Святой Церковью читается Первое послание Иоанна. Глава 2, ст. 7-17.

7. Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала.

8. Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит.

9. Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме.

10. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна.

11. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.

12. Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его.

13. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца.

14. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого.

15. Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.

16. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.

17. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.

(1 Ин. 2, 7 - 17)

Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала. Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит. Немного непонятные стихи, но если мы с вами поразмышляем, можно разобраться, что имеет в виду апостол Иоанн.

Он говорит, что дает заповедь древнюю, которая в то же время является новой заповедью. Основой любой заповеди, исходящей от Бога, всегда являлась любовь Божия к человеку и любовь людей между собой. Даже Ветхий Завет, по выражению Господа нашего Иисуса Христа, зиждился на двух основных заповедях: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, всей крепостью, всей душою» и подобной заповеди «Возлюби ближнего, как самого себя». Действительно, обе заповеди говорят о любви, поэтому заповедь о любви действительно является древней, она всегда пронизывала все прочие заповеди.

С другой стороны, Ветхий Завет - это все-таки «буква», говорящая о внешнем, социальном поведении человека, о том, что делать или не делать: убивать или не убивать, воровать или не воровать и так далее. Человеческого сердца эти заповеди часто не касались: может, человек и не убивает, но он ненавидит; может, он не ворует, но завидует. В этом смысле Ветхий Завет был неполноценным, о чем мы с вами много раз говорили. Нас неоднократно подводил к этой мысли апостол Павел.

С точки зрения Нового Завета заповедь о любви не только древняя, но еще и новая - такой вот парадокс. С одной стороны, она издревле являлась основой всех заповедей, с другой, в Новом Завете она преподносится человеку немного по-другому - как принцип жизни, который живет внутри, в сердце. Человек призван во всей своей жизни, в каждой ситуации руководствоваться любовью, которая даруется ему Духом Святым. Таким образом, человек уже не может быть раздвоенным: не убивать, но ненавидеть; не воровать, но завидовать. Если в сердце человеческом искоренена зависть, ненависть, такой человек естественным образом не будет убивать, воровать и так далее.

Новозаветная заповедь о любви является «заповедью» в кавычках, потому что это не пункт закона. Господь говорил: «Возлюбите друг друга, как Я возлюбил вас», но человеческому сердцу невозможно приказать стать способным испытывать какое-то состояние в одночасье. Можно направить действия человека в определенное русло, например, дать приказ: «Делай так или не делай так, иначе мы тебя накажем или наградим». Здесь человек может подстраиваться под ситуацию. А сердцу, как говорится, не прикажешь; нужно его воспитывать, проходить определенный путь, чтобы был рост, чтобы Дух Святой взращивал плоды на почве нашего сердца. Тогда мы сможем потихоньку стяжать это состояние - отношение ко всему с любовью.

Если в сердце человека живет любовь, внешние заповеди будут исполняться сами собой. Об этом очень хорошо говорит апостол Павел в Послании к Римлянам, и мы, если будем живы, в свое время еще разберем этот отрывок. «Любящий ближнего не делает ближнему зла» - в этой фразе выражена суть новозаветной «заповеди», или принципа, любви. Апостол Иоанн Богослов во многом говорит именно об этом: заповедь вроде древняя, но в то же время новая, потому что получает как бы новое измерение, новую глубину.

Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза. Апостол Иоанн Богослов очень часто приводит параллель: любовь к Богу без любви к ближнему невозможна, любовь к ближнему - это естественное следствие любви к Богу. Если человек имеет личное общение с Богом, то сердце его, конечно, наполняется любовью, которая с избытком изливается на всех окружающих. А если человек утверждает, что он христианин, даже причащается, но источает ненависть, агрессию, злобу, значит что-то не совсем так в его отношениях со Христом: он подходит к этому формально, не раскрывает свое сердце для Божественной любви, иначе его отношение к ближним было бы иным.

Здесь, братья и сестры, нам нужно быть очень внимательными к себе. Для нас не спасительно думать, что мы приближаемся ко Христу, когда на самом деле это формально, и наше сердце наполняется злом, а не любовью. Конечно, это не спасительно и для окружающих нас людей, для тех, кто только двигается по направлению к Церкви. Как часто нам с вами приходится слышать упреки: вы ходите в церковь, а ведете себя хуже, чем те, кто не ходят, или хуже неверующих. Такое действительно бывает, эти замечания порой справедливы. Надо следить за собой, чтобы не было такого: заходим в церковь - надеваем маску благочестия, выходим - и живем своей жизнью: осуждаем, иногда своих же собратьев, которые только что молились рядом с нами, распространяем про священнослужителей то, что где-то услышали и, может быть, даже сами приукрасили. Такое несоответствие случается, и нам нужно очень внимательно к этому отнестись.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

В Священном Писании есть замечательный текст, который показывает пагубность ненависти:
9 Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. 10 Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. 11 А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.

По поводу истинной любви я писал в предыдущем посте (10 стих), а сегодня хочу предоставить вашему вниманию краткие рассуждения о ненависти

Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме.

Здесь мы видим человека, который словесно исповедывает свою принадлежность к христианскому вероучению, искренне заверяет, что он находится во свете, то есть, любит Бога, церковь, окружающих его братье и сестер. Но по факту такой человек больше делает, чем говорит. От этом свидетельствует отсутствие его любви к ближним - он ненавидит своего брата и сестру.

Ненавидеть (μισῶν, мизантроп) - иметь сильное отвращение, нетерпимость (BDAG). И не нужно под словом “ненавидеть” подразумевать небрежное отношение к брату или сестре:

не уступил место в маршрутке, проигнорировал просьбу, не позвонил, не ответил в контакте. Это не является ненавистью, но показывает невоспитанность, небрежность и невежественность в отношениях с братьями и сестрами. Ненависть - это прежде всего сильное отвращение к своему ближнему, это невозможность сосуществовать под одной крышей.

Как видите, любовь, не подтвержденная действиями, все же существует и это является извращенным пониманием той заповеди, которую дал Христос. В действительности, ненависть к ближнему - это дьявольская любовь. Христиане, любящие других лицемерной любовью, прежде всего обманывают сами себя. Возможно, они чувствуют некое эмоциональное потрясение, когда поют те или иные песни, помогают своим ближним, получают ободрение, когда читают Библию, задействованы чуть ли ни в каждом служении - но все перечисленное ложные свидетельства, если они при этом ненавидят своего ближнего.

Думаю, нам приходилось встречаться с людьми, которые говорили: “Я не могу переносить этого человека” или “Я не могу рядом находиться с ним в одной комнате”, но при этом они говорят, как сильно любят Бога. Иоанн называет такое состояние жизнью во тьме.

Поэтому апостол показывает, если слова не подтверждаются действиями - это яркое свидетельство того, что человек живет во тьме. Никакого света он не познал. Ему необходимо покаяние, такому человеку необходима животворительная благодать. Ему нужен Иисус Христос.

Хорошо иллюстрирует лицемерную любовь Каин. Он сидел за одним столом с Авелем, они жили в одном доме, у них были одни родители, более того, они были братьями, но все же, Каин возненавидел Авеля и свою ненависть он держал до удобного случая: Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, [который] был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны .1Иоан.3:10-12

Еще одним негативным примером лицемерной любви является Иуда, один из 12-ти учеников Иисуса Христа. Фактически, двенадцать учеников были друзьями Иисуса Христа. Иуда улыбался в лицо Спасителю и в то же время воровал деньги из общего денежного ящыка. Иуда ходил вместе с Иисусом, сидел с ним за одним столом, и в то же самое время строил планы, как можно удобнее предать своего Учителя.

Говорить друг другу о том, как сильно мы любим нашего ближнего нужно делами. Именно такое исполнение заповеди требует от каждого верующего Господь Иисус Христос. Какова ценность наших слов, когда мы поем о том, как сильно любим церковь живую, но присутствие некоторых членов церкви не можем переносить?

Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. (1Иоан.4:20,21)

Апостол Иоанн задает вполне логичный вопрос: как можно любить невидимое, и при этом ненавидить видимое. Это абсурд. Но, к сожалению, некоторым христианам все же удается любить абсурдной любовью и исповедовать нелогичное христианство.

Осознавая опасность лицемерной любви, каждому из нас нужно проверять мотивы своего сердца и истинность обращения к Богу. Если мы говорим, что любим верующего, но не можем его переносить, например, нас раздражает каждое его действие, как только мы с ним сталкиваемся, внутри у нас включается спусковой механизм ненависти, - то нам нужно раскаяться перед Богом, не медлить, потому что семена ненависти прорастают гораздо быстрее, чем нам кажется.

11 А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.

Ходить во тьме (τῇ σκοτίᾳ περιπατεῖ) - вести такой образ жизни, который присущ делам тьмы. Греческий глагол стоит в такой форме, которая показывает длительное текущее событие. То есть, ходить во тьме - это не такая ненависть, которая, то есть, то ее нет, но это образ жизни человека. Он по-другому жить никак не может, потому что является ослеплен тьмой. Интересное выражение, не так ли? Мы знаем, что ослепить может свет из-за яркости, но вот когда человек ослеплен тьмой - это хорошая характеристика того, кто не рожден свыше. Упорство в ненависти неизбежно будет вести к духовной слепоте и ожесточению сердца.

Ненависть к брату является одним из критериев следования за дьяволом:

Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. (1Иоан.3:10)

Ненависть по своему характеру приравнивается к убийству:

Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. (1Иоан.3:14,15)

Проблески ненависти могут проявляться в следующем: нетерпимости - человек не долготерпит проступков своего ближнего; не проявляет милосердия в тяжелых обстоятельствах жизни; завидует успеху ближних и превозносится на людьми. Такой человек является гордим и тщеславным. Он постоянно ищет пользы только для себя, раздражается по поводу и без повода, радуется неправде, потому что это соответствует его внутреннему состоянию. Он как рыба в воде. Он не прощает, потому что его ненависть не может покрыть боль, которую тот или иной человек допустил в его жизнь. Он жаждет мести для него. Эта любовь не дает никакого шанса для исправления другого человека, если хотите, обидчика.

В слове Божьем написано:

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою .Ин.13:34-35

Если неверующие люди не будут видеть любви между христианами, то маловероятно, что этим покажем им, что мы любим Бога. Если между нами не будет любви, то мы не сможем доказать миру, что Христос способен изменять сердца людей, мы показываем, что не способны продолжить дело любви, которое Он начал. В миру есть много чего достойного похвалы, но нет библейской любви. Мы должны быть носителями подлинной любви к людям, особенно к христианам!

Задумываемся ли мы над тем, какая причина того, что некоторые люди уходят с церкви? Или почему между членами церкви происходят ссоры и распри? Или почему так много служений не продвигаются в своем развитии. Возможно, это происходит по причине отсутствия или недостатка христианской любви.

Не являемся ли мы людьми, которые ненавидят своих ближних? Может наше покаяние было неподлинным, поэтому нам так легко провоцировать друг друга на ссоры, зависть, ненависть? Возможно уже длительное вроме кто-то из нас старается избавиться от чувства ненависти, но никак не получается? Помним о том, что благодать Иисуса Христа еще действует и у каждого есть возможность примириться с Богом.

Пусть Бог благословит каждого из нас проявлять плод любви и отвращаться от ненависти.

Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?

Я так скучаю по брату, все дома напоминает мне о нем, но самое печальное, что даже мое отражение напоминает о нем…

Брат мой, если счастье сопутствует тебе, то у тебя только одна добродетель, и не более. Тогда легче идти тебе через мост.

Если от некоторых слово «братан» звучит приятно, но от других - противно!

Война превращает в диких зверей людей, рождённых, чтобы жить братьями.

Прости меня сестренка за то, что иногда обижаю, но знай, что в мире никто не любит тебя так, как брат.

Скромность девушки - это гордость ее родителей, честь брата и авторитет мужа.

Брат может и не быть другом, но друг - всегда брат.

Разрастаться не только вширь, но и расти вверх - да поможет вам в этом, братья мои, сад супружества!

Если братишка рядом, то враги падают градом.

Вы очень невежливо разговаривали, такое могут позволить себе лишь близкие друзья или братья.

О, брат, мой руки от того друга, который водится с твоими врагами.

Вот от кого никогда не ждешь удара в спину, так это от родного брата.

Любовь, подобно теплу, должна согревать со всех сторон и склоняться в ответ на любую мольбу наших братьев.

Брата забрали в армию. Так одиноко стало и грустно, как будто от тебя оторвали какую-то важную часть.

Пускай сестренка выбирает себе мужа, родители их благословляют, ну а я, как старший брат, буду его проверять.

Как приятно выходить с братом на прогулку: он у меня такой красивый, что все девчонки мне завидуют!

Уж таков закон влюбленных: Все они друг другу братья.

Как же я буду жить без брата, когда он женится? У него же не хватит сил и средств на двух женщин!

Друг любит во всякое время, и как брат явится в минуты несчастия.

Нам не скучно, мы же братья и сестры, а братья и сестры не умеют скучать, мы же все время ссоримся.

Скромность сестры - богатство брата.

Войну, где восстает на брата брат, Всевышний проклянет стократ.

Самый родной человек на Земле – мой братик.

Друзья - братья по разуму и его отсутствию.

В каждом человеке намешано всего понемножку, а жизнь выдавливает из этой смеси что-нибудь одно на поверхность.

Когда все люди - братья, то и человек человеку - друг.

Как ни странно, но наиболее часто я посещаю страницу брата, хоть мы и сидим в одной комнате.

Я рос в довольно гейском мире. Мой брат - гей, он женат на мужчине уже 20 лет. Это как 60 лет гетеросексуального брака.

Младший братишка сказал, что я самая лучшая! Верьте ему, ведь дети никогда не врут.

Сестренка для братика всегда маленькое, миленькое, вредное создание, которое никак нельзя не любить, даже если на него обижен.

Самый лучший друг и личный охранник, который никогда не оставит и конечно поддержит в трудную минуту – родной братик.

В том, что все люди братья, труднее всего убедить своих ближайших родственников, когда обращаешься к ним за помощью.

Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат

После моего брата, дома, как после войны: все разбросано, везде мусор и горы немытой посуды. Хорошо, что я из этого возраста уже вышла.

Заменен и второй из братьев Лаудрупов. Итак, Лаудрупов на поле не осталось. Но дело их живет.

Интересно, откуда мой пятилетний братик знает всех моих друзей? Пора ставить пароли…

Младший брат пообещал мне, что когда вырастет, купит мне БМВ… сижу, жду.

Он никогда не изменял мне, всегда говорит о том что я красивая, обнимает меня всегда, покупает мне мороженое и разные сладости, носит на ручках и просто любит меня! Он-мой брат!

Как ни крути, а старший брат – это круто!

В Первом послании Иоанна три основных раздела: общение божественной жизни (1:1-2:11), научение божественного помазания (2:12-27) и достоинства божественного рождения (2:28-5:21). В первой части третьего раздела (2:28-3:10А) рассматривается, что значит делать божественную праведность. Начиная с этого сообщения мы переходим ко второй части этого раздела (3:10Б-5:3), посвящённой тому, как делать божественную любовь. У божественного рождения есть достоинство, которое позволяет нам делать божественную любовь.

Божественной жизнью (как божественным семенем) и божественным Духом

Для того чтобы делать божественную любовь как достоинство божественной жизни, нам необходимы божественная жизнь и божественный Дух. Божественная жизнь - это божественное семя, которое есть у каждого из нас в возрождённом духе. В дополнение к божественной жизни, которая посеяна в наше существо как божественное семя, у нас в нашем духе есть ещё и божественный Дух. Божественная жизнь и божественный Дух составляют внутри нас тот «капитал», который позволяет нам делать божественную любовь. Божественная жизнь - это источник, а божественный Дух - это Тот, кто фактически осуществляет любовь к другим. Божественная любовь - это наше повседневное житие как выражение божественной жизни, осуществляемое божественным Духом.

Божественная жизнь и божественный Дух являются основополагающими факторами, для того чтобы делать божественную любовь. При помощи божественной жизни и благодаря божественному Духу мы можем иметь не просто человеческую любовь, а любовь божественную. Эта божественная любовь, проявляющаяся в повседневной жизни детей Божьих, является доказательством того, что у нас есть и божественная жизнь, и божественный Дух.

Тот, кто не любит своего брата, - не от Бога

В 3:10Б Иоанн говорит: «Всякий, кто не делает праведности, - не от Бога, также и тот, кто не любит своего брата». Праведность - это природа Божьих дел; любовь - это природа Божьей сущности. Любовь - это то, чем Бог является; праведность - это то, что Бог делает. Любовь - это нечто внутреннее; праведность - это нечто внешнее. В силу этого любовь по сравнению с праведностью является более убедительным проявлением того, что мы дети Божьи. Поэтому начиная с этого стиха и до стиха 24 апостол переходит в проявлении детей Божьих от праведности к любви как ещё одному условию для жизни, пребывающей в Господе.

Иоанн делает очень серьёзное заявление, говоря, что тот, кто не любит своего брата, - не от Бога. Будучи Божьими детьми, мы, конечно же, от Бога и даже из Бога. Поскольку мы из Бога, мы, вне всякого сомнения, имеем в себе Божью жизнь и Божьего Духа. Мы естественно живём жизнью любви к братьям. Однако, если у кого-то нет такой любви, это свидетельствует о том, что у него нет ни божественной жизни, ни божественного Духа. Таким образом, возникает серьёзный вопрос: является ли вообще такой человек одним из детей Божьих, рождённым от Него. Любовь к братьям служит веским доказательством того, что мы из Бога, что мы обладаем Божьей жизнью и наслаждаемся Божьим Духом.

Любить друг друга - это весть, которую мы слышали от начала

В стихе 11 Иоанн продолжает: «Ибо вот что есть весть, которую вы слышали от начала: чтобы мы любили друг друга». Весть, которую мы слышали от начала, это заповедь, данная Господом в Ин. 13:34 , то есть слово, которое верующие слышали и имели от начала. В стихе 11 выражение «от начала» употребляется в относительном смысле. Любовь, о которой говорится здесь, - это условие более высокого порядка для жизни, пребывающей в Господе.

Не так, как Каин

В стихе 12 Иоанн продолжает: «Не так, как Каин был от лукавого и убил своего брата. И из-за чего он убил его? Потому что его дела были злы, а его брата - праведны». То, что Каин был «от лукавого», означает, что он принадлежал к детям дьявола; брат Каина, Авель, был от Бога, то есть принадлежал к детям Божьим (ст. 10). Греческое слово понеро́с, переведённое здесь словом «лукавый», означает кого-то вредоносного, губительно злого, кто влияет на других, делая их злыми и порочными. Этой злой личностью, этим лукавым, является Сатана, дьявол.

В стихе 12 Иоанн использует в качестве иллюстрации двух братьев по плоти, Каина и Авеля. Хотя эти братья появились от одних родителей, один стал одним из детей Божьих, а другой принадлежал к детям дьявола. Возможно, нам будет трудно поверить в это. Нам трудно себе представить, как это может быть, что два брата, родившиеся от одних родителей и живущие в одних и тех же условиях, так сильно отличаются друг от друга, так что один из них принадлежит к детям дьявола, а другой стал одним из детей Божьих. Тем не менее факт остаётся фактом. Здесь этот факт используется для того, чтобы показать, какой человек принадлежит к детям дьявола, а какой - к детям Бога. Чтобы узнать это, нам нужно посмотреть на Каина и Авеля.

Тот факт, что Каин был одним из детей дьявола, подтверждается тем, что он ненавидел своего брата и убил его. Это показывает, что у Каина не было ни жизни Божьей, ни Духа Божьего. Почему Каин возненавидел своего брата? Он возненавидел его потому, что имел в себе полную ненависти жизнь Сатаны. Почему Каин убил Авеля? Он убил его потому, что имел в себе порочную природу Сатаны. В Каине была жизнь дьявола, природа дьявола и злой дух. Но Авель был совершенно другим. И сегодня рождённые от одних и тех же родителей и выросшие в одинаковых условиях люди могут стать совершенно разными. Один может стать одним из детей Божьих, а другой может принадлежать к детям дьявола.

Не удивляться, если мир ненавидит нас

В стихе 13 говорится: «Не удивляйтесь, братья, если мир ненавидит вас». Под «миром» здесь понимаются люди из мира, которые, подобно Каину, являются детьми дьявола (ст. 10) и входят в качестве составных частей в космическую систему Сатаны (мир - Ин. 12:31). Если люди из мира, который лежит в лукавом, дьяволе (5:19), ненавидят верующих (детей Божьих), для них это естественно. Ситуация среди родных братьев сегодня может быть такой же, как и между Каином и Авелем. Представьте, что один брат принадлежит к детям Сатаны, а другой - к детям Бога. Автоматически тот, который принадлежит к детям дьявола, будет ненавидеть того, кто принадлежит к детям Бога. В этом смысле нам не нужно удивляться.

В стихе 13 ясно показано, что все мирские люди являются детьми дьявола. Только сравнительно небольшое количество людей, возрождённые верующие, являются детьми Божьими. Если мы живём Божьей жизнью и Божьим Духом, мир будет ненавидеть нас. Поскольку мы и они принадлежим к различным категориям, они всегда будут недовольны нами.

Знать, что мы перешли из смерти в жизнь

В 3:14 Иоанн говорит: «Мы знаем, что перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев. Кто не любит, тот пребывает в смерти». Смерть - от дьявола, Божьего врага, Сатаны, которого обозначает дерево познания добра и зла, приносящее смерть. Жизнь - от Бога, источника жизни, которого обозначает дерево жизни, дающее жизнь (Быт. 2:9 , 16-17). Смерть и жизнь не только исходят от этих двух источников - Сатаны и Бога; они также представляют собой две сущности, два элемента и две сферы. Перейти из смерти в жизнь - значит перейти из источника, сущности, элемента и сферы смерти в источник, сущность, элемент и сферу жизни. Это произошло в нас при возрождении. Мы знаем (ойда) это, то есть внутренне осознаём это, потому что любим братьев. Любовь (ага́пе - Божья любовь) к братьям является убедительным свидетельством этого. Вера в Господа позволяет нам перейти из смерти в жизнь; любовь к братьям свидетельствует о том, что мы перешли из смерти в жизнь. Иметь веру - значит получить вечную жизнь; любить - значит жить вечной жизнью и выражать её.

Если кто-то не любит братьев, это свидетельствует о том, что он не живёт сущностью и элементом божественной любви и не остаётся в сфере этой любви, а живёт в сущности и элементе сатанинской смерти и пребывает в её сфере.

Слова, сказанные в 3:14, очень похожи на слова Господа Иисуса, которые Иоанн приводит в своём Евангелии: «Истинно, истинно говорю вам: тот, кто слышит Моё слово и верит Пославшему Меня, имеет вечную жизнь и не попадает под суд, а перешёл из смерти в жизнь» (5:24). Слова Иоанна возвращают нас к грехопадению в Эдемском саду. После того как человек был сотворён, он был поставлен перед двумя деревьями: деревом жизни и деревом познания добра и зла. Второе дерево связано со смертью, поскольку в Быт. 2 Адаму было сказано, что если он съест от дерева познания добра и зла, то умрёт. Следовательно, дерево познания добра и зла связано со смертью. Ева и Адам съели плод дерева познания. В результате этого они приняли в своё существо смерть. Другими словами, съев его, они сами себя ввели в смерть. В результате грехопадения человечество оказалось в смерти. Вот почему всякий, родившийся в Адаме, рождается в смерть. Это значит, что всякий, родившийся в Адаме, рождается не для того, чтобы жить, а для того, чтобы умереть. Ребёнок рождается, чтобы умереть, потому что, будучи потомком Адама, он рождается в смерти.

Когда мы покаялись в своих грехах и поверили в Господа Иисуса, мы были спасены. Одновременно с этим мы были возрождены. Быть возрождённым на самом деле означает получить дерево жизни, от которого человечество было отрезано в результате падения Адама. Когда Адам съел плод дерева познания, он принял в себя смерть и потерял возможность получать дерево жизни. Однако возможность получать дерево жизни восстановлена благодаря Христову искуплению. Когда мы покаялись и уверовали в Господа Иисуса, перед нами открылась эта возможность. В результате покаяния и уверования мы естественным образом приняли в себя божественную жизнь, и в тот самый миг мы перешли из смерти в жизнь.

Если вы задумаетесь о своём переживании спасения, то поймёте, что, когда вы были спасены и возрождены, вы перешли из смерти в жизнь. Поскольку все мы перешли из смерти в жизнь, когда поверили в Господа Иисуса и приняли Его как своего Спасителя, за этим последовала огромная перемена в жизни. Мы начали жить другой жизнью, жизнью праведности и любви. У нас появилось желание быть праведными и любить детей Божьих. Это не просто некая внешняя перемена; это переход из смерти в жизнь. Поэтому, когда мы любим братьев в Господе, эта любовь представляет собой доказательство того, что мы перешли из смерти в жизнь.

Если человек не любит братьев, а ненавидит их, это служит доказательством того, что он пребывает в смерти, которая вошла в человечество через падение Адама. Поскольку смерть вошла в человечество очень давно, мы родились в этой смерти. Но когда мы покаялись и уверовали, мы перешли из смерти в божественную жизнь. В силу того что мы перешли из смерти дерева познания в жизнь дерева жизни, в нас произошла перемена, и теперь мы живём жизнью праведности и любви.

Все, кто спасён и возрождён, могут засвидетельствовать, что они перешли из смерти в жизнь. Не нужно рассказывать другим, чем вы были до своего спасения. Просто расскажите им, чем вы стали после спасения.

Поскольку вы спасены и возрождены, у вас появилось желание жить жизнью, правой по отношению к Богу и к человеку. Вы хотите быть правыми по отношению к своему мужу или жене, по отношению к родителям, детям, родственникам, соседям и сотрудникам. Ваше стремление состоит в том, чтобы жить жизнью, которая была бы правой по отношению ко всем и даже ко всему. Например, человек, живущий такой праведной жизнью, не станет обращаться дурно даже с животными. Поскольку мы приняли божественную жизнь с божественной природой, природой, которая праведна, у нас есть стремление быть правыми во всех отношениях.

Это стремление быть правым по отношению ко всему распространяется даже на материальные предметы. Возможно, до своего спасения некоторые имели привычку в гневе пинать стулья или кидаться вещами. Но когда такой человек принимает божественную жизнь с божественной природой, он больше не хочет быть неправедным ни в чём.

В результате падения наша природная жизнь неправедна. Вот почему в нашей природной жизни мы не правы по отношению к другим людям и даже к вещам. Но когда мы приняли Господа Иисуса, мы приняли жизнь от дерева жизни, жизнь, обладающую праведной природой. Поскольку мы приняли эту жизнь с божественной природой, непроизвольно у нас появляется желание быть правыми со всеми и всем.

Будучи спасёнными и возрождёнными, мы можем также засвидетельствовать, что хотим любить других. Родившись от Бога, мы хотим помогать людям и любить их. Когда мы любим других, мы счастливы. Но мы расстраиваемся, когда упускаем возможность помочь кому-то или показать ему нашу любовь.

Любовь - это природа божественной жизни, которую мы получили. Поскольку сущность Бога - это любовь, жизнь Бога имеет природу любви. Любовь - это сущность Божьей природы. Имея Его в качестве нашей божественной жизни, мы обладаем природой этой жизни, то есть любовью. Мы, христиане, дети Божьи, имеем такую жизнь, которая стремится жить так, чтобы быть правой по отношению ко всем и ко всему, а также стремится любить других. У нас есть такое стремление, потому что в нас есть божественная природа. Как мы уже отмечали, если человек не живёт так, чтобы быть правым по отношению ко всем и ко всему, и не живёт жизнью любви к другим, то возникает серьёзный вопрос: получил ли этот человек божественную жизнь.

Кто не любит, пребывает в смерти

В 3:14 Иоанн говорит: «Кто не любит, тот пребывает в смерти». Если мы не любим других, это доказывает, что мы всё ещё находимся в смерти. Другими словами, это знак того, что мы ещё не перешли из смерти в жизнь.

Всякий, кто ненавидит своего брата, - человекоубийца

В стихе 15А Иоанн продолжает: «Всякий, кто ненавидит своего брата, - человекоубийца». В том, что касается божественных качеств, ненависть противоположна любви, смерть - жизни, тьма - свету, а ложь (обман) - истине. Все противоположности этих божественных добродетелей - от лукавого, от дьявола.

В стихе 15 слово «человекоубийца» не обозначает фактического убийцу, а показывает, что, с точки зрения духовной нравственности, ненависть равносильна убийству. Никакой фактический убийца, неспасённый человек, каким был Каин (ст. 12), не имеет вечной жизни, пребывающей в нём. Поскольку мы знаем это, мы, перешедшие из смерти в жизнь и имеющие вечную жизнь, пребывающую в нас, не должны вести себя как неспасённый убийца и ненавидеть своих братьев в Господе.

Этот раздел посвящён жизни, пребывающей в Господе. Верующий, который имеет вечную жизнь, но не пребывает в Господе и не позволяет Господу, то есть вечной жизни, пребывать и работать в нём, может в отдельных случаях ненавидеть брата и совершать другие грехи, но это не должно быть чем-то привычным.

Человек может быть не настоящим убийцей, но при этом быть убийцей по сути. Это значит, что, даже если он никогда никого не убивал, он всё равно может быть убийцей по сути, поскольку ненавидит других. Если мы кого-то ненавидим, мы по сути поступаем как убийцы, даже если мы никого не убивали. Следовательно, нам необходимо понять, что, строго говоря, мы, христиане, дети Божьи, не должны никого ненавидеть. Напротив, нам необходимо любить других. В Библии даже говорится, что нам следует любить своих врагов (Мф. 5:44). Поскольку божественная жизнь, которой мы обладаем, это любящая жизнь, жизнь, которая является любовью, мы должны любить тех, кто не достоин любви, и даже тех, кто плохо с нами обращается. В нас не должно быть никакого элемента ненависти. Любовь - это наша жизнь и природа, и именно любовь должна быть нашей сущностью и образом жизни. Таким образом, мы не должны никого ненавидеть. Возможно, сегодня многие противостоят Господнему восстановлению, однако нам не следует ненавидеть их. Вместо того чтобы ненавидеть, мы должны любить их. Если мы ненавидим тех, кто противостоит нам, то в принципе мы поступаем как убийцы.

Никакой человекоубийца не имеет вечной жизни, пребывающей в нём

В стихе 15Б Иоанн продолжает: «А вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет вечной жизни, пребывающей в нём». Говоря, что ни один убийца не имеет в себе вечной жизни, Иоанн имеет в виду не спасённых, а неспасённых, таких как Каин.

Прочитав стих 15, некоторые задавались вопросом, может ли верующий убить кого-то и при этом иметь пребывающую в нём вечную жизнь. Когда я только начинал служить, мне несколько раз задавали этот вопрос. Некоторые спрашивали, возможно ли, чтобы настоящий верующий совершил убийство, и если он сделает это, то будет ли в нём пребывать вечная жизнь. На такой вопрос трудно дать определённый ответ. Небезопасно утверждать, что настоящий верующий абсолютно не может никого убить. С другой стороны, небезопасно говорить, что спасённый человек может совершить убийство. Нам лучше оставить этот вопрос Господу и не пытаться объяснить его.

Что касается подобных вопросов, нас не должно отвлекать вожделение к знаниям. Возможно, кто-то скажет: «В 1 Ин. 3:15 говорится, что никакой человекоубийца не имеет пребывающей в нём вечной жизни. А что бы случилось, если бы настоящий верующий совершил убийство? Будет ли у него по-прежнему вечная жизнь?» Такого рода вопросы внедряет в наш разум дьявол. Если к вам приходит такая мысль, вам нужно сказать: «Дьявол, не спрашивай меня об этом. Не я должен отвечать на этот вопрос. Если хочешь узнать ответ на этот вопрос, спроси моего Бога. Я не знаю этого и не хочу, чтобы это меня беспокоило. Однако, дьявол, я знаю, что я возрождён и имею внутри себя божественную жизнь. Я знаю также, что я наслаждаюсь божественной природой и что внутри меня живёт Сам Бог как божественный Дух. Сатана, я не хочу отвечать на твои вопросы. Отойди от меня!» Я могу засвидетельствовать, что Господь был милостив ко мне и дал мне мудрость обходиться с подобными вопросами именно так. Однако некоторые братья уверены, что имеют достаточно знаний и способны дать ответ на вопрос о том, возможно ли, чтобы верующий, имеющий вечную жизнь, совершил убийство. У нас не должно быть такой уверенности в себе. Нам достаточно видеть, что, будучи Божьими детьми, мы не должны ненавидеть других. Нам нельзя вести себя так, как будто мы убийцы.

Мы увидели, что по существу ненависть равносильна убийству. Вполне возможно, что один из детей Божьих будет иногда кого-то ненавидеть, однако ни один возрождённый человек не будет делать этого привычно. Если вы привычно ненавидите других, тогда возникает вопрос, получили ли вы вообще божественную жизнь. Это подобно совершению греха. Верующий может иногда совершить грех, однако он не должен делать этого привычно. Если вы грешите привычно, тогда опять встанет вопрос о том, получили ли вы божественную жизнь.

Намерение Иоанна состоит в том, чтобы показать нам, что благодаря божественному рождению в наше существо посеяно божественное семя. Этим семенем является божественная жизнь, и у этой божественной жизни есть божественная природа. Более того, мы получили божественного Духа для осуществления всего того, что содержится в божественной жизни и божественной природе. Вместо того чтобы пытаться отвечать на вопросы, на которые мы не в состоянии ответить, нам нужно знать, что мы получили божественную жизнь, что мы наслаждаемся божественной природой этой жизни и что божественная Личность, Сам Бог как Дух, осуществляет внутри нас всё то, что содержится в этой божественной природе. Следовательно, нам нужно жить этой жизнью, пребывать в Нём и поддерживать непрерывное общение с Ним согласно внутреннему помазанию. Это и есть главная мысль того, о чём пишет Иоанн.

Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.

А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.

Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала. Но притом и новую заповедь пишу вам, что́ есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит.

Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.

Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца.

Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого.

Не люби́те мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.

Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли , и через то открылось, что не все наши. Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете всё.

Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то́, что всякая ложь не от истины. Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца.

Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце. Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная.

Это я написал вам об обольщающих вас. Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то чему оно научило вас, в том пребывайте.

Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его. Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то́, что всякий, делающий правду, рожден от Него.


Close