На вопрос А почему меч называли КЛАДЕНЕЦ? заданный автором Лика лучший ответ это
Хороший вопрос. Но на него ни кто Вам не даст ТОЧНОГО ответа.
Меч-кладенец - оружие нескольких русских богатырей. Мог быть волшебным и
придавать владельцу непобедимость.
Дается в руки лишь такому герою, который может им владеть.
Есть несколько версий, почему МЕЧ-КЛАДЕНЕЦ так называется.
Частое упоминание меча-кладенца в сказках и былинах, с разными персонажами, указывает,
что кладенец - не было именем собственным оружия, конкретного единственного меча, а всего
лишь определением некоторой категории клинков.
Корень - «клад… » - обычно связывают со словом «класть» , то есть с идеей чего-то спрятанного.
Меч мог быть скрыт в земле, замурован в стене, спрятан под плитой.
Меч, принадлежавший мертвым, имеет особые силы.
Прикоснувшись к миру мертвых, богатырь приобретал сверхестественую силу, становясь сам
носителем смерти.
В былине «Святогор и Илья Муромец» два главных персонажа во время путешествия находят
гроб, который оба решают примерить. Илье Муромцу гроб оказывается велик, а Святогору
- впору.
Он просит младшего товарища взять его меч-кладенец и ударить по крышке, отчего гроб
опоясывает железная полоса.
Оружие отходящий в мир иной богатырь оставляет Илье:
«А теперь прощай, владай моим мечом-кладенцом,
А добра коня моего богатырскаго привяжи к моему гробу. »

Другой обладатель меча-кладенца - Еруслан Лазаревич, в поисках оружия, которым он сможет сразить царя Огненного Щита, заезжает на бранное поле, посреди которого возвышается голова великана-богатыря. Голова рассказывает Еруслану, где спрятан меч:
«…Ответила голова величиной с пивной котел, промеж глаз целая пядь:
- Я не жива, не мертва. Добрый человек, русский богатырь Еруслан Лазаревич, ты едешь к царю Огненный Щит Пламенные Копья, поедешь по бранному полю, увидишь мое туловище, под ним мой меч-кладенец, в нем секрет таится, он тебе пригодится… »
Но словарь Свода Русского фольклора издания РАН указывает на происхождение от слова «укладный» , что попросту означает «стальной» - возможно, в какие-то времена стальные мечи производили впечатление своей редкостью. В связи с этим хочу привести мнение человека, который занимался этой проблемой:

А так его ковали:
«Брали толстую полосу чистого железа, особым образом отделяли тонкие пластинки 2-3 мм толщиной, укладывали в железное корытце друг на друга. Края корытца загибались, пластинки нагревались в горне и подвергались многократной сварке под молотом, а потом этот пакет сваривался с железными пластинами. До XII в. особо славился суздальский «уклад» .

Другие версии:
В «Сказании о Вавилоне-граде» - он носит прозвание «Аспид-змей» и может обращаться в змея. Также его называют «Самосёк» - так как он мог рубить сам.

Есть и другие не менее интересные версии.

А такое определение дает мифологический словарь:
МЕЧ-КЛАДЕНЕЦ, самосек - в русском фольклоре - чудесное оружие, обеспечивающее победу над врагами. В сказании о Вавилоне-граде меч носит название «Аспид-змей» , наделён чертами оборотня.
Источник: ссылка
Groos
Гений
(75443)
я старался... спасибо...

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: А почему меч называли КЛАДЕНЕЦ?

Ответ от Ѝйвинд Гроза Фиордов [гуру]
Того же корня слово что и КЛАД. Спрятан он то бишь


Ответ от Наташа [гуру]
меч - Кладенец, самосёк - в русском фольклоре и книжной средневековой традиции чудесное оружие, обеспечивающее победу над врагами. В сказании о Вавилоне - граде меч - самосек носит название “Аспид-змей” и наделен чертами оборотня (превращается в змея). Распространен мотив поиска меча, скрытого в земле, замурованного в стене и т. п. , связанный с представлением о кладе (кладенец) или погребении (меч под головой убитого богатыря


Ответ от Ѝлитный боевой Слон [эксперт]
кладенец - потому что клад. Сейчас много в огородах обрезов, наганов и прочих калашей закопано. А раньше мечи закапывали. Когда придумают супербластер сказки будут про калаш-кладенец.


Ответ от I"ll be better [гуру]
Большое количество упоминаний меча-кладенца в сказках и былинах, относящихся к различным персонажам, ясно указывает, что кладенец - не было именем собственным оружия, конкретного единственного меча, подобного, к примеру, Экскалибуру, а всего лишь определением некоторой категории клинков.
Корень данного эпитета - «КЛАД… » - обычно связывают со словом «КЛАСТЬ» , то есть с идеей чего-то спрятанного, добытого из клада или погребения. Но словарь Свода Русского фольклора издания РАН указывает на происхождение от слова «УКЛАДНЫЙ» , что попросту означает «СТАЛЬНОЙ» - возможно, в какие-то времена стальные мечи производили впечатление своей редкостью. Тем не менее, ясности в этимологии слова нет, некоторые ищут его истоки на западе: отмечают связь со староирландским словом claideb (меч) и валлийским cleddyf (меч) , и лат. gladius (меч) и, возможно, восходит к слову «гладкий» .
В «Сказании о Вавилоне-граде» - он носит прозвание «Аспид-змей» и может обращаться в змея.
Также его называют «Самосёк» - так как он мог рубить сам.
В некоторых поздних диалектах превратился в устной речи в «меч-колунец» .
УКЛАД - это разновидность дамаска (и технология получения полуфабриката стали). Это когда тонкие пластинки, отколотые от крицы, сортируются по виду (он разный в зависимости от содержания углерода) , укладывыаются в форме и проковываются.
Качественную сталь называли УКЛАДОМ, потому что её наваривали на лезвие (укладывали). Отсюда возникли такие названия как "укладной нож", "укладной топор".
Уклад понимался как некий материал, а не изделие (по крайней мере в какой-то период времени) : есть много упоминаний о "печах для уклада", "молотах для уклада", о поставках как сырья уклада в ряду с железом, сталью и т. д.
Есть версия, что словосочетание ведет историю от итал.
chiarenza («блеск, сияние») благодаря «Повести о Бове» - переработанному итальянскому роману тринадцатого века «Buovo d’Antone» - одну из вариаций темы о Ланселоте, главный герой которого владеет мечом по имени Chiarenza, Сlаrеnса (Точно также персонаж Пуликане оттуда стал Полканом) .
"Добудь ты мне доброго коня и меч-кладенец, железную палицу и доспехи крепкие, и щит... "
То есть, судя по контексту, речь не идет о чем-то необычном, речь идет просто о хорошем дорогом, но обычном оружии. Иначе и палица была бы какая-нибудь само-лупилка.
А вот в послемонгольских сказаниях меч приобретает уже откровенно сказочное значение. В "Сказке о богатыре Еруслане Лазаревиче" это волшебный меч для борьбы с волшебниками же, да и сопровождается он Огненным щитом да Пламенным копьём.
Однако, в толковых и этимологичеких словарях (в т. ч. Фасмера) "КЛАДЕНЕЦ" толкуют как слово, происходящее от слов "клад" или "класть". С прилагательным "укладен" никто его не связывает.
Меч-кладенец дается в руки лишь такому герою, который может им владеть. Он мог быть скрыт в земле, замурован в стене, спрятан под плитой. В одной из былин мать прячет от сына подарок отца под печью и отдает лишь тогда, когда выросший ребенок в силах его поднять (ср. Тесей, которому мать указывает камень, под которым его отец, уходя, спрятал меч) .
Стоит отметить случаи, когда богатырь выкапывает меч-кладенец из могилы, кургана. Такое оружие, принадлежавшее мертвым, имеет особые силы. Прикоснувшись к миру мертвых, он приобретал сверхъестественную силу, становясь сам носителем смерти.


Известное и популярное оружие русских сказок это меч-кладенец. Обычно под этим подразумевается древний меч возмездия и правды, который богатырь где-то находит и с помощью его силы побеждает лютого врага. Хотя с другой стороны «кладенец» может означать, что данное оружие с одного маху побеждает любого противника. Ещё одна версия, что данный меч "кладенец", то есть складывается, им можно опоясываться под одеждой, чтобы скрыть от неприятеля. Но мы естественно не в сказке и прекрасно понимаем, что, не смотря на качество металла, из которого сделано оружие и его уникальные технологические свойства, без воинского умения человека, успеха не будет.

Строение и особенности меча.

Меч имеет прямой обоюдоострый клинок. В бою его можно применять, как рубящее и колющее оружие. Стандартные размеры меча более 40 см, но есть и исключения. Например, скифский акинак, длина которого колеблется от 35-40 см, этакий микро-меч. По весу меч может быть от 0,7-6 кг. Данное оружие не каждому воину было по карману. К тому же для его применения в бою нужны были навыки владения им, тренировка. Поэтому мечи, чаще всего, имели воины высшего ранга, военноначальники, вельможи и зажиточные горожане.

Меч состоит из следующих деталей (смотрите рисунок):

1) эфес:

А) навершие (может быть разных форм, съёмное и не съёмное) - №1,

Б) рукоятка - №2,

В) гарда или перекрестие - №3 (у меотов на мечах оно отсутствовало).

2) клинок:

  • рикассо - №4,
  • мощная часть клинка - №5,
  • дол - №6,
  • лезвие - №7,
  • слабая часть - №8,
  • ребро жёсткости - №9,
  • остриё - №10.

3) ножны:

  • устье - №11,
  • наконечник (бутероль) - №12.

Древние мечи нашего региона.

Самый древний бронзовый меч относится к северокавказской (майкопской) культуры нашего южного региона России. Найден он в каменной гробнице. Его длина равна 63 см, а по возрасту, он относится ко второй третьи 4000 лет до н. э. Бронзовые мечи большая редкость, потому что металл был дорогой, а изготовленный из него меч - слишком тяжёлый.

На рисунке изображены следующие мечи и детали:

  1. сарматский меч,
  2. плоский без гарды меч меотов,
  3. скифский акинак,
  4. бронзовый персидский меч,
  5. съёмное навершие меча Киевская Русь,
  6. наконечник ножен,
  7. наконечник ножен с навершием римского времени.

С 6 века до нашей эры становятся популярными железные мечи. В нашем регионе это длинные без перекрестия мечи меотов (5-3 век до нашей эры) племён оседлой культуры и скифские мечи акинаки. В конце прошлой - начале нашей эры появляются мечи сармат.

Говоря о русских мечах раннего средневекового времени, надо сказать, что для нашей местности это достаточная редкость, потому что в это время на Дону властвовали хазары и главным оружием воинов был палаш (что-то среднее между саблей и мечом). Но в 9 веках русское войско уничтожает крепость Саркел и оставляет там своих дружинников для службы. Русский меч имеет грибковообразное или сферическое навершие и прямое или изогнутое дугою к клинку перекрестие.

А почему меч называли КЛАДЕНЕЦ?

    Хороший вопрос. Но на него ни кто Вам не даст ТОЧНОГО ответа.

    Меч-кладенец оружие нескольких русских богатырей. Мог быть волшебным и
    придавать владельцу непобедимость.
    Дается в руки лишь такому герою, который может им владеть.

    Есть несколько версий, почему МЕЧ-КЛАДЕНЕЦ так называется.

    Частое упоминание меча-кладенца в сказках и былинах, с разными персонажами, указывает,
    что кладенец не было именем собственным оружия, конкретного единственного меча, а всего
    лишь определением некоторой категории клинков.

    Корень клад обычно связывают со словом класть, то есть с идеей чего-то спрятанного.
    Меч мог быть скрыт в земле, замурован в стене, спрятан под плитой.
    Меч, принадлежавший мертвым, имеет особые силы.

    Прикоснувшись к миру мертвых, богатырь приобретал сверхестественую силу, становясь сам
    носителем смерти.

    В былине Святогор и Илья Муромец два главных персонажа во время путешествия находят
    гроб, который оба решают примерить. Илье Муромцу гроб оказывается велик, а Святогору
    - впору.

    Он просит младшего товарища взять его меч-кладенец и ударить по крышке, отчего гроб
    опоясывает железная полоса.

    Оружие отходящий в мир иной богатырь оставляет Илье:

    А теперь прощай, владай моим мечом-кладенцом,
    А добра коня моего богатырскаго привяжи к моему гробу.

    Другой обладатель меча-кладенца Еруслан Лазаревич, в поисках оружия, которым он сможет сразить царя Огненного Щита, заезжает на бранное поле, посреди которого возвышается голова великана-богатыря. Голова рассказывает Еруслану, где спрятан меч:
    Ответила голова величиной с пивной котел, промеж глаз целая пядь:
    Я не жива, не мертва. Добрый человек, русский богатырь Еруслан Лазаревич, ты едешь к царю Огненный Щит Пламенные Копья, поедешь по бранному полю, увидишь мое туловище, под ним мой меч-кладенец, в нем секрет таится, он тебе пригодится

    Но словарь Свода Русского фольклора издания РАН указывает на происхождение от слова укладный, что попросту означает стальной возможно, в какие-то времена стальные мечи производили впечатление своей редкостью. В связи с этим хочу привести мнение человека, который занимался этой проблемой:

    А так его ковали:

    Брали толстую полосу чистого железа, особым образом отделяли тонкие пластинки 2-3 мм толщиной, укладывали в железное корытце друг на друга. Края корытца загибались, пластинки нагревались в горне и подвергались многократной сварке под молотом, а потом этот пакет сваривался с железными пластинами. До XII в. особо славился суздальский уклад.

    Другие версии:

    В Сказании о Вавилоне-граде он носит прозвание Аспид-змей и может обращаться в змея. Также его называют Самоск так как он мог рубить сам.

    Есть и другие не менее интересные версии.

    А такое определение дает мифологический словарь:

    МЕЧ-КЛАДЕНЕЦ, самосек - в русском фольклоре - чудесное оружие, обеспечивающее победу над врагами. В сказании о Вавилоне-граде меч носит название Аспид-змей, наделн чертами оборотня.

  1. меч - Кладенец, самоск в русском фольклоре и книжной средневековой традиции чудесное оружие, обеспечивающее победу над врагами. В сказании о Вавилоне - граде меч - самосек носит название Аспид-змей и наделен чертами оборотня (превращается в змея) . Распространен мотив поиска меча, скрытого в земле, замурованного в стене и т. п. , связанный с представлением о кладе (кладенец) или погребении (меч под головой убитого богатыря
  2. Того же корня слово что и КЛАД. Спрятан он то бишь
  3. Большое количество упоминаний меча-кладенца в сказках и былинах, относящихся к различным персонажам, ясно указывает, что кладенец не было именем собственным оружия, конкретного единственного меча, подобного, к примеру, Экскалибуру, а всего лишь определением некоторой категории клинков.

    Корень данного эпитета КЛАД обычно связывают со словом КЛАСТЬ, то есть с идеей чего-то спрятанного, добытого из клада или погребения. Но словарь Свода Русского фольклора издания РАН указывает на происхождение от слова УКЛАДНЫЙ, что попросту означает СТАЛЬНОЙ возможно, в какие-то времена стальные мечи производили впечатление своей редкостью. Тем не менее, ясности в этимологии слова нет, некоторые ищут его истоки на западе: отмечают связь со староирландским словом claideb (меч) и валлийским cleddyf (меч) , и лат. gladius (меч) и, возможно, восходит к слову гладкий.

    В Сказании о Вавилоне-граде он носит прозвание Аспид-змей и может обращаться в змея.
    Также его называют Самоск так как он мог рубить сам.
    В некоторых поздних диалектах превратился в устной речи в меч-колунец.

    УКЛАД - это разновидность дамаска (и технология получения полуфабриката стали) . Это когда тонкие пластинки, отколотые от крицы, сортируются по виду (он разный в зависимости от содержания углерода) , укладывыаются в форме и проковываются.

    Качественную сталь называли УКЛАДОМ, потому что е наваривали на лезвие (укладывали) . Отсюда возникли такие названия как "укладной нож", "укладной топор".

    Уклад понимался как некий материал, а не изделие (по крайней мере в какой-то период времени) : есть много упоминаний о "печах для уклада", "молотах для уклада", о поставках как сырья уклада в ряду с железом, сталью и т. д.

    Есть версия, что словосочетание ведет историю от итал.
    chiarenza (блеск, сияние) благодаря Повести о Бове переработанному итальянскому роману тринадцатого века Buovo dAntone одну из вариаций темы о Ланселоте, главный герой которого владеет мечом по имени Chiarenza, Сlаrеnса (Точно также персонаж Пуликане оттуда стал Полканом) .
    "Добудь ты мне доброго коня и меч-кладенец, железную палицу и доспехи крепкие, и щит... "
    То есть, судя по контексту, речь не идет о чем-то необычном, речь идет просто о хорошем дорогом, но обычном оружии. Иначе и палица была бы какая-нибудь само-лупилка.

    А вот в послемонгольских сказаниях меч приобретает уже откровенно сказочное значение. В "Сказке о богатыре Еруслане Лазаревиче" это волшебный меч для борьбы с волшебниками же, да и сопровождается он Огненным щитом да Пламенным копьм.

    Однако, в толковых и этимологичеких словарях (в т. ч. Фасмера) "КЛАДЕНЕЦ" толкуют как слово, происходящее от слов "клад" или "класть". С прилагательным "укладен" никто его не связывает.

    Меч-кладенец дается в руки лишь такому герою, который может им владеть. Он мог быть скрыт в земле, замурован в стене, спрятан под плитой. В одной из былин мать прячет от сына подарок отца под печью и отдает лишь тогда, когда выросший ребенок в силах его поднять (ср. Тесей, которому мать указывает камень, под которым его отец, уходя, спрятал меч) .

    Стоит отметить случаи, когда богатырь выкапывает меч-кладенец из могилы, кургана. Такое оружие, принадлежавшее мертвым, имеет особые силы. Прикоснувшись к миру мертвых, он приобретал сверхъестественную силу, становясь сам носителем смерти.

  4. кладенец - потому что клад. Сейчас много в огородах обрезов, наганов и прочих калашей закопано. А раньше мечи закапывали. Когда придумают супербластер сказки будут про калаш-кладенец.

Название

Пишется с маленькой буквы через дефис : меч-кладенец .

Большое количество упоминаний меча-кладенца в сказках и былинах, относящихся к различным персонажам, ясно указывает, что кладенец - не было именем собственным оружия , конкретного единственного меча, подобного, к примеру, Экскалибуру , а всего лишь определением некоторой категории клинков.

В «Сказании о Вавилоне-граде» - он носит прозвание «Аспид-змей» и может обращаться в змея. Также его называют «Самосёк» - так как он мог рубить сам.

В некоторых поздних диалектах превратился в устной речи в «меч-колунец» .

Владельцы

В поздних сказках, возникших намного позже героических былин, меч-кладенец становится уже практически обязательным атрибутом главного героя:

В современной культуре

  • Романов В. «Сказ об Иван-царевиче и мече-кладенце» - современная «былина».
  • Юлий Буркин, Сергей Лукьяненко . «Остров Русь» , где он принадлежит Илье Муромцу
  • Дмитрий Янковский. «Голос булата» , в котором одушевлённый меч помогает юноше стать богатырем при дворе киевского князя.
  • «Меч-Кладенец» - название в русском прокате фильма «Sword of the Valiant: The legend of Sir Gawain and the Green Knight» (Меч отважного: Легенда о Гайвене и Зелёном рыцаре), 1982 г.
  • В романе Александра Рудазова «Преданья старины глубокой» кладенцами именуются мечи, имеющие определённые магические характеристики. Упоминаются два таких меча: Аспид-Змей - «заветный кладенец Кащея », превращающийся в пятисаженную чёрную змею, и Самосек, принадлежащий Ивану по прозвищу Дурак , обладающий собственной волей.
  • В советском художественном фильме «Иди и смотри » главный герой (подросток Флёра) откапывает в засыпанном окопе самозарядную винтовку , которая становится его пропуском в партизанский отряд .

См. также

Ссылки

  • Долгов В. В. «Волшебные мечи» в контексте религиозных воззрений человека Древней Руси // Вестник УдГУ . Серия «История». - 2005. - С. 118–125.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Меч-кладенец" в других словарях:

    Меч кладенёц см. меч Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. меч кладенец сущ., кол во синонимов: 3 … Словарь синонимов

    Меч кладенец. См. ПРИСКАЗКИ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Меч кладенец, меча кладенца … Орфографический словарь-справочник

    Добрыня Никитич. Фрагмент картины Виктора Васнецова «Три Богатыря» Меч кладенец наименование оружия нескольких богатырей из русского фольклора. Могли быть волшебным и придавать владельцу непобедимость. Обычно попадали в руки хозяину из какого… … Википедия

Меч–кладенец, помощник мужественных героев многих русских сказок, мечта любого воина. Если верить старинным легендам это оружие помогает победить в любом бою. Его использовали многие знаменитые богатыри из русских былин. Только таким мечом можно победить большинство сказочных чудовищ и злодеев, которые для других видов оружия остаются неуязвимыми. Историки и исследователи русского языка так и не могут сойтись во мнениях, почему этот клинок имеет такое название. По одной из официальных версий его имя происходит от слова «клад» и означает спрятанное сокровище. Во многих сказаниях его действительно требуется разыскать в каком-либо укромном месте или незнакомой стране, причем заполучить его могли не все, а только тот богатырь, которого признает это разумное оружие и который может справиться с ним

Другие исследователи утверждают, что «кладенец» от слова «класть», то есть такой меч это мощное оружие, способное положить одним только взмахом все несметное войско врага. В одном из словарей русского фольклора говорится, что такое имя мечу дали за особенность его изготовления, при которой материал, дешевое железо на несколько лет закапывалось в землю. Некачественный металл съедала ржавчина, оставляя только износостойкую и нестареющую сталь, которая затем использовалась для изготовления дорогого клинка. Возможно, слово произошло от древнерусского «укладный», что означает стальной и просто указывает на редкий по тем временам материал, из которого он выкован.

Для древнего воина меч, который мог разрубить стальные доспехи, действительно являлся очень хорошим помощником, который мог спасти жизнь и решить исход битвы. Еще один вариант происхождения названия этого меча связан со словом «складывать» и указывает на специальную технологию, по которой он был выкован. Она похожа на древние способы изготовления булата и дамасской стали. Кузнец многократно тонко расплющивал, а затем сгибал пополам металлическую заготовку клинка. Получалась особо прочная, красивая и острая сталь с замысловатым узором, мечом из которой на лету можно было запросто разрубить волосок.

Также происхождение названия « кладенец» может быть связано с древнеирландским словом claided и латинским gladius, в переводе на русский означающие меч. В некоторых легендах он называется Самосек, потому что мог самостоятельно бороться с врагом и убивать даже без помощи своего хозяина. В одном из сказаний, о Вавилоне был клинок с названием Аспид-змей, который превращался в это ядовитое животное. Богатырский меч это символ доблести и воинской славы. В древние времена был самым распространенным видом оружия. Он не мог достаться просто так, такой клинок было необходимо заслужить. Во всех былинах путь обретения такого оружия был очень трудным. Иногда это были очень длительные поиски и действительно, чтобы найти свой путь, настоящему воину нужно очень большое количество времени, сил и благоразумия. В других сказаниях, чтобы обрести Меч Кладенец, дающий непобедимость, его необходимо было достать из могилы или подземного царства, иначе говоря, победить смерть.


Таким образом, этот клинок являлся чем-то вроде моста, связывающего два мира, мир живых и мир мертвых, сам мог сеять смерть и давал своему владельцу сверхъестественную власть. Еруслан Лазаревич, сказочный герой, нашел этот меч под телом убитого воина Росланея. Где искать его, рассказала голова огромного богатыря на поле брани. Это символ обретения знаний в воинском деле от мертвых к живым. Где искать его, рассказала голова огромного богатыря Чтобы справиться с такими задачами требовалась недюжинная сила и огромная мудрость, во время поисков сам воин обретал отвагу и бесценный опыт. Пройдя через такую инициацию можно действительно стать непобедимым. Испытания прибавляют мудрости, без которой любая мощь теряет смысл, а благоразумие может победить любого врага. В некоторых былинах главный герой получал его в наследство от отца, доблестного богатыря, но с одним условием.


Получить оружие возможно было только, когда силы у юноши окрепнут настолько, чтобы поднять огромный валун, под который мудрый воин положил клинок. Это означает, что каждый мужчина, обучаясь боевому искусству, должен иметь терпение и стараться не опережать события, дожидаясь, пока его знания станут совершенными. Существует предание об Агриковом мече, утерянном артефакте древности. По легенде его изготовил Агрик, сын царя Ирода, известного своей жестокостью царя. Этот клинок мог как масло рубить стальные доспехи, светился в темноте ярким синеватым светом и давал в бою такое преимущество, что одним своим видом мог обратить в бегство абсолютно любое войско. Князь Андрей Боголюбский, окруженный врагами в 1149 году, смог спастись от смерти или плена, просто высоко подняв меч над головой. Упоминался этот артефакт и в легенде о Петре и Февронии.

Непобедимый клинок пытался разыскать Адольф Гитлер, на побережье реки Ока он даже послал специальную экспедицию. Как и следовало ожидать, никаких результатов это не принесло. Преданий о непобедимом мече на Руси существовало огромное количество. Сейчас никто не может точно знать был ли этот образ собирательным или действительно существовал великий магический артефакт невиданной силы, способный подарить неограниченную власть. Исторические мечи Европы Грус - меч Болеслава III Кривоустого. Драгоценный Жертвенный Меч (Jewelled Sword of Offering) - коронационный меч английских королей, изготовлен в 1820 г. Куртана (Curtana, «Меч Милосердия») - тупой меч Эдуарда Исповедника, символ милосердия, который и сегодня торжественно носят в процессиях во время коронации британских королей. Ликорн (Licorne) - исторический меч бургундских принцев. Шойс - меч Вильгельма Оранского. Щербец, коронационный меч королей польских. (Меч короля Болеслава, о котором речь шла выше, был дан ему ангелом и получил название «щербец» , так как он, Болеслав, прийдя на Русь по внушению ангела, первый ударил им в Золотые ворота, запиравшие город Киев на Руси, и при этом меч получил небольшое повреждение; повреждение же по-польски означает «щербина» , и поэтому и меч стал называться «Щербец») .


Легендарные и вымышленные мечи европейского эпоса Аскалон (Ascalon) -меч Св. Георгия (по средневековым легендам) . Иштен Кардъя (Az Isten Kardja, «Меч Бога Войны (Марса)») - оружие Атиллы (по Иордану, средневековым легендам) . Азот (Azoth) - магический меч Парацельса (по средневековым легендам) . Ворпэйл (Vorpale) - меч безголового всадника из голландско-американской легенды о Сонной Лощине (в американском фольклоре) . Дамоклов меч Меч-кладенец- меч Святогора и Ильи Муромца (в русском фольклоре) . Огненный меч - принадлежит ангелу (херувиму) , поставленному сторожить Эдем после изгнания оттуда Адама и Евы (в Книге Бытия) . Тизона, Тисона (Tizona) - меч Эль Сида, национальное сокровище Испании. Отнят им у короля Букара (в испанском эпосе) .

Его второй меч: Колада - менее знаменитый клинок. Добыт Сидом у графа Раймонда Беренгария Братоубийцы (в испанском эпосе) . Хрисаор - золотой меч королевы феи, символ высшего одухотворения, принадлежала Артегалу (Artegal). Другой меч из «Королевы Фей» - Сангламор (Sanglamore) принадлежал Браггадоккио (Braggadochio). (Эдмунд Спенсер, «Королева Фей») . Кельтские мечи Каладболг - призрачный спиральный меч Фергуса. В первоначальных версиях мифа использовался Кухулином. Отождествляется с Экскалибуром более позднего времени. Обладал достаточной силой, чтобы срезать три холма. Другой меч Фергуса назывался Леохайн (Leochain). Бальмунг - меч Зигфрида (по «Песне о Нибелунгах») . В «Эдде» он называется Грам, в вагнеровском цикле - Нортунг (Nothung), также называется Мимунг (Mimung). Бальмунг был выкован Велундом для Одина, сломан и перекован Регином.


Close