Особенности познавательно – речевого развития дошкольников.

Познание мира было бы невозможно, если бы люди не обладали способностью запечатлевать и сохранять продолжительное время в памяти то, что узнали о действительности в процессе восприятия и мышления.

Дошкольный период является наиболее интенсивным, когда закладывается фундамент умственного, физического, психического и нравственного развития. От того, в каких условиях будет протекать это развитие, во многом зависит будущее ребенка.

Психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна.

Познавательные процессы – это система психических функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира, т.е. природной и социальной среды.

Познавательная сфера личности, включает в себя:


  • Ощущения;

  • Восприятие;

  • Воображение;

  • Внимание;

  • Память;

  • Мышление (+творчество и иногда относят интеллект, хотя чаще его относят к способностям);

  • Речь.
Работа по познавательно - речевому развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием, происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматически строй речи, дети общаются друг с другом и с воспитателями, оформляют свои мысли в связанные высказывания.

Познавательное развитие дошкольника связывают с развитием познавательных психических процессов – внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи. В дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Основные задачи познавательного развития детей


  • Обогащать познавательную сферу информацией, лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности. Передавать информацию через слово;

  • Обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного взаимодействия с объектами, явлениями, с другими людьми;

  • Помогать упорядочивать сведения о мире, формировать представление о его целостности;

  • Формировать бережное и созидательное отношение к миру, закреплять свой положительный опыт;

  • Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию избирательных интересов, проявлению самостоятельной познавательной активности;

  • Создавать условия для развития познавательных процессов в разных видах деятельности и на разных содержаниях.
В каждой группе должна быть оформлена зона для познавательно-речевого развития детей. Эта зона охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип её оформления - доступность. Всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны должен обязательно содержать в себе: дидактические и настольно-печатные игры разной направленности, иллюстративный материал, разнообразные коллекции, демонстрационный материал, оборудование для экспериментальной деятельности и проведения опытов, мини-библиотеку.

В период дошкольного детства – перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. На каждом этапе развития та или иная функция выходит на первое место.

В качестве закономерностей развития дошкольника можно выделить смену форм мышления (наглядно-действенное – наглядно-образное – наглядно-словесное); развитие произвольности познавательных процессов; развитие эмоций, воли; формирование познавательных интересов как мотивов учебной деятельности; становление творческой игры как социальной школы ребенка.

При помощи речи взрослые руководят действиями ребенка, ставят перед ним практические и познавательные задачи, учат способам их решения. Речевые высказывания самого ребенка, даже в тот период , когда они еще только сопровождают практическое действие, не предваряя его, способствуют осознанию ребенком хода и результата этого действия, помогают поискам путей решения задач.

«РЕЧЕВАЯ СРЕДА»

Ребенок родился.... Мама наклонившись, говорит ровным доброжелательным тоном, одобряя его движения: «Да, так, молодец, у тебя все получиться».

Другие, порицая: «Нет, так не надо, нельзя так делать!» и одно-двухмесячный малыш по каким-то неуловимым признакам догадывается, когда его хвалят, когда не одобряют. Ребенок чувствителен к мимике, жесту. Позе, но еще более чувствителен к слову. Создание речевой среды - это речевые потоки, которые окружают ребенка, льются из уст близких ребенку людей - мамы, папы, бабушки, дедушки, старших братьев и сестер, из уст педагогов и сотрудников детского сада, просто посторонних людей: соседей, дворовых ребятишек и т.д. Ребенок слышит речь когда смотрит телевизор, видеомагнитофон, слушает радио, посещает театр, ему читают книги.

Изолировать малыша от речевых потоков невозможно, да и не нужно, ведь его речь формируется на их основе. Ребенок оказывается в речевой среде сразу после рождения. Но какая это среда? Какого качества речь слышится в ней? Чистота речи ребенка, правильность его речевых высказываний, культура выражений полностью завися от среды. Ребенок (точнее его речевая функция) сам не занимается отбором чистых речевых потоков. Он выбирает их такими, какие они есть.

Речевое общение - это обмен информацией, где всегда участвуют двое. Перенимая манеру речевого общения, установившуюся среди близких ему людей.

Ребенок перенимает речевое поведение взрослых и несет это с собой в жизни - в детский сад, школу, во двор... Речевое поведение не рождается само по себе, его необходимо формировать с раннего возраста и родители могут сделать очень многое.

Развитие познавательно-речевой активности дошкольников через формирование коммуникативных способностей.

Учитель-логопед, МА ДОУ ДС города Нижневартовска

№ 48 «Золотой петушок»

Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности, в том числе коммуникативной. Ребенок постепенно овладевает речью, развиваясь в социальной по своей природе и многоплановой по своему характеру совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. В процессе осуществления все более усложняющейся деятельности на каждом последующем этапе перед ним возникает все больше и больше познавательных задач, требующих для их решения обращения к речевой коммуникации. У ребенка последовательно формируются средства, приемы и способы коммуникации (общения). По мере увеличивается его потребность в общении, что в свою очередь, стимулирует накопление и развитие у него речевых умений и навыков. Эти умения, формирующиеся спонтанно, «прилаживаясь» к потребностям общения, оказываются в то же время еще недостаточно сформированными для перехода на новую деятельность - учебную. У детей дошкольного возраста можно сформировать умения, связанные с сознательной ориентировкой на языковую действительность, если сделать предметом осознанного анализа словесный состав речи, т.е. сами средства общения. На этом этапе важна помощь взрослых - работа (занятия, игры, упражнения), направленная на коррекцию, развитие, совершенствование уже имеющихся и на формирование новых умений и навыков, необходимых для полноценного общения и последующего школьного обучения. Формирование речевых умений и навыков начинается на материале слов и высказывания.

Важным разделом является развитие лексической стороны речи. Ребенок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит; отбирать нужные слова и употреблять их; группировать в лексико-грамматические категории - . Нужно формировать и развивать структуру слов, предметную отнесенность, обобщающую функцию слова, на основе которой ребенок учится выделять свойства и признаки. Эта работа оказывает ребенку возможности для развития фразовой речи, т.к. умения выделять в предмете свойства, признаки, действия этого предмета составляют основу для построения высказывания об этом предмете. Требуется внимание и к формированию , т.е. к связи слов (согласование, управление, примыкание). Отрабатывая различные виды сочетаний слов, у детей формируется умение правильно строить предложно-падежные сочетания. Необходима целенаправленная работа по правильному построению и употреблению форм существительных, прилагательных, глаголов. Работа над предложением должна предусматривать его развертывание, распространение и интонационное оформление.

Затем осуществляется переход к связной речи. В этой работе активизируется детей: они теперь должны сделать предметом осознания и саморазвития мысли в связном высказывании и средств, которыми достигается эта связность.

Вместе с тем, при совершенствовании речевых умений и навыков предусматривается развитие творческих речевых умений детей. Особенно важно на это обратить внимание при работе над диалогами, пересказом, составлением рассказов; шире практиковать задания типа: «Продолжи рассказ», «Составь рассказ по началу», «Сделай более полным рассказ» и т.д. эффективность работы в значительной мере определяется и тем, как сам ребенок участвует в речевом процессе, какова степень его инициативности. Взрослый должен направить этот процесс так. чтобы дети все активнее участвовали в коммуникативных операциях. Эта работа активизирует память и внимание, развивает более сложные умения, требующие учета ситуации общения. Поэтому, на каждом занятии, в игре должны решаться коммуникативные и познавательные задачи с опорой на сознательную деятельность ребенка. Работа над смысловой стороной речи и ее структурными элементами (в их числе: осмысливание интонационной стороны высказывания, узнавание близких или сложных слов, понимание грамматических форм и структурных конструкций) осуществляется и на этапе обучения детей драматизации, в театральной деятельности. Сначала лучше использовать небольшие законченные диалоги и диалоги из сказок. Затем задействуют небольшие сказки и рассказы с диалогической речью, понятным и интересным сюжетом. Необходима большая предварительная работа с детьми: чтение сказок и рассказов, беседы по их содержанию, пересказы, придумывание сказок, составление рассказов.

Важно стремиться, чтобы каждое занятие, игра, совместная деятельность взрослого и ребенка носила игровой характер и в то же время имела учебные и развивающие цели.

Деятельность должна быть эмоционально окрашена, должна привлекать детей, вызывать живой интерес. Для успешной реализации поставленных задач требуется многоплановый, красочный, научно-обоснованный дидактический материал, созданный или подобранный педагогами и родителями.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЯЗЫКА

Игра «Сколько слов?»

Цель: закрепить у детей понятие «слово»

Взрослый показывает предмет (картинку) и называет слово. Затем дети повторяют. Отвечают, сколько слов назвали.

Игра «Кто это? Что это?»

Цель: закрепить у детей понятие «слово», обозначающее живой или неживой предмет.

Дети задают вопросы к картинкам с одушевленными предметами «Кто это?», с неодушевленными

«Что это?»

Игра «Кто что делает?»

Цель: закрепить у детей понятие о слове, которое обозначает действие.

Дети отвечают на вопрос: «Что делает?», глядя на действия детей, картинки. Затем сами ставят

Игра «Какой он?»

Цель: закрепить понятия о словах, обозначающих признаки предмета. Дети отвечают о предмете на вопрос: «Какой?» и сами ставят вопросы.

Игра «А что у вас?»

Цель: учить детей правильно образовывать существительных в называет по картинке ед. число «У меня шар», а ребенок множественное «У меня шары»

Игра «Что кому нужно»

Цель: учить детей правильному употреблению имен существительных в подбирают и называют картинки: самолет нужен летчику; молоток нужен плотнику и т.д.

Игра «Рыбы, звери, птицы»

Цель: закреплять в активном словаре детей существительные по темам «Рыбы», «Звери», «Птицы»

Дети ходят по кругу, повторяют: «Рыбы, птицы, звери...» ведущий неожиданно останавливается на ком-то и тот называет соответствующее слово (из тем «Рыбы» или «Звери», или «Птицы»)

Игра «Что это?»

Цель: закреплять у детей обобщающие понятия.

Дети в кругу - педагог бросает мяч и называет слово из какой-то обобщающей категории (цвет «игрушки», «мебель» и т.д.), ребенок должен назвать слово-обобщение.

Игра «Что такого же цвета?»

Цель: учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже.

Взрослый показывает какой-либо цвет, ребенок должен назвать предметы такого же цвета. Красный - красный цветок, красная футболка и т.д.

Игра «Кто как передвигается?»

Цель: учить детей правильно употреблять глаголы настоящего времени. Взрослый спрашивает, как двигаются бабочка, заяц, воробей и т.д.

Игра «Прятки»

Цель: учить детей называть количественные и порядковые числительные.

Ребенок пересчитывает предметы или картинки на столе. Затем раскладывает их в разных местах, говоря: «Первый котенок спрятался за стульчик, второй котенок спрятался под шкаф» и т.д.

СЛОВА, ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Игра «Кто лучше?»

Цель: закрепить у детей понятия о слове и предложении.

У детей по 2 (3) предметных картинки. Нужно составить предложения с этими словами. Медведь, лес - Медведь живет в лесу.

Игра «Предложения по картинкам»

Цель: учить детей составлять распространенные предложения по сюжетной картине.

Дети рассматривают сюжетную картинку, отвечают на вопросы, все более распространяя

предложения.

Кто? - Федя - Что делает? - Поливает цветы - Где? - В саду - Когда? - Летом - Летом Федя

поливает цветы в саду.

Игра «Чем?»

Цель: учить детей пользоваться простым распространенным предложением с дополнением, стоящим в Т.П.

Ребенку дают предметную картинку, он отвечает на вопрос:

Чем пилят? - пилой Чем шьют? - швеи шьют иглой

Игра «Кто где сидит?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом НА.

По сюжетной картинке дети придумывают предложения, отвечая на вопрос: «Кто на чем сидит?»

Белочка сидит НА ветке. Нина сидит НА стуле.

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Игра «Кто у кого?»

Цель: учить детей составлять сложносочиненные предложения. Детям раздают по две картинки с животными и просят составить предложения: У коровы телята, а у козы козлята.

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ


Ты куда идешь медведь?

  • В город елку посмотреть.
  • А зачем тебе она?
  • Новый год встречать пора.
  • Где поставишь ты ее?
  • В дом возьму к себе, в жилье
  • Что ж не вырубил в лесу?
  • Жалко лучше посмотрю. Разговор с котом
  • Почему ты черен кот?
  • Лазил ночью в .
  • Почему сейчас ты бел?
  • Из горшка сметану ел.
  • Почему ты серым стал?
  • Пес в пыли меня валял
  • Так какого же ты цвета?
  • Я и сам не знаю это.

Белкины карманы

  • Белка, где твой склад грибов?
  • По карманам у дубов!
  • Где домишко твой?
  • В сосне.
  • А постель?
  • Постель на мне.

Лягушкины покупки

  • Откуда ты идешь, лягушка-квакушка?
  • С базара домой, дорогая подружка.
  • А что ты купила?
  • Всего понемножку: Купила ква-пусту, Ква-соль и ква-ртошку.

Лисица и еж

  • Всем ты, еж, и хорош и пригож,
  • Да вот колючки тебе не к лицу
  • А что, лиса, я с колючками некрасивый, что ли?
  • Да не то, чтобы некрасивый.
  • А может, я с колючками неуклюжий?
  • Да не то, чтобы неуклюжий!
  • Ну так какой же я с колючками?
  • Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный.

ПЕРЕСКАЗЫ СКАЗОК И РАССКАЗОВ

Игра«Спор животных» рассказ К. Ушинского

Цель: учить детей последовательному пересказу, драматизации; формировать навыки театрализованной деятельности.

Корова, лошадь и собака заспорили между собой, кого из них хозяин больше любит.

  • Конечно, меня, - говорит лошадь. - Я ему дрова из лесу вожу. Сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем.
  • Нет, меня, - ворчит собака. - Я его дом стерегу. Услыхал хозяин этот спор и говорит:
  • Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне, и каждый из вас хорош на своем месте.

Литература:

1. Ознакомление дошкольника со звучащим словом

2. Подготовка к обучению грамоте в детском саду


Наталья Панарина
Познавательно-речевое развитие дошкольников

Познавательно-речевое развитие дошкольников

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

Развитие познавательно – речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка . Чем лучше будет организована познавательно – речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Познавательно – речевое развитие включает в себя несколько областей : ПОЗНАНИЕ , КОММУНИКАЦИЯ, ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире и регулируют его деятельность. Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы , выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет.

Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка , которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы : «Почему?» , «Зачем?» , «Как?» . Дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент» . Познавательная деятельность - это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества.

Задачи воспитания :

Обогощать познавательную сферу детей

информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

Обогощать эмоционально-чувственную

сферу детей в процессе непосредственного

общения с предметами, явлениями, людьми.

Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности и познавательно -речевой деятельности.

Вся работа строится на следующих принципах :

Принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой.

Принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.

Принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу.

Принцип природосообразности позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;

Принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.

Приемы и технологии, используемые в ДОУ при формировании познавательно -речевой деятельности детей :

Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов и т. д.

Практические – упражнения, игры, эксперименты и опты, моделирование, проектная деятельность.

Модель развития связной речи дошкольника .

Познавательно – исследовательская деятельность многогранна : здесь и занятия, целевые прогулки, экскурсии, совместная (беседы, наблюдения, дидактические игры) и самостоятельная деятельность детей (развивающие и творческие игры , элементарные опыты в исследовательском уголке).

Развитию речи особая роль отводится на занятиях разного вида : грамоты, где ребенок экспериментируют со словами; конструированию из разных материалов; математике с упражнениями в счете, ориентировке на листе бумаги и в пространстве, знакомстве с геометрическими фигурами и размером предметов, составлением и решением задач; ознакомлению с природой и познанием окружающего мира . Чтобы правильно ответить на вопросы, ребенок учится составлять фразу, пользоваться распространенными предложениями, устанавливать связи между словами, высказывать свои мысли (“У Миши было два красных флажка, а синих на один меньше. Сколько синих флажков было у Миши?”).

Важнейшую роль в познании имеют тематические занятия. Они углубляют представления детей о предмете, событии, явлении, обогащают их словарный запас, учат рассуждать, действовать самостоятельно, взаимодействовать с партнером, группой, договариваться, слушать и слышать, делать выводы, высказывать общее мнение. Рассказы детей могут быть в форме “телефонного разговора”, “детского журнала”, “радиопередачи”, “телепередачи”, из личного опыта и т. п. Но не все дети активны, поэтому индивидуальное рассказывание необходимо сочетать с коллективным (прием моделирования, когда один ребенок начинает рассказ, другой продолжает, третий заканчивает. Этот прием помогает неуверенным детям участвовать в обсуждении, т. к. они рассказывают свою часть текста, чувствуя поддержку сверстников, в тоже время заставляет всех детей следить за речью выступающих. В ходе таких рассказов уточняются представления детей о природе, явлениях, предметах и т. д.

Доступные и интересные дошкольникам типы исследований :

Опыты (экспериментирование) .

Коллекционирование (классификационная работа) .

Путешествие по глобусу и карте.

Путешествие "Назад в прошлое"

Первые два типа присутствуют в свободной деятельности старшего дошкольника . Наблюдая за деятельностью детей, мы видим, с каким азартом ребёнок разбирает механические устройства. Чтобы посмотреть, как они устроены, или манипулирует различными предметами с целью вызвать какой-либо эффект. Ребёнок может также увлекаться сбором простых коллекций, сортировкой предметов (камней, фантиков, марок, вкладышей и т. д.) .

Инициаторами исследования-путешествия являются взрослые, но принимаются ребёнком, поскольку воображаемый план сходен с сюжетно-ролевой игрой.

Для опытов и классификационной работы следует обратиться к событиям, которые реально происходят в природе, в социальной жизни, или специально смоделированном пространстве (например, внесении магнита, коллекции минералов и другое) .

Результатом таких экспериментов становится формирование каких-либо причинно-следственных связей. В результате усвоения причинно-следственных связей обогащался словарный запас детей, улучшался грамматический строй речи (образование множественного числа существительных, образование прилагательных от существительных). Развитие получил такой вид связной речи, как описательный рассказ.

Для типа исследования "путешествие по глобусу и карте" в качестве материала нужны глобус и большая физическая карта полушарий, которые служат наглядно-графическими заместителями целостного "пространства мира". Начиная воображаемое путешествие с детьми, обсуждаем и выбираем пункт назначения (отправляться ли на этот раз на реку Лимпопо, по следам доктора Айболита т. п., намечаем маршрут, подходящий для путешествия вид транспорта, выбираем возможные пути на глобусе, "прокладываем" его цветным маркером по карте, высказываем предположения о том, что может встретиться в пути.

Исследовательская деятельность, может быть "обрамлена" другими видами деятельности. Возможны следующие сочетания :

Исследовательская деятельность - затем сюжетно-ролевая игра.

Чтение небольшого художественного произведения (по конкретной теме) - затем собственно исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность - затем продуктивная деятельность, продолжающая тему.

Процесс обучения речи и мыслительное развитие составляют одно неразрывное начало дошкольника . Ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют описываемые предметы. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем – нибудь нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями (Пример : песок – это сыпучий материал. Он состоит из маленьких твердых песчинок. Из сухого песка трудно что – либо сделать, а из мокрого можно лепить).

Познавательное развитие ребенка , развитие его мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляемые им новые знания и представления (вьюга, метель, поземка, пурга – явления природы, связанные с ветром и снегом, сильно отличаются друг от друга). Воспитатели, не только расширяют словарь ребенка, но и дают углубленное понимание значений слов, которые характеризуют свойства и качества предметов, их многофункциональность (золотые руки, золотая голова, золотая осень, золотые браслеты, синонимами – ручка двери, ручка ребенка, ручка для письма; словообразованием – снег – снеговик – снегурочка – снегопад – снегоход; антонимами – холодно – тепло, длинный – короткий.

Критерием успешности ребёнка является комплекс показателей исследовательской деятельности к концу дошкольного возраста . Ребенок :

Проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за

пределами конкретной ситуации, задает вопросы : "зачем?", "почему?", "как?";

Обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждения ("потому что. ") ;

Проявляет интерес к символическим "языкам": пытается самостоятельно «читать" схемы, карты, чертежи и делать

что-то по ним (лепить, конструировать) ;

Стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных

материалов, вещей (коллекции) ;

Самостоятельно составляет схемы, карты, пиктограммы;

Речь часто определяется как озвученная мысль или форма существования ребенка. По содержанию речи, ее грамотности мы судим об интеллектуальном уровне дошкольника , определяя его готовность к школе, т. е., перефразируя пословицу, можно сказать “Встречают по одежке, а провожают по уму, о котором судят по речи человека”.

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

… «Чтобы научиться говорить, надо говорить» М.Р. Львов

Речь –это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей личности, своего мира через диалог с другими личностями.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и со взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества. Этот опыт к детям приходит от взрослых, он передается с помощью языка.

Развитию речи в детском саду и в нашей группе уделяется большое внимание. Это обучение родному языку, правильной речи, развитию речевого общения, расширению словаря, обучение перессказу. Компонентами речевой активности является быстрота речевых реакций и в диалоге и в других ситуациях, выбор игр и игровых увлечений, связанных с речью, речевое воображение, овладение на определенном уровне системой языка.

В нашей группе созданы все условия для развития речи детей. Насыщенная предметно-развивающая среда: уголок школьника, книги,театральный уголок, речевой уголок, сюжетные игры по ознакомлению детей с социальной действительностью.

У нас в группе есть прекрасный уголок книги с соответствующими познавательными материалами для современного дошкольника. Знакомлю детей с историей создания книги и трудовой деятельностью тех людей, кто её создает,

Часто бываем в библиотеке. Всегда интересно узнать что-то новенькое

Овладение связной речью-это не только умение правильно построить предложение, а именно цепочку слов, объединенную одним глаголом.

Всегда стремлюсь к тому, чтобы дети самостоятельно называли предметы, их признаки, действия, могли классифицировать. Для этого оформлена речевая коробочка, где размещены различные сюжетные и предметные картинки. Дети самостоятельно составляют загадки-описания, рассказы по картинкам.

Широко использую в работе пальчиковые игры и игры с элементами оригами. Дети делают для своих пальчиков стаканчики-колпачки, а затем играют в игру:

«Пять помощников у нас есть в резерве каждый раз, Бреют, клеят и стирают, месят, гладят, убирают Шляпками накрою я, пальцы- все мои друзья.

Особое значение имеют литературно-речевые праздники. Мы посвящаем эти праздники творчеству детских писателей. Главная задача таких праздников- не только дарить радость от встречи с любимыми произведениями, но и решать речевые задачи.

Дети учат стихи, оформляют книжки-малышки. Так же проводим речевые викторины, конкурсы, турниры, которые помогают развивать мышление, дети учатся отражать основные эмоциональные состояния. На праздниках нам доставляет огромное удовольствие общение со сказочными персонажами.

Работая над развитием речи, нужно активизировать ее основные компоненты, поэтому большое внимание уделяю словесным играм, цель которых обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи. Благодаря таким играм дети оперируют языковой информацией, что повышает их собственную речевую активность. Провожу такие игры: «Подбор прилагательных», «Скажи наоборот», «Пара к паре», «Новая история».

Для развития мелкой моторики придумана логопедическая полянка. Благодаря ей ребята становятся основными действующими лицами своего сочинения.

Сказка –один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. Язык сказки прост и доступен.

Перессказывая сказку, формируется звуковая выразительность речи, дикция, фонематическое восприятие, словарь. Детям проще выполнить математическое задание со своими любимыми сказочными персонажами. Ребята любят показывать настольные и пальчиковые театры по сказкам. Особенно любимые «Пых», «Три поросенка», «Теремок».

Заучивание стихов- это утомительный процесс, поэтому я использую такие приемы: рассказывание парами, нарисуй стихотворение, пропой.

Зарисовка стихов- это прекрасный помощник для решения многих образовательных задач. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Есть у нас любимые игры с глобусом и географической картой. Здесь развивается не только речь, но и кругозор. Ребенок становится путешественником, он покоряет моря и страны, запоминает названия городов, растительный и животный мир других стран.

Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать
речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность,
интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

В нашей группе есть интересные очки разной геометрической формы. Надев их, дети находят предметы такой же формы и придумывают различные названия этих предметов.

Пословицы и поговорки являются жанрами устного народного творчества. В пословицах и поговорках нашли отражение разнообразные стороны жизни и быта людей.

Пословицы и поговорки расширяют кругозор детей, помогают детям лучше узнать народное творчество. В России считают, что поговорка- это цветочек, а пословица- ягодка.

В свободное время мы любим отгадывать пословицы, инсценируем их, играем в игру «Закончи пословицу».

Дети знают много пословиц и поговорок по временам года.

Многие слова русского языка имеют не одно, а два-три, некоторые – по десятку и более значений. Существует закономерность: чем чаще употребляется слово в речи, тем более оно многозначно. Многозначные слова образуют смысловое единство. Толкование их значений обязательно обнаруживает определенное сходство между обозначаемыми ими предметами и явлениями окружающего мира. Слово «нос» нарасхват. Оно понадобилось людям и животным, а еще лодкам, кораблям и катерам, которые стали с гордостью бороздить своими носами воды морей, океанов, озер и рек. -Слово «хвост» пригодилось всем животным, птицам, а также поездам, самолетам, ракетам и кометам. - Работа над многозначностью слов обеспечивает речевое развитие ребенка и способствует формированию качественной стороны детской лексики, развития произвольности речи, умению сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства. В конечном итоге данная работа служит для развития уровня общей речевой культуры.-

Речевое развитие старшего дошкольника определяется степенью сформированности его знаний, умений и навыков, познавательных и социальных мотивов, потребностей и интересов, а также других психических новообразований, которые составляют базис его личностной культуры. Высокий уровень речевых достижений дает ему возможность реализовать как социальную, так и интеллектуальную активность в кругу сверстников и взрослых людей. Расширение содержания потребностей в общении направляет внимание ребенка на новые аспекты действительности: на познание мира людей и взаимоотношений с окружающими, мира природы, предметно-практической и художественной действительности. Новые потребности общения обусловливают потребность и в новых средствах, которые должны помочь реализовать новые цели.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Пономарёва Людмила Георгиевна,

воспитатель

МАДОУ д/с № 146 города Тюмени

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. Именно познавательная активность является одним из основных средств формирования связной речи дошкольника.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, необходимых в разговорной речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Актуальность

Работая с детьми несколько лет, наблюдая за ними на протяжении всего дня, я могу сделать вывод, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:

Обедненный словарь;

Часто неверная конструкция предложений;

Неспособность связно и последовательно изложить события;

Дефекты произношения;

Сбивчивый темп речи.

Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными кружками, «школой развития». Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.

Я всегда стремлюсь к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изо деятельности и т.д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

Поняв это, я начала работу по формированию познавательной активности и развитию связной речи у детей.

Цель моей работы:

Всестороннее развитие личности ребенка через познавательную активность и приобщение к общечеловеческим ценностям.

Задачи:

Формировать познавательные процессы и способы умственной деятельности.

Способствовать активизации связной речи детей в различных видах деятельности.

Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности, способствующей возникновению познавательной активности.

Совершенствовать предметно-развивающую среду группы по данному направлению.

Летом, набрав детей в младшую группу, я провела констатирующие опыты, выявляющие умение детей составлять описательные и повествовательные тексты в ситуации совместного рассказывания, а затем самостоятельно.

Результаты обследования не были для меня неожиданными: недостатки звукопроизношения, бедный словарь и однообразие синтаксических конструкций было зафиксировано у большинства детей. Из 25 детей двое составили рассказ с небольшой помощью взрослого, 8 детей - совместно со мной, 8 - не устанавливали логической связи между предложениями, 7 - отказались отвечать.

Так же, наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что познавательная активность детей на начало учебного года не достаточно высока, что может отразиться на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности.

Таким образом, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы по повышению познавательной активности для формирования связной речи детей.

Эти наблюдения позволили мне разработать методику индивидуального обучения и формирования связной речи, учитывающего уровень речевого развития каждого ребенка, специальными речевыми упражнениями, заданиями, ситуациями, развивающими представление младших дошкольников о структуре связного высказывания (начало, середина, конец) и способах связи между предложениями (методом совместного рассказывания).

Уже в младшем возрасте я провожу большую работу, которая способствует развитию навыков связанной речи. Учу детей слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга

Последовательность моей работы по развитию связной речи можно схематично представить так: обучение называнию предмета (игрушки), выделение признаков, действий, составление совместного описания, затем повествования. Одновременно провожу упражнения: лексические (сравнение и противопоставление качеств и действий), грамматические (разные способы словообразования - существительных и глаголов, составление предложений, состоящих из 3 – 4 слов), фонетические (четкое произнесение слов и предложений, интонационная завершенность высказывания).

Решение программных задач я осуществляю в разных формах совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной деятельности детей:

  • организация образовательных ситуаций,
  • рассматривание картин, игрушек, чтение рассказов, сказок, разучивание стихотворений, загадок и ситуация общения,
  • драматизация сказок, театрализованные сюжетно-ролевые игры.

Я стараюсь уловить любое высказывание ребенка из одной, двух фраз и своими вопросами побуждаю детей к диалогу и более полному высказыванию.

В начале своей работы я обогатила предметно-развивающую среду, подобрала альбомы стихотворений, поговорок и пословиц, загадок, потешек. Провожу различные дидактические игры:

  • на описание игрушек: «Что за предмет?»; «Скажи какой?»; «Узнай что за зверь?»;
  • на формирование представлений о последовательности действий персонажей путем раскладывания соответствующих картинок: «Кто, что умеет делать?»; «Скажи, что сначала, что потом?»; «Добавь слово»;
  • тематические игры: "Где что растет", "Когда это бывает", "Кому это нужно" и др.;
  • игры типа мозаики.
  • на формирование понятия о том, что всякое высказывание имеет начало, середину, конец, т.е. строится по определенной схеме: «Кто знает, тот дальше продолжает», «Свари компот».
  • игры, требующие двигательной активности, сноровки и т.д. : "Летающие колпачки", "Попади в цель", "Гусёк" и др.

Все эти игры требуют 2-4 партнёров. Настольно-печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости.

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой: в одних играх больше внимания уделяется, например, развитию памяти, в других - внимания, в третьих - мышления.

К этим играм даю схему высказывания, а дети «наполняют» ее различным содержанием. Совместно составленный рассказ закрепляем повторяющимися вопросами, чтобы дети смогли выделить основные связи между его частями, например: «Куда пошла козочка? Почему закричала козочка? Кто ей помог?» Эти игры учат детей: рассказывать о содержании каждой сюжетной картинки, связывая их в один рассказ; последовательно, логически связывать одно событие с другим; овладевать структурой повествования, в котором есть начало, середина и конец.

Формирование связной речи дошкольников происходит через познавательную активность. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно важно, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

Моя работа по развитию связной речи дошкольников проходит в течение всего дня. Дети обогащают словарный запас через наблюдения в природе, ознакомление с окружающим. Я учу детей составлять рассказы разных видов, формирую разговорную речь, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Знакомлю детей с художественной литературой, учу слушать и понимать смысл произведения. Используя художественное слово, я учу детей видеть красоту родного слова.

Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, веду их от знакомства с природой к ее пониманию. Для этого очень важно обогащать представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении. В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из 3 компонентов:

1. Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение,

мышление);

2. Информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути

познания мира);

3. Отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).

Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир - отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы,как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой?) и внутренние характеристики (Для чего? Как?). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может (т. к. в его арсенале один способ познания: вижу - действую), ему необходима помощь взрослых.

Дети четвёртого года жизни начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета), осознавать роль и значение предметов в жизни человека.

В нашей группе как минимум один раз в месяц мы проводим экскурсии (по детскому саду); знакомим детей со строением собственного тела, окружающими предметами (игрушки, мебель), животным и растительным миром (птицы, животные, комнатные растения).

Дети любят подарки - это подарки осени, зимы, весны (осень - красивые листья, ягоды рябины, семена растений, зарисовки осеннего дождя и т. п., зима - снежинки, голые деревья и зеленые елочки, зарисовки детских зимних забав и т. д., весна - ласковое солнышко, первые листья и цветы и т.д.).

Для того чтобы подвести детей к пониманию таких природных явлений, как дождь, снег, я провожу простейшие опыты со снегом, водой, льдом. Наблюдая сильный дождь из окна, дети видят, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений пока ещё, с моей помощью, делаем выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Для формирования у детей интереса к этому явлению я использовала стихотворение З. Александровой «Дождик», русскую народную потешку «Дождик» и др.

Для показа взаимосвязи живой и неживой природы, я обращаю внимание, какая становиться зелень после дождя, как легко дышится. Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из под крана – чистая. Если воду из под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит, зато в этой луже может помыть свои крылышки воробей (мы с детьми наблюдали это не раз). Использовала чтение стихотворения А. Барто «Воробей».

Каждое наблюдение опыта и природных явлений сопровождается речью.

Чтобы дети научились связно и красиво строить свои высказывания, ежедневно я провожу:

  • артикуляционную гимнастику («Веселый язычок», «Любопытный язычок»);
  • дыхательную гимнастику;
  • пальчиковые игры и упражнения;
  • в режимных моментах использовала фольклор, художественное слово, стихи, песни.

Детям предстоит многое узнать и многому научиться. Это тот возраст,

когда ребенок открыт ко всему новому, неизвестному, ему всё интересно, он хочет знать и уметь, познаёт окружающий мир - играя.

Игра – это способ объяснить, научить, организовать непосредственно-образовательную деятельность так, чтобы учесть все желания и интересы ребенка.

Я использую в своей работе игры, способствующие умственному воспитанию дошкольников: «Мозаика», ««Нанизывания бусинок», «Съедобное – несъедобное» и т.д.

Для детей в группе созданы необходимые условия для организации сюжетно – ролевых игр: «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Автобус» и др., что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнёром – сверстником, партнёром – взрослым.

Основной же формой работы по формированию связной речи являются занятия, построенные на игровых ситуациях и упражнениях:

  • «Я начну, а ты закончи»;
  • «Кто лучше запомнит» (картину перевернуть, дети вспоминают и рассказывают, что изображено на картине);
  • «В гости к нам пришла игрушка» (кто больше о ней расскажет);
  • «Придумай начало или конец к сказке»;
  • «Пересказ по цепочке»;
  • «Составление рассказа по схеме»;
  • сказка «Репка», «Колобок» (один ребенок рассказывает, другой иллюстрирует);
  • пересказ рассказа совместно со взрослым;
  • воспитатель рассказывает, а дети выкладывают картинки-схемы и т.д.

Игры на занятиях проходят очень успешно и доставляют каждому ребенку большую радость и удовлетворение. У детей повышается уверенность в своих силах, обостряется потребность в уважении к себе, появляется смелость и настойчивость в отстаивании своих интересов.

Расширение круга представлений детей неразрывно связано с организацией окружающей их обстановки. В нашей группе, для того чтобы развивалась речь ребёнка, дети окружены предметами, которые они могут рассматривать, сравнивать, изучать в играх и труде, и результаты наблюдений отображать в слове; созданы условия, в которых у них появляется желание и потребность говорить, превращать воспринимаемое, наблюдаемое в речь.

Развивающая среда в группе сформирована так, чтобы дети пользовались предметами легко, удобно. Окружающая ребенка действительность – предметы ежедневного обихода, люди, картины, игрушки – доставляет обильный материал, который используется для расширения мира детских восприятий и обогащения языка.

  • Познавательная мини-среда – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность.
  • Коммуникативная мини-среда – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия.
  • Творческая мини-среда – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.

В группах созданы познавательные игротеки, куда входят:

  • картотеки по артикуляционной гимнастике, пальчиковых игр, физминуток,
  • дидактические игры,
  • пособия, способствующие развитию речи детей: материалы для рассказывания (сюжетные картины, художественная литература, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры – лото, домино, «Детеныши и их животные» и мн. др.), позволяющие детям воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем.

При такой организации дети испытывают удовлетворение, ощущение наслаждения, радости, озарения. Этому способствует и комфортная планировка «уголков», дающая возможность детям играть небольшими подгруппами, общаться по душам с педагогом, уединяться.

Проводя работу с родителями по данной проблеме, я сделала следующие выводы: большинство родителей вообще не имеют даже элементарных знаний о понятии связная речь, а свое внимание они заостряют на правильном произношении у ребенка звуков в словах. Для других родителей представляет трудность сама работа с ребенком над связной речью, т.е. они затрудняются в ее организации в домашних условиях.

Привлечение родителей по развитию связной речи у детей я начала с анкетирования. Цель анкетирования – проанализировать и обобщить ответы родителей для дальнейшей работы с семьей по формированию связной речи у детей. Я подготовила ряд консультаций для родителей на темы:

«Самодельный телевизор решает проблемы с развитием речи у детей»

«Развиваем речь ребенка дома»

«Как научить ребенка рассказывать»

В работе с родителям я использовала беседы, в ходе которых отвечала на возникающие у них вопросы, знакомила с художественной литературой и с динамикой развития связной речи детей. Традиционно, приглашаю родителей на дни открытых дверей и открытые занятия. На открытых занятиях родители получают знания и навыки по формированию тех или иных умений и навыков у ребенка, например, по формированию составления рассказа по серии сюжетных картин, пересказа рассказа с опорой и без опоры на сюжетные картинки и мн.др.

Развитие, как монологической, так и диалогической речи у детей происходит непосредственно во время подготовки к праздникам и их проведения. Родители вместе с детьми закрепляют текст перекличек, стихотворений, инсценировок.

Родителям предлагается одна из наиболее эффективных форм работы - заочное консультирование, куда помимо общих рекомендаций по развитию речи детей входит «Игротека» - подборка практических игр и упражнений на обогащение и развитие словаря в домашних условиях. Родители регулярно получают задания на дом, например, составить рассказ о животном, выучить стихотворение о зиме, придумать загадку, а также задания типа:

  • придумай, что раньше было;
  • придумай сам, потому что на картине это не нарисовано;
  • как художник назвал эту картину;
  • придумаем название;
  • я начну, а ты закончи.

Моя главная идея по написанию опыта была – развитие познавательной активности, как средство формирования связной речи детей путем внедрения различных видов деятельности.

Планируемый результат:

  • Умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты.
  • Умение вести координированный диалог между воспитателем и ребенком, между детьми.
  • Умение связно, последовательно и логично излагать свои мысли.
  • Умение составлять рассказы из личного опыта и сочинять короткие сказки.

На основе анализа результатов работы можно отметить положительную динамику:

  • дети стали свободно высказываться, слушать друг друга, дополнять, обобщать, замечать ошибки и исправлять их;
  • рассказы детей стали лаконичней, точнее, усложнилась конструкция предложений, правильнее стало их построение;
  • дети стали употреблять в речи распространенные предложения с однородными членами, сложноподчиненные;
  • в рассказах детей появились союзы, указывающие причинные, временные связи;
  • в рассказах дети стали использовать описания, сравнения, вводные слова.

Проведенная мною работа по формированию познавательной активности и развитию связной речи у детей дошкольного возраста позволяет сделать вывод о том, что выявленные и реализованные мною условия являются эффективными.

Работу, по познавательно- речевому направлению, я буду продолжать и совершенствовать в последующие годы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004

2. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М.: Педагогическое общество России, 2003.-80 с.

3. Джеки Силберг «500 пятиминутных развивающих игр», Минск, 2004г.

4.Развитие словесного творчества детей. Дошкольное воспитание; 1972.

5. Связность речи в разных видах рассказывания у детей. Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста: Родная речь: Тезисы научной конференции. Шяуляй, 1974.

6. Развитие связной речи. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. - М.: Педагогика, 1976

7. Связная речь. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1976. (в соавторстве с Н.Ф. Виноградовой).

8. Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1976.

9. Влияние словарной работы на связность речи. Дошкольное воспитание, 1981, №2.

10. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группы). Дошкольное воспитание, 1984, №10

11. Развитие связной речи. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1984.

12. Как развивать речь малыша. Дошкольное воспитание. 1996. №5.

13. Придумай слово (речевые игры, упражнения, ситуации). - М.: Просвещение, 1996.

Материалы Интернет-сайтов.

http://dslivenka6.gvarono.ru/metod/shipilova-vn/doklad.pdf

http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00132841_0.html

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?


Close