Конспект внеклассного мероприятия

Тайна имени

Кучеренко Елена Александровна,
воспитатель группы продлённого дня
ГБОУ гимназия №399
Красносельского района Санкт-Петербурга

Работа предназначена воспитателям группы продлённого дня, учителям начальных классов для проведения внеклассных мероприятий. Занятие проходит в форме игры.

Цель: познакомить с историей происхождения имён, их значением.

Ход занятия

Дети встают в круг и проводят приветствие «Солнышко» под музыку (можно выбрать любую спокойную мелодию) и рассаживаются по группам за столы.

Солнышко, солнышко, в небе свети!
(дети тянутся руками верх, встают на ноги)

Яркие лучики нам протяни.
(Вытягивают руки вперед ладошками вверх)

Ручки мы вложим
(разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)

В ладоши твои. Нас покружи, оторвав от земли.
(Кружатся парами)

Вместе с тобой мы пойдем на лужок
(выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки)

Там все мы встанем дружно в кружок
(образовывают круг)

С песнями водим мы хоровод.

Солнышко снами по кругу идет.
(Идут по кругу)

Хлопают радостно наши ладошки,
(хлопают в ладоши)

Быстро шагают резвые ножки.
(Идут быстрым шагом)

Солнышко скрылось, ушло на покой
(приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку)

Мы же на место сядем с тобой
(тихо, спокойно садятся на свои места)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. Прочитайте слова. Что они обозначают? Предположите.

Первак, Вторак,Чернавка.

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Прочитайте текст.

Жили -были мужик да баба. Родился у них первый сын. Назвали они его -Первак. Потом второй - Вторак. Через несколько лет появилась на свет доченька. Назвали они её Чернавка. Волосы у неё были чёрные, как смола. Жили они дружно, помогали друг другу.

Воспитатель: Догадались? Что обозначают слова написанные на доске? (имена людей). Как поняли, почему на Руси так давали людям такие имена?

Раньше на Руси давали числовые имена, иногда по внешнему виду, по характеру-Добр, Смел, имена по году времени - Зим, Мороз.

Позже в истории русских имён было время, когда их выбирали по церковным святцам.

Воспитатель: Определите тему занятия? Что хотите узнать?

Поставьте цель.

Тема: Тайна имени.

Цель: узнать о происхождении разных имён.

Воспитатель: Нет ни одного человека на земле безымянным. У каждого своё имя. Сегодня будем играть в группах. Вспомните правила групповой работы.

Воспитатель: Игра начинается.

1 задание. Многие герои сказок имеют непростые имена. Угадайте их и объясните, почему их так назвали?

1команда.

В чашечке тюльпана на зелёном листке сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего на один дюйм. Как зовут эту девочку? (Дюёмовочка)

2 команда.

Девочка, беленькая как снежок, и кругленькая, как коиок, говорит старикам:»Я из вешнего снега скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена». Как зовут эту девочку? (Снегурочка)

Воспитатель: Какие ещё говорящие имена литературных героев знаете?

Воспитатель: Когда дети маленькие их называют сокращёнными именами, а вырастают полными.

2задание.

Подберите полные имена.

1 команда. 2команда.

Митя- Оля-

Петя- Витя-

Марина- Максим-

Воспитатель: У всех имён изменилось полное имя? С какой буквы написали пару имён?

3 задание.

Воспитатель: Называют ли вас родители ласковыми именами?

Марьюшка, Марусенька,

Машенька и Манечка.

Побежали в лавочку и купили прянички.

Воспитатель: Как по разному в отрывке называли девочку? Можно утверждать, что это одно имя, но сказано по разному, ласково?

А умеете вы называть своих друзей по разному? Кто больше подберёт имён по разному?

1 команда.

Татьяна (Танечка, Танюша, Танюха, Тата, Танюсенька т.д)

2 команда.

Василий(Васятка, Васенька, Васятушка, Васечка, Васянька и т.д.)

4 задание.

Воспитатель: На уроках русского языка вы изучили правило написание имён. Вспомните его. Где нужна большая буква? Выберите.

1 команда.

Собирала (М,м)аргаритка (М,м) маргартики на горе.

На виду честного (Л,л)юда трусит с горки ехать (Л,л)юда.

2 команда.

(П,п)оля убежала с (П,п)оля и встретила (С,с)ерёжку, который нашёл её (С,с)ерёжку. А у (С, с) ани с горки сами мчаться (С, с) ани.

Воспитатель: Как красивы наши имена. Но, нередко в нашей жизни мы используем не имена, а "клички". И они нам не всегда приятны и даже иногда унижают человека.

Но, ещё в старину люди на Руси придумывали шутилки-дразнилки.

Подготовленные ученики читают.

Андрей-воробей, Мишка-еловая шишка,

Не гоняй голубей, Сергей-воробей.

Голуби бояться, Лев,Лёвка,

На крышу не садятся. Умная головка.

Воспитатель: Задумывались вы над тем, откуда пришли ваши имена и что они обозначают. Хотите узнать.

Каждый ребёнок получает конверт, где написано, из какого языка мира пришло его имя и что оно обозначает.

Воспитатель: Подошла к концу наша игра. Интересно вам было? Что нового узнали? Добились цели, которую ставили перед игрой. Что хотите ещё узнать об именах?

Прожить без дружбы можно,

Но только очень сложно.

Вокруг тоска и скука,

Когда нет рядом друга.

Тогда так одиноко

И на душе тревога…

Поэтому желаю всем

Побольше истинных друзей.

Воспитатель: Молодцы!

Конспект логопедического занятия для учащихся старшей школы с системным нарушением речи «Имена собственные и нарицательные»

Кормилицына Оксана Владимировна, учитель-логопед, ГБОУ КК специальной (коррекционной) школы-интерната ст-цы Тенгинской.
Описание:
Предлагаю конспект фронтального логопедического занятия для старших школьников с системным нарушением речи (6-7 классы). Конспект может быть полезен для логопедов массовых и коррекционных школ, студентов дефектологических факультетов, родителей, педагогов коррекционных классов.
Цель.
Учить дифференцировать имена существительные собственные и нарицательные.
Задачи.
Упражнять в написании имен собственных с большой буквы.
Учить использовать кавычки в именах собственных.
Обогащать пассивный и активный словарь.
Развивать связную речь.
Воспитывать интерес к занятиям.
Оборудование: мультимедийная презентация, скороговорка, мяч, карточки для индивидуальной работы.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Начинаем наше занятие, садитесь.
Доскажи словечко.
В классе нашем …. тишина.
А за окнами… зима.
Заниматься …интересно,
Станет многое…известным,
Непонятное …. понятным.
Грамотно писать …приятно.
2. Речевая разминка.
Разучивание скороговорки.
Рима сыграла романс на рояле, Рома сыграл романс на гитаре.
Произносим с разным темпом и силой голоса.
Какие имена людей встречается в этой скороговорке?
Рима, Рома.
3. Сообщение темы занятия.
У каждого человека есть собственные имена. (Называю имена детей в классе). Это имена собственные. Нас окружают многочисленные предметы. Назовите их. (парта, ручка, доска и т. д.) Эти предметы называют слова – имена существительные нарицательные. Сегодня мы поговорим об именах существительных собственных и нарицательных.
4. Работа по теме занятия.
Актуализация знаний.
Все предметы называются определенными словами – именами существительными.
Игра с мячом.
1.Ребенок, получивший мяч, называет имя существительное.
Имена существительные нарицательные – это слова, которые являются названием большой группы предметов.
2.Ребенок, получивший мяч, называет имя существительное нарицательное.
Имена существительные собственные - называют конкретный предмет или явление.
Каждый из вас уникален и один единственный. И у каждого из вас есть имена, отчества и фамилии.
Ученики встают и называют свои имена, отчества и фамилии.

Имена существительные собственные пишутся с большой буквы.
Какие еще слова относятся к именам собственным?
Дети перечисляют группы имен собственных.
Клички животных, названия городов, стран, поселков, улиц, рек, озёр, водопадов, гор, названия газет, журналов, фильмов.
Пальчиковая гимнастика.
Хлопки в ладоши.
Раз, два, три, четыре, пять.
Научился я считать.
Стучим, чередуя кулак, ребро.
Посчитаю петушка,
Курочку, еще щенка.
Нашу елку во дворе.
Ну и папу на крыльце.
Пальцы сжимаем в кольцо поочередно: большой палец с мизинцем, с безымянным, со средним, с указательным.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мне легко вас сосчитать.
Кто из героев этого стихотворения имеет имя клички?
Папа имеет имя, курочка, петушок, щенок – клички.
Как могут звать папу, курочку, петушка, щенка?
(Коля, Ряба, Петя, Пушок)
Просмотр презентации. Работа в тетради.
Откройте тетради. Запишите число и тему занятия.
Имена существительные собственные и нарицательные.
- У кого из вас живут домашние питомцы? Как их зовут? Какие они?
Например, у меня живет во дворе собака Дружок. Она большая, черная и лохматая. Очень любит играть
Ответы детей.
Кошка Мурка. Слайд 2.

-Ребята, в каком крае мы живем? В какой станице расположен наш интернат?
Краснодарский край, станица Тенгинская.
Станица Тенгинская, Краснодарский край. Слайд 3.
Запись предложения в тетрадь. Подчеркиваем заглавную букву в имени собственном.
-У нас в станице течет река. Как она называется?
Река Лаба. Слайд 4.
Запись предложения в тетрадь. Подчеркиваем заглавную букву в имени собственном.
-С Краснодарским краем соседствуют одна из удивительных стран – Абхазия. В Абхазии есть озеро, знаменитое на весь мир своей красотой.
Озеро Рица, Абхазия. Слайд 5.

Там же много красивейших водопадов. У них тоже есть имена. Один из них это водопад Молочный. Называется он так потому, что его вода бурлит и по цвету напоминает молоко.
Водопад Молочный, Абхазия. Слайд 6.
Запись предложения в тетрадь. Подчеркиваем заглавную букву в именах собственных.
-Бухта это - небольшая часть моря, залива, озера, водохранилища, обособленная от открытых вод частями суши, например,выступами берегов...
Бухта Инал, это часть Черного моря.
Бухта Инал, Черное море. Слайд 7.
Запись предложения в тетрадь. Подчеркиваем заглавную букву в именах собственных.
-В хорошую погоду, нам с вами видны макушки гор. Кто из вас знает, как они называются?
Горы Кавказа. Слайд 8.
Запись предложения в тетрадь. Подчеркиваем заглавную букву в имени собственном.
Физкультминутка.
Отложили мы тетрадку.
Раз, два, три, четыре, пять. (Ходьба на месте.)
Дружно сделаем зарядку,
Надо сесть, и тут же встать, (Приседания.)
И коленочки достать. (Наклоны.)
Поскакать потом на месте.
Дружно, улыбаясь, вместе!(Прыжки.)
Вдох и выдох. И опять
Будем думать и писать,
На вопросы отвечать.(Дети садятся за парты.)
Дифференциация имен существительных собственных и нарицательных.
Работа с деформированным предложением.

Составить предложение из слов. Подчеркнуть имена собственные. Ученик записывает предложение на доске, остальные учащиеся – в тетрадь.
Марина. Живет. Школьная. На улице.
Марина живет на улице Школьной. Слайд 9.
Названия улиц – имена собственные и пишутся с большой буквы.
Миша. Лабинску. Любит. Гулять. По городу.
Миша любит гулять по городу Лабинску. Слайд 10.
Названия городов– имена собственные и пишутся с большой буквы.
Использование кавычек в именах собственных.
Названия журналов, фильмов, книг, блюд, спортивных команд – это тоже имена собственные. Эти названия не просто пишутся с большой буквы, они заключаются в кавычки.
Например: салат «Винегрет», журнал «Ералаш», кондитерская фабрика «Красный Октябрь» , мультфильм «Бременские музыканты». Слайд 11.
Полина читает книгу Андрея Сергеевича Некрасова «Приключения капитана Врунгеля». Слайд 12.
Назовите имена существительные собственные.
Почему в предложении используют кавычки?
Ответы детей.
Названия книг при письме заключаются в кавычки.
Дыхательная гимнастика.
Сделать глубокий вдох через нос. Тут же выдохнуть воздух медленной ровной струей через рот, губы вытягиваем трубочкой. Выполнить 3, 4 раза. Выполняется стоя.
Работа по карточкам.
1 группа.
Исправить ошибки в тексте, подчеркнуть имена существительные собственные, поставить, где нужно кавычки.
Вечерами вся семья комаровых собирается вместе. Папа читает газету сельская новь. Бабушка вера с мамой смотрит сериал след. Маленький коля ест мороженое пломбир.
2 группа.
Исправить ошибки в тексте, подчеркнуть имена существительные собственные поставить, где нужно кавычки.
Вечерами вся семья комаровых собирается вместе. Папа читает газету «сельская новь». Бабушка вера с мамой смотрит сериал След. Маленький коля ест мороженое «пломбир».
3 группа.
Исправить ошибки в тексте, подчеркнуть имена существительные собственные.
Вечерами вся семья Комаровых собирается вместе. Папа читает газету «Сельская новь». Бабушка вера с мамой смотрит сериал «След» . Маленький коля ест мороженое «Пломбир».
Проверка работы по карточкам. Оценка проделанной работы.
5. Итог.
Что такое имена существительные нарицательные, собственные?
Как пишутся имена существительные собственные?
Как пишутся названия книг, фильмов, конфет?
Что нового, интересного узнали на занятии?
Большую букву мы пишем всегда
В больших, уникальных и важных словах:
В фамилиях, отчествах и именах,
В названиях стран, рек, морей,океанов
В названиях улиц, проспектов, журналов.
Кавычки поставим в названьях последних.
Кавычки поставим без всяких сомнений
В названиях фильмов, салатов, конфет,
Спортивных команд, стадионов, газет. Слайд 13.
Вы отлично сегодня поработали. Все молодцы!

Презентация на тему: Имена существительные собственные и нарицательные

ИМЯ. МОЁ ИМЯ

Воспитатель : Ребята, сегодня мы проведем не совсем обычное занятие. Необычное потому, что вместе со мной его будет проводить вот эта Кукла. Давайте с ней поздороваемся. Она пришла из сказки. Давайте познакомимся, я предлагаю вам назвать Кукле свои имена. Для этого встаньте в круг, кому из вас Кукла бросит мяч, тот и называет своё имя.

Игра : «Назови своё имя»

Кукла : Как красиво звучат ваши имена. А можно каждого из вас назвать грубо? (Да)

Воспитатель : А вы знаете, что назвав грубым именем, человека можно обидеть? (Знаем) . Я надеюсь, что вы никогда не будете называть друг друга грубыми именами.

Игра: «Назови ласково».

Кукла : Ой, ребята, какие у вас красивые имена. А у меня нет имени (начинает плакать).

Кто дал вам имя? (Родители)

Воспитатель: Ребенку имя выбирают всей семьей. Помогают и бабушки, и дедушки.

Кукла :- А когда дают ребенку имя ? (Когда рождается)

Воспитатель :- Каждый ребенок со дня своего рождения сразу получает права , которые его защищают.

Лишь появится ребенок

И дышать начнет едва,

У него уже с пеленок

Появляются права .

Одно из этих прав - право на имя .

Кукла: Ребята, послушайте мою историю.

В моей сказочной стране живут очень хорошие, умные, добрые люди. Вот только одни из них очень большие, высокие, а другие маленького роста. И большие и маленькие дружат между собой, любят друг друга. Казалось бы, все у них в стране хорошо. Но большие люди были очень серьезные, очень занятые, они почти не позволяли себе шалить и играть, как маленькие. И ещё они часто говорят: «Я имею право…», «Это моё право…», а о правах маленьких человечков никто никогда не говорил. Будто их и вовсе не было. Кроме того, никому не нравилось, что большие люди никогда не называли маленьких по именам. Обычно они обращались к ним так: «малыш, крошка, маленький, котенок». И больше всего им не нравилось, когда большие дразнили маленьких. Вот такая страна: права только у взрослых. Им только всё можно.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, почему наша гостья обижалась, когда её дразнили, обзывали? (ответы детей). А что вы чувствуете, когда вас дразнят, дают прозвища? (Ответы детей). Каждый человек имеет право на то, чтобы его называли по имени. Ведь у людей такие красивые имена. Как вы думаете, зачем людям имена? (Чтобы обращаться к человеку) . У каждого человека есть имя, оно выделяет его среди других людей. Обращаясь, мы называем друг друга по имени. Можно сказать : «Эй, Дай мне, пожалуйста, машинку!» - и вопрос прозвучит в пустоту. А можно попросить так : «ВОВА, дай мне, пожалуйста, машинку!» - Вова поймёт, что обращаются именно к нему и обязательно поделится с другом игрушкой.

Каждый ребёнок имеет право на собственное имя . При рождении родители выбирают имя своему ребёнку, в которое вкладывают свои надежды, пожелания. У вас у каждого есть документ «Свидетельство о рождении» , где указаны имя и фамилия (показываю на доске свидетельство о рождении) .

Кукла : Ребята, у каждого из вас есть такой документ? А вот у меня нет ни документа ни имени.

Воспитатель : А знаете ли вы, милая Кукла, что каждое имя имеет свое особое значение и просто так имя не даётся?

Имя нам даёт отраду,

Дарит счастье и удачу,

Оттого узнать бы надо,

Что же имя наше значит.

Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными и смелыми. Как вы думаете, как раньше давали имена детям?

По внешним признакам (Чернава, Кудряш, Белёсая) (Слайд 2)

По черте характера (Добрыня, Молчун, Прыгунок) (Слайд 3)

По очереди рождения в семье (Первой, Вторуня, Пятой, Осьмой) (Слайд 4)

По явлениям природы (Метелица, Знойник, снегурочка)

Воспитатель: Ребята, может быть кто-нибудь из вас знает, почему именно такое имя дали вам родители?

Воспитатель: А давайте посмотрим на нашу гостью повнимательнее и придумаем ей имя?! Как бы вы её назвали? Какая наша гостья?

Кукла: Спасибо, вам, ребята за имя, которое вы мне дали! Мне стало так радостно от этого! Давайте повеселимся?!

ИГРА «Девочки и мальчик».

(Текст сопровождается соответствующими движениями).

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

Ручками хлопают,

Ножками топают,

Глазками моргают,

После отдыхают (приседают на корточки).

Воспитатель : «А у нас в группе есть девочки с одинаковыми именами. Интересно как же их зовут? (Дети называют имена София Шеина и София Ширнина). Люди с одинаковыми именами зовутся «тёзками ». А кто из вас знает своих «тёзок» (Ответы детей) .

А как вы думаете, как можно отличить людей с одинаковыми именами? (По фамилии).

Воспитатель : Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию. Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами .

Кукла : А теперь давайте поиграем в игру «Что лишнее?» . Будьте внимательны.

Алеша, Иванов, Рома, Ваня.

Юля, Олег, Вова, Андрей.

Сережа, Руслан, Жучка, Данил.

Маша, Таня, Мурка, Марина.

Воспитатель : Ребята давайте присядем. Дети, как вы думаете, может ли имя расти?

Воспитатель : Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя.

Сначала звали эту девочку ласково : Надюшка, Наденька. Девочка подростала и стали её называть Надеждой. Потом она выросла, стала взрослой. И называют её Надеждой Петровной. Отчество никто не придумывает, оно, как и фамилия переходит от отца. Мы растём, и растёт наше имя.

Кукла : Ребята, я очень хочу узнать, как вас будут называть, когда вы станете взрослыми? (дети называют свои имена) .

Имя у тебя одно,

Навсегда оно дано.

Жизнь длинна,

И оттого, ты побереги его.

И вам я желаю вырасти умными, добрыми, отзывчивыми. Беречь свои имена. И, может быть, имя кого-то из вас тоже прославится за добрые дела и поступки и про кого-то из вас смогут сказать: «Не имя красит человека, а человек имя»!

Кукла : - Ребята, отгадайте загадку:

И у мамы есть, и у папы есть, и у дочки есть, и у внучки есть.

Чтобы его узнать, надо вслух сказать. Что это? (Дети : Имя.)

Кукла: Я хочу запомнить ваши имена. Скажите вы верите в чудеса? Я тоже верю. Каждое утро ко мне приходит волшебник и приносит мне чудесные сказки – истории. А сегодня я вернусь в свою волшебную страну и расскажу всем о том, с кем я познакомилась. А для этого я должна запомнить ваши имена. Мой знакомый волшебник подарил мне белый лист бумаги и сказал, что на нём чудо, которое рядом с нами. Только в чудеса надо верить. Сейчас мы попробуем сотворить маленькое чудо.

(На листе ватмана парафином написаны имена детей. Смоченной в акварели ваткой закрашиваем лист. Когда проступают имена читаем их).

Кукла : ребята, посмотрите какое чудо у нас вышло. Кто нашёл своё имя?

Мне очень понравилось быть у вас в гостях. Я думаю, что вы прославите свои имена и ими будут гордиться ваши родители, бабушки и дедушки. Молодцы! И теперь я с радостью могу отправляться в свою страну. До новых встреч !!!

Воспитатель : Вот и подошло к концу наше занятие.

Ребята, сегодня на занятии вы узнали, что все люди и большие, и маленькие с самого рождения имеют право на имя.

Наша гостья тоже узнала своё имя и очень обрадовалась.

Ребята, так кто же дал вам имя? (Родители, мама и папа) .

Воспитатель : Кто такие тезки?

Дети : Люди с одинаковыми именами.

Воспитатель : Кто такие однофамильцы?

Дети : Люди с одинаковыми фамилиями.

Воспитатель : Как называется праздник имени?

Дети : Именины или День Ангела.

Воспитатель : Какой документ подтверждает ваше право на имя ?

Дети : Свидетельство о рождении.

А что вам больше всего понравилось?

Ребята вы сегодня были молодцы! Хорошо поиграли и поработали!

Эльвира Болтышева
Конспект занятия «Наши имена» (старшая группа)

Конспект занятия в старшей группе «Наши имена » .

Цели : Помочь детям в познание и принятие собственного имени .

Задачи :

1. Закрепить знания детей о Конвенции, о правах ребёнка, довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя.

2. Развивать умения соотносить права и правила, умение рассуждать, делать выводы, сопереживать.

3. Активизировать у детей творческой мотивации «я - фантазёр» .

4. Воспитывать дружелюбия по отношению к окружающим.

Форма проведения : непосредственная образовательная деятельность.

Вид занятие : творческая сюжетная игра.

Ход НОД:

Дети заходят в группу , приветствие :

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, земля!

Здравствуйте, гости дорогие!

Здравствуй, я!

Воспитатель : ребята посмотрите, на столе что-то лежит? (ребята подходят к столу открывают карточки) . На них написаны интересные слова : Маша, Миша, Таня, Ваня.

Что обозначают эти слова? (имена ) .

А у вас есть имя?

Кто дал вам ваше имя? (родители) .

Ребята имя выбирают всей семьёй. Помотают и бабушки, и дедушки.

А когда дают ребёнку имя? (когда рождается) .

Каждый ребёнок со дня своего рождения сразу получает права, которые его защищают.

Дети читают стих : Лишь появится ребёнок

И дышать начнёт едва

У него уже с пелёнок

Появляются права!

Воспитатель : одно из этих прав - право на имя. Об этом написано в этой книге. Она называется «Конвенцией о правах ребёнка» . Это очень важный документ. Здесь написаны статьи о правах ребёнка. Так вот ребята статья 7 гласит : что ребёнок с момента рождения имеет право на имя.

Значит, какое у вас ребята есть право? (право на имя) .

Вот об этом мы сейчас с вами и поговорим. А помогут нам в этом наши имена . Ой, а куда же они делись? Куда могли подеваться?

(За дверью раздаётся громкий смех, в группу влетает мяч , к нему прикреплена записка): «Ха-ха-ха потеряли имена ? Так вам и надо! Решили узнать о своих правах? Стараетесь выполнять все правила, перестали драться, дразниться. Одни добрые дела делаете. Мне это не нравится, поэтому ваши имена я спрятала . Может без них, вы станете плохими, как я! Ну, а если они вам всё-таки так нужны, то пройдите мои испытания. Если мне ваши ответы на задания понравятся, то получите ключи. Один из них сможет открыть ваши имена . А отыскать имена вам поможет карта ! Пока, пока,Шапокляк!»

Воспитатель : - Вы ребята поняли, где наши имена ?

Что же будем делать? (спасать) .

Воспитатель : тогда, вперёд! Но путь будет трудный, вы готовы?

Нам надо пройти через препятствия :

По горячему песку я ногами потопчу;

А по шишкам проскачу;

И по прохладную траву нежно ручками сгребу;

По холодному ручейку я легонько пробегу!

Тяжело поднять в гору;

На полянке отдохну.

Воспитатель : вот мы и на первой полянке, а вот и наше задание :

Имя нам даёт отраду

Дарит счастье и удачу.

Оттого узнать бы надо

Что же имя ваше значит?

(дети рассказывают в микрофон) .

Воспитатель : молодцы ребята, мы с вами получили первый ключ.

Тогда снова в путь! (по горячему песку и т. д.)

Воспитатель : ой, ребята мы с вами кажется попали в сказочную лабораторию! А кто знает, что такое лаборатория? (ответы детей) .

А вот и наше задание : Превратиться в учёных и исследовать своё имя

Какой у него запах (лимона,мармелада,шоколада.)

Какой вкус (представить, что откусили маленький кусочек)

Какого цвета (предложить детям раскрасить своё имя фломастерами) .

Воспитатель : ребята всем понравились свои имена ? (да) . И мы получаем ещё один ключик!

Продолжим наше путешествие? (да) . Тогда в путь! (по горячему песку) .

Воспитатель : посмотрите ребята куда-то мы попали? Сейчас прочитаем : «Окно в будущее» . - Что за интересное окно? Заглянем?

- А тут наше задание : прохлопайте своё имя (например : Ма-ша, Са-ша)

(Дети выполняют задание) .

А теперь моё (Эль-ви-ра Ар-кадь-ев-на) .

У меня самое длинное. Почему? (имя, отчество) .

А как вас будут звать, когда вы вырастите. Кто знает своё отчество? (по отцу) .

Представьте,что вы выросли (даю обувь взрослого : туфли, ботинки)

Пройдите парами по подиуму. Почувствуйте нравится вам ваше будущее имя : (Идёт Наталья Дмитриевна) (узнать у детей отчество, связать имена в будущем с делами ).

Кем бы вы хотели стать, когда вырастете?

Вывод : Всем понравились свои будущие имена ? Я желаю вам вырасти замечательными взрослыми людьми.

Воспитатель :

Вот и ещё один ключик мы получили от Шапокляк за свои прекрасные знания! Но нам нужно двигаться дальше, ведь нам с вами осталось заполучить один последний ключик. Ребята вы устали? Может, дальше не пойдём, будем жить без имён? (нет) . Ну, тогда в перёд! (по горячему песку) .

Воспитатель : вот мальчики и девочки мы добрались до «Полянки ласки и нежности» . Какая замечательная полянка зовёт отдохнуть, ребята давайте мы все присядем на полянку.

Так вот и задание наше :

На полянку вы придёте, там платочки вы найдёте,

Что нашепчет вам на ушко, расскажите вы друг дружке!

Воспитатель : ребята обернитесь в платочек,как будто вас ласково обнимает мамочка,и прислушайтесь, представьте как бы нежно и ласково вас позвала мама? А теперь откройте глаза и назовите себя так как вам шепнула мама. (детям дают клубочек ниток, ребенок называет своё имя и передаёт другому разматывая его).

Воспитатель : Посмотрите,какая паутина ласковых имён у нас получилась. У вас у всех есть право на имя, а какие правила, ребята,необходимо соблюдать, что бы не нарушать это право?

1. Не дразниться.

2. Не придумывать клички.

3. Обращаться по имени , вежливо друг к другу.

4. Если нарушил правило, то надо извиниться.

Воспитатель : Молодцы ребята и мы получаем последний ключик! И можем теперь открыть нашу шкатулочку, но для этого нужно подобрать нужный ключ. У вас есть подсказка – тень ключа, который подойдёт к замочку.

(Дети подбирают ключ по его тени) .

В шкатулке лежат бейджики с именами детей , они одевают каждый своё имя.

Воспитатель : ну нам пора возвращаться в детский сад. Приготовьтесь мы отправляемся :(по горячему песку) .

Вот мы и в группе , ребята, что сегодня с нами произошло?

Кто похитил наши имена ?

Какое доброе дело мы сделали?

О каком праве мы узнали? Где записаны наши права ?

Вывод : Я рада, что вы полюбили свои имена , вы много сегодня узнали интересного о своём имени , а я ребята хочу подарить вам частичку хорошего настроения на весь оставшийся день, частичку ласки и радости! А вы мои хорошие поделитесь своими частичками настроения с нашими гостями !

(Дети дарят хорошее настроение гостям,прощаются,уходят) .

Конспект занятия

по познавательному развитию в старшей группе.

Тема: «Что означают наши имена» .

Задачи: познакомить детей с правом на имя и с историей возникновения фамилий; научить применять это право в жизни; развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы; воспитывать чувство самоуважения уважения к другим людям.

Оборудование: камешек, мяч, мягкая игрушка Сова, кубик с разрисованными гранями, корзинка со сладостями.

Ход.

1. Введение проблемно-игровой ситуации.

Воспитатель: Ребята, сегодня в гости к нам пожаловала тетушка Сова - Знаю свои права.

Тетушка Сова: Здравствуйте, ребята! Скучно мне стало, решила вас проведать, да задачку вам подбросить.

Воспитатель: Что же за задачку такую?

Тетушка Сова: А вот у меня есть документ (показывает), кто знает, что это за документ?

Воспитатель: Я знаю! Это свидетельство о рождении. Этот документ говорит об одном нашем праве. О каком, догадайтесь?

(загадывает загадку)

Тебе дано, а люди им пользуются.

Дети: Имя!

Воспитатель: Да.

2. Рассказ воспитателя об имени.

Воспитатель: У каждого человека есть имя. Оно дается ему сразу после рождения. У вас тоже есть свои имена. Давайте все вместе хором одновременно назовем свое имя. (Дети называют). Есть имена мужские и женские, девчоночьи и мальчишечьи. Пока вы маленькие и имена ваши маленькие, а потом они будут расти вместе с вами. Давайте посмотрим, как.

3. Игра в кругу «Камешек».

Воспитатель: У меня в руках камешек.

Камешек ты передай

И скорее отвечай.

Как тебя будут называть,

Когда ты вырастешь? (передает камешек сидящему в кругу ребенку).

Дети передают друг другу камешек и говорят свое «взрослое» имя.

Воспитатель: Имя ребенку выбирают родители, а отчество переходит от отца. Давайте поиграем с нашим именем и отчеством.

4. Игра «Прошепчи».

Воспитатель: Под музыку вы будете ходить по коврику, подходить друг к другу и шептать свое имя, отчество. Затем мы узнаем, кто какие услышал имена и отчества.

5. Рассказ воспитателя о фамилии.

Воспитатель: Кроме имени и отчества у человека есть еще и фамилия. Она переходит к нам от дедов и прадедов. Как вы думаете, зачем нужна фамилия?

Дети: Чтобы различать людей с одинаковыми именами.

Воспитатель: Правильно. Ведь людей на Земле раньше было не так много, можно было различать их по именам. А когда людей становилось все больше, то стали придумывать фамилии. Их люди придумывали по месту, где жил человек: в селе Коровино жили Коровины, а в деревне Весёлки жили Веселовы, или по профессии которая была у человека: кузнецу давали фамилию Кузнецов, а конюху - Конюхов. Часто придумывали фамилии по имени отца: сын Степана- Степанов, сын Ильи- Ильин. Я предлагаю вам тоже придумать фамилии.

6. Игра «Крутись-вертись».

Дети бросают поочередно кубик и приговаривают:

Крутись, вертись,

На бочок ложись.

Кубик ложится, а дети по выпавшему предмету придумывают фамилию. (Например, яблоко-Яблоков, стул-Стулов, медведь- Медведев, гусь – Гусев, груша- Грушин, флаг – Флажков)

Воспитатель: Ребята, а когда к человеку относятся уважительно, называют его по имени и отчеству. Кого в детском саду вы так называете? (воспитателя, няню, тренера, медсестру и т.д.) К детям же можно обратиться просто по имени. Важно произносить имена ласково, не называть грубо.

7. Игра «Назови ласково» с мячом.

Дети по цепочке перекатывают мяч друг другу и ласково называют соседа.

Воспитатель: Имя с человеком остается навсегда, до самой смерти, становится частью его. Оно радует и приносит удачу.

Имя радость нам дает,

Счастье и удачу.

Мы, конечно, захотим,

Знать, что имя значит.

Воспитатель: А вы знаете, что каждое имя имеет свое значение?

Вот, например, Николай- победитель, Софья – премудрая.

А кто из вас знает значение своего имени? (Ответы детей)

Свидетельство о рождение подтверждает наше право на … (имя). Мы правы, тетушка Сова? (Да)

8. Итог занятия.

Воспитатель: Тетушке Сове пришло время возвращаться домой. А чтобы проверить, как вы запомнили все, о чем мы с вами сегодня говорили, Сова приготовила для вас свои умные вопросы и подарки. На вопросы отвечайте и подарки получайте.

Какой документ закрепляет право на имя?

У кого есть имя?

Назови свое взрослое имя.

Кто выбирает имя ребенку?

Что есть у каждого человека, кроме имени?

Зачем нужна фамилия?

Почему нельзя называть грубо, дразнить человека?

Как получались фамилии?

(Каждому отвечающему поочередно Сова вручает шоколадную плитку)

Сова: Молодцы, ребята! Вы очень умные, добрые и внимательные. Я верю, что вы вырастите и станете хорошими людьми, сделаете много добрых дел, новых открытий для всех людей и прославите свое имя, отчество, фамилию. Всего вам доброго. До свидания.

Дети: до свидания!



Close