Токио - это город, который в любом случае хотят в первую очередь осмотреть все, приезжающие в Японию. Огромный мегаполис, с населением 12 миллионов человек, он является одним из самых молодых среди всех крупных японских городов.

Вид на центр Токио и Токийский залив

Археологические раскопки свидетельствуют, что место, где сейчас расположена столица Японии, было заселено древними племенами еще в каменном веке. Ранние обитатели периода Дзёмон (10 000 лет до н.э.) были рыбаками, охотниками, земледельцами. Эту долину изобилия поглотил теперь огромный город на берегу токийского залива.

К 300 г. Япония являла собой уже более-менее единую нацию. Основная жизнь концентрировалась в регионе Кансай, где в настоящее время находятся города Киото, Нара, Осака. Восточный регион Канто оставался далекой тихой заводью, забытой богами и людьми. Лишь в 12 веке на этом месте была постороена небольшая деревня Эдо. Люди, проживавшие в этих местах, занимались в основном рыбной ловлей, жили фактически натуральным хозяйством.


Мостик через внешний ров императорской резиденции

В 1457 году на том месте, где сейчас находится Восточный сад императорского дворца, Ота Докан начал строительство замка на месте старого форта у небольшой бухты Хибия. Через десять лет на улицах столичного города Киото бушевала опустошительная война Онин. Многие аристократы покинули столицу и нашли убежище в дальних восточных владениях Докана. Уже тогда были созданы все предпосылки для превращения бедной деревни Эдо в город, но Ота Докан был убит, и его вклад в развитие региона пропал впустую.

В 1543 году португальские миссионеры и торговцы впервые ступили на японскую землю. К тому времени феодальные лорды (даймё) превратили страну в «лоскутное одеяло» независимых провинций. Один из наиболее могущественных даймё, Ода Нобунага из провинции Chubu, где сейчас находится город Нагоя, быстро понял, что португальцы могут послужить его амбициозным планам в борьбе за власть. Новую религию - христианство можно было использовать в борьбе против власти буддийских монахов, кроме того, Нобунага нашел широкое применение огнестрельному оружию, которое португальцы привезли с собой. В 1581 году Ода был убит, однако к тому времени он успел объединить под своим влиянием бОльшую часть центральной Японии.


Центральный квартал Маруноути

Дело Нобунаги продолжил Тоётоми Хидэёси, однако он смотрел не так благосклонно на распространение христианства, организовав гонение на его представителей.

Власть Тоётоми попытался оспорить Токугава Иэясу, который был сыном даёмё, служившего клану Ода, однако, после неудачной попытки, заключил с Тоётоми перемирие, за что получил восемь провинций в восточном регионе, в том числе – весь регион Канто с местечком Эдо. Тоётоми пытался таким образом ослабить влияние Токугава, отлучив его от родных земель провинции Chubu, однако Токугава воспринял этот подарок как возможность упрочить свое могущество и решил превратить Эдо в настоящий город.


Сторожевая башня императорской резиденции

После смерти Тоётоми Хидэёси в 1598 году, власть перешла к его сыну, Тоётоми Хидэёри. Токугава, свегнув наследника и его приверженцев в легендарной битве при Секигахара в 1600 году, захватил реальную власть. В 1603 году император присвоил ему звание сёгуна (военного правителя). Токугава выбрал Эдо в качестве своей столицы, начав двухсотпятидесятилетнюю историю правления клана Токугава, известную в истории Японии как "период Эдо" (1603-1868).

При сёгунах Токугава, Эдо развивался невиданными темпами. Замок Edo-jo, строительство которого полностью завершилось в 1637 году, еще при жизни Иэясу стал самым большим в мире замком. Токугава захватили власть в стране всерьез и надолго. Однако, они хотели быть полностью уверенными в том, что ни один даймё (так называли богатых князей-феодалов того времени) в отдаленной провинции не сможет укрепиться и разбогатеть настолько, чтобы узурпировать власть. Ведь так в свое время и поступил сам Токугава Иэясу. Была установлена ситема sankin kotai, согласно которой, каждому даймё предписывалось проживать в Эдо определенное количество месяцев в году "на глазах" у сёгуна. Дальше-больше. Когда феодал уезжал в свою провинцию приводить в порядок личные дела, он обязан был оставить свою семью в столице, фактически в заложниках.


В Асакусе цветет сакура...

В 17 столетии в Японии было 270 даймё, каждый держал несколько домов в Эдо для членов семьи и свиты, богатые дома дополнялись тщательно разработанными и необыкновенно дорогими пейзажными садиками. Естественно, тратя огромное количество времени и денег на путешествия туда и обратно, на содержание роскошных резиденций и в провинции, и в Эдо, даймё трудно было замыслить что-то против сёгуна.

Для удовлетворения потребностей всей этой толпы князей, самураев, их слуг во главе с сёгуном, в новую столицу устремились торговцы и ремесленники со всей Японии. Чтобы их всех расселить, срывались холмы, и этой землей засыпали болотистые участки, образуя то, что сейчас называется Гинза (Ginza), Симбаси (Shimbashi) и Нихомбаси (Nihombashi). К 1787 году население возросло до 1.3 млн человек, и Эдо стал одним из крупнейших городов на Земле.


Район элетроники Акихабара

Правительство сёгуната считало опасным распространение "свободных" идей, идущих с Запада, и в первую очередь - христианства. Кроме того, международная торговля была способна безконтрольно обогатить некоторых даймё . В 1633 году сёгунат Токугава принял политику полной изоляции, захлопнув двери страны для внешнего мира более чем на 200 лет. Иностранцам было запрещено въезжать в страну, а японцам - покидать ее. Того, кто нарушал это постановление, ждала смертная казнь. Единственным исключением была колония находящихся под жестким контролем китайских торговцев в Нагасаки, и горстка голландцев, для которых выделили маленькую торговую точку на крошечном острове в Нагасаки.


Сложная система железнодорожных путей

Период Эдо (1603-1867) отличался политической стабильностью, страна полностью контролировалась сёгунатом. Японское общество было разделено на четыре класса: самураи, фермеры, ремесленники и торговцы. Манера одеваться, кварталы для проживания и даже обороты речи были строго регламентированы, а переходы из класса в класс – запрещены.

Город был разделен на две части: Верхний город (Yamanote) и Нижний город (Shitamachi). В Yamanote, что в переводе означает «рука гор», селились богатые даймё и их самураи, тогда как низшие слои общества, к которым относились купцы и ремесленники, заселяли «нижний город» Shitamachi.
Жители Shitamachi и соседних кварталов обитали в грязных, нищих, тесно прижатых друг к другу фанерных постройках с земляными полами. Поскольку Эдо в основном был деревянным, стоит ли говорить, что пожары, которые местные жители с горькой иронией называли Edo-no-hana (цветы Эдо), были постоянной угрозой. Фактически, трудно было найти человека, кто не потерял бы свой дом несколько раз в течение своей жизни. За период 1603-1867 почти 100 крупных пожаров прошло по городу, не считая бесчисленного множества локальных возгораний. Один из самых трагических пожаров случился в 1657 году после трехмесячной жары без единого дождя. Подхваченное сильным ветром, пламя поглощало один за другим деревянные строения с соломенными крышами. Пожар бушевал три дня и уничтожил три четверти города. Тогда погибло более 100 000 человек.


Вид на современный Токио из старинного парка

Несмотря на свое незавидное социальное положение, благосостояние торговцев неуклонно росло. Им было запрещено выставлять свое богатство напоказ, приобщаться к жизненным радостям, доступным только самураям. В частности, они не имели права пользоваться услугами гейш. Однако, деньги нужно было куда-то тратить. Стали появляться новые виды предметов роскоши и новые развлечения. Очень быстро приобрел необычайную популярность театр Кабуки, появился новый вид живописи на деревянных дощечках, гравюры Ukiyo-e, дорогая посуда из фарфора, шелковая парча для роскошных кимоно, лакированные изделия - все это было поднято до уровня возвышенного искусства.


Узкие улочки с маленькими ресторанчиками напоминают старый Эдо

Одной из отличительных черт того времени были кварталы развлечений, где самураи могли найти запрещенные в Yamanote вино и женщин. Наиболее легендарным районом был квартал Yoshiwara, к северо-востоку от нанышнего района Асакуса (Asakusa). Здесь богачи проводили время с прекрасными куртизанками. В период Эдо проституция была легализована и, как и все остальное в феодальной Японии, строго контролируема сёгунатом Токугава. Кварталы "красных фонарей" возникали в различных районах Эдо, но ни один не мог конкурировать с Yoshiwara. Открытый в 1657 году посреди рисовых полей, далеко за городскими воротами, Yoshiwara был настоящей "фабрикой развлечений": здесь работало около 3 000 куртизанок. Говорят, они были настолько искуссны, что мужчины оставались с ними на несколько дней и, потеряв голову, нередко оставляли здесь целые состояния.


В Асакусе: торговые ряды Накамисэ и храм Сенсодзи

Многие из этих женщин, как например знаменитая куртизанка по имени Tayu, были прекрасны в своих роскошных одеяниях, весивших около 20 кг, включая огромный "оби" (пояс), завязанный спереди. Конечно, не все из них добровольно вступали на этот путь в надежде обогатиться: многие были проданы в публичные дома в раннем возрасте. Чтобы предотвратить бегство этих несчастных, район окружал ров с водой, и попасть туда или уйти оттуда можно было только через охраняемые ворота. Куртизанкам разрешалось выходить за пределы района только один раз в год во время осеннего фестиваля. Эти "узницы" были освобождены только в 1900 году. Сам район Ёсивара прекратил свое существование в 1957 году, когда проституция в стране была запрещена.

Другой особенностью Эдо, оставившей свой след в сегодняшнем Токио, было деление большого города на районы «machi» по профессиональной принадлежности. Даже сегодня возможно наткнуться на небольшие анклавы, имеющие определенную специализацию. Наиболее известные из них – это Jimbocho, квартал книжных магазинов; Kappabashi, продающий кухонную утварь, и Akihabara, где ныне продается электроника и комиксы манга, а ранее этот район являлся местом мелкой розничной торговли и перевалочным грузовым пунктом.

К середине 19-го столетия стало ясно, что феодальная система себя изжила. Экономическая власть к тому времени была сосредоточена в руках торговцев, постепенно деньги все больше входили в оборот, наряду с рисом. Многие самурайские кланы разорялись и были недовольны политикой сёгуната.


Историческое здание токийского железнодорожного вокзала

Для превращения Эдо из средневекового города в столицу мирового класса требовался толчок извне. Этот толчок пришел в 1854 году с американской «черной эскадрой» под командованием Метью Перри (Matthew Perry). Эта военная экспедиция прибыла в Edo-wan (токийский залив) от имени президента Соединенных Штатов с требованием открыть Японию для международной торговли после многовековой изоляции. Вскоре за американцами последовали другие западные страны. Западнам влиянием воспользовались силы, недовольные режимом династии Токугава. В 1868 году 15-й сёгун династиии Токугава вынужденно отрекся от власти в пользу императора Муцухито (Мэйдзи). Новое правительство Мэйдзи перенесло столицу из Киото в замок Эдо, перемеиновав город в Токио (Восточная столица).

Это событие получило название Реставрации Мэйдзи, поскольку власть опять перешла от военных к императору, и страна получила опять единую столицу. Император Муцухито полностью поменял политику государства, приветствуя экспорт идей и технологий с Запада.


Свадьба в синтоистском святилище Мейдзи

Реставрацию Мэйдзи нельзя назвать мирной передачей власти. В Эдо около 2000 приверженцев режима Токугава пытались оказать сопротивление силам императорской гвардии в короткой битве при Уэно. Сражение имело место в окрестностях живописного храма Kanei-ji, который наряд с Zojo-ji являлся одним из двух семейных храмов рода Токугава.

Слово Мэйдзи означает «просвещенность», и новые правители Японии взяли курс на индустриализацию и милитаризацию общества. За сравнительно короткое время, известное как период Мэйдзи (1868-1911), страна быстро шагнула из феодального общества самураев и крестьян в индустриальное государство. Самураи лишились власти и привилегий, им не разрешалось больше носить мечи. Был создан кабинет правительства во главе с премьер-министром, составлена новая конституция (1889) и избран парламент (Diet). Были построены первые железные дороги (1872). По приглашению правительства в Токио приехало более 10 000 специалистов из Англии, США, Германии, Франции, призванных превратить страну в современное общество.


Сибуя: самый оживленный в мире перекресток

В Токио начался бум модернизации. Менялось все: мода, архитектура, еда, магазины. На время все японское было начисто забыто и отодвинуто в сторону.

В рекордно короткое время Япония одержала первые военные победы над Китаем (1894-95) и Россией (1904-05) и, вступила на путь западных империй с аннексией Тайваня (1895), Кореи (1910) и Микронезии (1914).

Встав на путь национализма, Япония превратила Синто в шовинистическую государственную религию. Буддизм подвергся в то время преследованию со стороны государства, многие бесценные артифакты и храмы были уничтожены.


Уголок традиционной Японии в современном мегаполисе

В период Мэйдзи и последующий период Тайсё (Taisho) изменения, происходившие по всей стране, наиболее заметны были именно в новой столице. Быстрая индустриализация Токио, объединение вокруг зарождающегося огромного индустриально-торгового конгломерата (zaibatsu), привлекали ищущих работу людей со всей Японии, что вело к быстрому росту населения. В 1880-х в Токио появилось электричество. Бывшие грязные кварталы превращались в фешенебельные районы, как например, Гинза, где велось новое для страны строительтво кирпичных зданий. В 1904 г. появился Мицукоси - первый японский универмаг западного образца, а здание универмага в районе Нихонбаси (1914) было названо самым грандиозным зданием к востоку от Суэцкого канала.

Однако, хотя Реставрация Мэйдзи звучала похоронным звоном для бывшего Эдо, впереди было еще два события, стершие оставшиеся следы старого города. В первой половине 20-го столетия Токио дважды был практически полностью разрушен: в 1923 году на город обрушилось мощное землетрясение (около 8 баллов по шкале Рихтера), известное как Великое землетрясение Канто. Еще более страшным, чем сами подземные толчки, был последующий за землетрясением пожар, который длился 40 часов и опустошил город, уничтожив около 300 000 домов. Стихия оставила за собой 142 000 жертв. Мрачные напоминания об этом событии можно увидеть в Мемориальном Музее землетрясения Канто.


Телебашня Скай Три и офис пивной компании Асахи

Восстановление города началось практически немедленно, следуя мудрости, что любой бинес, который не возобновил деятельность в течение трех дней после краха, не имеет будущего.

Второй раз страшное бедствие постигло Токио в конце Второй мировой войны: бомбы союзников стерли половину города с лица земли, убив еще 100 000 человек.

Со времени начала правления императора Хирохито (Сёва тэнно) в 1926 г., японское общество характеризовалось поднимающейся волной националистического пыла. В 1931 г. Япония вторглась в Манчжурию, и в 1937 ступила на путь открытой конфронтации с Китаем. В 1940-м было подписано трехстороннее соглашение с Германией и Италией и сформулирован новый порядок азиатского региона: Великая Восточно-азиатская сфера взаимного процветания. Проект основывался на желании создать «блок азиатских народов, возглавляемый Японией, и свободный от западных держав». 7 декабря 1941 года японцы атаковали Перл Харбор, объявив тем самым войну США - своему принципиальному противнику в азиатско-тихоокеанском регионе.

Несмотря на первоначальные успехи, война повлекла катастрофические последствия для Японии. 18 апреля 1942 года на Токио упали первые бомбы. В ночь с 9 на 10 марта 1944 года город подвергся бесспрецендентному налету, во время которого было уничтожено 2/5 столицы, почти весь район «нижнего города» Shitamachi» превратился в руины. В ту ночь погибло около 80 000 человек. Позднее под бомбами погибли буддийский храм Сенсодзи в Асакусе и синтоистское святилище Мэдзи дзингу. 15 августа 1945 года император Хирохито выступил в историческим заявлением к японскому народу о капитуляции Японии. К этому времени Токио был практически уничтожен.


Любование сакурой в парке Уэно

Восстановление Японской столицы из пепла Второй мировой войны было похоже на чудо. Правда, токийцы опять, как и после Великого землетрясения Канто, не воспользовались возможностью глобальной рекострукции города, чтобы сделать проспекты и улицы более широкими и нарядными, как это произошло, например в Нагое, но строили новые дома на месте старых построек.

Во время оккупации американскими войсками в первые послевоенные годы, Токио напоминал огромный дешевый ночной клуб. Сегодняшние респектабельные районы, такие как Yurakucho, были заполнены так называемыми pan-pan girls (проститутками), а кварталы Икебукуро и Уэно превратились в зоны «черного рынка». Напоминание об этом до сих пор можно встретить на Ameyoko Arcade в Уэно, где и сейчас находится что-то вроде дешевого базара.

Токио восстанавливался невиданными темпеми, особенно это касалось центральных районов. Особой гордостью токийцев явилось проведение летней Олимпиады 1964 года. В период подготовки город охватило невиданное дотоле строительство. Многие японцы рассматривают это время как поворотную точку в истории нации, когда Япония полностью восстановилась после опустошений Второй мировой войны, став полноправным членом современной мировой экономики.


Вид на Токио и Радужный мост с насыпных островов

Строительство и модернизация продолжалась головокружительными темпами в течение 70-х, достигнув своего пика к концу 1980-х г.г., с растущими ценами на недвижимость. Стоимость земли в Токио к тому времени превысила стоимость всех Соединенных Штатов, и японские компании, обогатившиеся на спекуляциях с недвижимостью, принялись скупать многие известные мировые брэнды развлечений, среди которых знаменитое гольфовое поле Pebble Beach Golf Course, Рокфеллеровский центр (Rockefeller Center), киностудия Columbia Pictures. К началу 90-х годов «мыльный пузырь» лопнул, и японская экономика испытала длительный спад на протяжении более 15 лет.

Основная проблема Токио и всей Японии – уменьшение рождаемости и высокая концентрация населения. Согласно опубликованному отчету за 2011 год, рождаемость снова понизилась, упав до минимума со времен Второй мировой войны, причем в столице она даже меньше, чем в среднем по стране. Разница между смертностью и рождаемостью превысила отметку 200 000 человек. , в то же время неуклонно растет процент населения пенсионного возраста, что увеличивает бремя системы социального страхования и пенсионного обеспечения. Как сообщает министерство общенациональных дел Японии, в 2011 году пенсионеры впервые составили 23,3% от всего населения страны. Японцев старше 70 лет насчитывается 21 миллион человек, а жителей старше 80 лет - 8,66 миллиона человек.

Несмотря на имеющиеся трудности, Токио продолжает динамично развиваться. Появляются новые линии метро и новые мегакомплексы, такие как Tokyo Midtown. Современный Токио - это огромный мегаполис из стекла, бетона и стали, как и все крупные города мира, похожий на огромный муравейник. Человек, впервые попавший сюда, невольно теряется в этом каменном лабиринте. И все-таки Токио может быть необыкновенно уютным, если всернуть с запруженных машинами проспектов и оказаться в одном из многочисленных садиков или парков, зажатых тесно прижавшимися друг к другу домами.

Говорят, у Токио нет лица. А может быть, в этом и состоит его привлекательность: он может быть разным, меняясь на каждом шагу. История и современность, традиции и западные новшества здесь живут бок о бок, не мешая, а напротив, дополняя друг друга и делая этот город необыкновенно интересным и своеобразным.

Ваш гид в Японии,
Ирина

Внимание! Перепечатка или копирование материалов сайта возможны только при условии прямой активной ссылки на сайт.

Население города Токио составляет 12.5 миллионов человек. Это столица Японии и центр одноименной префектуры, которая находится на острове Хонсю.

Токио столица Японии

Токио является столицей японского государства, ее административным, торговым и промышленным центром.

Токио на карте Японии

Город Токио видео. Очень красивое.

Краткая история Токио

В 15 столетии на побережье Хонсю была построена крепость Эдо. В 1590 году замок захватил Токугава Иэясу, родоначальник сёгуната Токугава и Эдо получил статус столицы сёгуната, а Киото остался имперской столицей. В 1615 году войска Иэясу разгромили врагов Токугава - род Тоётоми, и благодаря этому род Токугава правил Японией на протяжении трехсот лет. Во времена правления сегуната Эдо стремительно развивался и в 18 веке стал одним из самых больших городов земного шара.

В 19 веке произошла реставрации Мэйдзи, в результате которой сегунат был свергнут, а власть вновь перешла в руки императора. В 1869 году император Муцухито переименовал Эдо, назвав его Токио, и сделал его имперской столицей. В конце 19 столетия кораблестроение и промышленность начали активно развиваться, была проведена железная дорога между Токио, Иокогамой, Кобэ и Осакой.

1-го сентября 1923 года в Токио и близ лежащих районах произошло землетрясение невероятной силы, которое унесло жизни 90 000 человек.

Фото Токио, 1923 г.

В период Второй мировой войны город часто подвергался разрушительным бомбардировкам. В результате воздушной атаки 8 марта 1945 года погибли более 80 000 человек. После капитуляции Японии США оккупировала Токио. Здесь до сих пор располагаются несколько баз американской армии.

Во второй половине 20 века экономика Японии начала бурно развиваться, и в 1966 году стала второй в мире после Америки. Это возрождение получило название «Японское экономическое чудо». В 1964 году в Токио была проведена летняя олимпиада.

Достопримечательности Токио

Музей самурайских мечей

Любителям холодного оружия Японии просто необходимо посетить этот музей, в котором хранятся всевозможные виды оружия и доспехов самураев. Внушительная коллекция включает в себя катаны, вакидзаси, танто, тати и многие другие смертельные, но в то же время прекрасные экспонаты.

Экспонаты музея

Императорский дворец и сад

В центре Токио возвышается замок Императора Японии, который был построен в 16 веке.

Район дворца поделен на две части – западную и восточную. В западной, в саду Фукиагэ, стоит сам замок императора с личными покоями, комнатами для его родственников и служащих. Посетителей сюда не водят. В восточном крыле цветет яркий Восточный сад императорского дворца.

Фото императорский дворец

Телебашня Tokyo Tower

Одной из главных достопримечательностей является токийская телебашня. Жители называют ее токийской Эйфелевой башней. Долгое время она была высочайшей башней в мире. На ней установлены две смотровые площадки, с которых можно любоваться прекрасной панорамой города и Токийского залива.

Фото токийская телебашня

В 2003 году был возведен комплекс зданий Роппонги Хилс, в котором располагаются несколько этажей магазинов, офисы крупнейших компаний, гостиница Hyatt, телевизионная студия, кинотеатр, концертная площадка и бесчисленное количество ресторанов и закусочных.

На верхнем этаже присутствует отличная смотровая площадка, с которой открывается вид на весь Токио.

Чайная церемония в Саду Хаппоен

Если вы посетили Японию, вам обязательно нужно побывать на чайной церемонии. Она длится около получаса и проводится за татами или за столом.

Сад Хаппоен

Центр моды Омоте-сандо и Харадзюку

Проспект Омоте-сандо жители гордо именуют токийскими Елисейскими полями. Здесь находятся филиалы известнейших компаний моды и дизайна. Молодежь любит гулять по этому красивому району и проводить здесь свободное время.

Улица Омоте-сандо

Храм Мейдзи

Император Мейдзи сделал огромный вклад в историю и развитие Японии. На пороге 20 века он смог сделать из отсталой, закрытой от внешнего мира Японии могучую мировую державу. После смерти императора японцы возвели прекрасный храм в честь великого реформатора и его жены.

Фото храм Мэйдзи

Рукотворный остров в Токийском заливе Одайба

Вы можете заказать круизное плавание по реке Сумидагава, через которую перекинуты 13 мостов с уникальной историей. Последним пунктом плавания будет рукотворный остров Одайба. На острове возведены выставочные залы таких крупных компаний как Panasonic и Toyota. Ночью здесь особенно прекрасно – вы можете полюбоваться ночным Токио с бесчисленным количеством огней и красивейшей досторпримечательностью - мостом Rainbow Bridge.

Фото остров Одайба

Гинза – торговый центр Токио

В этом районе располагаются самые лучшие магазины и рестораны Токио. Единственный минус – очень высокие цены.

Рыбный рынок Цукидзи

Цукидзи – самый большой рыбный и овощной рынок страны восходящего солнца, здесь проводятся аукционы, на которых продается тунец. Цена одной туши может достигать десятков тысяч долларов. В 6 часов утра неподалеку от рынка открываются многочисленные суши-бары, в которых можно отведать суши из только что выловленной рыбы.

Токийский рыбный рынок

Жанр статьи - Города Японии

Город Токио (Япония) является столицей государства и одним из крупнейших мегаполисов на нашей планете. Кроме того, он представляет собой главный промышленный, финансовый, политический и культурный центр всего восточного региона. Для любого туриста немыслимым было бы побывать в Японии и не посетить её столицу. Это и неудивительно, ведь, несмотря на её современность, здесь почитаются национальные традиции, берущие своё начало много столетий назад. В данной статье более подробно поговорим о том, где находится Токио, о его истории и достопримечательностях.

Краткая история

Согласно историческим сведениям, появились на сегодняшнем месте расположения города ещё в каменном веке. Однако свою большую значимость он получил значительно позже. В средине двенадцатого века нынешняя столица Японии представляла собой небольшую рыбацкую деревню, что называлась Эдо. В 1590 году сёгун по имени Токугава Иэясу сделал её столицей сёгуната и начал создавать здесь долговременные институты управления. Начиная с этого времени город стал активно развиваться, а уже в восемнадцатом веке превратился в один из крупнейших не только в Японии, но и во всём мире.

Своё нынешнее наименования Токио получил в 1869 году, после того, как император Муцухито перенёс сюда столицу государства из Киото. В девятнадцатом веке очень высокими темпами здесь развивалась промышленность и судостроение. В 1872 году была проложена первая железная дорога, соединившая японскую столицу с её пригородом - Йокогамой.

За всю историю существования города местность, где находится Токио, дважды страдала от катастроф. В первый раз это произошло в 1923 году. Тогда под воздействием сильнейшего землетрясения (9 баллов) почти половина мегаполиса сгорела. Погибло более 90 тысяч местных жителей.

Во второй раз город сильно пострадал в результате его массированной бомбардировки 8 марта 1945 года. Она унесла жизни 80 тысяч человек. Как бы там ни было, в обоих случаях Токио отстраивался и продолжал развиваться. Не помешала этому и временная его оккупация после Второй мировой войны.

Географическое положение

Говоря о том, где находится Токио, прежде всего необходимо отметить, что в связи с географической спецификой административные городские границы охватывают не только материковые районы, но и две цепи архипелагов, что тянутся за несколько сотен километров. Основная часть мегаполиса лежит на северо-западной части Токийского залива, на Территория города в большей мере представляет собой равнину Канто. Что касается географических координат, то официально для японской столицы они составляют 35 градусов 41 минута северной широты и 139 градусов 36 минут восточной долготы.

Следует отметить, что на материковой части города сосредоточены все значимые административные, политические, финансовые и культурные центры, а также важнейшие транспортные узлы страны, в том числе и международный аэропорт Токио. Площадь мегаполиса составляет чуть более чем 2188 квадратных километров.

Климат

Токио находится под воздействием с мягкой зимой и жарким сухим летом. Ежегодно здесь в среднем выпадает около 1300 миллиметров осадков. Наибольшее их количество характерно для периода с июня по июль месяц. Средняя температура воздуха летом колеблется в пределах от 18 до 20 градусов тепла. Зимой под действием Тихого океана северные ветра становятся мягче. В это время столбик термометра, как правило, находится на отметке от 3 до 5 градусов ниже нуля.

Снегопады здесь можно назвать единичным явлением. Вместе с этим, как правило, они происходят каждую зиму. Нельзя не отметить и тот факт, что многие учёные называют этот мегаполис ярким подтверждением того, как сильно влияет рост численности населения городов на климат.

Столица в одном из опаснейших регионов планеты. Дело в том, что в южном направлении от него находится стык сразу четырёх Все они пребывают в постоянном движении, в связи с чем здесь часто происходят землетрясения. О самом разрушительном из них речь шла ранее. Довольно нередкое явление - тайфуны, однако они, как правило, не имеют столь существенных последствий.

Административное устройство

Главный город Японии считается одной из префектур, а точнее - столичным округом, что состоит из 62 административных единиц. Когда речь идёт о Токио, то обычно подразумевается 23 района, что в период с 1889 по 1943 год являлись едиными. По состоянию на сегодняшний день все они по статусу приравниваются к городам (у каждого есть мер и городской совет).

Правительство столицы возглавляет губернатор, которого жители выбирают на всеобщем голосовании. Муниципальным центром города является штаб-квартира, что расположена в Синдзюку. Помимо всего прочего, на территории мегаполиса находится и государственное правительство Японии.

Строительные особенности

Имея в виду то, где находится Токио, его жители вынуждены сооружать здания, которые были бы сейсмически безопасными. Строительное законодательство страны обязывает компании, занятые в этой применять современные технологии, что позволяют уменьшить до минимума последствия подземных толчков. В связи с этим такое понятие, как квартальное строительство, в японской столице отсутствует. Все здания здесь из соображений безопасности расположены на определённом расстоянии друг от друга. Городские улицы спроектированы таким образом, что в случае разрушения дома опираются на стены соседних сооружений.

Большой муравейник

Токио - город, который зачастую называют «большим муравейником». Дело в том, что тысячи домов, зданий и сооружений возведены здесь вдоль узеньких улочек. Два автомобиля могут разминуться на большинстве из них с трудом. Кварталы с крупными торговыми центрами и небоскрёбами сильно контрастируют с ними. Помимо всего прочего, мегаполис окутан сетью проводов, рельсов и автомобильных дорог. Если на главных его улицах в основном находятся здания, возведённые в европейском стиле, то на более отдалённых - густо настроенные, в основном двухэтажные домики.

Японцы стараются использовать с максимальной выгодой каждый кусочек земли в Токио. Цены на неё здесь являются просто астрономическими. Главная причина этого связана с острой нехваткой свободного пространства. Как результат, правительство страны вынуждено постепенно засыпать море. Таким образом создаются искусственные острова, на которых возводятся не только жилые кварталы, но даже аэропорты, фабрики, торговые центры, парки и другие объекты. Согласно ориентировочным подсчётам, к концу 2015 года численность населения в Токийской агломерации достигнет отметки в 29 миллионов человек.

Транспорт

Городской транспорт в японской столице работает безупречно. Местные пригородные поезда и метро курсируют до поздней ночи и являются самым быстрым видом сообщения. Большинство из работающих в мегаполисе людей, которые обитают в его пригородах и на окраинах, паркуют свои автомобили возле ближайшей станции и пересаживаются на поезда.

Нельзя не отметить и аэропорт Токио «Ханеда», пассажирооборот которого составляет в среднем 41 миллион человек в год. По величине он занимает шестое место на планете. С целью его разгрузки в 60 километрах от черты города были возведены ещё одни воздушные врата - «Нарита». Добраться с этого аэропорта в Токио можно очень быстро, используя скоростной поезд «Синканцен».

Помимо всего прочего, японская столица является также крупнейшим в государстве судоходным узлом. С целью обеспечения морским кораблям возможности заходить в Токио, в его пригороде Йокогаме был возведён современный порт, соединённый с ним углублённым водным каналом. Среднегодовой оборот товаров здесь составляет около 124 миллионов тонн.

Достопримечательности

Местным культурным наследием гордится вся Япония. Достопримечательности Токио ежегодно привлекают к себе миллионы туристов со всех уголков планеты. Довольно популярными среди путешественников считаются и местные национальные парки (особенно Роща Мэйдзи, Огасавара и Уэно).

Как бы там ни было, одним из наиболее значимых мест здесь считается Императорский дворец с садом, что находится в самом сердце мегаполиса. Первые его строения датируются ещё шестнадцатым веком. Они сохранились даже после многочисленных сильных землетрясений. Общая площадь сооружений с учётом садов составляет около 7,5 квадратных километров. Внутри комплекса расположена императорская резиденция.

В парке Сиба находится

Расположен в юго-восточной части Тихоокеанского побережья острова Хонсю, на равнине Канто, при впадении рек Эдогава, Аракава, Сумида, Тама в Токийский залив. Столичная префектура Токио (Большой Токио) – высокоурбанизированная территория общей площадью 2187 кв. км. В ее административные границы входят собственно Токио (615,8 кв. км, 23 административных района), 26 других городов, 24 поселка городского или сельского типа (расположенных в т. ч. на островах Идзу и Огасавара). Столичная префектура и прилегающие к ней префектуры Канагава, Тиба, Сайтама образуют так называемую Токийскую агломерацию, или Столичный район (Сютокэн). Вместе с Йокогогамой он образует крупнейший мировой мегаполис Токио-Йокогама.

Транспортные узлы. Аэропорты.

Токио – основной транспортный узел страны.К нему сходятся линии скоростных железных дорог и скоростные автострады, для которых через кварталы с плотной застройкой проложены путепроводы со сложными многоярусными развязками. Токийский порт – один из важнейших центров морских перевозок (по объему товарооборота – второй в Японии после Йокогамы). В Токио два аэропорта, но они принадлежат к числу крупнейших и самых современных в мире. Аэропорт Нарита находится в 80 км к северо-востоку от Токио и принимает международные рейсы. аэропорт Ханеда находится на берегу Токийского залива, в 14 км от центра города, и специализируется на внутренних перевозках. Оба аэропорта связаны железной дорогой с Главным вокзалом в центре Токио. На этот вокзал приходят скоростные поезда Shinkansen и поезда-экспрессы, идущие по линии Токайдо (Нагоя, Киото, Кобе, Осака, Хиросима, остров Кюсю). Поезда, идущие по линии Тохоку (Сендай и Мориока), прибывают на вокзал Уэно к северу от Главного вокзала Токио. Сюда же прибывают поезда из Ниигаты. Поезда в Японские Альпы (Мацумото) отправляются с вокзала Шинджуку. Железнодорожное сообщение играет важную роль и для связи различных частей Токийского мегаполиса, пронизанного разветвленной сетью линий метрополитена, наземных электропоездов и монорельса. Ежедневно услугами транспортной системы пользуются более 25 млн. чел. Поезда каждой линии железной дороги в Токио имеют свой цвет. Линия Яманоте (зеленая или серебряная с зелеными полосами) – это кольцо в 35 км вокруг центральной части города. Поезд делает круг за час, проезжая 29 остановок, среди которых важные транспортные узлы города (Юракучо, Шинбаши, Шинагава, Хибия, Шинджуку, Уэно). Линия Чуо – оранжевая – идет с востока на запад Токио в пригород Такао. Днем поезда идут через центр города почти без остановок. Центр города обслуживает линия Собу (желтая). Линия Кейхин Тохоку (голубая) идет с севера (района Омийа в префектуре Сайтама) на юг (район Офуна в префектуре Канагава).

История.

Город обязан своим первоначальным названием рыбацкой деревушке Эдо (японск. – «вход в залив»). В 1457 Ота Докан, правитель области Канто, построил здесь замок Эдо. В 1590 им завладел Иэясу Токугава, основатель могущественной династии сёгунов. Хотя столицей империи оставался Киото, Эдо сделался резиденцией Токугава, а в 18 в. – одним из крупнейших и самых населенных городов мира. После реставрации («революции») Мэйдзи император Мацухито перенес сюда свою столицу (1868), дав городу его нынешнее название -Токио – «Восточная столица». Во второй половине 19 в. здесь активно развивалась шёлковая, лаковая, фаянсовая и эмалевая промышленность, а с конца 19 в. – машиностроение и судостроение. В 1872 построена железная дорога Токио – Йокогама, а в 1877– Кобе – Осака – Токио. 1 сентября 1923 Токио пережил страшное землетрясение (7,9 балла по шкале Рихтера), которое стерло половину города с лица земли. Его жертвами стали более 90 тыс. человек. Вскоре был принят план реконструкции. Город стал подниматься из руин. Но в годы Второй мировой войны он вновь подвергся катастрофическим разрушениям. В середине 20 в. экономика страны стала стремительно возрождаться («экономическое чудо»), в 1966 вышла на второе (после американской) место в мире. В 1964 в городе успешно прошли летние Олимпийские игры. Мощный приток рабочей силы из сельских районов (1970-е) создал одну из важнейших предпосылок роста. В 80-х Токио один из самых динамично развивающихся городов мира.

Промышленность.

До 1960-х в Токио были сосредоточены многие предприятия обрабатывающей промышленности.В настоящее время большинство из них вынесены за городскую черту. В экономической жизни города все возрастающую роль играют управленческие, торгово-распределительные и научно-информационные направления. В Токио находятся головные офисы крупнейших финансово-промышленных компаний (Мицуи, Мицубиси, Сумимото и др.), других частных, полугосударственных и государственных групп, главных банков (Японский банк, Банк развития, Импортно-экспортный банк, Центральный банк Японии и др.), а также представительства иностранных монополий. Большая часть управленческих учреждений размещается в районах Маруноути, Отемати, Нихонбаси. Токио – один важнейших финансовых центров мира. По объему финансовых операций Токийская фондовая биржа сравнима со знаменитыми фондовыми биржами Нью-Йорка и Лондона. Большой Токио остается центром одной из крупнейших индустриальных урбанизированных зон (Кэйхин), на долю которой приходится 22% промышленного производства страны. Здесь сосредоточена значительная часть машиностроения Японии. Машиностроение и металлообработка специализируются на изготовлении сложных и точных машин, приборов, электротехнического и электронного оборудования и аппаратуры, оптико-механических изделий, авто- и авиастроении, судостроении, производстве железнодорожного оборудования и подвижного состава, станкостроении, дорожном машиностроении и др. видах машиностроения. Развита металлургия. В химической промышленности преобладают отрасли тонкой химической технологии: производство медикаментов, косметических изделий, фотохимикалиев, лаков и красок, в частности типографских; нефтепереработка и нефтехимия (химия волокна, пластмассы и др.). Разнообразная пищевая промышленность (пивоварение, мукомольная, рыбоконсервная и многие др. отрасли), перерабатывающая главным образом привозное сырье. Многочисленные отрасли легкой промышленности (текстильная, швейная, кожная, керамическая, мебельная, производство ювелирных изделий, сувениров и др.). Большинство промышленных предприятий – мелкие и средние с числом занятых до 300 чел. Промышленные предприятия размещаются большей частью по берегам р. Аракава – в районах Кото, Дзехоку, Дзенан, Кита и др. На территории собственно Токио новое промышленное строительство почти не ведется, главным образом ввиду высоких цен на землю и дороговизны необходимых мероприятий по борьбе с загрязнением окружающей среды.

Метрополитен.

История токийского метро берет начало 30 декабря 1927: в этот день частная компания, именовавшаяся тогда «Токио тика тэцудо» («Токийская подземная железная дорога»), открыла первую линию подземки между столичными станциями «Уэно» и «Асакуса» протяженностью всего 2,2 км. Ныне в Токио функционирует 12 линий метро общей протяженностью более 230 км. Эти разветвленные линии замысловатой сеткой покрывают карту столицы. Каждая линия имеет свой цвет. Указатели на двух языках при входе на станцию и поезда обозначены цветом своей линии. Метро в Токио строится и эксплуатируется частными компаниями и городскими властями; поэтому здесь существуют и частные, и муниципальные линии; зачастую на достаточно больших отрезках линии идут почти параллельно друг другу. Станции оборудуются множеством выходов (на крупных станциях их может быть 15–20) и переходов. Метрополитен довольно плотно интегрирован в общую транспортную сеть столицы. В пределах одной станции, перейдя на другую платформу, можно пересесть на городскую электричку или даже на поезд дальнего следования.

Научные учреждения.

В Токио расположены свыше 50 государственных, муниципальных и частных университетов и колледжей, в т.ч. такие престижные, как государственный Токийский университет («Токио дайгаку», или сокращенно – «Тодай») или частные университеты Васэда и Кэйо. Здесь же находятся Японская академия наук, Японская академия искусств, свыше 100 научно-исследовательских институтов, лабораторий и центров при университетах, около 40 – при министерствах и ведомствах, в том числе Национальная аэрокосмическая лаборатория, Национальный онкологический центр, Национальный исследовательский центр защиты от стихийных бедствий, научно-исследовательские институты здравоохранения, гигиены, природных ресурсов, проблем народонаселения и др. Крупнейшие библиотеки: Национальная парламентская библиотека, библиотеки университетов.

Культура.

В городе 400 картинных галерей, а также несколько десятков государственных, муниципальных и иных музеев, среди которых особенно интересны Токийский национальный музей, Музей истории Эдо-Токио, Музей Окура Сюкокан, Музей Нэдзу, Национальный музей науки, Национальный музей западного искусства, Национальный музей современного искусства, Музей Бриджстоун, Музей народных ремесел, Музей каллиграфии, Музей Ота с экспозицией японской гравюры «укиио-э», Музей мечей, Музей Фудзи, Музей реки Сумида. В числе небольших, подчас необычных музеев – Музей очков, Музей зажигалок, Музей сумок, Музей велосипедов, Музей водопровода. Театры: Национальный театр Но; Национальный театр; Новый национальный театр; Театр «Кабукидза»; Энгей Холл. Концертные залы: «Уэно бунка кайкан», «Нитигакидзё» (для эстрадных выступлений), «Кокусай гэкидзё», «Косэйненкин кайкан», «Тоёко хору»; огромный зал Японской радиовещательной корпорации (NHK), знаменитый концертами классической музыки.

Архитектура.

Пережитые в 20 в. гигантские разрушения и «экономическое чудо» сделали Токио полигоном архитектурных экспериментов, определили его нынешний футуристический облик. Его формируют десятки небоскребов (административных зданий и гостиниц), в тени которых прячутся узкие улочки без названий и чудом сохранившиеся крошечные домики. Городские кварталы объединяют не традиционные оси, а громоздкие многоуровневые путепроводы, пронизывающие Токио во всех направлениях. Редкий пример старинного архитектурного ансамбля – квартал Асакуса с его храмовым комплексом Сэнсодзи, главный зал и пагода которого – лишь копии построек, уничтоженных в 1945 в результате американской бомбардировки. Исторический центр – район Нихонбаси, где находится окруженный парком императорский дворец (построен около 1600, перестраивался в 19 и 20 вв.). В стиле большинства общественных сооружений конца 19 – начала 20 в. преобладает подражание западным образцам (дворец Акасака, 1909, архитектор О.Катаяма; Парламент, 1915–1936, архитектор Т.Охама и др.); однако с 1910-х появились и ранние образцы творческой переработки местных архитектурных традиций в духе современного зодчества (почтамт, 1934, архитекторы Т.Иосида, М.Ямада). Подготовка к Олимпийским играм 1964 придала мощный импульс градостроительным работам. В жилых массивах были проложены современные автострады, построены многочисленные скоростные дороги на эстакадах. В 60–70-е быстрыми темпами развивались новые городские центры (Синдзюку, Икебукуро, Тама), где велось интенсивное высотное и подземное строительство. Реализация широкомасштабных планов реконструкции и развития Токио не изменила общей хаотичности его архитектурного облика. Среди примечательных построек второй половины 20 в. – красная 333-метровая Токийская телебашня (1958); Метрополитен фестиваль холл в парке Уэно (1960–1961, архитектор К.Маекава); Олимпийский спортивный комплекс (1963–1964) собор святой Марии (1964) и, наконец, самое высокое здание Токио – 354-метровый комплекс столичной администрации Сити-холл (1991, архитектор К.Тангэ).

Развлекательно-торговые комплексы.

Любимым местом отдыха токийцев являются парки и скверы, однако их площадь составляет всего около 5 тыс. га. Наиболее известны парк в районе императорского дворца, а также парки Хибия, Мэйдзи, Уэно. Парк Асакуса и прилегающие улицы образуют самый большой район развлечений в Токио. Здесь расположено множество ресторанов, театров, сувенирных магазинов. Гиндза – «витрина» Токио и всей Японии, традиционный торговый и культурный центр с множеством универмагов, кафе, ресторанов, кинотеатров и других мест проведения досуга. Синдзюку – исторически сложившийся район увеселительных заведений. В настоящее время застроен небоскребами, в которых расположены многие ночные клубы. В двух остановках от Главного вокзала расположен квартал компьютерных удовольствий – Акихабара; здесь сосредоточены магазины, торгующие бытовой электротехникой и электроникой (товар на прилавки поступает прямо с заводских конвейеров, минуя посредников). В 1983 в 10 км от центра города открылся Диснейленд (48 га, 7 тематических зон), пользующийся огромной популярностью.

Туризм.

Токио располагает первоклассными музеями и развлекательными комплексами, развитым гостиничным хозяйством, современной транспортной системой и предлагает своим гостям сервис, отвечающий самым высоким мировым стандартам. Однако Токио – самый дорогой город мира. Это обстоятельство, а также языковой барьер, остаются главными препятствиями для развития массового туризма. Хотя число иностранных туристов, посещающих Токио, постоянно увеличивается, его отношение к числу местных жителей намного отстает от показателей основных туристических мекк.

Население.

Численность населения Токийской агломерации (Токио, Чиба, Фунабаши, Кавасаки и Йокогама) достигла в 2003 33 млн. человек, в т.ч. Большого Токио (столичной префектуры) – 12,4 млн. человек (10% населения Японии), из которых население собственно Токио составляет 8,35 млн. человек. Возрастная структура населения: 11,9% – дети до 14 лет (включительно); 70,9% – от 15 до 64 лет; 17,1% – от 65 лет и старше. Наблюдается устойчивая тенденция к повышению доли пожилых людей. Средняя плотность населения Токио – 800–1000 человек на 1 кв. км. По этому показателю японская столица вошла в пятерку самых густонаселенных городов планеты. Число зарегистрированных в Токио иностранцев также достигло максимальной за всю историю отметки в 355 тыс. человек, из которых на первом месте идут китайцы, а за ними следуют корейцы и филиппинцы.

Русское население Токио незначительно и не играет особой роли в его жизни.

В нашем разделе «коротких фактов о странах» обзор об основании Токио – нынешней столицы Японии.

Для начала напомним, что Токио при своем основании, тогда еще как небольшое сельское поселение, именовался Эдо, что значит «Ворота в залив».

Название Эдо распространилось на деревню от наименования небольшого территориального феодального клана Эдо, входившего в свою очередь в большой феодальный клан Тайра. Один из глав клана Эдо Тара Сигенада (Shigenaga), расширил свои владения на юг, возведя в этой деревне в месте впадения реки Сумида в Токийский залив (тогда именовавшийся «внутреннее море», и позднее залив Эдо) в конце XII века самый первый укрепленный форт.

Название же Токио (т.е. «Восточная столица») город получил в 1868 г. после переезда императора Японии в Эдо из Киото (в то время императорской династии в результате успешного переворота была возвращена реальная власть, после многовекового правления военных правителей сегунов).

Время от основания Эдо характеризовалось рядом любопытных особенностей в развитии города, в частности касающихся состава его населения.

Итак, поговорим обо всем этом.

Старый Эдо.

Старый Эдо.

Международный христианский журнал «Awake» (выпуск: январь 2008 г.) следующим образом описывал события основания Токио (тогда Эдо) в заметке по истории города от своего токийского корреспондента:

«В августовский день 1590 года Иэясу Токугава, ставший впоследствии основателем династии сегунов, т.е. наследственных главнокомандующих японской армией, которые обладали абсолютной властью в стране и правили от имени императора, впервые прибыл в Эдо — рыбацкую деревню на востоке Японии .

Согласно книгам по истории Токио, в то время Эдо представлял собой несколько сотен жалких лачуг , в которых жили крестьяне и рыбаки. Неподалеку были развалины крепости, возведенной более чем за сто лет до того.

Этой никому не известной деревушке со временем предстояло стать столицей Японии Токио — процветающим мегаполисом более чем с 12 миллионами жителей.

Картинка старого Эдо.

Картинка старого Эдо. Носильщики паланкина каго.

Илл. со старинной гравюры из издававшегося в 1990-х-2000-х гг. при поддержке японского Министерства иностранных дел журнала «Ниппония».

Как происходило это удивительное преобразование?

Из-за феодальных междоусобиц XV-XVI веков Япония распалась на множество раздробленных княжеств. В конце концов феодалу крестьянского происхождения Хидэеси Тоетоми удалось частично объединить страну. В 1585 году он стал регентом императора. Иэясу, упомянутый вначале, сперва воевал против могущественного Хидэеси, однако позже стал на его сторону . Вместе они осадили и захватили замок Одавара — оплот влиятельного клана Ходзе. Это позволило им овладеть Канто — регионом на востоке Японии (где также и располагалась деревушка Эдо, а теперь современный Токио).

Хидэеси пожаловал Иэясу обширные земли восьми провинций Канто, которыми раньше владел в основном клан Ходзе. Так владения Иэясу были смещены к востоку. Похоже, это было сделано умышленно, чтобы держать Иэясу подальше от Киото, где жил император — формальный глава Японии. Тем не менее Иэясу был не против и прибыл в Эдо, как об этом говорилось в начале статьи. Он принялся за преобразование этой скромной деревни в свою резиденцию .

Когда Хидэеси умер, Иэясу возглавил объединенные войска восточной Японии, вступил в борьбу против западной военной группировки и в 1600 году за один день одержал над ней победу. В 1603 году Иэясу был назначен сегуном и стал фактическим правителем страны. Так Эдо превратился в новый административный центр Японии .

Иэясу обязал феодалов предоставлять рабочих и материалы для строительства громадного замк а. Одно время в перевозке огромных гранитных глыб, добываемых в скалах на полуострове Идзу (в 100 километрах к югу от Эдо), участвовало до 3 000 кораблей. После разгрузки камней около ста человек доставляли их из порта на место строительства.

Замок Эдо, по размаху невиданный для Японии, был закончен через 50 лет, при третьем сегуне из рода Токугава, основанного Иэясу. Он стал впечатляющим символом этой неодолимой династии.

Самураи, или воины, служившие сегуну, обосновались вокруг замка. Сегун требовал, чтобы феодалы помимо родовых замков содержали имения в Эдо .

Как, в свою очередь отмечал, касаясь вопроса основания Токио, издававшийся при поддержке японского Министерства иностранных дел журнал «Ниппония» (№ 25, от 15 июня 2013 г .), «не последнюю роль в возникновении города сыграл замок Эдо . (Будущий сегун) Токугава Иэясу (годы жизни: 1542-1616 гг., стал сегуном в 1603 г., свергнув предыдущую династию сегунов из рода Тоетоми Хидэеси, чьим вассалом он был; Токугава Иэясу оставался фактическим правителем Японии до своей кончины в 1616 г., хотя формально отказался от своей должности сегуна в пользу сына в 1605 году. Прим.. Замок был хорошо известен, построил его (на развалинах укреплений Тара Сигенада) (переведенный сюда) феодал Ота Докан (годы жизни:1432-1486 гг.), и Иэясу намеревался использовать этот замок как ставку своего сегуната в Эдо. Но когда Иэясу устроил там свою резиденцию, стало ясно, что замок страшно обветшал. Вместо каменных стен оборонительными сооружениями служили покрытые травой насыпи вокруг замка, а дом хозяина замка за ними немногим отличался от крестьянского домика. По этой причине был разработан новый план по расширению и укреплению замка».

Журнал «Ниппония» в этом же номере приводил несколько любопытных статистических фактов, касающихся Эдо после его основания в качестве столицы . Журнал указывал, что Эдо, после того как стал политическим центром Японии, разросся, при том что 70% территории города было занято жилищами военных (динамика: в 1644 году жилища военных здесь занимали 77,5%, жилища простолюдинов — 9,8, храмы и святилища — 10,2 от общей территории; в 1865 году жилища военных занимали 63,5%, жилища простолюдинов — 17,8, храмы и святилища — 12,7). В тоже время по численности простой люд практически не уступал военному сословию, но жил в скученности .

Интересно, что согласной той же публикации, в Эдо было гораздо больше мужчин, чем женщин. Количество мужчин и женщин сравнялось в Эдо (Токио) только в XIX веке. Несомненно, этот феномен был связано с засильем военного сословия в Эдо . (В 1733 году в Эдо на 100 мужчин приходилось только 57 женщин; в 1844 г. — 90 женщин, а в 1864 г. — 99).

Журнал «Ниппония» писал в этой связи: «Многие жители Эдо были уроженцами других мест Японии. Они были провинциальными самураями, которых владыки местных уделов дайме оправили жить в близи их резиденций в Эдо, без семьи . К еще одной большой категории одиноких мужчин в Эдо принадлежали юноши, которые приезжали в этот город с целью обучения наукам или боевым искусствам, а также торговле».

Наличие большого числа одиноких людей в Эдо приводило к появлению и специфических привычек: например, в городе функционировало множество ларьков, предлагавших готовые блюда быстрого приготовления (лапшу соба, суши и тэмпуру) . (Отметим, что тэмпура — блюдо из овощей, рыбы и морепродуктов португальского происхождения было завезено в Японию ок. 1549 г. Темпуру любил есть и основатель Эдо-Токио Токугава Иэясу. Прим. сайт).

Как пишет журнал «Ниппония», уже между 1733 и 1853 гг. в Эдо проживало 1 млн. 300 человек, в то время как население Лондона и Парижа составляло тогда 700 тыс. и 500 тыс. жителей соответственно. Как сейчас Токио, так и тогда Эдо, являлся одним из крупнейших городов мира, а временами и самым крупным .

Уже около 1644 года площадь Эдо составляла 43,9 км². В то время он был больше Рима, самого большого города Европы (14,6 км²), и намного превосходил по площади Лондон (9,2 км²), указывало данное японское издание.

«Awake» развивая эту тему следующим образом: «После основания Токио, чтобы обеспечить потребности самураев, составлявших основную часть населения, в город стали стекаться купцы и ремесленники. В 1695 году — приблизительно через сто лет после появления в этих местах Иэясу — население Эдо достигло миллиона! На тот момент это был самый большой город в мире .

Картинка старого Эдо.

Картинка старого Эдо. Прогулка на воде и фейерверк на реке Сумида.

Илл. со старинной гравюры из издававшегося в 1990-х-2000-х гг. при поддержке японского Министерства иностранных дел журнала «Ниппония».

Власть сегуната стабилизировала обстановку в стране, и период мира продолжался более 250 лет. Гражданское население (особенно купцы) благоденствовало и обладало большей независимостью. Развивалась самобытная культура.

Популярность приобрели исторические драмы кабуки, кукольный театр бунраку и сатирические монологи ракуго.

Чтобы насладиться прохладой, жаркими летними вечерами люди приходили к берегам реки Сумиды, на которой стоял Эдо. Там устраивались фейерверки, не теряющие популярности и сегодня.

Однако для остального мира Эдо оставался неизвестным. Более 200 лет в Японии были запрещены всякие контакты с иностранцами. Исключение — да и то с оговорками — составляли голландцы, китайцы и корейцы ». При том, согласно журналу «Ниппония», большинство населения Эдо к XIX веку было грамотным, а военное сословие к XIX веку уже было почти поголовно грамотным.

Журнал «Ниппония» говоря о том, почему город Эдо занимал такую большую площадь указывал, что «это происходило потому, что город застраивался по градостроительному плану, который предусматривал наличие рвов с водой, спиралью расходящихся от замка по часовой стрелке, с использованием таких преимуществ местности как реки, долины и холмы. При достаточно высоком уровне развития строительной техники в то время, мало что могло препятствовать расширению города» .

Также журнал «Ниппония» в номере от 15 июня 2003 года парадоксальным образом отмечал, что «история градостроительства Эдо и Токио — это история наступления города на море, неслучайно до 1868 года Токио был известен под именем Эдо, что значит «Ворота в залив» .

В начале XVII века прилив подступал к самому основанию замка Эдо, где жил сегун. Год за годом город Эдо рос, отвоевывая все новые земли у залива. И сегодня Токийский залив оттесняют, осваивая новые земли для развития города . В эпицентре этих событий находится Одайба, море, ставшее в результате застройки прибрежным городским центром. Район Одайба получил свое имя (которое в переводе означает «форты с орудиями») от шести искусственных островов, построенных в середине XIX века и укрепленных пушками для защиты внутренней части залива и города от иностранных канонерских лодок. Современный Одайба образовался, когда залив вокруг этих шести островов был засыпан».

Век Эдо подошел к концу когда, по словам автора публикации в журнале «Awake» об основании Токио, произошло неожиданное событие, которое кардинально изменило жизнь города и всей страны. Журнал писал:

«Как-то раз на горизонтах Эдо появилось нечто странное, испускающее черные клубы дыма. Ошеломленные рыбаки подумали, что к ним приближаются плывущие вулканы! По Эдо поползли страшные слухи. Начался массовый исход.

Это были четыре американских корабля. 8 июля 1853 года командовавший ими американский коммодор Мэтью Перри приказал бросить якорь в бухте Эдо. Перри потребовал, чтобы правительство Японии открыло торговлю с его страной. Благодаря этому визиту японцы смогли увидеть, насколько их страна отстала от всего мира в военном и техническом отношении.

Это повлекло за собой ряд событий, которые привели к свержению сегуната Токугава и восстановлению императорского правления. В 1868 году Эдо был переименован в Токио, что значит «восточная столица». Данное название отражает месторасположение города по отношению к Киото. Император перенес свою резиденцию из киотского дворца в замок Эдо, который позже превратил в новый .

Под влиянием Запада новое японское правительство принялось за обновление страны. Многое предстояло наверстать. Некоторые называют этот период временем удивительных преобразований. В 1869 году между Токио и Иокогамой была установлена телеграфная связь. Скоро эти два города также соединила железная дорога. Среди деревянных построек неожиданно выросли кирпичные здания. Появились банки, отели, универмаги, рестораны. Открылись первые университеты. На смену грунтовым дорогам пришли мощеные. Вниз и вверх по реке Сумида стали ходить пароходы.

Даже люди стали выглядеть по-другому. Хотя самой популярной одеждой оставалось традиционное кимоно, все больше и больше японцев стали примерять западную одежду.

У мужчин вошли в моду усы, цилиндры и трости; женщины стали наряжаться в элегантные платья и учиться вальсировать.

Пиво составило конкуренцию традиционному сакэ, а бейсбол приобрел не меньшую популярность, чем борьба сумо — национальный вид спорта. Токио, как гигантская губка, впитывал и осваивал новейшие культурные и политические идеи...

По сравнению со многими городами мира 400-летний Токио довольно молод. Хотя некоторые районы и сохранили в себе дух прошлого, по большому счету мало что в городе напоминает о тех днях. Но если присмотреться, можно увидеть, что его планировка унаследована от древнего Эдо.

В самом центре сохранился огромный зеленый оазис. Там, где первоначально стоял замок Эдо, сегодня находится с прилегающими территориями. От него, словно нити паутины, во все стороны расходятся основные магистрали, ведущие к окраинам города,— примерно как и во времена Эдо . О былом напоминает хаотичный лабиринт улиц, многие из которых даже не имеют названия! Пронумерованные кварталы различных размеров и форм совсем не похожи на ровные линии улиц многих городов мира.

Но что больше всего сохранилось в Токио, так это его дух — восприимчивость к новому, особенно иностранному, а также стойкость и целеустремленность, которую не могут сломить ни землетрясения, ни затяжной экономический спад, ни трудности, обусловленные перенаселением. Приезжайте в Токио, чтобы ощутить его дух, погрузиться в живую атмосферу этого всемирно известного мегаполиса, выросшего из маленькой, никому не известной деревушки», приглашал токийский корреспондент международного христианского журнала «Awake».

Этот обзор об основании Токио подготовлен сайт по двум публикациям: заметке международного христианского журнала «Awake» (рус. изд., январь 2008 г .) «Как рыбацкая деревушка превратилась в мегаполис» и специального репортажа «От старого Эдо до современного Токио: 400 лет» из издававшегося при поддержке японского Министерства иностранных дел журнала для международной аудитории «Ниппония» («Япония») (рус. изд., № 25, от 15 июня 2013 г .).


Close