Республика Татарстан - довольно большой регион нашей страны, включающий в себя множество районов, городов и поселений, которые ранее существовали вне Татарстана. У каждого из таких мест есть свои легенды и предания, которые ничуть не менее интересны, чем широко известные сказания о Сююмбике или Зиланте, и заслуживают того, чтобы мы с ними познакомились.

Сами татарстанцы любят таинственные истории и мифы о своей земле: недаром в Мамадышском районе объявили конкурс на лучшее предание о различных местах района.

Легенда о появлении татар

Этнографы наверняка смогут аргументировано рассказать об этом вопросе множество всего интересного, но нас интересуют именно полулегендарные времена, когда об этносах даже не помышляли.

Итак, жили два брата - Булгар и Буртас (от их имен пошли названия города на Каме и народа буртасов). Они, в свою очередь, были сыновьями мифического богатыря Алпа, брата самого Тюрка, давшего название многим азиатским народам. Вот такое непростое легендарное генеалогическое древо.

Собственно, никаких других драматических историй в этом вопросе нет: пришли в эти земли два брата со своими семьями-племенами и стали просто жить, дав начало современному татарскому этносу и культуре.

Что же касается собственно слова «татары», то жители республики считают, что это название идет с тех времен, когда их предки жили в монгольских и маньчжурских степях: у берегов Амура кочевало племя та-тань.

Оно вместе с воинственными монголами пошло на завоевание земель на западе, и осело в волжско-камских землях. А название племени со временем было искажено другими народами, да так и привязалось к племени та-таней, ставших татарами.

Предание о Биляре

Этот древний город существовал около 500 лет, со второй половины IX века. Это был очень богатый, развитый город, который был разрушен татаро-монголами практически до основания. Оттого до нас дошли лишь предания о том, как храбрые билярцы сопротивлялись захватчикам.

Монголы долгое время никак не могли захватить город - слишком уж крепки были его стены и стойки защитники. Тогда пошли татаро-монголы на хитрость: поймали множество голубей, повязали к ним горящие ветоши и отпустили в направлении Биляра.

Никаких преданий из истории Древней Руси этот сюжет не напоминает? Так или иначе, в городе начался страшный пожар (город в основном был деревянным), горожане бросились тушить бушующее пламя, ослабив оборону, а монголы воспользовались этим и взяли Биляр штурмом.

Легенда о змее-оракуле (Елабуга)

В восточной мифологии и татарской в частности очень много персонажей и существ, так или иначе похожих на змей или драконов. В этом можно убедиться просто посмотрев на символику Казани или познакомившись с мифологией народа.

Поэтому совсем не удивительно, что в местах, где сейчас расположена Елабуга до сих пор живет легенда о змее-оракуле, который обитал на месте сегодняшнего Чертова городища.

Впрочем, он был совсем неагрессивен, наоборот - люди приходили к нему, чтобы узнать о своей судьбе, своем будущем.Поговаривают, даже знаменитая царевна Сююмбике приезжала к змею-оракулу за провидением и предсказанием.

Почему один из городов Татарстана называется Заинском?


Не только Казань может похвастаться любопытной легендой о происхождении своего названии. Небольшой Заинск также располагает довольно симпатичной историей и драматичным легендарным прошлым.

Когда в эти земли пришли предки современных татар, они были чрезвычайно измучены долгой дорогой по сухим безводным степям и лесам. Потому, когда они увидели реку они от радости стали кричать «сай», что на их языке значило «вода». Потому и ранее безымянную реку стали звать Сай.

Со временем название чуть изменилось и стало звучать как Зай, а на берегах реки появился город - Заинек. Со временем он разросся и был очень богат. Однако на него напал злой дракон Барадж, разрушивший и сжегший весь город, уничтоживший почти все его население. Никто не смел селиться на этих землях. Оставшиеся в живых переселились чуть подальше от Зая, но и там не удавалось им наладить мирной жизни: постоянно селища беженцев разоряли воинственные соседи.

Тогда решил богатырь Йсхан-бек вернуть своему народу старое место, где им жилось спокойно и хорошо. Отправился он к старому селищу, порушенному Бараджей. Однако дракона там уже не было, богатырь вернулся к своему народу, сообщил им радостную весть и вернулись они на старое место.

Со временем город восстановили, но его, как и все татарские земли присоединили к Русскому царству, и название стало звучать более традиционно для славян - Заинск.

Предание о водяном быке (Высокогорский район)

К северо-западу от Казани находится озеро, которое называется в точности так же, как и аналогичный водоем в Средней Азии - Кара-Куль.


По преданию, с самых первых времен, что в районе Высокой горы поселились люди, почти еженощно в окрестностях озера раздается страшный рев, похожий на мычание быка.

Поскольку живьем это существо никто на суше не видел, то и принято считать, что бык живет под водой. Назвали его «су угезе» - «водяной бык».

Все описывали его по-разному: кто-то видел не то змея с головой быка, то крылатую рогатую рыбу.

Схожее существо живет и в другом озере - Елан-ер. По преданию, здесь также жил огромный змей, требовавший дани с тех, кто собирался ловить рыбу или промышлять в здешних лесах. Никто на протяжении веков не смел купаться в Ерлан-ер, из которого также звучали страшные звуки какого-то чудища. И по сей день пожилые жители местных деревень не купаются в водоеме.

Впрочем, геологи имеют свой ответ на вопрос, откуда берутся эти пробирающие до глубины души звуки: видимо, карстовые плиты и слои перемещаются, и в образовывающиеся проломы с шумом втягивается вода.

Свияжские русалки

Многие старожилы селений по берегам Волги и Свияги в районе города Свияжска утверждают, что в местных водах водятся русалки. Никаких причин или преданий их появления в этих местах нет, но жители рассказывают, что видели женщин-русалок, пусть и без хвостов, гуляющих по лесам.

Как считают те же местные жители, зимой русалки уходят в подводные пещеры и там пережидают непогоду и холода.

Казань Weekend Tour

Туристическая компания «Weekend Tour Казань» предложит Вам тур в Казань , и многие другие туры с экскурсиями в Казань и Татарстану. Вернётесь из путешествия переполненными положительных эмоций, ярких незабываемых впечатлений!

Наша компания с удовольствием организует многие другие туры и экскурсии, потому что нам очень важно, чтобы отдых был приятен и незабываем для вас и ваших близких!

Введение

Сибирские татары -- это тюркское население Сибири, живущее, в основном, в сельских районах нынешних Тюменской, Омской, Новосибирской, Томской областей, а также в Тюмени, Тобольске, Омске, Новосибирске, Томске, Таре, Барабинске и других городах Западной Сибири.

Характерными жанрами татарского фольклора являются эпос, сказки, легенды, баиты, песни, загадки, пословицы и поговорки. Для того чтобы понять особенности национального фольклора, ряд сюжетов, мотивов и изобразительно-выразительных средств, необходимо иметь хотя бы общее представление о татарской мифологии. Мифы татар могут быть рассмотрены по следующим тематическим группам: 1) мифологические представления о взаимоотношениях людей и животных; 2) космогонические мифы; 3) боги и богини в мифах; 4) рассказы о персонажах «низшей мифологии».

миф легенда фольклор тюркский

Татарские мифы и легенды

Отголоски представлений о связи людей с животными сохранились, например, в прекрасной волшебной сказке «Ак б?ре» -- («Белый волк»), рассказывающей о превращении волка в молодого красивого джигита. Немало в сказках данных и о том, как голуби оборачиваются красавицами или прекрасными джигитами. Сюжеты некоторых сказок от начала до конца основываются на семейно-родственных отношениях женщин и зверей.

Космогонических же мифов, вернее, их отголосков сохранилось немного. Тем не менее они есть. Так, Земля, по воззрениям татар, представлялась как плоское пространство. Она расположена на рогах громадного быка. В свою очередь этот бык прикреплен к усам огромной мировой рыбы, которая плавает в безбрежном водном пространстве. Таким образом, эти универсальные представления находят отражение и в татарской мифологии.

Древнейшие представления татар о богах прежде всего связаны с общетюркским, быть может древневосточным, небесным божеством Тэнгри. Тэнгри там несколько, каждый из них выполняет весьма определенную, положительную или отрицательную, функцию. Тэнгри был широко распространен на территории Малой, Центральной и Средней Азии, современного Казахстана, Южной Сибири, Нижней и Средней Волги и Приуралья. Возможно, что именно этим объясняется мирное и сравнительно легкое проникновение ислама в Поволжье, Приуралье и в Сибирь. Единственной идеологической силой, которая так или иначе могла противостоять здесь исламу, было тэнгрианство. Однако требования этих двух религий были настолько близки друг к другу, что они стали взаимодополняющими.

Начиная с выдающегося памятника булгарско-татарской литературы -- поэмы Кул Гали «Кыйсса-и Йусуф» (первая четверть XIII в.) и до конца 20-х годов XX в. практически все произведения татарской письменной литературы проникнуты весьма сильным влиянием идеологии и мифологии ислама. Однако в произведениях фольклора наблюдается несколько иная закономерность: абсолютное большинство образцов тех жанров, которые как таковые сформировались ранее ислама, подвергнуты его влиянию намного меньше, чем письменная литература. К таковым относятся обрядовая поэзия, пословицы и поговорки, загадки, сказки, мифологические рассказы и народный эпос. Именно эти жанры донесли до нас наиболее значительные данные о языческой мифологии татар, одним из представителей которой выступает многоголовый Див, или Див-пэри. Хотя Див в татарской мифологии выступает как злое чудовище, иногда изображается и как помощник героя.

Одним из самых популярных и широко известных персонажей татарской мифологии является Шурале -- обитатель, а в известном смысле и хозяин леса, существо с волосатым телом, с одним рогом, с очень длинными пальцами, с помощью которых может защекотать человека до смерти.

Другим, гораздо более зловещим существом изображается Убыр, иногда выступающий в ипостаси кровожадной старухи Убырлы карчык. Он «проникает» в тело человека и «занимает» место его души.

Татарская мифология довольно богата всевозможными духами -- хозяевами различных стихий, которые обозначаются общим термином Ия: Су иясе -- Хозяин воды, Су анасы -- Мать воды, Су кызы -- Дочь воды, Йорт иясе -- Хозяин дома и др. Чаще всего они выступают хозяевами, нередко властелинами тех стихий, сооружений, помещений, к которым они относятся.

Существует огромное количество мнений о том, откуда появилось название города «Казань». Самая известная говорит, что от булгарского слова «котёл», которое на родном наречии звучало как «казан». Вы ведь слышали, что настоящий плов готовят в казане ?

Если верить этой легенде, хан Алтынбек, будучи одним из нескольких сыновей правителя древней Булгарии, спасался от монголов, которые преследовали его уже много дней. Остановился на берегу неизвестной ему реки и приказал слуге набрать воды для утоления жажды. Котёл был из золота - драгоценный котёл, достойный сына хана. Слуга был крайне неаккуратным человеком, да и берег был скользким - котёл выпал у него из рук, а быстрое течение реки и глубина не позволили вытащить сосуд обратно.

На удивление, Алтынбек не покарал слугу за оплошность, а решил, что это знак с небес, который говорил поселиться здесь. Чтобы этот случай не исчез в летах истории реку назвали «Казан», уже в дальнейшем в конце слова появился мягкий знак. То же название дали сторожевой крепости, вокруг которой начал расти и возвышаться большой город…

Согласно другой легенде, правители Булгарии хотели построить новый город, но никак не могли выбрать для него подходящего места. Тогда они пришли к известному на тот момент колдуну, он поколдовал на костях и, впав в мистический транс, сказал им основать город на том месте, где без огня закипит полный воды котёл (казан). Также он приказал зарыть на том же месте первого человека, который там встретится.

Проведя в поисках около года, слуги хана наконец увидели, что вода кипит - на берегу реки, которая в наши дни разделяет Казань на две части. А первым человеком, пришедшим на это место, стал сын хана, который шёл к ним по просьбе отца.

Но слуги хана из жалости убили его, а поймали собаку, бегающую поблизости и зарыли её вместо сына.

Когда хан спросил, всё ли они сделали, они не стали лгать и рассказали про сына хана и труп собаки. Хан одновременно и обрадовался, что сын остался жить, и огорчился - ведь город, построенный на трупе собаки, по его убеждению, не мог простоять слишком долго.

Был собран учёный совет, на котором решалась судьба города. Учёные мужи, посовещавшись, решили, что подобный поворот событий ничего плохого не предвещает, а живой сын стал хорошей приметой того, что город ждёт большое и счастливое будущее. Обрадованный хан построил мечеть, чтобы отпраздновать эту благую весть.

Есть и третья легенда, которая прямо проистекает из второй: согласно ей, сын всё же был убит слугами и зарыт глубоко под землёй, в недрах нынешнего кремля. Говорят, что сын был настолько чист душой, что сейчас из его черепа бьёт святой родник. При этом возможно, что речь идёт о водяном ключе, который тёк у Тайницкой башни в казанском Кремле. Из него брали омовение мусульмане с самого начала основания Казани и вплоть до XX века, до того момента, как он оказался затоплен в 1956 году, когда активно шло строительство Куйбышевского водохранилища.


егенда о барсе

В наших краях никогда не водились белые (а уж тем более - крылатые) барсы. Символ же города был взят древней легенды, согласно которой мальчик-сирота, родившийся в Казани, заблудился в далёких лесах и горах. А после - его нашёл и вырастил, воспитал Белый барс. После мальчик вернулся в Казань и поражал своей силой, ловкостью и хитростью. Его так и прозвали: Белый Барс.


егенда о Зиланте


С происхождением крылатого дракона Зиланта связано несколько легенд. Первая из них затрагивает процесс постройки казанской крепости. Говорят, после постройки крепости, в место стройки наползли гигантские змеи, головы которых были по размеру сторожевых псов. И вызвался парень, чтобы на коне со снопом подожжённой соломы подъехать к стройке и поджечь сваленные там сухие деревья. Так строители хотели прогнать змей.

Парень задачу выполнил, но особо большая змея, взяв в зубы свой хвост (не спрашивайте), выбила мальчика из седла, и до смерти его отхлестала. Тем не менее, змей в крепости более не было и она стала использоваться людьми.

Как рассказывает другая легенда, в месте основания казанского Кремля, по несчастливой случайности, оказалось огромное змеиное гнездо, в котором жило большое количество крупных толстых змей. И был у змей собственный царь, которого они сами нарекли Зилант - он уже несколько раз нападал на строителей и даже утаскивал некоторых под землю. Змеиная нора наводила ужас на всю округу, стройку даже думали завершить и искать другое место для строительства. Но в самый решающий момент нашёлся татарский батыр, который взял свой меч, отправился в самое логово змей и бросил Зиланту вызов. А после - победил его. Но в самый последний момент оказался укушен и умер от яда. Но память об этом бесстрашном подвиге живёт и по сей день, а в назидание будущим врагам змей Зилант изображён на гербе Казани - уже побеждённый и вздёрнутый на флагштоке.


егенда о сокровище


Вы знали, что в Казани можно сказочно разбогатеть? Нужно лишь найти утерянное сокровище царя ханов, которое тот сбросил в озеро Кабан, когда к городу подошли войска Ивана Грозного. Как мы знаем из истории, город был взят, а вот сокровище так и не нашли, и только несколько соучастников сокрытия сокровища, которых пытали, но не смогли выпытать место сброса богатства в озеро знали место - но их уже давно нет в живых.

Поиски сокровища продолжаются до сих пор. Кто знает, быть может, сокровище уже нашли, просто не сказали об этом... А может быть, вы его найдёте?

Во время осады города погибли все, кто знал о сокровище, кроме одного слуги - но он молчал даже под долгими пытками, и унёс тайну о сокровище с собой в могилу.

Тем не менее, примерные приметы места, где на дне лежат сокровища, известны, слуга оказался не слишком стойким:

1. Нужно встать у истока ручья, впадающего в озеро Булак.

2. Отмерить расстояние, равное двум полётам стрелы, в направлении к центру озера.

3. Теперь самый спорный пункт - необходимо отыскать на противоположном берегу некое особо приметное место, именно совсем неподалёку от него и находятся сокровища

4. И четвёртая примета, без которой сокровища не найти... неизвестна - слуги Ивана Грозного перестарались и тот, кого пытали, умер, так и унеся тайну сокровища с собой в могилу. Так что оно никому не известно.

Что же такое находится в сокровище, из-за чего его одно время искали все, кому не лень?

Большое количество золотых слитков, основная часть всех ханских запасов.

Огромное количество монет: монеты из серебра и золота, различных происхождений: от Египта и до Персии.

Золота в сокровищнице насчитывалось порядка нескольких тонн и остаётся большой загадкой, как его сумели доставить за пределы Кремля за такой короткий срок - всего часть ночи.


егенды о подземных катакомбах.

Не меньше таинственных слухов ходит о подземных ходах, в которых обитал тысячелетний дракон, способный выдыхать клубы пламени. А согласно особо легендарным слухам, он живёт там и сейчас…

Но, даже если не принимать во внимание огнедышащее существо, то сеть подземных туннелей - это действительный факт, существующий и подтверждённый. Впервые о подземельях говорится в слухах о подземных подкопах, которые делал Иван Грозный, осаждая Казань. Подкопанная галерея, которая велась со стороны Даировой бани на краю Булака вдруг наткнулась на другой подкоп - через него шла череда жителей, которые скрытно выходили из города в поисках воды и еды. В подкоп, недолго думая, бросили бочку с порохом и подожгли, тем самым обрушив подземные своды на несчастных жителей и засыпав подкоп.

Историки не раз подмечали, что холм, на котором стоит Кремль, целиком изрезан подземными проходами. Некоторые адреса и вовсе известны точно: подземная часть Гостинодворской церкви и крупное подземелье улицы Чернышевского. Также известно, что большая часть катакомб ведёт из усадьбы Боратынских.


егенды о башне Сююмбике

Главный символ Казани, прямо с ней ассоциирующийся - это, разумеется, башня Сююмбике - собственная Пизанская башня Казани. Многоярусное здание 58 метров высотой, макушка которого также неуклонно стремится к земле, полно легенд касаемо своего происхождения.

Точный год постройки неизвестен. Говорят, что она была возведена в XVII веке. В военных целях потребовалось следить за горизонтом - дозорные башни существенно расширяли территорию обзора, в качестве неё и выступила Сююмбике. Другие историки говорят, что она служила мавзолеем для покойного мужа Сафа-Гиреи. Есть принципиально иное мнение согласно которому башня Сююмбике - всего лишь один из минаретов разрушенной мечети, которая звалась Муралеевой. Достоверность этого стоит под сомнением, так как стоит только сравнить минареты мечетей и башню Сююмбике и понять, что принципы их постройки совершенно разные.

Есть очень поэтический вариант, который наиболее любим казанскими экскурсоводами, вы и сами лично услышите эту историю, если решите посетить Казань. Согласно ему, башня построена для исполнения последней воли царицы Сююмбике, в которую влюбился и хотел взять себе в жёны Иван Грозный. Именно отказ царицы и называют причиной похода на Казань и её последующее взятие. После этого царица была вынуждена согласиться, но выставила условие: за неделю выстроить высокую башню, которая по красоте была бы подобна ей.

7 дней трудились русские мастера, за удачное завершение стройки которых им было обещано богатство, за невыполнение - казнь. А что поделать? Времена такие!

С потрясающей скоростью возводя башню, в день закладывали по одному ярусу. И архитекторы успели, в конце назначенной недели башня возвышалась, во всей своей прекрасной стройной красоте.

Царица же, увидев башню, исполнила то, ради чего попросила её воздвигнуть: забралась на самый верх, окинула взглядом родные земли и свой народ, стоящий внизу, пустила слезу и бросилась на острые камни, которые лежали внизу башни.

Легенда очень поэтичная, но отчего-то не учитывает строения башни - каждый следующий ярус ступенькой стоит на предыдущем. Чтобы долететь до земли, царица Сююмбике должна была иметь мощные ноги подлинной баскетболистки, чтобы совершить мощный прыжок и улететь дальше площадки последнего яруса, на землю.

В реальности история царицы была куда прозаичнее: Сююмбике родилась в семье Юсуфа, ногайского мурзы. Впервые она вышла замуж за хана Джан-али, но из-за крупных амбиций мужа в политике, из-за которых последовало удачное покушение на него, брак не принёс ей счастья. Второй муж царицы был хан Сафа-Гирей. От него она родила сына - Утямы-Гирея, который впоследствии был взят в качестве почётного заложника в русское войско, при дворе Ивана Грозного крещён и получил имя Александр.

Судьба почётных заложников была достаточно завидной - их присутствие при дворе гарантировало лояльность со стороны той ханской семьи, у которого они были взяты. Им давали образование, хорошо с ними обращались, женили - они вели жизнь куда лучше тех, что их охраняли. Так случилось и с Александром - он получил лучшее образование в Москве, но умер в 20 лет из-за плохого здоровья.

Вскоре Сафа-Гирей был изгнан из Казани, на престол сел Шах-Али, бран Джон-Али, за которого Сююмбике впервые вышла замуж. Именно Шах-Али стал последним мужем Сююмбике, который увёл её в город Касимов, где она спокойно дожила жизнь.

Описанные события имели место ещё до взятия Казани, так что легенда о башне и Сююмбике действительно лишь красивая легенда.


егенды об Иконе Казанской Божьей Матери

Каждый человек в России, вне зависимости от национальности или вероисповедания знает про икону Казанской Божией Матери. Мало того, что это произведение русского иконописного искусства имеет поистине мировое значение, так и её списки находятся в самых разных, порой неожиданных местах земного шара. К примеру, одна из копий, хранится на маленьком венецианском острове, где население - рыбаки, да рыбачьи жёны.

Но сам факт того, что на сегодняшний день оригинал иконы утерян и образ её существует лишь на многочисленных списках, не столь известен. Судьба иконы находится в центре чудесных событий, а сама же она испарилась в одну из ночей начала XX века.Она был обретена в пламени, в нём же и погибла - так люди говорят. Истина, как и обычно бывает в истории, находится где-то за пределами человеческого восприятия. Но именно к ней взывают христиане для обретения милости и помощи в трудных жизненных ситуациях. Говорят о ней... много чего о ней говорят, давайте уже рассмотрим её историю!

23 июня 1579 года в Казани начался страшный пожар, который разросся до размеров всего города. Начался он в доме стрельца Даниила Онучина. По легенде, дочери стрельца в ночь после пожара было видение: пришла Богородица и сказала, что на месте их сгоревшего дома находится Её Пречистый Образ и что его непременно нужно отыскать. Девочка побежала на руины, собственными руками начала копаться в остывших углях и нашла - в том месте, где прежде стояла печь, оказалась спрятана знаменитая ныне икона, завёрнутая в вишнёвую ткань. Её краски нисколько не потускнели ни от времени, ни от пожара - икона была словно написана вчера.

Весть об этом фантастичном случае немедленно облетела всю Казань. Первым принял и признал икону священник Ермолай, который (неизвестно, с её ли помощью, или по собственной удачливости и воле) дослужился до Московского патриарха.

Образ доставили в храм имени святого по имени Никола Тульский, после в собор. Довольно скоро обнаружили большое влияние иконы на людей, к ней обращающихся.

Икону несколько раз списывали, один список отправили Ивану Грозному, который тут же велел на месте, где была найдена икона, заложить церковь, а стрельцу выдать новый дом, взамен сгоревшего. Так и поступили, при иконе был основан девичий монастырь, и именно Матрёна, которая нашла икону, стала первой из тех сорока служительниц, которые стали жить в монастыре. Позже она же и стала настоятельницей этого монастыря.

Не толькоИван Грозныйсумел увидеть чудесном изображении Богоматери образ, достойный глубокого почитания. Его сын, Фёдор, дал указ основать новую церковь, построенную не из дерева, а из камня, увеличил число служительниц-инокинь с 40 до 64. Также пожертвовал из казны на икону большое количество драгоценных камней, на изготовление двух рис: будничной и праздничной. Обе были драгоценными: будничную украшали жемчуга, праздничная сияла от золота и бриллиантов, которые были вкраплены в драгоценный металл.

В начале XIX века икону перенесли в собор из камня, выделив ей отдельную комнату. Примерно через 100 лет здесь разыгралась трагедия.

Игуменья монастыря заметила, что кто-то начала активно охотиться за иконой - взламывались замки, обнаруживались царапины на ставнях окон, через которые можно было попасть в помещения к иконе. Обращения в полицию и к властям ничего не дали, так как никто не верил, что икону кто-то хочет украсть.

В итоге она пропала. Некоторое время спустя был арестован Федор Чайкин, он же Стоян Варфоломей, известный в городе вор. Он признался, что икону ему заказала группа неизвестных лиц. Его сослали на каторгу, на которой он сошёл с ума и скончался.

Однако игуменья монастыря вела себя удивительным образом: нисколько не взволновалась фактом кражи иконы. И часто сёстры по служению слышали от неё: «Верьте мне сестры, Божья Матерь с нами».

Некоторый свет на эту тайну пролила помощница игуменьи, когда вернулась из заключения в ГУЛАГе. Она рассказала, что игуменья, опасаясь кражи иконы, придумала тонкий выход: меняла на фальшивку оригинал, заменяя его обратно утром. Так что Чайкин, придя ночью, не сумел похитить картину.

Что в этом правда, а что вымысел - сложно сказать. Однако, само предположение о том, что игуменья подменяла икону, видя, что её хотят похитить, вполне логично. Так что очень может быть, что это творение, появившееся при крайне загадочных обстоятельствах, хранится где-то, готовясь выйти на свет.

гульфира сабирзянова
Литературно-музыкальная постановка «Легенды и предания татарского народа»

Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад №160 «комбинированного вида Приволжского района г. Казани

Литературно-музыкальная постановка :

«Легенды и придания татарского народа »

ВЫПОЛНИЛА :

Воспитатель татарского языка :

СабирзяноваГульфираГумеровна

Цель :Вызвать интерес к истории возникновения Казани, к её исторической ценности изпоколения в поколение и значимости в настоящее время. Задачи.

Образовательные. Обогащать детей новыми знаниями о городе Казани, о изменениях в разные временные периоды.

Развивающие. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности. Совершенствовать умения оперировать имеющимися знаниями, обобщать и делать выводы. Способствовать развитию коммуникативных навыков и создавать условия для эмоционального, насыщенного, содержательного общения детей друг с другом в исследовательской деятельности.

Воспитательные. Воспитывать толерантность к людям разных национальностей. Актуальность : Взгляд всего мира прикован к городу Казани.

Материалы и оборудование : ноутбук, презентация, проектор, доска для показа презентации.

Демонстрационный материал : Альбом с фотографиями, презентация

Методы обучения : беседы, моделирование, рассказы, заучивание стихотворений.

Предполагаемые результаты . Расширение у детей знаний о столице Татарстана городе Казани . Создание презентации. Изготовление башни Сююмбике.

Участники проекта.

Дети подготовительной группы, их родители, воспитатели группы

Оформление зала : силуэты башен Сююмбике,Кул-Шариф,Кремля.

Звучит татарская музыка . под музыку вбегают в зал,встают полукругом.

Песня «ссламегалйкем”

Ведущий :

Хтерлдн курыкма, син!

ткннрне онытма,син,

Бел син ерак бабаларны

Ничек итеп кн иткнен :

Ни иккнен, ни чиккнен,

Нинди ырлар,нинди монар

Безг калдырып киткнен.

1-нче бала :

Бу –борынгы бабайларны

Туган –скн иллре.

Сылу Болгар кызларыны

Су коенган ирлре.

2 –нче бала :

Монда кемнр яшмгн!

Монда кемнр тормаган!

Кемнр днья кумаган да,

Кемнр шр кормаган!

3 –нче бала :

Заманында бу тбкт

Тимер,чуен чынлаган

Шушы Идел ярларында

Кемнр иген икмгн д,

Кемнр итек текмгн.

Ведущий : Наверное,каждый из вас задумывался над тем,почему наш город называется Казань. Существует много разных легенд . Все и не перечислить. Когда-то Казань была пограничной крепостью . В древности слова “Каз-ан” означали начало границы-пограничье.

Казан кайчандыр чик буе крепосте булган . Борынгы заманда “Каз-ан”сзлре чикне,чик буен алаткан. Бер риваятт болай сйлн.

4-нче бала :

Хан кызына мер бирде :

Кызым сзне тыла,-диде,

Мен бу алтын казанны

Су буена син илт диде.

Алтын казан авыр иде,

Сылукайны кулы талды.

Елга ирен иткч кен

Суга тшеп ул югалды.

5-нче бала :

Повелел своей дочери хан :

«К той реке снеси ты казан,

Не простой тот казан,золотой,

Ты держи его верной рукой».

И красавица к речке сбежала

Крепко –накрепко пальчики сжала

Но слишком тяжел был котел

Миг из рук и под воду ушел.

Ведущий :

Бер бай ялчысын елгага суга ибр.

Ялчы казан алып,суга кит

Су алыйм дис,казан тшеп кит.

Шуннан бирле елгага Казан-су дип исем бирел,

шрг Казан дип исем кушалар.

Сценка первая.

Ведущий :Казан-суелгасы Идел елгасынаага,Иделелгасыдигезг ага. Шуа кр композитор С. Сйдшев “дрн-дигез”дигн бик матур кй язган.

“дрн-дигез” ке (кызлар биюе)

Звучит музыка входит Сююмбике,исполняет танец.

Сююмбике :

Кипит казан, встает Казань.

Бурлит котел, богатый стол.

Пусть полной чашей будет дом

Да дружно будем жить мы в нем.

6 –нчы бала :

Моя Казань, моя столица!

Мой чудный, милый сердцу град!

Ничто с тобою не сравнится

Душа всегда к тебе стремится

Я видеть этот город рад.

7-нче бала :

Казань –столица Татарстана

Торжественна и величава

Раскинулась на берегу реки

Как город дивной красоты.

8-нче бала :

Свои истории страницы

Хранишь ты бережно в себе :

В кремле,домах,музеях,лицах

И в стенах башни Сююмбике.

Сююмбике :Ребята, я принесла вам подарок. Это бывший герб Казани.

Казан туграсынаигътибар белн кара ле,анда нрс сртлнгн?

Сез ничек уйлыйсыз,ни чен?

Балалар :.

9-нчы бала :Идел буе матурлыгына сокланып йргннн со,Сен патша шушында шрг нигез салырга уйлый. Шунда кинт кк карагылана,ирселкен башлый. Куркыныч адаа кешелр стен ташлана. Аа ияреп башкалары да ояларыннан чыгалар. Каяндыр Батыр егет була да,еланнарны сихерле тгрк эченд калдырып,тир ягына чыбык-чабык еп,ут тртеп яндыра.

10-нчы бала :

Любуясь на Волгу с прибрежных вершин,

Чудо город построить решил царь Саин .

…Задрожала земля, небосвод потемнел :

Аждаха лютый змей на людей налетел.

С ним другие ползли, смерть и ужас несли.

Тут нашелся Батыр удалой,

Змея он обвел чертой колдовской.

Тростником тот круг обложил,

Вмиг поджег и разом спалил.

Танец змей и Батыра

Ведущий : Это, конечно, легенда , но то, что на холме было много змей-сущая правда.

Сююмбике :Вы очень хорошо рассказали о гербе Казани. Поэтому я вам дарю подарок с изображением Зиланта.

Ведущий :

Казанский кремль выглядит не старым

Вот минарет, игла в его руке

Тот минарет, конечно же не даром

С древнейших пор зовут Сююмбик.

С него царица,помолившись слезно,

Смотрела в эту сторону и в ту.

Когда Казань сломил осадой Грозный,

Красавица шагнула в пустоту.

Сююмбике :

Она ушла,народ мечтал о чуде

Храня культуру и родную речь

Потом легенду выдумали люди

Чтоб честь родную города сберечь

С тех пор десятки бурь промчались мимо,

Прошли над миром сотни долгих лет

Под натиском ветров неутомимых

Стоит чуть покосившись минарет.

11-нче бала :

А что это за башня вдалеке

Не таль, которую зовут Сююмбике?

Нас простотой и статью покорила

А по легенде вот как дело было .

Сююмбике прекрасная царица

Красой Ивана Грозного пленила

Решил царь на красавице жениться

И на Казань пошел военной силой.

Чтобы войну от града отвести,

Она царю велела башню возвести

И прыгнула с вершины башни той

Не став Ивана Грозного женой!

12-нче бала :

Сембик –Гзл ханбик.

сир итте чибрлеге явыз Иванны .

Патша йлнерг була аа,

м Казанга чыкты гаскр белн.

Булдырмас чен сугышны

Патшага манара тзерг кушты ул.

м шунда сикерде тште Сембик,

Телмде аны хатыны булырга.

Субра : Скажите, сколько ярусов у башни? По преданию за сколько дней возвели башню?

13-нче бала :

Крепче за руки возьмемся

Танец дружно заведем

Вместе многого добъемся

В одиночку пропадем.

Татарский танец с ведрами .

Субра :Белокаменные стены как будто обнимают Кремль и охраняют его от бед и невзгод.

Кремльне тп манарасы Спас манарасы. Исеме кайчандыр аны янында торган Спас чиркве исеменнн алынган.

14-нче бала :

На щеках девушек румянец

Ребята подтянули кушаки

Рожденье города венчает яркий танец

Эй,музыка, держитесь каблуки!

Русский танец.

Субра :

Ага –базар,шаулый базар

Монда бар трле товар :

Кн итеклр,читеклр,

Матур,матур савытлар

Шаулый базар, Ага-базар.

Базар кренеше.

1-нче сатучы :

Члмклр,тлинклр,савытлар.

Трле –трле амаяклар,кемг кирк,балчыктан?

2-нче сатучы :

Тимерчед бары да бар :

ткен балта,тимер сабан.

Игенчег чалгы в урак.

Сайлап кара,бирег кил!

3-нче сатучы :

Затлы болгар итеклрен

Киеп карап алыгыз.

4-нче сатучы :

Муенсалар,каптырмалар,

Тартмачыклар,савытлар.

Сяк тарак,тимер сдп,

Ошаганын сатып ал!

Карап кына китмгез,

Якынрак килегез .

5-нче сатучы :

Тмле татар ризыкларын

Тизрк килеп алыгыз!

Сююмбике :

Живет Казань,работает,растет

Страну своим удивляет чудесами

И молодеет в городе народ

И множит славу трудовой Казани.

15-нче бала :

Салам тебе, Казань, восставшая

Из праха и легенды !

Праздновать тебе любимый город

Еще не одно тысячелетие.

Субра :

Идел ярларында нурлар сибеп

Матур булып ата безд та.

Та шикелле якты туган илем

Бхет биргн ирем Татарстан .

Песня “Мин яратам сине Татарстан” .

Литература :

1. Татарские легенды о прошлом Камско-волжского края. -Вахидов С. Г. ,1926

2. Сборник стихов “Моя Казань!-сказать имею право”.

3. Балаларны туган якны табигате белн таныштыру. Балалар бакчаларында эшлче трбиячелрг методик кулланма. Тзче Набиуллина И. Ш. Казан, 2001.

4. Искиткеч сяхт. ”Ак барс”иат иткн журнал. №8.

5.“Ачык дрес” газетасы.

6. Р. Фэйзуллин “Онытма син!”.

7. ТАТАР ХАЛЫК РИВАЯТЬЛРЕ М ЛЕГЕНДАЛАРЫ . Раннур нэшрияте,2014.

Сетевой проект «Разноцветный хоровод» Татарские мифы и легенды Выполнила: Тюгаева Дарья, ученица 7а класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области» Руководитель: Алферьева М.К. Оглавление Богатырь Идель и красавица Акбикэ Большие люди Испугался собаки Албасты Звездочка Зухра Богатырь Идель и красавица Акбикэ На берегу реки Ширбетле некогда стоял большой город, где в роскошном дворце счастливо жил богатый хан. Жена его Фатыма слыла искусной чародейкой. Отрадой родителей была их единственная дочь красавица Акбикэ. Многие юноши были тайно влюблены в нее, но обходили дворец стороной, страшась чародейки Фатымы. Дочери хана полюбился богатырь Идель. Однажды набрался он храбрости и выкрал красавицу Акбикэ, чтобы всегда быть вместе с ней. Фатыма потребовала возвратить дочь обратно во дворец. Но Идель и Акбикэ не послушались ее. Разгневалась чародейка, дунула-плюнула на похитителя и отогнала прочь со своих глаз ИдельВолгу, туда, где теперешнее русло реки. С тех пор влюбленные никогда не разлучались. В давние времена люди были совсем другие - высокие, могутные. Через еловые леса пробирались как через большую траву, овражки и буераки, озерца запросто перешагивали. Как-то сын одного из таких великанов играл-резвился и увидел совсем маленького человечка, пашущего землю. С конем, с плугом. Поставил мальчик человечка вместе с конем и плугом себе на ладонь и долго дивился: откуда такие диковинки? А потом положил их в карман и отнес домой. Рассказывает отцу; - Когда я играл, нашел вот этого игрушечного человечка, - и показал находку. Взглянул отец и говорит: - Сынок, ты его не повреди. Где нашел, туда и отнеси. Это один из тех людей, что будут жить после нас. Мальчик отнес человечка вместе с лошадью и плугом на прежнее место. Большие люди Испугался собаки Отец покойный рассказывал, что в нашей деревне жил человек по имени Персиям Сатдин. Однажды он с двумя сыновьями заночевал в лесу и видел шурале. Они сторожили срубленные деревья. Вдруг слышат, как ктото с треском шагает по сучьям, идет прямо к ним. При лунном свете видно: длинный, худой, весь покрыт шерстью. - “Гав-гав” есть? - спрашивает. - Нет, - отвечают ему. - “Чух-чух” есть? - Нет. Один из сыновей прячет собаку за спиной. Рвется она, вот-вот прыгнет. А шурале все ближе. - Поиграем в щекотку? говорит. Тут уж отпустили собаку - у шурале откуда прыть взялась, рванул куда глаза глядят. Наутро встали, увидели: куда убежал шурале, там деревья полосой полегли. Он, оказывается, боится собаки и кнута. Албасты Именем Албасты у татар называется сила или злое существо, живущее и являющееся людям преимущественно в нежилых домах, на пустырях, полях и в лугах. Является людям Албасты в обличье человека, а больше всего в виде большого воза, копны, стога, скирды, елки и т. д. Опасен Албасты тем, что может задавить человека насмерть, причем еще пьет иногда у него кровь. Однажды, рассказывал некогда ученик казанского медресе, в месяце Рамазан ночью после ужина лег я спать. Во сне видел, что иду в мечеть на молитву. Когда я вошел в мечеть, мулла и народ уже молились. Вдруг вижу я здоровенного старика нищего, который подходит ко мне, грубо хватает и начинает давить. Давил он так сильно, что нельзя было дышать. Я задыхался и терял сознание. Хотел было закричать, но голос не выходил из горла. Через некоторое время Албасты исчез и я, вскрикнув от ужаса, проснулся измученным, усталым и на другой день захворал. Впрочем, не всегда Албасты давит человека, иногда тот отделывается легким испугом, и большого вреда таинственное существо не приносит. Ехал мужик зимой от города Казани в свою деревню в ночное время. Не доезжая до деревни каких-нибудь две-три версты, видит, что по обе стороны от него движутся два стога сена, а возле этих стогов что-то светится. Присмотревшись внимательнее, ужаснулся мужик, признав в стогах Албасты. Начал он погонять лошадь, но сколько ни понукал ее, никак не может миновать светящихся стогов. Убедился окончательно, что его преследует Албасты, и принялся стегать лошадь еще сильнее. Но все без толку. После двух-трех часов гонки подъезжает он к темному лесу, какого и не было в этой местности. Слышит звуки музыки, отдаленные человеческие голоса, мычание коров, ржание лошадей... Еще сильнее испугался мужик и с молитвой поехал дальше. А светящиеся стога не отстают ни на шаг, все сопровождают его. Посмотрел кругом - те же стога и тот же необыкновенный свет около них. Потерял мужик всякую надежду на избавление. Нападет, думает про себя, Албасты и задавит. “Ну, будь что будет!” Лег он в кошевку и отпустил поводья... Слышит, вдруг пропели петухи, и тотчас исчезли и оба стога, и свет возле них. После этого лошадь, почувствовав облегчение, побежала уже не рысью, а рванула прямо вскачь, так что нельзя было удержать ее. Наконец очутился мужик в незнакомой деревне и никак не может понять, где он. Долго соображал и догадался, что это та самая деревня, через которую он проезжал еще днем. Собрав последние силы, отправился мужик в свою деревню. Между тем уже стало светло. Когда он ехал, все смотрел по сторонам, дивился на следы своих саней и вспоминал о ночном путешествии. В конце концов оправился он и, почувствовав освобождение от Албасты, благополучно приехал в родную деревню. Однако после этого случая мужик захворал и едва остался жив. Если бы в ту темную ночь не пропели вовремя петухи, гибель его, верно, была бы неминуема. Звездочка Зухра Когда-то жила на свете девушка по имени Зухра. Была она пригожей, умной, слыла большой мастерицей. Все вокруг восхищались ее умением, расторопностью и уважительностью. Любили Зухру и за то, что она не возгордилась своей красотой и трудолюбием. Зухра жила с отцом и мачехой, которая завидовала падчерице, бранила ее за любой пустяк, взваливала на девушку самую тяжелую работу по дому. При отце злая женщина придерживала язык, но только он за порог, как начинала изводить приемную дочь. Мачеха посылала Зухру за хворостом в страшный дремучий лес, где водилось множество змей и свирепых зверей. Но они ни разу не тронули добрую и кроткую девушку. Зухра трудилась от зари до зари, старалась выполнить все, что ей прикажут, пытаясь угодить отцовой жене. Да где там! Покорность и долготерпение падчерицы и вовсе выводили из себя мачеху. И вот однажды под вечер, когда Зухра особенно сильно устала от беспрестанной работы, мачеха велела ей натаскать из реки воды в бездонную посудину. Да пригрозила: - Если до утренней зорьки не наполнишь до краев, чтоб ноги твоей в доме не было! Не смея перечить, Зухра взяла ведра с коромыслом и отправилась по воду. Так уж сна намаялась за день, что ноги едва несли ее, руки отнимались, а плечи сгибались даже под тяжестью пустых ведер. На берегу Зухра решила хоть немного передохнуть. Сняла с коромысла ведра, расправила плечи, огляделась. Была чудная ночь. Луна лила на землю серебристые лучи, и все вокруг нежилось в сладостном покое, осиянное ее лучами. В зеркале воды мерцали звезды, соединяясь с их хороводом в небесном океане. Все было полно таинственной пленительной красоты, и на какие-то мгновенья забылась Зухра, ушли прочь печали и невзгоды. Плеснула рыба в камышах, накатила на берег легкая волна. Вместе с ней нахлынули воспоминания милого детства, будто вновь прозвучали ласковые слова любимой матушки. И от этого еще горше стало несчастной девушке, очнувшейся от минутного забытья. Горячие слезы покатились по ее щекам, крупными алмазами падая на землю. Тяжко вздохнув, наполнила Зухра ведра, и коромысло невыносимой тяжестью легло не девичьи плечи. А еще тяжелее лег камень на сердце. Снова взглянула Зухра на луну - она все так же вольно плыла по небесной дорожке, сияя и маня. И так захотелось Зухре вновь забыться, подобно небесной страннице не знать ни горя, ни забот и дарить доброту и ласку... В это время с неба скатилась звездочка. А покуда она падала на землю, становилось все светлее и светлее. На душе у Зухры вдруг полегчало, тяжкий камень перестал давить на сердце девушки. Сладкая истома охватила ее, стало отрадно, покойно. Зухра почувствовала, как ведра с водой становятся почти невесомыми. Глаза ее сами собой закрылись. А когда Зухра вновь распахнула свои длинные ресницы, то увидела себя на луне, в которую она так долго вглядывалась. Ее окружил хоровод из множества звезд, одна из которых засияла особенно ярко. Оказывается, эта звезда всегда следила за Зухрой. Она видела ее страдания, не ожесточившие девушку против злой мачехи. Эта самая звезда обняла Зухру своими лучами и подняла ее ввысь, до самой луны. Никто на земле этого не увидел, ничто не нарушило ее ночной покой. Лишь подернулась рябью гладь реки у берега и вновь стала чистой, как зеркало. А с утренней зорькой исчезли и луна, и звезды. Пришел на берег отец Зухры, долго искал свою доченьку, звал - кликал ее любимой и ненаглядной. Но увидел лишь два ведра, до краев наполненные водой. И то ли почудилось ему, то ли вправду это было - будто вспыхнула и исчезла в чистой воде маленькая ясная звездочка. Потемнело, зарябило у отца в глазах. Тронул он ведра рукой - шелохнулась вода, засверкала, заиграла. Словно не ей были полны ведра, а множеством драгоценных алмазов... Если ясной ночью вы вглядитесь хорошенько в луну, то увидите на ней силуэт девушки с коромыслом на плечах. А рядом с луной заметите ярко светящую звезду. Это и есть та самая звездочке, что вознесла добрую душу на небо. Ее называют звездой Зухры. Список литературы и источники http://www.tattravel.ru/legendyi-i-istoriitatarstana/skazochnyie-suschestva-tatar.html http://shelokow.narod.ru/p194.htm Мифы Древней Волги: мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших берега великой реки с древнейших времён до наших дней / сост. В. И. Вардугин; ил. Г. М. Панфёров. - Саратов: Надежда, 1996. - 688 с. : ил.


Close