04.10.12 technovoin

Искусство наших дней отражает жизнь. Наверное, это главная задача, поставленная перед творцами современного искусства. Акварель - не исключение, возможно, с неё всё начиналось…

«Зима - гравюра, весна - акварель, лето - живопись масляными красками, а осень - мозаика из всех времен года» - Стэнли Горовиц.

Акварель, начало…

- это без сомнения сложная и тонкая техника станковой живописи. Впервые термин «акварель » встречается в 1437 году в «Трактате о живописи» Ченнино Ченнини, где речь шла о растворении краски в воде, которая содержит растительный клей – гумми.


Существует два способа акварельного письма. Первый - по сухому грунту, второй - по мокрой поверхности бумаги. История акварельной живописи начиналась с рисования именно по сухому грунту и предположительно в начале XIX века в Англии появилась более прихотливая манера - писать по-мокрому. Наверное, ничего удивительного в этом нет, так как остров, окруженный водным пространством, сам горделивый «туманный Альбион» с вечно повышенной влажностью воздуха пожелал распорядиться сделать легкой и мягкой. С тех самых пор английская акварель, написанная на сырой бумаге, заполучила глубину и ощущение воздушной перспективы.

Сегодня акварель можно встретить на каждом шагу: выставки, музеи, галереи - всюду витает дух акварели. Однако, несмотря на распространенность и доступность, техника акварели загадочна и непостижима. Причем это касается и любителей, и профессиональных художников. Вся сложность заключается именно в H2O. Именно вода является ключевым словом. Как мы знаем вода - это одна из четырех непокорных стихий. Так вот при обманчивой, кажущейся легкости акварели требуют тщательного и терпеливого изучения.

Логика взаимосвязи акварели с водой на самом деле проста. Если художник не справляется с акварелью, непосредственно с её текучей природой, тогда ему следует избавиться от «лишней» воды. В этом случае появляется потребность применять небольшие лессировки и маленькие мазки, дабы наслоениями сделать изображение по-сухому.


В случае, когда «водная стихия» не является преградой к достижению поставленной цели, то есть если у мастера возникает четкое желание подчинить себе водную стихию цвета, либо как следует побороться с ней, тогда рабочий процесс можно проводить в режиме живой подвижности воды. Но, несомненно, для такого динамичного и тонкого творчества не обойтись без определенной смелости, изобретательности и проворности. Именно так рождается эффектная живопись по мокрой поверхности бумаги.

Акварель - предвестница многообразных живописных техник и школ, стилей и направлений. Немудрено, что описать все в рамках небольшой статьи нереально, даже сильно этого желая. Но стоит отметить, что богатая и многоликая акварельная живопись позволяет дать оценку уровню мастерства её создателя. Причем как раз таки исходя из сравнения всего величия представительницы. Умелое использование и сочетание всевозможных приемов живописи, виртуозное маневрирование в рамках диапазона «сухости-влажности» - данные факторы и будут оценочными критериями.

Следует также понимать, что рисунки акварелью не имеют какой-нибудь самостоятельной, автономной техники, поскольку последняя находится в чётком подчинении цели или задумки творца. Посему не сложно сделать вывод - акварель ни больше, ни меньше многообразна и индивидуальна, как и людские почерки. Ни для кого не секрет, что сказанное можно отнести к любому виду искусства, однако именно акварель по-особенному восприимчива к «темпераментному движению кисти», которое исходит из пребывающего в движении духа мастера. В эту струю входит отношение к материалу на творческой, психической и философской ступенях. Именно здесь скрыта основная тайна и фундаментальная проблема владения технической стороной (техникой).

Основными качествами живописца, без которых никак не обойтись в процессе воплощения образа неподатливой, прихотливой, но желанной акварельной живописи являются высокая концентрация энергии, четкое понимание (видение) поставленной задачи, тонкое ощущение воды, бумаги и красок и, наконец, трезвость в самообладании.

Таким образом, если художники-живописцы недооценивают качество рабочих материалов, то это непременно отражается на конечном результате. Первым важнейшим условием для творения на пути к шансу стать «немеркнущим» в различных вариациях этого эпитета следует считать профессиональные материалы. Сама же техника акварельной живописи наряду с оценкой уровня мастерства живописца ценится, исходя из легкости, быстроты исполнения, умения передавать материальность фактур и предметов, безошибочного чувства композиции и рисунка, тонкого вкуса и чувства меры при исполнении отдельных деталей, в частности на этапе завершения работы.

Не менее важной составляющей можно считать особую одухотворенность материала, приближенную к чувству поэтичности. Примечательно, что легкости владения техникой перетекает в вожделенное желание её имитации. Так, поверхностный подход, не закрепленный эстетическим чувством мастера и настоящим владением материала, приводит к реализации пустых и совершенно бессмысленных работ.

Рисунки акварелью современных художников

Илья Карим


нынешних представителей современного искусства, разумеется, сильно отличаются от классической школы живописи. Так, например, от акварельных картин Kareem Iliya веет модными тенденциями. Его работы походят на эскизы дизайнеров трендовой одежды. Они нежные, красочно раскрашенные, минималистичные в деталях… Именно модное содержание отличает данные произведения от шаблонных, особо непримечательных, обыкновенных набросков. Карим Илья предпочитает рисовать акварелью и чернилами. Дюжина критиков сошлась во мнении, дескать, работы Карима можно смело считать настоящими произведениями contemporary art!

Лаурент Парцельер


Продолжаем изучать рисунки акварелью. Представляем вашему вниманию серию творческих работ талантливого Лаурента Парцельера. Все представленные работы были сделаны практически в одном месте. Полотна художника словно норовят донести публике фоторепортаж тех мест, где бывал Laurent Parcelier.

Аруш Воцмуш

Вы добрались до творений Аруша Воцмуша с чем я вас искренне поздравляю! Работы этого талантливого русского человека исполнены в архисложной технике акварели. Они отличаются безукоризненным цветовым решением и неподражаемым виртуозным воссоединением фактуры и линии… Сюжеты картин Аруша Воцмуша преисполнены утонченной иронией и игрой.


Аруш Воцмуш - выходец западной Сибири (г. Омск). Родился в 1967 году, спустя двадцать лет закончил Крымское художественное училище. Биография художника богата и, не исключено, что о ней мы поговорим в отдельной статье, всецело посвященной этому автору. А сейчас коротко и о главном.

Аруш числится как член Союза российских художников, Международного художественного Фонда и, наконец, Международной ассоциации художников (UNESCO). Последние несколько строк много о чем могут рассказать, но уж точно не больше чем сам художник в своем акварельном творчестве.

Дата публикации: 23.12.2016

Есть в акварельной технике какое-то особое – хрупкое очарование, легкость и невесомость, способность удивительно точно передать стремительность и мимолетность момента. Современные живописцы любят акварель. Эта техника идеально подходит для динамичного, стремительно меняющегося на наших глазах мира. В этом обзоре предлагаем вам подборку самых известных художников-акварелистов, добившихся больших высот в искусстве акварели и завоевавших всемирную популярность.

Самый известный австралийский художник, работающий в технике акварели. В Загребе есть музей, названный в его честь. Дело в том, что родился художник в Хорватии (в 1952 г.), но в возрасте 18 лет с семьей эмигрировал в Австралию.

В университете Мельбурна он изучал промышленный дизайн, а позже получил свои первые награды и всемирное признание. Хорваты очень гордятся своим именитым земляком. Во многих художественных магазинах Европы в продаже можно найти кисти, маркированные его именем.

Секрет успеха художника, по его собственному признанию, в том, что он никогда не делает картин для продажи, а творит исключительно для собственного удовольствия. Работы Д. Збуквича можно видеть в ведущих галереях по всему миру (в США, Великобритании, Австралии, Китае).

Его фирменный знак – “Z” (первая буква его фамилии). Своих студентов он учит свободе, а акварель сравнивает с дикой необузданной лошадью, которую никогда нельзя приручить по-настоящему. Признается в любви к ней, как к самой любимой женщине, и эта любовь длится уже 40 лет.

Художник не любит чистый черный цвет, говоря, что черный – это не цвет, а его отсутствие. Любимая тема – морской пейзаж и городские виды. Одна из самых необычных акварелей, которые создал мастер, написана всего одной краской – и краской этой является быстрорастворимый кофе.

Этот художник просто обожает писать красивых женщин и маленьких детей, окруженных солнечным светом. Его картины чувственны, иногда неприкрыто сексуальны, полны гармонии и очень реалистичны.

Подчас они напоминают искусные фотоснимки. Он любит писать женщин на фоне водных пейзажей, особенно реалистично получается у художника водная стихия.

Стив Хэнкс родился в 1949 г. в Калифорнии и с детства полюбил океан, ведь на его побережье он проводил довольно много времени. Закончил с отличием художественную Академию в Сан-Франциско.

Свой собственный стиль художник называет «эмоциональным реализмом». Входит в 10-ку самых известных американских художников. Про себя говорит, что пишет людей, но не портреты.

Он обожает писать солнечный свет, который является одним из главных действующих лиц его акварелей. Вначале художник пробовал работать с разными техниками – маслом, акрилом. Но позже был вынужден перейти на работу только с акварелью, так как у него выявилась аллергия на краски.

В конце концов, он добился такого мастерства в акварельной живописи, что сделал эту технику очень похожей на живопись маслом.

Родилась в 1953 г. в Огайо. Живописи училась в Филадельфии в художественной школе. Конек этой художницы – портреты.

Она рисует потрясающие акварельные портреты самых разных людей – бедняков, рабочих, детей, старух и стариков, красивых афроамериканских девушек на цветущих, залитых солнцем лугах.

Целая галерея лиц современной Америки. Очень яркие, сочные и солнечные акварели, полные глубокого смысла. На них изображены люди в самых обычных ситуациях, занятые повседневными делами.

Главным в работе художница считает способность точно передать эмоции. Просто мастерски копировать вещи и людей недостаточно.

Художница работает в двух техниках – в масле и акварелью. Именно акварель принесла ей славу и признание по всему миру. Мэри Уайт также с успехом занимается иллюстрированием детских книг.

Его называют французским реалистом. Художник родился в 1962 г. в Париже. В настоящий момент работает иллюстратором в одном из издательств. Получил образование в области декоративно-прикладного искусства.

Рисует исключительно акварелью, пользуясь собственной техникой многослойного нанесения красок, за счет чего добивается неимоверной реалистичности работ. Любит работать над отдельными акцентами.

Тщательная проработка деталей – любимый прием художника, его фирменный знак. Любимая тема – городской пейзаж. Художник обожает писать свой родной Париж и Венецию. Его акварели пронизаны романтизмом и очарованием. Своим учителем в живописи считает Эжена Делакруа.

Пробовали ли вы себя когда-то в акварельной живописи? Если же нет, то научиться ей не сложно. Постепенно продвигаясь, от просто к сложному, освоить акварельную живопись можно довольно быстро, если соблюдать её технологии и базовые законы.

Первое, с чем столкнется начинающий акварелист - что нужно купить для акварельной живописи? Прежде всего, нужно адекватно оценивать свои возможности, и начинающему художнику пока не пригодятся дорогие импортные или зарубежные акварельные краски. Вполне сойдут отечественные краски от производителей ЗХК, Санкт-Петербург или Гамма.

Материалы для акварельной живописи

Итак, вот что вам понадобится для работы: набор акварели на 24 или 16 цветов (подробнее о выборе красок в статье ), средняя акварельная бумага (не тонкая, питерское производство), вода, губка, палитра и беличьи круглые кисти (№5,16,14,20,6,7,9,2,1,22).

Можно пользоваться колонковыми или хорьковыми кистями. Жесткие кисти, не подойдут, так как они плохо держат влагу и могут порвать бумагу.

С чего начать начинающему художнику?

Если вы никогда не пробовали себя в акварели, то начать следует с раскрепощающего упражнения, рисуя своими красками свободно. Это упражнение позволяет ознакомиться с новыми красками и понаблюдать за их поведением - как они растекаются, как ложатся на бумагу (толстые мазки, тонкие, густые, изящные)? Когда художник начинает хорошо “ладить” с такими красками, можно переходить к более сложным приемам.

Если же вы еще до сих пор не знали о законах цветоведения в живописи, то запомните, что всего их 3 базовых - желтый, синий и красный. Остальные же цвета получаются из них. Для начинающего художника будет полезным самому помешивать цвета и экспериментировать с получающимися оттенками. С акварелью экспериментировать удобнее, чем с малом.

Белого цвета в акварельной живописи нет! Белым цветом служит белизна бумаги. Это же и придает картине изящность, нежность и легкость.

Знаете ли вы, что цвета очень тесно взаимосвязаны с нами? Дело в том, что определенный цвет по-разному влияет на каждого человека. Есть даже так называемая арт-терапия, которая положительно влияет на людей, особенно на беременных женщин. Например, работая с желтым цветом, можно избавиться от подавленности и плохого настроения. А зеленый цвет подарит внутреннюю гармонию. Впрочем, не стоит ожидать резкого изменения в настроении - цвет действует на уровне подсознания.

Техника гризайль

Перед начинающим художником обычно стоит задача - научиться правильно, видеть тона и прорабатывать светотени. Это можно освоить благодаря технике гризайль, дабы приучить художника тщательно следить за красками и картиной в целом.

От простого к сложному - рисование с натуры

Можно двигаться дальше, и приступить к рисованию с натуры в цвете. Но для качественной тренировки и проработки своих навыков, следует начинать рисование своих работ сперва . Основа любой картины - рисунок. После этого можно делать эту же работу, только в технике гризайль, и уже тогда - в цвете. Это нужно не только для вашей уверенности в своих силах, но и для правильной выдержки формы и объёма предметов.

Когда это освоено, будет эффективным и полезным, копировать или перерисовывать картины с учебников по живописи или с любых других картин. Так можно освоить дополнительные навыки и техники, увеличить свой опыт, который в дальнейшем пригодится вам для рисования с натуры.

Трудности при выборе красок - масло/акрил или акварель?

Чтобы правильно выбрать нужные краски необходимо поработать каждыми, тогда вы поймете, какие для вас подходят лучше.

Основное отличие этих красок - в белом цвете. Так как его в акварели нет (за него выступает бумага), то чтобы сделать в акварельной живописи тон светлее, краску накладывают тоненькими, прозрачными слоями - лессировками.

Подробнее о материалах...

Бумага . На сегодняшний день ассортимент бумаги достаточно большой - льняная бумага, хлопковая, из древесины хвойных деревьев и соломы. Конечно же 3 последние уступают льну, так как это самая качественная бумага для живописи акварелью. Она не чернеет на свету, на ней можно скоблить краску, а сама она всегда ложится ровно.

Совет: Если на поверхности вы обнаружили следы жира, то бумагу лучше промыть дистиллированной водой, добавив пару капель нашатырного спирта. В противном случае краски будут распределяться неравномерно.

Льняную бумагу можно легко и просто отбелить, если промыть её перекисью водорода.

Палитра . Здесь самое главное - не смешивать краски на самой бумаге, наделаете “делов” - высохнувшая краска побледнеет. Пользуйтесь палитрой обязательно! Она может быть металлической с эмалью, фарфоровой или пластиковой. Либо же в качестве её можно использовать небольшую (20х30 см) плоскую досточку (без лунок), белую керамическую плитку или же кусочек белого оргстекла. Можно также использовать простую белую бумагу в качестве палитры и менять ее время от времени.

Совет: Если у вас пластиковая палитра, слегка натрите её чесночным соком и смойте, чтобы она обезжирилась и не образовывала краски в лужицы. Также не лишним будет протереть ее мелкой шкуркой.

Готовые акварельные работы нужно хранить бережно, так как они легко обесцвечиваются. То есть место хранения должно быть сухим и с умеренным освещением.

Интересные техники акварельной жив-си от англ-х художниц.

Интересные техники акварельной живописи от английских художниц.

В первом видео от Джин Хэйнс (Jean Haines) приёмы рисования похожи с техникой свободного батика, во втором видео от Ширли Тревены показан приём отстругивания акварельного карандаша наждачной бумагой и применение щётки для размазывания полу-высохшего изображения. Уроки на английском, но всё понятно и наглядно.

Jean Haines - aнглийская художница, которая увлечена акварелью, жизнью, животными и красотой природы.

В 1989 - 1997 Джин изучала искусство китайской живописи в Гонконге, что оказало влияние на её акварели. Свет, цвет и свободные пространства чистой белой бумаги, нетронутые краской и оставленные воображению зрителя, играют определяющую роль в ее картинах.

Jean Haines является членом SWA (Общество Художников Женщин) и SAA (Общество Всех Художников). Джин регулярно пишет статьи в журнал Paint, ее первая книга по акварели была издана в 2010.

Обратите внимание как Джин использует в своей технике крупную соль и пищевую плёнку для эффектов необычных паттернов:


Taking Risks with Watercolour, Vibrant Watercolours and Breaking the Rules of Watercolour.



Ширли Тревена (Shirley Trevena) всегда пыталась нарушить правила обычной живописи акварели, и за годы экспериментов она развила замечательный свободный способ акварельной живописи с использованием динамичной палитры цветов.


"Однажды после многих лет работы в органах местного самоуправления мне подарили коробку акварельных красок, и я обнаружила, что должна была стать художником с самого начала.

Так я ушла с работы более 25 лет назад, чтобы стать художником. Мне нравится работать акварелью и в смешанной технике. Мой предмет - натюрморты, но я еще занимаюсь абстрактным пейзажем.

У меня с живописью отножения своего рода любви-ненависти. Я предпочла бы сделать что-нибудь другое, чем начать картину: чистить печь, составлять списки или даже гладить. Но, как только я нахожусь в студии и делаю первые мазки на белой бумаге, я погружаюсь в мир моих собственных ощущений, не обращая внимания ни на что, кроме цвета и формы. Я считаю, что творчество трудно начать, но еще труднее уйти от него.

Так же как живопись, я люблю играть на пианино, смотреть телевизор и вязать.

Я всегда старалась нарушать правила обычной акварели и за эти годы разработала свободную манеру живописи с использованием динамической палитры цветов."

Картинах художницы отличают сильные композиции, необычные перспективы и прежде всего, сила и яркость цвета. Художница зарекомендовала себя на международном уровне и считается одним из самых инновационных акварелистов Англии.

Она - член Королевского Института Акварельных Художников с 1994, и в том же году году выиграла престижную премию "Winsor & Newton Award". В следующем году она выиграла Приз Llewellen и в 2007 Приз Джона Блокли.

Ежегодно она устраивает показы своих работ в Галереях Молл, Лондона и на Сассекских выставках Общества Акварели. В 2010 - выставлялась в качестве специального гостя на 7-ом международном Фестивале Акварели в Антверпене, Бельгия. В 2011 в Св.Кире sur Мер Биннэйл на юге Франции.


Успешного творчества, друзья!

Часто легкую лирическую новеллу, наполненную светлыми нежными образами, или чарующую прозрачную мелодию называют акварельными. И все понимают, о чем идет речь.

Акварельные техники в изобразительном искусстве

Изысканность сочных тонов и размытость полутонов, тончайшие, воздушной легкости переходы, мягкость линий и особая глубина пространства - все это акварель. Несмотря на широкое распространение и доступность средств, техника акварельной живописи остается непостижимой и загадочной даже для профессионалов.

Вся прелесть акварельной техники заключается в ее прозрачности. Белая бумага отражает лучи света, проникающие сквозь прозрачные тонкие слои и придает свежесть оттенкам рисунка. Существует множество разных способов выполнения таких изображений. Все акварельные техники невозможно классифицировать, поэтому их разделяют условно, в зависимости от каких-либо факторов, например, от влажности бумаги. Расскажем вкратце лишь об основных.

Английская акварель

Техника акварельной живописи, которая называется работа «по-мокрому» или английская акварель, выполняется по предварительно смоченной бумаге. Такой способ позволяет получить прозрачные, легкие оттенки цвета с мягкими переходами. Особенно эффектен этот метод в пейзажной живописи. Главная трудность заключается в текучести акварели. Нередко художник зависит от капризов краски, растекающейся по мокрой бумаге. Исправить отдельный фрагмент, не затрагивая остальные, обычно не удается, поэтому английская техника акварельной живописи требует мастерского владения кистью и постоянного самоконтроля.

Итальянская акварель

Другой метод - работа «по-сухому» или итальянская акварель, заключается в нанесении краски на сухой лист одним или несколькими слоями, в зависимости от замысла художника.

Однослойная акварель в данном случае пишется мазками в одно-два касания кистью, что позволяет сохранить всю чистоту цвета. При необходимости можно добавить краску другого цвета или оттенка в уже нанесенный, но еще не просохший слой.

Многослойная акварель или лессировка - это способ нанесения прозрачными мазками, одним слоем поверх другого, уже высохшего. Благодаря этому краски в разных слоях не смешиваются, а работают на просвет. Мазки делаются аккуратно, чтобы не размыть и не повредить высохшие участки. Такая техника акварельной живописи помогает достичь интенсивности цвета, четких и глубоких теней, красочных рефлексов.

Акварельные работы могут выполняться и в смешанной (комбинированной) технике, когда акварелист гармонично сочетает живописные приемы, используя все богатство красок.

Акварельная живопись в архитектурной графике

Техника акварели широко применяется и в архитектурной практике. Она наиболее совершенна для передачи форм сооружения на чертежах и дает полное представление о том, каким объект должен быть в реальности. Как утверждал доктор архитектуры П. П. Ревякин, техника акварельной живописи является изобразительным средством архитектора, и чем выше его мастерство, тем живее, проще и понятнее становится чертеж.

Архитектурная акварель, в отличие от художественной, более лаконична, имеет некоторую обобщенность, деловую простоту и ограниченность палитры. Художественной обработке чертежа посвящены специальные курсы акварельной живописи, обучающие будущих архитекторов ее правилам и закономерностям.

Заключение

Акварель многообразна, неповторима и индивидуальна, как почерки людей, она - вместилище разнообразных живописных школ и техник, направлений и стилей. Как нельзя объять необъятное, так нельзя в короткой статье описать многоликость этого и особую его восприимчивость « к темпераментным взмахам кисти».


Close