Деревщикова Е.О. Финансовый кризис 2014-2015 гг.: последствия и перспективы для России // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 2. №1. – С. 25-28.

ФИНАНСОВЫЙ КРИЗ ИС 2014-2015 ГГ.: ПОСЛЕДСТВИЯ И

ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ РОС С ИИ

Е.О. Деревщикова , студент

Кубанский государственный университет

(Россия, г. Краснодар)

Аннотация. В статье рассматривается влияние современного финансового кризиса на российскую экономику. Резкое падение цены на нефть, колебание курса рубля, нест а бильная геополитическая обстановка в мире, антироссийские санкции, возникшие на ф о не ситуации с Украиной, и как одно из ее следствий, недостаток внешних инвестиций предопределили современный экономический спад в России. В статье проанализированы основные последствия кризиса для государства и отдельных отраслей российской экон о мики. Рассмотрены ближайшие перспективы развития и выявлен оптимальный сценарий мероприятий для оптимального выхода России из кризиса.

Ключевые слова: экономика России, экономический кризис, финансовый кризис, спад экономики, санкции, обвал рубля, антикризисные меры.


Не для кого не секрет, что финансовый кризис 2014 года привел к ухудшению экономической обстановки в России. Пр и чины обострившейся ситуации объекти в ны – это и экономические санкции, вв е денные против России, и резкий спад цен на энергоресурсы, реализация которых с о ставляет большую часть от всех доходов бюджета страны. В совокупности как внешние, так и внутренние факторы пр и дали кризису именитую исключител ь ность. Мировой финансовый кризис пр и вел к оттоку капитала (иностранного) за пределы страны, к ослаблению фондовых рынков и проблемам межбанковского рынка, к осложнению с платежеспособн о стью и ликвидностью, к росту инфляции, к вескому упаду ряда отраслей в российской экономике и к убыли реальных доходов населения РФ.

Из-за кардинальных затруднений, св я занных с доступом малого, среднего и крупного российского бизнеса к финанс и рованию, стремительно ограничиваются программы инвестирования многих ко м паний. Уменьшается инвестиционная пр и влекательность целого ряда отраслей. Для ориентированного на экспорт бизнеса да н ная проблема усиливается обострением внешнеэкономической конъюнктуры. В связи с тем, что уменьшается спрос на продукцию таких компаний, сокращается и промежуточный спрос на продукцию иных экономических отраслей. В то же время, падает объем потребительского кредитования, и, следовательно, огранич и вается спрос на недвижимость и автом о били отечественного производства.

Дисбаланс отношений между бюджет а ми упирается в изменение условий, норм законодательства и отношение среди орг а нов власти всех уровней по решению в о просов, связанных с расформированием, распределением и контролем финансовых ресурсов, кроме того, с перераспределен и ем полномочий и соответствующей отве т ственности по их использованию. Данные процессы, в отличие от большинства иных экономико-управленческих процессов, связанны с проектами, планами, схемами и программной документацией. Набирает обороты дефицит федерального бюджета, что определяет углубление региональной дифференциации по уровню благососто я ния, в следствие чего можно проследить слабое влияние федерального центра на субъекты РФ. Направленные меры на по д держание валютного курса, снижение до л говых обязательств наших компаний, варьирование ставки рефинансирования, вкладывание ресурсов в отечественный банковский сектор, помощь фондовому рынку и прочие, неминуемо привели к мгновенному спаду международных р е зервов страны.

Некоторые из последствий кризиса для государства представлены в таблице 1.


Таблица 1. Последствия финансового кризиса 2014-2015 гг. для российского государс т ва

Анализируемый аспект

Итоги

Банковская система и сб е режения граждан

Произошел процесс ужесточения требований банков к потенциальным заемщикам, рост ставок по выдаваемым кредитам, сокращение многих ипотечных и потребительских программ.

Промышленность и

занятость населения

Большинство предприятий в стране ощутили на себе влияние финанс о вого кризиса, а особенно те компании, которые работают на экспорт.

Девальвация рубля

Главная цель девальвации состояла в том, чтобы понизить цены на экспортные товары и сделать более дорогими импортные. Негативным здесь оказалось потеря доверия к России как к стране, вынужденной девальвировать свою валюту.

Земля и недвижимость

Прослеживание закономерности изменения цен на землю и недвиж и мость в сторону уменьшения. Стоит отметить, именно в этой сфере кризис отразился положительно для России, избавляя ее рынок недв и жимости от искусственного накручивания стоимости объектов и н е прекращающегося роста цен.



Таблица 2. Ожидаемые результаты от использования предлагаемого сценария

Позитивные

Негативные (риски)

Остаются на рынке самые квалифицирова н ные, результативные и быстро адаптиру ю щиеся компании

Массовые банкротства компаний и истощ е ние отдельных отраслей экономики

Снижение затрат на осуществление госуда р ственного воздействия на экономику страны

Стремительный и глубокий спад в промы ш ленности с дальнейшим частичным восст а новлением

Поддерживание уровня производства в п е риод кризиса для смягчения социальных п о следствий и сокращение издержек обращ е ния производства на последующее его во с становление, а также активизирование к о нечного спроса

Высокий уровень требования к компетен т ности государственных антикризисных управляющих

Улучшение производственной базы наиб о лее важных отраслей экономики и инфр а структуры

Риск коррупционности принимаемых реш е ний в отсутствие должной прозрачности эт о го процесса


Если создать систему стимулов для формирования экономики с характерными признаками, предложенный сценарий п о зволит пережить кризис с наименьшими потерями и выйти из него с более проду к тивной экономикой.

Борьба против инфляции только с п о мощью монетаристских способов прив о дит к недостаточному кредитованию р е ального сектора экономики и промышле н ного производства. Результатом такой ф и нансовой политики может стать исчезн о вение и сокращение производства, рост импорта и зависимость финансовой сист е мы от иностранных кредитов, местные т о вары будут являться нев остребованными на рынке спроса.

Финансовый кризис, как известно, сч и тают ситуацией кардинального и мгнове н ного снижения стоимости организаций и/или мировых финансовых активов. Сложность построения финансовой сист е мы определена целым рядом проблем, н а пример, таких как, всевозможные валю т ные обвалы, банковские банкротства, трудность управления ликвидными акт и вами, а также суверенные дефолты.

Взаимосвязь стратегических действий и антикризисных мер правительства остаю т ся немаловажным моментом так же, как и их дифференцирование.

И только своевременно подготовленные и реализованные меры позволят преод о леть последствия мирового финансового кризиса и снизить к минимуму потери в экономической и социальной сферах.

Библиографический список

1. Сайт «Федеральная служба государственной статистики» [Электронный р е сурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/

2. Сайт «Центральный Банк Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/

3. Бердникова Л. Ф., Фаткуллина Э. Р. Финансовый кризис 2014-2015 гг. и его влияние на Россию // Молодой ученый. – 2015. – №11.3. – С. 10-13.

FINANCIAL CRISIS 2014-2015: CONSEQUENCES AND PROSPECTS

FOR RUSSIA

E .O. Derevschikova , student

Kuban state university

(Russia, Krasnodar)

Abstract. The paper examines the impact of the current financial crisis on the Russian eco n omy. A sharp drop in oil prices, the ruble exchange rate fluctuations, unstable geopolitical situ a tion in the world, anti-Russian sanctions, appeared on the background of the situation with Ukraine , and as one of its consequences, lack of foreign investment in Russia determined the current situation of the Russian economy recession. The article analyzes the main effects of the crisis for the state and the individual sectors of the Russian economy. We consider the immediate prospects for the development and identified the optimal scenario of events for the optimal exit of Russia from the crisis.

Keywords: Russian economy, the economic crisis, the financial crisis, economic decline, sanctions, the collapse of the ruble, the anti-crisis measures.

Финансово-экономический кризис в России, начавшийся в 2014 году - ухудшение экономической обстановки в России, вызванное валютным кризисом, начавшимся в середине 2014 года, который усугубил структурный кризис российской экономики.

Валютный кризис, который разразился в связи со снижением цен на нефть и экономическими санкциями стран Запада в отношении России, вызвал значительное снижение курса рубля относительно иностранных валют, что привело к усилению инфляции, значительному ухудшению социального положения граждан и, как следствие, падению рынка кредитования и розничной торговли.

Большинство отраслей экономики оказались подвержены кризису, в результате чего наступил спад производства.

В декабре 2014 года Алексей Улюкаев, министр экономического развития Российской Федерации выдвинул гипотезу, что мы имеем дело с тремя кризисами, наложившимися один на другой, причем каждый кризис имеет свою причину: структурный кризис, геополитический кризис (санкции Запада) и кризис, связанный с ограничениями по спросу (на сырье). В феврале 2015 года эта идея появилась в отчете Центра Восточных исследований (Варшава): «Нынешняя ситуация является результатом одновременного появления трех неблагоприятных тенденций: структурные проблемы сырьевой экономической модели, резкое снижение цен на нефть и влияние западных экономических санкций».

Позднее, в апреле 2015 года, эксперты Всемирного Банка также подтвердили, что, помимо структурного кризиса, начавшегося в 2012 году, России пришлось пережить ещё два потрясения в 2014 году, которые существенно повлияли на её экономику: приведшее к валютному кризису падение цен на нефть и экономические санкции Запада.

Структурный кризис в российской экономике

Структура экспорта товаров из России за август 2012 года. 70 % - энергоносители.

Главной причиной финансово-экономической нестабильности 2014-2015 годов стал структурный кризис экономики России, сохранившийся после финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов. Суть проблемы состоит в следующем: при наступлении экспортного бума в экономике возникают изменения ее структуры в направлении деиндустриализации и упадка сельского хозяйства, а при его окончании – как правило, внезапном и неожиданном – наблюдается невозможность быстрого восстановления деградировавшей обрабатывающей промышленности и аграрного сектора. Для преодоления такого «порочного круга» требуются серьезные усилия, прежде всего, в области развития технологий.

Начиная с середины 2012 года, наблюдалось замедление российской экономики. По мнению минэкономразвития, эти явления были связаны со структурными проблемами.

Рост ВВП в 2013 году составил всего 1,3 %, что было втрое ниже ранее запланированного (3,6 %). Международный валютный фонд и Всемирный банк отметили замедление экономического роста и снизили прогнозы по росту ВВП в 2013 и 2014 годах . Только к концу 2013 года президент Российской федерации Владимир Путин, премьер-министр Дмитрий Медведев и глава минэкономразвития Алексей Улюкаев официально признали стагнацию в экономике. В 2013 году эксперты Всемирного Банка отмечали, что структурные проблемы российской экономики и ее роста – в частности, наличие неконкурентоспособных отраслей и неконкурентных рынков выходят на передний план. Глава минэкономразвития Алексея Улюкаева тогда признал, что структурный кризис - это «результат недореформированной экономики». Позднее, Президент Владимир Путин отметил факт, что внутренней причиной кризиса 2014-2015 годов стал структурный фактор: опережающий рост зарплат при недостаточной производительности труда. В августе 2015 года агентство Bloomberg статистически подтвердило факт низкой производительности труда россиян, признав их самыми неэффективными работниками Европы.

Эксперты Высшей школы экономики заявили, что замедление роста экономики в 2012 году было связано с тем, что источники роста в ориентированной на сырьевую ренту экономике России оказались исчерпаны в связи с окончанием роста цен на нефть, а институциональные ограничения (усиление чрезмерного участия государства в экономике, откладывание реформ и кризис доверия к государству) не позволяли возникнуть новым источникам роста. Ряд изданий также признавали причиной стагнации 2012-2013 годов излишнюю зависимость страны от нефти.

Падение цен на нефть и валютный кризис

Основная статья: Валютный кризис в России (2014-2015)

Динамика курса доллара к рублю за 2013-2015 годы

Во второй половине 2014 года в России начался валютный кризис, вызванный снижением цен на нефть и экономическими санкциями стран Запада в отношении России. Рубль девальвировался к доллару США и евро на 72,2 % и 51,7 %. Валютный кризис привёл к увеличению инфляции, а следовательно, к снижению реальных располагаемых доходов населения и потребительского спроса. В докладе Всемирного банка подчёркивается, что в результате мер по ужесточению денежно-кредитной политики из-за ослабления рубля повысилась стоимость кредитования, что привело к дальнейшему снижению внутреннего спроса. Аналитический центр при Правительстве РФ также считает, что появление финансово-экономического кризиса произошло из-за девальвации рубля.

С конца прошлого века Россия пережила два крупных кризиса. На данный момент в нашей экономике можно наблюдать развитие нового.

В статье мы проанализируем, чем были вызваны кризисные явления в экономике страны в разное время, и какие последствия данные события имели для россиян.

Ситуация 1998 года, которую чаще называют «Дефолт», стала следствием внутренней экономической политики 1992-1998 годов и «азиатского» кризиса. Эксперты считают, что одной из основных причин дефолта стала нестабильная политическая обстановка в стране. Ельцин совместно с правительством старался сформировать рыночную экономику и минимизировать государственное влияние на развитие бизнеса, а госдума стремилась к тотальному контролю над финансовыми потоками.

В результате внутренних раздоров страдала экономика страны. Чтобы сдержать инфляцию сокращалась денежная масса, находящаяся в обращении. Населению не выплачивалась заработная плата и пенсия, не исполнялись финансовые обязательства перед бюджетными организациями. Одновременно сохранялись высокие налоги. Большинство предприятий перешли на бартерную форму оплаты труда.

Дума принимала несбалансированные бюджеты, в которых расходы не покрывались доходами. Чтобы устранить дисбаланс выпускались обязательства ГКО, по которым рос государственный долг. В 1998 году система ГКО превратилась в пирамиду, потому что старые обязательства покрывались только привлечением новых. Кроме этого, были сняты ограничения на вывоз капитала из страны.

Увеличивался внутренний и внешней долг государства, а возможности его возврата сокращались. К концу 1997 года резко стали расти ставки по кредитам и государственным обязательствам, начал падать фондовый рынок . Правительство попыталось получить дополнительные займы от МВФ и Всемирного Банка.

В это же время значительно упали цены на сырье, а в Юго-Восточной Азии разразился серьезный финансовый кризис. В результате 17 августа 1998 года было объявлено о техническом дефолте по государственным облигациям РФ. Политика сдерживания курса рубля в узком коридоре была признана несостоятельной, и на смену ей пришел плавающий валютный курс. Курс рубля к доллару за полгода подскочил с 6 до 22 рублей.

Непрофессиональное управление экономикой и противоборство политических сил привели к тяжелейшему кризису. Темпы инфляции принудительно сократили, но производство пришло в упадок. Инвесторы начали покидать Россию, а капиталы утекать за границу.

В результате уровень жизни населения снизился, а инфляция приобрела галопирующий характер. Доверие народа и инвесторов к государству и банковской системе упало на долгие годы. Многие банки и предприятия разорились, а население потеряло все свои сбережения.

В мировой истории ранее не было случаев, когда государство объявляло дефолт по внутреннему долгу в национальной валюте. Обычно печатались деньги, и погашался внутренний долг.

Среди положительных последствий дефолта отмечается повышение конкурентоспособности предприятий и эффективности экспорта, общее укрепление экономики и денежной системы. Монетарное регулирование стало намного мягче, количество денег в обороте больше не ограничивалось, а бюджетная дисциплина повысилась, что привело к нормализации финансовой ситуации.

2008-2009 года

Кризис 2008 года в России стал следствием мирового финансового упадка.

Однако на нашей экономике американский кредитный обвал сказался сильнее, чем на развитых странах, из-за зависимости страны от нефти, которая упала до 40 долларов США за баррель, непрофессиональных действий правительства и агрессивной политики по отношению к Грузии.

Экономисты считают, что спад начался с мая 2008 года, когда перестали расти российские фондовые индексы. После этого началось падение рынка. Ухудшение инвестиционного климата в стране было замечено после атаки на «Мечел», выступлений власти против зарубежного и отечественного бизнеса и агрессии в Грузии. Во время грузинского конфликта наша фондовая биржа пережила одно из самых сильный падений за последние десять лет.

Война в Грузии подтолкнула инвесторов к бегству из страны, а общая нестабильность мировых фондовых рынков и падение стоимости нефти усугубили ситуацию. Огромный внешний долг российских компаний и невозможность получить доступ к западным кредитам привели к тому, что многие организации обратились за помощью к правительству. Выросла безработица, началась девальвация рубля.

В начале 2009 года стало понятно, что нас ждет вторая волна проблем, связанная с невозвратом кредитов и снижением цен на нефть. По данным журнала Forbes, с мая 2008 года по февраль 2009 года число российских долларовых миллиардеров уменьшилось со 110 до 32 человек.

Однако в декабре 2009 года правительство заявило об окончании активной фазы кризиса. Индекс потребительских цен в 2009 году повысился на 8,8% — это самый низкий показатель инфляции за всю новейшую историю страны. Падение ВВП в 2009 году составило 7,9%, что стало худшим результатом среди стран «восьмерки».

В марте 2010 года Forbes отметил, что число долларовых миллиардеров снова увеличилось в два раза и составило 62 человека (хотя, до всего этого их было 110). Улучшение ситуации связано с ростом цен на нефть и стабилизацией фондовых рынков.

Экономика 2014-2015 годов

Существует мнение, что наша экономика так и не вылезла из ямы 2008-2009 годов. Структурные проблемы накапливались, и в определенный момент должны были вырваться наружу. Начиная с 2013 года, экономика начала замедляться, а внешняя политика руководства страны привела к обострению ситуации и финансовому упадку.

Особенность кризиса 2014-2015 годов в том, что развивался он только в России. Страны Европы показывали небольшой экономический рост, а США находились в расцвете своей инвестиционной привлекательности. На этом фоне падение российской экономики выглядело наиболее мрачно.

Основной статьей дохода в нашей стране, является продажа энергоносителей, а производство находится на вторых ролях. Проблемы 2014 года усугубились тем, что стоимость нефти начала резко падать, достигнув в конце года отметки 57 долларов за баррель. При формировании бюджета на 2014 год правительство отталкивалось от стоимости 93 доллара за баррель, поэтому такое резкое падение пагубно сказалось на финансовом состоянии.

Еще одним фактором, подтолкнувшим нас к пропасти, стала аннексия Крыма и агрессия против Украины. В результате действий российских властей страны Европы, Канада, Япония, Новая Зеландия, Австралия и США ввели экономические санкции против ряда компаний, кредитных организаций и частных лиц. Финансовая блокада и закрытие доступа к международному капиталу поставили многие предприятия и банки в невыгодное положение, лишив их дешевых денег.

Отвечая на западные санкции, российское правительство ввело мораторий на ввоз некоторых видов продукции из-за границы, что подстегнуло инфляцию и ухудшило экономическую ситуацию.

Благодаря внешней политике и ответным санкциям, начался резкий отток капитала. Девальвация рубля и растущая инфляция вызвали панику среди населения, которое кинулось скупать валюту. Инфляция в 2014 году составила 11,4%, в январе 2015 года в годовом выражении достигла максимума с мая 2008 года – 15%, а в месячном выражении – максимума, начиная с февраля 1999 года – 3,9%.

Росту цен способствовала и политика ЦБ. Повышение ключевой ставки в декабре 2014 года с 9,5% до 17% спровоцировало обвал валютного рынка, в результате чего американский доллар и евро достигли исторических максимумов. Кроме этого, повышение ставки привело к увеличению стоимости кредитов.

В результате кризиса Россия потеряла статус перспективного рынка. Стремительный выход из трудного положения и возвращение к высоким темпам экономического роста, как было в 1999 и 2009 годах, был невозможен.

Для диверсификации экономики необходимы политические реформы и структурные изменения. Высока и вероятность усиления санкций, что на фоне оттока инвестиций и дешевеющей нефти исключает в ближайшие годы возможность экономического роста.

В 2015 году из-за падения курса рубля, заморозки зарплат и роста тарифов резко упал уровень потребления, что в сочетании с остановкой потребительского кредитования привело к падению ВВП и кризису в финансовом секторе. Снизился приток средств от экспортно-импортных операций, а это затормозило строительство, цены на недвижимость упали.

Кризис 2017 — 2018 годов

Основными проблемами российской экономики остаются низкие цены на нефть, ужесточившийся режим экономических санкций, а также внутренние проблемы (высокий уровень коррупции, плохой инвестиционный климат).

Хорошие новости однако заключаются в том, что худшее все же позади. 2016 год был последним годом экономического спада, а с 2017-го начался скромный экономический рост. Если правительство не предпримет каких-то шагов резко ухудшающих ситуацию, экономика будет оставаться в стагнации, демонстрируя небольшие темпы экономического роста с сохранением текущего уровня реальных доходов и качества жизни населения.

Публикация от Markovka (@lubovmarkov) Июн 3 2014 в 9:55 PDT

Читайте статью о том, а также наш материал о том, и помните, что кризис — это время возможностей.

Мировой экономический кризис 2014-2015 годов

Мировой финансовый кризис 2014-2015 годов:

Многие считали, что кризис наступивший в 2014 году является продолжением все того же кризиса 2008 года. Но можно сказать, что в 2014 году мировую экономику постиг новый экономический кризис. Дело в том, что после прошедшего кризиса, экономика не стабилизировалась, и осталось множество дестабилизирующих факторов нового подрыва экономической системы. К таким факторам можно отнести:

Многочисленные конфликты, возникающие на почве национальной розни. Причем это можно сказать как о Европе (столкновения коренного населения с гражданами, исповедующими ислам), так и о США, где не прекращаются стычки афроамериканцев с представителями властей.

Прошедший кризис спровоцировал не только ослабление экономической системы в целом, но и ускорил расслоение население на классы малоимущих и обеспеченных в финансовом плане граждан. Увеличение количества безработных и бедных граждан повлекло за собой падение спроса на различные товары и услуги. Отсюда снижение роста производства и уменьшение объёмов поступающих в бюджет налогов.

События, которые можно отнести к разряду геополитических, передел власти в Сирии и Ираке, а также украинский конфликт не могут не влиять на экономическую ситуацию.

Необоснованно «раздутый» фондовый рынок, который практически представляет собой «мыльный пузырь». Многие аналитики сходятся во мнении, что цены на фондовой рынке необъективно высоки и если привести их к реальной стоимости, то вероятно падение цен в пределах 35% приведет к обвалу биржи.

Растущий кризис в энергетической отрасли, который приведет к дисбалансу экономики во множестве стран. Связан он с тем, что ряд стран-нефтедобытчиков намеренно занижают стоимость нефти.

Международные рейтинговые агентства продолжают понижать кредитный рейтинг стран, присвоение рейтинга ВВВ (не надежный) уже стало нормой. Ориентируясь по показателям рейтинговых агентств можно сказать, что большинство корпораций и концернов стоят на грани банкротства.

Прогнозы на 2014-2015 для США.

Сегодня в США, как и во всем мире, растет уровень инфляции, экономический сектор нестабилен. Самая большая проблема для Америки - демографический спад. Коренное население катастрофически стареет, по сути, демографию обеспечивают только эмигранты. Именно они в свое время и обеспечивали объем необходимых для производства рабочих рук в США. Сейчас ситуация изменилась. Эта проблема однозначно скажется на состоянии экономики в целом.

Следует отметить, что в стране порядка 25% населения официально считаются безработными. В США люди целыми семьями живут на пособия, при этом нигде не работают, просто проживают государственный бюджет. Кроме этого, именно в 2014-2015 году значительная часть населения, пострадавшая от предыдущего кризиса, вынуждена обращаться к такому виду сервиса, как бесплатное питание.

Но, ситуация в США не настолько мрачная. Все дело в том, что страны мирового сообщества все-таки извлекли уроки из предыдущих событий и сегодня прилагают все усилия для выхода их нестабильности.

Прогнозы на 2014-2015 для Европы.

Финансовая нестабильность в США, ставшая отправной точкой для мирового кризиса 2008 года, оказала сильное влияние на состояние экономики европейских стран. В 2014 году страны Старого Света все еще не оправились от финансовых потрясений.

В Европе растет недовольство действиями политических лидеров со стороны как местного, так и приезжего населения. Речь идет о национальной розни между коренным населением стран и представителями исламского мира, эмигрировавшими в западноевропейские страны. Этот фактор никаким образом не может способствовать стабилизации экономики Европы.

В лице эмигрантов Европа получила большое количество дешевой рабочей силы, чем лишила трудоспособное население своих стран возможности зарабатывать средства к существованию. Кроме этого, приток эмигрантов усилил нагрузку на социальную базу стран, которая и без того уже испытывала дефицит бюджета.

К заключению можно сделать вывод, что причин возникновения кризисов может быть великое множество, от природных явлений, до типичных человеческих ошибок. Истории известны три больших мировых финансовых кризисов 2008, 2011, 2014 годов. И все эти кризисы возникли от ошибок или недочетов экономистов и людей, имеющих отношение к экономике. Кризис 2008 наступил из-за ошибок Кредитных брокеров, кризис 2011 из-за паники инвесторов потерять свои вложения, они начали активно продавать акции, что привело к агфляции, кризис 2014-2015 из-за падения курса валюты и потери кредитного рейтинга. Все известные кризисы начинались из-за недочетов экономических деятелей и недостатка времени для реабилитации экономики после прошлого кризиса. Польза кризиса только одна, в том, что люди набираются опыта из пройденного и учатся на своих ошибках более таковых не допуская. Ведь прошедшие кризисы так и называются прошедшими, что их удалось ликвидировать полностью или же частично. Так какие же меры были приняты экономистами и правительством для прекращения кризисной ситуации в стране и всем мире.

Основным методом борьбы с кризисом было стимулирование спроса и предложения, урегулирование курса национальной валюты, поддержка большого, малого и среднего бизнеса. Во время большого кризиса 21 века кризиса 2008 года экономисты начали скупать ценные бумаги, акции. Недвижимость начала терять стоимость из-за обвала ипотечного кредитования

Пример методов борьбы Российской федерации с кризисом. Сумма расходов, направленных российским правительством на борьбу с кризисом, аналитики оценивают на уровне, приближающемся к 200 млрд. долларов,

Правительство РФ выделило 175 млрд. рублей на покупку акций и ценных бумаг, и все что сейчас происходит, на рынке ценных бумаг говорит, только о том что, значительная сумма из этих средств уже израсходована. Банк России ежедневно предоставляет значительные вливания ликвидности, через операции на рынке РЕПО.

Цена нефти марки Brent опустилась ниже 50 $ за баррель, такого не было уже с мая 2005 года. В свою очередь, это еще больше ослабляет казну на фоне кризиса, которые так необходимы, для того чтобы смягчить или сгладить последствия мирового кризиса 2008 года и влияние кризиса в России на экономику.

По заключению аналитиков рынка, если государство прекратит вливания в скупку ценных бумаг, это приведет к более значительному падению рынка. Все действия правительства, к сожалению, не привели к желаемым результатам, но позволили сократить отток капиталов из страны.

Как уже говорилось ранее общие затраты на преодоление кризиса в России составили порядка 200 млрд. долларов США, практически 14 % от внутреннего валового продукта (ВВП).

Конечно, оценки экспертов разнятся, но все сходятся в одном - это не предел, это только начало, как сказал Дмитрий Медведев на борьбу с финансовым кризисом в России пойдет около 5 триллионов рублей, и эта цифра не окончательная.

К этим выводам, можно присовокупить провозглашенную на съезде «Единой России» В. В. Путиным инициативу по снижению налога на прибыль на четыре процентных пункта. Также на съезде партии «Единая Россия» председатель правительства Владимир Путин уже озвучил меры по снижению налогов.Интересно, что правительство пошло на этот шаг уже после того, как были опубликованы данные о росте запасов нефтепродуктов в США, это говорит о том, что цена на нефть еще упадет. По подсчетам экспертов - упадет ниже 50 долларов, а если американская экономика не начнет восстанавливаться в ближайшее время, то и ниже 40 долларов уже весной следующего года.

Наблюдая в течение последних месяцев за финансовым кризисом, валютными гонками, кардинально противоположными мнениями и советами экспертов, возникает желание провести сравнительный анализ цен 2007 года и 2008 года.Так вот индекс потребительских цен на сентябрь 2008 года, относительно сентября 2007 года, по данным официальной статистики, составил 24,6% (на продукты питания - 33,5%).

Основные меры, принятые для борьбы с кризисом 2014 года.

Антикризисный план учитывает не только меры, предложенные отраслевыми министерствами, но и предложения по поддержке малого и среднего бизнеса, выполнение которых считает приоритетным глава Минэкономики Алексей Улюкаев, рассказывает правительственный чиновник. Положительный эффект от них для экономики правительство оценило в 1327 млрд. руб., рассказывают чиновники, знакомые с содержанием входящих в план мер либерализации.

Одно из самых приятных для бизнеса предложений - увеличить критерии для отнесения к малому бизнесу. Предприятия, которые считаются крупными, смогут перейти в категорию средних (объем выручки до 5 млрд. руб. вместо 1 млрд.), средние - стать малыми (до 1 млрд. руб. вместо 400 млн), малые - микро предприятиями (до 200 млн руб. против 60 млн). Это позволит бизнесу претендовать на более широкие льготы, чем раньше.

Малые предприятия, в том числе только созданные, Минэкономразвития предлагает временно избавить от проверок с помощью моратория - до внедрения нового риск-ориентированного подхода. По задумке чиновников, они также смогут воспользоваться расширенным доступом к госзакупкам и новыми мерами поддержки инновационных предприятий. Также предлагается снизить для «малышей» антимонопольный контроль.

Малому бизнесу Минэкономразвития предлагает широкий спектр налоговых послаблений. Одно из них - снижение нагрузки по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД) и стоимости патента с помощью уменьшения специальных коэффициентов-дефляторов до 1 против 1,8 по ЕНВД и 1,2 по патенту.

Кроме того, предлагается отменить обязанность «малышей» платить имущественный налог, вмененный им с этого года в дополнение к упрощенной системе и ЕНВД. Саму «упрощенку» также предлагается расширить, разрешив применять ее организациям с доходом до 250 млн руб. (сейчас предельная планка - 60 млн руб.). А регионам дополнительно могут дать возможность снижать ставку УСН до 1% (сейчас 6%) и ЕНВД - до 7,5% (сейчас 15%).

Один из самых знаковых законов 2014 года, повышающих нагрузку на бизнес, - о так называемых муниципальных или торговых сборах, предлагается заморозить до 1 января 2017 года. Пока вводить сборы собирается только Москва, но это вызвало негативный отклик, поэтому приостановление их в кризис подаст бизнесу хороший сигнал о намерениях властей, рассчитывают авторы предложений.

Большинство этих идей появилось из антикризисного пакета «Опоры России», говорит член правления организации Алексей Небольсин, который их поддерживает. Меры были собраны у бизнеса на различных встречах, подтверждает председатель комитета по налогам «Деловой России» Марина Зайкова. «Но это точечные меры, а сейчас сработают только кардинальные вещи. Например, для отечественных производителей снижение НДС до 12% будет серьезным сигналом», - отмечает она.

К заключению можно сказать, что самым главным и одновременно труднейшим методом борьбы с кризисом является выделение из бюджета громадных сумм средств. Стимулирование бизнеса, сельского хозяйства и банковской системы также является важнейшим критерием для преодоления кризиса. Ведь для удержания экономики на стабильном уровне требует весомых средств. А суммы выделенные государствами разных стран бывает, достигает большого процента от ВВП. Как можно понять из этого кризис сильно бьет по бюджету и экономической системе государства.

Падение товарных рынков во второй половине 2014 года, в особенности цен на нефть, и большие выплаты по внешним долгам в период конца 2014 начала 2015 года вызвало потребность балансированиярования внешнеторгового и платежного баланса России. Затрудненый доступ к внешним рынкам капиталов, из-за санкций, и неразвитость собственных рынков, сократили окно возможностей российской экономики до незбежной девальвации национальной валюты, в размерах соответсвующих падению цен на нефть. Девальвация рубля позволила торгуемым секторам экономики компенсировать негативную динамику товарных рынков, а торговому балансу выйти в профицит. Основной же удар пришелся на домашние хозяйства (потребителей) и неторгуемые сектора экономики (в том числе строительный сектор, удар на последний был смягчен ажиотажным спросом конца 2014 года, в связи с ассоциацией у обывателя недвижимости, как надежного инструмента сохранения капитала). Ужесточение монетарной политики ЦБР создало дополнительные трудности для пострадавших секторов экономики и потребителей, сократив их доходы, ростом платежей кредиторам, и ограничив достув к новым кредитным ресурсам.

Рынка труда испытал давление снижающейся экономической активности, при этом выравнивание на рынке найма произошло в основном не за счет роста безработицы, а за счет понижения оплаты труда. Последнее обстоятельство снижает трудовую мобильность и увеличивает время адаптации экономики. Согласно официальной статистики основной удар понижения доходов приняли на себя работники государственного сектора и торгуемых секторов экономики. Снижение доходов произошло как за счет существенного роста инфляции, основной рост цен в потреблении пришелся на продукты питания, так и номинального сокращения размеров оплаты труда. Повышение цен на продукты питания произошело как за счет девальвации национальной валюты, так и за счет принятых правительство России контр-санкции, запрещающие импорт продовольствия из стран основных торговых партнеров, что создало дополнительные издержки для доставки продуктов потребителю. Официальные данные по показателю инфляции выглядят заниженными и не вызывают доверия: так за 2014 год Росстат «рисует» 11,4%, а за 9 месяцев 2015 года -- 10,4% (итого 23,0% за 2 года). Реальные цифры должны быть близки к уровню девальвации национальной валюты и составлять порядка 44% за 2 года. Схожие результат показывает опросы «инФОМ»-а, сделанные по заказу ЦБ России, в первой половине 2015 года – 26,8% размер наблюдаемой инфляции, при значении ожидаемой около 15,0%. Такие цифре неизбежно сократят потребление, заставять малообеспеченные слой перейти на более дешевые продукты питания и существенно снизят способность населения к накоплению. Данное предположение потверждают данные фонда «Общественное мнение», согласно опросу, проводившемуся в июне 2015 года, от возможности делать накопления отказалось 53% опрошеных и 71% не смогли это сделать за последний месяц. Впервые с кризиса 1998-99 года ожидается существенный рост бедности в России. Если в 2010 году численость населения с доходами ниже 5 USD на человека не превышала 10,0%, согласно данным Росстата, то уже к 2015 году, по прогнозу Всемирного Банка, ожидается рост до 14,2%.



Сокращение совокупного спроса неизбежно ударит по производителям, при чем наибольшее сокращение спроса придется на неторгуемые сектора экономики, поскольку последние не смогут компенсировать снижение спроса поставками продукции на экспорт. Снижение способности домашних хозяйств направлять средства на сбережения, сократат платежеспособный спрос на товары долгосрочного пользования и недвижимость. Рост процентных ставок по кредитам и рост уровня проблемных и невозвратных кредитов в банковской сфере, сократит доступность кредитного источника финансирования крупных покупок, включая ипотечное финансирование сделок с недвижимостью. В середине года ряд строительных компаний Москвы и Московской области отметили 30-50% падение уровня спроса («Мортон», «Абсолют», «НДВ-недвижимость»). Схожая динамика отмечается и в обращении застройщиков за одобрением градостроительных планов земельных участков (Москомстройинвест). При этом можно отметить, что больше пострадают от падение спроса на недвижимость те регионы России, где ниже средний уровень доходов населения. А в регионе с большим уровнем доходов будет отмечатся рост конкуренции среди строителей за своего покупателя. Это обстоятельство приведет к снежению цен на рынке и сокращению маржи строительных компаний. Рост стоимости кредитования реального сектора, меньшая доступность кредитов (рост невозврата и повышение норм резервирования для банковского сектора), вместе с падением текущих доходов создает риски роста неплатежей в отрасли и череды банкротств и/или недружественных поглащений.

Прогноз на 2016 год.

Перспективы 2016 года видятся больее несущими угрозы, чем возможности. Если в конце 2014 года начале 2015 года навес предложения нефти в 3-2% (2-2,5 млн баррелей в день) от объема потребления отправил цены строго на юг. То при сохраняющемся текущем давление предложения, есть риск возвращени на нефтяной рынок Ирана. При снятии с Тегерана нефтяного эмбарго страна обещает за год нарастить объем добычи нефти на 1,5 млн баррелей в день. Текущие консультации ОПЕК пока не падают сигналов готовности картеля сократить уровень добычи нефти и отойти от политики сохранения доли рынка в обмен на высокие цены. Напротив Саудовская Аравия продолжает практику продажи своей нефти с существеным дисконтом к рыночным условиям. Последние иницеативой Эр-Рия́да стала продажи нефти Польше через порт Гданьска. На середину октября Польша уже получила три партии нефти по 100 тыс. тон из Саудовской Аравии с «просто волшебной» скидкой. Кроме того Эр-Рияд обозначил намеренье перевести энергообеспечение королевства на попутный газ с тем, чтобы высвободившиеся объемы нефти отправить на рынок, и тем самым пополнить выпавшие доходы от падения цен.

Не сулит хороших перспектив рынку энергоносителей и спрос. Замедление роста развивающихся экономик (исключение может составить разве что Индия), действие программ энерго- и ресурсосбережения создают риски стагнации объема спроса на энергоносители. Переодически усиливаются опасения экспертов за состояние экономики Китая. Традиции региональной бюрократии завышать статистические показатели роста, с целью добиться карьерного роста, подрывают достоверность официальной статистики и служат основанием распространению негативных слухов. Рост Поднебесной шел за счет использования кредитного плеча. С 2007 года размер мирового долга увеличился на 57 трлн. Долларов США, при этом около 50% этого долга выпустил Китай. В тоже время необходимо отметить продолжающийся вектор снижения рентабельности промышленного сектора Поднебесной. Тем не менее, Пекин до сегодняшнего дня демонстрирует умение управлять своей экономикой, по средством регулирования объемов кредитования и прилагает усилия, чтобы сделать свои рынки все более открытыми, а национальную экономику более конкурентоспособной. В Азии в противовес Китаю набирает обороты экономика Индии. Страна с большим и растущим населением показывает темпы роста около 7,5% в год в текущем, и как ожидается будущем году. Однако поскольку экономика Нью-Де́ли в 3 раза уступает Пекину товарным рынкам не стоит упавать только на силу индийской экономики.

Поскольку текущий цикл падения товарных рынков был вызван, в основном, ростом со стороны предложения, то востановления рынков займет более значительный период, чем в случае временного сокращения спроса (как в кризис 2008-09). Таким образом, в 2016 году существенного улучшения условий на рынке энергоносителей ожидать не стоит. Напротив, в первой половине года, можно ожидать попытки Brent сходить ниже 40$ и возвращения в текущий диапазон к концу года, или в 2017 году (при таком сценарии RUBUSD можно будет увидеть на 100). Положительным сценариаем может стать самоограничение Саудовской Аравии по объемам добычи, поскольку Эр-Рияд вынужден финансировать высокий дифицит государственного бюджета 140 млрд Долларов США из своих резервов 672 млрд. Внушительные траты рано или поздно заставят королевство пересмотреть свою стратегию на нефтяном рынке. Вопрос только когда это произойдет. Следущий год может стать последним, или предпоследним годом когда Саудовская Аравия будет придерживаться текущей стратегии. Это позволит королевству укрепить дисциплину внутри ОПЕК и показать остальным «кто в доме хозяин». Но в росте цен на нефть будет стоять объективное препятствие ввиде предельных издержек сланцевой добычи нефти. Таким образом, в среднесрочной перспективе цены на нефть не опустятся ниже 40,0 USD за баррель на долго, но и не поднимятся выше 70,0 USD. В среднесрочной перспективе положение Российской экономики вряд ли претерпит кардинальные изменения, но следующий год может приподнести неприятные сюрпризы. Право первого хода за Эр-Риадом и предсказать точно время, когда королевство сменит стратегию невозможно.

Стремительное таяние ФНБ и Резервного фонда на поддержание банковского сектора и военных расходов сокращают окно возможностей и сужают перспективы экономики до воспроизводства такущего положения дел. Управление экономикой в ближайшее время будет сводится к ручному регулированию в период обострения, попыткам выжать больше налогов в остальное и увеличение доли государственного сектора.

На строительном рынке выживут осторожные и близкие к власти компании. Поэтому видится целесообразным осторожное управление запасами непроданного жилья, без резкого наращивания объемов строительства и осторожного обращения с кредитным финансированием.


Close