о зиме почти нет зимних красок, но зато много звуков. Стихи Есенина музыкальны. Поэтому многие из его стихов положены на музыку.

Подчеркните слова в тексте, которые позволят нам услышать зиму.

Прочитайте их.

А что бы вы сказали о Есенине – поэте, после сегодняшнего урока?

Что вы открыли для себя в его стихах?

Выразите свое понимание прочитанного стихотворения при помощи баланка блиц-опроса.

Есенину удалось в одном стихотворении показать такую разную зиму. Передать разнообразие настроений и чувств. А какую гамму чувств можно наблюдать, читая стихи разных поэтов. Что мы и продолжим на следующих уроках в нашей литературной гостинной.

Сергей Александрович с нами говорил сегодня о великой жизненной силе, которая держит в мире эти крохотные серые комочки – воробьи и не даёт им сгинуть в стихиях и катаклизмах планеты.

Наступила зима, многим птицам может быть также плохо.
Помогайте птицам холодной и голодной зимой – подкармливайте их.

Мы начали сегодняшний урок с определения своего настроения. Показывали его с помощью мимики.

Покажите, с помощью мимики, как вы оцениваете свою работу на уроке.

Я предлагаю вам дома самостоятельно познакомиться со стихотворением Есенина «Пороша» и проанализировать его по плану, который есть у вас в тетради.

План - анализ лирического произведения.

    Какое настроением проникнуто стихотворение?

    Какие чувства владели поэтом, когда он писал?

    Изменяется ли поэтическое настроение?

    Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

    О ком (или о чём) оно?

    Какие картины рисует поэт? Из каких образов, предметов они складываются?

    Какие средства художественной выразительности использует автор в своём произведении? (олицетворение, сравнение, противопоставление, метафоры, повтор, эпитеты) Оправдано ли оно?

    Какие строчки напоминают вам сказку?

    Какие вы услышали звуки, увидели цвета, почувствовали запахи?

    Что хотел показать поэт нам этим стихотворением?

    Найдите основную мысль (прямо ли она отражена в тексте или спрятана за текстом).

Дополнительное задание (на выбор)

Выучить одно из стихотворений.

Написать сочинение-миниатюру о зимних звуках. Например: скрип снега, стук дятла, свист синиц и щебетанье воробьёв, звон ёлочных игрушек, смех детей, вой ветра, шелест снежинок, звон льдинок, перезвон сосулек.

Желательно в стихотворении использовать известные вам литературные приёмы.


Close