ПОЛОЖЕНИЕ О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЯХ ТВОРЧЕСКОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ – ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ В ОДНОМ ИЗ ЖУРНАЛИСТСКИХ ЖАНРОВ (ПИСЬМЕННО) И ТВОРЧЕСКОМ СОБЕСЕДОВАНИИ ПО ПРОФИЛЮ ПОДГОТОВКИ

Цель дополнительных вступительных испытаний творческой и профессиональной направленности – выявить у абитуриента личностные способности, знания, умения и навыки, необходимые для овладения профессиональными компетенциями журналиста.

При поступлении на факультет журналистики Томского государственного университета творческие испытания являются обязательными, помимо двух других экзаменов, которые проводятся в форме ЕГЭ (русский язык, литература).

Проверяемые способности, знания, умения и навыки:

  • Творческие интеллектуальные способности;
  • Социальная ориентированность и знание наиболее значимых общественных проблем, освещаемых средствами массовой информации;
  • Широта кругозора и познавательных интересов;
  • Осведомлённость о медиа практиках и коммуникационных технологиях;
  • Рефлексия по поводу мотивов выбора профессии;
  • Предрасположенность к профессии журналиста;
  • Самостоятельность и оригинальность суждений;
  • Навыки устной и письменной коммуникации.

    Структура и содержание творческих испытания

    Дополнительные вступительные испытания состоит из двух экзаменов: творческой работы в одном из журналистских жанров (письменный экзамен) и творческого собеседования по профилю подготовки (устный экзамен). Результаты абитуриента в каждом экзамене оцениваются по 100-балльной шкале.

    Творческая работа

    Письменный экзамен проводится в форме создания самостоятельного произведения на одну из предложенных комиссией тем, написанного в одном из журналистских жанров. Тематика письменной работы определяется темами публикаций в средствах массовой информации. Темы, предлагаемые для написания творческих работ, составляются председателем приемной комиссии каждый год заново в нескольких комплектах и не должны сообщаться абитуриентам до начала экзамена. Предлагаемые темы не связаны с каким-либо отдельным автором или произведением художественной литературы.

    На написание творческой работы отводится три астрономических часа (180 минут) без учета времени, затрачиваемого на подготовку листов бумаги и оглашение тем. Абитуриент не имеет права опаздывать к назначенному времени начала вступительного испытания или использовать на написание сочинения времени больше установленного. Использование каких-либо печатных, электронных и других источников информации справочного или иного характера при написании сочинения не допускается.

    Абитуриентам предлагается не менее десяти тем сочинения на выбор. Во время экзамена абитуриент может подготовить предварительный (черновой) и окончательный варианты сочинения, из которых оценивается последний. Работы проверяются в зашифрованном виде, скрывающем авторство. Абитуриент должен проявить свою эрудицию, творческие способности, уровень кругозора, понимание актуальных общественных проблем, умение использовать реальные факты для раскрытия темы, продемонстрировать самостоятельность суждений, собственную авторскую позицию и стиль, владение журналистским жанром и нормами письменной речи. Объем произведения не ограничен и обусловлен необходимостью полного раскрытия темы.

    Собеседование

    Устный экзамен представляет собой творческое собеседование по профилю подготовки. Собеседование проводится индивидуально с каждым абитуриентом. Собеседование предполагает диалог членов приемной комиссии с абитуриентом, в ходе которого задаются дополнительные и уточняющие вопросы. Абитуриента попросят обосновать свои суждения, подкрепить их примерами из общественной жизни и практики современных средств массовой информации и т.п. Основная задача комиссии – выявить мотивированность выбора профессии, полноту представлений о журналистике и медиаотрасли; уровень социальной ориентированности абитуриента. Беседа проводится в свободной форме, вопросы и ответы протоколируются. Комиссия ожидает от абитуриента способности сформулировать и аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, быстро реагировать на вопросы экзаменаторов, оценивает волевые качества и креативность.

    По желанию абитуриент может предоставить на собеседование свое творческое портфолио. В него мы рекомендуем включить собственные журналистские публикации, дипломы и сертификаты о профильном обучении и участии в профильных конкурсах, рекомендации от редакций, с которыми сотрудничал абитуриент (в том числе и от школьных изданий), фото- и видеоматериалы, дизайн-работы, а также литературное творчество - словом, все то, что позволит оценить ваши творческие способности, применимые в профессии журналиста.

    Примерные темы для анализа мотивации абитуриента:

    • Самовыражение автора в журналистских текстах;
    • Уровень заработной платы в медиаиндустрии;
    • Миссия журналиста и социальное переустройство.

    Примерные темы для проверки полноты представлений о журналистике и медиаотрасли:

    • Газеты и журналы в России и в регионе;
    • ТВ и радио на федеральном и местном уровне;
    • Онлайн-журналистика и новые медиа.

    Примерные темы для выяснения социальной ориентированности:

    • Текущие политические события в мире;
    • Экономические процессы в стране;
    • Индикаторы социального неблагополучия в регионе и показатели регионального развития.
      1. Журналист: Ежемесячный журнал / М., 2012–2014.
      2. Журналистика & медиарынок: Ежемесячный журнал / М., 2012–2014.
      3. Рэндалл Дэвид. Универсальный журналист. М.: Международный центр журналистики, 1996. — 120 с.
      4. Свитич Л.Г. Профессия – журналист. Изд. 3-е. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 256 с.
      5. Средства массовой информации России /под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 378 с.

Дополнительная литература о различных особенностях журналистской профессии содержится на сайте факультета журналистики ТГУ.

Творческий конкурс - это экзамен, позволяющий оценить способности абитуриента к творческой деятельности в какой-либо области.

Будущие журналисты пишут сочинения и статьи, художники рисуют на холсте, актеры демонстрируют сценическую речь и актёрское мастерство, а вокалисты заливисто поют.

В отличие от ЗНО единого стандарта процедуры проведения и критериев оценивания творческого конкурса нет. Программы и задания разрабатывается преподавателями этого же учебного заведения, они же его проводят, и сами же рассматривают апелляции на объективность оценивания работ абитуриентов.

Программа творческого конкурса состоит из пояснительной записки, в которой подробно описываются общие положения конкурса, требования к уровню подготовки абитуриента, описание задания, критерии оценивания работы, список рекомендованной литературы.

По правилам ВУЗы оглашают программы творческих конкурсов не позднее, чем за четыре месяца до начала их проведения, времени подготовиться достаточно.

Подготовка к творческому конкурсу

Если готовиться самостоятельно, заблаговременно найдите и скачайте программы творческих конкурсов прошлых лет, предварительно ознакомьтесь с ними, почитайте рекомендованную литературу, так сказать пройдите теоретический этап. Когда ВУЗ огласит программу творческого конкурса на текущий год, у Вас есть четыре месяца на основательную практическую подготовку к указанным в программе темам.

Можно заниматься с репетитором для подготовки к творческому конкурсу, но только в том случае, если сами не можете изучить предмет и в выбранном учебном заведении нет подготовительных курсов.

Если в ВУЗе есть подготовительные курсы, однозначно записывайтесь и посещайте, дополнительных баллов они не принесут (дополнительные баллы начисляют за подготовительные курсы только для естественно-математических и инженерно-технических специальностей), но ведут эти курсы те же преподаватели, которые разрабатывают программы и задания творческого конкурса, проверяют работы абитуриентов.

С одной стороны это возможность «подтянуть» уровень знаний до необходимого, с другой при добросовестном посещении и выполнении программы курсов Вы уже «свой» для преподавателя (возможно, лично он и будет проверять Вашу работу!), ему интересно и дальше работать с толковыми студентами, в таком случае Ваш талант не останется незамеченным, высокий балл обеспечен.

Для примера рассмотрим:

Творческий конкурс на факультет журналистики

Это может быть написание журналистского произведения по результатам смоделированной для поступающих пресс-конференции.

Предварительно в программе творческого конкурса указан перечень из тем пресс-конференции, обычно 15-20 тем. Обратите внимание, что в программе могут написать ориентировочных тем, т.е. оставляют себе место для «манёвра», тема на экзамене может отличаться от указанных в программе и претензий не предъявишь.

Общение абитуриентов с участниками (или участником) разговора происходит в течение определённого времени (продолжительность должна быть указана в программе проведения конкурса), в процессе можно фиксировать на бумаге ход беседы, вопросы и ответы, пользоваться записывающей техникой запрещается.

По собранным материалам в течение полутора-двух часов поступающий пишет журналистское произведение в произвольно выбранном жанре заданного объёма, обычно до двух листов бумаги формата А4.

Пользоваться печатными источников информации: учебники, справочники и т.п. при написании письменной работы также запрещено.

В СПбГУ творческий экзамен является обязательным вступительным испытанием при поступлении на очную и заочную форму обучения по специальности «журналистика». Экзамен предусмотрен Государственным образовательным стандартом и проводится в соответствии со специально разработанным Положением.

Творческий экзамен состоит из двух заданий: письменного и устного. Первое заключается в написании сочинения или эссе, второе – в собеседовании с членами комиссии на определенную тему. Список тем для подготовки предоставляется абитуриентам заранее – вывешивается на доске объявлений факультета и в электронном виде на сайте. Выбор их определяется случайно попавшимся экзаменационным билетом.

Сначала абитуриенты выполняют письменное задание. Примерными темами для эссе могут быть следующие: «Кем бы я хотел стать и почему», «Монолог вещи от первого лица», «Мой необычный знакомый», «Однажды» и т.д. На выполнение задания поступающим отводится 90 минут. Объем эссе должен составлять не менее 150 слов.

Устное задание проводится в форме монолога ученика с высказыванием своей точки зрения по определенному вопросу и дальнейшего диалога с членами приемной комиссии. Темы для устного обсуждения выбираются с социальной и этической направленностью. Примеры направлений тем: «личность и общество», «актуальные проблемы общества», «духовная жизнь и культура», «познание», «современность и нравственные устои», «роль религии в жизни общества», «социальные отношения межэтнических групп», «политика как сфера общественной жизни» и т.д.

Цель проведения творческого экзамена и критерии оценки

Главной целью проведения творческого экзамена является проверка абитуриента на наличие творческих способностей к описанию и защите своей точки зрения. Итоговой оценкой за экзамен является сумма в 100 баллов за обе части испытания – максимально 60 баллов за письменное задание и максимально 40 баллов за устное собеседование.

Письменное эссе ученика проверяется на журналистскую интерпретацию указанной темы. Текст должен быть изложен логично, композиция сочинения должна быть легкочитаемой. Особое внимание уделяется способности правильно изложить факты, не изменяя их для подкрепления своего видения темы. Обращается внимание на язык и стиль изложения.

Устное задание позволяет определить коммуникативные, ораторские и дискуссионные способности абитуриента. Высоко оценивается оригинальная, интересная подача своей темы, способность быстро и легко отвечать на вопросы. Поступающий должен аргументировано отстаивать свою позицию и одновременно непринужденно выслушивать оппонента и вести с ним диалог.

| Марина Емельяненко | 10328

Кто изведал наслаждение творчеством, для того уже все другие наслаждения не существуют.
А.П. Чехов.

Архитектура;

Градостроительство;

Аэронавигация;

Лечебное дело;

Таможенное дело;

Журналистика;

Телевидение;

Медиакоммуникации;

История искусств;

Теология;

Хореография;

Цирковое искусство;

Актерское искусство;

Вокальное искусство;

Дизайн;

Живопись;

Скульптура;

Режиссура;

Киноведение.

Творческий конкурс при поступлении в ВУЗ. Что это такое и кто его сдает?

Абитуриентам | Марина Емельяненко | 10328

Многие специальности требуют от абитуриентов прохождения особых испытаний, обусловленных спецификой выбранной профессии. Такие экзамены называются творческий экзамен или творческий конкурс.

Творческий экзамен – это экзамен, который позволяет оценить творческие способности студента к какому-либо виду деятельности. Сдают такие экзамены во многих вузах России. Единого стандарта проведения таких конкурсов не существует. Все задания разрабатываются, как правило, преподавателями вуза, в котором и будет проведен творческий конкурс. Так, будущие журналисты пишут сочинения и статьи, художники – рисуют, актеры – демонстрируют сценические способности.

Времени для подготовки к творческому экзамену у абитуриентов обычно достаточно. Обычно все программы творческих конкурсов вузы оглашают примерно за четыре месяца до начала вступительной кампании. При этом сама программа состоит из пояснительной записки, самого задания и критериев оценки.

Как подготовиться, чтобы успешно сдать творческий конкурс?

Для подготовки к внутреннему конкурсу вуза необходимо сделать следующее:

Заблаговременно отыщите и сохраните у себя программы творческих конкурсов прошлых лет. Ознакомьтесь с ними, обратите внимание на рекомендованную литературу; . Занимайтесь дополнительно с репетитором, если это позволяют ваши средства. Подготовка не бывает лишней, тем более в творческих испытаниях. В точных науках все более четко, а творчество – вещь непредсказуемая;

Если в выбранном вузе предусмотрены подготовительные курсы, посещать их нужно непременно. Творческий конкурс обычно разрабатывается работниками вуза. И самую лучшую подготовку вы получите именно у них.

В 2014 году список специальностей, на которые вузы вправе вводить внутренний экзамен значительно расширился. Внутренний экзамен может быть проведен в форме творческого конкурса, собеседования или экзамена. Однако, как правило, используется именно творческий конкурс. Оценивается он по стобалльной шкале, причем в некоторых вузах можно получить за весь конкурс максимально 100 баллов, а в других – каждый промежуточный этап оценивается отдельно, и сумма баллов может составить 200 или 300. В общем и целом, творческий конкурс имеет довольно большое значение в общей сумме баллов абитуриента. Случается даже так, что результаты творческого экзамена оказываются для приемной комиссии важнее, чем результаты ЕГЭ.

На какие специальности необходимо сдавать творческий экзамен?

На самом деле число направлений подготовки, требующих особых знаний довольно велико. Среди основных, на которые может потребоваться сдача дополнительных вступительных испытаний профессиональной или творческой направленности, можно выделить следующие:

Архитектура;

Градостроительство;

Аэронавигация;

Лечебное дело;

Таможенное дело;

Журналистика;

Телевидение;

Медиакоммуникации;

Педагогическое образование;

История искусств;

Теология;

Хореография;

Цирковое искусство;

Актерское искусство;

Вокальное искусство;

Дизайн;

Живопись;

Скульптура;

Режиссура;

Киноведение.

Это лишь часть специальностей с дополнительными требованиями. В общей сложности согласно утвержденному законодательством перечня, таких специальностей около семидесяти. Некоторые из них существуют в этом списке уже очень давно, другие, как, например, педиатрия или педагогика, добавлены в течение нескольких последних лет. Абитуриент, желающий поступить в вуз, в котором среди основных требований – творческий конкурс, должен подходить к подготовке к этому испытанию со всей ответственностью. Вы не знаете, что именно будет вас ждать на таком экзамене, поэтому не пренебрегайте ни одним возможным способом подготовки. Спрашивайте, уточняйте, ищите, читайте – делайте все, чтобы обойти ваших конкурентов. Творческий экзамен непредсказуем. Возможно именно то, что вы считали неподражаемым, не будет оценено по достоинству, так как оценивать вас будут «на месте» живые люди, знающие в этом толк.

Творческий конкурс – реальная возможность беспристрастно оценить свои возможности и способности, выслушать критику и сделать исходя из нее продуктивные выводы.

Бремя дополнительных вступительных испытаний ляжет на плечи всех желающих связать свою жизнь с журналистикой. Творческий конкурс и ЕГЭ представляются двумя зайцами, погоня за которыми осложняется их количеством. Разумеется, учителя тянут одеяло на единый государственный, оно и верно, ведь без необходимой суммы баллов до следующего этапа просто не добраться. Приходится брать инициативу в свои руки и самостоятельно готовиться к вступительным испытаниям, которые нередко начинаются сразу же после экзаменов в школе. Времени катастрофически мало, силы на исходе, нервное напряжение сбивает с толку, и, несмотря на это, нужно готовиться к очередным контрольным мерам, что на сей раз определят ход важного и, тем не менее, веселого периода в жизни каждого из нас – студенческой поры. Чтобы определить верное направление подготовки и не тратить времени даром, лучше обратиться к опыту тех студентов, которые успешно прошли отбор. Поэтому первая журналистская задача, которую предстоит выполнить абитуриенту, это найти сообщества выбранных вузов в социальных сетях и связаться с несколькими студентами. Отобрать нужно, по возможности, разных людей и спросить не столько о придирчивости преподавателей или степени «халявности» получения зачетов, сколько о житейских мелочах, исподволь выясняя, что происходит в институте на самом деле. Многие студенты боятся подвоха и не говорят каких-то совсем уж негативных подробностей, боясь, что эта переписка всплывет где-нибудь у ректора или методиста. Нередко в вузе создается такая враждебная атмосфера, которая точно не способствует благотворному влиянию просвещения. В этом случае подавляющее число отзывов об институте – подделка, поэтому не стоит доверять обильным восторженным излияниям в сети. Такой метод рекламы часто используется учебными заведениями. Но, к сожалению, хороший пиар-отдел – не гарант высокого качества образовательных услуг. Скорее, избыточные и недешевые старания говорят о том, что цена учебы с каждым годом будет существенно повышаться, иначе, на какие средства проводить рекламную кампанию?

Как правило, творческий конкурс состоит из двух этапов: устный и письменный. Сначала абитуриент пишет эссе на предложенную тему, и, если набирает нужное количество баллов, приглашается на собеседование. Подобные меры есть в каждом вузе, будь то коммерческий или государственный институт. Поскольку профессия предполагает наличие маломальских способностей, своеобразные жюри будут проверять работы не только на грамотность, логичность изложения и степень раскрытия темы, но и на оригинальность, креативность и уровень владения родным языком. Если в тексте будет правильная, красиво написанная и полностью раскрытая шаблонная чушь, вряд ли удастся пройти отбор. Он строг не сам по себе, дело в том, что журфак вошел в моду, и с каждым годом все больше желающих на него поступить. Кроме того, демографическая яма 90-х уступает поколению материнского капитала: абитуриентов становится немыслимое количество. Это означает, что работа должна быть не только грамотной, но и выдающейся, запоминающейся, ценной. Мы провели опрос среди студентов журналистского направления из столичных вузов и сформировали рейтинг советов, с помощью которых они в свое время прошли творческий конкурс.

  1. Подготовительные курсы при институте. Если вы не стеснены в средствах, лучше не поскупиться на курсы, организованные при институте. Преимуществ много: знакомство с преподавателями и внутренним распорядком учреждения, уверенность в своих силах, исключительная осведомленность и кое-какие бонусы (в спорной ситуации возьмут «своего», а не незнакомого абитуриента). Как правило, на курсах учат писать то, что нужно и как нужно, чтобы пройти отбор. Также завязываются первые полезные знакомства с будущими коллегами и лекторами. Психологически в знакомом месте будет легче сосредоточиться и написать достойную работу или побеседовать с преподавателем, которого вы уже видели (а не с незнакомцем). Может, исключительных знаний на курсах и не дадут, зато их посещение в разы облегчит поступление и в какой-то степени даже гарантирует его. Из минусов можно упомянуть финансовые и временные затраты, поэтому уж если вы беретесь за это, то ходить надо регулярно и стараться взять максимально много из того, что предлагается. Нередко абитуриенту удается засветиться еще на курсах, и преподаватели сами помогают ему поступить.
  2. Репетиторы. Случается, что преподаватели, аспиранты или школьные учителя подрабатывают частными уроками. Результат в этом случае зависит от квалификации педагога и от готовности ученика, конечно же. Но если уж тратить деньги, то лучше на курсы, где все официально и открыто делается. Потом можно сколько угодно винить преподавателя, а ведь он мог просто не знать новых требований. Если же групповые занятия для вас малоэффективны, то репетитор – идеальный вариант. Все его внимание будет направлено на вас, и отсидеться за чьей-то спиной уже не получится. В любом случае, занятия с преподавателем помогут систематизировать подготовку и улучшить ее качество.
  3. Чтение тематических учебных материалов. В этот обширный перечень входят книги из школьной программы, учебные пособия типа «100 сочинений» и различные журналистские публикации. Регулярное чтение интеллектуальной художественной и публицистической литературы расширяет кругозор, способствует формированию собственного стиля письма и обогащает лексикон. Начитанного человека сразу слышно на собеседовании: знания вселяют в него уверенность, а способность размышлять и формулировать мысли делает его интересным рассказчиком. Это наиболее приятный и довольно эффективный метод подготовки, но если у вас проблемы с дисциплиной и нет сил методично заниматься саморазвитием, данный пункт лишь дополнит вашу работу, а не станет ее основой.
  4. Тренировочные сочинения и собеседования. Некоторые студенты в ответах сетовали на свои расшатанные нервы и признавались, что устраивали дома настоящие репетиции творческого конкурса. Они садились и писали эссе, а потом проходили своеобразное собеседование, поясняя и комментируя написанное друзьям или родственникам. Так они успокаивались и приходили на вступительные экзамены с ощущением подготовленности и знаниями, которые закрепили на практике.
  5. Шпаргалки и мобильный интернет. Конечно же, самый легкий способ, но его эффективность внушает сомнение: кому-то повезло, кому-то нет. Никто не призывает оставить телефон дома, это не ЕГЭ и камер нет. Однако списывание – дополнительное нервное напряжение. Пока отыщется нужна информация, пока уляжется в голове и на бумаге, пройдет достаточно времени, чтобы остались считанные минуты на проверку. Ошибки, вызванные спешкой, существенно «ограбят» работу, балл снизится. Если же говорить о собеседовании, то вариант с «загугливанием» вообще не пройдет. Хотя всегда можно положиться на удачу… Но хорошего результата никто не гарантирует.
  6. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Close