Придаточные образа действия и степени. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и Сложноподчиненные предложения с придаточным образа действия
Придаточными образа действия называются предложения, которые указывают на способ действия, названного в главном предложении, и отвечают на вопросы как? каким образом? Пример: [Человек этот вёл себя так], (как будто никого рядом не было).
Эти придаточные прикрепляются к главному предложению при помощи союзов как, чтобы, словно, как будто, точно; иногда имеют дополнительные оттенки значения сравнения, следствия. Пример: [Он мечтал прожить жизнь так], (как его отец). [Я от него ушёл так], (как будто мы расстались навсегда)
Таким придаточным в главной части часто соответствует указательное слово так, выполняющее функцию обстоятельства образа действия: Пример: Бьется насмерть парень бравый- так, как бьются на войне (А. Твардовский). Говорил он так, как сейчас уже никто из нас говорить не умеет, - выпуклым, сочным языком (К. Паустовский).
Придаточные меры и степени указывают на меру и степень проявления признака или действия в главном предложении и отвечают на вопросы в какой мере? в какой степени? сколько? насколько?
Им в главной части соответствуют указательные слова так, такой (в значении настолько), до такой степени, до того, настолько, столько. Они обозначают высокую меру проявления действия, состояния, признака, количества и сочетаются с глаголами, наречиями, прилагательными, существительными: Пример: [Она знала жизнь настолько плохо], (насколько это возможно в 20 лет). (А. Куприн).
Если указательного слова со значением меры и степени нет, значит, это другой тип придаточного. Указательные слова обычно бывают обстоятельствами образа действия, меры и степени, но иногда они могут выполнять другую синтаксическую функцию. Однако и в этом случае указательные слова подчёркивают степень проявления признака: Пример: [Природа в этих местах такая сказочная], (что просто дух захватывает).
Придаточные меры и степени присоединяются к главному предложению союзами что, чтобы, будто, словно, точно, как будто и союзными словами как, сколько, насколько, поскольку: Пример: [Это было сказано так твердо и властно], (что Лунину оставалось только подчиниться). (Н. Чуковский). [Люди были интересны Самгину настолько], (насколько он, присматриваясь к ним, видел себя не похожим на них). (М. Горький).
Нужно уметь отличать придаточные меры и степени от придаточных образа действия. Для этого надо правильно задать вопрос: Пример: Рукава и верхние полы рубашки засалились и залоснились до такой степени, что походили на юфть. (М. Горький). - засалились и залоснились до какой степени? как сильно? , а не как? каким образом?
Укажи СППс придаточными образа действия Говорил он так, как сейчас уже никто из нас говорить не умеет, - выпуклым, сочным языком. Стрелки поймали столько рыбы, что не могли вытащить сеть. Поляна так пестреет, что рябит в глазах.
Укажи СППс придаточными образа действия Белые акации пахли так сильно, что их сладкий, приторный, конфетный запах чувствовался на губах и во рту. Обо всём он говорил по-своему и так, что это запоминалось на всю жизнь. Я люблю ее так, что словами всего и не скажешь.
Придаточное сравнительное предложение поясняет обозначенные в главном действия, состояния, предметы, признаки через сравнение с другими действиями, предметами, признаками. Придаточные сравнительные отвечают на вопросы как? подобно чему? [Восторг его гас], (как гаснет свеча от сильного ветра). (А. Чехов).
Они присоединяются к главному предложению сравнительными союзами как, будто, как будто, словно, точно, что (разг.), подобно тому как (книжн.), как если бы и др. : [Станет как-то радостно и больно], (будто кто-то шепчет о любви). (Н. Рубцов).
Придаточные сравнительные предложения относятся ко всему главному предложению в целом, к ним часто нельзя поставить вопрос. Этими признаками придаточные сравнительные отличаются от сходных по значению придаточных образа действия, меры и степени. Ср. : Лиза начала медленно опускаться, как будто ей нужно было что-то поднять с пола. (К. Федин). - Я много раз видел ледоход, и всегда это было так, как будто какая-то сила нехотя ломала грязный лед. (В. Катаев).
Придаточные сравнительные могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения. [Служите мне], (как вы ему служили). (А. Пушкин). [С глухими звуками, (как будто кто-то бьет ладонью по картонной коробке), рвутся гранаты]. (Е. Первенцев). (Чем ближе подходит дневная съемка к концу), [тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер]. (А. Куприн).
Особое место в системе сложноподчинённых предложений занимают также предложения с двойным союзом чем. . . тем. В них трудно разграничить главное и придаточное предложения, поскольку обе части не могут существовать самостоятельно. Традиционно придаточным предложением считается первая часть с частью союза чем, тогда как вторая часть (с частью союза тем) считается главным предложением: (Чем меньше женщину мы любим), [тем легче нравимся мы ей]. (А. Пушкин).
Сравнительные придаточные предложения следует отличать от сравнительных оборотов, в составе которых отсутствует сказуемое: Сосна, /как дерево смолистое/, почти не поддаётся гниению.
Часто смешивают сравнительный оборот, с придаточным сравнительным, в котором опущено сказуемое, подсказываемое сказуемым главного предложения: [Серёжа рос в семье], (как трава (росла) в степи).
Чтобы научиться различать подобные конструкции, нужно понять, что в придаточном сравнительном имеются слова, относящиеся к опущенному сказуемому. Так в данном предложении в степи - обстоятельство места, относящееся к сказуемому. В сравнительном обороте таких слов нет: /Как стройный тополь/, носился он на буланом коне своём. (Н. Гоголь).
1. Вопросы: придаточные образа действия и степени отвечают на вопросы как? каким образом? в какой мере? в какой степени? сколько? насколько?
2. Главное слово: придаточные образа действия и степени прикрепляются к словосочетанию знаменательного слова (глагол, наречие, прилагательное, причастие, наречие, существительное) и указательного слова ().
3. Средства связи: придаточные образа действия и степени прикрепляются к главному предложению при помощи: а) союзных слов (как, сколько, насколько ); б) союзов (что, чтобы ). В главном предложении обязательно есть указательное слово - обстоятельство образа действия, меры и степени (столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой ).
4. Место в предложении: если средством связи является союз, то придаточное стоит после главного предложения; если придаточное прикрепляется к главному предложению с помощью союзного слова, придаточное может стоять и перед главным, и после него.
Стрелки поймали столько рыбы [сколько?], что не могли вытащить сеть (Арсеньев).
[сущ. + указ. сл.], (что - союз).
С тех пор она старалась всё делать так [как?], чтобы её хвалили (Панова).
[гл. + указ. сл.], (чтобы - союз).
Люди были интересны Самгину настолько [насколько?], насколько он, присматриваясь к ним, видел себя не похожим на них (М. Горький).
[кр. прил. + указ. сл.], (насколько - союз. слово).
Обратите внимание!
1) Как отмечалось, сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени в главном предложении обязательно имеют указательное слово. Если указательного слова со значением образа действия, меры и степени нет, значит, это другой тип придаточного. Указательные слова обычно бывают обстоятельствами образа действия, меры и степени, но иногда они могут выполнять другую синтаксическую функцию. Однако и в этом случае указательные слова подчёркивают степень проявления признака и др.
Она такая красивая , что просто дух захватывает (Гольцов).
2) Каждый из союзов, используемых в придаточных образа действия и степени, привносит в значение сложноподчинённого предложения свой оттенок значения: союз что - значение следствия (Поляна так пестреет, что рябит в глазах ); союз чтобы - целевое значение, значение желательности, возможности (Деньги спрячь так, чтобы не нашли ). Однако значение образа действия и степени является в них основным, что подчеркивается указательным словом в главном предложении с тем же значением.2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении
- 2.2.5. Придаточные образа действия и степени
2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению
Цель: Формировать умения определять типы обстоятельственных предложений, выяснять общее и различия между ними.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, индивидуальные карточки.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока “Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, степени и сравнительными”. Цель нашего урока заключается в том, чтобы в ходе поиска прийти к выводу: что общего между этими придаточными и в чем их различие. Всем понятна цель урока? Значит, нам нужно максимально сконцентрироваться и работать в темпе, так как у нас много работы.
Словарная работа.
А сейчас проведем словарную работу. Смотрим на экран: кано нада. Это слово заимствовано из французского языка. Лексическое значение – продолжительная сильная частая стрельба из многих орудий. Запишите это слово.
Повторение изученного материала.
Теперь 1-й вариант составит сложноподчиненное предложение с придаточными определительными, 2-й вариант – сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными. Хорошо. Ответьте на следующие вопросы: На какие группы делятся сложноподчиненные предложения? Сколько видов придаточных обстоятельственных?
Объяснение нового материала.
Внимание на экран. Будьте внимательны. Мы с вами переходим к основному этапу урока. Вспомним цель нашего урока: что общего между придаточными образа действия, степени и сравнительными и в чем их различие.
1. Партизаны выполнили задание так, как приказал командир.
2. Немцы двигались так осторожно, что Сашка даже на миг успокоился.
- Найдите грамматические основы.
- Определите главные и придаточные предложения.
- На какие вопросы отвечают придаточные?
- Что поясняют придаточные? Какие это придаточные?
- При помощи чего прикрепляются придаточное к главному предложению? Придаточные образа действия и степени могут прикрепляться при помощи союзов и союзных слов. Если придаточное прикрепляется союзными словами, то оно однозначное. Если же союзами, то многозначное.
- Графически изобразите схемы сложноподчиненных предложений.
На экране схемы этих предложений. Проверьте, правильно ли вы выполнили.
Во втором предложении в строении словосочетания может быть не только наречие, но и имя прилагательное и имя существительное. Ребята, давайте сделаем вывод. Что общего между придаточными образа действия и степени?
Ответы учащихся.
Общее: придаточные образа действия и степени могут быть однозначными и многозначными; поясняют словосочетания; одинаковые указательные слова являются членами предложения и не могут быть опущенными.
Отличие: придаточные образа действия и степени отвечают на разные пары вопросов и поясняют словосочетания различного строения.
Закрепление.
Выполнение упражнения 127 на странице 60. Первый вариант работает со сложноподчиненными предложениями с придаточными образа действия. Второй вариант со сложноподчиненными предложениями с придаточными степени.
[Незнакомец не рассматривал нас так], (как рассматривали мы его).
Продолжение объяснения нового материала.
Внимание. Вот третье предложение.
Еще долго не умолкала победная канонада, словно война не хотела покидать русскую землю.
- Найдите грамматические основы предложения.
- Определите главное и придаточное предложения.
- На какой вопрос отвечает придаточное предложение?
- Что поясняет придаточное?
- При помощи чего прикрепляется придаточное сравнительное?
Проверяем. Итак, схема вашего предложения должна выглядеть так.
Придаточные сравнительные, ребята, прикрепляются только при помощи союзов.
Ответьте на вопрос: Чем отличаются сравнительные придаточные от придаточных
образа действия и степени?
На первый взгляд легко. На самом деле очень часто путают. Итак, сделаем самый
главный вывод на этом уроке.
Придаточные сравнительные поясняют все главное предложение, а придаточные образа действия и степени – словосочетания. Придаточные сравнительные отвечают на один вопрос как, а придаточные образа действия и степени на пары вопросов. В сложноподчиненном предложении с придаточными сравнительными нет указательных слов, в сложноподчиненных предложениях с придаточными образа действия и степени указательные слова обязательны. Еще один одно главное отличие: в основе СПП с придаточными сравнительными лежит сравнение, а в СПП с придаточными образа действия и степени нет даже намека на сравнение.
Воспитательный момент.
Ребята, прочитайте еще раз эти три предложения и посмотрите на них с другой точки зрения. Что между ними общего?
В этом году наша страна отмечает 65-летие Победы над фашистской Германией. Мы с вами должны чтить погибших и уважать память о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
Закрепление.
Работа по карточкам. Расставьте пропущенные знаки препинания. Определите придаточные образа действия, степени и сравнительные.
- На войне солдаты поступали так как велел им долг.
- Из груди так сильно била кровь что санитарка не успевала менять марлевые салфетки.
- Мина взорвалась так неожиданно что Сашка оказался в неглубокой воронке полной мутной водой.
- Засмеялся он точно сталь зазвенела.
- Ветер дул так сильно что стоять на ногах было невозможно.
- Где-то рядом грянуло так что задрожала вся улица.
- Это были люди настолько страшные что они были закутаны и одеялами и платками.
Проверка задания. Еще раз вернемся к выводу. Чем отличаются придаточные сравнительные от придаточных образа действия и степени? Ответы учащихся. На следующем уроке продолжим изучение этой темы.
Домашнее задание. Знать отличия СПП с придаточными образа действия, степени и сравнительными. Упражнение по учебнику № 130, 168.
Спасибо всем за урок. Выставление и комментирование оценок.
1. Вопросы: придаточные образа действия и степени отвечают на вопросы как? каким образом? в какой мере? в какой степени? сколько? насколько?
2.Главное слово: придаточные образа действия и степени прикрепляются к словосочетаниюзнаменательного слова (глагол, наречие, прилагательное, причастие, наречие, существительное) и указательного слова ( ).
3. Средства связи: придаточные образа действия и степени прикрепляются к главному предложению при помощи: а) союзных слов (как, сколько, насколько ); б) союзов (что, чтобы ). В главном предложении обязательно есть указательное слово – обстоятельство образа действия, меры и степени (столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой ).
4. Место в предложении: если средством связи является союз, то придаточное стоит после главного предложения; если придаточное прикрепляется к главному предложению с помощью союзного слова, придаточное может стоять и перед главным, и после него.
Например:
1. Стрелки поймали столько рыбы [сколько?], что не могли вытащить сеть (Арсеньев).
[сущ. + указ. сл.], (что – союз).
2. С тех пор она старалась всё делать так [как?], чтобы её хвалили (Панова).
[гл. + указ. сл.], (чтобы – союз).
3. Люди были интересны Самгину настолько [насколько?], насколько он, присматриваясь к ним, видел себя не похожим на них (М. Горький).
[кр. прил. + указ. сл.], (насколько – союз. слово).
Обратите внимание!
1) Как отмечалось, сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени в главном предложении обязательно имеют указательное слово. Если указательного слова со значением образа действия, меры и степени нет, значит, это другой тип придаточного. Указательные слова обычно бывают обстоятельствами образа действия, меры и степени, но иногда они могут выполнять другую синтаксическую функцию. Однако и в этом случае указательные слова подчёркивают степень проявления признака и др.
Она такая красивая, что просто дух захватывает (Гольцов).
2) Каждый из союзов, используемых в придаточных образа действия и степени, привносит в значение сложноподчинённого предложения свой оттенок значения: союз что – значение следствия (Поляна так пестреет, что рябит в глазах ); союз чтобы – целевое значение, значение желательности, возможности (Деньги спрячь так, чтобы не нашли ). Однако значение образа действия и степени является в них основным, что подчеркивается указательным словом в главном предложении с тем же значением.
К придаточным предложениям, которые относятся к одному слову в главном предложении, относятся также:
придаточные определительные,
придаточные дополнительные (изъяснительные),
придаточные подлежащные,
придаточные сказуемные.
Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению
Обстоятельственные придаточные, кроме придаточных образа действия и степени, как правило, относятся ко всему главному предложению, но вопрос к ним обычно задается от сказуемого.
Придаточные сравнительные
1. Вопросы: придаточные сравнительные отвечают на вопросы: как? подобно чему? Однако не всегда к сравнительному придаточному можно задать именно эти вопросы. Поэтому необходимо обратить особое внимание на их средства связи.
2. Средства связи: придаточные сравнительные прикрепляются к главному предложениюсоюзами : как, словно, будто, как будто, подобно тому как, что (в значении «как»), как если бы, всё равно что, так же как, прямо как, чем, нежели, чем если бы, чем... тем и др.
Сложноподчинённые предложения со сравнительными союзами в главном предложении могут иметь указательные слова со значением меры и степени:
Ветер рвал шинель так [как?], будто хотел разодрать её надвое (Тельпугов).
Такие придаточные совмещают значение сравнения со значением образа действия и степени. В ряде пособий они относятся к придаточным образа действия и степени.
Особую группу среди предложений со сравнительными придаточными составляют такие, в главном предложении которых есть прилагательное или наречие в сравнительной степени, а придаточное предложение прикрепляется к главному союзами чем, нежели :
В твоём сознании заключено гораздо больше мыслей, чувств и поэтической силы, чем ты предполагал (Паустовский); Молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать (Пушкин); Чем на мост нам идти, поищем лучше броду (Крылов).
Вместо формы сравнительной степени употребляются также местоимения иной, другой , местоимённое наречие иначе :
Конечно, Крым оказался совсем другим, чем я о нём думал (Паустовский).
Эта группа сложноподчинённых предложений отличается не только особой структурой, но и особым значением. В ряде пособий такие конструкции выделяются в самостоятельные типы придаточных предложений.
Особое место в системе сложноподчинённых предложений занимают также предложения с двойным союзом чем... тем . В них трудно разграничить главное и придаточное предложения, поскольку обе части не могут существовать самостоятельно. Традиционно придаточным предложением считается первая часть с частью союза чем , тогда как вторая часть (с частью союза тем ) считается главным предложением:
Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей (Пушкин).
3. Место в предложении: придаточные сравнительные могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.
Например:
1. Служите мне [как?], как вы ему служили (Пушкин).
, (как – союз).
2. С глухими звуками [подобно чему?], как будто кто-то бьет ладонью по картонной коробке, рвутся гранаты (Первенцев).
[ , (как будто – союз), ].
3. Чем ближе подходит дневная съемка к концу, тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер (Куприн).
(чем ), [тем ].
Обратите внимание!
1) Как уже отмечалось, придаточные сравнительные близки по значению к придаточным образа действия и степени. К тем и другим иногда можно задать один и тот же вопрос как? . В главном предложении сложноподчинённых предложений с такими придаточными могут быть одни и те же указательные слова, прежде всего – указательное слово так . Поэтому для разграничения этих типов придаточных необходимо учитывать совокупность всех признаков. Обратите также внимание на то, что как в придаточном образа действия и степени является союзным словом, а в придаточном сравнительном – союзом.
2) Придаточные сравнительные часто бывают неполными предложениями.
Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу (Чехов) – опущено сказуемое ходят .
Следует отличать неполное придаточное предложение от сравнительного оборота. В сравнительном придаточном допускается пропуск сказуемого – оно уже названо в главном предложении (см. пример выше). Так как в придаточном предложении с опущенным сказуемым остаются подлежащее и второстепенные члены, грамматически зависящие от сказуемого (обстоятельство, дополнение), то сказуемое может быть без труда восстановлено.
Ср.: как яйцо в скорлупу (Чехов). – Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо заключено в скорлупу.
Если в сравнительной конструкции нет членов предложения, зависящих от сказуемого, то она превращается в сравнительный оборот.
Пили бабушкины наливки, жёлтую, как золото , тёмную, как дёготь , и зелёную (М. Горький).
3) Средства связи чем, чем... тем в сравнительных придаточных являются союзами, а не союзными словами (это не местоимения в творительном падеже!).
придаточные места, придаточные времени, придаточные причины, придаточные цели, придаточные условия, придаточные уступительные, придаточные следствия.
Придаточные места
1. Вопросы: придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда?
2. Средства связи: придаточные места прикрепляются к главному предложению союзными словами : где, куда, откуда . В главной части им соответствуют указательные слова в функции обстоятельства места: там, туда, оттуда, всюду и др.
3. Место в предложении: придаточные места могут стоять перед главным предложением, в середине главного предложения, но чаще – после главного предложения.
Например:
1. Нет величия там [где?], где нет правды (Л. Толстой).
[ указ. слово], (где – союз. слово).
2. [Куда?] Куда иголка, туда и нитка (пословица).
(куда – союз. слово), [указ. слово ].
3. Он выехал оттуда [откуда?], откуда съезжали во двор лошади (А.Н. Толстой).
[ указ. слово], (откуда – союз. слово).
Обратите внимание!
1) Где, куда, откуда не могут быть союзами. Это всегда союзные слова.
2) Эти союзные слова (где, куда, откуда ) могут использоваться в придаточных определительных и дополнительных. Средством разграничения типов придаточных является вопрос, а также синтаксическая функция указательных слов в главном предложении.
Ср.: Он едет туда [куда?], где никто не бывал – придаточное места; Он приехал в тот город [какой?], где никогда не бывал Я не знаю [чего?], где буду ночевать – придаточное изъяснительное.
К придаточным предложениям, которые относятся ко всему главному предложению, относятся также:
придаточные сравнительные, придаточные времени, придаточные причины, придаточные цели, придаточные условия, придаточные уступительные, придаточные следствия.
Придаточные времени
1. Вопросы: придаточные времени отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?
2. Средства связи: придаточные времени прикрепляются к главному предложению союзами :когда, пока, покамест, прежде чем, как только, как, как вдруг, едва, в то время как, с тех пор как, до тех пор как, по мере того как и др.
Составные союзы с тех пор как, до тех пор как, в то время как, по мере того как, прежде чем и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части (придаточное предложение в этом случае стоит после главного, в середине главного). Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом – обстоятельством времени: в то время, по мере того, с тех пор, до тех пор, прежде как ) остаётся в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз – в середине составного союза.
Общие правила расчленения составного союза на указательное слово и простой подчинительный союз см. п. 2.4 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.
1. [Когда?] После того как миновали четыре часа дежурства у постели Степана, Иван Иванович отошёл душой (Копяева).
(после того как – союз), .
2. И даже после того [когда?], как стихи были напечатаны, он снова и снова возвращается к ним (Чуковский).
[указ. сл., (как – союз), ].
3. Место в предложении: придаточные места могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.
Например:
1. [Когда?] Когда я был моложе, я не мог написать насквозь ни одной главы (Фадеев).
(когда – союз), .
, (пока – союз).
Обратите внимание!
Когда в придаточном времени является союзом, а не союзным словом, как в придаточном определительном или в придаточном изъяснительном.
Ср.: [Когда?] Когда нетерпеливые угомонились, я уселся поудобнее (Тельпугов) – придаточное времени; когда – союз; Подошёл момент [какой?], когда надо прощаться – придаточное определительное; когда – союзное слово.
К придаточным предложениям, которые относятся ко всему главному предложению, относятся также:
придаточные сравнительные, придаточные места, придаточные причины, придаточные цели, придаточные условия, придаточные уступительные, придаточные следствия.
Придаточные причины
1. Вопросы: придаточные причины отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине?
2. Средства связи: придаточные причины прикрепляются к главному предложению союзами :так как, поскольку, ибо, потому что, оттого что, из-за того что, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что, тем более что, затем что и др.
Составные союзы из-за того что, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что, потому что, оттого что и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части. Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом – обстоятельством причины: из-за того, вследствие того, благодаря тому, в связи с тем, потому, оттого и др.; вторая часть составного союза (что ) остаётся в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию простого подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз – в середине составного союза.
3. Место в предложении: придаточные причины могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.
Например:
1. В русский язык по необходимости вошло множество иностранных слов [почему?], потому что в русскую жизнь вошло множествоиностранных понятий (Белинский).
, (потому что – союз).
2. [Почему?] Оттого что выпавший ночью снег точно покрыл всё ватой и простынями, кругом стало светло, как в операционной (Полевой).
(оттого что – союз), .
3. Бомбы падают в воду, в песок, в болото потому [почему?], что строй вражеских самолётов разбит и разорван (Гайдар).
[указ. сл.], (что – союз).
4. Вследствие того [почему?], что перестали по его приказу посылать ребятниц-женщин с грудными детьми на барщину, эти самыеребятницы тем труднейшую работу несли на своей половине (Л. Толстой).
[указ. сл., (что – союз), ].
К придаточным предложениям, которые относятся ко всему главному предложению, относятся также:
придаточные сравнительные, придаточные места, придаточные времени, придаточные цели, придаточные условия, придаточные уступительные, придаточные следствия.
Придаточные цели
1. Вопросы: придаточные цели отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью?
2. Средства связи: придаточные цели прикрепляются к главному предложению союзами:чтобы, дабы, с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы , союзами-частицамитолько бы, лишь бы и др.
Составные союзы с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части. Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом – обстоятельством цели: с тем, для того, затем и др.; вторая часть составного союза (чтобы ) остается в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию простого подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз – в середине составного союза.
Общие правила расчленения составного союза на указательное слово и простой подчинительный союз см. п. 2.4. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.
3. Место в предложении: придаточные цели могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.
Например:
1. Для того [с какой целью?], чтобы войти в Пришвина, разговориться с ним, надо замедлить течение своей души (Солоухин).
[указ. сл., (чтобы – союз), ].
2. Он употребил свое красноречие [с какой целью?], дабы отвратить Акулину от её намерения (Пушкин).
, (дабы – союз).
3. Командир бригады принял решение прекратить преследование до рассвета [с какой целью?], с тем чтобы к утру подтянуть резервы (Шолохов).
, (с тем чтобы – союз).
К придаточным предложениям, которые относятся ко всему главному предложению, относятся также:
придаточные сравнительные, придаточные места, придаточные времени, придаточные причины, придаточные условия, придаточные уступительные, придаточные следствия.
Придаточные условия
1. Вопросы: придаточные условия отвечают на вопрос при каком условии?
2. Средства связи: придаточные условия прикрепляются к главному предложению союзами :если, коли, когда (в значении «если»), раз (в значении «если»), кабы, ежели, как (в значении «если») и др.
В сложноподчинённых предложениях с условными придаточными могут использоваться составные двойные союзы: если..., то; если..., так; раз..., так; как,... так и др.
В отличие от составных союзов типа с тех пор как, до тех пор как, в то время как и др. вторая часть двойного союза (то, так ) всегда находится в главном предложении, причём это часть союза, а не указательное слово. Придаточные с двойными союзами всегда стоят перед главным предложением:
Раз уж вы согласились, так уж нельзя вам отказываться (Даль).
3. Место в предложении: придаточные условия могут стоять после главного предложения, перед главным предложением.
Например:
1. [При каком условии?] Если бы на отмели был песок, можно было бы увидеть следы животного (Арсеньев).
(если – союз), .
2. [При каком условии?] Коли парень ты румяный, братец будешь мне названый (Пушкин).
(коли – союз), .
, (когда – союз).
4. [При каком условии?] Как душа черна, так и мылом не смоешь (пословица).
(как – союз), [так и ].
К придаточным предложениям, которые относятся ко всему главному предложению, относятся также:
придаточные сравнительные, придаточные места, придаточные времени, придаточные причины, придаточные цели, придаточные уступительные, придаточные следствия.
Придаточные уступительные
1. Вопросы: придаточные уступки отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?
2. Средства связи: придаточные уступки прикрепляются к главному предложению при помощи:
- союзов : хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пускай (в значении «хотя»), пусть (в значении «хотя»), даром что (в значении «хотя») и др.;
- союзных слов : как, сколько, что, где, куда, кто и др. – с обязательной частицей ни .
Составные союзы несмотря на то что, невзирая на то что обычно, но не всегда, разбиваются на две части, первая из которых (несмотря на то; невзирая на то ) отходит в главное предложение и становится указательным словом – обособленным обстоятельством уступки:
Он выглядит опрятным, чистым, несмотря на то, что одежда его изрядно поношена (Федосеев).
3. Место в предложении: придаточные уступки могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.
Например:
1. Было уже совсем тепло [несмотря на что?], хотя кругом лежал рыхлый, тяжёлый снег (Семушкин).
, (хотя – союз).
2. [Несмотря на что?] Как бы ни говорили девушки по всему белому свету, всё становится милым в их устах (Фадеев).
(как ни – союз. слово), .
3. У него ничего не клеилось [несмотря на что?], что бы он ни предпринимал (Фадеев).
, (что ни – союз. слово).
Обратите внимание!
1) В придаточных уступки с союзными словами как, сколько, что, где и др. всегда пишется частица ни , поскольку она имеет не отрицательное, а усилительное значение, причём усиливает утверждение.
Ср.: Сколько я ни прислушивался, я не мог различить ни одного звука (Паустовский). – Хотя я старательно прислушивался, я не мог различить ни одного звука.
2) Нужно отличать союз чтобы в придаточном цели от союзного слова что бы ни в придаточном уступительном. В придаточном уступительном что является членом предложения, а ни усиливает утверждение.
Ср.: [С какой целью?] Чтобы не было между нами личных счетов, я вынужден написать рапорт об отстранении меня от должности (Фурманов) – придаточное цели; союз цели чтобы пишется слитно; [Несмотря на что?] Что бы ни говорил он, я ручаюсь за него (Лесков) – придаточное уступки; союзное слово что пишется раздельно с частицей бы .
3) Если придаточное уступки стоит перед главным предложением, то в начале главного может находиться сочинительный противительный союз: но, однако, да, зато .
Хотя ложь ещё живёт, но совершенствуется только правда (М. Горький).
Такие сложные предложения занимают промежуточное положение между сложноподчинёнными и сложносочинёнными. Но всё же в основе это сложноподчинённые предложения.
4) В ряде пособий к придаточным уступительным не относят придаточные с союзными словами что ни, кто ни, где ни и др.; к уступительным придаточным относят лишь те, что прикрепляются к главному предложению перечисленными союзами и лишь двумя союзными словами – как ни, сколько ни .
К придаточным предложениям, которые относятся ко всему главному предложению, относятся также:
придаточные сравнительные, придаточные места, придаточные времени, придаточные причины, придаточные цели, придаточные условия, придаточные следствия.
Придаточные следствия
1. Вопросы: придаточные следствия отвечают на вопрос что из этого следует?
2. Средства связи: придаточные следствия прикрепляются к главному предложению при помощи союза так что .
3. Место в предложении: придаточные следствия стоят после главного предложения.
Например:
Снег становился всё белее и ярче, так что ломило глаза, глядя на него (Л. Толстой).
, (так что – союз).
Обратите внимание!
1) Так что – единственный союз, который употребляется в придаточных следствия, причём он используется только в этом типе придаточных.
2) Союз так что не может расчленяться на две части, как многие другие составные союзы. Он всегда полностью входит в состав придаточного. Если этот союз расчленить, то изменится не только структура предложения, но и значение придаточного.
Ср.: Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен – придаточное следствия с союзом так что ; Он оделся так , что мороз ему не страшен – придаточное образа действия и степени, так – указательное слово в главном предложении, что – подчинительный союз в придаточном.
Примечание. В ряде пособий выделяются также придаточные присоединительные :
1) Вопросы: придаточные присоединительные отвечают на вопросы: каков вывод из этого? какова оценка этого? что можно отметить по поводу этого?
2) Средства связи: придаточные присоединительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов: что (в различных формах без предлогов и с предлогами), отчего, зачем, почему .
3) Место в предложении: придаточные присоединительные стоят после главного предложения, и в самом главном отсутствуют какие-либо указатели на следование за ними предложений этого типа (кроме интонации, показывающей, что предложение не закончено).
Главное предложение в сложноподчинённом предложении с придаточным присоединительным является законченным по форме и содержанию. Придаточное присоединительное содержит добавочное сообщение, оценку ситуации в главном предложении, вывод, отдельные замечания по поводу сообщения в главной части.
Например:
1. Такая [дикая, пустынная, неприветливая] тайга влияет на психику людей, что заметно было и по моим спутникам (Арсеньев). В данном случае в придаточном предложении приводится наблюдение, подтверждающее общее суждение, выраженное в главном предложении.
2. Работая над яшмой, русские художники и мастера научились понимать и ценить камень, искать в нём самом художественный замысел,сливать идею художника со свойствами материала, что является одним из величайших достижений в истории камнерезного искусства (Ферсман). В данном придаточном предложении выражена оценка.
3. для чего идёт по берегу (Арсеньев). В данном придаточном предложении дается добавочное сообщение.
В целом сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными близки по значению к сложносочинённым и бессоюзным сложным предложениям. Не случайно союзные слова что, отчего, зачем могут быть заменены указательными местоимениями и местоимёнными наречиями:что → это ; отчего → оттого ; зачем → затем .
Cр.: Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для чего идёт по берегу. – Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для этого идёт по берегу ).
План разбора сложноподчинённого предложения
1. Указать тип сложного предложения (сложноподчинённое предложение).
2. Назвать главное предложение и придаточное предложение (выделить грамматические основы).
3. Указать, к чему относится придаточное предложение (ко всему главному предложению или к одному слову в главном предложении).
4. Определить тип придаточного предложения.
5. Указать средства связи: союз или союзное слово; указательное слово (если оно есть в главном предложении).
6. Указать место придаточного предложения по отношению к главному предложению.
7. Построить схему сложноподчинённого предложения.
Образец разбора
Молодые люди так потрясены этой встречей, что (Гинзбург).
Предложение сложноподчинённое, состоит из двух простых. Главное предложение: Молодые люди так потрясены этой встречей , грамматическая основа – молодые люди потрясены . Придаточное предложение: что некоторое время молчат, глядя на нас ; грамматическая основа – молчат , опущено подлежащее молодые люди . Придаточное относится к сказуемому потрясены , выраженному кратким причастием. Придаточное образа действия и степени. Средства связи – союз что и указательное слово так (в главном предложении). Придаточное предложение стоит после главного.
[кр. прич. + указ. сл.], (что
– союз).
образа действия и степени
К придаточным предложениям, которые относятся ко всему главному предложению, относятся также:
придаточные сравнительные, придаточные места, придаточные времени, придаточные причины, придаточные цели, придаточные условия, придаточные уступительные.