Локк д избранные философские произведения. Философско-правовые взгляды Дж
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:
Можно искать по нескольким полям одновременно:
Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND
.
Оператор AND
означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:
исследование разработка
Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:
исследование OR разработка
Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:
исследование NOT разработка
Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":
$ исследование $ развития
Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:
исследование*
Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:
" исследование и разработка"
Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#
" перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.
# исследование
Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:
Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:
бром~
При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:
бром~1
По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:
" исследование разработка"~2
Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^
" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":
исследование^4 разработка
По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO
.
Будет произведена лексикографическая сортировка.
Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.
Джон Локк (John Locke, 29 августа 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия — 28 октября 1704, Эссекс, Англия) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма.
Локк родился в западной Англии, неподалеку от Бристоля, в маленьком городке Рингтон, в семье чиновника-юриста. Родители-пуритане воспитывали сына в атмосфере строгого соблюдения религиозных правил. Рекомендация влиятельного знакомого его отца помогла Локку в 1646 г. попасть в Вестминстерскую школу — самую престижную школу страны на то время, где он входил в число самых лучших учеников. В 1652 г. Джон продолжает образование в Крайст-Черч-колледже Оксфордского университета, где получает в 1656 г. степень бакалавра, а спустя еще три года — магистерскую степень. Его талант и усердие были вознаграждены предложением остаться в учебном заведении и преподавать философию, древнегреческий язык. В эти годы его более аристотелевской философии заинтересовала медицина, изучению которой он отдал немало сил. Тем не менее желанную степень доктора медицины ему получить не удалось.
Джону Локку было 34 года, когда судьба свела его с человеком, в огромной степени повлиявшим на всю его дальнейшую биографию, — лордом Эшли, впоследствии графом Шефтсбери. Сначала Локк в 1667 г. находился при нем в качестве домашнего врача и воспитателя его сына, позднее служил секретарем, и это сподвигло его самого заняться политикой. Шефтсбери оказал ему огромную поддержку, введя его в политические и экономические круги, предоставив возможность самому принять участие в госуправлении. В 1668 г. Локк становится членом Лондонского Королевского общества, в следующем году входит в его Совет. Не забывает он и о других видах деятельности: так, в 1671 г. у него возникает замысел работы, которой он посвятит 16 лет и которая станет главным в его философском наследии — «Опыт о человеческом разумении», посвященный изучению познавательного потенциала человека.
В 1672 и 1679 г. Локк служит в высших правительственных учреждениях на престижных должностях, но в то же время его продвижение в мире политики находилось в прямой зависимости от того, какие успехи делал его покровитель. Проблемы со здоровьем заставили Дж. Локка провести во Франции период с конца 1675 г. до середины 1679 г. В 1683 г. он, следуя за графом Шефтсбери и опасаясь политического преследования, переезжает в Голландию. Там у него завязываются приятельские отношения с Вильгельмом Оранским; Локк оказывает на него заметное идейное влияние и становится участником подготовки переворота, в результате которого Вильгельм становится королем Англии.
Перемены позволяют Локку вернуться в 1689 г. в Англию. С 1691 г. его местом жительства становится Отс, поместье Мешэм, принадлежавшее его знакомой, супруге члена парламента: он принял ее приглашение поселиться в загородном доме, т.к. много лет страдал от астмы. В эти годы Локк не только находится на правительственной службе, но и принимает участие в воспитании сына леди Мешэм, много сил отдает литературе и науке, заканчивает «Опыт о человеческом разуме», подготавливает к публикации задуманные ранее работы, среди которых «Два трактата о правлении», «Мысли о воспитании», «Разумность христианства». В 1700 г. Локк принимает решение уйти со всех занимаемых должностей.
Книги (5)
Два трактата о правлении
Джон Локк — английский философ, психолог и политический мыслитель. В «Двух трактатах о правлении» содержится социально-политическая концепция Локка. Первая книга посвящена опровержению защитника божественного права абсолютистской королевской власти Р.Филмера, во второй (известной как «Второй трактат о правлении») разработана теория конституционной парламентской монархии. Идеи Локка сыграли огромную роль в истории философии и общественно-политической мысли европейского Просвещения. Они оказали большое влияние на Толанда, Пристли, Беркли, Юма, Вольтера, Кондильяка, Ламетри, Гельвеция, Дидро. Политическая философия Локка развивалась Монтескье и нашла отражение в политических теориях Французской и Американской революций.
Джон Локк по праву считается первым настоящим либералом и отцом современной политической философии. Не познакомившись с идеями Локка, невозможно понять мир, в котором мы живем.
Опыт о человеческом разумении
«Опыт о человеческом разумении» — главное собственно философское произведение Джона Локка, результат его 16-летнего труда по разработке основ эмпирической теории познания.
В этой фундаментальной работе Локк впервые в истории мысли выражает личность через непрерывность сознания. Он также обосновывает, что разум является «чистой доской» (tabula rasa), т. е. вопреки философии Декарта утверждает, что люди рождаются без врожденных идей и что знание определено только опытом, полученным через чувственное восприятие.
Джона Локка (1632-1704) по праву считают классиком эмпиризма Нового времени. Его трактат «Опыт о человеческом разуме» является едва ли не первым крупным философским сочинением, целиком посвященным проблемам теории познания. Основную задачу своих гносеологических исследований Локк видел в выяснении познавательных способностей человека, установлении их пределов, знание которых позволило бы избежать бесплодных споров и разъедающего скептицизма, послужило бы побуждением к продуктивной умственной деятельности. «Наша задача здесь, -пишет Локк, - знать не все, а то, что важно для нашего поведения. Если сможем найти мерила, по которым разумное существо в таком положении, в какое человек поставлен в этом мире, может и должно управлять своими мнениями и зависящими от них действиями, нам нет нужды смущаться тем, что некоторые вещи ускользают от нашего познания».
Как и Декарт, Локк изучал происхождение и познавательное значение идей человеческого мышления. Новое время радикально приземлило высокое понятие «идея», которое в философии Платона обозначало надприродную сущность и совершенный, не связанный ни с какими эмпирическими ограничениями, образец единичных вещей. Такое же онтологическое значение идеям придавала и средневековая схоластическая традиция. Декарт же, четко разграничивая самосознающего субъекта и познаваемую им физическую реальность, толкует идею как субъективное состояние мыслящего разума и одновременно как своеобразный предмет мышления. Локк вполне согласен здесь с Декартом, называя идеей все то, что ум замечает в себе и что есть непосредственный объект восприятия, мышления или понимания. Идеи - это элементы внутреннего, психического мира, которыми занята душа в процессе мышления.
Но Локк решительно расходится с Декартом в вопросе о происхождении идей. Декарт утверждал существование врожденных идей, ясность и отчетливость которых гарантирует их соответствие физической реальности. Локк полностью отрицает возможность врожденного знания и на протяжении всей первой книги своего трактата доказывает, что единственным источником идей является опыт; все наше знание в конце концов происходит от опыта. Его отнюдь не убеждают доводы сторонников рационализма относительно якобы общего согласия людей по поводу некоторых идей и постулатов, ибо, например, у маленьких детей ничего подобного не запечатлено в их уме. Неодинаковы и моральные принципы разных народов. Есть племена, не знакомые даже с идеей Бога.
Весь материал мышления нашему разуму доставляет «наблюдение, направленное или на внешние ощущаемые предметы, или на внутренние действия нашей души, воспринимаемые и рефлектируемые нами самими»2. Из опыта чувств, обращенных к внешним предметам, мы получаем идеи различных качеств этих предметов. Внутреннее восприятие деятельности нашего ума доставляет идеи другого рода, которые невозможно получить извне.
Локк, Д. Избранные философские произведения. В 2 т. / Д. Локк. М., 1960. Т. 1.С. 74. Там же. С. 128.
Таковы идеи мышления, сомнения, веры, рассуждения, познания, желания. Источник этих идей хотя и не связан непосредственно с внешними предметами, но все же похож на них, и Локк называет его «внутренним чувством», или рефлексией, понимаемой как наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности. Опыт рефлексии может возникнуть лишь после получения извне ощущений.
Итак, наши идеи, относящиеся в внешним телам, имеют источником качества этих тел. Одни из этих качеств, по убеждению Локка, не могут быть отделены от тел, а равно и от какой-либо частицы материи. Это протяженность, плотность, форма, подвижность, количество. Такие качества тел Локк называет первоначальными, или первичными. Идеи подобных качеств точно воспроизводят соответствующие параметры воспринимаемых предметов. Вместе с тем такие качества, как цвета, звуки, вкусы, имеют субъективный характер и, будучи вызванными различными комбинациями первичных качеств, представляют собой человеческие переживания, непохожие на вызвавшие их причины. Эту группу качеств Локк называет вторичными, подчеркивая, что в самих телах нет ничего сходного с идеями красного, сладкого и т.д.
Различение первичных и вторичных качеств отнюдь не является открытием Локка. Оно встречалось еще у античных атомистов и вообще характерно для тех философов, которые подчеркивают определяющую значимость механических параметров бытия. Не случайно к этому же различению в Новое время обратился Галилей.
Человеческая душа, по Локку, получает от наших чувств простые и несмешанные идеи. Доставляются они только ощущением и рефлексией (размышлением, самонаблюдением). Простые идеи, по Локку, не могут создаваться человеческим разумом, а равно и произвольно разрушаться им, подобно тому, как мы не можем создать из Ничего какую-нибудь из вещей материального мира или, наоборот, обратить ее в ничто. Разум может повторять, сравнивать, комбинировать эти простые идеи, но не в его власти изобрести хотя бы одну новую простую идею. При восприятии их ум пассивен. Вместе с тем ум способен проявлять активность, используя такие идеи как материал для построения новых, сложных идей, которые могут быть либо модусами, либо субстанциями, либо отношениями (математическими или же моральными).
Модусы понимаются при этом как сложные идеи, зависимые от субстанций или являющиеся их свойствами. Идея субстанции есть такое сочетание простых идей, которое считается представляющим отдельные, самостоятельно существующие вещи. При этом всегда предполагается неясная, по словам Локка, идея субстанции как таковой. Последняя идея есть предположение о неизвестном нам носителе тех качеств, которым соответствуют простые идеи. Возможны идеи материальной субстанции и субстанции духовной, однако обе они не отличаются отчетливостью, хотя у нас нет и оснований утверждать небытие соответствующих субстанций. Свою позицию в отношении общих понятий Локк определяет в духе номинализма, признавая общее порождением абстрагирующей деятельности разума и утверждая, что реально существует лишь единичное.
Человеческий ум, по Локку, познает вещи не непосредственно, а через посредство имеющихся у него идей этих вещей. Поэтому познание реально лишь постольку, поскольку наши идеи соответствуют вещам. «Но что будет здесь критерием? Как же ум, если он воспринимает лишь свои собственные идеи, узнает об их соответствии самим вещам?»1. Хотя этот вопрос признается нелегким, однако Локк утверждает, что есть два вида идей, которым мы вправе доверять. Это, во-первых, все простые идеи, являющиеся не выдумками нашего воображения, а естественными и закономерными продуктами окружающих нас вещей. Во-вторых, это все сложные идеи, кроме идей субстанций. Не субстанциональные сложные идеи образуются умом по своему свободному выбору и сами являются прообразами, с которыми мы соотносим вещи. Отсюда - специфическая реальность математического познания, а также познания принципов морали. Этические и математические утверждения не становятся менее истинными от того, что мы сами образуем соответствующие идеи. Здесь достаточно лишь непротиворечивости, согласованности идей.
Идеи субстанции имеют свои прообразы вне нас, поэтому их познание может и не быть реальным. «Реальность нашего познания субстанций основана на том, что все наши сложные идеи субстанций должны быть составлены из таких, и только из таких простых идей, которые были обнаружены совместно существующими в природе».
Локк, Д. Избранные философские произведения. В 2 т. / Д. Локк. Т. 1.С. 549.
Наиболее достоверным является интуитивное познание, при котором ум воспринимает соответствие или несоответствие двух идей непосредственно через них самих, без привлечения других идей. Таким образом ум воспринимает, что белое не есть черное, что круг не есть треугольник, что три больше двух. От такой интуиции, не оставляющей места колебаниям или сомнениям, всецело зависит, как полагал Локк, достоверность и очевидность всего нашего познания.
От интуитивного познания производно познание демонстративное, или доказательное, достигаемое опосредованно, при участии других идей, привлекаемых в процессе рассуждения. Каждый шаг в осуществлении доказательства должен обладать интуитивной достоверностью. В целом же наше познание никогда не достигает всего того, что нам хотелось бы знать. У нас есть идеи материи и мышления, но не представляется возможным узнать, мыслит ли какой-нибудь материальный предмет. Даже Бог представляет собой всего лишь сложную идею, образуемую путем соединения идеи бесконечности с идеями существования, силы, знания и т.д. Таким образом, «у нас есть интуитивное познание нашего собственного бытия, демонстративное познание бытия божия, а для бытия других вещей мы располагаем только чувственным познанием, которое простирается лишь на предметы, непосредственно предстающие нашим чувствам»2.
Локк, как и Декарт, считает идеи чисто духовными феноменами, поэтому переход от них к реальному внешнему бытию есть некий скачок. Но Локк не считает, в отличие от Декарта, мышление субстанциональным, и напрашивается вывод о том, что признание реальности вещей делает идеи призрачными, тогда как допущение реальности идей превратило бы сами вещи в продукты нашего воображения.
Определенного внимания заслуживает социально-философская концепция Локка. Как и Гоббс, он утверждает договорное происхождение государства; но если у Гоббса «естественное состояние» людей, предшествовавшее государственному, изображается в весьма мрачных тонах и толкуется как бессмысленная и жестокая война всех против всех, то Локк рисует эту раннюю фазу истории как состояние равенства, в котором власть и правомочность являются взаимными, а свобода не сопровождается произволом.
1 Локк, Д. Избранные философские произведения. В 2 т. / Д. Локк.
Свободу человека направляет естественный закон, запрещающий ограничивать другого в его жизни, здоровье, праве или имуществе. Поэтому власть правителя, полученная на основе договора, не может посягать на неотторжимые права каждой человеческой личности. Умеренны и воззрения Локка на религию. Признавая доказанным бытие Бога, он вместе с тем выступает сторонником веротерпимости и считает недопустимым вмешательство государства в религиозную жизнь. Такая рассудительная и осторожная мировоззренческая установка в основном отвечала духу времени, что и обусловило популярность философии Локка среди современников, а также значительное ее влияние на мировоззренческую мысль эпохи Просвещения.
Практическим приложением философского учения Локка явилась его педагогическая концепция. Если Я.А. Комен-ский был озабочен в основном эффективной организацией обучения школьников, то Дж. Локк" продолжил идеи «естественной педагогики» в направлении, связанном с воспитанием характера образующейся личности. Начало эпохи Просвещения отмечено повышенным вниманием к проблеме естественного, т.е. отвечающего человеческой природе, мировоззрения, которое строилось бы в согласии с опытом. Если опыт вообще является источником нашего познания, то и постановка дела образования должна открывать детям доступ к целесообразному опыту, наполняющему душу нужными для жизни знаниями. Страсти души, как утверждал Декарт, а вслед за ним и Спиноза, замутняют наш ум. Поэтому, полагал Локк, в человеке нужно так развить свободу воли, чтобы она направляла его на самосовершенствование. Ребенок нуждается в авторитете, а его источником является, во-первых, божественная воля, поддерживаемая религиозной верой, во-вторых, государственно-правовая воля, основывающаяся на общественном договоре, и, в-третьих, общественная мораль и личная нравственная норма. Задача воспитателя состоит в том, чтобы обеспечить целесообразное педагогическое воздействие, формирующее нужный, благотворный личный опыт ученика. Воспитатель должен выявить его положительные задатки, развить его деятельные силы, укрепить его физическое и духовное здоровье.
Счастье основывается на добродетели, мудрости, благовоспитанности, а также на обладании нужным для жизни знанием.
Педагогика Локка имеет практический и даже приземленный характер. Так, мудрость понимается им как искусство предусмотрительно и умело вести свои дела; добродетель он связывает с внутренней дисциплиной, умением подчиниться доводам разума; все воспитание должно основываться, кроме разумной дисциплины, на знании работы нашего организма и человеческой воли, а также на уважении к другим людям и соблюдении нравственных норм.
Джон Локк – выдающийся философ 17 века, оказавший существенное влияние на становление западной философии. До Локка западные философы основывали свои взгляды на учении Платона и других идеалистов, согласно которым бессмертная душа человека – средство получения информации прямо из Космоса. Ее наличие позволяет человеку родиться с готовым багажом знаний, и ему уже не нужно было учиться.
Философия Локка опровергала и эту идею, и само существование бессмертной души.
Факты из биографии
Джон Локк родился в Англии, в 1632 г. Его родители придерживались пуританских взглядов, которые будущий философ не разделял. Окончив с отличием Вестминстеровскую школу, Локк стал преподавателем. Обучая студентов греческому языку и риторике, он и сам продолжал учиться, особое внимание уделяя естественным наукам: биологии, химии и медицине.
Локка интересовали и политико-правовые вопросы. Социально-экономическая обстановка в стане подтолкнула его примкнуть к оппозиционному движению. Локк становится близким другом лорда Эшли Купера – родственником короля и главой оппозиционного движения.
Стремясь принять участие в реформации общества, он бросает преподавательскую карьеру. Локк переезжает в имение Купера и вместе с ним и несколькими дворянами, разделявшими их революционные взгляды, готовит дворцовый переворот.
Попытка переворота становится переломным моментом в биографии Локка. Она оборачивается неудачей, и Локк вместе с Купером вынужден бежать в Голландию. Здесь, в течение следующих нескольких лет, он посвящает все свое время изучению философии и пишет свои лучшие труды.
Познание, как результат наличия сознания
Локк полагал, что – это уникальная способность человеческого мозга воспринимать, запоминать и отображать действительность. Родившийся младенец – чистый лист бумаги, у которого еще нет впечатлений и сознания. Оно будет формироваться в течение жизни, базируясь на чувственных образах – впечатлениях, полученных посредством органов чувств.
Внимание! Согласно представлениям Локка, каждая идея – продукт человеческой мысли, появившейся благодаря уже существующим вещам.
Основные качества вещей
К созданию каждой теории Локк подходил с позиции оценивания качеств вещей и явлений. У каждой вещи есть первичные и вторичные качества.
К первичным качествам относятся объективные данные о вещи:
- форма;
- плотность;
- размер;
- количество;
- способность к движению.
Эти качества присущи каждому объекту, и ориентируясь на них, человек составляет свое впечатление о каждой вещи.
Ко вторичным качествам относятся впечатления, порождаемые органами чувств:
- зрением;
- слухом;
- ощущениями.
Внимание! Взаимодействуя с предметами, люди получают информацию о них, благодаря образам, возникающим на основе чувственных впечатлений.
Что такое собственность
Локк придерживался концепции, согласно которой собственность – результат труда. И она принадлежит человеку, который этот труд вкладывал. Так, если человек посадил сад на земле дворянина, то собранные плоды принадлежат ему, а не хозяину земли. Человек должен владеть только той собственностью, которую он получил своим трудом. Поэтому имущественное неравенство – естественное явление и искоренить его не получиться.
Основные принципы познания
Теория познания Локка базируется на постулате: «Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении». Он означает, что любое знание – результат восприятия, личного субъективного опыта.
По степени очевидности философ разделил знания на три вида:
- исходное – дает знание об одной вещи;
- демонстративное – позволяет строить умозаключения, сравнивая понятия;
- высшее (интуитивное) – оценивает соответствие и несоответствие понятий непосредственно разумом.
Согласно представлениям Джона Локка, философия дает человеку возможность определить назначение всех вещей и явлений, развивать науку и общество.
Педагогические принципы воспитания джентльменов
- Натуральная философия – в нее входили точные и естественные науки.
- Практическое искусство – включает философию, логику, риторику, политические и социальные науки.
- Учение о знаках – объединяет все лингвистические науки, новые понятия и идеи.
Согласно теории Локка о невозможности естественного получения знаний через Космос и силы природы, человек осваивает точные науки только через учение. Большинство людей не знакомы с основами математики. Им приходится прибегать к напряженному умственному труду в течение долгого времени, чтобы усвоить математические постулаты. Этот подход верен и для освоения естественных наук.
Справка! Также мыслитель полагал, что понятия нравственности и морали передаются по наследству. Поэтому люди не могут обучиться нормам поведения и стать полноценными членами общества вне семьи.
Воспитательный процесс должен учитывать индивидуальные особенности ребенка. Задача воспитателя – постепенное обучение будущего джентльмена всем необходимым навыкам, в которые входит освоение всего спектра наук и норм поведения в обществе. Локк выступал за раздельное обучение детей из благородных семей и детей простолюдинов. Последним следовало обучаться в специально созданных рабочих школах.
Политические взгляды
Политические взгляды Джона Локка были антиабсолютическими: он выступал за смену действующего режима и утверждение конституционной монархии. По его мнению, свобода – естественное и нормальное состояние индивида.
Локк отвергал представления Гоббса о «войне всех против всех» и полагал, что изначальное понятие частной собственности сформировалось у людей гораздо раньше установления государственной власти.
Торгово-экономические отношения должны быть построены на простой схеме обмена и равенства: каждый человек ищет свою выгоду, производит товар и обменивает его на другой. Насильственный отъем товара – нарушение закона.
Локк стал первым мыслителем, который принял участие в создании первоучредительного государственного акта. Он разработал текст конституции для Северной Каролины, который в 1669 г. одобрили и утвердили члены народного собрания. Идеи Локка были новаторскими и перспективными: плоть до сегодняшнего дня вся североамериканская конституционная практика опирается на его учение.
Права личности в государстве
Основной правового государства Локк считал три неотъемлемых права личности, которые есть у каждого гражданина независимо от его социального положения:
- на жизнь;
- на свободу;
- на собственность.
Конституция государства должна создаваться с оглядкой на эти права и быть гарантом сохранения и расширения свободы человека. Нарушение права на жизнь – это любая попытка порабощения: насильственное принуждение человека к какой-либо деятельности, присвоение его собственности.
Полезное видео
В видео подробно рассказано о философии Локка:
Религиозные взгляды
Локк был стойким приверженцем идеи о разделении церкви и государства. В своей работе «Разумность христианства» он описывает необходимость веротерпимости. Каждому гражданину (за исключением атеистов и католиков) гарантируется свобода вероисповедания.
Джон Локк считает религию не основой морали, а средством ее укрепления. В идеале, человек должен руководствоваться не церковными догмами, а самостоятельно прийти к широкой веротерпимости.
С позиций зарождающегося буржуазного либерализма широкий круг политических и правовых проблем, в том числе и вопросы соотношения права и закона, разработал Джон Локк (1632-1704). Его деятельность проходила в эпоху английской буржуазной революции XVII в. По меткой характеристике Ф. Энгельса, «Локк был в религии, как и в политике, сыном классового компромисса 1688 года» ив.
В своем политико-правовом учении Локк исходит из концепций естественного права и договорного происхождения государства. В его интерпретации эти концепции приобретают отчетливо выраженную антифеодальную направленность. В духе буржуазного либерализма и идей господства права он решает проблему соотношения индивида и политической власти, подданных и государства. С этих позиций он отвергает феодальные воззрения о подданных как собственности монарха, а также отстаивавшиеся в учении Гоббса представления об абсолютной власти государства.
В естественном (догосударственном) состоянии господствует естественный закон, закон природы. Это состояние в характеристике Локка существенно отличается от гоббсовской (отчасти и спинозовской) картины войны всех против всех. Закон природы, будучи выражением разумности человеческой природы, «требует мира и безопасности для всего человечества» *". И человек в соответствии с требованиями разума также и в естественном состоянии, преследуя свои интересы, и отстаивая свое - свою жизнь, свободу и собственность,- стремится не навредить другому.
В духе традиционного естественно-правового требования «воздавать каждому свое, его собственное, ему
ив Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 37, с. 419. 117 Локк Д. Избранные философские произведения. М., 1960, т. 2, с. 8.
принадлежащее» Локк обозначает совокупность основных прав человека как право собственности (т. е. право на свое, собственное). Так, он замечает, что каждый человек по закону природы имеет право отстаивать «свою собственность, т. е. свою жизнь, свободу и имущество» И8.
Естественное состояние отмечено, согласно Локку, «полной свободой в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью» и таким «равенством, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого» "9.
Защита закона природы и проведение его требований в жизнь в естественном состоянии обеспечивается властью каждого человека наказывать нарушителей этого закона и охранять невинных. Однако, отмечает Локк, этих неорганизованных индивидуальных средств и (Ьорм защиты недостаточно для обеспечения спокойной и безопасной жизни, надежно гарантированной неприкосновенности собственности и т. д.
Разумное преодоление недостатков естественного состояния и ведет, по Локку, к общественному договору об учреждении политической власти и государства, причем «великой и главной целью объединения людей в государство и передачи себя под власть правительства» 12С является обеспечение за каждым его естественных прав на собственность - жизнь, свободу и имущество. Самозащита каждым человеком своих естественных прав и требований при переходе от естественного состояния к государству заменяется публичной защитой прав и свобод личности политической властью. Однако по договору об учреждении государства люди не отказываются от своих основных естественных прав, да и сам закон природы (как закон разума) продолжает действовать и в государственном состоянии, определяя тем самым цели, характер и пределы полномочий и деятельности политической власти.
Чтобы политическая власть соответствовала своему договорному назначению и не превратилась в абсолютную и деспотическую силу, сосредоточенную в руках одного лица или органа, необходимо соответствующее разделение властей (на законодательную, исполнительную и федеративную) . Причем законодательная власть, обладаю-
щая исключительным правом издавать обязательные дли всех законы, является, по Локку, верховной, а остальные власти подчинены ей. Особенно настойчиво он подчеркивает недопустимость и опасность сосредоточения в одном органе законодательной и исполнительной (куда включается и судебная) властей.
Существенным моментом локковской договорной концепции государства является «доктрина законности сопротивления всяким незаконным проявлениям власти» 121. Законность подобного сопротивления, включая право народа на восстание против деспотической власти, коренится в суверенных правомочиях народа - учредителя государства. И после заключения договора народ остается судьей, решающим, правильно ли учрежденные и уполномоченные им власти выполняют возложенные на них договорные обязательства или стали нарушать договор и оказанное им доверие.
Общественный договор, по Локку, таким образом, заключается не раз навсегда, без права последующего народного контроля за его соблюдением со стороны властей, права корректирования условий этого договора и даже полного разрыва его в случае вырождения политической власти в абсолютизм и деспотизм. Договорные отношения людей с государством - постоянно обновляющийся процесс, протекающий на основе отстаиваемого Локком принципа согласия, который он противопоставляет феодальным представлениям о прирожденном подданстве - безусловной и не зависящей от самого человека, его как бы природной связанности с данной властью.
Локк подчеркивает, что человек не рождается подданным того или иного правительства и страны. Лишь став совершеннолетним, он как свободный человек выбирает, под властью какого правительства он хочет находиться и членом какого государства он хочет стать. «Только согласие свободных людей, родившихся под властью какого-либо правительства,- пишет Локк,- делает их членами этого государства, и это согласие дается порознь поочередно, по мере того, как каждый достигает совершеннолетия, а не одновременно множеством людей, поэтому люди не замечают этого и считают, что этого вообще не происходит или что это не обязательно, и заключают, что они по природе являются подданными точ-
Там же, с. 116.
но так же, как они являются людьми»122. Причем не молчаливое, а только явно выраженное согласие делает человека членом этого государства, и в таком случае человек уже не может порвать свою связь с ним и пользоваться свободой естественного состояния.
Аналогичные представления о договорном характере взаимоотношений гражданина и государства, включая необходимость согласия совершеннолетнего человека стать членом данного государства, отстаивал, как известно, уже Сократ (Платон, Критон, 51).
В учении Локка, таким образом, речь идет не только о договорном происхождении государства, но и о до-говорно обусловленном характере его сущности и деятельности, а также о договорной форме установления гражданства применительно к каждому отдельному человеку. Такая концепция договорных отношений между народом в целом и индивидами, с одной стороны, и государством в целом и отдельными государственными властями - с другой, предполагает взаимные права и обязанности договаривающихся сторон, а не одностороннее абсолютное право у государства и безусловную обязанность у подданных, как это имеет место в гоббсов-ской интерпретации договорной теории учреждения государства.
Политико-правовое учение Локка пронизано идеей неотчуждаемости и неотменяемости основных естественных прав и свобод человека в гражданском состоянии. Абсолютную монархию и любую иную разновидность абсолютной власти, которые неизбежно предполагают изначальное бесправие подданных и октроированный характер предоставляемых им по усмотрению самих властей ограниченных прав и свобод, Локк вообще не считает формой гражданского правления и государственного устройства. Абсолютная, деспотическая власть, ввергающая людей в рабство, хуже естественного состояния с его, пускай и недостаточно гарантированными, равными правами и свободами всех.
Подчеркивая необходимость свободы от абсолютной власти, Локк замечает, что без такой свободы жизнь и безопасность человека ставятся под угрозу.
Проблема свободы отдельного человека и подданных в целом занимает ключевое место во всем политико-пра-
1М Там же, с. 68.
вовом учении Локка. Причем, как это отчетливо видно из сказанного, Локк не просто декларирует желательность такой свободы, но и стремится теоретически обосновать ее необходимость и конструктивно конкретизировать пути и формы ее обеспечения в своих концепциях неотчуждаемых и не прекращающих своего действия естественных прав, общественного договора об учреждении государства, индивидуального согласия на членство в данном государстве, целей и пределов государственных полномочий, разделения властей, правомерности сопротивления незаконным действиям властей и т. д.
Весь этот комплекс идей и представлений, связанный с локковской трактовкой свободы, лежит в основе также и его правононимания. Большое достоинство учения Локка состоит в уяснении необходимой внутренней связи между свободой и правом, свободой и законом (естественным и гражданским). Отвергая понимание свободы как произвольного усмотрения и несвязанности никаким законом, Локк связывает свободу с законом (природы и государства) и рамками законности, наделяя тем самым понятия закона и законности необходимой и определенной ценностно-содержательной характеристикой.
Локк отвергает представления о свободе и законе как противоположных, несовместимых и взаимоисключающих явлениях, обоснованию чего много усилий посвятил Гоббс. Отвергая подобные представления, Локк замечает: «Несмотря на всевозможные лжетолкования, целью закона является не уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы. Ведь во всех состояниях живых существ, способных иметь законы, там, где нет законов, там нет и свободы» 123.
Естественная свобода, согласно Локку, «заключается в том, чтобы не быть ничем связанным, кроме закона природы»т. В гражданском состоянии эта свобода не уничтожается, а лишь модифицируется и конкретизируется, приобретая необходимую определенность, общезначимость. Такое видоизменение свободы обусловлено конкретизацией положений закона природы в гражданских законах и связанными с гражданским состоянием изменениями в средствах защиты требований закона. В целом свои представления о свободе и законе в государственном
123 Там же, с. 34. "* Там же, с, 17.
состоянии Локк удачно резюмирует следующим образом; «Свобода людей, находящихся под властью правительства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем; это - свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека» |25.
Гарантировапность свободы в государственном состоянии, по Локку, обеспечивается наличием определенного и общего для всех гражданского закона, компетентного и беспристрастного провосудия и, наконец, властной публичной силы, способной претворять в жизнь справедливые судебные решения.
Законы, издаваемые в государстве верховной (законодательной) властью, должны, согласно учению Локка, соответствовать велениям естественного закона (закона природы), предусмотренным им прирожденным и неот -чуждаемым правам и свободам человека. Такое соответствие гражданского закона закону природному, учет в первом требований второго, выступает в качестве критерия верности и справедливости устанавливаемого в государстве закона.
Отсюда вытекает ряд требований к самому законодателю, которые очерчивают границы его компетенции. «Закон природы,- подчеркивает он,- выступает как вечное руководство для всех людей, для законодателей в такой же степени, как и для других. Те законы, которые они создают для направления действий других людей, должны, так же как и их собственные действия и действия других людей, соответствовать закону природы, т. е. божьей воле, проявлением которой он является» i2S.
Общеобязательность гражданского закона, в том числе и для всех государственных властей, проистекает из того, что закон, согласно Локку, выражает «волю общества»т. Должностные лица (вплоть до короля), действуя в качестве официальных представителей общества, обладают лить той волей и властью, которая представлена в закопе. Когда же деятельность короля определяется
его личной волей, она перестает быть представительством общественной воли, превращается в действия частного лица и теряет свой обязательный характер, поскольку «члены общества обязаны повиноваться только воле общества» 128. Ни для одного человека, подчеркивает Локк, не может быть сделано исключение из законов данного общества. Локк верно отмечает, что подобное исключение поставило бы то или иное частное лицо, а тем более носителя государственной власти в естественное состояние, в состояние войны против народа, тогда как все остальные продолжают руководствоваться правилами гражданского состояния. Эти рассуждения Локка направлены против учения Гоббса, по которому государственная власть носит надзаконный характер и по существу обладает по отношению к подданным естественными правами («правом войны»).
Законодательная власть является верховной среди других государственных властей, по отношению же к обществу в целом она «представляет собой лишь доверенную власть, которая должна действовать ради определенной цели»129. Когда же законодательная власть действует вопреки оказанному ей доверию, народ вправе использовать остающуюся у него «верховную власть отстранять или изменять состав законодательного органа» 13°. Здесь, как и в праве народа на восстание, отчетливо проявляется присущая локковскому политико-правовому учению идея неотчуждаемого (в пользу государства) народного суверенитета, получившая у Руссо свою дальнейшую разработку и развитие.
Во всех формах правления, подчеркивает Локк, полномочия, данные обществом, а также закон бога и природы установили для законодательной власти определенные пределы. Так, в силу неотчуждаемости естественных прав человека законодатель не может лишать человека без его согласия его собственности. По смыслу общественного договора, предусматривающего, в частности, такую гарантию против деспотизма, как разделение властей, законодательная власть «не может передавать право издавать законы в чьи-либо другие руки», «не может брать на себя право повелевать посредством произвольных деспотических указов, наоборот, она обязана отправлять пра-
128 Там же.
129 Там же, с. 85.
130 Там же, с. 86.
восуДие й определить права подданного посредством провозглашенных постоянных законов и известных, уполномоченных на то судей» т.
«Постоянные законы», о которых говорит Локк, играют роль исходного и основного по существу конституционного позитивно-правового источника для текущего законодательства. И обязанность законодателя руководствоваться в своей деятельности положениями этих «постоянных законов» является существенной юридической гарантией отстаиваемой Локком законности вообще, законности в законодательной деятельности в особенности.
В целом Локк, в отличие от сторонников ограниченной законности, законности против подданных (Гоббс, Спиноза и др.), довольно последовательно развивает и отстаивает концепцию всеобщей и полной законности, требования которой распространяются на всех без исключения - как на подданных, так и на государственные власти.
Резюмируя смысл подхода Локка к проблеме соотношения права и закона, можно сказать, что в его учении формально-правовые характеристики гражданского закона (т. е. позитивного права) опираются на его содержательные характеристики и являются их конкретизацией в юридико-технической плоскости. Основной (идеальный) замысел Локка состоит в достижении того, чтобы гражданский закон воплотил в себе требования естественного закона, придав им необходимую определенность и обеспечив их публично-властной защитой. Локк, следовательно, стремится обеспечить действие закона природы и неотчуждаемых прав и свобод человека опосредованно - именно через гражданские законы. В случае такого соответствия естественного и гражданского законов (опосредования содержания первого в форме второго и адекватности данной формы своему содержанию) веления и правила естественного закона становятся содержанием гражданского закона, поглощаются им. Здесь мы имеем дело с искомой (идеальной) конструкцией правового закона. Там же, где нет такого соответствия гражданского закона закону естественному, непрекращающееся никогда действие последнего также и в гражданском состоянии носит уже непосредственный характер, определяя деспотичность (несправедливость, неправомерность и незаконность) произ-
131 Там же, с. 81-82.
йольных (противоречащих естественному закону й общественному договору) законов и правомерность сопротивления незаконным действиям государственных властей вплоть до народного восстания и учреждения новой формы правления.
Положения Локка о соотношении естественного и гражданского законов, о неотчуждаемых правах и свободах человека, о взаимосвязи свободы и закона, о праве парода на восстание, разделении властей и т. д. сыграли значительную роль в последующей истории политико-правовой мысли, особенно в плане формирования и развития буржуазного либерализма и индивидуализма. Заметное влияние они оказали на воззрения ведущих французских просветителей (Монтескье, Вольтера, Руссо) и деятелей американской революции XVIII в. (Джефферсо-на, Мэдисона, Франклина и др.).
«Взгляды Локка,- отмечал К. Маркс,- имеют тем более важное значение, что он является классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному...» 13г