«Свингующие шестидесятые» были самым важным десятилетием 20 века. Доказательством служит тот факт, что об этой эпохе до сих пор не сложилось единого мнения. Одни считают ее золотым веком новых свобод, а другие - мрачным десятилетием, которое принесло с собой крушение морали, авторитета и дисциплины.

Период 1960-х гг. связан с надеждой на большие перемены в советском обществе, обуслоленные хрущевской оттепелью. Технический прогресс в стране, ее постоянная конкуренция с США характерна для этой эпохи. Первые полеты Юрия Гагарина и Валентины Терешковой в космос изменяют представления о возможности человека. Но дальнейшие изменения в мировой политике, карибский кризис, а так же строительство берлинской стены и усиление холодной войны становятся новыми вехами в этой напряженной эпохе шпиономании.

Все, что пришло в движение в 60-е годы, до сих пор оказывает общественное, политическое и культурное влияние на нашу жизнь.

Исходный импульс всему этому дала молодежь, которая всегда была главным носителем надежды в обществе. В результате послевоенного «бэби-бума» процент молодежи среди населения резко возрос, молодежное влияние было сильно как никогда. Тинэйджеры, ставшие в 50-х годах потребителями благосклонность которых стремились снискать производители превратились в двадцатилетних бунтовщиков, подвергавших сомнению все святыни своих родителей. Одной из причин этого явления было экономическое чудо. Хотя оно свершилось уже в 50-х во всей полноте его плоды можно было пожинать лишь теперь, спустя десять лет, когда они стали доступны практически каждому. Однако многие молодые люди не хотели платить за это положенную цену - приспосабливаться, подчиняться, отказываться от себя. Они восставали против авторитета родителей, церкви и государства, начали поиск новых ценностей, развенчали общепринятую двойную мораль, которая заставляла людей делать одно, публично проповедуя совсем другое.

Подобные конфликты между поколениями происходили всегда. Новым было то, что молодежь не только протестовала, но и создала собственную культуру, вынеся ее на рынок в таких масштабах, что эта культура уже не бурлила где-то в подполье, а стала воистину вездесущей. Некоторое время казалось, что представления о лучшем мире, в котором будет больше честности и человечности, даже удастся претворить в жизнь. Так или иначе, это желание объединяло всех молодых людей: и тех, кто мыслил в политических категориях, и тех, кто занимался поп-культурой, и тех, кто просто наивно мечтал о мирной жизни, полной радости.

Послевоенного поколения, создавших экономическое чудо. За фразой «... ты должен чего-то достичь в жизни» обычно следовала угроза: «Пока ты садишься за мой стол, будешь делать то, что я скажу». Нередко это приводило к отказу от любых достижений и отторжению семьи и всего, что с ней связано: брака, верности, традиционного распределения ролей между мужем и женой. Принуждение представлялось корнем всех зол. А что, если не позволять собой командовать, если выбирать сексуальных партнеров так же свободно и спонтанно, как одежду, в которой больше не хочется видеть символ социального статуса? Сказано - сделано, и молодежь радостно предалась райской свободе. Уши Обермайер описывает это так: «Все было абсолютно новым: мода, музыка, философия, образ жизни. Живя в коммуне, мы находились в семье, которую сами себе выбрали. В жизни мы следовали принципу удовольствия, старались все перепробовать».

В этих экспериментах молодежи помогло изобретение противозачаточных таблеток. Появившись на рынке в 1961 году, они впервые позволили надежно и легко предохраняться от беременности. Без этих маленьких круглых пилюль сексуальная революция была бы невозможна. Насколько они помогли эмансипации женщины - это еще вопрос. Появление «пилюли» привело в первую очередь к тому, что мужчины полностью освободились от чувства ответственности. А женщины вскоре ощутили принуждение иного рода - необходимость постоянной готовности к сексу. Лишь немногие могли сказать о себе, как Уши Обермайер: «Я всегда делала только то, что хотела, и никогда не рассматривала себя как феминистку». На баррикады феминизма в конце 60-х многих женщин привели именно неожиданные последствия приема противозачаточных таблеток и сексуальной революции.

Условием свободы такой женщины, как Уши Обермайер, была в том числе и финансовая независимость. Как топ-модель Уши могла позволить себе все. Она была не единственной, кто с неожиданной быстротой нажил состояние в молодые годы. Экономическое чудо все еще было в расцвете; бум приносил прибыли молодым предпринимателям, которые обрели самостоятельность, занимаясь клубами, дискотеками, порнографией, андеграундными журналами и бутиками, и прежде всего - музыкальной индустрией. Молодежный рынок сбыта обслуживали в первую очередь молодые люди, которые разбогатели, продавая то, что нравилось им самим. А молодые вовсе не были противниками идеи потребления. Молодежь тратила деньги на индивидуальную моду, путешествия, наркотики, рок-н-ролл.

Музыка была стихией, которая объединял всю западную молодежь, невзирая на государственные границы, классовые, расовые и половые различия. Предтечами были Билл Хэйли и Элвис Пресли, потом возник спрос на «Битлз» и «Роллинг Стоунз», «Ху», «Кинкс», Джими Хендрикса и Эрика Бердона. Их музыка выражала все, что не вмещалось в слова, и люди следовали ей, как могли. В качестве шикарных девушек-«групи», которые повсюду ездили за буйными музыкантами, выступали в основном модели и красивые дочери богачей. Они немало способствовали тому, что 60-е остались в памяти как время «секса, наркотиков и рок-н-ролла». Этому имиджу не вредило даже то, что некоторые рокеры вполне по-мещански вели своих избранниц к алтарю, как Мик Джаггер - Бьянку. Главное, что распутная жизнь продолжалась.

В отличие от «Роллинг Стоунз» «Битлз» не остановились на «личном удовлетворении». Помимо этого они стремились обрести и внутреннее просветление. В 1967 году, избрав своим гуру Махариши Махеш Йоги, они стали застрельщиками движения, которое в поисках смысла бытия ориентировалось главным образом на далекий Восток. А ультрасовременные «стиляги» с прическами в форме гриба, которые следовали в моде вполне определенным, хотя и новым, законам, очень быстро превратились в хиппи (по крайней мере, по мнению средств массовой информации, для которых все «патлатые» были мазаны одним миром).

В искусстве десятилетия царствовали такие направления, как поп-арт и оп-арт.

Поп-арт. В других странах эпоха шестидесятых прошла под знаком других имен, одним из которых стал культовый (уже тогда) авангардный художник Энди Уорхол (настоящее имя - Андрей Вархола, 1928-1987). В 1960-е будущая звезда поп-арта «только начал рисовать свои полотна». О том, как все начиналось, Уорхол в соавторстве со своим личным секретарем Пэт Хэкетт поведал в книге "ПОПизм", без ложной скромности сопроводив ее подзаголовком "уорхоловские 60-е": "Когда к 1960 году в Нью-Йорке появился поп-арт, все им так прониклись, что даже занудным европейским умникам пришлось признать его частью мировой культуры… Поп-арт работал с образами, которые любой прохожий с Бродвея узнавал на раз - комиксы, столики для пикника, мужские брюки, знаменитости, занавески для ванной, холодильники, бутылки колы - в общем, со всеми теми классными современными вещами, которых так усердно не хотело замечать современное искусство" (Рис. 1-4).

Однако тех, кто уже приготовился к подробным, хронологически последовательным воспоминаниям на тему "моя жизнь в искусстве", предупредим сразу: такого "кина" не будет. Будет другое - обрывочный, случайный, поверхностный даже взгляд в прошлое. Субъективность и непоследовательность присущи большинству мемуаристов, претендующим, однако, как раз на объективность и последовательность. У Энди Уорхола все иначе: обрывочность и несостыковки - не досадная оплошность, а принцип. Как подмечено в предисловии переводчика книги Людмилы Речной, «это просто еще одно проявление ПОПизма - заполнять поверхность деталями, но не концентрироваться на них. Собирать пазл, не интересуясь каждой отдельной составляющей"...

В 1962 году Уорхол создал сенсационную серию полотен, на которых были изображены, зачастую в кричащих цветах, банки кока-колы и консервов, в том числе -- знаменитые изображения банки томатного супа «Кэмпбелл», ставшие визитной карточкой Энди Уорхола. Радикальные арт-критики сразу обратили на них внимание, заявив, что произведения молодого художника искусно вскрывают пошлость, пустоту и безликость западной культуры массового потребления. Впоследствии Уорхол стал создавать более эпатажные произведения, такие как выполненные в «кислотной» манере образы кумиров современного общества: Мэрилин Монро, Мика Джаггера, Мао Цзэдуна. Поговаривали, что в качестве «последнего штриха» Уорхол просил своих любовников помочиться на подобное произведение. Скандальная репутация Уорхола способствовала росту цен на работы из этой серии. В настоящее время рыночная стоимость картин Уорхола нередко измеряется десятками миллионов долларов.

Во второй половине 1960-х Уорхол стал проявлять интерес к кино. Фильмы, снятые им вместе с Полом Морисси, -- первая ласточка сексуальной революции. Самая ранняя короткометражка Уорхола изображает фелляцию двух мужчин. Параллельно с экспериментами с любительским кино Уорхол продюсирует первую альтернативную рок-группу -- The Velvet Underground. Он также выступил дизайнером обложек ряда концептуальных альбомов, например, «Sticky Fingers» группы The Rolling Stones.

Оп-арт прочно связан с абстракционизмом, здесь создается особая эстетическая среда калей-доскопических эффектов, особые изобразительные формы, далекие от воспроизведения действи-тельности. Опираясь на определенные психологические особенности человеческого восприятия, художники оп-арта успешно использовали некоторые зрительные иллюзии. В качестве средств образной выразительности в оп-арте фигурирует цвет, декоративный, контрастный или мягкий, тающий в полутонах, и геометризированный рисунок в виде спиралевидных, извивающихся линий, однообразных геометрических очертаний, усложненных наложением или совмещением разных планов узора. Творчество оп-арта можно было бы рассматривать как разновидность декоративно-прикладного искусства. Известно, что художники-модельеры широко используют оптические мотивы в росписи тканей, создавая монохромные или цветовые композиции, переливающиеся при всяком движении костюма или платья.

Оп-арт стремится к достижению оптической иллюзии движения неподвижного художественного объекта путем психофизиологического воздействия на зрителей, их активизации. Эстетическая специфика Оп-арта заключается в замене классической перспективы многофокусным видением виртуального оптического пространства. Движение в нем всегда виртуально, а не реально: визуализируется сама его идея. Создается иллюзия «ожившего пространства», плоскостное восприятие картины разрушается.

Художники оп-арта использовали различные зрительные иллюзии, опираясь на особенности восприятия плоских и пространственных фигур. Эффекты пространственного перемещения, слияния, парения форм достигались введением ритмических повторов, резких цветовых и тональных контрастов, пересечения спиралевидных и решетчатых конфигураций, извивающихся линий.

Задача оп-арта - обмануть глаз, спровоцировать его на ложную реакцию, вызвать образ "несуществующий". Визуально противоречивая конфигурация создает неразрешимый конфликт между фактической формой и формой видимого.

1960-е - время радикальных, новых, захватывающих открытий и трендов, которые продолжили развиваться в 70, 80, 90-х гг. XX века. В Африке это время было периодом политических перемен - 32 колониальные страны получили независимость. 1960-е можно по праву назвать началом эры пилотируемой космонавтики: советский космонавт Юрий Гагарин был первым, кто совершил полёт в космическое пространство, Алексей Леонов первым вышел в открытый космос, а американец Нил Армстронг был первым, кто ступил на Луну. Также шестидесятые - разгар холодной войны и Карибского кризиса. Также, это время значительных культурных перемен: начало «сексуальной революции, расцвет феминизма, время рок-музыки, «Битлз» и хиппи. Сегодня мы расскажем о том, что же было популярно в те годы.

В 60-е вошла в моду пышная, объёмная причёска «Афро». Также в честь неё был назван музыкальный стиль Афро, основателем которого считается исполнитель Toto с его всемирно известной композицией Africa.

В 60-е годы появился новый тип сиденья который назвали «банан». Его использовали на велосипедах, мотоциклах, скутерах.

Модели планеров из пробкового дерева, которые могли летать, были очень популярны в 60-х. Но когда выяснилось, что клей, которым эти модели склеивались, обладал канцерогенными свойствами, производство планеров пришлось свернуть.

Кукла Барби стала невероятно популярной в 60-е годы. В 1965 году было продано 100 миллионов штук этой куклы.

На 60-е пришёлся пик популярности группы «Тне Beatles». В обиход вошло понятие «битломании».

Брюки клёш стали популярными в 60-х. Элвис Пресли, Сонни и Шер помогли сделать клёш символом нового поколения.

В 60-е стали применять лампы чёрного света в ночных клубах. Благодаря этому, светлые вещи казались флуоресцирующими.

В в женских причёсках стали применять начёс.

В связи с Карибским кризисом стало популярным устраивать домашние бомбоубежища.

Сапоги для танцев (англ. Go-Go boots) были созданы в 1960-х с таким замыслом, что надевать их будут во время танцев (главным образом, для исполнения танца гоу-гоу, а также для танцев на дискотеке). Считается, что термин восходит к Андре Курражу (Andre Courreges), который создал белые сапожки на низком каблуке, которые лишь слегка закрывали лодыжку.

Бабушкины очки.
Солнцезащитные очки, стилизованные под старинные стали популярны в 60-х. Их носили Джон Леннон и Роджер Макгвин.

В 60-х стали сушить волосы феном.

В 60-е появилась так называемая лавовая лампа. Это декоративный светильник, который представляет собой прозрачную стеклянную ёмкость (обычно цилиндр) с прозрачным маслом и полупрозрачным парафином, снизу которых расположена лампа накаливания. Лампочка нагревает и подсвечивает содержимое цилиндра, при этом происходит «лавообразное» перемещение парафина (или воска) в масле. Эффект основан на том, что при обычной температуре парафин (воск) немного тяжелее масла (и тонет в нём), а при небольшом нагреве парафин становится легче масла и всплывает. Лавовая лампа используется для украшения помещений и в настоящее время.

Мини-юбки в 1967 году достигли пика своей популярности.

Кольцо настроения (англ. mood ring) - кольцо, которое содержит термочувствительный элемент, например жидкий кристалл. Цвет элемента меняется в зависимости от температуры пальца того, кто носит кольцо. Знаменитая причуда американской моды 60-х годов.

После выхода фильма «Экзорцист» стали популярны доски для спиритических сеансов, так называемая «Говорящая доска» или «уиджа». Это доска для спиритических сеансов с нанесёнными на неё буквами алфавита, цифрами от 1 до 9 и нулём, словами «да» и «нет» и со специальной планшеткой-указателем. Участники верили, что с помощью её можно разговаривать с духами.

В 60-е появилась женская обувь «на платформе».

Одним из непременных атрибутов хиппи были стикеры Rickie Tickie, в виде солнышка. Их клеили на стены, автомобили, холодильники — короче, буквально на всё!

В 60-х впервые вывели сорт аквариумных обитателей — «Sea Monkey». «Морские обезьянки» - так называются маленькие ракообразные. По сути это артемии, т.е. маленькие рачки.

Значки-слоганы впервые применялись в 1896 году, во время президентской гонки между Мак — Кинли и Брайаном. Но в 60-е они получили второе рождение, став ещё одним атрибутом хиппи.

В 60-е молодёжь увлекалась гонками моделей автомобилей, которые назывались Slot Cars.

В 1963 году появились смайлики.

В 60-е появилась игрушка — супершарик. Он был разработан на основе синтетического каучука химиком Норманом Stingley. И сразу же он завоевал бешеную популярность. В декабре 1965 года более шести миллионов штук таких шаров.

Одним из самых популярных развлечений молодёжи 60-х стал сёрфинг.

Тогда же стало модным танцевать твист.

Тай-Дай (он же Шибори) — одежда в стиле радуги. Футболки Tie-dye вошли в моду на западе США в конце 1960-х и начале 1970-х годов как часть хиппи-культуры.

Куклы-тролли — ещё одна любимая забава в 60-х. В 1964 году их было продано, только в США, более миллиона штук.

Водолазки были известны давно, но именно в 60-х они получили всеобщую известность и популярность.

Love Beads — ещё один непременный аксессуар хиппи. Эти бусы состоят из разноцветных шариков, которые носят на шее или на запястье. В 60-е они были символом дружбы.

50-е годы

Увлечение рок-н-роллом.
Из интервью с Миком Джеггером (1996 год):
Рок-н-ролл настоян на злости, одолевавшей молодежь от скуки, от установки на бунт… Черная музыка привнесла в рок-н-ролл сексуальность. Насилие свойственно рок-н-роллу с самых его первых дней.
Из этого признания деятеля рок-музыки становятся понятными разрушительные социальные последствия внедрения рок-музыки в общество. Сразу после того, как в середине 50-х годов началась передача рок-музыки по радио в Америке, последовал взрыв разводов.

Отошел ко Господу преподобный Лаврентий Черниговский (Проскура) (1868-1950).
- (1950-1953) война США в Корее.
- Упрощено великое древнее письмо в Китае. Древний пиктографический китайский стал мертвым языком.

Открыта структура молекулы ДНК, случайное возникновение которой полностью исключено. Бурное развитие молекулярной биологии не оставило поля деятельности для теории эволюции. Трудно представить, что современные компьютеры с современными операционными системами создались сами, без целенаправленного замысла. Устроение же молекул с миллиардами атомов и сверхточными взаимодействиями много сложнее компьютера. Критику теории эволюции специалистом по молекулярной биологии см. в книге: Michael Denton. Evolution - A Theory In Crisis; Burnett Books, 1985, pp. 368). «Сейчас твердо установлено, что картина разнообразия на молекулярном уровне образует высокоорганизованную иерархическую систему. На молекулярном уровне каждый класс уникален, изолирован от других и не связан промежуточными звеньями. Таким образом, молекулы, подобно окаменелостям, не подтверждают наличия мифических «промежуточных звеньев», которые ищут и все никак не могут найти биологи-эволюционисты. Опять-таки, единственные отношения, определяемые с помощью современных методов, - горизонтальные. На молекулярном уровне ни один организм не может быть назван «предковым», «примитивным» или «продвинутым» по отношению к «родственным организмам» (с. 290).

К.С.Льюис: Хроники Нарнии (1950–1956). Э.Ионеско: «Лысая певица» (The Bald Soprano) (антидрама): «Да, кстати, как поживает лысая певица? - Спасибо, хорошо, сменила прическу… »

Умер Николай Яковлевич Мясковский (1881-1950).
- «Сказ о каменном цветке» Прокофьева.
- Шнеерсон, «Музыка на службе реакции».

Cтатья М. Борна «Состояние идей в физике и перспективы их дальнейшего развития».

- † поэт С.С.Бехтеев, офицер Белой Армии, автор стихов Царского цикла.

Посвящается Их Императорским Высочествам Великим Княжнам Ольге Николаевне и Татьяне Николаевне
Пошли нам, Господи, терпенье,
В годину буйных, мрачных дней,
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейства ближнего прощать
И крест тяжелый и кровавый
С Твоею кротостью встречать.

И в дни мятежного волненья,
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и униженья
Христос, Спаситель, помоги!

Владыка мира, Бог вселенной!
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной,
В невыносимый, смертный час…

И, у преддверия могилы,
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов!

г. Елец, Октябрь 1917 г.
Стихотворение "Молитва" было послано в октябре 1917 г. через графиню А.В.Гендрикову Их Императорским Высочествам в г. Тобольск, после расстрела его текст был обнаружен в дневнике Великой княжны Ольги.

Дж. Р.Р.Толкин роман в 3 книгах «Властелин Колец» (1954–1955) Невероятная популярность этой книги. Названа самой популярной книгой ХХ века.

Н. Н. Носов (1908–1976): Трилогия - Приключения Незнайки и его друзей (1954), Незнайка в Солнечном городе (1958) и Незнайка на Луне (1971)

С 1954 года правительство принимает ряд постановлений и решений о смене архитектурной направленности. В 1959 году запрещено строительство нетиповых зданий без специального разрешения Госстроя СССР. Так началась борьба с «архитектурными излишествами»: строительство «хрущоб», блочных «черемушек» по всей стране - осуществление пророчества св. Космы Этолоса (1714-1779): «города будут как бараки». Обратим внимание на коварную ложь в названии кампании: превращение домов в стандартные коробки есть борьба не с излишествами в архитектуре, а с самой архитектурой, с самой идеей красоты, которая должна вдохновлять человека, вливать в него творческие силы подъемной радости жизни.

Термин «плацебо-эффект» введен американским врачом Генри Бичером.
- 6 ноября в СССР произведено первое в мире испытание водородной бомбы.
- «Кукуруза - это тот конь, который нам нужен» (Хрущев): начало продвижения любимого генсеком растения в несвойственные ему широты.

В НАТО вошла ФРГ

Хрущев вернулся к политике депопуляции страны: принят Указ Президиума ВС СССР от 23 ноября 1955 г. «Об отмене запрещения абортов», приведший к резкому сокращению рождаемости. Уже в 1959 г. число абортов в России составило в среднем 4 на одну женщину репродуктивного возраста. Стремительный рост абортов продолжится до снятия Хрущева в 1964 г., когда будет зафиксирован их максимальный уровень за всю предшествующую историю России - около 5,6 млн, или 169 абортов на 1000 женщин репродуктивного возраста. А в 1965 году соотношение родов и абортов составит 100 к 278.

† блаженный старец Николай Тотемский

В Москве открылся Первый международный конкурс пианистов имени П.И. Чайковского.

28 ноября - Постановление ЦК КПСС «О мерах прекращения паломничества к так называемым «святым местам». Запрещены организованные паломничества к семистам учтенным властями святым местам. Отняты все монастырские гостиницы, запрещено ночевать в монастырских церквях. Для выполнения постановления подготовлена секретная инструкция, разрешавшая применять любые методы для устрашения и недопущения верующих к святыням.

17 июля Конгресс США принял Закон (Public Law) 86-90 (P.L.86-90) "О порабощённых нациях", нацеленный на расчленении России. К ее народам обращены слова Закона: "Так как эти порабощённые нации видят в Соединенных Штатах цитадель человеческой свободы, ищут их водительства в деле своего освобождения и обретения независимости и в деле восстановления религиозных свобод христианского, иудейского, мусульманского, буддистского и других вероисповеданий, а также личных свобод и так как для национальной безопасности Соединенных Штатов жизненно необходима поддержка стремления к свободе и независимости, проявляемому народами покорённых наций… именно нам следует надлежащим официальным образом ясно показать таким Народам тот исторический факт, что Народ Соединенных Штатов разделяет их чаяния вновь обрести свободу и независимость". На протяжении последующих после принятия этого закона 50 лет каждый из президентов США давал клятву о его исполнении. По оценкам экспертов, его реализация обошлась американским налогоплательщикам на сумму более 4 млрд долларов. Советский Союз распался, однако Закон Public Law 86-90 никто не отменял, он продолжает действовать по сей день.

Созданное Кристоферо Кокерелем судно на воздушной подушке совершило первое демонстрационное плавание.

Михаил Светлов. «Все выше»:
Мы поднимаемся все выше, выше,
Не на деревню дедушке мы пишем,
Летят к созвездьям наши голоса
И всех планет мы знаем адреса.

- «Жизнь взаймы» Ремарка.

Конец 50-х - начало 60-х:

Громкая поэзия шестидесятников.

Апрель - попытка американского вторжения на Кубу в районе Плайя-Хирон с целью свержения правительства во главе с Фиделем Кастро.

Вселенский патриарх Афинагор предложил Папе римскому Павлу VI встречу в Иерусалиме, на которой была отменена взаимная анафема (однако снятие анафемы возможно только при публичном отречении еретиков от заблуждений, чего Католическая церковь делать не собирается).

Кульминация антирелигиозной истерии в СССР. Постановление ЦК КПСС от 2 января «Мероприятия по усилению антирелигиозного воспитания населения» ставит задачу: полная ликвидация Церкви. Но вместо того ликвидируется гонитель. Снятие Хрущева со всех постов в праздник Покрова Божией Матери. Провалился проект чудовищной орфографической реформы, направленной на разрушение общества (предлагалось писать: заец, доч, мыш, намаж, соцыализм, огурци, щоки)

- (1964-1973) - вооруженная операция США против фронта Патет-Лао в Лаосе.
- Создание Театра на Таганке .
- Создание ансамбля «Мадригал».
- Денисов, «Солнце инков».
- Свиридов, «Курские песни», «Деревянная Русь».

Фильм «Фантомас» (показ фильма в СССР приведет к росту подростковой преступности).

- (1965-1973) война США во Вьетнаме.
- II Ватиканский собор (1962-1965): месса сокращена в два раза, доведена до 45 минут, до одного часа сокращено время поста перед причастием, богослужение переведено с латинского на национальные языки. Последствия реформы, пытавшейся пойти навстречу миру, оказались катастрофичными: отказ от латинского языка резко сократил посещаемость богослужений, за период с 1964 по 1972 год отреклись от сана 13 440 священников…
- Открытие реликтового излучения, еще раз подтвердившего откровение Библии о том, что создание света предшествовало появлению светил.

Умер У.Черчилль. «Политичекие деятели думают о будущих выборах, государтвенные деятели думают о будущих поколениях».

Суровейшая зима 65/66 года (Замерзло Балтийское море).

Поверхности Луны коснулся первый безпилотный космический зонд «Луна-9».
- Франция вышла из военной структуры НАТО.


Преподобный Севастиан Карагандинский

Отошел ко Господу преподобный Севастиан Карагандинский (Стефан Васильевич Фомин, 1884-1966).

Фильм Андрея Тарковского "Андрей Рублев". Вышел на экраны спустя три года, в 1969 году.

- «Свадебные песни» Ю. Буцко.
- «Шесть пьес для арфы и струнного квартета» Леденева.
- Вторая симфония Пярта.
- Второй скрипичный концерт Шнитке.
- Второй фортепианный концерт Щедрина.

Шестидневная война Израиля с арабскими странами. Нефть подорожала на 20 процентов.

Космическое законодательство ООН: государства не имеют прав на небесные тела, о частных владениях не сказано, потому лунная поверхность активно распродается с 1980 года.

Первая международная телепередача (25.06.1967 г...
- «Дело Денисова» (попытка исключения из Союза композиторов, лишения работы в Московской консерватории).
- Волконский, «Странствующий концерт» (1964- 67).
- Со второй половины 60-х годов - реакция на авангард (бороться больше не с чем). А. Караманов поворачивается от авангардного языка к тональному в связи с поворотом к религиозной тематике.
- Опера «Виринея» С. Слонимского.

Начало раскручивания сконструированной взрослыми мировой «молодежной» сексуальной революции, самой зловещей и кровавой в истории. Взрывоподобный рост детоубийств (абортов) через четыре десятилетия приведет к вымиранию коренного населения США, Европы, Христианских стран СНГ и России, к замене его выходцами из стран ислама и иных стран мира - в осуществление пророчеств Сивилл. Сивиллы, девственницы-пророчицы в народах языческих, почитались христианскими писателями - Евсевием, Иустином, Климентом Александрийским, Иеронимом, Августином и другими.

161 … Увы, несчастные люди
162 Рода последнего в мире, злодеи ужасные, как же
163 Не понимают, глупцы, что, если жены не станут
164 Больше рождать детей, людское племя угаснет?
165 Время жатвы приспело, коль некие, словно пророки,
166 Будут вещать по земле и много обмана измыслят.
167 Тут придет Велиал и немало знамений явит.
Книги Сивилл, песнь 2.

По справке С.С. Аверинцева, Велиал - «центральный антагонист дела Иисуса Христа». В Книге Сивилл трактуется как антихрист.

Пандемия гриппа 1968-69 годов как знамение - предупреждение Божие в ответ на безумное озлобление жизни (ср. с пандемией 1918-1919 годов, унесшей 40-50 миллионов жизней).

Вторжение войск Варшавского договора в Чехословакию.
- По инициативе Д. Рокфеллера создан Римский клуб: образы глобальных проблем человечества.
- «В круге первом» и «Раковый корпус» Солженицына.
- «Плотницкие рассказы Василия Ивановича Белова.
- «Атомная сказка» Юрия Кузнецова :

Эту сказку счастливую слышал
Я уже на теперешний лад,
Как Иванушка во поле вышел
И стрелу запустил наугад.

Он пошел в направленье полета
По сребристому следу судьбы.
И попал он к лягушке в болото,
За три моря от отчей избы.

- Пригодится на правое дело! -
Положил он лягушку в платок.
Вскрыл ей белое царское тело
И пустил электрический ток.

В долгих муках она умирала,
В каждой жилке стучали века.
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака.

Сказка подвела итог нелепой дискуссии «физиков» и «лириков».

Кризис в жизни и творчестве Штокхаузена: «В 1968 году я был очень близок к смерти, к самоубийству… Но затем я нашел для себя сверхрелигиозный путь». Его музыка становится проводником оккультизма.

Credo Пярта.
- Концерт-рапсодия для фортепиано и оркестра Хачатуряна.
- «Звоны» Щедрина.
- Поп-культура: начало арт-рока («Дженезис»).
- «Театр и симфония» В. Конен.

Смерть Юрия Гагарина

Американскими военными создан прообраз интернета.
- Первый астронавт Нил Армстронг на Луне . (Существует гипотеза о фальсификации лунной эпопеи американцами)

- «О смерти и умирании» Элизабет Кюблер-Росс, сумевшей разговорить умирающих - первое научное исследование психологии умирания. За этой пионерской работой последовал ряд других: у той же исследовательницы - «Смерть не существует» (1977). Чтобы жизнь наша была правильной и смерть тоже, нам надлежит помнить о страшных фазах умирания (№ 2 - безумной ярости, № 4 - безпредельного ужаса), научно подтвердивших Библейское предостережение: «смерть грешников люта».

- «Москва - Петушки» Венедикта Ерофеева (1938-1990). Постмодернизм.
- «Полифонический концерт» (На древнерусские церковные темы) Ю. Буцко.

60-е годы

- Булат Шалвович Окуджава (1924-1997), бард (поэт-композитор-исполнитель), становится кумиром. Много лет назад жена Булата Окуджавы Ольга приезжала к отцу Иоанну (Крестьянкину) в Псково-Печерский монастырь. В разговоре она посетовала, что ее муж не крещен, и даже не хочет креститься, и вообще равнодушен к вере. На что отец Иоанн спокойно сказал ей: «Не волнуйся, ты сама его окрестишь». Она была совершенно поражена и только спросила: «Как же я сама окрещу?» - «А вот так и окрестишь!» - «А как же назову его? Булат ведь имя неправославное». - «А назовешь, как меня, - Иваном», - ответил отец Иоанн и заторопился по своим делам.
И вот перед смертью, в Париже, Булат Шалвович позвал жену Ольгу и сказал, что хочет креститься. Он уже отходил, было поздно звать священника, но Ольга знала, что в таких случаях можно крестить и без батюшки. Она лишь спросила его: «Как тебя назвать?» Он ответил: «Иваном». И она сама крестила его с именем Иоанн. И только потом вдруг вспомнила, что лет пятнадцать назад ей обо всем этом говорил старец Псково-Печерского монастыря.
Иное суд Божий, иное суд человеческий. И Господь, правосудный и милосердный, безконечно любящий каждого человека, дает каждому все для спасения души. Только бы мы сами по неразумию своему не сопротивлялись Его благой и премудрой воле.

Расцвет социологии поп-культуры.

С середины 60-х - переход к экстернализму (социальный, социально-психологический, экономический контекст) - политизация искусства, эстетики, музыки.
- Популяционная биология, учение о популяции. Эволюционная единица не вид, не особь, а популяция.
- Академизация исполнительства, сужение репертуара.
- Повесть «Прощание с Матерой» В. Распутина.
- В Россию приходит волна эзотеризма в конце 60-х. Комиссия Мейлаха.
- Качественный рывок в развитии информационно-коммуникационных технологий в США.

Пишет блогер Donna Julietta: «Сегодня я просматривала различные ретро-фотографии на которых запечатлена история жизни людей и потом подумала, что неплохо бы посмотреть фотографии, которые касались моды, увидеть как она менялась, как интересно тогда одевались девушки-модницы. И я решила, а почему бы не сделать обзор, касающийся моды по десятилетиям. Сразу оговорюсь, что я не буду приводить в пример женщин, которые были популярны в определенное время, лучше им уделить отдельное внимание. Просто обсудим моду.»

(Всего 43 фото)

Спонсор поста: : На любой вкус. Огромная коллекция.
Источник: Жжурнал/make-your-style

Начнем с 10-x годов XX в.

1. Корсеты годами сдерживали женщин, делали их фигуры намного красивее и изящнее, а жизнь – тяжелее. Невозможность лишний раз вдохнуть и выдохнуть, постоянные заболевания из-за слишком туго затянутых «панцирей» — все это делало корсет хоть и значимым предметом эпохи, но уж очень неприятным.
Потому в 1906 году женщины всего мира в буквальном смысле выдохнули – кутюрье по имени Поль Пуаре впервые предложил носить платья простого покроя, без корсетов. Очень скоро такие платья вошли в моду – именно поэтому десятые годы запомнились, как годы «освобождения» женщин от гнета одного из самых неудобных предметов туалета, а Поль Пуаре стал настоящим избавителем для дам высокого света.

2. В десятых годах в моде был русский шик – с огромным успехом шли «Русские сезоны», которые привез в Париж знаменитый Сергей Дягилев.Балет, опера, художественное искусство, выставки – все это сопровождалось огромным количеством приемов, на которых наши дамы могли перенимать искусство высокой моды у парижанок.

3. Тогда-то и начали входить в моду все знакомые нам нынче атрибуты «шикарной жизни» в гардеробе – женщины обнажили плечи, стали носить весьма будуарного вида туалеты, украшая их огромным количеством перьевых вееров, драгоценных украшений и блестящих аксессуаров.

Плавно переходим к моде 20-х годов

4. В этот период в моду уверенными шагами вошли спорт, спортивные фигуры мужского типа, а женские формы стали постепенно утрачивать актуальность и популярность. Идеал – худенькая дама с узкими бедрами, без малейшего намека на бюст или другие округлости. Реформатором и революционером моды этого периода можно назвать знаменитую Габриель Шанель. Наравне с ней в эти времена модную одежду создавали в таких домах моды, как «Нина Риччи», «Шанель», «мадам Пакен», «Жан Пату», «Мадлен Вионне», «Жак Дусе», «Жак Хейм», «Люсиль», дом меховой моды «Жак Хейм» и другие.

5. Стали входить в моду 20-х египетские мотивы. Модели дизайнеров были декоративными, с обилием украшений, вышивкой в стиле «зиг-заг». Такой стиль имел название «ар деко», и произошел от названия выставки современного декоративного и промышленного искусства в Париже в 1925-м году.

6. Это был стиль украшающей и украшенной вещи. Элементы декора присутствовали и на мебели, и на посуде для кухни, и на женских платьях.

7. Вошла в моду обувь, отделанная вышивкой или аппликациями, декорированная по вкусу популярных кутюрье тогдашнего времени. «Ар деко» - это эклектичный стиль, в котором африканская абстракциональная экзотика, смешанна с геометрическими формами кубизма; нетрадиционные недорогие и простые материалы смешаны с дорогими традиционными материалами добротного качества.

8. Такое себе сочетание не сочетаемого, смешанное в одном стиле.

9. В результате особенности моды 20 -х годов:

— основные элементы одежды это конечно платья, костюмы прямого покроя;
— в моде плиссировка;
— модное пальто прямого покроя сужающегося к низу и с меховым воротником;
— в моде пижамные брюки и пижамы, в которых в то время ходили на пляж;
— появились первые купальные костюмы для женщин – революция в пляжной моде;
— шилась одежда из более доступных тканей и открытием стал трикотаж;
— в моде спортивный стиль, появляются не только брюки, но и шорты;
— появление классического маленького черного платья Шанель;

Мода 30-х

10. В эти времена крой одежды стал сложнее. Качество готовой одежды, выпускаемой массово, заметно повысилось. Голливуд является законодателем моды в США. Но даже здесь стали появляться фирмы, которые торговали при помощи каталогов, пересылаемых по почте. Эти фирмы распространяли новые модные модели миллионными тиражами.

11. Длинные юбки стали эталоном моды в кризисные времена тридцатых годов. В 1929 году Жан Пату первым предложил длинные платья и юбки, линия талии которых была на своём месте. После этого нововведения все дома моды удлинили свои модели в два этапа. Сначала длина платьев и юбок достигала середины икры, а немного позже опустилась почти до щиколотки. Дамы, следящие за модными тенденциями, самостоятельно удлиняли свою одежду. Они пришивали клинья и различные оборки.

12. Очень популярной одеждой 30-х годов был женский уличный костюм, существовавший в самых разнообразных вариантах. Верхняя одежда – пальто и жакеты отличались необыкновенной элегантностью и многообразием фасонов.

13. Для каждого вида одежды, в том числе и для костюма, было характерно большое разнообразие фасонных линий и отделок. Крой костюмов усложнился, стал опираться на геометрию, придающую силуэту четкость.

14. Широко применялись в костюме декоративные детали, украшения. Шляпка, сумочка, перчатки и обувь - вот что должно было быть в одной цветовой гамме. Аксессуары подбирались очень строго. Как правило, они были чёрного или коричневого цвета, а летом - белого цвета.

15. Подобранные таким образом аксессуары, легко подходили к любому платью или костюму, что было актуальным в период кризиса. В моде 30-х годов аксессуары играли огромную роль. Ведь большинство женщин тех годов, кроме шляпки или сумочки, ничего другого позволить себе не могли.

Мода 40-х

16. Доминирующей тенденцией моды начала 40-х годов стали многослойные длинные юбки, огромные банты на одежде, иногда с добавлением вертикальной полоски, рукава-фонарики. Стоит отметить, что в то время, одежда в полоску была самой популярной. Началась война, и мир перешел на военизированное положение, поэтому мода 40-х годов претерпела значительные изменения. Женщинам стало некогда думать о макияже и пополнении своего гардероба.

17. В этот период внешний вид нарядов значительно упростился до минимализма во всем. Натуральные ткани перестают использовать в гражданских целях. Одежду для женщин стали производить и шить из ацетатного шелка и вискозы.

18. В моду возвращаются цветочные рисунки: орнаменты, мелкие цветочки стали основным украшением ткани и пошитых из этого материала платьев. Невозможным стало шить блузы и рубашки из белой ткани, поэтому в моду стали внедряться манжеты и воротнички. Открытием военного периода стал популярный и в сегодняшнее время стиль «милитари»

19. В это же время выпустили новую модель обуви: туфли с каблуком-шпилькой.

20. Также новшеством стало производство кофточек-водолазок, эти модели с высоким воротником под горло по заслуге получили признание модниц тех времен.

Мода 50-х

22. В послевоенные годы заметно обострились социальные различия. Жены снова превратились в символ благосостояния своих супругов, как своеобразная витрина для окружающих. Обязательным ритуалом для каждой женщины стало посещение парикмахерского салона, нанесение макияжа. Идеальная женщина, даже если она нигде не работала и была домохозяйкой, уже ранним утром должна была быть во всеоружии: с идеальной прической, на каблуках и с макияжем стоять у плиты или пылесосить ковер.

23. Даже в Советском Союзе, в котором образ жизни значительно отличался от западного, было принято хотя бы раз в неделю делать укладку волос в парикмахерской или завивку, которые тоже стали входить в моду с особой стремительностью.

24. Стиль 50-х годов противопоставил силуэт в виде песочных часов четкому силуэту с расширением плеч, что был популярен в военные годы. Таким образом,предъявлялись особые требования к фигуре: покатые плечи, тонкая талия, округлые женственные бедра и пышная грудь.

25. Чтобы соответствовать этим стандартам, женщины носили утягивающие корсеты, подкладывали ткань или вату в лифчики и стягивали животы. Образами красоты тех времен были: Элизабет Тэйлор, Любовь Орлова, Софи Лорен, Клара Лучко, Мэрилин Монро.

26. Среди молодого населения эталонами были Людмила Гурченко и др. Модная и стильная женщина стиля 50-х годов по силуэту походила на цветок: пышная юбка в пол, под которую надевали многослойный подъюбник, высокие каблуки на шпильках, нейлоновые чулки со швом. Чулки - это обязательный аксессуар для завершения образа и стоили они чрезвычайно дорого. Но на что только не шли женщины, чтобы выглядеть привлекательно и чувствовать себя красотками, следящими за тенденциями моды. Ткани купить в то время было проблематично, их отпускали в одни руки не больше определенного количества, утвержденного нормами тех времен. Чтобы пошить одну юбку под «новый силуэт», требовалось от девяти до сорока метров материала!

Мода 60-х

Легендарные 60-е годы — это ярчайшее десятилетие в истории мировой моды, свободное и экспрессивное, период торжественного шествия, так называемой, молодежной моды.Новому стилю нужны были новые прически. И опять Лондон в плане новаторских идей оказался впереди Парижа. В 1959 году на экраны выходит французский фильм «Бабетта идет на войну» с Брижит Бардо в главной роли. Небрежно взбитая прическа с начесом, несмотря на то, что на её создание у модниц уходит немало времени, становится суперпопулярной.

27. Большую популярность получили аксессуары: бусы из больших бусин, объемная бижутерия, очки «макро», которые закрывали пол лица.

28. В Лондоне появилась на свет самая скандальная одежда шестидесятых - мини-юбка, символ эмансипации и сексуальной революции. В 1962 году, ставшая легендой Мэри Квант, показала первую коллекцию вещей с длиной мини. Новый стиль, названный «стиль Лондон», очень быстро завоевал молодежь всего мира.

29. 60-е годы – эра синтетики и всего искусственного. Синтетические ткани широко распространены в массовой моде — они считаются самыми удобными и практичными, так как не мнутся и легко стираются, кроме того, они дешевые.

30. Мода того времени благосклонна к ненатуральности – накладным ресницам, парикам, шиньонам, бижутерии. Суперпопулярными становятся высокие женские сапоги на низком каблуке, с узким или широким закругленным мыском из кожи или синтетического материала, названные гоу-гоу (go go). Сапожки получили широкое распространение с возникновением моды на длину мини и танцевальный стиль с одноименным названием.

Мода конца 1960-х годов испытывает влияние движения хиппи. Молодежь выступала против социальных и классовых различий, расовой дискриминации и войны. Своим видом хиппи подчеркивали отрицание норм официальной культуры. Их одежда намеренно небрежна и даже неряшлива — рваные джинсы, бисерные браслеты, тканевые сумки-мешки за плечами. Подчеркивается бесполость облика, длинные волосы — символизируют свободу.

Мода 70-х

31. В 1970-х годах мода стала ещё более демократичной. И, несмотря на то, что многие называют 70-е эпохой дурновкусия, можно сказать, что именно в те годы люди имели больше средств для самовыражения с помощью моды. Не существовало единого стилевого направления, модным было всё: этника, диско, хиппи, минимализм, ретро, спортивный стиль.

32. Девизом 70-х годов было выражение «Можно все!». На выбор прогрессивных и активных молодых людей кутюрье представили несколько стилей, ни один из которых нельзя было назвать доминирующим. Самым модным элементом гардероба стали джинсы, которые изначально носили только ковбои, а после – хиппи и студенты.

33. Также в гардеробе модниц того времени были юбки-трапеции, брюки-клёш, туники, комбинезоны, блузки с крупным ярким принтом, свитера-водолазки, платья А-образного силуэта, платья-рубашки.

34. Кроме того, нужно заметить, что одежда стала более комфортной и практичной. Появилось понятие базового гардероба, состоящего из необходимого количества вещей, сочетающихся между собой.Что касается обуви, то обрела популярность обувь на платформе.

35. Из дизайнеров в 70-е года выделяли Соню Рикель, которую называли новой Шанель. Соня Рикель создавала удобную, комфортную одежду: свитера, кардиганы, платья из шерстяного трикотажа и мохера.

Мода 80-х

36. В моде 80-х переплелись ретрообразы, переосмысленные дизайнерами, а также, рожденные молодежными субкультурами, музыкальными и танцевальными направлениями, продолжающимся бумом спорта.

37. Хип-хоп, готика, пост-панк, рейв, хаус, техно, брейк-данс, сноуборд, скейт-борд, ролики, степ-аэробика — все эти явления отразились на стилистике десятилетия.

38. Список знаковых вещей десятилетия стилистического разгула внушителен – подкладные плечи, брюки-бананы, одежда в стиле «миллитари» и «сафари», рукава покроя «кимоно», «летучая мышь» и реглан, леггинсы с яркими рисунками, черные ажурные колготки, потертая джинсовая ткань, так называемая, варенка, черные кожаные куртки, люрекс, массивная бижутерия, ювелирные пуговицы на жакетах, объемные прически или укладки с эффектом «мокрых волос», каскадные стрижки, спиральная химическая завивка, волосы декоративных цветов, типа «баклажан», мелирование «перышками». Употреблялось много косметики нарочитых оттенков с блестками и перламутром.

Массовый 1980-х годов можно охарактеризовать как чрезмерность. Все, как бы, «слишком» — слишком узкое, слишком объемное, слишком броское, слишком яркое. В 80-е пользовались успехом дизайнеры, мыслящие нестандартно и создававшие необычную одежду, с оригинальными элементами декора: Вивьен Вествуд, Джон Гальяно, Жан-Поль Готье.

Мода 90-х

39. Стиль 90-х в одежде, ставший универсальным, лучше назвать не стилем, а новым подходом к выбору одежды. Потому как в моде 90-х меняется сам принцип создания своего образа, равно как и принцип, используемый в создании костюма.Главный призыв девяностых – «быть таким, какой ты есть!» В те времена особое значение уделяли джинсовой одежде - в ней не ходили только ленивые. Заядлые модники умудрялись надевать джинсы с джинсовыми рубашками, сумками и ботинками. Так что стиль 90-х можно смело назвать «джинсовым», так как подобная вещь имелась у каждого человека не в одном экземпляре.

40. В девяностых по всему миру распространяется мода унисекс: джинсы с футболкой или брюки свободного кроя со свитером, дополненные удобной обувью.

41. Девяностые – время кроссовок и туфель без каблука. Такой стиль унисекс очень полюбился большим итальянским и американским фирмам, таким как Banana Republic, Benetton, Marko Polo. Костюмы стремятся к простоте и функциональности, что, однако, возрождает традиции партнерского искусства, когда наряду со строгой аскетичностью в костюме присутствует нарочитая театральность с яркой гаммой красок. Мода меняется в зависимости от социальной направленности и территориальности, так в Европе богема предпочитает концептуальную дизайнерскую одежду.

42. Главный модный акцент девяностых делается не на одежду, а на ее владельца. Модный образ создается стройной фигурой с загорелой или же молочно-белой кожей. Культура тела расцветает как во времена Античной Греции. Модники и модницы посещают не только спортивные клубы, но и косметические кабинеты и даже пользуются услугами пластической хирургии. Супермодели с модных подиумов становятся образцами для подражания, немалый вклад в это сделало телевидение и модные журналы.

43. Ну что ж. На этом я завершаю обзор. Хотелось бы сказать, что из всех времен мне ближе по предпочтениям 30-е, 50-е и 70-е годы. А вообще все новое-это давно забытое старое.

Добрый день!
Прошу помочь вас с поиском данных о правиле написания дат, а именно: 20-е, 30-е, 40-е и т.д.
Написание "20-ые", "50-ых" и т.п. считается устаревшим, но никаких правил и норм относительно этого в современных словарях я найти не смог. В интернете информация также дается без ссылок.
В правилах русской орфографии и пунктуации 1956 года примеры даются на объяснение слитного или дефисного написания слов, окончания же никак не объясняются.
Заранее благодарю за помощь в поиске информации и источников.
Редактор сайта ГПИБ России.

Соответствующие правила приведены в «Справочнике издателя и автора» А. Э. Мильчина, Л. К. Чельцовой:

Наращение падежного окончания в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, может быть однобуквенным или двухбуквенным.

По закрепившейся традиции наращение должно быть однобуквенным, если последней букве числительного предшествует гласный звук: 5-й день (пятый день), 25-я годовщина (двадцать пятая годовщина), в 32-м издании (в тридцать втором издании), в 14-м ряду (в четырнадцатом ряду).

Наращение должно быть двубуквенным, если последней букве предшествует согласный: 5-го дня (пятого дня), к 25-му студенту (к двадцать пятому студенту), из 32-го издания (из тридцать второго издания), из 14-го ряда (из четырнадцатого ряда).

Если подряд следуют два порядковых числительных, разделенных запятой или соединенных союзом, падежное окончание наращивают у каждого из них: 1-й, 2-й вагоны; 80-е и 90-е годы .

Если подряд следуют более двух порядковых числительных, разделенных запятой, точкой с запятой или соединенных союзом, то падежное окончание наращивают только у последнего числительного: 1, 2 и 3-й вагоны, 70, 80, 90-е годы .

Если два порядковых числительных следуют через тире, то падежное окончание наращивают:

а) только у второго числительного, если падежное окончание у обоих числительных одинаковое: 50–60-е годы, в 80–90-х годах ;

б) у каждого числительного, если падежные окончания разные: в 11-м – 20-х рядах .

Вопрос № 280308
К вопросу № 244413 про шестидесятые годы.
Действительно, 60-е годы, это с 1960 по 1969 года.
Вопрос про выражение "в шестидесятых годах" - это период с 1951 по 1960 года?
И выражения "шестидесятые годы" и в "шестидесятых годах" это выражения про разные периоды?

Ответ справочной службы русского языка

Шестидесятые годы и в шестидесятых годах – об одном и том же периоде (с 1960 по 1969).

Вопрос № 269804
Здравствуйте, прочитала ответ на вопрос по поводу, как пишется звательная форма имени Таня - Танюш (вопрос 259511), думаю такое же правило действует и во всех остальных случаях Миш и т. д.. Не могли бы Вы объяснить, почему?

Ответ справочной службы русского языка

Да, во всех подобных звательных формах мягкий знак не пишется: Миш, Танюш, Саш, Наташ и т. д. Связано это вот с чем. Во-первых, мягкий знак пишется после шипящих на конце существительных в именительном падеже (мышь, фальшь ), формы Миш, Танюш, Наташ – особые, это усечение именительного падежа (Миша, Танюша, Наташа). Во-вторых, написание Ь в словах типа мышь, рожь обусловлено исключительно традицией, историей языка, истоки такого написания стоит искать в древнерусском языке. Неслучайно поэтому каждый раз, когда заходит речь об усовершенствовании нашей орфографии, лингвисты предлагают отменить написание Ь после шипящих на конце слов, писать мыш, рож, фальш и т. д. (такие предложения звучали и в 1910-е, и в 1930-е, и в 1960-е ). А звательные формы Миш, Танюш, Саш, Наташ, Серёж возникли недавно, у них нет такой древней истории, как у слов мышь, рожь , поэтому мягкому знаку на конце этих форм просто неоткуда взяться.

Вопрос № 267255
Добрый день! К сожалению, вы не ответили на мой вопрос, приходится его повторить: как следует писать десятилетия? Можно ли писать, например, "60-е годы", не указывая век, если из контекста вполне ясно, о каком веке идет речь, - или, если указание века неуместно, надо непременно писать "1960-е годы"? Спасибо,

Ответ справочной службы русского языка

Если из контекста ясно, о каком веке идет речь, правильно: 60-е годы .

Вопрос № 267188
"Здравствуйте! Мне приходилось слышать такую поговорку: чихать, как московская киска. Ни в одном источнике не могу найти ничего о происхождении этой поговорки. Неужели столичные кошки так склонны к простудным заболеваниям? Откуда произошла эта поговорка? Пожалуйста, помогите выяснить.
С уважением, Удивлённая
Удивлённая
Ответ справочной службы русского языка
В доступных нам источниках это выражение не зафиксировано. Вы уверены, что это именно поговорка (т. е. устойчивое выражение, воспроизводимое в речи), а не индивидуально-авторская метафора?"

Уверена. Эта поговорка употреблялась в Иркутской области в 60-е годы (в это время её там слышали). Может быть, и сейчас употребляется. Было примерно так. Расчихался ребёнок, и его спрашивают: "Что ты чихаешь, как московская киска?"
Что же делать, если в источниках эта поговорка отсутствует? Где искать объяснение?
С уважением,

Ответ справочной службы русского языка

Да, загадочное выражение. Можно предложить такое объяснение: возможно, под «московской киской» здесь имеется в виду изнеженный, слабый, избалованный столичной жизнью человек (что-то наподобие «кисейной барышни») – в противовес сибиряку, который должен быть крепким, сильным, пышущим здоровьем. Но это лишь наше предположение, внутренняя форма выражения может быть и иной.

А вот комментарий В. И. Беликова, доктора филологических наук, ведущего научного сотрудника Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, научного консультанта проекта «Языки русских городов», к которому мы обратились за советом:
«Поговорки-сравнения обычно очень живучи. Если бы массово употреблялось 50 лет назад в Иркутской области, совсем пропасть не могло. Блогосфера сейчас довольно развита повсеместно, но словосочетания как московская киска или как московская кошка вообще нигде не встречаются.
Это, конечно, не исключает, что выражение все еще живет. Может, по всей Иркутской области, может, условно говоря, в Братске. Может быть, еще где-то: в Барнауле, Тамбове, Одессе... Но в любом случае оно мало распространено». Не исключено, полагает В. И. Беликов, что так могли говорить в очень узком кругу: в пределах одной или нескольких семей, одной или нескольких дворовых компаний.

Вопрос № 266838
Уважаемая Грамота!
Получила верстку книги, по всему 250-страничному тексту корректор издательства исправляет конструкции "в 1960-е годы построили", "писал в 1830-е годы" на "в 1960-х годах", "в 1830-х годах". Правильно ли это? Мне кажется, что данные обороты равноправны и, какой выбрать, определяет пишущий.
Если можно, ответьте поскорее, книгу надо сдавать в типографию.
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Вы правы, ошибки в исходном тексте нет.

Вопрос № 259517
Если говорят - в 60-е года, имеется ввиду 1950-59 или 1960-60?

Ответ справочной службы русского языка

Шестидесятые годы двадцатого века - это годы с 1960 по 1969.

Вопрос № 257550
1960-годы - это 1951-1960 или 1960-1969?

Ответ справочной службы русского языка

1960-е годы (шестидесятые годы) – это годы с 1960 по 1969.

Вопрос № 256686
Здравтвуйте, помогите разрешить спор: 53-это 50-е или 60-е годы, если 50-е, то почему говорят пошёл 6-ой десяток? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

50-е годы – это годы с 50 до 60 какого-либо столетия, 60-е годы – годы с 60 до 70 какого-либо столетия. Применительно к XX веку 50-е годы – с 1950 по 1960, 60-е годы – с 1960 по 1970.

Дело в том, что первые десять лет какого-либо столетия не называются десятые годы; десятые годы – это годы с 10 по 20 какого-либо столетия. В то же время первые 10 лет жизни человека – это первый десяток, поэтому по достижении 50-летнего возраста говорят: пошел шестой десяток.

Вопрос № 253560
Добрый день, помогите, пожалуйста, у нас возник вопрос. Например, 1955 год - это 60-е годы 20 века или 50-е годы 20 века. И где это можно достоверно узнать

Ответ справочной службы русского языка

Годы с 1950 по 1959 называются пятидесятыми .

Вопрос № 243467
Добрый день! Как правильно сказать: книга написана в 60-х годАХ прошлого века или в 60-е годЫ? Или оба варианта верны? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Обычно употребляется первый вариант.

Вопрос № 237154
Как правильно - в 50-е -- 60-е годы или в 50--60-е годы?

Ответ справочной службы русского языка

Верен второй вариант.

Вопрос № 218952
Хочу дополнить вопрос 177039 о выражении "Заниматься любовью". Но дополнение связано не со словосочетанием "Заниматься любовью", а просто с употреблением слова "любовь" в таком уничижительном контексте. Применение слова "любовь" в значении "секс", "половая свзь" и т.п. это, как я заметил, не 1990-е годы России и даже не 1960-е годы США. Приведу пример: Аркадий Аверченко, "Весёлый вечер". "Мало кто обращал внимание на эту шаблонную девицу, старообразную от попоек и любви, несмотря на свои двадцать пять лет, уныло-надоедливую и смешную, с ее заученными жалкими методами обольщения." С уважением, Куляпин Андрей.

Ответ справочной службы русского языка

Большое спасибо за дополнение!
Вопрос № 211700
Доброе утро! Как правильно написать в 1960-е годы или 60-е годы! Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Предпочтительно: _60-е годы_.
Вопрос № 209053
Как правильно? В 1960-е - 1970-е гг. или в 1960 - 70-е гг.? Со 2 октября 1874 г. или с 2 октября 1874 г.? Во 2-й половине XVII в. или в 2-й половине XVII в.?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _в 1960-70-е гг._ (тире без пробелов), _с 2 октября, в 2-й половине_.

Close