Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Ю. ВИТТЕ

Факультет Управления

Кафедра Менеджмента и маркетинга

По дисциплине: Демография

Тема: Социальная и демографическая политика: взаимосвязь и различие целей

Выполнил студент 1 курса, гр. Узс 21.1/Б-13

Сверчкова Ирина Андреевна

Преподаватель: Осипова Наталья Викторовна

Москва 2014

Введение

Государство во многих областях общественной жизни проводит свою политику или, можно сказать, множество различных политик, каждая из которых преследует определенную ограниченную цель и в соответствии с этой целью имеет наименование (политика в области занятости, заработной платы, доходов, образования, жилищная политика, национальная, культурная, оборонная, социальная и т.д.). Наименование политики указывает (прокламирует) ее цели. Таким образом, это вовсе не пустая формальность, не схоластика. Провозглашение целей данной политики налагает определенную ответственность на органы управления за достижение этих целей и за результаты (включая побочные). Таким образом определяется эффективность политики -- путем сопоставления результатов именно с целями.

Пожалуй, невозможно назвать мероприятия государства или общественный процессы, которые бы совершенно не отражались на демографической ситуации. Но это вовсе не дает оснований числить любое мероприятие государства по разряду демографической политики. Между тем существует уже давняя традиция, в частности, в отношении рождаемости. После каждого постановления правительства, содержащего какие-либо меры по материальной поддержке семей с детьми, эти меры причисляются даже некоторыми авторитетными учеными-демографами к мерам демографической политики. От них ожидают повышения рождаемости. Хорошо известна, однако, кратковременность действия и демографическая безрезультативность подобных мер -- как по опыту бывших восточноевропейских стран, так и по опыту нашего отечества. И эта безрезультативность закономерна, поскольку и не предполагалась в качестве цели.

В связи с этим необходимо различать социальную и демографическую политики.

1. Демографическая политика

Демографическая политика -- это комплекс экономических, административных пропагандистских мероприятий, с помощью которых государство влияет на рождаемость в желаемом для себя направлении.

В широком смысле демографическая политика -- это политика в области народонаселения. Объектом может выступать население страны, отдельных её районов, когорты населения, семьи определённых типов. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума.

История демографической политики

Демографическая политика известна с древних времён. В средневековье, когда бушевали войны и эпидемии, она приобрела направление на поддержание увеличения рождаемости. В Новое время чёткие определения и действия по стимулированию рождаемости были оформлены во Франции.

В начале XIX века в Европе взяла верх теория Мальтуса, что привело к политике сдерживания рождаемости.

После Второй Мировой войны, из-за демографического кризиса, развитию демографической политики было уделено особое внимание. Проблемы обсуждались на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, и в 1969 году был создан специальный фонд ЮНФПА.

В США нет чётко выраженной демографической политики, населению предоставлен свободный выбор. Однако имеется проблема абортов: они то разрешены, то запрещены в зависимости от соотношения либералов и консерваторов в правительстве. В СССР проводилась политика поощрения многодетности, материальное и моральное стимулирование. В 80-х наблюдалось снижение рождаемости, после чего были усилены поощрения. В независимой России политика поощрения рождаемости продолжилась, в качестве меры материального поощрения появился материнский капитал.

Цели демографической политики

В развивающихся странах, где наблюдается демографический взрыв -- снижение коэффициента рождаемости и естественного прироста населения за счёт контрацепции, санитарного просвещения, консультации по вопросам планирования семьи, добровольная стерелизация, экономические и административные меры. Также есть факт большой смертности в развивающихся странах.

В экономически развитых странах -- повышение уровня рождаемости и естественного прироста (особенно активно демполитика проводилась в Восточной Европе до конца 80-х) благодаря ссудам молодожёнам, пособиям на рождение каждого ребёнка, льготам на жильё, длительного отпуска для беременных. По оценкам сейчас усилилась политика такого рода во Франции и Швеции. демографический рождаемость социальный

Меры демографической политики

1. Экономические

· оплачиваемые отпуска; различные пособия при рождении ребёнка, часто в зависимости от их количества

· возраст и состояние семьи оцениваются по прогрессивной шкале

· ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы -- для повышения рождаемости

· преимущества для многодетных семей -- для повышения рождаемости

2. Административно-правовые

· законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и контрацепции, имущественное положение матери и детей при распаде брака, режим труда работающих женщин

3. Воспитательные, пропагандистские

· формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения

· определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям

· политика планирования семьи

· половое образование молодёжи

Демографическая политика, в соответствии с предметом демографии, имеет своей целью управление демографическими процессами их регулирование

2. Социальная политика

Социальная политика -- политика в области социального развития и социального обеспечения ; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов. Вместе с тем следует учитывать, что нет устоявшегося мнения относительно того, что следует понимать под выражением «социальная политика». Так, этот термин нередко используется в смысле социального администрирования по отношению к тем институционализированным (то есть закреплённым в правовом и организационном плане) социальным услугам, которые обеспечиваются государством. Такое использование термина некоторые авторы считают ошибочным.

Чаще под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики - государственная (федеральная), региональная, муниципальная, корпоративная и т.д. В широком смысле и с научных позиций - это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель - человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.

Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги)

Государственная социальная политика

Свою социальную политику государство обычно проводит через местные и региональные органы власти. Финансируется государственная социальная политика из государственного бюджета. Объектами социальной политики государства обычно являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.

Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

Формы реализации социальной политики

Формы реализации социальной политики различны. Одна из основных таких форм -- оказание социальных услуг. Объектом получения социальных услуг могут выступать как отдельные социальные группы (обычно -- имеющие определённые социальные проблемы), в отношении которых проводится социальное администрирование, так и всё население в целом.

Например, система социальной защиты безработных является неотъемлемым элементом государственной политики. Она включает в себя две системы: страхование по безработице, основанное на трудовом и страховом стаже с учетом уровня заработной платы, и социальное обеспечение для поддержания жизненного уровня, предоставляемое после проверки нуждаемости. Наиболее распространенной в развитых странах государственной программой поддержки дохода для безработных является страхование по безработице.

Стратегия и приоритеты социальной политики

Стратегия социальной политики -- это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе её развития.

При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:

· обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития;

· создание условий для функционирования семьи как первичной ячейки общества, особое внимание оказывать матерям;

· обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;

· обеспечение эффективной защищенности населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.

К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.

Выделяют следующие принципы социальной политики:

· социальной справедливости,

· социальной ответственности,

· социального партнерства,

· социальных гарантий,

· преемственности.

К задачам социальной политики относятся:

· стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления,

· усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости,

· обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения,

· сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.

Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.

Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства.

С оциальная политика имеет своей целью регулирование условий жизни, организацию помощи нуждающимся и т.п.

3. Взаимосвязь и различие целей социальной и демографической политики

Конечно, меры социальной политики, направленные на улучшение материальных условий жизни семей и отдельных людей, могут сближаться с задачами демографической политики, создавая благоприятные условия для реализации имеющихся демографических, в частности репродуктивных, потребностей. Но возможности только мер социальной политики воздействовать на изменение потребностей невелики.

По данным всех исследований репродуктивных установок, проведенных в нашей стране и за рубежом, показатель среднего желаемого числа детей в семье выше показателя среднего ожидаемого (реально планируемого) числа детей, что свидетельствует о неполной удовлетворенности потребности в числе детей, которую испытывает множество семей (можно даже сказать, какая это часть семей. Но, по разным исследованиям, часть эта оценивается различно. Анализ результатов исследований увел бы нас в сторону от основной темы. Поэтому я позволю себе не рассматривать этот аспект).

Положительная разность между желаемым и ожидаемым числами детей указывает на возможность некоторого повышения рождаемости, которого можно достичь с помощью традиционных мер социальной политики: пособий, льгот и т.п. Одновременно малая величина этой разности, всего 0,15 ребенка, показывает соответственно незначительность влияния материальных помех на реализацию существующей потребности в детях. Все-таки и в нынешних переходных социальных условиях большинство семей имеют число детей в соответствии (или почти в соответствии) с потребностями в них. Отсюда можно сделать вывод о малых возможностях традиционной демографической (вернее, социальной) политики поднять рождаемость с помощью привычных способов: пособий и льгот. Довести рождаемость удалось бы лишь до среднего желаемого числа детей, которое поданным микропереписи 1994 г., как известно, составляет 1,91 ребенка и не достигает необходимой хотя бы для простого воспроизводства населения величины 2,12 (апоскольку мы уже в процессе депопуляции, то для выхода из него показатель рождаемости должен значительно превышать значение 2,12).

Для того чтобы выйти из зоны демографической катастрофы, необходимо поднять уровень рождаемости значительно выше величины 2,12 врасчете на одну женщину без различия брачного состояния или выше 2,6 в расчете на один эффективный брак. А для этого нужно повлиять на репродуктивные потребности миллионов российских семей, поднять среднее желаемое число детей примерно до величины 2,8--3,0 ребенка, для чего следует популяризировать семью с 3--4-мя детьми, не забывая при этом выказывать все знаки внимания и уважения к семье многодетной (с 5-ю и более детьми).

Заключение

Исходя из вышесказанного, политика, призванная повлиять на репродуктивное поведение населения в сторону повышения уровня рождаемости, складывается из двух направлений: 1) регулирование условий жизни с целью содействия семьям в удовлетворении существующих у них потребностей в числе детей, и 2) регулирование условий жизни таким образом, чтобы повысить потребность в числе детей до уровня, позволяющего нашему обществу избежать демографической катастрофы.

Первое направление полностью сливается с задачами традиционной социальной политики. Они вовсе не должны ограничиваться системами пособий и льгот. Напротив, необходима такая социальная политика, при которой бы неуклонно снижался удельный вес семей, нуждающихся в государственной благотворительности. Иными словами, необходимо увеличивать в обществе удельный вес семей, способных жить на собственные доходы, от наемного труда и коммерческой деятельности.

Второе направление пронаталистской (т.е. направленной на повышение рождаемости) политики государства и деятельности общественных организаций заключается в укреплении семьи как социального института, повышении преимуществ и привлекательности семейной жизни, полезности детей для родителей. Более конкретных мер по укреплению института семьи и повышению потребности семьи в числе детей пока назвать не представляется возможным, поскольку никаких научных наработок в этой области еще нет.

Из этого мы можем сделать вывод о том, что демографическая и социальная политики тесно связаны между собой.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретический анализ понятия демографической политики государства - целенаправленной деятельности государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Реализация средств демографической политики.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Понятие демографической политики, ее структура и составляющие. Основные направления и мероприятия демографической политики Российской Федерации, ее анализ на примере Красноярского края. Оценка демографической ситуации: данные государственной статистики.

    курсовая работа , добавлен 20.06.2012

    Сущность понятия "демографическая политика". Политика, направленная на повышение рождаемости. Общие направления и региональные особенности демографической политики. Руководящий принцип демографической политики Бельгии. Отпуска по беременности и родам.

    контрольная работа , добавлен 26.10.2010

    Социальная работа как теоретическая деятельность. Сложность взаимоотношений между клиентом и обществом. Сущность и формирование социальной политики. Основные характеристики социального государства. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2010

    Основные понятия демографической политики - целенаправленной деятельности государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Особенности современной демографической политики в разных странах.

    реферат , добавлен 01.06.2015

    Влияние социальной политики на рождаемость в Российской Федерации. Сущность социальной политики и критерии её эффективности. Приоритетные национальные проекты. Оценка показателей рождаемости. Усиление роли дополнительных мер государственной поддержки.

    контрольная работа , добавлен 20.03.2014

    Понятие демографии, ее сущность и особенности, история становления и развития как науки, современное состояние. Определение демографической политики, ее основные задачи в государстве. Состояние демографической политики в экономически развитых странах.

    практическая работа , добавлен 13.02.2009

    Характеристика социальной сферы национальной экономики и ее составляющих. Социальная политика государства: ее цели, задачи, содержание и основные направления. Модели и методы социальной политики государства: экономические, правовые или законодательные.

    реферат , добавлен 15.01.2011

    Сущность и основные компоненты социальной политики государства. Основные цели и задачи социальной политики. Особенности, основные направления и проблемы современной социальной политики в России. Основные принципы разработки модели социальной политики.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2014

    Государственная демографическая политика Российской Федерации. Современное состояние демографических процессов в России. Реализация демографической политики в Саратовской области. Направления совершенствования региональной демографической политики.

В наступившем XXI в. Россия оказалась перед стратегическим выбором между двумя вариантами развития. Первый связан с запуском механизмов пассионарного подъема нации, способного обеспечить поступательное развитие всех слагаемых национальной мощи страны путем инновационного прорыва. Второй вариант - это путь стагнации, проедания природных богатств страны, превращения в сырьевой придаток государств, построивших постиндустриальные общества.

В контексте задач, стоящих перед Россией в XXI в., решение демографической проблемы является ключевым фактором определения ее статуса в мировой системе. Только здоровое, интеллектуально развитое и дееспособное население способно обеспечить прорывное движение страны по инновационному пути развития. По ряду причин геополитического свойства решающую роль в формировании статуса государства в текущем веке будет играть численность его населения.

Динамика численности и половозрастной структуры населения, его плотность, смена поколений людей, изменение их потребностей, способностей, знания и умения, интересов - все это предопределяет перемены в обществе, в его взаимоотношениях с окружающей средой. Демографические факторы оказывают значительное влияние на темпы технологического, экономического и социокультурного прогресса, происходящие цикличные колебания и периодически возникающие кризисы в обществе, на перспективы его развития.

Демографическая политика является составной частью социальной политики, специфической по своим целям и методам их достижения. Она находится в тесной взаимосвязи с другими сферами жизнедеятельности: занятость, уровень жизни, социальная защита и социальное обеспечение, здравоохранение, образование и т.д.

Под демографической политикой понимается государственная политика, направленная на достижение в долгосрочной перспективе желательного для данной страны режима воспроизводства населения. Воспроизводство населения складывается в результате процессов рождаемости, смертности, брачности и миграции. Выделяют три основных режима воспроизводства: расширенное (если высокий прирост - демографический взрыв), простое (нулевой прирост) и суженное (депопуляция).

При этом главным критерием, определяющим оптимальный для каждой конкретной страны режим воспроизводства населения, является соотношение населения и ресурсов развития: достигнутый экономический потенциал и потребности в трудовых ресурсах, наличие природных ресурсов, заселенность и освоенность территорий, геополитические интересы.

Целостная демографическая политика складывается из официально декларированных государством целей, принципов, приоритетных задач и конкретных мер, а также механизмов реализации: правовых, финансовых, организационных, институциональных, информационных, научных, пропагандистских, кадровых.

Демографическая политика направлена на регулирование процессов рождаемости, смертности, брачности, расселения и миграции, поскольку именно от них зависит режим воспроизводства населения.

Иногда демографическая политика часто ассоциируется с пронаталистской политикой, т.е. направленной на повышение рождаемости в странах, где она низка, либо политикой ограничения рождаемости в странах с быстрыми темпами роста населения (страны демографического взрыва).

Между тем, всегда важным направлением демографической политики в том числе была миграционная политика, обеспечивающая, в отличие от регулирования рождаемости, быстрое изменение численности населения (приток или отток). Что касается политики снижения смертности, то для большинства развитых стран мира проблема высокой смертности в настоящее время решена и не является предметом особого внимания государств (в России - противоположная ситуация).

Специфика демографической политики как части политики социальной заключается в том, что ее меры носят косвенный характер, через создание определенных условий, влияющих на человеческое поведение и принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, места жительства, здорового или нездорового образа жизни и др.

Меры демографической политики с точки зрения характера воздействия на население подразделяются на запретительные (например, запрет абортов), ограничительные (ограничение потребления алкоголя и табака, повышенные налоги на многодетные семьи, квотирование иммиграции) и стимулирующие (родительские оплачиваемые отпуска, детские пособия, дополнительные гарантии работающим родителям в связи с рождением и воспитанием детей, налоговые льготы и др.).

Демографическая политика только дополняет социально-экономическую политику, оказывающую определяющее влияние на демографическое поведение населения. Именно от социально-экономической политики зависит качество жизни населения, доходы, характер занятий, образование и состояние здоровья населения, жилищные условия. Немаловажную роль в демографическом поведении населения играют также традиции, социокультурные и конфессиональные особенности населения.

Теоретически демографическую политику следует отличать от политики народонаселения (она направлена не только на оптимизацию воспроизводства населения, но и на повышение качества населения и трудовых ресурсов) и семейной политики (направлена на укрепление семьи и улучшение условий жизнедеятельности семей, реализации функций семей, в том числе жизнесохранительной и демографической).

Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 10 мая 2006 г. поставило перед законодательными и исполнительными органами власти конкретные задачи по реализации активной демографической политики.

Демографическая проблема была названа «самой острой проблемой современной России», демографическая ситуация - «критической». «...Нас, россиян, с каждым годом становится все меньше и меньше» - констатировал Президент, он заявил, что нам нужна программа, рассчитанная на срок не менее 10 лет, нужна активная политика по всем трем направлениям: снижение смертности, эффективная миграционная политика, повышение рождаемости.

Рождаемости в Послании было уделено самое серьезное внимание. Глава государства отметил, что «никакая миграция не решит наших демографических проблем, если мы не создадим надлежащие условия и стимулы для роста рождаемости здесь, у нас, в нашей собственной стране. Не примем эффективных программ поддержки материнства, детства, поддержки семьи».

Президент предложил «...программу стимулирования рождаемости, а именно: меры поддержки молодых семей, поддержки женщин, принимающих решение родить и поднять на ноги ребенка. Во всяком случае, сегодня мы должны стимулировать рождение хотя бы второго ребенка».

Были названы причины, которые мешают молодым семьям, женщинам свободно и ответственно принимать решения, особенно если речь идет о втором или третьем ребенке: низкие доходы, отсутствие нормальных жилищных условий, сомнение в собственных возможностях обеспечить будущему ребенку достойный уровень медицинских услуг, качественное образование, а иногда и сомнение в том, сможет ли она его прокормить.

«Стимулирование рождаемости, - отмечалось в Послании 2006 г., - должно включать целый комплекс мер административной, финансовой, социальной поддержки молодой семьи». Президент подчеркнул: «...из перечисленных мною мер все важно, но без материального обеспечения ничего не сработает».

В Послании были предложены конкретные меры поддержки молодых семей и женщин, призванные обеспечить стимулирование рождения хотя бы второго ребенка:

    Увеличение размеров пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет;

    Введение компенсации затрат на детское дошкольное воспитание;

    Увеличение стоимости родовых сертификатов;

    Материнский капитал.

В течение 2006 г. была завершена работа по организационному и правовому обеспечению мер обновленной демографической политики.

Распоряжением Правительства от 7 июня 2006 г. № 838-р был утвержден Сводный план мероприятий по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года.

В управлении демографическими процессами политика государства всегда имеет большое значение. Примером целеполагания важной междисциплинарной и общественно значимой проблемы является Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная Указом Президента РФ.

Концепция предлагает следующие механизмы ее реализации до 2025 г.:

    Дальнейшее совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере семейного, налогового и жилищного права, здравоохранения, образования, социального обеспечения, трудовых отношений, миграционной политики с учетом мер по реализации демографической политики, общепризнанных норм международного права и международных обязательств Российской Федерации, направленных на создание системы экономических стимулов для населения в сфере демографического развития;

    Включение задач и мероприятий, призванных улучшить демографическую ситуацию, в федеральные и региональные программы социально-экономического развития;

    Учет задач демографической политики при формировании федерального и региональных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, концентрации финансовых и материальных ресурсов для реализации основных задач демографической политики, привлечения дополнительных внебюджетных средств на эти цели;

    Методическое обеспечение деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований, направленной на управление демографическими процессами;

    Постоянный мониторинг и анализ демографических процессов и корректировка на их основе конкретных мер демографической политики;

    Развитие научных исследований в сфере народонаселения.

Концепцией также намечены основные этапы и ожидаемые результаты ее реализации.

Реализация демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. планируется осуществить в три этапа.

На первом этапе (2007-2010 гг.) - реализация мер, направленных на преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития, в том числе осуществление основных мероприятий по снижению уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и сердечно-сосудистых заболеваний, по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, по развитию перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, по оказанию государственной адресной материальной поддержки семьям, имеющим детей, включая проведение индексации пособий с учетом темпов роста потребительских цен, по подготовке к приему в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению и материальной поддержке замещающих семей.

Предусматривается разработать специальные меры по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, и повышению их конкурентоспособности на рынке труда, по развитию инфраструктуры дошкольного образования, обеспечению местами в дошкольных образовательных учреждениях в приоритетном порядке детей работающих женщин, а также разработать долгосрочные программы, направленные на популяризацию здорового образа жизни, повышение миграционной привлекательности важных в геополитическом отношении регионов Российской Федерации.

Планируется в рамках первого этапа в субъектах РФ разработать региональные демографические программы, направленные на улучшение демографической ситуации, учитывающие специфику каждого региона (долю сельского населения, сложившуюся модель семьи, обычаи и традиции), и согласованные с реализуемыми мероприятиями приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, жилищной политики и сельского хозяйства. Региональные программы должны определить наиболее острые проблемы народонаселения, характерные для конкретного региона РФ. Органы власти субъектов должны обеспечить необходимое финансирование, методическое и информационное сопровождение.

Задача первого этапа - уменьшить остроту демографического кризиса, сформировать правовую» организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2011 г.

Результатом этой работы должно стать снижение темпов естественной убыли населения и обеспечение миграционного прироста.

Второй этап (2011-2015 гг.) - стабилизация демографической ситуации. Основное внимание планируется уделить внедрению программ здорового образа жизни, реализации специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, проведений мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, осуществлению программы поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда.

К 2015 г. предусматривается существенно улучшить здоровье населения, создать условия для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей.

В связи с реализацией с 2010 г. дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала Концепция предполагает разработать меры по расширению строительства доступного семейного жилья и развитию дополнительных образовательных услуг.

К 2016 г. предполагается:

    Стабилизировать численность населения до 142-143 млн человек;

    Увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет;

    Увеличить в 1,3 раза по сравнению с 2006 г. суммарный коэффициент рождаемости, на треть снизить уровень смертности населения;

    Уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить объемы привлечения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов и молодежи, обеспечить на этой основе миграционный прирост на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно.

Третий этап (2016-2025 гг.) на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ на демографическую ситуацию упреждать возможное ухудшение демографической ситуации в стране.

В связи со значительным уменьшением к началу третьего этапа численности женщин репродуктивного возраста потребуется принять дополнительные меры, стимулирующие рождение в семьях второго и третьего ребенка.

В целях замещения естественной убыли населения в результате возможного сокращения уровня рождаемости предстоит активизировать работу по привлечению на постоянное место жительства в Российскую Федерацию иммигрантов трудоспособного возраста.

К 2025 г. предполагается:

    Обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн человек;

    Увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет;

    Увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 г. суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза;

    Обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно.

Для решения задач, поставленных в настоящей Концепции, предусматривается обеспечить последовательное и стабильное увеличение расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения.

Источники финансирования расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения - федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований, средства государственных внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные средства.

Начиная с 2007 г., были значительно увеличены пособия по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет, расширен круг получателей, максимальный размер пособия по беременности и родам, введены дифференцированные размеры пособия на первого и второго ребенка, введена частичная компенсация родительской платы, взимаемой с родителей за посещение ребенком дошкольного учреждения. Введен материнский капитал при рождении второго ребенка. Впервые за 15 лет в современной России приняты такие беспрецедентные меры поддержки семьи, а следовательно, и развития демографической политики.

Обращают на себя внимание структурные изменения внутри населения трудоспособного возраста. Если в 1989 г. доля лиц в возрасте 35 лет и старше составляла 46%, то в 2002 г. - уже 52%, т.е. процесс старения затронул и рабочее население.

С 1999 г. численность и доля людей пенсионного возраста в России впервые превысила численность и долю детей в возрасте до 16 лет. В 2002 г. это превышение составило уже 3,5 млн человек.

Вопреки широко распространенному мнению демографическая нагрузка на население трудоспособного возраста иждивенцами за период с 1989 по 2002 г. не выросла, а сократилась с 755 человек на 1000 человек трудоспособного возраста до 631 человека. Причем в городе она еще меньше - 581 человек в 2002 г.

В то же время внутри иждивенческой нагрузки доля детей сокращается, а пенсионеров - растет . С 1989 г. нагрузка на трудоспособный возраст детьми сократилась с 430 на 1000 человек до 296, а пенсионеров - выросла с 325 до 335 человек.

В оценке проблем демографического развития существенную роль имеет изучение прогнозов депопуляции. Детально они изложены в фундаментальном труде «Государственная политика вывода России из демографического кризиса» - Центра проблемного анализа и государственного управленческого проектирования.

Первый подход. Демографический кризис в России объясняется прежде всего неадекватно высокой смертностью населения от предотвратимых причин. К данной позиции склоняются эксперты Всемирного банка. Как отмечается в докладе «Преждевременная смертность: проблемы и пути решения в Российской Федерации», Россия - одна из немногих стран со средним уровнем дохода, где ожидаемая продолжительность жизни сокращается. В ней люди живут в среднем на 12 лет меньше, чем в США, хотя обе страны являются членами «Большой восьмерки».

Второй подход. Демографический кризис является следствием отсутствия продуманной миграционной политики по привлечению мигрантов. При этом возможность роста рождаемости и снижения смертности недооценивается.

Третий подход. Демографический кризис в России объясняется в первую очередь кризисом семьи, который проявляется в устойчивых установках в массовом сознании на малодетность, а порой даже бездетность, что, естественно, отражается на сокращении рождаемости. Убежденными сторонниками данного подхода являются известные российские демографы В. Борисов и А. Антонов.

Социологические исследования установок на число детей в семье убедительно показывают массовую ориентацию на малодетность. Измерение репродуктивных установок школьников - будущих супругов - подтверждает эту тенденцию. Таким образом, россиянам для удовлетворения всех своих родительских эмоций вполне достаточно одного ребенка. Второй и третий ребенок им не нужен, поэтому через 15 лет на женщину в среднем будет приходиться 0,8-0,9 ребенка. Сохранение такого уровня рождаемости до 2050 г. может привести к сокращению численности населения страны до 105 млн человек при положительном миграционном сальдо и до 70-80 млн человек - без миграционного притока.

Четвертый подход. Демографический кризис в России является следствием комплекса проблем, а именно снижения рождаемости, роста смертности и снижения миграционного притока.

Связь феномена депопуляции в России с интенсивным ростом смертности и снижением рождаемости констатируется и в исследованиях Н. Римашевской. Отчасти, по ее мнению, происходящие процессы предопределены предшествующим развитием страны, но в большей мере депопуляция связана с вновь возникшими социально-экономическими условиями негативного свойства, с особенностями системного кризиса, охватившего все стороны жизнедеятельности российского населения.

Она считает, что снижение рождаемости за последние годы было обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, в начале 1990-х гг. уменьшилась численность женщин в фертильном возрасте, которыми стали «дети детей войны». Во-вторых, в настоящее время 2/3 семей отказываются иметь детей по материальным соображениям, откладывая их появление (изменяя «тайминг» рождений) или вообще предпочитая бездетность. Но все-таки главным фактором естественной убыли населения является, по ее мнению, непомерный рост смертности. Автор апеллирует к факту, что коэффициент смертности в России стал самым высоким в Европе. Инерционные причины увеличения смертности весьма незначительны, о чем свидетельствует динамика ее повозрастных коэффициентов смертности. Вопреки естественным процессам, умирает сегодня больше молодых, чем старых. Эти сдвиги в значительной мере связаны с обострением «внешних причин» смертности (несчастные случаи, отравления, травмы, убийства и самоубийства). Демографический кризис, охвативший Россию, переходит в стадию длительной стагнации, что в значительной мере и определяет прогнозы на ближайшее десятилетие. Серьезность демографического положения России, указывает Н. Римашевская, связана не только с численностью, но и с качеством населения, с состоянием его генофонда. Доказательством этого в своих исследованиях она считает ухудшение физического, психического и социального здоровья людей, изменение их морально-нравственных ориентиров.

Пятый подход. Основной причиной демографического кризиса в России является духовное (психологическое) неблагополучие населения, которое вызывает повышение смертности и снижение рождаемости. Сторонниками данной идеи является ряд отечественных ученых. Например, И. Гундаров полагает, что страна переживает не нормальный демографический переход, а демографическую деградацию, напоминающую по скорости и масштабам истинную эпидемию. Им сформулирован закон духовно демографической детерминации, который гласит: при прочих равных условиях улучшение (ухудшение) нравственно-эмоционального состояния общества сопровождается улучшением (ухудшением) демографической ситуации. Исследователь полагает, что физическая жизнеспособность населения зависит не только от условий бытия (материальных факторов), но и от нравственной атмосферы и эмоционального состояния общества (идейно-духовного фактора).

В большом количестве эпидемиологических наблюдений показано, что жизнеспособность человека в значительной мере зависит от его психологического состояния. Наличие выраженной депрессии ухудшает физическое и психическое здоровье, увеличивает смертность в 1,5-2 раза.

В. Алиев полагает, что депопуляцию в России определяет и культурный фактор. Государство, указывает он, должно выработать и реализовать политику в сфере культуры - политику уменьшения индивидуализма и эгоизма в людях путем изменения культурного поля, содействия развитию в людях любви друг к другу.

Авторы исследования «Государственная политика вывода России из демографического кризиса» полагают, что главным недостатком перечисленных подходов является отсутствие факторного анализа, основанного на междисциплинарном инструментарии. Выдвинутая исследователями гипотеза заключается в том, что государство имеет возможность оказывать целенаправленное влияние на демографические процессы. Видится достижимым сочетание высокого уровня индустриального и постиндустриального развития с высокой репродуктивностью.

Добавим к этому, что преодолеть проблему депопуляции, на наш взгляд, можно при учете многих факторов, и выдвигаемые учеными различные подходы все имеют «рациональное зерно».

Вопросы и задания для самопроверки

1. Дайте определение понятия сущности и методов демографической политики.

2. Понятие и типы воспроизводства населения.

3. Меры демографической политики в России, их эффективность.

4. Основные этапы реализации демографической политики в Российской Федерации до 2025 года.

    1. Демографический ежегодник России. М.: Росстат, 2009.

    2. Зверева, Н.В. Основы демографии / Н.В. Зверева [и др.]. М., 2004.

    3. Климантова, Г.И. Молодая семья - демографический ресурс России / Г.И. Климантова, Т.К. Ростовская. М.: Союз, 2008.

    4. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

    5. Медков, В.М. Демография / В.М. Медков. М., 2010.

    6. Народонаселение. Энциклопедический словарь. М., 1994.

Демографическая политика -- целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и структуру.

В широком смысле демографическая политика -- это политика в области народонаселения. Объектом может выступать население страны, отдельных её районов, когорты населения, семьи определённых типов. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума.

Демографическая политика в России реализуется в виде национального проекта Демография, включающего в себя в качестве основного компонента программу "материнского капитала", а также пособия и льготы по рождению ребенка. В демографической политике в России участвуют и общественные организации, выдвигающие собственные проекты улучшения демографической ситуации. В качестве примера можно привести фонд Русские, выдвинувший Концепцию демографического развития России. Российский совет предпринимателей и промышленников России также имеет Комитет по социальной и демографической политике, который возглавляет Д. М. Якобашвили и который пока, впрочем, ничем себя не проявил. Кроме того, имеется много инициативных групп и отдельных граждан, которые выдвигают собственные идеи по поводу путей решения демографической проблемы.

В программном послании президента Федеральному собранию прозвучал тезис о серьёзности и даже катастрофичности демографической ситуации в стране.

Недавно была опубликована "Концепция демографической политики России до 2015 года", она разработана под руководством одного из ведущих демографов - Л. Рыбаковского. Правительство одобрило в основном концепцию демографической политики до 2015 года.

Признание катастрофичности демографического положения страны требует сегодня немедленной активизации политики поощрения рождаемости, принятия программы, которая в равной мере основывается как на национальных интересах, так и на тех семейных ценностях, которые мог бы свободно принять любой человек. В настоящей Концепции формулируются основные направления демографической политики, а также меры, которые способны возвратить семье ее главную функцию воспроизводства поколений и социализации потомства. Эти меры должны быть системными и постоянно действующими, реализуемыми в разных сферах - прежде всего в законодательной, социальной и экономической. Предполагается всяческое возвышение семьи как семейного производства с многообразными по форме инвестициями в то, что называется "человеческим капиталом" .

Пронаталистская (т.е. направленная на увеличение рождаемости) политика доходов--налогов--кредитов во много раз демографически эффективнее политики пособий, хотя и предполагает фундаментальную переоценку критериев распределения национального продукта, а также пересмотр приоритетов национального бюджета. Она потребует значительных финансовых вложений, однако при этом следует учесть экономию на статьях расходов, связанных с нынешним кризисом семьи, в частности с расходами на репрессивный и пенитенциарный аппарат, с расходами на аппарат органов социального обеспечения детей и пожилых, с социальными затратами, создаваемыми старением населения, с переориентацией всего народного хозяйства на нужды старых поколений.

Просемейная политика радикального повышения ценности семьи с детьми, повышения престижа семейно-родственных ролей в сравнении с профессиональными ролями личности предлагает населению действительный выбор между семейно-детным и одиночно-холостяцким образом жизни. Устранение материального ухудшения жизни при рождении детей выносит проблему рождаемости и семьи за пределы уровня жизни, наполняет ее ценностным содержанием, определяющим смысл существования. В Концепции дается характеристика мер повышения потребности семьи и личности в детях, а также мер, направленных на улучшение условий реализации имеющейся у населения потребности в детях.

Новая демографическая политика государства предлагает индивидам на выбор различные модели семьи и семейного образа жизни, поддерживает те из них 1 , которые отвечают стратегическим интересам государства. Это означает, что оно стремится не только к ликвидации негативного хода демографических процессов, но и к такому воздействию на процессы воспроизводства населения, которое в полной мере соответствовало бы обществу демографического и социального благополучия .

Также был разработана национальная программа.

Демографическое развитие России: проект национальной программы.

Цель - обеспечение стабилизации численности населения Российской Федерации к 2015 гг. на уровне не ниже 140--142 млн. чел. С обеспечением в дальнейшем предпосылок для роста численности населения.

Создание условий для повышения рождаемости, обеспечения поддержки семей с детьми.

Улучшение здоровья населения и снижение смертности.

Привлечение русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР к иммиграции в Российскую Федерацию.

Улучшение баланса расселения населения Российской Федерации по регионам.

Ограничение незаконной иммиграции, особенно в тех регионах Российской Федерации, где она может создать угрозу социальной стабильности, суверенитету, территориальной целостности и национальной безопасности страны.

Формирование системы обеспечения государственной демографической и семейной политики.

Государственная политика в соответствии с Национальной программой реализуется на основе следующих принципов:

обеспечение суверенитета Российской Федерации в самостоятельном определении путей демографического развития страны;

приоритет мер, направленных на постоянное население Российской Федерации, перед мерами по использованию внешней миграции в решении демографических проблем;

дифференцированность в подходах и реализации демографической и семейной политики, акцент на создание стимулов к рождению в семье второго и последующих детей в системе мер по стимулированию рождаемости;

приоритет привлечения русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР -- представителей народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации, к иммиграции в Российскую Федерацию в комплексе мер иммиграционной политики Российской Федерации;

обеспечение баланса прав иммигрантов, законно прибывающих в Российскую Федерацию и обустраивающихся на ее территории, с правами и законными интересами граждан Российской Федерации, при учете геополитических, демографических и социально-экономических интересов Российской Федерации в части расселения и трудоустройства легальных мигрантов, обустройства и использования социальной инфраструктуры;

дифференцированный подход к приему различных категорий мигрантов в соответствии со стратегией и ориентирами социально-экономической и демографической политики Российской Федерации, с целью обеспечения необходимых государству миграционных потоков .

Общественная палата Российской Федерации

Комиссия по социальной и демографической политике

Общественный совет Центрального федерального округа

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЕМ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Москва, 2009

РЕЗЮМЕ

Введение. обоснование ЗНАЧИМОСТИ проблемы

1. Демографические, социальные и экономические последствия злоупотребления алкоголем в России

1.1. Злоупотребление алкоголем – причина катастрофически высокого уровня смертности в России

Смертность и потери продолжительности жизни, связанные со злоупотреблением алкоголем

Структура и масштаб алкогольной смертности

Алкогольная смертность в России в контексте международных сопоставлений

Региональный анализ алкогольной смертности

Вклад крепких алкогольных напитков в алкогольную смертность в России

Случайные летальные отравления алкоголем

Смерти в дорожно-транспортных происшествиях

Самоубийства

Убийства

1.2. Деградация социальной и духовно-нравственной среды вследствие злоупотребления алкоголем

Преступность

Насилие в семьях и разводы

Утрата родительских функций и сиротство

Снижение рождаемости

Алкоголизм

Потребление алкоголя детьми и молодежью

1.3. Экономические потери России от злоупотребления населения алкоголем и доходы бюджета государства от налогообложения алкоголя

2. Основные факторы алкогольных проблем россии и распространенные мифы в этой области

2.1 Причины злоупотребления алкоголем в России

· Крайне высокий среднедушевой уровень потребления алкоголя

· Мировое лидерство по потреблению крепких напитков

· Ошибки государственного регулирования алкогольной сферы. Несовершенство законодательства.

· Ценовая доступность алкоголя

· Круглосуточная доступность алкоголя

· Шаговая доступность алкоголя

· Доступность нелегального алкоголя вследствие недостатков российского законодательства

· Социально- культурная приемлемость злоупотребления алкоголем

· Недостатки системы медицинской помощи алкоголезависимым людям

2.2. Социальные корреляты злоупотребления алкоголем и связанной с ним смерти

2.3. Мифы об алкоголе , препятствующие эффективному решению алкогольных проблем России

· Миф о политических рисках мер по защите от алкогольной угрозы

· Миф о качестве алкогольных напитков

· Миф о том, что российские алкогольные проблемы связаны с катастрофической бедностью россиян и стрессом

· Миф об исторической укорененности пьянства россиян

· Миф о безвредности слабоалкогольных напитков

3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

3.1. Приоритет здоровья и предотвращение социальных проблем в государственной алкогольной политике

3.2. Ценовое регулирование

3.3. Борьба с нелегальным и суррогатным алкоголем

3.4. Ограничение физической доступности алкогольных напитков

3.5. Государственная монополия на розничную продажу алкогольных напитков

3.6. Совершенствование систем профилактики, лечения и реабилитации

3.7. Мониторинг производства, потребления алкоголя, связанных с алкоголем смертности и проблем

3.8. Оценка демографической эффективности предлагаемых мер

ПриложениЯ:

I. ИЗ ВТОРОГО ДОКЛАДА КОМИТЕТА ЭКСПЕРТОВ ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ, СВЯЗАННЫМ С ПОТРЕБЛЕНИЕМ АЛКОГОЛЯ.

1.1. Меры по уменьшению наличия алкоголя

1.2. Цены и налоги на алкоголь

1.3. Ограничение продажи алкоголя

1.4. Регулирование обстоятельств употребления алкоголя

1.5. Ограничение маркетинга алкоголя

1.6. Меры против управления автотранспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения

1.7. Просвещение и убеждение

1.8. Раннее вмешательство и лечебные службы

1.9. Выводы, касающиеся эффективных стратегий по уменьшению вреда, связанного с употреблением алкоголя

2.1. Создание базы знаний для разработки алкогольной политики

2.2. Комплексность алкогольной политики

2.3. Алкогольная политика на различных уровнях юрисдикции

2.4. Выводы, касающиеся разработки алкогольной политики

II. ЗЛОУпотреблениЕ алкоголЕМ в России в 1946 – 2007 гг.

1. 1946-1979 гг. - Рост потребления алкоголя и смертности населения

2. 1980-1984 гг. - Стабилизация потребления алкоголя и смертности населения на высоком уровне

3. 1985-1991 гг. - Период резкого снижения, затем повышения потребления алкоголя и смертности населения

4. 1992-1994 гг. - Период резкого повышения потребления алкоголя и смертности населения

5. 1995-1998 гг. - Снижение потребления алкоголя и смертности населения

6. 1999-2005 гг. - Период резкого повышения потребления алкоголя и смертности населения

7. 2006-2007 гг. - Снижение потребления алкоголя и смертности населения

III. О НЕОБХОДИМОСТИ УСКОРЕННОГО ВНЕДРЕНИЯ МЕР ОГРАНИЧИТЕЛЬНОЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СКАНДИНАВСКОГО ТИПА В РОССИИ В УСЛОВИЯХ РАЗВОРАЧИВАЮЩЕГОСЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

РЕЗЮМЕ

Масштабы проблемы

Смертность и потери продолжительности жизни . Алкоголь – главный фактор катастрофической убыли населения России. В современной России злоупотребление алкоголем приводит к преждевременной смерти около полумиллиона (!) человек ежегодно. Каждая четвертая смерть в России прямо или косвенно связана с алкоголем – около 30% смертности среди мужчин и 15% среди женщин. Алкогольная смертность включает не только случайные отравления алкоголем, но и 2/3 смертей от несчастных случаев и насилия, 1/4 смертей от сердечно-сосудистых заболеваний и многое другое.

Злоупотребление алкоголем – главная причина того, что продолжительность жизни среди мужчин в России ниже, чем в десятках несравненно более бедных стран, таких как Йемен, Бангладеш, Мавритания, Гондурас, Таджикистан, Сенегал. Продолжительность жизни мужчин за последние десятилетия ни разу не достигала уровня 1964 года, когда она, единственный раз за всю историю России, превысила 65 лет. При нынешнем уровне смертности лишь 42% двадцатилетних мужчин имеют шанс дожить до шестидесяти. Особенно высокая смертность у молодого поколения мужчин от 15 до 30 лет – в 3,5 раза выше, чем у женщин в этом возрасте.

Разрыв между продолжительностью жизни мужчин и женщин в России самый высокий в мире – 14 лет. Для сравнения, смертность заключенных приблизительно в три раза ниже таковой среди мужчин тех же возрастов на воле. У двух третей умерших в трудоспособном возрасте россиян посмертное вскрытие обнаруживает повышенное содержание алкоголя в крови.

Убийства и самоубийства . По данным пресс-службы МВД, около 80% убийц в России нетрезвы в момент убийства. Такое же состояние выявляется и у около 40% самоубийц.

Оставленные дети . Россия занимает первое место в мире по количеству брошенных детей. Алкоголизм – наиболее распространенная причина оставления детей и лишения материн­ских прав в РФ. По данным исследований, у почти половины воспитанников детских домов в России наблюдаются признаки алкогольного синдрома плода.

Дорожно-транспортные происшествия . Более 60% смертельно травмированных в ДТП в России погибают с повышенным содержанием алкоголя в крови. При этом официальная статистика по водителям, задержанным в состоянии алкогольного опьянения занижается на порядок.

Разводы . Катастрофически высокий уровень алкогольных проблем в России ведет и к катастрофически высокой разводимости – по этому показателю Россия находится на втором месте в мире.

Алкоголизация детей – более 80% подростков потребляют алкогольные напитки. Возраст приобщения к алкоголю по сравнению с советским периодом снизился с 17 до 14 лет. По данным Роспотребнадзора в России треть несовершеннолетних юношей и девушек выпивают ежеднево. Между тем доказано, что раннее приобщение к алкоголю увеличивает в 5–6 раз риск развития алкоголизма и насильственной смерти в будущем.

Экономические потери составляют не менее одного триллиона 700 миллиардов рублей в год. Они связаны с повышенной смертностью, потерей продолжительности здоровой жизни, утратой трудоспособности, со снижением производительности труда, затратами на лечение связанных с алкоголем заболеваний, с социальными выплатами государства инвалидам, сиротам, с ущербом от пожаров, ДТП, с расходами на содержание заключенных, на борьбу с преступностью и беспризорностью.

Таким образом, злоупотребление алкоголем – основной фактор демографического и социального кризиса в России, общенациональная угроза на уровне личности, семьи, общества, государства и, следовательно, угроза национальной безопасности.

Демографическая политика имеет своей целью управление демографическими процессами. Цель социальной политики – регулирование условий жизни населения, помощь нуждающимся.

Политика, призванная повлиять на репродуктивное поведение населения в сторону повышения рождаемости, состоит из двух направлений:

1. Регулирование условий жизни населения с целью содействия семьям в удовлетворении существующих у них потребностей в числе детей.

2. Регулирование условий жизни, т.о. чтобы потребность в числе детей выросла до уровня, позволяющего избежать демографической катастрофы.

Демографическая политика в России

Сложившаяся в настоящее время ситуация в области демографии в Российской Федерации характеризуется рядом негативных тенденций. С 1992 г. в России отмечается депопуляция населения, которая обусловлена низкой рождаемостью, с одной стороны (параметры которой меньше требуемого для замещения поколений почти в 2 раза), и высоким уровнем смертности населения, особенно в младенческом и трудоспособном возрастах с другой стороны. Среди умерших в трудоспособном возрасте мужчины составляют около 80%, что в 4 раза выше уровня смертности женщин. Основные причины смерти: несчастные случаи, отравления и травмы, болезни системы кровообращения и новообразования.

Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения страны. Средняя продолжительность жизни населения страны на конец 2000 г. составила 65,9 лет. Различия в ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин составляют 12 лет.

Целью демографической политики на среднесрочную перспективу является проведение мероприятий по снижению уровня смертности населения; создание предпосылок для стабилизации показателей рождаемости.

В связи с этим, основными задачами Правительства Российской Федерации в области демографической политики являются:

Разработка основных направлений действий по реализации демографической политики Российской Федерации на долгосрочную перспективу, включающих конкретные меры по реализации Концепции демографической политики с учетом перспектив социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, отдельных этнических групп населения и региональных особенностей демографических процессов;

Разработка и реализация комплекса федеральных целевых программ по охране здоровья населения, в том числе по профилактике и лечению артериальной гипертонии среди населения Российской Федерации; оказанию онкологической помощи населению Российской Федерации; профилактике и борьбе со СПИДом и др.

Разработка мер, предусматривающих аттестацию рабочих мест с целью выявления неблагоприятных факторов на здоровье работников, а также порядка экономического стимулирования работодателей в улучшении условий и охраны труда;



Разработка и реализация мер по профилактике правонарушений, пьянства и наркомании.

Большое значение для получения наиболее полной и достоверной информации о населении страны в различных ее аспектах, проведения широкого круга исследований по формированию и корректировке демографической политики будет иметь проведенная в октябре 2002 г. Всероссийская перепись населения, а также создание Государственного регистра населения Российской Федерации.

В области создания условий жизнедеятельности семьи, дающих возможность воспитания нескольких детей, основным направлением должно стать обеспечение учета демографического аспекта при разработке и реализации государственной жилищной политики, в том числе:

Поддержание системы жилищных стандартов, обеспечение режима благоприятствования системы жилищных стандартов для семей с детьми;

Содействие развитию рыночных форм обеспечения доступности жилья, наилучшим образом удовлетворяющих жилищные потребности семей, находящихся в активной фазе репродуктивного цикла;

Учет количества детей в семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий, при определении размера помощи со стороны государства (безвозмездные субсидии на приобретение жилья, помощь в погашении ипотечных кредитов и т.п.).


Close